Учеба с отрывом от производства оплата труда

Содержание

Онлайн консультация — Вопрос №1210, Юлия

Ответ:

Добрый день, Юлия.

Следует отметить, что повышение квалификации работника может осуществляться как по инициативе работодателя, так и по инициативе работника. При этом гарантии и компенсации, установленные ст. 187 ТК РФ, подлежат применению только к случаям повышения квалификации работника по направлению работодателя. Необходимость повышения квалификации работника, в т. ч. его обучения с отрывом от производства, определяет работодатель. Периодичность и условия проведения обучения работников, в т. ч. в форме повышения их квалификации, могут быть определены локальными нормативными актами, коллективным договором, трудовым договором.

Статья 187 ТК РФ. Гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем для повышения квалификации.

При направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Для расчета берётся предшествующий период, равный расчетному и считается средний дневной, т.е. см. п.9 абз.3: «Средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, на количество фактически отработанных в этот период дней.»

Следует отметить, что гарантии, предусмотренные для работников, повышающих квалификацию с отрывом от производства, предоставляются только по основному месту работы. Таким образом, работающему на условиях совместительства (как внутреннего, так и внешнего) работнику при направлении его работодателем для повышения квалификации предоставление таких гарантий законом не предусмотрено.

В случае повышения квалификации с отрывом от производства (при условии, что направляет работодатель) по основному месту работы предоставляются следующие гарантии:

сохранение за работником места работы (должности);

сохранение за ним среднего заработка на весь период обучения.

Российским законодательством не предусмотрена обязанность работодателя по предоставлению гарантий и компенсаций работникам, проходящим профессиональную переподготовку и повышение квалификации по собственной инициативе.

Следует отличать повышение квалификации от профессиональной подготовки (переподготовки) специалистов. В силу ст. 21 Закона об образовании профессиональная подготовка, являясь также видом дополнительного образования, имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Такая форма обучения не сопровождается повышением образовательного уровня (повышением квалификации) обучающегося.

С уважением,

Лариса Александровна

Просмотр полной версии : оплата труда на период учебы с отрывом от производства

17.03.2009, 08:58

Я работаю врачом в больнице,относящейся к Департаменту здравоохранения Москвы. Работаю в день (основная ставка) плюс ночные дежурства, которые не входят в основную ставку. Насколько мне известно, согласно ТК РФ оплата труда работников, находящихся на учебе с отрывом от производства, производится из расчета среднемесячной зарплаты за предыдущий период. Наша бухгалтерия,ссылаясь на какое-то рекомендательное письмо Деп.здрав.г. Москвы, рассчитывает мне зарплату на период учебы, исходя только из размеров основной ставки без дежурств. Правомочны ли действия бухгалтерии? Если да, то где можно найти это рекомендательное письмо ДЗ г. Москвы ( на сайте ДЗ не нашел)?

Можно я цитатой отвечу? Ну право, лень перепечатывать хорошо написанный текст

«Бюджетные учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение», 2008, N 2

СРЕДНИЙ ЗАРАБОТОК: НОВЫЙ ПОРЯДОК РАСЧЕТА

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 утверждено новое Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, в котором учтены изменения, внесенные Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ в ст. 139 ТК РФ. Его применение распространяется на все правоотношения, возникшие с 06.01.2008. Ранее действовавшее Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 213, признано утратившим силу.
В данной статье мы проанализируем все внесенные изменения и разберем на примерах различные возникающие на практике ситуации, когда требуется расчет среднего заработка.

Новое Положение об исчислении среднего заработка N 922, как и ранее действовавшее Положение N 213, подлежит применению в случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

— направление работника для повышения квалификации с отрывом от работы (ст. 187 ТК РФ);

Чтобы рассчитать средний заработок в перечисленных выше случаях, необходимо определиться с двумя показателями: суммой фактических выплат, начисленных работнику, и периодом, участвующим в расчете.

Выплаты, подлежащие включению в расчет среднего заработка

В соответствии с п. 2 Положения об исчислении среднего заработка N 922 для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам, как и ранее, относятся:
— заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время;
— оплата, начисленная по сдельным расценкам;
— надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам) за профессиональное мастерство;
— за классность;
— за выслугу лет (стаж работы);
— за ученую степень, ученое звание, знание иностранного языка;
— за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ;
— оплата, связанная с условиями труда (вредность), а также суммы начисленных районных коэффициентов;
— за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочная работа;
— премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда;
— другие выплаты, применяемые у данного работодателя.

Эксперт журнала
«Бюджетные учреждения
здравоохранения:
бухгалтерский учет
и налогообложение»
С.ГУЛИЕВА

Московские рекомендации даже искать не буду — никакие рекомендации не могут противоречить Постановлению Правительства

18.03.2009, 00:01

спасибо. Что посоветуете делать в этой ситуации?

Для начала найти эту статью (не найдете — опубликуйте адрес почты с пометкой «с разрешения модератора» — а то накажут — это нарушение на РМС) — я вышлю (и сотру адрес)
Статью Вы внимательно прочитаете и обратитесь с ней к тем, кто у Вас считает зарплату. В принципе, в ней ответы на все вопросы.

Ну а нет — алгоритм известен — письменное заявление на имя руководителя, обращение в комиссию по трудовым спорам (свою, потом территориальную), а там…. суд, МЗСР, прокуратура…

18.03.2009, 12:18

огромное спасибо:)

В принципе, в ней ответы на все вопросы.

Ну, а если вдруг не впечатлится бухгалтерия текстом статьи — вот само постановление, о котором идёт речь. Вдруг пригодится?

18.03.2009, 12:26

Адрес скопирован и удален. Отправлю в течение 5 минут

20.03.2009, 18:31

Продолжение эпопеи. Разговаривал с бухгалтером. Бухгалтер посоветовал почитать Трудовой кодекс и статью 187, в которой говорится, что на время учебы выплачивается средний заработок по основному месту работы.Вот это словосочетание «основное место работы» и стало , оказывается, определяющим в позиции бухгалтерии. Следуя их трактовке основное место работы это то, которое оплачивается моим должностным окладом плюс надбавки за вредность и проч,то есть моя дневная работа заведующего отделением, но сюда,оказывается, не входит внутреннее совместительство (мои ночные дежурства).На мой вопрос, где в законе расшифровывается понятие «основное место работы» ответа я не получил ни от бухгалтера, ни от самого кодекса. Изучив положение о расчете среднего заработка с комментарием, любезно предоставленное уважаемым модератором ВВС, я поинтересовался тогда насчет начисления отпускных, которые,как известно, тоже имеют отношение к среднему заработку за предыдущие 12 месяцев. Меня отослали к статье 114 ТК, в которой якобы есть оговорка насчет совместительства, которое учитывается при начислении отпускных. Однако ст114 также говорит про средний заработок все по тому же основному месту работы.(практически копия статьи187, но только про отпуск) Получается очевидное противоречие, но….видно оно только моим очам. Вся бухгалтерия твердит, что так их учили на последних курсах и отступать не собирается. Вопрос: где мне найти, наконец, расшифровку этого пресловутого основного места работы, которое так склонно к вольным формулировкам?
PS Кстати, поинтересовался на сей счет у коллеги из другой московской больницы. Ему бухгалтерия ответила приблизительно то же самое. Им учебу оплачивают так же как и мне

Не те статьи ТК читает Ваш бухгалтер…
Согласно статьи 65 ТК (), основным местом работы является то место работы — то есть организация (работодатель), а не Ваша должность — где лежит Ваша трудовая книжка. А согласно статьи 139 ТК (), второй абзац —
Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

21.03.2009, 12:52

Что-то не нашел я ничего такого в статье 65

Ваши ночные дежурства оформлены отдельным трудовым договором о совместительстве?

21.03.2009, 20:34

Ваши ночные дежурства оформлены отдельным трудовым договором о совместительстве?Нет, договор один.

Что-то не нашел я ничего такого в статье 65
Действительно, понятие «основное место работы» законодательно не определено. Однако согласно ст.65 ТК
При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:
…трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства

Таким образом, работой по совместительству является работа, на которой не хранится Ваша трудовая книжка. Следовательно, там, где хранится — основная, независимо от количества источников выплат.

Также смотрим статью 282 ТК ():
Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы, так и у других работодателей.

На основании чего делаем вывод: понятие «место работы» тождественно понятию «работодатель», что опять возвращает к положению о расчёте среднего заработка вне зависимости от количества источников выплат — в том числе и по внутреннему совместительству.

Упрощаем: Вашим работодателем по основному месту работы является какое-то ЛПУ. Оно же является работодателем и по внутреннему совместительству. Работодатель один — выплаты суммируем.

И вот здесь разговор принимает новый оборот.
Итак!

Обучение с отрывом от производства

Есть 2 вида работы Основная (где лежит трудовая книжка) и по совместительству. Именно это деление предусматривает ТК РФ.
А теперь становится забавно. Если бы договор о работе по совместительству был, наша беседа была бы сложнее. Но договора о совместительстве нет.
И мы в подарок главному бухгалтеру открываем ПОСТАНОВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 30 июня 2003 г. N 41 ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАБОТЫ ПО СОВМЕСТИТЕЛЬСТВУ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ, МЕДИЦИНСКИХ, ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ

И читаем там

В соответствии со статьей 282 Трудового кодекса Российской Федерации … по согласованию с Министерством образования Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством культуры Российской Федерации постановляет:
….
2. Для указанных в пункте 1 настоящего Постановления категорий работников не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора следующие виды работ:

ж) работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации, в том числе выполнение педагогическими работниками образовательных учреждений обязанностей по заведованию кабинетами, лабораториями и отделениями, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, работа по руководству производственным обучением и практикой студентов и иных обучающихся, дежурство медицинских работников сверх месячной нормы рабочего времени по графику и др.;
……

Министр
труда и социального развития
Российской Федерации
А.П.ПОЧИНОК

Таки, о каком «совместительстве» идет речь?

ТК РФ). Учебный отпуск (при соблюдении определенных условий) организация должна предоставить и оплатить независимо от того, по трудовому или по срочному трудовому договору работает сотрудник. Кроме того, законодательством не установлены ограничения по стажу работы в организации, дающему право на учебный отпуск.Учебный отпуск дают на то количество дней, которое будет указано в справке-вызове учебного заведения. Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на учебный отпуск, оплачивают на общих основаниях.Также следует помнить, что учебный отпуск не может быть заменен денежной компенсацией. Это связано с тем, что денежной компенсацией можно заменить только часть ежегодного оплачиваемого отпуска (ст. 126 ТК РФ). Обратите внимание! Согласно п. 14 Положения N 922 оплате подлежат все календарные дни (включая нерабочие праздничные дни), приходящиеся на период учебных отпусков.

Как оплатить обучение с частичным отрывом от работы

Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 (далее — Типовое положение). Оформляем обучение сотрудника Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов осуществляются на основе договоров, заключаемых образовательными учреждениями повышения квалификации с органами исполнительной власти, органами службы занятости населения и другими юридическими и физическими лицами.На основании п.

  • Особенности учебного отпуска ↓
  • Кому полагается учебный отпуск? ↓
  • Условия получения отпуска для прохождения обучения ↓
  • Длительность учебного отпуска ↓
  • Необходимые документы ↓
  • Порядок оплаты ↓
  • Алгоритм расчёта оплаты отпуска ↓
  • Срок выплаты учебных отпускных ↓
  • Когда во время учебного отпуска не предполагается оплата? ↓

Граждане, совмещающие выполнение трудовых обязанностей и обучение, могут претендовать на оформление отпуска на период учёбы. Об этом указано в главе 26 трудового кодекса Российской Федерации, статьи с 173 по 176. Особенности учебного отпуска Учебный отпуск предлагается сотрудникам как при получении высшего образования, так и при повышении квалификации.

  • Учебный отпуск
  • Как оплачивается учебный отпуск в 2018 на работе
  • Предоставление учебного отпуска работнику: 5 правил для бухгалтера
  • Учебный отпуск: правила предоставления, порядок оформления и оплаты
  • Как оплачивается учебный отпуск при повышении квалификации

Обучение работников. оплата ученических отпусков (шадрина т.) Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);2) профессиональную переподготовку <1

  • ТК гарантирует обучающимся работникам оплачиваемый учебный отпуск (за исключением перечисленных выше условий).

Учебный отпуск Подробнее об отпусках читайте здесь: Работодатель обязан предоставить учебный отпуск ТК сотрудникам, которые совмещают работу с получением:

  • высшего образования по программам магистратуры, бакалавра, а также поступающим на обучение, что регулируется ст.

Отправляем работника на обязательное повышение квалификации

187 ТК РФ? Подлежат ли оплате дни учебы, выпадающие на выходные дни по основному месту работы? Если оплате подлежат рабочие дни, то оплачиваются ли дни, которые являются рабочими, но выходными в учебном центре? Необходимо ли сохранять за эти дни средний заработок и как они будут учитываться в табеле?

Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Определение средней заработной платы производится на основании Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 213 (далее — Положение).
В соответствии с п. 13 Положения средний заработок работника, которому установлен суммированный учет рабочего времени, определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов в периоде, подлежащем оплате.
Необходимо отметить, что целью гарантийных выплат, предусмотренных трудовым законодательством (в том числе и ст. 187 ТК РФ), является сохранение за работником заработной платы, которую он получил бы при обычных обстоятельствах. Следовательно, при исчислении суммы сохраняемого среднего заработка необходимо принимать во внимание график сменности, а не график, в соответствии с которым осуществляется процесс обучения.
В данном случае периодом, подлежащим оплате, является промежуток времени с 5 по 12 апреля. На эти дни по утвержденному графику сменности выпадает 70 рабочих часов.
Следовательно, средний часовой заработок работника, исчисленный на основании Положения, следует умножить на 70 часов. Полученная сумма и будет гарантийной выплатой, предусмотренной ст. 187 ТК РФ.
Так как при расчете среднего заработка работника принимается во внимание график сменности работника, то за дни (и часы), которые не являются рабочими по графику сменности, средний заработок не сохраняется.
В табеле учета рабочего времени (унифицированная форма N Т-12, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1) рабочие дни, которые приходятся на время повышения квалификации с отрывом от работы, отмечаются буквенным кодом «ПК» или цифровым кодом «07».
И.Михайлов
Подписано в печать
20.09.2005
«Новая бухгалтерия», 2005, N 10

Вернутся в раздел Бухгалтерские консультации

Вернуться назад

Кто должен платить за повышение квалификации сотрудников?

Объективная потребность в периодическом прохождении курсов повышения квалификации сотрудниками предприятия уже давно у работодателей не вызывает сомнений. Меняются технологии и оборудование, повышаются требования к уровню профессиональных знаний — появляется потребность в освоении новых, более современных методов решения самых разных производственных задач.

Курсы повышения квалификации 2014 – это один из видов дополнительного профобразования, основной целью которого является обновление теоретической базы и получение новых практических навыков.

Обучение на курсах повышения квалификации условно подразделяется на обязательное обучение и обучение по инициативе работодателя.

  • Обязательное обучение, согласно 196 статьи ТК РФ, должны проходить работники, занимающие определенные должности.
  • Обучение по усмотрению работодателя, порядок и условия которого устанавливаются коллективным договором (соглашением), включает в себя подготовку и переподготовку кадров для собственных нужд предприятия.

    Начисление зарплаты во время повышения работником квалификации

    Необходимость в обучении того или иного сотрудника определяет работодатель.

Обучение на курсах повышения квалификации может проводиться без отрыва от производства, с частичным отрывом, с отрывом от работы, а также по индивидуальным программам обучения.

Все программы повышения квалификации разрабатываются образовательными учреждениями самостоятельно, но с учетом пожеланий заказчика. Учебные программы разрабатываются в строгом соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.

Согласно 187 статье ТК РФ, за работником, проходящим обучение с отрывом от производства, сохраняется средняя заработная плата по основному месту его работы.

Если работник проходит обучение в другой местности, ему оплачиваются все расходы, предусмотренные для служебных командировок, плюс средний заработок.

Если работник повышает свою квалификацию без отрыва от производства, он получает зарплату за фактически отработанное на производстве время.

Работник, совмещающий учебу и труд, не должен превышать, предусмотренную ТК РФ, ежедневную норму рабочего времени.

Работодатель, при направлении работников на курсы повышение квалификации, должен заключить договор об оказании услуг с образовательным учреждением. Кроме того, работодатель должен заключить дополнительный договор с самим работником, которого он направляет на курсы повышения квалификации. В этом договоре должны быть четко прописаны все обязанности сотрудника, которые возлагаются на него после завершения обучения. Например, в договоре можно оговорить условия отработки определенного срока, порядок возмещения средств, затраченных на его обучение, в случае прерывания учебы и т.п.

Все расходы, связанные с обучением сотрудников на курсах повышения квалификации берет на себя работодатель. Согласно 264 статьи налогового кодекса, расходы на обучение включаются в прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

Где можно пройти курсы повышения квалификации?

Курсы повышения квалификации 2014 можно пройти в НОУ ДПО «Соликамском институте промышленной безопасности и охраны труда».

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, как оплачиваются курсы повышения квалификации с отрывом от производства, если сотрудник был на них с 4 апреля 2011 по 10 апреля 2011 включительно. Оплачиваются только рабочие или все календарные?

Ответ:

Добрый день, Юлия.

Следует отметить, что повышение квалификации работника может осуществляться как по инициативе работодателя, так и по инициативе работника. При этом гарантии и компенсации, установленные ст. 187 ТК РФ, подлежат применению только к случаям повышения квалификации работника по направлению работодателя. Необходимость повышения квалификации работника, в т. ч. его обучения с отрывом от производства, определяет работодатель. Периодичность и условия проведения обучения работников, в т. ч. в форме повышения их квалификации, могут быть определены локальными нормативными актами, коллективным договором, трудовым договором.

Статья 187 ТК РФ. Гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем для повышения квалификации.

При направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Для расчета берётся предшествующий период, равный расчетному и считается средний дневной, т.е. см.

Виды онлайн-обучения

Групповое обучение

  1. Видеокурсы. Как правило, это серия обучающих видеоуроков: сотрудники смотрят их онлайн, а затем общаются с организатором на предмет понимания, проходят практические занятия. Например, первый урок: виды целевой аудитории интернет-магазина. Второе занятие: способы обратной связи с клиентами. Третий урок: отработка возражений покупателей. Современные видеокурсы — это не нудные лекции, а яркие ролики в лучших традициях YouTube. Такая информация воспринимается легко и непринужденно.
  2. Интенсивы. Это концентрированные курсы, где участники получают огромное количество информации в короткие сроки. Интенсивы похожи на обычные курсы: включают в себя теорию и практику. Обычно они проводятся каждый день — например, в течение рабочей недели.
  3. Видеоконференции, вебинары. Как правило, посвящены одной теме или направлению. Например, разбор кейсов по увеличению продаж в интернет-магазинах, создание современного сайта, обучение конкретной технике продаж — например, холодных звонков. Вебинар обычно длится не более часу-двух, онлайн-конференция — может и дольше. Ведущий, или спикер, общается с участниками, которые могут сидеть за мониторами в разных концах света. Каждый может задавать вопросы устно или с помощью сообщений.
  4. Тренинги. Предполагают чисто практические занятия: меньше теории, больше “мяса”. Часто проводятся в форме игры, мастер-класса, совместной работы. Это отличный способ для тренировки определенных навыков и умений сотрудников. Например, отработка возражений клиентов, упражнения по концентрации внимания и памяти, обучение конкретным методикам продаж. Вот пример, симулятор холодных звонков: менеджеры по продажам прослушивают множество записей телефонных разговоров и учатся на примерах других, как надо и как не стоит делать. После такого тренинга на любой вопрос они будут отвечать автоматически и уверенно.

Индивидуальное обучение

Если интернет-магазин маленький, сотрудников немного, нецелесообразно оплачивать групповое обучение. Ну если только самый общий курс — об основах работы интернет-магазина. Лучше подобрать каждому работнику свой формат: бухгалтеру — программы современного учета, менеджеру — техники продаж, дизайнеру — работу в графических программах. Единственный минус такого обучения: контролировать каждого вы не сможете, поэтому — только доверие и, конечно, дальнейшая оценка результатов работы.

Как подготовить сотрудников к обучению?

Если у вас идеальная команда, направить сотрудников на обучение не составит труда. Но чащу всего, увы, люди не настолько мотивированы и с недовольством соглашаются учиться, даже несмотря на то, что курсы проходят за счет компании. Советуем пройти эти несколько шагов, чтобы обучение не было в тягость и принесло интернет-магазину реальную пользу.

1. Соберите сотрудников, объясните им, для чего вы покупаете дистанционные курсы. Объяснение “ну, просто так надо”, “все так делают, и мы сделаем”, “потому что я сказал” не подходят. Четко обозначьте проблему, которую вы хотите решить с помощью онлайн-обучения, и расскажите сотрудникам, чему они научатся и как это повлияет на их работу. Если они сами в теме и могут предложить интересные программы — стоит прислушаться.

2. Сформируйте группу, которая будет проходить обучение. Подумайте, что вам в первую очередь нужно: обучить новых сотрудников, повысить квалификацию старожилов, обучить одного человека или просто улучшить психологический климат в коллективе. Исходя из цели соберите группу.

Совет: если группа набирается большая, включите в ее состав как успешных работников, так и аутсайдеров. Секрет прост: более слабые будут тянуться за лидерами, и даже если вначале не очень-то горели желанием проходить обучение, потом обязательно втянутся. Ну а если не втянутся — делайте выводы, нужны ли вам такие аморфные сотрудники вообще.

3. Узнайте, есть ли у сотрудников все необходимое, чтобы начать обучение. В офисе это сделать легко: просто пройдите по кабинетам и осмотрите рабочие места. Кроме компьютера и доступа к интернету, позаботьтесь о микрофоне и вебкамере: все это тоже может понадобиться. Удаленным сотрудникам перечислите деньги на покупку необходимых атрибутов обучения, если их не имеется.

4. Позаботьтесь о том, кто будет заменять ваших сотрудников на время обучения. Если в интернет-магазине есть стажеры — отлично, пусть пробуют себя “в полях”. Если нет — садитесь на телефон сами или привлекайте партнеров. Дольше недели обучение вряд ли будет длиться — справитесь.

5. Предупредите клиентов на сайте, что сотрудники проходят обучение и возможны трудности с обратной связью. Обязательно извинитесь при этом и отметьте, что впоследствии качество обслуживания заметно улучшится. Словом, переведите возможный негатив в позитив.

6. Составьте инструкции и дайте их каждому сотруднику. Например, как зарегистрироваться на сайте организаторов обучения, как ввести логин и пароль, как войти в программу, установить “Скайп” и так далее.

7. Сами пройдите обучение вместе с сотрудниками. Пусть вы многое уже знаете — все равно некоторые нюансы работы того же менеджера вам еще незнакомы. Совместная учеба сблизит вас с подчиненными и даст возможность контролировать их работу впоследствии со знанием дела.

Как проверить, успешным ли было обучение?

Самое главная цель любых курсов — это результаты. Вам как руководителю наверняка хочется думать, что деньги на обучение не были потрачены впустую. Итак, по каким признакам можно понять, что обучение принесло свои плоды?

1. Увеличились продажи. Если раньше менеджеры не закрывали и половину сделок — сейчас их процент стал намного выше. Все потому, что они научились конкретным техникам и методикам и успешно применяют их в работе. Просто и логично.

2. Выросло число довольных клиентов. Возможно, количественные показатели сразу и не увеличатся — обращайте внимание на другие критерии. Например, люди стали чаще оставлять положительные отзывы о качестве обслуживания и великолепном сервисе. Делайте выводы — значит, ваших сотрудников научили быть более лояльными к клиентам. Или, например, ваш программист прошел курс и научился делать отличные лендинги — отдельный для каждого продаваемого товара. Сам лендинг, как мы знаем, особых продаж не приносит — но он приводит клиентов на основной сайт, а значит — увеличивает трафик. Смотрите показатели статистики, и если трафик серьезно вырос — значит, результат налицо.

3. Увеличилась производительность труда. Раньше продавцы обрабатывали десять заказов в день, теперь — двадцать. А все потому, что команда прошла курс эффективного тайм-менеджмента, и теперь не тратит рабочее время на чаи с печеньями. Или другая ситуация: отдел продаж тормозила медлительная девушка, которая не успевала за всеми и вечно оказывалась в отстающих. После тренинга ее личная эффективность увеличилась в разы: сотрудница работает быстрее и того и гляди выбьется в лидеры.

4. Сократилось время обучения новичков. Когда ранее к вам приходил стажер — вы давали ему наставника, который вводил в курс дела, обучал тонкостям и премудростям работы. На это уходило определенное количество времени. Если краткий курс специфики работы интернет-магазина помог новичкам быстрее “въезжать” в особенности работы — значит, он был пройден не зря. Возможна и обратная ситуация: при личном контакте с наставником обучение идет быстрее, ведь прошедший курс новичок все время переспрашивает и отвлекает от работы других сотрудников. Вывод очевиден: именно для вашего интернет-магазина наставничество — лучший способ.

5. Психологический климат в компании улучшился, сотрудники стали более сплоченными и дружными. Такое часто бывает после группового обучения, который проходит в форме игры, командной веселой работы. Совместно пережитые эмоции сближают людей — чего и требовалось добиться.

6. Удовлетворенность участников обучения. Проходила я как-то тренинг, после которого главной мыслью было “И это все??”. Коуч говорил скучнейшие вещи, рассказывал прописные истины и абсолютно ничему новому наш коллектив не научил. Стоит ли говорить, что ничего из трехдневного тренинга внедрить в практику не получилось. А значит — организация выбросила деньги на ветер.

Как не попасться на удочку мошенников

Дистанционных курсов в интернете сейчас — видимо-невидимо. Встречаются среди них и мошенники. Проверьте организаторов со всех сторон, чтобы деньги за обучение не пропали даром.

  1. Выбирайте не коучей-одиночек (если, конечно, это не Радислав Гандапас), а серьезные, проверенные временем компании. У них имеются необходимые сертификаты и лицензии на обучение и внушительный опыт работы. У диванных гуру — как правило, только хорошо подвешенный язык и огромные амбиции.
  2. Почитайте отзывы в интернете. Просто забейте название компании, имя коуча, контакты или банковские реквизиты в поисковик и наслаждайтесь. Если вас что-то насторожит — лучше не связываться и поискать более надежный вариант.
  3. Следите, чтобы условия обучения были максимально прозрачными. Хорошие тренеры сами расскажут, как будет проходить обучение, как и за что переводить оплату, распишут программы на каждый день, предоставят гарантии. Если на ваши вопросы не дают никакой конкретики, отделываются громкими фразами и лозунгами — бегите подальше.
  4. Проверьте, насколько долго компания или коуч работает на рынке. Если домен сайта или страница в соцсети зарегистрированы месяц назад, а его владелец поет сладкие песни о годах эффективной работы — понятно, что это мошенник.
  5. Обратите внимание на цену. Если она слишком занижена — ясно, что тут что-то не так. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке: скидка размером 80-90% — явный развод. Ни один коуч не будет работать в убыток себе. В лучшем случае вашим сотрудникам предложат чудо-программу или скрипт, которая “будет делать все за них”, в худшем — просто кинут.

И самое главное — не останавливайтесь на единственном обучении! Проводите его регулярно: курсы по повышению квалификации раз в год, разовые вебинары и тренинги — каждый квартал. Так вы укрепите свою корпоративную культуру, будете держать сотрудников в тонусе ну и, конечно, заметно повысите их профессионализм. Помните: главное — системность!

2. Какие существуют виды обучения персонала — ТОП-3 основных вида

Обучение персонала классифицируется по различным критериям. По видам оно подразделяется на подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

Вот именно с ними я познакомлю вас подробнее.

Вид 1. Подготовка персонала

Цель подготовки сотрудников — получение необходимых знаний и навыков для выполнения определенных задач.

Пример

Даша весной этого года окончила школу и пробовала поступить в университет. Однако недобрала баллов. Девушка решила на платное отделение не идти, а подготовиться и повторить попытку в следующем году. А пока надо идти работать! Разумеется, профессии у нее никакой не было.

Исходя из ситуации, Даша выбрала для своего трудоустройства ближайший супермаркет. Удобный график, «живая» работа близко к дому плюс обучение и подготовка персонала прямо на рабочем месте. И профессией овладеваешь, и зарплата идёт.

Вид 2. Переподготовка персонала

Из названия это вида обучения становится понятно, что переподготовка – это получение знаний работниками в связи со сменой профессии, либо изменениями требований к ней.

Наталья Козина имела высшее экономическое образование и 4 года опыта работы бухгалтером. По долгу службы она тесно взаимодействовала с планово-экономической службой. Поэтому, когда в компании освободилось место экономиста, руководство решило предложить его именно Козиной.

Но Наталья не обладала нужными знаниями. Руководство решило направить ее на краткосрочную переподготовку в собственный обучающий центр.

Вид 3. Повышение квалификации

Этот вид предполагает получение работниками дополнительных знаний в связи с изменением квалификационных требований к той или иной должности, специальности и т.д.

Такое обучение поможет сотруднику без потерь адаптироваться к новым условиям и продолжать выполнять свои обязанности на должном уровне.

Порой повышение квалификации – это единственный способ сохранить за собой свое рабочее место.

3. Основные методы обучения персонала на рабочем месте — 6 главных методов

Для обучения персонала применяются различные методы. Их выбор зависит от способа получения знаний: обучение на рабочем месте без отрыва от производства или обучение вне рабочего места.

Рассматривать мы будет методы, относящиеся и к тому и к другому способу. Начнем с рассмотрения 6 методов, применяемых при обучении персонала на рабочем месте.

Метод 1. Копирование

Здесь все предельно ясно. Новый работник наблюдает за действиями более опытного сотрудника, повторяет все его движения, как бы считывая их.

Чем точнее он их повторяет, тем быстрее разовьется у новичка нужный профнавык.

Метод 2. Производственный инструктаж

Наверняка помните, как при трудоустройстве с вами проводили производственный инструктаж.

Производственный инструктаж – обобщенные сведения о предстоящем функционале, позволяющие облегчить вхождение в новую должность и смягчить привыкание к новому рабочему месту.

Метод 3. Наставничество

Этот метод уходит своими корнями в далекие годы на заре молодой советской республики.

Наставничество – обучение молодого специалиста опытным сотрудником, который на определенный период закрепляется за новичком, берет над ним шефство.

Отличительная особенность этого метода – обучение проводится прямо на рабочем месте в рабочее время, под контролем наставника и с его постоянной поддержкой.

Наставничество в своем развитии проходит 5 стадий.

Наставничество как метод обучения персонала особенно актуально там, где велика роль практических навыков. Например, в банковской сфере.

Метод 4. Ротация

Ротация – временное перемещение работника на другое рабочее место с целью получения новых навыков, знаний, опыта.

Преимущества ротации:

  • повышает мотивацию;
  • помогает преодолеть стресс от монотонности труда;
  • расширяет круг общения.

Этот метод особо востребован в компаниях, где необходима полная взаимозаменяемость сотрудников.

В большинстве коммерческих банков освоение новых участков работы проходит как раз с помощью ротации.

Так, например, сотрудник-операционист, обслуживающий физлиц, переводится временно на обслуживание юрлиц. Через какое-то время он становится универсальным работником операционного отдела банка. Затрат на обучение банк не понес никаких, а выгода очевидна!

Очень часто ротация совмещается с наставничеством.

Главный специалист операционного отдела Марина Лаптева засобиралась на 2 недельки в очередной отпуск. Замещать ее будет Ольга, ведущий специалист этого же отдела.

Чтобы Ольга смогла полноценно выполнять свои должностные обязанности на новом месте, ее загодя на 2 недели перевели на этот участок, где девушка под руководством опытной Марины освоила основные моменты должностных обязанностей главного специалиста.

Когда пришло время, и Лаптева ушла в отпуск, Ольга, приняв ее обязанности на себя, без проблем отработала эти 14 дней.

Метод 5. Делегирование

Делегирование – передача полномочий в принятии решений по определенной проблеме.

Управляющий операционным офисом Петр Васильевич через 2 месяца уезжал в командировку. Замещение возлагалось на Светлану Ивановну Колосову – начальника операционного отдела, грамотного специалиста с большим опытом работы.

Однако она еще ни разу не была в роли управляющего офисом! Чтобы замещение прошло успешно, Петр Васильевич стал ежедневно поручать (делегировать) Светлане Ивановне решение различных вопросов.

Вчера Колосова единолично выезжала в ООО «Мечта» для презентации возможностей зарплатного проекта. Сегодня Светлана Ивановна самостоятельно разбирается со счетами офиса за коммунальные услуги, выставленные поставщиками. Завтра по плану Петра Васильевича она вместо него будет собеседовать кандидата на должность кредитного инспектора.

Так за достаточно короткое время Светлана Ивановна без стресса и проблем освоит основные полномочия управляющего офисом.

Метод 6. Метод усложняющихся заданий

При таком методе обучающемуся раз от раза даются все более сложные и объемные задания.

Когда новый сотрудник банка находится на испытательном сроке, то нагружают его, как правило, постепенно.

Сначала он знакомится с основными внутренними документами, необходимыми ему для исполнения своих должностных обязанностей.

Затем он отрабатывает навык по открытию операционного дня. Потом ему поручается обслуживание 1-2 клиентских счетов. Так ежедневно сотрудник постигает все тонкости профессии.

4. Основные методы обучения персонала вне рабочего места — 7 главных методов

Теперь ознакомимся с методами обучения за пределами рабочего места.

Я выбрала для рассмотрения 7 наиболее известных методов.

Метод 1. Лекции

Лекция – способ получения теоретических знаний. Лекторами выступают эксперты в той или иной сфере.

Лекционный метод обладает как преимуществами, так и недостатками.

Достоинства и недостатки лекционного метода:

Недостатки Достоинства
1 Слушатели – пассивные участники процесса обучения Возможность охвата большой аудитории
2 Отсутствует обратная связь Подача большого объема материала за достаточно короткий срок
3 Невозможно определить уровень усвояемости учебного материала Низкие финансовые затраты лекционного курса

Метод 2. Семинары и конференции

Конференция позволяет участникам находить решение проблем в процессе активного коллективного обсуждения.

На семинарах закрепляется прослушанный лекционный материал, проверяется его усвоение. Обычно семинар проходит в виде активного обсуждения темы, которое позволяет рассмотреть ее со всех сторон, разобрать сложные вопросы с использованием практического опыта не только преподавателя, но и самих обучающихся.

В отличие от лекций, семинары проводятся сравнительно небольшими группами (10-15 чел.)

Метод 3. Деловые игры

Разыгрывается реальная профессиональная ситуация, при которой участники игры (обучающиеся) пытаются решить поставленную условием задачу.

Такая методика позволяет обучаться, играя.

Метод 4. Тренинги

В тренингах теоретический блок сведен к минимуму. Большая его часть — это ситуационные практические задания, в ходе которых участники отрабатывают необходимые профнавыки.

Этот метод основан на активных формах обучения с использованием ролевых игр и групповых дискуссий.

Метод 5. Моделирование

При обучении персонала посредством моделирования воссоздаются реальные рабочие ситуации.

При обучении «кредитников» одного из коммерческих банков Казани фирма «Актив» широко применяет метод моделирования.

Во время занятия создается реальная ситуация, например, первичное консультирование клиента физлица по поводу получения автокредита. Участники группы делятся на клиентов и консультантов.

Такое погружение в реальные условия помогает закрепить навыки, глубже вникнуть в ситуацию, преодолеть страх общения, научиться работать с клиентскими возражениями.

Метод 6. Кружки качества и рабочие группы

Кружки качества — это добровольно созданные группы для эффективного решения поставленных задач общими усилиями.

Плюсы обучения:

  • повышение самооценки сотрудников;
  • снятие «зажимов» у работников;
  • возможность научиться адекватно воспринимать позитивную критику и принимать коллективные решения.

Минусы метода:

  • не пригоден для принятия сложных задач и проблем;
  • нужен специально обученный руководитель, направляющий обсуждения для принятия оптимального решения;
  • стихийность — отсутствует алгоритм обсуждения.

Метод 7. Самостоятельное обучение

Работники без чьей-либо помощи изучают необходимый материал.

Самостоятельное обучение имеет ряд преимуществ:

  • обучение в индивидуальном темпе;
  • в любом месте в удобное время;
  • экономия времени и средств.

Но есть и ряд негативных моментов при самообучении:

  • невозможность задать вопросы и обсудить сложные моменты во время изучения материала;
  • снижение мотивации;
  • отсутствие контроля.

В век высоких технологий и интернета самостоятельное обучение проходит весьма разнообразно с использованием видео, аудио, спецпрограмм.

Особо популярно самостоятельное обучение с помощью видео-уроков. «То, что я слышу, я забываю. То, что я вижу, я запоминаю» — резонно замечал Конфуций.

Видео-уроки позволяют обучающемуся наглядно представить ситуацию, в деталях и в движении.

5. Как организовать обучение персонала — пошаговая инструкция

Если вы не профессионал в сфере обучения персонала или вам не приходилось выступать в роли организатора обучающих программ, то моя пошаговая инструкция будет для вас полезна.

Читайте и применяйте на практике.

Шаг 1. Определяем цель проведения обучения

Перво-наперво необходимо определить цель предполагаемого обучения.

Решите, что вам нужно:

  • повышение качества и производительности труда сотрудников;
  • создание кадрового резерва;
  • развитие персонала;
  • подготовка персонала для нового направления деятельности предприятия;
  • повышение мотивации труда персонала.

Шаг 2. Выбираем и утверждаем формат обучения

Часто формат обучения напрямую влияет на его эффективность. Как правильно выбрать его?

Если у вас большая компания, ее подразделения разбросаны по всей стране, и ваши сотрудники хорошо владеют компьютером, выбирайте дистанционную форму обучения.

Если компания небольшая, то возможно, более приемлемая форма — обучение с инструктором. Прямой контакт способствует лучшей усвояемости материала.

Сделайте правильный выбор, и тогда обучение будет не только полезным, но и приятным.

Шаг 3. Создаем или выбираем обучающие курсы

В компаниях, где есть собственные учебные центры, как правило, разрабатываются свои обучающие программы.

Такие программы в полной мере отвечают потребностям фирмы. Но только в том случае, если они сделаны профессионально. Иначе лучше подобрать курсы, предлагаемые специализированными разработчиками.

Шаг 4. Находим и подготавливаем обучающих тренеров

Обучение персонала проводят как штатные тренеры, так и приглашенные. Если в фирме имеются свои наставники, способные обучать, не забывайте проверять их уровень подготовки, регулярно отправляйте на повышение квалификации. Ведь они такие же сотрудники, и им также важна актуальность имеющихся знаний!

Достаточно распространен вариант обучения с приглашенными тренерами. Тщательно отбирайте таких специалистов: собирайте отзывы, запрашивайте документацию, подтверждающую уровень их профессионализма, проверяйте лицензии.

Шаг 5. Обучаем сотрудников предприятия

Проанализируйте и утвердите график обучения и его программу. Создайте условия для его прохождения.

Некоторые компании проводят курсы по выходным дням. Затем компенсируют эти дни, присоединяя их к очередному отпуску.

Обучая сотрудников, не устраняйтесь от контроля этого процесса. Зная, что вы держите «руку на пульсе», сотрудники будут более ответственны, да и тренеры не расслабятся.

Шаг 6. Закрепляем и оцениваем пройденный материал

Закрепление пройденного материала проводите с помощью ситуационных задач. Такой способ позволит выявить пробелы в обучении и вовремя их скорректировать.

Лучший способ проверить знания — тестирование: ответы жестко фиксируются, любое несогласие с результатами легко опровергнуть.

Шаг 7. Анализируем результаты обучения и подводим итоги

Любое обучение заканчивается подведением итогов. Рекомендую всем, прошедшим обучение, предложить заполнить анкету, которая определит уровень удовлетворенности персонала пройденным курсом, узнать потребности в дальнейшем обучении, выявит «узкие» места курса.

По результатам производятся кадровые перестановки, меняется оплаты труда, некоторые из сотрудников зачисляются кадровый резерв и т.п.

Только в этом случае работники будут мотивированы к дальнейшему обучению и повышению своей квалификации.

6. Профессиональная помощь в обучении персонала — обзор ТОП-3 компаний по предоставлению услуг

Если в вашей компании нет специалистов по обучению персонала, задачу стоит поручить профессиональным специализированным компаниям.

Я решила облегчить вам выбор и отобрала 3 высокопрофессиональных обучающих компании. Знакомьтесь! Выбирайте!

1) Триумф

Кадровый центр «Триумф» занимается кадровыми проектами с 1997. Агентство оказывает услуги высочайшего качества. Свидетельством служит клиентская база компании, где есть Газпром и РБК, Райффайзенбанк и Банк Открытие, Химинвест и Гедеон Рихтер, а также множество других известных фирм.

Основные направления деятельности:

  • подбор, адаптация персонала;
  • курсы повышения квалификации дистанционно;
  • разработка корпоративных стандартов;
  • разработка систем мотивации и стимулирования;
  • консультационная поддержка в решении конфликтных ситуаций;
  • оценка персонала.

Все специалисты кадрового центра имеют большой практический опыт и необходимый образовательный уровень, который они постоянно поддерживают в актуальном состоянии.

2) Гранит-Консалтинг

Компания более 7 лет оказывает юридические и консалтинговые услуги на всей территории России от Калининграда до Владивостока.

13822 юрлица стали уже постоянными клиентами «Гранит-Консалтинг».

Услуги компании:

  • сертификация;
  • СРО;
  • негосударственная экспертиза;
  • бухуслуги;
  • юридические услуги;
  • подготовка, профессиональная переподготовка и обучение персонала;
  • кадровые услуги.

Это лишь частичный перечень. Посетите сайт компании и ознакомьтесь с ним более подробно. Там же вы сможете найти полезные публикации, отзывы клиентов и много другой нужной информации.

Надбавка за наставничество

  1. Размер надбавки за наставничество в каждом конкретном случае определяется с учетом количества прикрепленных к наставнику работников и уровня их профессиональной подготовки и устанавливается в процентах от оклада работника-наставника, но в любом случае не может быть менее 10% от оклада.
  2. Установление надбавки производится согласно приказу по организации по представлению отдела кадров.

Совет

Отметим, что трудовое законодательство не обязывает работодателей принимать специальное положение о наставничестве. Это не требуется и для включения выплат наставникам в состав «прибыльных» расходов. Однако необходимость принятия таких локальных актов в некоторых отраслях экономики предусмотрена в отраслевых соглашениях (в частности, в Отраслевом тарифном соглашении в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008 — 2010 годы <4> и Отраслевом тарифном соглашении по организациям и предприятиям сферы бытового обслуживания населения на 2008 — 2010 годы <5>). В организациях, где активно практикуется наставничество, но на которые не распространяется действие таких соглашений, также целесообразно принимать локальное положение о наставничестве. Ведь в нем можно урегулировать такие важные вопросы:

— кто может быть назначен наставником (критерии отбора наставников), на какой срок и в каком порядке;

— права и обязанности наставника и прикрепленного к нему работника, в частности право наставника вносить предложения руководству о поощрении прикрепленного к нему работника либо, напротив, о привлечении его к дисциплинарной ответственности; обязанность этого работника выполнять план профессиональной адаптации, разработанный наставником.

Поэтому принятие такого локального положения позволит внести ясность во многие вопросы, связанные с наставничеством, и упростить документооборот при назначении наставников. При его разработке можно ориентироваться на аналогичные положения, утвержденные нормативными правовыми актами и действующие в отношении отдельных категорий работников, например на Положение о наставничестве в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Москве <6>.

<1> Статья 135 ТК РФ.
<2> Статьи 8, 57, 135 ТК РФ.
<3> Пункты 1.6, 1.7, 6.6.2 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 — 2010 годы, утв. Росстроем 02.07.2007, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 22.06.2007.
<4> Утверждено Росстроем 02.07.2007, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 22.06.2007.
<5> Утверждено Российским объединением работодателей сферы бытового обслуживания населения и ремесленников «Росбытсоюз», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 23.11.2007.
<6> Утверждено Приказом Управления ФССП России по Москве от 24.09.2008 N 1261.

О назначении наставника

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Назначить старшего мастера Миронова Сергея Александровича наставником слесаря Горелова Дмитрия Петровича на период с 1 декабря по 31 декабря 2009 г. включительно.
  2. Установить старшему мастеру Миронову Сергею Александровичу надбавку к окладу в размере 6000 (шесть тысяч) руб. на период, указанный в п. 1 настоящего Приказа.

Печать
Генеральный директор ООО Буйнов
ООО «Бумеранг» «Бумеранг» —————- /Буйнов А.Г./
(личная подпись)
С приказом Миронов 1 декабря 2009
ознакомлен: ——- /С.А. Миронов/ «———» —- г.
Горелов 1 декабря 2009
——- /Д.П. Горелов/ «———» —- г.

Если в вашей организации нет коллективного договора или локального нормативного акта о наставничестве, то вы можете возложить обязанности наставника на конкретного работника, заключив с ним дополнительное соглашение к трудовому договору. Учитывайте, что если вы нагрузите работника такими обязанностями без его письменного согласия, да еще и доплачивать за это не будете, то работник может пожаловаться в трудинспекцию. А трудинспекция, придя к вам с проверкой по жалобе и установив такой факт, например, по свидетельским показаниям, может расценить ваши действия как нарушение трудового законодательства <7> и оштрафовать <8>:

  • руководителя организации на сумму от 1000 до 5000 руб.;
  • организацию на сумму от 30 000 до 50 000 руб.

Пропишите в дополнительном соглашении и конкретные обязанности наставника, раз уж локального акта, определяющего такие обязанности, в вашей организации нет. Его можно оформить, например, так.

Дополнительное соглашение к трудовому договору от 21 января 2004 г. N 35

30 ноября 2009 г. г. Москва

Общество с ограниченной ответственностью «Бумеранг» в лице генерального директора Буйнова Александра Григорьевича, именуемое в дальнейшем «Работодатель», и старший мастер ООО «Бумеранг» Миронов Сергей Александрович, именуемый в дальнейшем «Наставник», заключили настоящее соглашение о следующем.

  1. Наставник принимает на себя следующие обязательства по наставничеству слесаря Горелова Дмитрия Петровича (далее именуемого «Работник»), в связи с чем обязуется:
  • оказывать практическую помощь Работнику в приобретении навыков, необходимых для выполнения трудовых обязанностей, контролировать его работу, своевременно выявлять допущенные ошибки и недостатки и принимать меры к их устранению;
  • по итогам наставничества представить для утверждения руководителю подразделения отзыв, в котором должна содержаться информация о деловых качествах Работника и его готовности к самостоятельному выполнению трудовых обязанностей.
  1. Наставничество устанавливается на период с 1 декабря по 31 декабря 2009 г.
  2. Наставнику устанавливается надбавка к окладу в размере 6000 (шесть тысяч) руб.
  3. Данное соглашение составлено сторонами в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон, является неотъемлемой частью трудового договора от 21 января 2004 г. N 35 и вступает в силу с даты его подписания.

Работодатель Наставник
Генеральный директор Миронов С.А.
ООО «Бумеранг»
Буйнов А.Г. Печать
ООО
Буйнов «Бумеранг» Миронов
——- ——-
подпись <7> Статья 60 ТК РФ.
<8> Статья 5.27 КоАП РФ.

* * *

Надбавка за наставничество, выплачиваемая работникам-наставникам, учитывается в «прибыльных» расходах как обычная оплата труда. Главное — правильно оформить установление такой надбавки, а о том, как это сделать, мы вам рассказали.

<9> Пункт 25 ст. 255 НК РФ.
<10> Письмо Минфина России от 22.02.2007 N 03-03-06/1/115.
<11> Подпункт 23 п. 1 ст. 264 НК РФ; Письмо Минфина России от 17.03.2009 N 03-03-06/1/144.
<12> Подпункт 6 п. 1 ст. 208, ст. 209 НК РФ.
<13> Пункты 1, 3 ст. 236 НК РФ; п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
<14> Статьи 7, 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
<15> Подпункт 2 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»; Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 765.

Е.Ю.Забрамная

К. ю. н.,

юрист

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *