Учет в управляющей компании

Содержание

Договорные отношения в сфере оказания коммунальных услуг

Оказание любой услуги, как известно, начинается с заключения договора. В этом смысле коммунальные услуги не составляют исключения. Однако практика показывает, что именно при заключении договоров на оказание коммунальных услуг могут возникнуть основания, которые повлекут серьезные учетные и налоговые последствия для предприятия.

Например, договор энерго — или теплоснабжения, заключенный с организацией, не имеющей соответствующего разрешения (лицензии), предусмотренного ст.17 гл.3 Федерального закона от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с изменениями от 26 ноября 1998 г., может быть признан судом на основании ст.168 ГК РФ недействительным, поскольку сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна. По решению суда договор может быть прекращен и каждая из сторон все незаконно полученное по сделке должна возвратить другой стороне. Затраты по таким договорам не должны относиться на себестоимость продукции (работ, услуг) и уменьшать налогооблагаемую прибыль.

Порядок заключения договоров на оказание коммунальных услуг регулируется гражданским законодательством, а именно параграфом 6 гл.30 разд.4 ГК РФ «Энергоснабжение», причем для договоров поставок электроэнергии положения рассматриваемых статей ГК РФ применяются непосредственно, для договоров поставок тепловой энергии — горячей воды и пара — согласно п.1 ст.548 ГК РФ, применяются только «…если иное не установлено законом или иными правовыми актами», а для договоров поставок воды, газа и оказания канализационных услуг согласно п.2 ст.548 ГК РФ применяются только, «если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства».

Правовое регулирование договора энергоснабжения (договора на оказание иных коммунальных услуг) не исчерпывается нормами, содержащимися в гражданском законодательстве, а более детально регулируется отраслевыми нормативно — правовыми актами, такими как:

  • Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167;
  • Правила учета электрической энергии, утвержденные Минтопэнерго России и Минстроем России 19, 26 сентября 1996 г. (номера не имеет), зарегистрированы в Минюсте России 24 октября 1996 г. N 1182;
  • Правила учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденные Минтопэнерго России 12 сентября 1995 г. N Вк-4936, зарегистрированы в Минюсте России 25 сентября 1995 г. N 954;
  • Правила учета газа, утвержденные Минтопэнерго России 14 октября 1996 г. (номера не имеет), зарегистрированы в Минюсте России 15 ноября 1996 г. N 1198.

Бухгалтерский учет коммунальных услуг, получаемых предприятием

Согласно п.1 ст.9 Закона о бухгалтерском учете «все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет». Бухгалтерский учет коммунальных услуг, получаемых предприятием, не является исключением и должен вестись строго по надлежаще оформленным первичным документам.

Затраты на коммунальные услуги отражаются на счетах учета себестоимости продукции (работ, услуг) и на прочих счетах бухгалтерского учета.

Сначала рассмотрим бухгалтерский учет коммунальных услуг на счетах учета себестоимости продукции (работ, услуг), а затем все остальные случаи бухгалтерского учета коммунальных услуг, получаемых предприятием.

Включение затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) возможно при соблюдении следующих правил:

  • все затраты должны быть подтверждены документально (договоры, копии лицензий, первичные документы и пр.);
  • затраты должны носить производственный характер;
  • затраты предприятия должны относится к деятельности самого предприятия;
  • в себестоимость продукции (работ, услуг) могут быть включены только текущие затраты конкретного отчетного периода;
  • при наличии нескольких видов хозяйственной деятельности на предприятии учет так называемых «прямых затрат» ведется раздельно по каждому виду деятельности, а «косвенные затраты» делятся по видам деятельности пропорционально выручке от конкретного вида деятельности или иным способом, который должен быть зафиксирован в учетной политике организации, сформированной на основании требований ПБУ 1/98.

Согласно Положению о составе затрат коммунальные услуги, получаемые предприятием, могут быть учтены на счетах затрат в составе двух статей:

  1. «е) затраты на обслуживание производственного процесса: по обеспечению производства сырьем, материалами, топливом, энергией» — это «прямые затраты», непосредственно включаемые в себестоимость конкретной продукции и напрямую связанные с производством;
  2. «и) затраты, связанные с управлением производством:
  • эксплуатационные расходы по содержанию зданий, помещений, сооружений, оборудования, инвентаря и т.п.,
  • содержание и обслуживание технических средств управления: вычислительных центров, узлов связи, средств сигнализации и других» — «косвенные затраты», связанные с обеспечением функционирования производственного процесса и прочих направлений хозяйственной деятельности предприятия.

В первом случае коммунальные услуги служат одним из факторов производства, относятся на конкретный вид деятельности предприятия, то есть включаются в себестоимость конкретной продукции (работ, услуг) и отражаются в бухгалтерском учете получающего предприятия следующим образом:

дебет счета 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы» кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 1000 руб. — начислены затраты по подаче холодной воды в цех N 3 по договору N 10 от 10 января 1999 г. с ООО «Водоподача» за отчетный период;

дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» кредит счета 60 — 200 руб. — начислен налог на добавленную стоимость по затратам по подаче холодной воды;

дебет счета 60 кредит счета 51 «Расчетный счет», 50 «Касса» — 1200 руб. — оплачено за подачу воды в цех N 3;

дебет счета 60 кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами, 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» — 1200 руб. — оплачено за подачу воды иными активами (в счет поставки продукции, материалов, взаимозачетов и пр.);

дебет счета 20 кредит счета 25 — 1000 руб. — стоимость воды отнесена на себестоимость продукции за отчетный период;

дебет счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» кредит счета 20 — 1000 руб. — списана себестоимость продукции на счет реализации продукции.

Во втором случае коммунальные услуги относятся к косвенным затратам, которые затем делятся по видам деятельности пропорционально выручке от конкретного вида деятельности или иного показателя, закрепленного в учетной политике организации согласно ПБУ 1/98 и отражаются в бухгалтерском учете абонента следующим образом:

дебет счета 26, 44 «Издержки обращения» кредит счета 60 — 1000 руб. — начислены затраты по подаче холодной воды в здание администрации по договору N 11 от 10 января 1999 г. с ООО «Водоподача» за отчетный период;

дебет счета 19 кредит счета 60 — 200 руб. — начислен налог на добавленную стоимость по затратам по подаче холодной воды в здание администрации;

дебет счета 60 кредит счета 50, 51 — 1200 руб. — оплачено за воду для здания администрации денежными средствами;

дебет счета 60 кредит счета 62, 76 — 1200 руб. — оплачено за воду для здания администрации иными активами (в счет поставки продукции, материалов, взаимозачетов и пр.);

дебет счета 46 кредит счета 26, 44 — 1000 руб. — списаны затраты по водоснабжению здания администрации на счет реализации продукции.

Начисление коммунальных платежей обычно производится абонентом (потребляющим предприятием) самостоятельно на основании данных аналитического учета получения энергии, тепла, воды и пр. Данный учет рекомендуется вести раздельно по видам коммунальных услуг, потребляющим подразделениям и приемо — передающим устройствам абонента, каждое из которых согласно отраслевым нормативно — правовым актам (например, применительно к водоснабжению и канализации согласно п.32 разд.IV Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ) должно быть снабжено соответствующими измерительными приборами по приему — передаче ресурсов (стоков).

Оплата коммунальных услуг в РФ может быть произведена любыми законными платежными средствами, материальными ценностями и услугами по согласованию с поставщиком коммунальных услуг. На практике часто имеет место хождение векселя потребителей услуг и иных ценных бумаг, служащих средством расчетов в обстановке дефицита наличных денежных средств, а также взаимозачеты между предприятиями.

Зачастую снабжающие организации выставляют платежные требования на оплату предоставляемых коммунальных услуг. Эти платежные требования проводятся банками согласно очередности платежей, установленной ст.855 ГК РФ без акцепта (согласия) абонента. Данное положение является особенностью расчетов за коммунальные услуги и узаконено Постановлением Верховного Совета РФ от 1 апреля 1993 г. N 4725-1 «О мерах по улучшению расчетов за продукцию и услуги коммунальных, энергетических и водопроводно — канализационных предприятий», применение которого было разъяснено Письмом Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 июня 1996 г. N С3-8/ОП366.

Такой порядок расчетов, учитывая то, что платежные требования выставляются с большим опозданием (не редко в несколько месяцев), затрудняет ведение бухгалтерского учета на предприятии абонента. Трудности возникают, когда поступает платежное требование за коммунальные услуги, оказанные в предыдущий период. Если это происходит в рамках одного года, то такие коммунальные услуги могут быть включены в себестоимость продукции (работ, услуг) следующего квартала, поскольку это не исказит конечный финансовый результат, рассчитываемый нарастающим итогом с начала года.

Сложнее решается этот вопрос, когда платежные документы поступают в организации — плательщики от энергоснабжающих организаций и коммунальных служб в следующем за отчетным годом.

Трудности эти вызваны разночтениями положений отдельных нормативных актов.

Так, в п.12 Положения по ведению бухгалтерского учета говорится о том, что «…все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами на основании которых ведется бухгалтерский учет». То есть, если организация выставила счет плательщику за коммунальные услуги в январе за декабрь прошлого года, то эти расходы, руководствуясь упомянутым пунктом Положения, следует включать в затраты января следующего за отчетным года.

В то же время в п.12 Положения о составе затрат говорится, что «…затраты на производство продукции (работ, услуг) включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты — предварительной или последующей».

Как свидетельствует почта читателей журнала, налоговые органы по-разному комментируют этот вопрос.

Минфин России при ответах на частные запросы, поступающие в его адрес, рекомендует расходы по коммунальным платежам, платежные документы по которым выставлены в адрес плательщиков в следующем за отчетным годом, но до срока представления годовой отчетности, относить на затраты прошлого года, независимо от времени их фактической оплаты.

Редакция журнала тоже согласна с этим мнением. При этом редакция руководствуется положениями, изложенными в п.3 разд.2 и п.п.6 и 7 разд.3 ПБУ 7/98, вступившего в силу с 1 января 1999 г. Редакция журнала не согласна с теми авторами публикаций, которые утверждают, что если счет за предоставленные коммунальные услуги выставлен плательщику в следующем за оплаченным годом, то эти расходы следует относить в дебет счета 80 «Прибыли и убытки», как внереализационные расходы или как убытки по операциям прошлых лет, выявленные в текущем году. В п.15 Положения о составе затрат и в соответствующих пояснениях по применению счета 80 «Прибыли и убытки» Плана счетов (Инструкции по применению Плана счетов) приводятся конкретные случаи отнесения расходов на убытки организации. Это затраты по аннулированным производственным заказам, а также затраты на производство, не давшее продукции; дополнительные расходы по заказам, расчеты по которым закончены в прошлых годах.

Подводя итог сказанному, во избежание конфликтных ситуаций с налоговыми органами, редакция журнала рекомендует:

  1. По состоянию на 31 декабря отчетного года комиссионно (с участием организаций, предоставляющих, коммунальные услуги или без них) составить акт о фактических расходах по каждому виду коммунальных услуг за декабрь месяц отчетного года и отнести эти расходы на затраты в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Акт должен составляться по показаниям измерительных приборов и утверждаться руководителем организации не позднее 31 декабря отчетного года.

  1. Порядок отнесения расходов по коммунальным платежам на затраты за декабрь отчетного года отразить в учетной политике.
  2. По состоянию на 1 января следующего за отчетным годом произвести сверку расчетов по задолженности со всеми организациями — поставщиками коммунальных услуг. Акты сверок подписать не позднее 31 декабря отчетного года.

Следует обратить внимание на бухгалтерский учет коммунальных услуг у арендодателя и арендатора сооружения или здания. Этот вопрос рассматривается в Письмах Госналогинспекции по г. Москве от 9 сентября 1998 г. N 30-08/27466 «О порядке налогообложения операций, связанных с арендой имущества» и Госналогслужбы России от 27 октября 1998 г. N ШС-6-02/768@ «Методические рекомендации по отдельным вопросам налогообложения прибыли» (п.8 «Об отнесении коммунальных платежей при арендных операциях»).

Расходы организации — арендодателя по оплате коммунальных платежей в части, относящейся к сданному в аренду помещению, в случае, если договором (заключенным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации) предусматривается покрытие всех расходов по предоставлению имущества в аренду (включая и коммунальные платежи) величиной арендной платы, то указанные расходы в бухгалтерском учете отражаются как операционные расходы:

дебет счета 80 кредит счета 60 — 1000 руб. — начислены затраты арендодателя на коммунальные платежи;

дебет счета 19 кредит счета 60 — 200 руб. — налог на добавленную стоимость по услугам канализации;

дебет счета 60 кредит счета 50, 51, 62, 76 — 1200 руб. — оплачены услуги по канализации за отчетный период денежными средствами или иными активами.

В случае если договором аренды суммы коммунальных платежей при определении арендной платы не учтены, порядок отражения в бухгалтерском учете арендодателя сумм коммунальных платежей, подлежащих к получению (полученных) от арендатора, зависит от содержания договора, связанного с оказанием арендатору соответствующих коммунальных услуг.

Так, отражение в бухгалтерском учете арендодателя данной хозяйственной операции осуществляется с использованием счета 46 «Реализация продукции, работ, услуг» в случае, если в соответствии с действующим законодательством арендодатель вправе выполнять функции по оказанию коммунальных услуг (ст.ст.544, 545 ГК РФ).

Что же касается расходов организации — арендатора по оплате коммунальных платежей, то исходя из характера указанных расходов, как затрат, непосредственно связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг), они подлежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг) арендатора вне зависимости от вида деятельности организации арендодателя, определения в соответствии с договором суммы арендной платы и при условии заключения договоров на получение арендатором коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Коммунальные услуги, которые не могут быть приняты к учету в составе себестоимости продукции (работ, услуг) или иных расходов по различным причинам (находятся вне перечня затрат, по законодательству относимых на себестоимость, носят непроизводственный характер, не относятся к хозяйственной деятельности самого предприятия, ненадлежащим образом оформленные и пр.), относятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения, с соответствующим отражением на счетах бухгалтерского учета:

дебет счета 88 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» кредит счета 60 — 1200 руб. — начислены коммунальные услуги по работам, не относящимся к производственной деятельности;

дебет счета 60 кредит счета 50, 51, 62, 76 — 1200 руб. — оплачены коммунальные услуги за отчетный период денежными средствами или иными активами.

Налогообложение коммунальных услуг, получаемых предприятием

Выше было подробно описано в каких случаях коммунальные платежи включаются в себестоимость для целей налогообложения прибыли. В данном разделе обращаем внимание арендаторов, что в соответствии со ст.609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит обязательной государственной регистрации, если иное не установлено законом. При этом договор аренды здания или сооружения согласно ст.651 ГК РФ подлежит государственной регистрации, если он заключается на срок не менее года, и считается заключенным с момента его регистрации. Регистрация договоров аренды недвижимого имущества с 31 января 1998 г. осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Несоблюдение требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность (ст.165 ГК РФ). Такая сделка считается ничтожной. В этом случае затраты, понесенные на основании подобного договора, не подлежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг). Единственным источником покрытия этих затрат остается чистая прибыль предприятия.

Для целей налогообложения также не принимаются расходы по безвозмездным договорам, предусмотренным п.2 ст.423 ГК РФ.

Налог на добавленную стоимость по полученным коммунальным услугам относится на расчеты с бюджетом, как и по другим товарам и услугам, и отражается в учете проводкой:

дебет счета 68 «Расчеты с бюджетом» кредит счета 19 — отнесен на расчеты с бюджетом налог на добавленную стоимость по коммунальным услугам.

Обращаем ваше внимание на то, что списание можно делать лишь в момент совпадения трех условий:

  1. Коммунальная услуга получена в полном объеме (наличие накладной на отпуск, акта или другого аналогичного документа).
  2. Коммунальная услуга оплачена в полном объеме (наличие выписок банка и штампов банка на платежных поручениях, требованиях).
  3. Получен счет — фактура на коммунальную услугу.

В Письме Госналогслужбы России от 4 апреля 1997 г. N ВЗ-8-03/148 «О порядке ведения счетов — фактур в электроэнергетике» приведен порядок использования счетов — фактур и книг продаж с учетом особенностей учета и расчетов на электро-, теплоэнергию, реализуемую энергоснабжающими организациями потребителям.

Счета — фактуры за отпущенную непосредственно потребителям электрическую и тепловую энергию выписываются отделениями энергосбытов в соответствии с установленными договорами сроками, за тот отчетный налоговый период, к которому относится реализация, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, и не реже одного раза в месяц. В указанных счетах — фактурах суммы штрафов, предъявляемые потребителям в соответствии с действующими правилами и договорами, не отражаются, а оформляются отдельным счетом — фактурой в порядке, изложенном в Письме Госналогслужбы России и Минфина России от 25 декабря 1996 г. N ВЗ-6-03/890, N 109 «О применении счетов — фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость с 1 января 1997 г.».

Как говорилось ранее, часто представление документов, подтверждающих поставку энергии, тепла, воды и пр., и оплата коммунальных услуг опаздывают по сравнению с реальным оказанием коммунальных услуг, однако для налогообложения налогом на добавленную стоимость это не существенно.

Суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие уплате (уплаченные) арендодателем по хозяйственным операциям, которые связаны со сдачей имущества в аренду и расходы по которым относятся в дебет счета 80 «Прибыли и убытки», отражаются по дебету счета 19, соответствующий субсчет. Списание этих сумм налога со счета 19 на расчеты с бюджетом производится в общеустановленном порядке.

В тех случаях, когда арендодатели отдельно от арендной платы получают денежные средства от арендаторов в виде компенсации стоимости коммунальных платежей в части, потребляемой арендаторами, то данные денежные средства в соответствии с Законом РФ от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» подлежат включению в облагаемый налогом на добавленную стоимость оборот на балансе арендодателя.

При этом суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные арендодателями этого недвижимого имущества поставщикам коммунальных услуг, в том числе и в части, потребляемой арендаторами, подлежат зачету (возмещению из бюджета) у арендодателя после оплаты этих услуг поставщикам и их фактического оказания в соответствии с п.19 Инструкции о порядке исчисления НДС.

В случае если при проведении зачета взаимных требований между предприятиями фактическая сумма платежа меньше суммы погашаемых коммунальных платежей, то разница подлежит обложению налогом на прибыль, а НДС, приходящийся на неоплаченную сумму, списывается за счет чистой прибыли предприятия.

Пример. Предприятие А получило от предприятия Б коммунальные услуги на сумму 150 тыс. руб. (в том числе 25 тыс. руб. НДС). По акту зачета взаимных требований предприятие А перечислило предприятию В 120 тыс. руб. (в том числе 20 тыс. руб. НДС) за коммунальные услуги, оказанные предприятием Б. В соответствии с актом сверки задолженность признана полностью погашенной.

Бухгалтерские проводки:

дебет счета 25 кредит счета 60-1 — 125 тыс. руб. — отнесены на себестоимость коммунальные услуги, оказанные предприятием Б;

дебет счета 19 кредит счета 60-1 — 25 тыс. руб. — выделен НДС с полученных коммунальных услуг;

дебет счета 60-2 кредит счета 51 — 120 тыс. руб. — перечислены денежные средства предприятию В за предприятие Б в счет погашения задолженности по коммунальным платежам;

дебет счета 60-1 кредит счета 60.2 — 120 тыс. руб. — произведен взаимозачет;

дебет счета 60-1 кредит счета 80 — 30 тыс. руб. — стоимость неоплаченных услуг отнесена на прибыль предприятия;

дебет счета 68 кредит счета 19 — 20 тыс. руб. — НДС по оплаченным коммунальным услугам списывается на расчеты с бюджетом;

дебет счета 88 кредит счета 19 — 5 тыс. руб. — НДС по неоплаченным коммунальным услугам списывается за счет чистой прибыли.

В.В.Худолеев

Аудитор

аудиторской фирмы «Декорт»

Учет расходов на коммунальные услуги

Оплата коммунальных услуг — одна из существенных статей расходов экономических субъектов. Наиболее распространенной формой обеспечения производственных и управленческих процессов коммунальными услугами является их приобретение у сторонних организаций. Крупные организации нередко имеют на своем балансе собственные мощности и сооружения, позволяющие не только обеспечить потребности в коммунальных услугах, но и реализовывать часть таких услуг на сторону. В предлагаемой публикации рассматриваются вопросы учета расходов на коммунальные услуги, приобретаемые у сторонних организаций.

К коммунальным услугам принято относить расходы по оплате услуг отопления, горячего и холодного водоснабжения, предоставления газа и электроэнергии, канализации (водоотведения), а также некоторые иные виды расходов, обусловленные условиями (географическими, инфраструктурными, климатическими и т.п.) осуществления деятельности организациями (например, вывоз твердых и жидких отходов, утилизация отходов и т.п.).

Наиболее распространенными видами коммунальных услуг, используемых субъектами предпринимательской деятельности, являются услуги газоснабжения, отопления, водоснабжения и водоотведения.

При приобретении коммунальных услуг у сторонних организаций заключаются коммерческие договоры. При подготовке и согласовании таких договоров необходимо учитывать, что особенности хозяйственных отношений между контрагентами договоров по отдельным видам коммунальных услуг регулируются, в частности:

— по услугам водоснабжения и водоотведения — Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон № 416-ФЗ) и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644;

— по услугам теплоснабжения и горячего водоснабжения — Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон № 190-ФЗ), Правилами горячего водоснабжения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 642 и Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808;

— по услугам электрической энергии — Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон № 35-ФЗ) и подзаконными актами, регулирующими функционирование оптового и розничных рынков электроэнергии, порядок установления цен и тарифов и т.п.;

— по услугам газоснабжения — Федеральным законом от 31.03.99 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее — Закон № 69-ФЗ).

Общие положения

Расходы на коммунальные услуги включаются в себестоимость выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг или расходы на продажу (издержки обращения — в организациях торговли и общественного питания).

Кроме того, для целей рационального использования отдельные виды коммунальных услуг выделены в группу энергетических ресурсов, под которыми понимаются носители энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (в частности, тепловая и электрическая).

Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности использования энергетических ресурсов регулируются нормами Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 261-ФЗ; по состоянию на 1 января 2016 г. последние изменения вносились Федеральным законом от 13.07.2015 № 233-ФЗ).

Главой 7 Закона № 261-ФЗ установлены дополнительные требования по разработке и реализации мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в организациях с участием государства или муниципального образования и в организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности».

Пунктом 1 ст. 16 Закона № 261-ФЗ установлен перечень организаций, для которых проведение энергетического обследования является обязательным. К числу таких организаций, в частности, относятся организации:

— с участием государства или муниципального образования;

— осуществляющие регулируемые виды деятельности;

— осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;

— совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива (за исключением моторного топлива), мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают объем соответствующих энергетических ресурсов в стоимостном выражении, установленный Правительством РФ за календарный год, предшествующий последнему году до истечения срока проведения последующего обязательного энергетического обследования.

Под энергетическим обследованием понимаются сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.

Расходы по проведению энергетического обследования формально не относятся к коммунальным, не являются капитальными, их осуществление обусловлено требованиями законодательства, следовательно, такие расходы принимаются к бухгалтерскому учету и включаются в себестоимость продукции, работ и услуг по соответствующим счетам учета производственных затрат.

Обратите внимание!

Статья 13 Закона № 261-ФЗ содержит требования по обеспечению учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы.

Таким образом, использование коммунальных услуг всеми пользователями сопровождается дополнительными расходами по установке и содержанию приборов их учета. Указанные расходы также должны относиться на увеличение себестоимости продукции, работ или услуг.

Приборы учета по своим характеристикам используются, как правило, в течение периода, превышающего 12 месяцев. Однако к категории объектов основных средств они не могут быть отнесены в силу того, что их стоимость, как правило, ниже соответствующего стоимостного критерия.

Кроме того, в соответствии с Законом № 261-ФЗ пользователи энергетических ресурсов заключать энергосервисные договоры (контракты), предметом которых является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком. Закон не устанавливает обязанности всех пользователей энергетических ресурсов заключать энергосервисные договоры. Исключением является ситуация, когда указанный договор заключается лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома по требованию собственников помещений в многоквартирном доме.

Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 13 Закона № 261-ФЗ установлено, что расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). При этом, как можно заключить из положений ст. 20 Закона № 261-ФЗ, цена энергетических ресурсов, поставляемых на основании договоров, включающих в себя условия энергосервисного договора (контракта), определяется с учетом оплаты мероприятий, проводимых в рамках энергосервисного обслуживания.

Таким образом, в ситуации, когда энергосервисный договор отдельно не заключается, необходимости в ведении обособленного учета расходов на указанные мероприятия не возникает.

Внимание на новшества!

Федеральным законом от 03.11.2015 № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» (далее — Закон № 307-ФЗ) в законы № 69-ФЗ, 35-ФЗ, 190-ФЗ и 416-ФЗ внесен ряд изменений, которые для некоторых категорий потребителей энергетических ресурсов могут оказаться весьма существенными — в части оформления и осуществления расчетов с поставщиками ресурсов (коммунальных услуг).

Так, в перечисленные законы внесены нормы, обязывающие потребителей энергетических ресурсов, имеющих неисполненные обязательства по их оплате (как правило, просроченную задолженность по расчетам) предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате коммунальных услуг, поставляемых по договорам поставки. Критерии, при наличии которых обязанность по предоставлению обеспечений возникает, устанавливаются Правительством РФ.

Основной формой обеспечений исполнения обязательств по оплате энергетических ресурсов является независимая гарантия, выдаваемая банком (банковская гарантия), которая должна содержать условие о невозможности ее отзыва гарантом (безотзывная гарантия) и условие о невозможности ее изменения гарантом без согласия бенефициара. Кроме того, предоставляемые банковские гарантии не должны содержать требования о предоставлении поставщиком ресурсов гаранту для получения выплаты по гарантиям судебных актов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем газа обеспечиваемых гарантиями обязательств.

Вместе с тем допускаются и иные способы обеспечения обязательств, предусмотренные законом и договором. В частности, таким способом может быть обеспечительный платеж (ст. 381.1 ГК РФ).

Выданные обеспечения исполнения обязательств по оплате энергетических ресурсов расходов экономического субъекта (в части расходов на оплату коммунальных услуг) не увеличивают — банковская гарантия не связана с движением активов организации (возможные дополнительные расходы по расчетам с банком учитываются в составе прочих расходов, как не связанные непосредственно с процессом производства и реализации продукции, работ и услуг), а сумма обеспечительного платежа с точки зрения бухгалтерского учета представляет собой авансовую (предварительную) выплату, которая засчитывается при последующих расчетах.

Следует также учитывать то, что Законом № 307-ФЗ внесен ряд изменений в КоАП РФ, реализация которых может привести к увеличению непроизводительных расходов экономического субъекта.

В частности, в КоАП РФ включена новая ст. 14.61, предусматривающая применение административного штрафа для должностных лиц в размере от 40 000 до 100 000 руб. или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; для юридических лиц — от 100 000 до 300 000 руб. — за нарушение установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате.

Еще одна новая ст. 9.22 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, порядка ограничения и прекращения подачи тепловой энергии — в виде административного штрафа для должностных лиц в размере от 10 000 до 100 000 руб., для юридических лиц — от 100 000 до 200 000 руб.

Бухгалтерский учет расходов на коммунальные услуги

Как уже отмечалось, коммунальные услуги используются экономическими субъектами на всех этапах производства и реализации товаров, продукции, работ и услуг, в хозяйственной и управленческой деятельности, в обслуживающих производствах и хозяйствах.

Таким образом, расходы на оплату коммунальных услуг могут отражаться на следующих синтетических счетах бухгалтерского учета:

— 25 «Общепроизводственные расходы». На счете отражаются суммы стоимости расходов по обслуживанию основных и вспомогательных производств организации (расходы на отопление, освещение и содержание помещений);

— 20 «Основное производство». В общем случае на счете 20 отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг. Стоимость потребленных коммунальных услуг непосредственно на счет 20, как правило, относится тогда, когда рабочим планом счетов и учетной политикой организации не предусмотрено открытие и ведение счета 25;

— 26 «Общехозяйственные расходы». На счете 26 обобщается информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом. Таким образом, в дебет счета 26 относится стоимость коммунальных услуг, потребленных для содержания административных зданий и помещений, а также для хозяйственных нужд (в частности, для содержания помещений и территорий в чистоте);

— 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». На этом счете учитываются расходы по оплате коммунальных услуг, потребленных обслуживающими производствами и хозяйствами организации (деятельность которых не связана с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг) — жилищно-коммунального хозяйства (эксплуатация жилых домов, общежитий, прачечных, бань и т.п.); пошивочных и других мастерских бытового обслуживания; столовых и буфетов; детских дошкольных учреждений (садов, яслей); домов отдыха, санаториев и других учреждений оздоровительного и культурно-просветительного назначения;

— 44 «Расходы на продажу». На этом счете могут отражаться расходы по оплате коммунальных услуг, потребленных в процессе содержания складов готовой продукции, содержания помещений для хранения продукции в местах ее продажи и т.п.

Особенности учета в отдельных ситуациях

При определенных обстоятельствах стоимость коммунальных услуг может быть отнесена на счет 28 «Брак в производстве», а именно при условии, что расходы по списанию производственного брака являются существенными, а стоимость коммунальных услуг, потребленных при производстве (или исправлении) забракованной продукции может быть определена с достаточной степенью точности.

Организации торговли и общественного питания коммунальные расходы относят на издержки обращения по статье «Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря» и учитывают на счете 44 «Расходы на продажу».

Из сказанного следует, что все коммунальные расходы, потребленные экономическим субъектом подлежат распределению (между видами производств и хозяйств, а также между видами выпускаемой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг).

Коммунальные расходы на отопление и освещение помещений относятся к условно-постоянным. Основным признаком данного вида расходов является то, что их абсолютная величина существенно не изменяется при изменении объема выпуска продукции. Таким образом, распределение данного вида расходов пропорционально объемам выпущенной продукции, выполненных работ или оказанных услуг неэффективно. Более правомерным, по нашему мнению, является распределение пропорционально физическим показателям, характеризующим обслуживаемые здания или помещения, например их площадь или объем.

Пример 1

В январе организацией потреблена тепловая энергия на общую сумму 150 000 руб. В соответствии с учетной политикой организации расходы на теплоэнергию распределяются пропорционально площади производственных и служебных (отапливаемых) помещений. Площадь производственных помещений составляет 2000 кв. м, площадь помещений, используемых для управленческих и хозяйственных нужд, — 700 кв. м, площадь помещений обслуживающих хозяйств (в сфере культуры) — 300 кв. м.

В бухгалтерском учете будут оформлены проводки:

Дебет 20 Кредит 60

— 100 000 руб. (150 000 руб. х 2000 кв. м : (2000 кв. м + 700 кв. м + + 300 кв. м) — на сумму стоимости тепловой энергии, потребленной в основном производстве;

Дебет 26 Кредит 60

— 35 000 руб. (150 000 руб. х 700 кв. м : (2000 кв. м + 700 кв. м + + 300 кв. м) — на сумму стоимости тепловой энергии, потребленной для отопления помещений центрального офиса и хозяйственных помещений (используемых вне связи с основной деятельностью);

Дебет 29 Кредит 60

— 15 000 руб. (150 000 руб. х 300 кв. м : (2000 кв. м + 700 кв. м + + 300 кв. м) — на сумму стоимости тепловой энергии, потребленной подразделением культуры.

На практике может возникнуть необходимость распределения стоимости коммунальных услуг по другим критериям либо с учетом особенностей технологии тех или иных процессов. Например, если технология основного производства предполагает использование пара или повышенных температурных режимов в отдельных помещениях, удельный расход на единицу площади будет выше среднего. При распределении услуг водоснабжения и водоотведения тоже необходимо учитывать технологию производства, а также некоторые сезонные факторы (например, повышенный расход воды на содержание территорий в чистоте в летний период).

Разумеется, в том случае, когда оплата услуг производится на основании показателей приборов учета, позволяющих с достаточной степенью точностью дифференцировать объем потребленных услуг по зданиям и помещениям, в применении дополнительных схем распределения учтенных расходов нет необходимости. Однако в данном случае, как правило, возникает невязка в виде разницы между общим объемом потребленных услуг и суммарными показаниями соответствующих счетчиков. По нашему мнению, сумма такой невязки должна относиться на увеличение общехозяйственных расходов (в дебет счета 26) с последующим их распределением и списанием в соответствии с общим правилом, закрепленным в учетной политике организации.

Учет коммунальных услуг для вспомогательных производств

В некоторых организациях создаются вспомогательные производства, которые, в частности, могут обеспечивать потребности экономического субъекта в различных коммунальных услугах (котельные, насосные, водоканализационные, энергетические производства и т.п.).

Учет затрат вспомогательных производств, являющихся обособленными подразделениями, ведется на счете 23 «Вспомогательные производства». Порядок организации и ведения учета осуществления и списания затрат вспомогательных производств полностью аналогичен учету себестоимости продукции (работ, услуг), отражаемой на счете 20 «Основное производство».

По окончании отчетного периода (как правило, календарного месяца) затраты, аккумулированные на счете 23, списываются в дебет счетов:

— 20 — при отпуске продукции (коммунальных услуг) основному производству;

— 23 — при отпуске коммунальных услуг другим вспомогательным производствам (например, отпуск тепловой энергии котельной для содержания насосной станции);

— 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» — при отпуске коммунальных услуг обслуживающим производствам или хозяйствам и т.д.

Особенностью выработки коммунальных услуг вспомогательными производствами является то, что часть услуг может быть реализована (сторонним организациям или физическим лицам). В этом случае при отсутствии приборов учета на отдельных производствах, в отдельных зданиях или помещениях, распределению подлежит не вся себестоимость выработки коммунальных услуг, а только та часть, которая потребляется в организации. Это обстоятельство обуславливает и необходимость ведения раздельного учета выпуска, отпуска и реализации услуг на уровне обособленного подразделения (вспомогательного производства).

Расходы на коммунальные услуги в налоговом учете

Для целей налогового учета коммунальные расходы, как правило, относятся к косвенным расходам (если учетной политикой организации для целей налогообложения не предусмотрено иное), которые по общему правилу (п. 2 ст. 318 НК РФ) в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода.

На практике нередко возникает вопрос о принятии к учету расходов (в том числе коммунальных), осуществленных в одном периоде, а документально оформленных в следующем.

Письмом Минфина России от 27.07.2015 № 03-03-05/42971 по данному поводу разъяснено следующее:

— бухгалтерское законодательство позволяет формировать документ, подтверждающий произведенные расходы после отчетной даты, но непосредственно после окончания предоставления услуг за месяц;

— если первичный учетный документ, подтверждающий факт оказания длящихся услуг за истекший месяц, составлен непосредственно после окончания месяца, в котором был совершен факт хозяйственной жизни, в течение разумного срока, но до даты представления декларации (до 28 числа), такие первичные документы, подтверждающие произведенные расходы, следует учитывать в том отчетном периоде, к которому они относятся, о чем должно быть указано в документе.

Данное разъяснение может быть применено при учете коммунальных услуг, объем потребления которых, как правило, подтверждается в начале следующего месяца (квартала, года).

Таким образом, в общем случае необходимость в дополнительном распределении коммунальных услуг для целей налогового учета не возникает.

Исключение, по нашему мнению, составляет ситуация, при которой налогоплательщик формирует убыток от содержания обслуживающих производств и хозяйств в соответствии с требованиями ст. 275.1 НК РФ. При этом к обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.

Напоминаем, что для признания убытка (в уменьшение налоговой базы и обязательств по уплате налога) необходимо соблюдение ряда условий, к числу которых относятся следующие:

— если расходы на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, а также подсобного хозяйства и иных аналогичных хозяйств, производств и служб не превышают обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной;

— если условия оказания услуг, выполнения работ налогоплательщиком существенно не отличаются от условий оказания услуг, выполнения работ специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной.

Из сказанного следует, что при определении общей суммы расходов на содержание обслуживающих производств и хозяйств должны быть учтены все виды и статьи расходов (включая коммунальные), учитываемые при учете расходов основного производства. Так как налоговое законодательство не устанавливает жестких требований по методике распределения расходов, общих для всех производств, по нашему мнению, правомерно применять способы и методы распределения, используемые в бухгалтерском учете.

Как уже отмечалось, коммунальные расходы, как правило, относятся к косвенным расходам и принимаются в уменьшение налоговой базы полностью в том отчетном или налоговом периоде, в котором произведены.

Однако налогоплательщик может воспользоваться правом, предоставленным нормой п. 1 ст. 318 НК РФ и включить коммунальные услуги в перечень прямых расходов. При этом в соответствии с п. 1 ст. 319 НК РФ налогоплательщиком должен быть определен порядок распределения расходов на незавершенное производство (далее — НЗП) и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам).

Напомним, что указанный порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов.

В этом случае возникает необходимость распределения коммунальных расходов.

Кроме того, расходы должны быть распределены в зависимости от того, за счет какого источника финансирования они возмещаются, — расходы, финансируемые за счет чистой прибыли организации для целей налогообложения не учитываются.

Пример 2

Возьмем условия примера 1 и дополним их. Учетной политикой организации коммунальные расходы отнесены к прямым расходам, причем на остаток НЗП относится 30% стоимости коммунальных услуг, потребленных в основном производстве. Расходы на содержание подразделения культуры возмещаются за счет чистой прибыли организации.

В этом случае к налоговому учету будет принято:

>Специфика работы: права и обязанности бухгалтера в ТСЖ

О том, кто может стать председателем ТСЖ, управляющим, а также дворником, электриком и уборщицей, вы можете узнать на нашем сайте.

Основная деятельность

Хотя сообщество собственников, обслуживающее себя, и не является коммерческим предприятием, но все равно все предусмотренные законом процедуры по учету материальных ценностей и их сохранению выполнять обязано (п.п. 4 п. 3 ст. 50, ст. 291 ГК РФ).

Поэтому бухгалтер товарищества загружен работой по учету поступающих и расходующихся средств, а есть еще налоги, работа с поставщиками услуг, начисление и выплата зарплаты своим сотрудникам и много других финансовых аспектов.

Не стоит забывать и об одном из основных направлений и назначений ТСЖ — начислении коммунальных услуг, и о контроле их оплат. Без учета материальных и денежных средств нельзя обойтись и при производстве ремонтных работ, а еще никто не отменял отчетность по финансовой и налоговой части.

Мало того, из-за скудности средств работник на этой должности обычно выполняет обязанности и по кадровому учету, и прихватывает экономические анализы, расчеты. Работы в этом секторе хватает.

Должностная инструкция бухгалтера ТСЖ образец.

Трудовой договор с бухгалтером ТСЖ образец.

О стандартах раскрытия информации ТСЖ перед жильцами, а также о том, в каких случаях необходима проверка организации контролирующими органами, вы можете узнать на нашем сайте.

Требования к претенденту

Кто может им быть?

Работа с такими разносторонними обязанностями требует не только наличия специального образования, но еще и опыта, причем желательно, чтобы соискатель прошел испытание должностью главбуха на одном их предыдущих мест.

Выполняя абсолютно все действия по бухгалтерскому учету и будучи при этом в единственном лице, этот счетовод, по сути, является главбухом и экономистом (при отсутствии такового в штате).

Требования к претенденту на эту должность обычно таковы:

  • опыт работы главбухом не менее 1 года при 3-х годичном стаже рядовым счетоводом в сфере ЖКХ;
  • знание программ 1С 8.3, ВДГБ;
  • хорошее владение компьютером на уровне пользователя со знанием программ Microsoft Office – Word, Exel;
  • понимание основ ведения бухучета в ТСЖ, ЖСК, УК;
  • знание основ делопроизводства;
  • ориентирование в законодательстве, юриспруденции, кадровых вопросах.

Нельзя относить ко второстепенным факторам склад ума и характера: занимать это кресло может только неутомимый, собранный человек, с педантичностью относящийся к каждому документу.

Только при таких свойствах счетовод в некоммерческой структуре сможет содержать в порядке разномастные бумаги, быстро сориентироваться, где хранится запрашиваемая информация, никогда не терять присутствия духа (эту черту называют стрессоустойчивостью).

О том, как заключить трудовое соглашение с управляющим и с председателем ТСЖ, читайте в наших статьях. Образцы должностных инструкций управляющего и председателя вы можете .

Обязанности и права

Обязанностей на этом рабочем месте масса:

  • начисление платежей по квартирам и нежилым помещениям, находящимся в собственности граждан, вступивших в товарищество (квартплата, плата за пользование электроэнергией, газом, водой, стоками, а также отчисления в фонд общества совладельцев), плюс выдача расчетных книжек;
  • ведение первичного учета и снятие с него материальных ценностей;
  • начисление зарплаты штатным и внештатным сотрудникам;
  • отслеживание и учет поступления средств на счета товарищества;
  • проведение платежей по расчетам с поставщиками энергоносителей и с подрядчиками;
  • ведение учета по приходу и расходу материальных средств в пределах утвержденной сметы;
  • составление и сдача деклараций 2-НДФЛ и УСН, отчетов Формы 4–ФСС, РСВ-1, годового отчета, отчета по численности членов сообщества и пр.;
  • оплата налогов, отчислений в пенсионный фонд и т.д.;
  • выдача по требованию членов товарищества интересующей их финансовой информации и др.

Кроме этого, есть еще так называемая «текучка» — постоянно приходят на прием граждане с просьбой перепроверить счет на коммуналку, выдать справку, встать на регистрационный учет или сняться с него, и пр.

При отсутствии кадровика придется также составлять приказы на прием и увольнение работников, на отпуска, а также вести записи в трудовых книжках, участвовать в составлении трудовых договоров.

Не следует сбрасывать со счетов еще одну объемную работу, требующую внимания и усердности – в интернет-сети, в личных кабинетах пользователей обновлять сведения о задолженностях, своевременно делая разноску произведенных жильцами платежей.

Но и права у счетовода тоже имеются, и вот в чем они состоят:

  • подписывать документы или визировать их (в пределах своей компетенции);
  • представлять товарищество по финансовым вопросам во взаимоотношениях с поставщиками услуг, подрядчиками;
  • отслеживать и анализировать денежные потоки;
  • взыскивать задолженности;
  • контролировать наличие материальных ценностей путем проведения инвентаризаций;
  • противостоять нерациональному или преступному расходованию денежных и материальных средств;
  • следить за законностью политики организации;
  • требовать от органов правления изыскания возможностей повышать свой профессиональный уровень путем посещения семинаров, практикумов и пр.

Так или иначе, все права и обязанности этого работника связаны с соблюдением законности, финансовой дисциплины и бережным отношением к средствам своего предприятия.

О правах и обязанностях председателя, а также членов правления и учредителей перед жильцами вы можете узнать из наших статей.

Трудовой договор

Трудовой договор со счетоводом обязательно нужно заключить, это поможет товариществу иметь сдерживающее средство для работника, которому есть прямой доступ к финансам организации.

Да и самому счетоводу лучше, чтобы его должность была штатной, а трудовые отношения оформлены в полном соответствии с законодательством, чтобы иметь право:

  • пользоваться законной возможностью побывать в отпуске;
  • в случае болезни оформить бюллетень;
  • накапливать трудовой стаж и т.д.

Принимают счетовода на основании письменного приказа или распоряжения по ТСЖ, и таким же путем увольняют, только после проведения аудиторской проверки – при наличии акта о состоянии дел и их передаче.

Составляется трудовой договор между работником и работодателем в лице ТСЖ, от имени которого выступает председатель правления. В этом документе должны быть такие разделы:

  • права и обязанности;
  • срок действия, с указанием условий и продолжительности испытательного срока (срок действия обычно составляет период, оставшийся до перевыборов правления);
  • оплата труда, с четким указанием оклада и доплаты, а также перспектив получения бонусов;
  • режим работы и отдыха;
  • гарантии, компенсации;
  • ответственность;
  • условия освобождения от должности;
  • заключительные положения.

Далее следуют подписи сторон со скреплением их печатью. При необходимости внести изменения в контракт составляется дополнительное соглашение, в котором указывают, какой пункт договора следует трактовать по-новому или исключить вовсе.

Не совсем правильным будет, если составлять трудовой договор или изменять его будет сам работник, лучше, чтобы этим занялся либо юрист, либо сам председатель, ведь именно ему предстоит поставить свою подпись под этим немаловажным документом.

Образцы трудовых договоров и должностных инструкций всех работников, а также образцы других важных документов, квитанций и справок товарищества вы можете скачать на нашем сайте.

Должностная инструкция

Такой документ должен быть у каждого работника, а у бухгалтера – непременно. Это нужно обеим сторонам.

Сам счетовод будет точно знать, какие же обязанности ему вменены, каким кругом действий и полномочий они очерчены, а работодатель в лице председателя будет уверен, какие функции он доверил этому важному лицу, посвященному в главные тайны и допущенному к святая святых – финансовым документам, счетам фирмы.

Утверждает эту бумагу председатель правления, с постановкой даты утверждения, а содержит она такие разделы:

  • общие положения;
  • описание обязанностей (здесь же перечисляются необходимые знания и умения);
  • обязанности в отношении жильцов;
  • права;
  • ответственность;
  • заключительные положения.

Под последним пунктом внизу обязательно должна стоять подпись бухгалтера в том, что он ознакомлен с этим документом.

Может появиться необходимость в корректировке должностной инструкции – например, расширить функции по данной должности, то нужно составить документ, назвав его «Дополнение к должностной инструкции», снова утвердив главой правления с конкретизацией даты.

Особенности бухучета в управляющей компании ЖКХ

Стандартной деятельностью всех управленцев является покупка необходимых ресурсов у соответствующих поставщиков и дальнейшая продажа их собственникам жилья.

Также к функциям УК относятся:

  • Расчёты с собственниками жилых помещений.
  • Учёт налогов.
  • Учёт материалов.
  • Вопросы оплаты труда сотрудников.
  • Расчёты с другими контрагаентами.

При покупке и реализации ресурсов возникает дебиторская задолженность и некоторые расходы. Это является неизбежным моментом.

В связи с этим ведение бухучёта в УК проходит в несколько этапов:

  1. Выбор учётной политики. Здесь устанавливается и прописывается перечень правил, позволяющих учитывать все доходы, расходы и прочие активы организации. Чем точнее и тщательнее сформированы все нюансы и разобраны все вопросы, тем легче будет ведение бухгалтерского учёта на предприятии.
  2. Разработка и выбор плана счетов. Этот документ формируется и обновляется на основании приказа Министерства Финансов №94н. В план должны быть включены только те счета, которые по факту будут использоваться в трудовой деятельности УК.
  3. Утверждение форм первичных документов. УК могут использовать свои фирменные бланки, предварительно изготовив их, и утвердив, либо стандартные унифицированные формы документов. В том и другом случае вся документация должна быть закреплена в учётной политике компании.
  4. Ведение бухгалтерского учёта. Эти обязанности выполняют уполномоченные сотрудники по участкам.
  5. Предоставление отчётов. Главными документами является финансовый отчёт, бухгалтерский баланс и иные, предусмотренные ФЗ №402.

Первые три пункта в обязательном порядке должны быть оговорены и оформлены в отдельном приказе, который подписывают директор компании и главный бухгалтер.

В основные должностные обязанности главбуха входят:

  • Контроль ведения всех участков бухгалтерского учёта.
  • Контроль над кассовой дисциплиной и операциями.
  • Оплата страховых взносов.
  • Анализ налоговой политики.
  • Осуществление финансового анализа.
  • Формирование информационных систем бухучёта.
  • Организация ведения бухучёта в компании.
  • Подготовка и утверждение форм различных документов, рабочих планов и иной сопутствующей документации.
  • Предоставление информации внутренним и внешним пользователям.
  • Проведение проверок и ревизий.
  • Контроль своевременного перечисления налогов в бюджет.
  • Формирование учётной политики на предприятии.
  • Контроль над введением хозяйственных операций.
  • Формирование документации по недостачам и незаконной трате денежных средств жильцов.

Обязанности главного бухгалтера не имеют особых отличий от обязанностей такой же должности в других сферах деятельности.

Налогообложение управляющих компаний ЖКХ

Все УК могут самостоятельно решать, какую систему налогообложения выбрать. Варианта может быть два УСН или ОСНО. Оба варианта содержат два вида налога:

  1. на прибыль;
  2. добавленную стоимость.

ОСНО широко используется во многих организациях. Однако система имеет значительный минус, заключающийся в высоком проценте налога на прибыль (20%). Дополнительно следует оплачивать НДС.

Для деятельности управляющих компаний этот процент очень большой и весьма невыгодный. Ведь всем известно, что некоторые новые УК работают первое время иногда в минус.

Однако преимуществом является тот факт, что на услуги, которые предоставляют УК, НДС не распространяется. Этот момент чётко разъясняет статья 149 НК РФ. Одновременно с этим, все предоставляемые услуги УК имеют единую цену, поэтому заработать какую-либо прибыль на этом у компании особо не получается.

Если говорить про систему УСН, то её используют небольшие компании. Как правило, доход таких фирм не превышает 60 000 000 рублей, а штат работников составляет не более 100 человек. Система УСН наиболее выгодна для УК, поэтому с ней работает множество компаний.

ОКВЭД в сфере ЖКХ

Любая УК ведёт свою деятельность с целью извлечения прибыли. В связи с этим все компании обязаны пройти соответствующую регистрацию и получить код Общероссийского классификатора.

Этот код назначается с той целью, чтобы органы налоговой службы были в курсе, какой деятельностью занимается та или иная организация. Юридические лица не имеют право начинать свою деятельность без получения кода. Актуальными для УК являются следующие коды:

  1. 70.32.2.
  2. 70.31.
  3. 70.32.

Эти цифры свидетельствуют о том, что компания осуществляет деятельность, связанную с управлением недвижимости, учётом и проведением инвентаризации.

Подробную информацию о том, как организовать бизнес УК, вы найдете на нашем портале. Читайте материалы о создании управляющей компании с нуля и грамотном управлении ею, порядке раскрытия информации УК и регистрации в ГИС ЖКХ, о получении лицензии и основаниях для ее отзыва, а также о договорах с ресурсоснабжающими организациями, способах погашения задолженности перед ними и особенностях процедуры банкротства управляющей компании.

Подводя итоги, отметим, что вести бухгалтерский учёт в УК не сложно, если этим занимается грамотный, образованный и опытный специалист. Основное, что следует выполнить – это правильно сформировать учётную политику, определиться с системой налогообложения и знать основные проводки. Актуальный план счетов всегда должен находиться на рабочем месте бухгалтера. Также следует своевременно следить за постоянными обновлениями в бухгалтерском учёте. Как правило, изменения происходят достаточно часто.

Выполняя эти правила, вы предупредите проблемы с ведением бухгалтерского и налогового учета в управляющих компаниях, а также сложности с налоговыми органами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Взнос в уставный капитал

Через операции, введенные вручную (до 3.0.46)

В программе 1С 8.3 Бухгалтерия до версии релиза 3.0.46 не было специального документа для отражения внесения уставного капитала. В связи с этим проводку необходимо делать вручную.

Перейдите в меню «Операции» и выберите пункт «Операции, введенные вручную».

В открывшейся форме списка нажмите на кнопку «Создать» и выберите пункт «Операция».

Проводки

Рассмотрим подробнее, какие проводки необходимо создавать в 1С.

Для взноса в уставной капитал учредителями используется счет 75.01. Отражение задолженности учредителей по уставному капиталу показывается проводкой Дт 75 Кт80. Уменьшение этой задолженности отражается проводкой по кредиту счета 75.

Погасить ее можно разными способами: внесением денежных средств, материалами, основными средствами, интеллектуальной собственностью и т. п.

Сначала рассмотрим наиболее часто встречаемый на практике способ – внесение денежных средств. Заодно и покажем, как в данном случае будет выглядеть эта операция в 1С.

Сначала отразим необходимую сумму для внесения в уставной капитал одного из учредителей. Счет дебета будет 75.01, кредита – 80.09 с суммой в 20 000 рублей.

  • При внесении наличных денежных средств через кассу, счет дебета будет 50.
  • При внесении денежных средств через расчетный счет организации, движение уже будет по 51 счету.

Предположим, что наш учредитель принес в кассу сразу всю сумму, как в нашем примере:

Данной операцией мы создали долг по уставному капиталу на ООО «Копыта», как на учредителя и сразу же его погасили.

Теперь рассмотрим вкратце то, какие будут проводки при других способах внесения средств в уставной капитал:

  • Вклад основными средствами. Например, учредитель решил погасить долг по уставному капиталу в виде оборудования, которое можно сразу ввести в эксплуатацию. В данном случае сформируются две проводки:
    • Дт 08 – Кт 75.01 (погашение долга по уставному капиталу);
    • Дт 01 – Кт 08 (ввод оборудования в эксплуатацию).
  • Вклад товарами или материалами. Для товаров проводка будет следующей: Дт 41 – Кт 75.01. Для материалов аналогично, но вместо 41 счета будет 10.
  • Вклад в виде предоставления прав на объект интеллектуальной собственности: Дт 97 – Кт 75.01. Если договор на эти права не бессрочный, то с 97 на 26 счет каждый месяц будет списываться сумма, равная оценочной стоимости данной интеллектуальной стоимости, поделенная на количество месяцев.

Обратите внимание, что в случае погашения долга по уставному капиталу производится не деньгами, должна быть проведена оценка этого имущества. Учредители вправе произвести ее самостоятельно, если стоимость не превышает 20 000 рублей. В противном случае должен привлекаться оценщик со стороны.

Через документ «Формирование уставного капитала» (после релиза 3.0.46)

Начиная с версии релиза 3.0.46 программы 1С:Бухгалтерия, разработчики добавили новый документ для отражения уставного капитала. В меню «Операции» выберите пункт «Формирование уставного капитала». В открывшейся форме списка нажмите на кнопку «Создать».

В шапке нового документа укажите дату и организацию (если в программе учет ведется сразу по нескольким). В табличной части перечислите всех учредителей и суммы, внесенные ими.

Для формирования удобной печатной формы нажмите на кнопку «Список учредителей» в верхней части документа.

Теперь проведем документ и посмотрим, какие проводки он сформировал.

У нас сформировалась только одна проводка, создающая задолженность учредителя по уставному капиталу перед организацией. В данном примере погашение этой задолженности будет сформировано через кассовый документ «Поступление наличных» (если у вас планируется взнос в УК через расчетный счет — используйте документ «Поступление на расчетный счет»).

В поле «Вид операции» укажем «Прочий доход». Так же необходимо выбрать контрагента – учредителя и поставить счет кредита 75.01. Статьей ДДС будет «Поступление денежных вкладов от учредителей». Данным документом будет погашена вся задолженность в 15 000 рублей.

В результате проведения будет сформирована только одна проводка Дт 50.01 Кт 75.01, то есть поступление денежных средств через кассу. Погасить задолженность можно и другими способами, о которых было рассказано выше.

Откроем карточку счета 75.01 и убедимся в правильности совершенных действий. Сальдо на конец периода нулевое.

Сформирован и объявлен уставный капитал – какая проводка необходима?

Коммерческие юрлица (ПАО, АО, ООО, хозтоварищества, ГУП, МУП) создаются с обязательным формированием в них уставного капитала (УК). Размер УК, доли участия в нём каждого из учредителей, сроки оплаты, форма взносов и оценка неденежных вкладов оговариваются в учредительном договоре.

УК является стартовой суммой средств, с которой юрлицо начинает свою деятельность. После окончания всех мероприятий по внесению взносов в уставный капитал проводки начинаются с соответствующей записи, сделанной на дату его регистрации. Она должна отражать начисление полной суммы УК, предусмотренной уставом, в корреспонденции с задолженностью учредителей по вкладам в него: Дт 75 – Кт 80.

Аналитику на счете 80 (счете учета УК) организуют по:

  • учредителям (участникам);
  • стадиям формирования (в ПАО, АО и хозтовариществах);
  • видам акций (в ПАО и АО).

Счет 75 — это счет расчетов с учредителями. Дебетовый остаток по его субсчету, отведенному для расчетов по взносам в УК, будет показывать величину неоплаченного УК.

О том, как УК отразится в бухотчетности, читайте в статье «Порядок составления бухгалтерского баланса (пример)».

Вклад в УК другой организации у ее учредителя

Коммерческое юрлицо может быть создано как физлицами, так и организациями. При этом среди тех и других могут присутствовать иностранцы.

Участвуя в создании юрлица, учредитель принимает на себя обязательства по оплате вклада в его УК, взамен приобретая право на часть или всё (в зависимости от доли участия) имущество этого юрлица и на получение доходов от участия в его деятельности. Здесь есть своя особенность: при осуществлении проводки уставный капитал должен быть отражен как у учредителя, так и у компании, получающей взнос.

На дату регистрации вновь созданной организации учредитель — юридическое лицо, зарегистрированный в РФ, в своем учете показывает задолженность по оговоренной в учредительном договоре величине вклада в УК, который для него является финансовым вложением: Дт 58 – Кт 76. Кредитовый остаток по субсчету счета 76, отведенному для расчетов по взносам в УК, будет показывать величину неоплаченного учредителем УК.

Законодательство допускает осуществление платежей в УК как деньгами, так и имуществом или имущественными правами. На дату внесения вклада (полной суммы или ее части) и у учредителя, и у учрежденного им юрлица погашается соответствующая часть имеющейся задолженности.

Внесение вклада имуществом

Во вклад могут передаваться любые виды имущества и прав на него: ОС, НМА, МПЗ, ценные бумаги, задолженность по заемным средствам. Имущество, вносимое в УК, стороны передают по согласованной ими в учредительном договоре стоимости. По этой стоимости вклад и учитывается в бухучете. Для формирующегося таким путем взноса в уставный капитал проводки у получателя делаются по той стоимости, которая отражена у учредителя. Учредитель же, формируя величину внесенного в УК вклада, корректирует фактическую стоимость имущества до согласованной за счет прочих доходов и расходов стоимости (счет 91). Вне зависимости от стоимости учет полученного юрлицом имущества ведется в составе того же вида, к которому оно относилось у учредителя.

Если передаваемое имущество при приобретении облагалось НДС, и он был предъявлен бюджету, то учредитель восстанавливает налог либо в полной сумме, либо в пропорции к его остаточной стоимости (по амортизируемому имуществу). Восстановленный НДС входит в сумму вклада и указывается в передаточных документах. Передающая сторона платит его в бюджет, а получающая может принять в вычеты.

Формирующийся имуществом взнос в уставной капитал проводки сопровождают следующего характера:

  • У получающей стороны:

Дт 07 (08, 10, 11, 21, 41, 58, 66, 67) – Кт 75 — получено имущество;

Дт 19 – Кт 75 — принят к учету НДС по нему.

  • У учредителя:

Дт 02 (05) – Кт 01 (04) — сформирована остаточная стоимость выбывающего амортизируемого имущества;

Дт 76 – Кт 01 (04, 10, 11, 21, 41, 58) — передано имущество;

Дт 76 – Кт 68 — восстановлен НДС по переданному имуществу;

Дт 76 – Кт 91 (или Дт 91 – Кт 76) — стоимость переданного имущества доведена до согласованной.

Увеличение УК: взнос денежными средствами или имуществом

Законодательство допускает увеличение УК по решению его учредителей (участников), если соблюдены следующие условия:

  • в ПАО или АО зарегистрирована дополнительная эмиссия или конвертация акций в СБРФР и ФНС;
  • полностью оплачен не только первоначальный УК, но и та часть, на которую происходит увеличение.

Источниками увеличения УК могут быть:

  • нераспределенная прибыль юрлица или его добавочный капитал — в этом случае дополнительных платежей от учредителей (участников) не потребуется;
  • средства участников: одного, если его принимают дополнительно, единственного или нескольких, если они увеличивают долю своего участия, или всех, если увеличение доли происходит за счет пропорционального роста существующих долей или номинала акций.

Порядок учета начисления и уплаты дополнительных взносов в УК при его увеличении абсолютно совпадает с тем, который используют при создании юрлица. Суммы, форму и сроки уплаты учредители (участники) определяют в своем решении. Проводки по начислению обязательств делают на дату принятия решения об увеличении УК и на дату регистрации изменений в уставе, а проводки по уплате — на фактическую дату перечисления денежных средств или передачи имущества (имущественных прав).

О нюансах налогообложения взносов в УК читайте в материале «Ст. 251 НК РФ (2018 — 2019): вопросы и ответы».

Бухгалтерский учет в управляющих компаниях

Управляющая компания (далее — УК) — коммерческая структура, которая создается с целью управления и содержания многоквартирных домов (далее — МКД) в надлежащем техническом и санитарном состоянии. Чаще всего УК не только предоставляет свои услуги по содержанию МКД, но и является посредником между собственниками квартир и ресурсоснабжающими организациями.

Собственники квартир МКД самостоятельно выбирают форму управления: УК или товарищество собственников жилья (далее — ТСЖ). Рассмотрим порядок бухгалтерского учета в каждом из них.

Бухгалтерский учет в фирмах ЖКХ не имеет отдельной законодательной базы. На основании норм ПБУ, методик, рекомендаций и разъясняющих писем Минфина компании ЖКХ самостоятельно разрабатывают способы ведения бухгалтерского и налогового учета и закрепляют их в локальном нормативном документе — учетной политике компании.

Алгоритм составления учетной политики см. в материале «Как составить учетную политику организации (2019)?».

  1. Учет МПЗ.

Учет МПЗ ведется в соответствии с нормами ПБУ 5/01 и осуществляется с использованием счета 10 «Материалы». Поступление МПЗ фиксируется проводкой Дт 10 Кт 60 (71), списание — Дт 20 (25, 26) Кт 10 и оформляется требованием-накладной.

  1. Учет затрат.

Учет затрат ведется на основании ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина от 06.05.1999 № 33н). Расходы, направленные на ремонт и обслуживание общедомового имущества, фиксируются в Дт 20 счета в корреспонденции со счетами расчетов с поставщиками, подотчетными лицами и т. д., проводками Дт 20 Кт 10 (60, 68, 69, 70, 71, 76 и пр.). При этом если УК содержит несколько подразделений, к каждому из которых относится большее или меньшее количество домов, то учет затрат нужно организовать в разрезе каждого подразделения и каждого дома. Пример структуры счета 20:

Субконто 1

Субконто 2

Субконто 3 (Затраты)

Подразделение 1

МКД 1

1. Канализация

2. Водоснабжение

3. Отопление

4. Электроэнергия

5. Озеленение

7. Газоснабжение и т. д.

МКД 2

Подразделение 2

МКД 3

МКД 4

МКД 5

Затраты, относящиеся непосредственно к управлению каждым структурным подразделением, собираются на счете 25 «Общепроизводственные расходы» по статьям расходов: амортизация, оплата труда, страховые взносы, аренда и пр.

Все управленческие издержки на обслуживание аппарата управления относятся в дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы».

По итогам месяца сальдо 25 и 26 счета закрывается в Дт 20, а 20 распределяется в себестоимость продаж Дт 90.2.

  1. Учет взаиморасчетов.

Поскольку работа УК предусматривает несколько вариантов осуществления взаиморасчетов как с жителями МКД, так и с ресурсоснабжаюшими компаниями, то и нюансы их учета различны. Рассмотрим основной и самый распространенный из них, закрепленный в п. 6.2 ст. 155 ЖК РФ, когда УК является стороной договора о возмездном оказании услуг. В данном случае все поступления от собственников МКД относятся к выручке компании, а произведенные расчеты за ресурсы, услуги сторонних организаций и т. п. — к расходам.

Проводки в данном случае будут следующими:

Дт

Кт

20 (25)

Поступили коммунальные услуги от ресурсоснабжающей компании

Выделен входной НДС

НДС принят к вычету

Начислены платежи в УК потребителям

Начислен НДС

Списаны издержки

50 (51)

Поступили платежи от собственников

Оплата услуг ресурсоснабжающей компании

Если же УК получает из бюджета целевые денежные средства, например, на капитальный ремонт или иные дотации, то данные расчеты фиксируются на 86-м счете «Целевое финансирование».

Проводки:

  • Дт 50 (51) Кт 86 — получены целевые ДС из бюджета.
  • Дт 20 Кт 10 (60) — списаны материалы (получены услуги) на выполнение целевых работ.
  • Дт 86 Кт 20 — фактически понесенные издержки отражены в составе целевых средств.

Ситуацию с проведением капитального ремонта МКД в любом случае следует рассматривать особо в связи с нюансами налогообложения.

С одной стороны, в соответствии с законом «О внесении изменений в ЖК РФ» от 25.12.2012 № 271-ФЗ обязанность проводить капитальный ремонт оказалась возложена на собственников помещений в МКД; кроме того, собственники должны сами позаботиться о наличии средств на ремонт путем формирования фонда из ежемесячных отчислений. То есть коммерческая УК, собирающая обязательные взносы с жильцов для последующего проведения капремонта, оказывается стороной, получающей денежные средства по договору возмездного оказания услуг. Получается, что УК должна бы учитывать поступающие взносы на капремонт в составе выручки.

С другой стороны, только формируя фонд капремонта из взносов собственников МКД, УК по сути ничего не продает, работы не выполняет и даже агентского дохода от данной операции не имеет. То есть получаемые взносы на капремонт не удовлетворяют критериям дохода, изложенным в ст. 39 НК РФ. Следовательно, можно считать, что по спецвзносам в фонд капремонта УК не имеет реализации, т. е. в доход УК включать эти суммы не надо. А надо учитывать по аналогии с бюджетным целевым финансированием на счете 86. Несколько размытая формулировка содержится и в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК о том, что от налогообложения освобождаются целевые взносы на капремонт, произведенные в «управляющие организации». Размытость формулировки в том, что слова «управляющие организации» идут в перечислении всех возможных некоммерческих объединений собственников МКД.

Исходя из содержания ст. 170, 175 и 178 ЖК РФ (в редакции изменений, введенных законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ) жильцы, для формирования фонда капремонта, должны использовать отдельный счет либо в банке, либо у регионального оператора (о нем подробнее ниже). То есть если собственники МКД доверили своей УК открытие и ведение специального счета для накопления взносов на капитальный ремонт, то только тогда на УК распространяются нормы ст. 251 НК, и данные взносы не должны включаться в налогооблагаемую базу по прибыли в УК. Подобную позицию можно проследить в письме Минфина от 14.05.2015 № 03‑03‑10/27648 (доведено до сведения налоговых органов и налогоплательщиков письмом ФНС от 04.06.2015 № ГД-4-3/9639@). При этом, разумеется, данные взносы на капремонт подлежат обособленному учету в бухгалтерии УК на отдельных субсчетах на 51 и 86, и собираемые средства не могут расходоваться не по назначению. Если же подобный расход все-таки имел место (например, потратили часть взносов на капремонт на текущие нужды УК), то такая часть уже будет отвечать всем критериям выручки для целей налогообложения.

УК также может заключить агентский договор по сбору платы за коммунальные платежи, в том числе и на капитальный ремонт, с региональным оператором — единым расчетным кассовым центром (далее ЕРКЦ). Чаще всего ЕРКЦ распределяет собранные суммы между ресурсоснабжающими организациями и УК, направляя на расчетный счет УК собранные ДС на капремонт и осуществление услуг по содержанию МКД. Учет с ЕРКЦ целесообразнее организовать на 76-м счете, открыв субсчет 5 «Расчеты с ЕРКЦ».

Блок проводок будет следующий:

  • Дт 51 Кт 76.5 — ЕРКЦ перечислил ДС.
  • Дт 76.5 Кт 62 — оплата ЖКУ собственниками МКД.
  • Дт 62 Кт 90.1 — отражена выручка.

При этом если ресурсоснабжающие организации выставляют счета управляющей компании для сбора платежей, а ЕРКЦ оплачивает их напрямую организации ЖКУ, то между данными компаниями нужно произвести взаимозачет.

  • Дт 20 Кт 60 — поступили услуги от компании ЖКУ.
  • Дт 60 Кт 76.5 — проведен взаимозачет в части произведенной ЕРКЦ оплаты ресурсоснабжающей организации.
  • Дт 76.5 Кт 62 — ЕРКЦ передал сведения об оплате ЖКУ населением.
  • Дт 62 Кт 90.1 — отражена выручка.
  • Дт 90.2 Кт 20 — списана себестоимость.

В налоговом учете поступающие в УК средства (кроме средств для проведения капитального ремонта) подлежат включению в расчет налога на прибыль. Данные средства могут отнести к целевым и не учитывать при налогообложении прибыли и НДС (или УСН) только товарищества собственников жилья (подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ).

Особенности бухучета в ТСЖ

ТСЖ – некоммерческая организация, членами которой являются собственники квартир МКД. Создается данная структура также с целью эффективного управления, санитарного и технического содержания МКД.

Учет затрат и материалов осуществляется аналогично учету в УК. А вот поступают ДС:

  • как членские взносы участников ТСЖ;
  • целевое финансирование из бюджета;
  • коммерческая деятельность, осуществляемая с целью привлечения дополнительного дохода.

Подробнее о порядке ведения бухучета в ТСЖ читайте в материале «Основные правила ведения бухучета в ТСЖ (нюансы)».

В связи с тем, что деятельность ТСЖ осуществляется по смете и не имеет своей целью извлечение прибыли, налогооблагаемый финансовый результат будет равен нулю при условии отсутствия дополнительной предпринимательской деятельности. А платежи собственников за услуги ТСЖ являются членскими взносами и относятся к целевому финансированию, учитываемому на счете 86 «Целевое финансирование». При этом входной НДС включается в состав затрат.

Чаще всего ТСЖ также осуществляет сборно-распределительную функцию между ресурсоснабжающей организацией и потребителями ресурсов (см. схему 1). Но поскольку ТСЖ не взимает комиссии за посреднические услуги, то эти средства также являются целевыми и учитываются на счете 86 «Целевое финансирование» (письмо Минфина от 29.10.1993 № 118), а коммунальные платежи отражаются транзитом через 76-й счет.

Дт

Кт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *