Учитель логопед работать учителем

Мария Артемова
Специфика профессиональной деятельности учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве

Учитель-логопед – это специалист, занимающийся вопросами выявления и коррекции нарушений речевого развития и коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В последние годы контингент детей общеобразовательных учреждений значительно изменился. С учетом активного внедрения инклюзивной практики в общеобразовательные организации с каждым годом в них увеличивается число детей с различными нарушениями в речевом развитии.

В настоящее время выделяется ряд речевых проблем, которые возможно и целесообразно преодолевать только в рамках специальных (коррекционных) учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи (алалией, а также тяжелой дизартрией, ринолалией, заиканием). Однако детей с такими выраженными речевыми расстройствами (а в некоторых случаях с сочетанной патологией, то есть нарушений не только речевой функциональной системы,но и других линий развития: познавательной, социальной физической) не так много. По мнению большинства специалистов, занимающихся проблемами инклюзии, основная масса детей с речевыми нарушениями может обучаться в условиях общеобразовательного учреждения, на базе которого должна осуществляться целенаправленная систематическая логопедическая помощь.

Учитель-логопед, реализующий сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве, осуществляет коррекционную работу, направленную на преодоление возможных трудностей при усвоении образовательной программы, связанных с проблемами речевого развития и коммуникативными трудностями.

В связи с ориентацией системы общего образования на инклюзивную практику возросли требования к учителю-логопеду, работающему на логопункте общеобразовательной организации. Это касается всех направлений деятельности учителя-логопеда: дифференциальной логопедической диагностики, разработки индивидуально-ориентированных программ коррекционного воздействия, подбора и разработки методов и приемов коррекционно-логопедической работы, работы с родителями детей с речевой патологией, профилактических мероприятий.

Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения образовательной программы.

Для достижения этой цели в процессе профессиональной деятельности учителя-логопедарешаются следующие задачи:

1.Проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения: установление психолого-педагогического заключения (диагноза).

2. Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.

3. Организация коррекционной работы по оказанию логопедической помощи ребенку с ОВЗ. Определение направлений, методов и приемов логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития.

4. Комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся с ОВЗ. Проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений речи обучающихся.

5. Участие в разработке адаптированных образовательных программ, методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ. Определение разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала.

6. Проведение систематического изучения динамики речевого развития ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы.

7. Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей.

8. Разработка предложений по повышению эффективности диагностической, коррекционной работы. Обобщение и распространение наиболее эффективного опыта логопедической работы.

9. Обеспечение и контроль за соблюдением здоровьесберегающих условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательной организации. Совместное с педагогом проведение работы по соблюдению в классе (группе) правильного речевого режима, по обогащению и систематизации словарного запаса обучающихся в соответствии с учебными предметами, развитию коммуникативных умений.

10. Консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений вариантов дизонтогенеза; обучение родителей специализированным приема преодоления имеющихся расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных исправление недостатков письма и чтения, а также их профилактику

11. Консультирование педагогических работников по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения.

Основные направления деятельности учителя-логопеда в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обучающихся в инклюзивной образовательной организации.

В содержание профессиональной деятельности учителя-логопеда входит диагностическая, коррекционно-развивающая, организационно-методическая, консультативно-просветительская и профилактическая работа.

Диагностическое направление работы учителя-логопеда включает в себя углубленное изучение ребенка с ОВЗ, выявление индивидуальных особенностей речевого развития и причин возникновения проблем в развитии, воспитании, обучении и социализации ребенка с ОВЗ. Логопед осуществляет подробное логопедическое обследование в первые две недели сентября (с 1 по 15 сентября) и последние две недели учебного года (с 15 по 31 мая). Результаты логопедического обследования учитель-логопед представляет на школьном медико-психолого-педагогическом консилиуме. Первичное логопедическое обследование позволяет судить об уровне речевого развития ребенка с ОВЗ, о сформированности коммуникативных и регулятивных универсальных действий и сформулировать основные направления, содержание и методы коррекционно-логопедической работы с детьми с ОВЗ. В процессе осуществления логопедической помощи ребенку предусматривается промежуточное логопедическое обследование, позволяющее скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития ребенка. Итоговая диагностика должна представлять собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы.

Коррекционно-развивающее направление работы учителя-логопеда включает в себя реализацию коррекционно-развивающих программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ.В содержание данного направления входят следующие аспекты:

— выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

— организация и проведение индивидуальных и групповых занятия по коррекции нарушений речи, а также развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ.

Коррекционная работа учителя-логопеда осуществляется в рамках целостного подхода к развитию, обучению и воспитанию ребенка с ОВЗ.

Организационно-методическое направление работы учителя-логопеда заключается в разработке индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ, помощь в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ, подборе дидактических и методических материалов, а также ведении документации. На протяжении учебного года (с сентября по июнь включительно)логопед оформляет следующие документы: речевую карту на каждого ребенка с речевыми нарушениями, перспективный и календарный планы работы, индивидуальные тетради на каждого ребенка, годовой отчет о результатах коррекционного обучения.

Учитель-логопед принимает участие в методических объединениях, заседаниях ПМПк, пополняет логопедический кабинет новинками методической и дидактической литературы. Реализуя инклюзивную практику, логопед постоянно совершенствует свой научно-методический потенциал, изучая информацию о системе инклюзивного образования в целях создании необходимых условий для детей с ОВЗ (в частности, с тяжелыми нарушениями речи) на базе общеобразовательной организации, изучает предлагаемые новые нормативно-правовые документы.

Консультативно-просветительскоенаправление работы включает:

• индивидуальное и групповое консультирование семьи по вопросам речевого развития и коммуникации детей с ОВЗ, формирования психолого-педагогической компетентности родителей (или законных представителей) детей с ОВЗ, задействованных в инклюзивном процессе, по вопросам онтогенеза речи, проявлений нарушений речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей;

• консультирование педагогов и других участников образовательного процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания речевой развивающей среды, возникающим проблемам, связанным с развитием, обучением и воспитанием ребенка с ОВЗ в процессе реализации инклюзивной практики. Учитель-логопед консультирует администрацию образовательной организации и педагогов по вопросам организации специальных образовательных условий для ребенка с ОВЗ.

Профилактическая работа заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования.

Каждое направление деятельности учителя-логопеда включается в единый процесс психолого-педагогического сопровождения и в рамках инклюзивного образования приобретает особое значение, так как ориентировано не только на преодоление речевых расстройств у обучающихся с ОВЗ, но и на их социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников.

Использованная литература

1. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для специалистов сопровождения: учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, тьюторов и социальных педагогов образовательных организаций (серия: «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») / О. Г. Приходько и др. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 102 с.

Положение о Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Учитель — дефектолог России — 2018»

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель Министра образования

и науки Российской Федерации

Т.Ю.Синюгина

21 июня 2018 года

Положение о Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Учитель — дефектолог России — 2018»

Настоящее Положение определяет цели и задачи Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России — 2018» (далее — Конкурс), порядок его организации, проведения, подведения итогов и награждения победителей.

Общие положения

1.1. Конкурс учрежден Министерством образования и науки Российской Федерации.

1.2. Конкурс направлен на карьерный, профессиональный и личностный рост учителей-дефектологов, поддержку инновационных разработок и технологий в организации образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) и инвалидностью, утверждение приоритетов образования в обществе.

1.3. Задачи Конкурса:

— стимулирование роста профессионального мастерства учителей-дефектологов;

— выявление и распространение передового педагогического опыта, связанного с коррекционно-развивающим сопровождением обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;

— демонстрация возможностей инновационных педагогических технологий и новых форм работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью;

— повышение творческой активности специалистов в области дефектологии, создание условий для их личностной и профессиональной самореализации;

— активизация инновационной работы, выявление и поддержка дефектологов-новаторов в процессе освоения современных программ, методик и технологий развития, обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

Номинации Конкурса

2.1. Конкурс проводится в одной номинации — «Дефектолог года»

Этапы проведения конкурса

3.1. Конкурс проводится в два этапа:

I этап (региональный). Проводится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (далее — органы исполнительной власти субъектов в сфере образования).

Срок проведения: не позднее 31 августа 2018 года.

II этап (федеральный). Проводится Министерством образования и науки Российской Федерации.

Федеральный этап Конкурса состоит из двух частей:

1) заочная часть федерального этапа Конкурса проводится на основании оценки представленных конкурсных материалов, определенных настоящим Положением.

Сроки проведения: с 1 по 10 сентября 2018 г. включительно.

2) очная часть федерального этапа Конкурса (далее — Финал Конкурса).

Срок проведения — 3-4 октября 2018 года.

Место проведения: город Москва.

Участники Конкурса

4.1. В I (региональном) этапе Конкурса принимают участие учителя-дефектологи (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог) дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, центров психолого-педагогической, социальной и медицинской помощи субъектов Российской Федерации, работающие с обучающимися с ОВЗ.

4.2. В заочной части федерального этапа Конкурса принимают участие учителя-дефектологи — победители I этапа Конкурса (по одному 1 человеку от каждого субъекта Российской Федерации).

4.3. В очной части федерального этапа Конкурса (Финале Конкурса) принимают участие учителя-дефектологи — победители заочной части федерального этапа Конкурса.

4.4. Участие в Конкурсе является добровольным и бесплатным.

Условия участия и Порядок проведения Конкурса

5.1. Условия участия, порядок проведения регионального этапа Конкурса и выдвижения лучшего учителя-дефектолога для участия в федеральном этапе Конкурса определяются органами исполнительной власти субъектов в сфере образования с учетом настоящего Положения (форма заявки на участие в региональном этапе Конкурса приведена в Приложении 1*, рекомендуемые критерии отбора — в Приложении 2*).

* Приложения см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

5.2. Выдвижение кандидата на участие в федеральном этапе Конкурса осуществляется органом исполнительной власти субъекта в сфере образования по итогам проведения регионального конкурса профессионального мастерства учителей-дефектологов либо без проведения конкурсных испытаний на основании лучших показателей профессиональной деятельности педагога-дефектолога.

5.3. Заявка на участие в федеральном этапе Конкурса может быть представлена только органом исполнительной власти субъекта в сфере образования (форма заявки на участие в федеральном этапе Конкурса приведена в Приложении 3*).

* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

5.4. Заочная часть федерального этапа Конкурса включает в себя оценку представленных конкурсных материалов:

«Методическое портфолио учителя-дефектолога»;

Эссе на тему: «Дефектолог — профессия на века?! (прошлое, настоящее и будущее профессии)»;

Творческая работа по созданию символа конкурса «Учитель-дефектолог России» (формы для заполнения приведены в Приложении 3).

5.4.1. «Методическое портфолио учителя-дефектолога» включает:

— описание существующей дефектологической практики в представляемой образовательной организации;

— информацию об опыте работы участника (наличие авторских образовательных программ, методик, статей по соответствующей тематике, проведение мастер-классов, семинаров, обучающих мероприятий, участие в конкурсах и т.д.);

— результаты проектной деятельности (участие в разработке и реализации муниципальных, региональных, федеральных, международных программ и проектов (с указанием статуса участия);

— дополнительные материалы (персональный Интернет-сайт учителя-дефектолога, фотографии, скан-копии статей, опубликованных методических разработок и т.д.).

5.4.2. «Эссе «Дефектолог — профессия на века?! (прошлое, настоящее, будущее профессии)» предусматривает написание участниками Конкурса авторского эссе, объемом не более 2 страниц печатного текста, шрифт Times New Roman, 12pt, 1,5 интервал.

Цель эссе: раскрытие представлений участника Конкурса о перспективах развития профессии дефектолога, своего понимания миссии педагога-дефектолога в современном мире, смысла профессиональной деятельности, демонстрация видения современных проблем и возможных путей их решения средствами образования, социализации и реабилитации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

5.4.3. Творческая работа «Символ конкурса «Учитель-дефектолог России» включает:

— изображение предлагаемого участником символа Конкурса в цветной модели 3-D форматом А-5;

— историю/легенду, связанную с символом Конкурса объемом не более 1 страницы печатного текста, шрифт Times New Roman, 12pt, 1,5 интервал.

Цель: демонстрация творческих способностей участников Конкурса, выработка оригинального концепта символики Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России», зарождение традиций Конкурса.

5.5. Жюри оценивает поступившие для участия в заочной части федерального этапа Конкурса заявки и материалы. Двадцать участников, набравших наибольшее количество баллов в общем рейтинге по результатам заочной части федерального этапа Конкурса, объявляются лауреатами Конкурса и выходят в Финал.

5.6. В рамках Финала Конкурса проводятся непосредственно конкурсные испытания, транслируемые на сайте Конкурса в телекоммуникационной сети «Интернет»:

5.6.1. Конкурсное испытание «Учебное (коррекционное) занятие/урок с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью» проводится участником Конкурса в дошкольной образовательной организации или общеобразовательной организации, обучающей детей с ОВЗ и инвалидностью, с учетом его специализации.

Формат конкурсного испытания: учебное (коррекционное) занятие (регламент — 25 минут)/урок по предмету (регламент — 45 минут); самоанализ учебного (коррекционного) занятия/урока и вопросы жюри — 10 минут.

Конкурсное испытание проводится в образовательной организации, утверждённой оргкомитетом в качестве площадки проведения Конкурса.

Темы учебных (коррекционных) занятий/уроков определяются в соответствии с календарно-тематическим планированием по соответствующим предметам и с учётом их фактического выполнения в группах/классах.

Темы обнародуются на сайте Конкурса за день до начала конкурсных испытаний.

5.6.2. Конкурсное испытание «Мастер-класс» проводится индивидуально каждым участником Конкурса по выбранной им теме, с привлечением в качестве участников других конкурсантов (при необходимости).

Формат конкурсного испытания: публичная индивидуальная демонстрация способов трансляции на сцене образовательных коррекционно-развивающих технологий (методов, эффективных приёмов и др.).

Регламент: выступление конкурсанта — до 20 мин., вопросы жюри и ответы участника — до 5 мин.

5.6.3. Конкурсное испытание «Круглый стол «Дефектологическая наука и практика в России: ответы на вызовы времени» проводится с участием всех финалистов Конкурса, представителей Института коррекционной педагогики Российской академии образования, членов жюри. Регламент круглого стола — не более 1,5 часов.

Вопросы для обсуждения на круглом столе: актуальные вопросы и проблемы обучения детей с ОВЗ, вопросы повышения квалификации учителей-дефектологов, актуальные проблемы социализации, диагностики, реабилитации детей с ОВЗ и инвалидностью.

5.7. Последовательность выполнения участниками конкурсных заданий определяется жеребьевкой.

5.8. Три лауреата Конкурса, набравшие наибольшее количество баллов в общем рейтинге по результатам Финала Конкурса, объявляются победителями Конкурса.

5.9. Участник Конкурса, набравший наибольшее количество баллов в общем рейтинге по результатам Финала Конкурса, объявляется Абсолютным победителем Конкурса.

5.10. Проезд, проживание и питание участников Финала Конкурса обеспечивается за счет направляющей стороны.

5.11. Командирование членов жюри Финала Конкурса осуществляется за счёт органов исполнительной власти субъектов в сфере образования и (или) попечителей образовательных организаций, в которых работают члены жюри Финала Конкурса.

5.12. Трансфер всех участников Финала Конкурса и жюри в соответствии с программой очной части федерального этапа Конкурса осуществляется за счет организаторов Конкурса.

Деятельность Оргкомитета и Жюри Конкурса

6.1. Для организационно-методического обеспечения проведения Конкурса создается Организационный комитет Конкурса (далее — Оргкомитет), который устанавливает порядок и сроки проведения Конкурса, утверждает состав жюри и Счетной комиссии, а также регламенты их работы.

6.2. Жюри федерального этапа Конкурса осуществляет:

— отбор лауреатов Конкурса в количестве 20 человек из числа участников заочной части федерального этапа Конкурса;

— отбор трех победителей Конкурса в рамках проведения конкурсных испытаний Финала Конкурса.

6.3. Жюри оценивает выполнение всех конкурсных заданий в баллах в соответствии с критериями, утвержденными настоящим Положением (Приложение 4*).

* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

6.4. Победители Конкурса не имеют права принимать участие в Конкурсе в течение пяти последующих лет.

Конкурсная документация, необходимая для участия в федеральном этапе Конкурса

7.1. Для участия в федеральном этапе Конкурса органы исполнительной власти субъектов в сфере образования за подписью руководителя направляют в адрес оператора Конкурса (АНО «НМЦ «СУВАГ», адрес электронной почты: defectologrossii@yandex.ru) заявку на участие в федеральном этапе Конкурса с пометкой «Всероссийский конкурс Учитель-дефектолог России — 2018» (Приложение 3), содержащую:

1) представление участника федерального этапа Конкурса от субъекта Российской Федерации, включающее:

— информационную карту участника федерального этапа Конкурса по предлагаемой форме;

— заявление участника федерального этапа Конкурса, включая согласие на обработку персональных данных участника Конкурса;

2) конкурсные работы участника, включающие:

— методическое портфолио участника Конкурса;

— эссе «Дефектолог — профессия на века?! (прошлое, настоящее, будущее профессии)».

— творческую работу «Символ конкурса «Учитель-дефектолог России».

7.3. Прием заявок на участие в федеральном этапе Конкурса осуществляется до 31 августа 2018 года.

7.4. Не подлежат рассмотрению материалы, подготовленные с нарушением требований к их оформлению и поступившие позже 31 августа 2018 г.

7.5. Материалы, представляемые оператору Конкурса, не возвращаются и могут быть использованы при подготовке учебно-методических материалов Конкурса.

Награждение победителей Конкурса

8.1. Участникам — победителям регионального этапа Конкурса вручаются свидетельства участников Конкурса.

8.2. Лауреаты Конкурса награждаются дипломами лауреатов Конкурса.

8.3. Победители Конкурса, занявшие II и III место, награждаются дипломами победителей Конкурса и ценными призами в рамках торжественной церемонии закрытия Финала Конкурса 4 октября 2018 г.

8.4. Абсолютный победитель Конкурса награждается дипломом Победителя, ценным призом и памятной статуэткой в рамках церемонии награждения победителей Всероссийского конкурса «Учитель года — 2018» в Кремлевском Дворце Съездов 5 октября 2018 г.

8.5. Лауреаты Конкурса и победители, занявшие II и III место в Конкурсе, примут участие в церемонии награждения победителей Всероссийского конкурса «Учитель года — 2018» 5 октября 2018 г. в Кремлевском Дворце Съездов в качестве зрителей.

Дополнительная информация

Электронный текст документа

подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:

официальный сайт

Минобрнауки России

минобрнауки.рф

по состоянию на 10.07.2018

ПОЛОЖЕНИЕ

о логопедической группе

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение регулирует деятельность логопедических групп в ДОУ в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98г. №124-ФЗ;

1.2. Настоящее положение определяет порядок организации деятельности логопедической группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения — детский сад № 9 комбинированного вида г. Орла (далее ДОУ) в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Уставом ДОУ.

1.3 Цель организации логопедических групп в ДОУ — создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера), в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка детей к успешному обучению в общеобразовательной школе.

1.4 Основные задачи логопедической группы ДОУ:

— исправление или ослабление речевых дефектов способствующих развитию коммуникативных навыков детей;

— активизация познавательной деятельности дошкольников;

— пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей).

1.5. Положение разработано на неопределённый срок до внесения изменений.

1.6. Деятельность логопедической группы может быть прекращена путём ликвидации по решению Учредителя ДОУ.

2. Порядок приёма и отчисления в логопедической группе

2.1. В логопедическую группу зачисляются дети, имеющие нарушения речи и требующие коррекционной помощи учителя — логопеда, на основании решения территориальной психолого-медико-педагогической комиссией (далее ТПМПК), с согласия родителей (законных представителей) на основании заявления одного из родителей.

2.2. Длительность пребывания ребенка в логопедической группе устанавливается ТПМПК и зависит от структуры речевого дефекта, динамики коррекции речевого нарушения и может составлять 1-2 года. В исключительных случаях допускается пребывание детей в группе до 3-х лет — в связи с возрастом и при сложных дефектах речи, по решению ТПМПК и согласию родителей (законных представителей).

2.3. Для определения ребенка в данную группу предоставляются следующие документы:

* Заключение врачей — специалистов: педиатра, отоларинголога, офтальмолога, детского психиатра.

* Заключение педагога — психолога.

* Выписка из протокола заседания ТПМПК с рекомендациями о посещении логопедической группы и указанием необходимого срока пребывания в ней ребенка;

2.4. Состав группы может быть постоянным в течение года, при наличии свободных мест прием детей в неё может проводиться в течение всего года по направлению ТПМПК.

2.5. В логопедическую группу зачисляются воспитанники, имеющие следующие заключения:

— общее недоразвитие речи (ОНР) разных уровней при алалии, дизартрии, ринолалии, дислалии;

— фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФН)..

2.6. Отчисление детей из логопедической группы происходит только с письменного заявления родителей (законных представителей) или на основании решения ПМПк ДОУ.

2.7. В первую очередь в логопедические группы зачисляются воспитанники, имеющие наиболее сложные нарушения в развитии речи, препятствующие их успешному освоению общеразвивающих программ.

2.8. Личное дело ребенка представляет собой файловую папку, в которую вкладываются следующие документы:

-копия свидетельства о рождении ребенка;

— заявление от родителей (законных представителей) — согласие на предварительное обследование ребенка в ДОУ;

— копия паспорта родителей (законных представителей);

— выписка из протокола ТПМПК;

— речевая карга учителя — логопеда;

— заключение врачей-специалисгов;

— сведения о родителях;

2.9. Для определения ребенка в логопедическую группу, предоставляются следующие документы:

— заявка руководителя ДОУ;

— направление на ребенка;

— заявление родителей;

— психолого-медико-педагогическое представление педагогов ДОУ.

2.10. В логопедическую группу зачисляются дети с пяти лет. Предельная наполняемость логопедической группы (12 — 17 человек)

3. Организация деятельности логопедической группы

3.1. Логопедическая группа функционируют 5 дней в неделю с 12-часовым ежедневным пребыванием детей.

3.2. Логопедическая группа обеспечивается специальным помещением, оборудованием и пособиями в соответствии с возрастом детей и направлением коррекционно­- развивающего обучения.

3.3. Коррекционно-педагогическую помощь детям с нарушениями речевого развития оказывают: учитель-логопед, воспитатели группы, ПДО (при наличии), инструктор по физкультуре, по необходимости — педагог-психолог (при наличии), через фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы.

3.4. Медицинское обеспечение в логопедической группе осуществляют медицинские работники, закреплённые за ДОУ, которые отвечают за охрану здоровья воспитанников и укрепление их психофизического состояния, диспансеризацию, проведение оздоровительных и профилактических мероприятий, контролируют соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, организацию физического воспитания и закаливания, питания.

3.5. Выпуск детей из логопедической группы осуществляется ТПМПК после окончания срока коррекционно-логопедического обучения.

3.6. Для уточнения профильности обучения или продления срока логопедической работы дети с нарушениями речи, с согласия родителей (законных представителей), направляются учителем-логопедом в детскую поликлинику для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) и в ТПМПК.

3.7. Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в логопедической группе несут родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатели и администрация ДОУ.

4. Организация образовательного процесса в логопедической группе

4.1 .Содержание образования в логопедической группе определяется адаптированной программой Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной «Программа обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи».

4.2. Организация образовательного процесса в логопедической группе регламентируется учебным планом, расписанием занятий, перспективным и тематическим планированиями, режимом дня.

4.3. В конце каждого года учитель-логопед представляет отчёт на педагогическом совете о динамике развития детей речевой группы по результатам обследования.

4.4. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия.

4.5. Групповые логопедические занятия проводятся в соответствии с программой обучения детей с нарушениями речи.

4.6. Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия проводятся вне занятий, предусмотренных учебным планом ДОУ, с учетом режима работы образовательного учреждения и психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста.

4.7. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития ребёнка на основе индивидуального плана коррекции.

4.8. Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю.

4.9. При наличии сходных нарушений речи у детей учитель — логопед формирует подгруппы. Подгрупповые занятия проводятся с детьми не менее трех раз в неделю.

4.10. Продолжительность группового логопедического занятия:

— в старшей группе — 20-25 минут;

— в подготовительной к школе группе — 30 — 35 минут.

4.11. Продолжительность подгруппового занятия составляет 15-20 минут, продолжительность индивидуального — 15 минут с каждым ребенком.

4.12. Между групповыми занятиями допускаются перерывы в 10-15 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями -5-10 минут.

4.13. Ежедневно во второй половине дня, проводятся индивидуальные и коррекционные занятия с детьми по заданию учителя-логопеда. Один раз в неделю воспитатель проводит «коррекционное занятие» со всей группой детей по заданию логопеда.

5. Основные направления деятельности.

5.1. К основным видам деятельности логопедической группы для детей с нарушениями речи относятся:

5.1.1. Воспитание и развитие воспитанников в логопедической группе в соответствии с реализуемой в ДОУ общеобразовательной программой. Учитывая трудности, обусловленные речевым дефектом, допускается изменение сроков и тематики разделов программы.

5.1.2.Формирование у воспитанников двигательных навыков, развитие координации движений, пространственной ориентировки в сочетании с мероприятиями по предупреждению утомляемости.

5.2. Проведение коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи.

5.2.1. Формирование произносительных навыков, развитие грамматического строя речи, связной речи, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза, обучение грамоте (подг. гр.).

5.2.2. Формирование определенного круга знаний об окружающем и соответствующего объема словаря, речевых умений и навыков.

5.3. Работа с родителями (законными представителями) и педагогами.

5.3.1. Проведение разъяснительной работы среди педагогов и родителей (законных представителей) о задачах и специфике логопедической коррекционной работы с детьми, индивидуальные и тематические консультации по овладению конкретными приемами коррекционно-речевой работы с ребенком, собрания, тематические выставки.

5.4. Документация учителя-логопеда (с указанием сроков хранения в ДОУ)

Должностная инструкция учителя — логопеда ДОУ (постоянно)

Инструктаж по технике безопасности (постоянно)

Паспорт кабинета (картотека) (постоянно)

Журнал протоколов заседаний ПМПк ДОУ ( 10 лет)

Журнал обследования детей ДОУ (10 лет)

Журнал движения детей ДОУ (10 лет)

Годовой план деятельности учителя — логопеда ( 3 года)

Календарно — тематический план (определяет логопед)

Речевая карта (до решения ПМПк о выпуске из логопедической группы)

План индивидуальной работы (до решения ПМПк о выпуске из логопедической группы)

График работы (постоянно)

Циклограмма деятельности учителя — логопеда (постоянно)

Расписание занятий детей (до решения ПМПК о выпуске)

Список детей, выписки из протокола, путевки — направления ПМПК (10 лет)

Журнал учета посещаемости логопедических занятий (до решения ПМПк о выпуске)

Индивидуальные тетради детей (до решения ПМПк о выпуске)

Тетрадь взаимодействия с воспитателями (до решения ПМПк о выпуске)

План консультативно — методической работы с педагогами ДОУ (до 5 лет)

Отчет о результатах коррекционной работы учителя — логопеда за год (5 лет)

6. Права и обязанности учителя-логопеда

6.1. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование групп для занятий в логопедической группе, качество коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи.

6.2. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь педагогам дошкольного образовательного учреждения и родителям (законным представителям) детей, дает рекомендации по закреплению навыков правильной речи в разных видах деятельности ребенка.

6.3. Учитель-логопед:

— обследует речь детей средней, старшей и подготовительной к школе групп дошкольного образовательного учреждения;

— обследует речь детей младшей группы по представлению воспитателей или родителей (законных представителей) ребенка;

— проводит регулярные занятия с детьми по исправлению различных нарушений речи;

— готовит документы для обследования детей к психолого-медико-педагогической комиссии с целью определения программы обучения;

— осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения детьми программы дошкольного образовательного учреждения;

— представляет администрации дошкольного образовательного учреждения ежегодный отчет, содержащий сведения о количестве детей с нарушениями речи и результатах коррекционно-развивающей работы;

— ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов, родителей (законных представителей) детей, выступая с сообщениями о задачах и специфике логопедической работы по преодолению нарушений речи;

— участвует в работе городского методического объединения учителей-логопедов;

— повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам.

6.4. Учитель-логопед логопедической группы ДОУ пользуется всеми льготами и преимуществами (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения, доплаты), предусмотренными законодательством Российской Федерации.

6.5. Продолжительность рабочего времени (норма часов работы за ставку заработной платы) учителя-логопеда, работающего в ДОУ, установлена в количестве 20 астрономических часов педагогической работы в неделю (16 часов работы с детьми, имеющими нарушения речи и 4 часа для консультативной работы).

7. Руководство и штаты

7.1. В штатное расписание муниципального дошкольного образовательного учреждения вводится должность учителя-логопеда из расчета 1 единица на каждую группу детей, имеющих нарушения речи.

7.2. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее логопедическое образование или высшее педагогическое образование с обязательным прохождением курсов переподготовки по специальности «логопедия».

7.3. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7.4. На должность воспитателя логопедической группы назначаются лица, имеющие высшее или среднее специальное образование и прошедшие курсовую подготовку для работы в логопедической группе.

7.5. Руководитель ДОУ осуществляет систематический контроль и несет персональную ответственность за правильную организацию в логопедической группе образовательного процесса и проведение всего комплекса мероприятий, направленных на коррекцию отклонений в психическом развитии детей, повышение квалификации педагогов, проводит анализ эффективности работы в данной группе.

7.6. Права и обязанности педагогического и обслуживающего персонала логопедических групп определяются правилами внутреннего трудового распорядка и должностными обязанностями.

Нетрадиционные методы логопедической работы в условиях дома ребенка. Бурганова Г.Р.,Кашапова Г. М., Герасимова Л. В., Государственное автономное учреждение здравоохранения «Республиканский дом ребенка специализированный», филиал «Набережно-Челнинский дом ребенка специализированный» Республики Татарстан, г. Набережные Челны, Россия

Аннотация: в статье приводятся нетрадиционные методы работы логопеда с детьми, проживающими в доме ребенка.

Ключевые слова: логопедическая работа, нетрадиционные методы логопедической работы.

Среди детей, находящихся в доме ребенка, 60%-80% составляют дети с органическим поражением ЦНС, нарушениями врожденного и наследственного генеза. Лишь 4,7% детей квалифицируются как практически здоровые, но и у них понятие нормы относительно, поскольку с первых дней жизни ребенок, оставленный без попечения родителей, не имеет полноценного общения. Дети, рожденные от нежеланной беременности, входят в группу риска по психической патологии, часто рождаются недоношенными, имеют различный уровень соматического, психоэмоционального и интеллектуального недоразвития.

На фоне комплексной логопедической помощи, нетрадиционные логопедические технологии оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом, терапевтические возможности нетрадиционных методов содействуют созданию условий для более успешного развития речевой сферы.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо-, глина-, воско-, музыко-, агро-, кристаллотерапия, фитотерапия, хромотерапия, литотерапия и др). Но мы рассмотрим методы, которые уже используем и видим их эффективность. Это: ароматерапия, песочная терапия, Су-Джок терапия, аурикулотерапия, японская методика пальцевого массажа и массаж ладонных поверхностей, метод искусственной локальной гипотермии (криотерапия), развивающие игры на компьютере.

Нетрадиционные методы логопедического воздействия включили в рабочую программу и используем в комплексных занятиях.

Ароматерапия — лечение с помощью эфирных масел.

Исследования ученых доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью, они могут не только влиять на нашу жизнь в целом, но и руководить нашим поведением.

В Сенсорной Комнате мы пользуемся электрическим генератором запахов. Аромат лаванды и розмарина – действует успокаивающе и устраняет состояние стресса.

Запах лимона, эвкалипта и чайного дерева – возбуждает нервную систему и повышает работоспособность. Уже через несколько минут резко улучшается настроение, пропадает ощущение усталости, дети жаждут деятельности.

Ароматерапия для детей очень полезна, они всегда положительно реагируют на ароматы в силу своей чувствительности. Но ароматерапию нужно использовать очень осторожно, минимальными дозами и необходимо помнить, что эфирные масла не рекомендуют детям до года.

Плюс ко всем её достоинствам, ароматерапия для ребёнка является и лекарственным средством от различных заболеваний. Именно поэтому во время эпидемий инфекционных, вирусных заболеваний наши воспитатели широко используют лук и чеснок. Также при ароматизации воздуха детской комнаты можно использовать материалы, которые хорошо впитывают масла: апельсиновые и грейпфрутовые корки, фигурки из необработанного дерева, глиняные фигурки, подушечки, аромамедальоны для нанесения эфирных масел. Доказано, что ароматерапия уменьшает заболеваемость ОРЗ на 40% – 60%.

Песочная терапия. Использование игр и игровых упражнений с песком и водой в индивидуальной логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи очень эффективно. Во-первых, погружение обеих рук в песок снимает мускульное напряжение ребенка и развивает моторику рук. Во-вторых, для дошкольников это, прежде всего, игра, которая доставляет огромное удовольствие, а не обучение. В играх дети сразу же заселяют песок жителями и начинают с ними разговаривать. Движения рук ребенка в песке снимают судороги, тормозят фиксацию на своей речи, так как он увлечен действием и игрой, а песок обладает релаксационным эффектом. Если дети не умеют сочетать речь с движениями рук в песке, они либо играют, либо говорят, необходимо обучать их этому. Часто берем руки ребенка в свои и начинаем действовать совместно. Учитывая возраст детей, мы решили использовать в своей работе манную крупу.

Су – Джок терапия. Главные достоинства Су-джок терапии:

  • Высокая эффективность.
  • Абсолютная безопасность применения.
  • Универсальность метода.
  • Доступность метода для каждого человека.
  • Простота применения.

На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие.

Чтобы определить точное расположение лечебной точки соответствия нужно равномерно надавливать в предполагаемой зоне спичкой, неостро заточенным карандашом или специальной диагностической палочкой. Лечебная точка всегда резко болезненна! В момент надавливания на нее появляется двигательная реакция (непроизвольное движение из-за резкой боли).

Проводить стимуляцию точек можно разными способами:

  • Массаж палочкой. После нахождения точки необходимо достаточно сильно нажать на нее палочкой или спичкой, ручкой, собственным ногтем. После того, как боль под палочкой пройдет, можно продолжить массаж точки вращательными движениями почасовой и против часовой стрелки, нажимая на палочку немного сильнее. Необходимо полностью размассажировать лечебную точку до исчезновения остаточной боли и появления ощущения тепла в ней.
  • В логопедической практике проводим массаж с использованием колючего шарика и эластичных колец.

При использовании массажного шарика, рассказываем сказку «Ежик».

Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек

По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит (шарик между ладошками)

Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да (движения по пальцам)

Уходи, колючий ёж, в тёмный лес, где ты живёшь! (пускаем по столу и ловим)

Эластичное колечко надеваем на пальчик и проводим массаж зоны, соответствующей головному мозгу, а это кончики пальцев. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм.

Аурикулотерапия – это лечебное воздействие на точки ушной раковины, один их методов современной рефлексотерапии, применявшийся еще в глубокой древности. Суть его в том, что на ушной раковине имеется проекция всех органов и частей тела человека. Эта проекция задана в виде точек, расположенных в определенной последовательности. Таких точек в настоящее время насчитывается до 200. У здорового человека они как бы скрыты и не проявляют себя. Зато при острых заболеваниях или травмах соответствующие точки становятся резко болезненными. Воздействуя на выделенные активные точки иглой, надавливанием, прогреванием, электрическим током, можно получить хороший лечебный, особенно противоболевой эффект.

Точки ушной раковины имеют действительно точечные размеры 1-2мм. Поэтому для массажа нужно использовать любой стержень с закругленным концом. Очень удобна для этой цели стеклянная лопаточка для закладывания мази в глаза, имеющая на другом конце утолщение в виде шарика. Массаж болезненных точек осуществляется вращательными движениями в течение 1-2мин. 2-4 раза в день. На найденную точку можно прикрепить кусочком пластыря шарик диаметром 1-2мм, продлив тем самым время воздействия и упростив последующий массаж. На логопедических занятиях мы также используем приемы поглаживания, пощипывания, растирания мочки, противозавитка и противокозелка.

Кроме традиционной пальчиковой гимнастики, широко используем Японскую методику пальцевого массажа и массаж ладонных поверхностей.

Считается, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:

  • Массаж большого пальца – повышает активность мозга;
  • Массаж указательного пальца – стимулирует желудок и поджелудочную железу;
  • Массаж среднего пальца – улучшает работу кишечника;
  • Массаж безымянного пальца – стимулирует печень;
  • Массаж мизинца – способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.

Начинать массаж следует с большого пальца и двигаться к мизинцу. Сначала растираем подушечку пальца, а затем медленно спускаемся к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками.

Для массажа ладонных поверхностей используем различные шарики (каменные, металлические, стеклянные и др.), грецкие орехи, шишки, шестигранные карандаши, четки.

Используем также упражнения с разноцветными резинками, разной степени упругости. Надетые в виде восьмерки на разводящие пальцы или соединяющие три пальца в щепоть они усиливают двигательные кинестезии, способствуют наращиванию мышечной силы, формируют ритм движений.

«Пальчиковый бассейн». Работа в таком бассейне способствует активизации двигательных кинестезий, улучшает динамический праксис. Диагностические пробы (поиск предметов различной фактуры, величины, формы) с использованием этого тренажера позволяет максимально активизировать пальцевой гнозис, проприоцептивные ощущения.

«Разноцветные прищепки». Этот метод заимствован нами из опыта работы экспериментальной клинической лаборатории для детей-инвалидов в институте физкультуры г.Москва. Механическое сдавливание подушечек пальцев с использованием разноцветных прищепок направлено на активизацию незрелых клеток коры головного мозга и может быть использован в сочетании с массажем лицевой и оральной мускулатуры. Продолжительность процедуры от 3-х до 10-ти минут. Схема:

1,2,3 дни – большой палец;

4,5,6, дни – большой и указательный пальцы;

7,8,9 дни — большой, указательный, средний пальцы.

Затем нагрузки снижаются до минимальных по той же схеме.

С целью повышения эффективности коррекции выраженных речедвигательных нарушений мы взяли на вооружение элементы методики искусственной локальной гипотермии (криотерапия). Метод заключается в следующем: прикладываем поочередно ледяные аппликации на мышцы речедвигательного аппарата – по контуру губ по 6-ти точкам:

  1. у крыльев носа – 2 точки;
  2. верхняя губа – 1 точка;
  3. нижняя губа – 1 точка;
  4. уголки губ – 2 точки.

Одномоментное наложение льда на одну из зон криовоздействия от 5 до 30 сек. Общая продолжительность во время одного сеанса от 2 до 7 мин. Курс состоит из 15-20 ежедневных сеансов. Искусственная локальная гипотермия создает функциональную базу для обеспечения перехода на более высокий уровень двигательной активности артикуляционных мышц и возможность для оптимальной целенаправленной коррекционной работы в развитии активной речи. Сразу же после сеанса криотерапии проводится занятие по выработке новых речедвигательных навыков.

Использование развивающих компьютерных игр в логопедической практике

Для детей-сирот, находящихся в ограниченной среде учреждения компьютер является одной из дополнительных возможностей расширения внешнего круга впечатлений.

Мы занимаемся с детьми с 2,5лет, 1 раз в неделю, по 10-15 минут. На первом занятии знакомим с компьютером, учим держать мышь, манипулировать ею.

Для занятий закуплено большое количество лицензионных, специально адаптированных игр для детей 2-3летнего возраста, с учетом возрастных и физиологических особенностей.

Использование компьютерных развивающих игр позволяют нам закреплять знания, полученные на основных логопедических занятиях, дают возможность разнообразить их. Интереснее и доступнее становится восприятие новой информации, лексической темы, обучение становится более продуктивным.

И в завершение хочется сказать, что только систематическое использование всего обширного материала традиционных и нетрадиционных методов оказывает стимулирующее влияние на развитие речи детей.

Ссылки на источники

1.Акименко В.М. Новые логопедические технологии 2-е изд., -Ростов-на-Дону: Феникс.- 2005. -105с

2.Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. -М.: Астрель, 2006. -223с.

4.Дети-сироты: консультирование и диагностика развития/Под ред. Е.А.Стребелевой. -М.: Полиграф-сервис.- 2001, -336с.

Работа логопеда в условиях дома ребенка Рассказать друзьям: Метки:дети инновации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *