Учет в казенных учреждениях

Налоговый учет в бюджетных учреждениях

Налоговому учету в бюджетном учреждении посвящена ст. 321.1 НК РФ, но практика показывает, что не все учреждения здравоохранения уделяют ей внимание. Между тем налоговый учет является одним из важных элементов в системе расчетов с бюджетом по налогу на прибыль в части приносящей доход деятельности. Итак, в чем же состоят особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями? Этот вопрос стал главной темой настоящей статьи, в которой автор обратился к нормам НК РФ и разъяснениям Минфина.

Вопрос: В чем состоит главный принцип налогового учета учреждений?

Бюджетные учреждения являются плательщиками налога на прибыль в части приносящей доход деятельности, поэтому они обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и не облагаемых налогом, и иных облагаемых «коммерческих» поступлений (п. 1 ст. 321.1 НК РФ).

В составе необлагаемых доходов и расходов бюджетных учреждений учитываются доходы в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет данных источников, и расходы, производимые за счет этих средств (Письмо Минфина России от 13.05.2009 N 03-03-06/4/35).

В составе облагаемых налоговых доходов учитываются поступления от коммерческой деятельности бюджетного учреждения: доходы, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы, к числу которых отнесены доходы от сдачи имущества в аренду (Постановление КС РФ от 22.06.2009 N 10-П). В состав налоговых расходов включается сумма фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

В отличие от доходов, в установленных случаях принятие расходов бюджетных учреждений, уменьшающих доходы, полученные от приносящей доход деятельности, производится на основании предусмотренного п. 3 ст. 321.1 НК РФ принципа их пропорционального распределения. Пропорция строится исходя из объема средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов бюджетного учреждения (включая средства целевого финансирования).

Вопрос: Какие расходы следует пропорционально распределять?

Для ответа на поставленный вопрос обратимся к положениям п. 3 ст. 321.1 НК РФ, в котором поименованы расходы по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортные расходы по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходы по всем видам ремонта основных средств. Перечисленные затраты нужно пропорционально распределять между доходами, полученными от предпринимательской деятельности, и средствами целевого финансирования в двух случаях (Письмо Минфина России от 16.12.2009 N 03-03-06/4/107):

— если бюджетными ассигнованиями, выделенными бюджетному учреждению, предусмотрено финансовое обеспечение указанных в п. 3 ст. 321.1 НК РФ расходов за счет двух источников;

— если бюджетными ассигнованиями, выделенными бюджетному учреждению, не предусмотрено финансовое обеспечение указанных в п. 3 ст. 321.1 НК РФ расходов, но при этом эксплуатация основных средств связана с ведением предпринимательской деятельности.

В последнем случае в целях налогообложения учет расходов также производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования). При этом в общей сумме доходов для указанных целей не учитываются внереализационные доходы (доходы, полученные в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах, полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и другие доходы).

Определяющим критерием для отнесения данных расходов на уменьшение налогооблагаемой базы является объем средств, полученных от предпринимательской деятельности, а не источник финансирования расходов. Такой вывод сделан судьями в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2009 N 09АП-2120/2009-АК.

Есть еще третий случай — когда финансовое обеспечение рассматриваемых общехозяйственных расходов предусмотрено только за счет бюджетных ассигнований. Тогда расходы не учитываются при налогообложении, так как они осуществляются за счет средств целевого финансирования. При этом следует руководствоваться п. п. 1 и 2 ст. 321.1 НК РФ, которые не разрешают направлять прибыль от приносящей доход деятельности на покрытие расходов, предусмотренных за счет бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетному учреждению. Проще говоря, нужно сначала с полученной прибыли уплатить налог и только потом направить оставшиеся средства на покрытие расходов, осуществляемых в рамках бюджетного финансирования.

К сведению. Транспортные расходы по обслуживанию управленческого персонала не могут полностью учитываться при определении налога на прибыль. Они в любом случае подлежат распределению.

Очевидно, что пропорционально распределять нужно не все расходы, а лишь те, которые нельзя однозначно отнести к бюджетному или коммерческому направлению деятельности (как правило, это общехозяйственные расходы).

Существует мнение, что из всех общехозяйственных расходов, которые нельзя однозначно признать связанными напрямую с осуществлением приносящей доход деятельности, уменьшать налогооблагаемую прибыль могут лишь расходы на коммунальные услуги, услуги связи, транспортное обеспечение административно-управленческого персонала, расходы на ремонт основных средств (в определенной пропорции). Все остальные общехозяйственные и общепроизводственные расходы не могут уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, в связи с чем к указанным отношениям неприменимы общие положения гл. 25 НК РФ (Постановление ФАС ДВО от 25.08.2009 N Ф03-3670/2009). С точки зрения автора, это мнение ошибочно в силу следующих причин.

Налоговый кодекс не содержит нормы, регулирующей порядок определения расходов, учитываемых бюджетными учреждениями при исчислении налога на прибыль, если такие затраты не названы в п. 3 ст. 321.1 НК РФ, но осуществляются в рамках как бюджетной, так и коммерческой деятельности (Постановление ФАС СЗО от 13.05.2009 по делу N А13-5793/2005). В таком случае следует руководствоваться п. 1 ст. 272 НК РФ. Расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика (Письмо Минфина России от 19.11.2008 N 03-03-05/151). Такое распределение соответствует приведенной норме п. 1 ст. 321.1 НК РФ и не противоречит норме п. 3 данной статьи.

Также в Постановлении ФАС СЗО от 13.05.2009 по делу N А13-5793/2005 суд посчитал правомерным распределение расходов в отношении начислений на фонд оплаты труда работников (страховые взносы), командировочных расходов, материальных затрат, амортизационных начислений. Они связаны как с бюджетной, так и с коммерческой деятельностью бюджетной организации, поэтому признаются пропорционально доле дохода от предпринимательской деятельности в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. Аналогичное мнение высказано в Постановлении ФАС ЦО от 06.02.2008 по делу N А54-2254/2007-С22. Норма п. 3 ст. 321.1 НК РФ не содержит запрета на пропорциональное распределение иных расходов, понесенных бюджетным учреждением, помимо прямо поименованных в нем коммунальных, транспортных, ремонтных общехозяйственных расходов. Поэтому иные общие расходы, финансируемые за счет двух источников, могут признаваться для целей налогообложения пропорционально соответствующим доходам бюджетного учреждения.

Вопрос: Каков порядок распределения расходов?

Ответим на поставленный вопрос на примере. Рассмотрим налоговый регистр для распределения общехозяйственных расходов с учетом следующих данных.

По итогам отчетного периода общий объем поступлений составил 1 000 000 руб., в том числе в рамках бюджетного финансирования — 750 000 руб., по приносящей доход деятельности — 250 000 руб. Коэффициент распределения в этом случае равен 0,25 (250 000 руб. / 1 000 000 руб.): определяется как отношение суммы поступлений от приносящей доход деятельности (250 000 руб.) к общей сумме поступивших доходов (1 000 000 руб.).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *