Учет целевого финансирования проводки

Бухгалтерский счет 86: использование

На счете 86 учитываются суммы средств, получаемые организацией для финансирования целевых мероприятий. Источниками поступления средств могут быть как государственные компании, так и коммерческие фирмы и даже частные лица.

Главный критерий учета средств на счете 86 – четкое определение цели и назначения их использования согласно заключенному договору.

На счете 86, как правило, учитываются средств, поступающие в пользу организации в целях финансирования социальных программ и общественно полезных мероприятий (субсидии на оплату коммунальных услуг, субвенции на строительство социального жилья, поддержка льготных и малоимущих категорий населения и прочее).

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Начисления целевых средств отражаются по Кт 86. Дт 86 используется для учета использования полученных средств в рамках договорных условий.

Рассмотрим типовые проводки:

Дебет Кредит Описание операции
07 86 Оборудование к установке получено для целевого использования
52 86 Зачислены средства в валюте в качестве финансирования целевого мероприятия
86 29 В рамках целевого финансирования покрыты расходы обслуживающих хозяйств
86 91.1 Учтена доход в сумме полученной экономии сметы по договору целевого финансирования
41 86 Поступили товары в качестве финансирования целевого мероприятия

Учет получения и списания целевых средств на примерах

Для подробного рассмотрения различных операция с использованием целевых поступлений используем наглядные примера типовых ситуаций.

Получение государственных субвенций

АО “Министр” ведет свою деятельность в сфере строительства объектов недвижимости. В марте 2016 “Министра” принял участие в тендере на получение государственных субвенций для их последующего использования для строительства жилья социального назначения. Сумма государственной помощи – 3.478.000 руб.

В апреле 2016 по факту окончания тендера АО “Министр” признан победителем, в связи с чем на расчетный счет организации зачислены средства в сумме 3.478.000 руб. Кроме того, в виде государственной помощи “Министром” были получены строительные материалы, стоимость которых составила 1.714.200 руб.

Полученные государственные субвенции были учтены “Министром” таким образом:

Дебет Кредит Описание операции Сумма Документ-основание
76 Средства целевого финансирования 86 Отражена сумма средств, начисленных в качестве государственных субвенций (3.478.000 руб. + 1.714.200 руб.) 5.192.200 руб. Договор целевого финансирования
51 76 Средства целевого финансирования Учтены средства, полученные “Министром” в качестве государственной целевой программы 3.478.000 руб. Банковская выписка
10 76 Средства целевого финансирования Учтены материалы, полученные “Министром” для использования в строительстве социального жилья 1.714.200 руб.) Банковская выписка

Возмещение государством недополученных доходов

В рамках государственной программы, АО “Столовая №1” предоставляет социальные продуктовые пойки льготным категориям населения. Стоимость пайков, выданные “Столовой №1” в ноябре 2015, составляет 412.850 руб. Данная сумма полностью компенсируется из государственного бюджета.

Бухгалтер “Столовой №1” оформил в учете такие записи:

Дебет Кредит Описание операции Сумма Документ-основание
51 76 Средства целевого финансирования Зачислены средства из бюджета в рамках государственной программы помощи социальным категориям граждан. 412.850 руб. Банковская выписка
76 Средства целевого финансирования 90.1 Отражена компенсация выручки, недополученной “Столовой №1” в связи с выдачей продуктовых пайков 412.850 руб. Договор

Вложение целевых поступлений во внеоборотные активы

АО “Прогресс” занимается производством медицинского оборудования. Между АО “Прогресс” и благотворительной организацией “Меценат” заключен договор, согласно которого:

  • “Прогресс” получает от “Мецената” средства в сумме 1.953.500 руб.;
  • средства должны быть использованы на приобретение усовершенствованной конвейерной линии, которая позволит увеличить объемы производства медицинского оборудования.

В сентябре 2015 средства от “Мецената” были получены, конвейерная линия приобретена и введена в эксплуатацию:

  • стоимость конвейерной линии – 1.953.500 руб.;
  • срок полезного использования – 12 лет;
  • сумма ежемесячной амортизации – 12.522 руб. (1.953.500 руб. / 13 лет / 12 мес.).

Получение средств от “Мецената”, приобретение и ввод в эксплуатацию конвейерной линии были оформлены в учете “Прогресса” такими записями:

Дебет Кредит Описание операции Сумма Документ-основание
76 Средства целевого финансирования 86 Отражена сумма начисленных средств в счет получения по договору с БО “Меценат” 1.953.500 руб. Договор
51 76 Средства целевого финансирования Учтены полученные от БО “Меценат” целевые средства 1.953.500 руб. Банковская выписка
08 60 Отражено поступление приобретенного конвейера 1.953.500 руб. Товарная накладная
01 08 Проведена операция по введению конвейера в эксплуатацию 1.953.500 руб. Акт ввода в эксплуатацию ОС
86 98 Отражено целевое использование средств, полученных от БО “Меценат” 1.953.500 руб. Договор, Товарная накладная, Акт ввода в эксплуатацию ОС
20 02 Учтена сумма ежемесячно начисляемой амортизации на конвейер 12.522 руб. Амортизационная ведомость
98 91.1 Учтены прочие доходы от суммы доходов будущих периодов (в размере начисляемой амортизации) 12.522 руб. Амортизационная ведомость

Использование целевых средств на текущие нужды

АО “Консул” по договору целевого финансирования перечислены средства в пользу ООО “Зоопарк” в сумме 642.300 руб. Средства предоставлены для проведения ремонта вольеров для животных. На полученные от “Консула” средства “Зоопарк” приобрел материалы, необходимые для проведения ремонта вольеров. Непосредственно ремонт осуществлен собственными милами сотрудников “Зоопарка”.

В учете “Зоопарка” сделаны записи таких операций:

Дебет Кредит Описание операции Сумма Документ-основание
76 Средства целевого финансирования 86 Отражена сумма начисленных средств в счет получения по договору с АО “Консул” 642.300 руб. Договор
51 76 Средства целевого финансирования Учтены полученные от АО “Консул” целевые средства 642.300 руб. Банковская выписка
10 60 На склад “Зоопарка” поступили материалы, приобретенные для ремонта вольеров для животных 642.300 руб. Товарная накладная
86 98 Материалы, приобретенные для ремонта, учтены как доходы будущих периодов 642.300 руб. Товарная накладная
20 10 Отражен факт использования материалов при ремонте вольеров для животных 642.300 руб. Товарная накладная
98 91.1 Учтены прочие доходы от суммы доходов будущих периодов 642.300 руб. Договор, Товарная накладная

Целевое финансирование и целевые поступления

Целевое финансирование и целевые поступления – счет бухгалтерского учета средств, поступающих юридическому лицу целевым назначением для финансирования определенных мероприятий, программ и проектов, а также для покрытия плановых убытков, возникающих вследствие поддержания на должном уровне регулируемых цен, и для компенсации расходов, которые в силу определенных причин не должны покрываться за счет собственных источников.

Целевые поступления, в отличие от целевого финансирования, направляемого для реализации определенных мероприятий, программ и проектов, носят лишь компенсационный характер и направляются из государственного и региональных (местных) бюджетов не адресно, а через посредство некоммерческих организаций – участников бюджетного процесса, с которыми заключается договор. Одним из видов целевых поступлений являются дотации, получаемые юридическими лицами из государственного и местных бюджетов.

Целевое финансирование может осуществляться так же за счет средств других предприятий, организаций и лиц. Средства целевого финансирования расходуются в строгом соответствии с утвержденными сметами и назначением, оговоренным договором.

Целевое финансирование и целевые поступления носят условно безвозвратный и безвозмездный характер и, в зависимости от условий договора, могут быть использованы.получателем на:

  • финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем необоротных активов;
  • покрытие текущих расходов, связанных с заказом, под выполнение которого были выделены целевые средства (приобретение запасов, оплата труда и др.);
  • покрытие заведомых убытков, получаемых предприятием в результате выполнения специального заказа;
  • оказание немедленной финансовой поддержки в качестве чрезвычайной;
  • оплату труда и социальное страхование нештатных работников, занятых на работах, выполняемых на предприятии по заданию и в пользу других лиц.

Из всех видов ассигнований из государственного и местного бюджета наиболее известны два:

  • субсидии – бюджетные средства, предоставляемые бюджетам других уровней, а также юридическим и физическим лицам на условиях долевого финансирования мероприятий, программ, проектов, и на покрытие убытков в связи с государственным регулированием цен;
  • субвенции – фиксированный объем бюджетных средств, предоставляемых на безвозмездной и возмездной основе бюджетам других уровней и юридическим лицам на финансирование конкретных мероприятий, программ и проектов.

К средствам, поступающим на определенные цели из государственного источника, относятся и дотации государственного и местных бюджетов, но в некоторых случаях дотации можно квалифицировать как вид бюджетного субсидирования.

  • дотации – средства, регулярно предоставляемые юридическому лицу для покрытия плановых убытков.

В свою очередь, государственные субсидии бывают двух видов: инвестиционные субсидии и текущие (субсидии на производство). Инвестиционные субсидии направляются на финансирование капитальных вложений, а производственные – на поддержание данного вида деятельности. Субсидии на производство, в отличие от дотаций, не связаны со стоимостью выпускаемой продукции, а зависят только от вида деятельности (примером может служить субсидирование труда инвалидов). Субсидии также могут быть: прямые (направленные на развитие необходимых отраслей экономики) и косвенные – субсидии, представляющие собой систему льготных налоговых ставок. Впрочем, косвенные виды субсидий мы в данном случае не рассматриваем, как не относящиеся к средствам целевого финансирования.

Субвенции, как вид государственного целевого финансирования, распространяются на взаимоотношения местных органов власти с государственными органами, откуда те получают их как денежные пособия на финансирование определенных мероприятий. Также как и субсидии, они бывают текущими и инвестиционными. Разновидностью субвенций являются государственные гранты. Гранты могут предоставляться и негосударственными структурами, в том числе международными организациями. В последнем случае гранты не принято называть субвенциями.

Грант – безвозмездное финансирование научных исследований, опытно-конструкторских работ, обучения, лечения и другие цели с последующим отчетом перед грантором об использовании выделенных им средств.

Государственные дотации могут направляться на поддержание заданного уровня регулируемых цен на реализуемые населению отдельные виды товаров и услуг и на поддержание относительно невысокого уровня экспортных цен с целью поощрения вывоза отдельных видов товаров (экспортные дотации). Наряду с этим, существуют также налоговые дотации.

Учет получения и использования средств целевого финансирования (целевых поступлений) ведется на счете «Целевое финансирование и целевые поступления».

По кредиту счета «Целевое финансирование и целевые поступления» отражаются суммы средств, полученных в качестве источников финансирования, в корреспонденции со счетами расчетов с субъектами, которые осуществляют такое финансирование.

По дебету счета «Целевое финансирование и целевые поступления» отражается использование средств целевого финансирования или возврат их неиспользованной части в корреспонденции со счетами расходов, соответствующих прямому назначению использования таких средств или со счетами учета денежных средств (при возврате).

Аналитический учет на счете «Целевое финансирование и целевые поступления» ведется по назначению целевых средств (видам финансирования и поступлений) в разрезе источников их получения.

Получение и расходование средств целевого финансирования отражается в бухгалтерском учете по следующей схеме:

Учет целевого финансирования и поступлений

К целевому финансированию относят средства, получаемые организацией на строго определенные цели. Источниками целевого финансирования являются ассигнования и гос-го, регионального или местного бюджетов, взносы родителей, средства от др. организаций, средства фондов спец. назначения… Средства целевого финансирования расходуются в соответствии с утвержденными сметами. Использование указанных средств не по назначению запрещается. Для учета средств целевого назначения используют пассивный счет 86 «Целевое финансирование». Поступление средств отражают по кредиту данного счета, а расходование — по дебету. Аналитический учет по счету 86 ведут по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления. В соответствии с новым Планом счетов средства целевого назначения отражают по кредиту счет 86 и дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (Вариантность учета поступления средств не предусмотрена). Использование средств целевого финансирования отражают по дебету счета 86 и кредиту счетов 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» (при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации); 83 «Добавочный капитал» (при использовании средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств); 98 «Доходы будущих периодов» (при направлении коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов и т.п.). ПО МЕРЕ ПОСТУПЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ 1)Дт. Сч. 51, 55 Кт сч. 86- на сумму поступивших денежных средств 2)Дт. Сч. 08,10, и т.д. Кт сч. 86- на стоимость поступившего от государства имущества. 3)Дт. Сч.86- Кт сч. 91- отнесена экономическая выгода на внереализационные доходы КАК ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО БЮДЖЕТНЫМ СРЕДСТВАМ 1)Дт. 76 Кт 86- на сумму начисленных целевых бюджетных средств. 2)Дт. 51,55,08,10 и др. Кт 76- на сумму фактически полученных денежных средств и иного имущества из бюджета. 3)Дт. 86 Кт 98- на сумму бюджетных ассигнований при вводе внеоборотных активов в эксплуатацию, в момент принятия к учету МПЗ, начисления оплаты труда, осуществления других текущих расходов. 4) Дт. 91 Кт.98- по мере начисления амортизации по введенным в эксплуатацию внеоборотным активам и передачи МПЗ на производственные нужды

Средства целевого финансирования (далее — ЦФ) и целевых поступлений — это денежные средства, которые предприятие получает на строго определенные цели, например, содержание объектов соцкультбыта, передачу гуманитарной помощи, подготовку кадров, научно-исследовательские работы и прочее. Они могут быть получены как субсидии, ассигнования из бюджета и целевых фондов, гуманитарная помощь, взносы физических и юридических лиц и т.п.

Учет средств ЦФ регулируется п. п. 16—19 П(С)БУ 15 «Доход». В зависимости от того, для каких целей поступает финансирование, момент признания дохода определяется по-разному. При этом на сегодня сложились две основные модели, по которым в бухучете отображают ЦФ:

  • — схема с отражением доходов и расходов;
  • — схема, когда средства ЦФ списывают непосредственно в корреспонденции с кредитом счетов разных активов.

По первой схеме в большинстве случаев полученное ЦФ признается доходом в течение тех периодов, когда были осуществлены расходы за счет этих средств в соответствии с условиями такого финансирования. То есть, если на предприятие поступили целевые средства, то это еще не означает, что такие средства сразу будут отнесены на счета доходов. Согласно принципу начисления и соответствия доходов и расходов привлеченные средства будет признаны доходом в том периоде, в котором будут осуществляться расходы, связанные с этим ЦФ. Однако получение ЦФ не всегда происходит до понесения соответствующих расходов. Например, известны случаи, когда коммунальные предприятия получают средства из соответствующих местных бюджетов на покрытие убытков отчетного периода. Тогда все расходы, с которыми связаны убытки, предприятие несет до получения ЦФ. По второй схеме отражения доходов и расходов вообще не происходит. Например, ее применяют предприятия, которые получают благотворительную помощь для своих рабочих.

В силу положений ст. 26 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются, в частности:

  • — регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
  • — добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  • — выручка от реализации товаров, работ, услуг;
  • -дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  • — доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
  • — другие не запрещенные законом поступления.

Поскольку ТСЖ имеет право взыскать в принудительном порядке причитающиеся ему платежи собственников, целесообразно использовать метод начисления обязательных платежей (Дебет 76 Кредит 86). Альтернативный вариант — отражение в составе целевого финансирования только фактически поступивших целевых средств (Дебет 51 Кредит 86), что не даст информации о полной сумме доходов по смете (суммах задолженности собственников). Кроме того, товарищество должно осуществлять расходы согласно смете, а не в суммах, ограниченных фактическими поступлениями.

>Целевое финансирование

Целевое финансирования как объект налогового и бухгалтерского учета

Целевое финансирование упоминается в главном нормативно-правовом акте государства для целей налогообложения предприятий – в Налоговом кодексе РФ.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Так, к средствам, которые признаются в налоговом учете как средства целевого финансирования, являются следующие:

  1. Субсидии и ассигнования для бюджетных организаций.
  2. Безвозмездные и безвозвратные гранты, предоставляемые на такие блага как получение образования, научное развитие, культурные мероприятия, мероприятия по охране здоровья или окружающей среды.
  3. Инвестиционное финансирование, которое получает организация по завершению конкурсов.
  4. Финансирование научных или инновационных проектов.

В сфере регулирования доходов и расходов предприятия, контролирующие органы по порядку налогообложения обращают внимание на суммы полученных средств и на расходы предприятия, которые должны соответствовать целевому назначению полученного финансирования.

В части бухгалтерского учета, целевое финансирование регулируется ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». Данным нормативно-правовым документом регламентированы следующие виды целевого финансирования:

  1. Субвенции, то есть денежные средства государственного бюджета, которые получает финансируемое предприятие безвозмездно и безвозвратно.
  2. Субсидии, то есть средства государственного бюджета, которые покрывают определенную долю расходов по целевому финансированию.
  3. Бюджетные кредиты, то есть ресурсы, получаемые предприятием, как в виде денежных средств, так и в виде прочих ресурсов (земельные участки, природные ресурсы и т.п.).

Стоит отметить, что бюджетные кредиты исключают получение налогового кредита.

Особенности бухгалтерского учета целевого финансирования

Организация бухгалтерского учета целевого финансирования осуществляется на основании регламента ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», а также на основании положений учетной политики организации.

Как правило, полученные бюджетные средства используются предприятием и отражаются в бухгалтерском учете по таким направлениям затрат как:

  1. Финансирование расходов на капитальное строительство и приобретение (создание) объектов основных средств.
  2. Финансирование текущих затрат организации (закупка сырья и материалов, оплата труда персонала, оплата аренды помещений и объектов основных средств и т.д.).
  3. Компенсация уже понесенных предприятием расходов на обеспечение деятельности. Для бюджетных организаций, сюда включаются уже понесенные убытки по результатам деятельности.
  4. Финансирование на оказание немедленной помощи в связи с непредвиденными событиями (стихийные бедствия, последствия кризисов и т.п.).

Замечание 2

Для отражения операций по получению и расходованию средств на целевое финансирование, в бухгалтерском учете используется одноименный счет 86 «Целевое финансирование».

Налоговое регулирование средств целевого финансирования в РФ

Движение средств целевого финансирования отражается на пассивном счёте 86 «Целевое финансирование», а сам порядок их бухгалтерского учёта зависит от формы финансирования, а также целевого назначения расходования полученных денежных средств.

Основные документы, регламентирующие порядок учёта средств целевого финансирования в РФ являются Налоговый Кодекс РФ, Положение по бухгалтерскому учёту «Учёт государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденное приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н, приказ Минсельхоза России от 02.02.2004 № 75 «Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету государственных субсидий и других видов государственной помощи в сельскохозяйственных организациях».

Для применения положений налогового законодательства определён перечень средств, которые относятся к целевому финансированию. При отнесении имущества к средствам целевого финансирования для целей обложения налогом на прибыль следует руководствоваться положениями статьи 251 Налогового Кодекса РФ, в частности подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Налогового Кодекса РФ.

К средствам целевого финансирования, согласно ст.251 НК РФ, относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определённому организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами:

  • в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям;
  • в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных до 1 июля 2012 года в установленном порядке до бюджетных учреждений, являющихся получателями бюджетных средств;
  • в виде средств бюджетов, выделяемых осуществляющим управление многоквартирными домами товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»;
  • в виде средств бюджетов, выделяемых на долевое финансирование проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным и осуществляющим управление многоквартирными домами в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, управляющим организациям, а также при непосредственном управлении многоквартирными домами собственниками помещений в таких домах — управляющим организациям, оказывающим услуги и (или) выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах;
  • в виде полученных грантов. В целях настоящей главы грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:
    • гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан;
    • гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта;
  • в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;
  • в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов;
  • в виде средств, полученных обществом взаимного страхования от организаций — членов общества взаимного страхования; в виде средств, полученных из фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов;
  • в виде средств, поступивших на формирование фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;
  • в виде средств, полученных предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии. Указанные средства подлежат включению в состав внереализационных доходов в случае, если получатель фактически использовал такие средства не по целевому назначению либо не использовал по целевому назначению в течение одного года после окончания налогового периода, в котором они поступили;
  • в виде страховых взносов банков в фонд страхования вкладов в соответствии с федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации;
  • в виде средств, получаемых медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц;
  • в виде целевых средств, получаемых страховыми медицинскими организациями — участниками обязательного медицинского страхования от территориального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;
  • в виде средств собственников помещений в многоквартирных домах, поступающих на счета осуществляющих управление многоквартирными домами товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций, а также на счета специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и созданы в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов;
  • в виде сумм вступительных и гарантийных взносов негосударственных пенсионных фондов, гарантийных взносов Пенсионного фонда Российской Федерации, уплаченных в фонд гарантирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений»;
  • в виде сумм возмещений, полученных негосударственными пенсионными фондами, Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений».

Средства целевого финансирования и Налоговый кодекс

В Налоговом кодексе РФ приведен перечень средств, которые относятся к целевому финансированию (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Приведем некоторые из них:

  • бюджетные ассигнования казенным учреждениям, в том числе в виде субсидий бюджетным организациям;

  • гранты (денежные средства или иное имущество), которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры, охраны здоровья и окружающей среды;

  • инвестиции, предоставляемые по итогам инвестиционных конкурсов;

  • средства, полученные из фондов поддержки научной, инновационной деятельности.

Отметим, что основную часть средств целевого финансирования составляет, как правило, государственная помощь, особенности учета которой регламентирует ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».

Указанным Положением предусмотрены следующие виды государственной помощи:

1) субвенции – это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов;

2) субсидии – это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов;

3) бюджетные кредиты (исключая налоговые кредиты, отсрочки по уплате платежей и т.п.) – это ресурсы не только в виде предоставленных денежных средств, но и в форме иного имущества (земельные участки, природные ресурсы).

ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» используется для отражения в бухгалтерском учете полученных бюджетных средств по таким направлениям расходования:

  • финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов);

  • на покрытие текущих расходов организации (приобретение материально-производственных запасов, оплата труда работников и другие расходы аналогичного характера);

  • как компенсация за уже понесенные организацией расходы, включая убытки, в частности в жилищно-коммунальном хозяйстве, агропромышленном комплексе (в части возмещения убытков предприятий муниципального жилищно-коммунального хозяйства, городского хозяйства, обеспечивающих объекты социальной сферы муниципальной собственности теплоэнергоресурсами (разницы между тарифами за услуги и затратами) и т.д.;

  • на оказание немедленной финансовой поддержки организации в виде чрезвычайной помощи без связи с осуществлением расходов в будущем и др.

Как правило, государственная поддержка оказывается в первую очередь предприятиям агропромышленного сектора.

Расходование целевых средств строго контролируется государственными и иными контролирующими органами.

Организация отражает бюджетные средства к бухгалтерскому учету, если организация уверена в их получении (подтверждением этому может выступать бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и т.д.) и в том, что условия предоставления этих средств будут ею выполнены, то есть средства будут израсходованы на определенные нужды (подтверждением тому служат заключенные организацией договоры, публично объявленные решения, утвержденная проектно-сметная документация и т.д.).

К целевому финансированию не относится получение помощи в виде льгот; получение кредитов; участие государства в капитале организации.

Бухгалтерский учет операций по формированию и использованию средств целевого назначения

Для учета средств целевого финансирования предназначен пассивный счет 86 «Целевое финансирование».

Согласно Инструкции по применению Плана счетов счет 86 «Целевое финансирование» предназначен для обобщения информации о движении средств, необходимых для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др.

Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Использование средств целевого финансирования отражается по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетами 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» (при направлении средств целевого финансирования на содержание НКО).

Таким образом, кредитовое сальдо счета счет 86 «Целевое финансирование» отражает неиспользованные средства целевого назначения.

Кредитовый оборот по счету счет 86 «Целевое финансирование» отражает целевые поступления.

Дебетовый оборот по счету счет 86 «Целевое финансирование» показывает использование средств на запланированные мероприятия.

Приведем основные операции по формированию и использованию средств целевого назначения:

Дебет счета

Кредит счета

Использование средств на приобретение основных средств и нематериальных активов

Использование средств на приобретение материальных ценностей

Использование средств на заработную плату персонала, выплачиваемую за счет средств целевого финансирования

Использование средств на оплату счетов поставщиков

Возврат не использованных по назначению средств

51, 76

Образование финансирования за счет

средств, полученных от других предприятий, государственных органов

Образование финансирования за счет суммы начисленного

бюджетного финансирования

Рекомендуется к данному счету открыть два субсчета:

  • 86.1 – Получение средств из бюджета.

  • 86.2 – Получение средств из других источников.

Аналитический учет целевого финансирования должен содержать информацию о том, кем предоставлено финансирование, каковы его цели, а также об условиях предоставления.

Также в аналитическом учете должна накапливаться информация о величине признанного дохода по каждому виду финансирования и об остатках помощи, полученной на приобретение несписанных или неамортизированных активов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *