Учетная политика организации образец 2017

3.2 Рекомендации по совершенствованию аспектов учетной политики

Несмотря на широко заявляемое сближение с международными стандартами, бухгалтерия российских предприятий по-прежнему жестко регулируется на государственном уровне в подавляющем большинстве основных аспектов.

Причиной этого, возможно, следует считать особые взгляды российских законодателей на учет. Данные учета в первую очередь рассматриваются как данные для исчисления, удержания и контроля налогов. В то время как распространенные в мире системы стандартов и правил (например, IFRS или GAAP) в первую очередь ориентированы на формирование и представление данных, годных для принятия решений в отношении фирмы заинтересованными лицами. Налоговые расчеты, как правило, остаются именно расчетами, без обособления в отдельный, почти ведущий раздел учета.

Поэтому ничего нет удивительного в том, что каждая попытка еще больше детализировать регулятивные налоговые законы ведет к тому, что это так или иначе отражается и на бухгалтерском учете предприятия и, как следствие, на применяемых учетных политиках.

Грядущий 2017 год обещает стать своеобразным рекордсменом 2000-х годов по количеству вступающих в силу изменений, влияющих на бизнес и его учет. При этом большая часть законодательных норм появилась фактически в 2016 году. Попробуем разобраться, «откуда и куда дует ветер».

На старте 2016 года свои учетные политики правили предприятия малого бизнеса (СМП). В результате изменений в законе «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, введенных в конце 2014 года (закон от 04.11.2014 № 344-ФЗ), а также связанных с этим корректировок ПБУ по приказу Минфина от 06.04.2015 № 54н образовались такие обстоятельства:

· были уточнены критерии СМП, которые не вправе пользоваться упрощенными методами ведения учета (в первую очередь это те СМП, отчетность которых подлежит обязательному аудиту);

· в ПБУ 2/2008, 8/2010, 11/2008, 12/2010, 16/02, 18/02 появились отдельно оговоренные «разрешения» не применять их аспекты тем, кто ведет бухучет упрощенными методами.

На следующее масштабное изменение в учетных политиках 2016 года, по традиции, повлиял НК РФ. П. 1 ст. 256 и п. 1 ст. 257 НК РФ в редакции закона от 08.06.2015 № 150-ФЗ изменили порядок признания амортизируемого имущества для налоговых целей (в частности, например, стоимость приобретаемого имущества для целей признания основным средством увеличилась до 100 000 руб.).

Для организаций, в чьей деятельности присутствуют контролируемые сделки, потребовалось скорректировать значения применяемых для налоговых расчетов процентных ставок. Соответствующие изменения появились в результате изменений, внесенных в ст. 269 НК РФ (в ред. закона от 08.03.2015 № 32-ФЗ).

В отношении расчетов с сотрудниками в течение 2015 года был принят целый ряд законов, конкретизирующий порядок расчета и удержания НДФЛ. В частности, в качестве влияющих на повседневную практику можно привести:

· закон от 08.06.2015 № 146-ФЗ — конкретизирует ст. 220 НК РФ в части возможности корректировать сумму НДФЛ при выходе участника из общества с учетом произведенных этим участником расходов, связанных с приобретением его доли;

· закон от 02.05.2015 № 113-ФЗ — конкретизирует ст. 223 НК РФ в части установления даты дохода для расчета НДФЛ по облагаемым командировочным выплатам.

Кроме того, в течение 2016 года был принят ряд также уточняющих законов по отдельным видам деятельности, которые, скорее всего, найдут свое отражение в учетных политиках уже 2017 года. Например:

· Закон от 05.04.2016 № 97-ФЗ, выводящий из-под налогообложения НДС сумму страховки за неоплату товаров (подп. 4 п. 1 ст. 162 НК РФ.) Ранее этот момент был спорным.

· Закон от 03.07.2016 № 315-ФЗ, отменяющий автоматическое начисление предусмотренных законодательством процентов за пользование денежными средствами — теперь фраза об этом должна быть в договоре (п. 1 ст. 317.1 ГК РФ). Ранее этот момент был спорным.

Помимо изложенных выше изменений, уже вступивших в силу, в 2016 году было принято немало законодательных актов, которые заработают в полную силу в 2017 году. В рамках данного материала мы не будем перечислять их все, а остановимся лишь на тех, которые могут привести к существенным, а то и фундаментальным изменениям учетной политики некоторых предприятий.

В бухгалтерской части планируются изменения и дополнения к нескольким стандартам. Например, из ПБУ 6/01 (утв. приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н) планируется убрать стоимостной норматив отнесения к основным средствам или МПЗ (40 000 руб.). Таким образом, с учетом изменений аналогичного показателя в налоговом учете (до 100 000 руб., об этом сказано выше) у предприятий появится возможность при желании минимизировать расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом.

Помимо этого, по прогнозам, будут скорректированы нормативы по учету запасов, по документообороту, по НМА и представлению бухотчетности.

Ожидается выход новых стандартов: по доходам, по расходам, по аренде и нескольких других.

Новые нормы планируется делать возможными к применению сразу после выхода соответствующего нормативного документа, без привязки к календарному году.

Очень интересным с точки зрения перемен в учетной политике является обновленный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ (в ред. изменений по закону от 03.07.2016 № 290-ФЗ). На первый взгляд, переход на электронные чеки и приравнивание БСО к чекам не должны затрагивать в существенных аспектах учетную политику. Однако в тех отраслях, где расчеты оформляются посредством БСО и где распространена реализация услуг через посредников, изменения могут коснуться всей сложившейся системы работы предприятий и, как следствие, приведут к изменениям в учетных политиках.

С 2017 года увеличиваются лимиты, при которых можно применять УСН. Изменения, внесенные в НК РФ законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ, увеличивают лимит для перехода на УСН (по итогам 9 месяцев отчетного года) до 90 млн руб., а лимит для того, чтобы продолжать применять УСН (по итогам отчетного года), — до 120 млн руб. При этом предельная величина основных средств у фирмы на УСН будет поднята от 100 до 150 млн руб.

Помимо представленных выше изменений, Минфин разрабатывает новый план счетов и формат официальной отчетности, которая будет подаваться в налоговую. В связи с масштабностью проекта, скорее всего, он будет завершен и введен в действие не ранее 2018 года. Однако основное направление разработок уже известно — корреляция номеров счетов и нумерации строк отчетов. Например, строка 01 для счета 01 и так далее. При этом планируется добавить необходимые счета и строки для детализации учета — к примеру, для отдельного учета инвестиционного имущества.

Кроме того, с 2017 года изменяется еще один аспект, который, на первый взгляд, не корреспондирует близко с учетной политикой, но окажет влияние на организацию учета. Взносы в зарплатные фонды переданы в ведение ФНС (с 01.01.2017 вступает в силу закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ с соответствующими изменениями в НК РФ).

Если посмотреть в комплексе на такие изменения, как:

· введение системы электронной передачи данных по наличным расчетам в ФНС;

· передача ФНС всего комплекса зарплатных налогов и сборов;

· приведение в определенный формат плана счетов и строк отчетов;

· исключение из налоговых расчетов спорных моментов (серия ФЗ, принятых в течение 2016 года);

· упрощение бухучета для достаточно обширной группы плательщиков,

то можно проследить определенный вектор. А именно: приоритетный с точки зрения госрегулирования налоговый учет вводится под полный контроль налоговых органов. Более того, скорее всего, будет сделана попытка выведения налоговых расчетов из компетенции самого предприятия. Все вычисления попробуют производить силами ФНС на основе поступающих сведений и отчетов самих плательщиков для контрольной сверки. Недаром в СКБ «Контур», который собирается стать оператором фискальных данных уже в ноябре 2016 года, разработку соответствующего ПО ведет отдел, занимающийся, кроме этого, системой ЕГАИС. В ЕГАИС видна вся цепочка движения товаров от продавцов до конечной реализации потребителям. Теперь того же стараются добиться по всем остальным (неалкогольным) товарам.

Исходя из этого, возможно, что в дальнейшем следует ожидать:

· Дальнейшего обособления налогового учета от бухгалтерского с переходом многих функций по налоговым расчетам и контролю в ФНС.

· Дальнейшего упрощения способов и методов учета для тех предприятий, чья отчетность не подлежит аудиту. Для этого будет сразу несколько резонов:

o Единообразие учетных политик поможет ФНС упростить обработку поступающих данных по деятельности этих фирм.

o Унифицикация порядка учета доходов и расходов позволит лучше контролировать, а также автоматизировать расчет налогов к уплате на основе этого порядка. Возможно, что будут внесены дополнительные изменения в законы, исключающие варианты выбора метода учета по инициативе предприятия, — наподобие закрытого перечня принимаемых в уменьшение налога расходов по УСН.

· Полноформатный бухгалтерский учет получит свою «нишу» — подготовку отчетов для заинтересованных лиц: инвесторов, акционеров, кредиторов. На этом фоне, должно быть, станет действительно возможным полное принятие какой-либо системы международных стандартов. Если же и дальше будут отдельно «совершенствовать» РСБУ, то такое выделение бухучета и финансовой отчетности в отдельную категорию вообще может утратить смысл. Крупные игроки в экономике и финансах все равно захотят видеть отчеты в международных стандартах (и аудированные по международным же стандартам), а мелкие акционеры и инвесторы на внутреннем рынке не имеют достаточного практического опыта и соответствующих традиций, чтобы вникать в нюансы отчетности в РСБУ. То есть у финансовой отчетности по РСБУ не будет пользователей (может быть, кроме проверяющих инспекторов ФНС, если сохранятся штрафы на некорректное ведение бухучета).

· Услуги бухгалтеров также по-прежнему будут нужны коммерсантам для ведения управленческого учета, необходимого для принятия менеджерских решений и планирования деятельности (в том числе в сфере налоговых вопросов, например выбора системы налогообложения).

С наступлением нового календарного года каждая организация по закону обязана пересмотреть и утвердить новую учетную политику. В 2017 году она, скорее всего, будет непохожей на учетную политику, принятую руководством предприятия в 2016 году.

Изменения зависят от норм и положений действующего законодательства, которое, как отмечают аналитики, меняется со скоростью света. Также вариант изменения учетной политики возможен с появлением другого метода учета или выбора другого объекта налогообложения.

Оформляя учетную политику, нужно своевременно издать приказ и приложения. Первый документ используется для регулирования бухгалтерского учета, второй неотрывно связан с целями налогообложения. Бумаги составляются и датируются декабрем 2016 года, ведь изменения по ним вступают уже с 1 января 2017 года.

Продлевать действие учетной политики за предыдущий год не разрешается, подобные эксперименты наказываются штрафами.

Раздел «Общие положения».

В каждый документ, утверждающий учетную политику организации, входит раздел «Общие положения», где представляются сведения об активах и обязательствах фирмы и указываются основные применяемые документы:

§ первичная учетная отчетность, принятая на государственном уровне контролирующими ведомствами;

§ формы первичных бумаг, которые были созданы самим предприятием с учетом требований и правил Федерального закона, зарегистрированного в 2011 году под номером 402-ФЗ.

Также информация, содержащаяся в первичных документах, всегда показывается в регистрах учета, связанного с бюджетом:

§ в формах, соответствующих формату нормативных актов, предложенных контролирующими органами в Приказе Министерства финансов Российской Федерации под номером 52н;

§ в формах, разработанных организацией по собственному усмотрению, при этом выполняются требования указанного выше Федерального закона и Инструкции 157н.

Составление учетной политики на 2017 год включает перечень важных составляющих:

§ утверждение рабочего плана бухгалтерских счетов, используемых для проведения синтетического и аналитического учета;

§ определение методологии, помогающей оценить отдельные типы имущества и обязательств;

§ последовательность операций по отражению в учете разных событий, которые наступили уже после отчетной даты. Бухгалтер должен обсудить с руководителем предприятия и утвердить, какая дата в 2017 году считается отчетной;

§ порядок проведения ежегодной инвентаризации, сверки имущества, которое раньше числилось на балансе и есть сейчас, определение его состояния, то же самое касается и обязательств перед клиентами или покупателями, поставщиками;

§ в общие положения обязательно необходимо вписать правила перемещения документов в организации и технологию обрабатываемой контрольной информации, куда входят последовательность и сроки передачи первичной отчетности по определенному графику документооборота, что помогает вовремя отразить в бухучете события и операции;

§ трудно представить себе учетную политику на 2017 год без указания форм первичной отчетности, где отражается вся хозяйственная деятельность фирмы. Здесь также указываются реквизиты учетной документации, взятые из Инструкции под номером 157н;

§ немаловажно уделить должное внимание правильной последовательности организации финансового контроля над действиями кадровых работников внутри предприятия;

§ если необходимо принять дополнительные важные решения, которые могут упростить ведение бухучета, они тоже фиксируются в учетной политике на 2017 год.

В 2014 году в Закон о бухучете были внесены поправки относительно списка экономических субъектов, которые не могут больше использовать упрощенный формат налогообложения. К примеру, от «упрощенки» пришлось отказаться субъектам малого предпринимательства, теперь контролирующие органы регулярно наведываются к ним с ревизиями.

Случаи, описанные для проведения аудита и контроля в 2017 году, включают такие ситуации:

§ если предприятие зарегистрировано в качестве акционерного общества, причем не имеет значения, открытое оно или закрытое, какие заявленные финансовые итоги его хозяйственной деятельности;

§ если сумма прибыли от реализации продукции, работ, предоставляемых услуг населению или другим предприятиям за прошедший 2016 год превысила 400 миллионов рублей, а также когда объем активов, отраженный в первичной документации по завершении отчетного года больше 60 миллионов рублей.

Если вам пришлось перейти с упрощенной формы налогообложения на общие правила, это изменение нужно отразить в новой учетной политике 2017 года. Укажите в тексте применение ПБУ от 2008, 2010 года, план счетов теперь используется в развернутом виде, отчетность тоже составляется в соответствии с другими требованиями.

Берясь за разработку положений учетной политики организации, основным документом, на который следует ориентироваться, выступает Налоговый кодекс РФ. Последний 1 января 2017 года претерпел изменений, что необходимо записать в документе об учетной политике:

1. Имущество, подлежащее амортизации, теперь включает имущество, заявленная стоимость которого первоначально приравнивается сумме от 100 000 рублей. Но это касается только тех видов имущества, которые начинают эксплуатироваться 1 января 2017 года, в отношении остальных объектов, числящихся на балансе фирмы, все остается по-прежнему.

2. Повысилось ограничительное значение для фирм, которые вносят только авансовые платежи по НДФЛ. Этого порядка внесения отчислений в 2017 году придется придерживаться предприятиям, у которых прибыль от продажи товаров или предоставления услуг в среднем ежеквартально варьируется в пределах 15 миллионов рублей. Перечитайте еще раз приказ об учетной политике за 2015 год и, если в положениях присутствует заниженный лимит, подкорректируйте этот пункт.

3. Правильно проведенная учетная политика обеспечивает внесение исправлений относительно доходной и расходной составляющих за отчетный налоговый период, это достигается путем уменьшения убытков или полным их избавлением. Учтите, что учетная политика в 2017 году не должна допускать резких перепадов в затратах, убыточности деятельности предприятия и, наконец, привлекать подобным образом внимание работников контролирующих органов.

Постараемся дать свои рекомендации относительно правильного составления учетной политики на 2017 год. Их комментарии выглядят следующим образом:

1. В тексте обязательно нужно указать вариант списания инвентаря и специальной одежды, выдаваемой работникам на производстве. Дело в том, что с 2015 года закупочную сумму по инвентарю и другим принадлежностям, вещам и инструментам больше не запрещено списывать в затраты постепенно. Налоговики утверждают, что такой порядок списания позволит добиться полного соответствия ведения налогового и бухгалтерского учета.

Подобный метод придется по вкусу компаниям, которые в последнее время уходят в убыток. Но его можно и не применять — в законе не сказано об обязанности налогоплательщика, а только о его возможности, не нужно опасаться негативных последствий.

1. Сомнительная задолженность — важная составляющая учетной политики на 2017 год. Резерв по сомнительным долгам формируется для включения в пункт внереализационных затрат задолженности, возникшей вследствие неисполнения обязательств безответственными контрагентами.

2. Список прямых и косвенных затрат. Никаких правил и нормативов по отношению к перечню прямых и косвенных затрат в 2017 году законодательство не выдвигает, поэтому бухгалтеры чаще всего относят к прямым расходам:

§ материальную часть затрат;

§ затраты, приходящиеся на оплату работы, произведенной рабочими в производстве;

§ начисленную амортизацию относительно основных средств, применяемых в производстве.

Таковы тенденции. Будет ли реформация в учетной сфере идти по этому пути — покажет практика.

В заключении третьей главы, подведем итог: нововведения в законодательстве, затрагивающие учетную политику в бухгалтерском и налоговом аспектах, ведут к дальнейшему обособлению бухгалтерского учета от налогового учета. При этом то, что связано с исчислением налогов и сборов, полностью переходит в компетенцию ФНС, с совершенствованием получения ФНС оперативной информации по деятельности плательщиков. Бухгалтерский учет и подготовленная на его основе информация отходят в сферу предоставления информации заинтересованным лицам: руководству и акционерам предприятия, инвесторам и кредиторам.

В учетной политике нужно обязательно затронуть те области учета, по которым есть выбор. В частности, следует закрепить в документе варианты оценки материалов, способы амортизации основных средств, порядок формирования резервов и т.п.

>Учетная политика для целей бухучета >5. Обособленные подразделения организации на отдельный баланс не выделяются. >Основание: пункт 3 ПБУ 22/2010, пункт 11 ПБУ 4/99. >Основание: пункт 15 ПБУ 6/01. >23. Приобретаемые материальные запасы отражаются в учете по фактической себестоимости без использования счета 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей». >25. Все виды материально-производственных запасов отражаются в учете по ценам их приобретения у поставщиков без использования счета 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей». >Основание: пункт 28 ПБУ 14/2007. >Основание: подпункт «б» пункта 3.1 информации Минфина России № ПЗ-3/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»». >41. Финансовые вложения, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, подлежат отражению в бухучете и бухгалтерской отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости.

Когда предприятия утверждают учетную политику

Сначала развеем давно бытующий миф о том, что учетную политику нужно утверждать ежегодно. На самом деле, если нет изменений, то принятую политику надо последовательно применять из года в год — ст. 8 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Для организаций действуют такие сроки в части разработки и утверждения учетной политики:

Ситуация

Учетная политика

для БУ

для НУ

Создание новой организации

В течение не более чем 90 дней с даты регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н)

Не позже даты окончания первого для организации налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ)

Внесение изменений в учетные политики

По общему правилу новая учетная политика утверждается в текущем году и применяется с начала следующего года (пп. 10, 12 ПБУ 1/2008)

  1. В случаях изменения методов НУ или существенного изменения условий работы организации — с начала нового налогового периода (ст. 313 НК РФ)
  2. В случае изменения законодательства — с даты вступления в силу нового НПА

Внесение дополнений в учетные политики

На момент, когда дополнения стали необходимыми (п. 10 ПБУ 1/2008)

В том налоговом периоде, когда изменения стали необходимыми (ст. 313 НК РФ)

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Изменить и дополнить учетную политику — вещи разные! Изменения влекут за собой необходимость ретроспективного пересчета данных за предшествующие изменению годы для отображения в соответствии с ними входящих учетных остатков и отображения данных прошлых лет в обязательной бухотчетности, в то время как дополнения нужны в первую очередь для корректного отражения текущей учетной информации.

Нормы, переходящие с 2018 года (по пунктам)

Следующие положения предлагаемого примера политики предприятия для целей бухучета остались неизменными с предыдущих годов и продолжают последовательно применяться:

  • преамбула и пп. 1–3, т. к. основные нормативные документы, принципы и допущения для формирования учетной политики не изменились;
  • пп. 4-6, т. к. применяемые нормы учета МПЗ в данных аспектах не изменились;
  • пп. 7-14, т. к. применяемые нормы по ОС в данных аспектах не изменились;
  • пп. 15-18, т. к. изложенные в них нормы в отношении НМА решено не изменять;
  • пп. 19, 20, т. к. порядок учета спецоборудования и спецодежды, который используется предприятием, официально не изменялся и по-прежнему актуален для целей бухучета;
  • пп. 21-30, 35, 36, т. к. представленные в этих пунктах нюансы учета товаров, выручки, доходов и расходов остаются актуальными для организации и их не требуется изменять в связи с изменениями законодательства или системы налогообложения;
  • пп. 31–34, т. к. организация формирует и раскрывает в отчетности для бухгалтерских целей резервы по сомнительным долгам, причем применяемый порядок остается актуальным;
  • пп. 37–41, т. к. организация по-прежнему не применяет некоторые положения по бухучету в связи со спецификой своей деятельности и статусом малого предприятия;
  • пп. 42–45, т. к. действующий порядок признания и исправления ошибок, а также внесения изменений в учетную политику остается актуальным;
  • пп. 46–50, т. к. применяемые порядок и формы документооборота остаются актуальными;
  • п. 51, т. к. особый порядок инвентаризации некоторых учетных объектов, применяемый организацией, остается актуальным;
  • пп. 52–62, т. к. организация продолжает использовать принятый организационный порядок в части прав подписи, осуществления внутреннего контроля, документооборота и декларируемой возможности вносить изменения в настоящую учетную политику.

Вариант документа, утверждающего учетную политику, смотрите в статье «Форма приказа об утверждении учетной политики».

Изменения, которые нужно учесть, если формируется учетка на 2019 год (по пунктам)

В предлагаемом примере учетной политики предприятия на 2019 год изменен (дополнен) единственный момент, касающийся выбора способа бухучета, не закрепленного в существующих нормативных документах. Это сделано путем добавления в приказ п. 63, указывающего на возможность ориентироваться в этом вопросе на требование рациональности, что доступно для организаций, применяющих упрощенные способы бухгалтерского учета.

Вместе с тем юрлицам, не имеющим права на упрощение учета, нужно иметь в виду, что при осуществлении такого выбора им придется следовать иному пункту обновленного с 06.08.2017 (приказ Минфина России от 28.04.2017 № 69н) ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Для них ПБУ 1/2008 в новой редакции предусматривает соблюдение определенной последовательности при рассмотрении образца для подражания (п. 7.1):

  • стандарты МСФО;
  • близкие по смыслу положения федеральных или отраслевых стандартов российского бухучета;
  • существующие рекомендации.

Вышеуказанное нововведение не единственное, внесенное в ПБУ 1/2008 приказом № 69н. Однако их целью является уточнение базовых принципов формирования учетной политики, их увязка с обновившимися положениями закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и сближение с принципами, на которых основаны стандарты МСФО, а не конкретизация способов бухучета. Поэтому подробнее эти изменения мы рассматривать не будем. Достаточно объемные комментарии к ним приведены в информационном сообщении Минфина России от 02.08.2017 № ИС-учет-9.

Положение по бухгалтерскому учету
Учетная политика организации
ПБУ 1/2008

Утверждено
Приказом Министерства финансов Российской Федерации
от 06.10.2008 № 106н
(в ред. Приказов Минфина РФ от 11.03.2009 № 22н,
от 25.10.2010 № 132н, от 08.11.2010 № 144н,
от 27.04.2012 № 55н, от 18.12.2012 № 164н)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений) (далее — организации).

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику в соответствии с настоящим Положением либо исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.

2. Для целей настоящего Положения под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

3. Настоящее Положение распространяется:

  • в части формирования учетной политики — на все организации;
  • в части раскрытия учетной политики — на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

II. Формирование учетной политики

4. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

5. При формировании учетной политики предполагается, что:

  • активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);
  • организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);
  • принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);
  • факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

6. Учетная политика организации должна обеспечивать:

  • полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
  • своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
  • большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
  • отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
  • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
  • рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).

6.1. При формировании учетной политики микропредприятия и социально ориентированные некоммерческие организации вправе предусмотреть в ней ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи).

7. При формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.

8. Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

9. Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим Положением не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.

III. Изменение учетной политики

10. Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

  • изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
  • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
  • существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

11. Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Положения.

12. Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.

13. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

14. Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету. Если соответствующее законодательство Российской Федерации и (или) нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету не устанавливают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном пунктом 15 настоящего Положения.

15. Последствия изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от указанных в пункте 14 настоящего Положения, и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно).

15.1. Субъекты малого предпринимательства, кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, а также социально ориентированные некоммерческие организации вправе отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету.

16. Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

IV. Раскрытие учетной политики

17. Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.

18. Абзац исключен. — Приказ Минфина России от 11.03.2009 N 22н.

Состав и содержание подлежащей обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным данным.

19. Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности.

При формировании учетной политики организации, исходя из допущений, отличных от предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, такие допущения вместе с причинами их применения должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности.

20. Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

21. В случае изменения учетной политики организация должна раскрывать следующую информацию:

— причину изменения учетной политики;

— содержание изменения учетной политики;

— порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;

— суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, — также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;

— сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, — до той степени, до которой это практически возможно.

Если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта впервые или изменением нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом.

22. В случае, если раскрытие информации, предусмотренной пунктом 21 настоящего Положения, по какому-то отдельному предшествующему отчетному периоду, представленному в бухгалтерской отчетности, или по отчетным периодам, более ранним в сравнении с представленными, является невозможным, факт невозможности такого раскрытия подлежит раскрытию вместе с указанием отчетного периода, в котором начнется применение соответствующего изменения учетной политики.

23. В случае, если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету утвержден и опубликован, но еще не вступил в силу, организация должна раскрыть факт его неприменения, а также возможную оценку влияния применения такого акта на показатели бухгалтерской отчетности организации за период, в котором начнется применение.

24. Существенные способы ведения бухгалтерского учета, а также информация об изменении учетной политики подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации.

В случае представления промежуточной бухгалтерской отчетности, она может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, в которой раскрыта учетная политика.

25. Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

Документы

ПОЛОЖЕНИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ
«УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ»
(ПБУ 1/2008)

(утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н,
с изменениями, внесенными приказами Минфина России от 11.03.2009 № 22н, от 25.10.2010 № 132н, от 08.11.2010 № 144н, от 27.04.2012 № 55н, от 18.12.2012 № 164н, от 06.04.2015 № 57н, от 28.04.2017 № 69н)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и организаций государственного сектора) (далее — организации).

(в ред. приказов Минфина России от 25.10.2010 № 132н, от 28.04.2017 № 69н)

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику в соответствии с настоящим Положением либо исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.

2. Для целей настоящего Положения под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

3. Настоящее Положение распространяется:

в части формирования учетной политики — на все организации;

в части раскрытия учетной политики — на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

II. Формирование учетной политики

4. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

способы оценки активов и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учетной информации;

порядок контроля за хозяйственными операциями;

другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

5. При формировании учетной политики предполагается, что:

активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);

организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);

принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);

факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

5.1. Организация выбирает способы ведения бухгалтерского учета независимо от выбора способов ведения бухгалтерского учета другими организациями. В случае если основное общество утверждает свои стандарты бухгалтерского учета, обязательные к применению его дочерним обществом, то такое дочернее общество выбирает способы ведения бухгалтерского учета исходя из указанных стандартов.

(абзац введен приказом Минфина России от 28.04.2017 № 69н)

6. Учетная политика организации должна обеспечивать:

полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);

своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации (требование рациональности).

(в ред. приказа Минфина России от 28.04.2017 № 69н)

6.1. При формировании учетной политики микропредприятия и некоммерческие организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут предусмотреть в ней ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи).

(введен приказом Минфина России от 18.12.2012 № 164н, в ред. приказа Минфина России от 06.04.2015 № 57н)

7. Учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным федеральным стандартом бухгалтерского учета. В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета федеральный стандарт бухгалтерского учета допускает несколько способов ведения бухгалтерского учета, организация осуществляет выбор одного из этих способов, руководствуясь пунктами 5, 5.1 и 6 настоящего Положения.

Организация, которая раскрывает составленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности консолидированную финансовую отчетность или финансовую отчетность организации, не создающей группу, вправе при формировании учетной политики руководствоваться федеральными стандартами бухгалтерского учета с учетом требований Международных стандартов финансовой отчетности. В частности, такая организация вправе не применять способ ведения бухгалтерского учета, установленный федеральным стандартом бухгалтерского учета, когда такой способ приводит к несоответствию учетной политики организации требованиям Международных стандартов финансовой отчетности.

(в ред. приказа Минфина России от 28.04.2017 № 69н)

7.1. В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. При этом организация, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, использует последовательно следующие документы:

а) международные стандарты финансовой отчетности;

б) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;

в) рекомендации в области бухгалтерского учета.

(введен приказом Минфина России от 28.04.2017 № 69н)

7.2. Организация, которая вправе применять упрощенные способы бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в случае отсутствия в федеральных стандартах бухгалтерского учета соответствующих способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу вправе формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности.

(введен приказом Минфина России от 28.04.2017 № 69н)

7.3. В исключительных случаях, когда формирование учетной политики в соответствии с пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения приводит к недостоверному представлению финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности, организация вправе отступить от правил, установленных данными пунктами, при соблюдении всех следующих условий:

а) определены обстоятельства, препятствующие формированию достоверного представления о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) возможен альтернативный способ ведения бухгалтерского учета, применение которого позволяет устранить указанные обстоятельства;

в) альтернативный способ ведения бухгалтерского учета не приводит к возникновению других обстоятельств, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность организации будет давать недостоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств;

г) информация об отступлении от правил, установленных пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения, и применении альтернативного способа ведения бухгалтерского учета раскрывается организацией в соответствии с настоящим Положением.

(введен приказом Минфина России от 28.04.2017 № 69н)

7.4. В той степени, в которой применение учетной политики, сформированной в соответствии с пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения, приводит к формированию информации, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации не зависят экономические решения пользователей этой отчетности (далее – несущественная информация), организация вправе выбирать способ ведения бухгалтерского учета, руководствуясь исключительно требованием рациональности (без применения пунктов 7, 7.1 настоящего Положения). Отнесение информации к несущественной организация осуществляет самостоятельно исходя как из величины, так и характера этой информации.

(введен приказом Минфина России от 28.04.2017 № 69н)

8. Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями, стандартами и т.п.) организации.

(в ред. приказа Минфина России от 28.04.2017 № 69н)

9. Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим Положением не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.

III. Изменение учетной политики

10. Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает повышение качества информации об объекте бухгалтерского учета;

(в ред. приказа Минфина России от 28.04.2017 № 69н)

существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

11. Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Положения.

12. Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.

13. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

14. Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету. Если соответствующее законодательство Российской Федерации и (или) нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету не устанавливают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном пунктом 15 настоящего Положения.

15. Последствия изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от указанных в пункте 14 настоящего Положения, и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и (или) других статей бухгалтерского баланса на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

(в ред. приказа Минфина России от 28.04.2017 № 69н)

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно).

15.1 Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету.

(введен приказом Минфина России от 08.11.2010 № 144н, в ред. приказов Минфина России от 27.04.2012 № 55н, от 06.04.2015 № 57н)

16. Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

IV. Раскрытие учетной политики

17. Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.

(в ред. приказа Минфина России от 28.04.2017 № 69н)

18. Абзац исключен (приказ Минфина России от 11.03.2009 № 22н)

Состав и содержание подлежащей обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими федеральными стандартами бухгалтерского учета.

(в ред. приказа Минфина России от 28.04.2017 № 69н)

В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным данным.

19. Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности.

При формировании учетной политики организации, исходя из допущений, отличных от предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, такие допущения вместе с причинами их применения должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности.

20. Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

20.1. Организация, формирующая учетную политику в соответствии с абзацем вторым пункта 7 настоящего Положения, должна в отношении каждого не примененного ею способа ведения бухгалтерского учета, установленного федеральным стандартом бухгалтерского учета, описать такой способ, а также раскрыть соответствующее требование Международного стандарта финансовой отчетности и описать, каким образом это требование будет нарушено в случае применения способа ведения бухгалтерского учета, установленного федеральным стандартом бухгалтерского учета.

(введен приказом Минфина России от 28.04.2017 № 69н)

20.2. Организация, применившая при формировании учетной политики пункт 7.3 настоящего Положения, должна раскрыть:

наименование федерального стандарта бухгалтерского учета, устанавливающего способ ведения бухгалтерского учета, от применения которого организация отступила, с кратким описанием этого способа;

обстоятельства, в результате которых применение правил, установленных пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения, приводит к тому, что бухгалтерская (финансовая) отчетность организации не позволяет получить достоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств, и причины наступления этих обстоятельств;

содержание альтернативного способа ведения бухгалтерского учета, примененного организацией, и объяснение, каким образом этот способ устраняет недостоверность представления финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения денежных средств;

значения всех показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, которые были изменены в результате отступления от правил, установленных пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения, как если бы отступление не было сделано, и величину корректировки каждого показателя.

(введен приказом Минфина России от 28.04.2017 № 69н)

21. В случае изменения учетной политики организация должна раскрывать следующую информацию:

— причину изменения учетной политики;

— содержание изменения учетной политики;

— порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;

— суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, — также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;

— сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, — до той степени, до которой это практически возможно.

Если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта впервые или изменением нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом.

22. В случае, если раскрытие информации, предусмотренной пунктом 21 настоящего Положения, по какому-то отдельному предшествующему отчетному периоду, представленному в бухгалтерской отчетности, или по отчетным периодам, более ранним в сравнении с представленными, является невозможным, факт невозможности такого раскрытия подлежит раскрытию вместе с указанием отчетного периода, в котором начнется применение соответствующего изменения учетной политики.

23. В случае если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету предусматривает возможность добровольного применения утвержденных им правил до наступления срока их обязательного применения, организация при использовании такой возможности должна раскрыть в бухгалтерской (финансовой) отчетности данный факт.

(в ред. приказа Минфина России от 28.04.2017 № 69н)

24. Существенные способы ведения бухгалтерского учета, а также информация об изменении учетной политики подлежат раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

(в ред. приказа Минфина России от 28.04.2017 № 69н)

В случае представления промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, она может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год, в которой раскрыта учетная политика.

(в ред. приказа Минфина России от 28.04.2017 № 69н)

25. Исключен (приказ Минфина России от 28.04.2017 № 69н)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *