Цифровая экономика России перспективы

УДК 332.05 ЗОИДОВ КОБИЛЖОН ХОДЖИЕВИЧ

к.ф.-м.н., доцент, заведующий лабораторией Интеграции российской экономики в мировое хозяйство

ФГБУН «Институт проблем рынка РАН» e-mail: kobiljonz@mail.ru

ПОНОМАРЕВА СВЕТЛАНА ВАСИЛЬЕВНА

к.э.н., доцент кафедры «Экономика и управление промышленным производством» ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский

политехнический университет», e-mail: psvpon@mail.ru

СИМОНОВА ЕКАТЕРИНА ЮРЬЕВНА

соискатель кафедры «Экономика и управление промышленным производством» ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»

e-mail: simonovakate2017@mail.ru

ЮРЬЕВА АННА АНАТОЛЬЕВНА,

к.э.н., доцент,

Заместитель директора по научной работе, Ученый секретарь ФГБУН «Институт проблем рынка РАН»,

e-mail: sci-secretary@ipr-ras.ru

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ1

Аннотация. Статья посвящена феномену применения цифровой экономики в России. Раскрываются проблемы, связанные с применением цифровых технологий в РФ. Основное внимание в работе авторы акцентируют на том, что в настоящее время в экономике крупнейшими компаниями являются представители сферы цифровизации. Выделяются и описываются характерные особенности цифровой экономики, а именно, её прямое применение и необходимость. На основе изучения фактологического материала установлено, что отечественные предприятия готовы к применению инновационных технологий. Обосновывается мысль о том, что существует необходимость в технологическом обновлении, а то есть в производстве и использовании инновационных технологий. Проанализировано состояние развития цифровой экономики РФ и за рубежом. Выявлены основные перспективные направления развития цифровой экономики в России. Представлена тенденция роста доли цифровой экономики в ВВП России, а также рассмотрены сценарии её развития. Актуальность темы исследования обуславливается объективной неизбежностью трансформации всей мировой экономики, в том числе экономики России, в её новое состояние, которое получило название «цифровая экономика». Для России очень важно воспользоваться сложившимся переходным моментом в мировой экономике и выйти на новый социально-технический уровень с целью обеспечения конкурентоспособных позиций на рынке. В этой связи, объектом исследования выступают отечественные предприятия, функционирующие в условиях цифровой экономики, а предметом — цифровые технологии, имеющие приоритетное значение в экономическом развитии России. Цель исследования — анализ состояния цифровой экономики в Российской Федерации, a также рассмотрение перспектив её развития. В научной работе были использованы следующие методы научного познания материалов исследования: анализ, индукция, дедукция, сравнительный метод, описание, трендовый анализ и пр. Научной проблемой применения цифровой экономики в России является уровень использования персональных компьютеров и сети «Интернет», а также серьезный разрыв в цифровых навыках между отдельными группами населения. Ключевые слова: цифровая экономика, цифровизация, цифровые технологии, стратегия развития, информационно-телекоммуникационные технологии.

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-010-01205 а).

ZOIDOV KOBILZHON KHODJIEVICH

e-mail: kobiljonz@mail.ru

PONOMAREVA SVETLANA VASILIEVNA

e-mail: psvpon@mail.ru

SIM ON OVA EKATERINA

e-mail: simonovakate2017@mail.ru

YURIEVA ANNA ANATOLEVNA

Cand. of Sci. (Econ.), Associate Professor, Scientific Secretary,

Market Economy Institute of RAS, e-mail: sci-secretary@ipr-ras.ru

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE DIGITAL ECONOMY IN RUSSIA

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цифровая экономика становится неотделимой частью повседневной жизни человека. Сегодня сложно представить деятельность человека без электронных технологий. Начиная с общения и приобретения покупок и заканчивая выпуском товаров и независимой работой компании — всё переходит в цифровую среду.

В публикациях организации экономического развития и сотрудничества термин «цифровая экономика» используется в отношении рынков функционирующих на базе ИКТ используемых для осуществления торговли информационными, цифровыми товарами или оказания услуг посредством Интернета .

Иванов В. дал наиболее широкое определение: «Цифровая экономика — это виртуальная среда, дополняющая нашу реальность» .

Таким образом, для формирования цифровой экономики необходимо не только присутствие условий для создания новых цифровых технологий, но и присутствие направленности на применение передовых инновационных моделей организации бизнеса, торговли, логистики, производства.

По уровню развития цифровая экономика отстает в развитии от стран ЕС и США (см. табл. 1) .

Таблица 1

Вклад цифровой экономики в ВВП России по сравнению с другими странами, 2016 г. .

Страна Доля Расходы Инвестиции Государств ей и ые Экспорт Импорт

Б домохозянст компании б расходы на икт,% ИКТ,%

ВВП. Е В ЦНфрОЕСН

% сфере. %

США 10г9 5,3 5,0 1,3 1,4 -2,1

Китай 10.0 4,8 1,8 0,4 5,8 -2,7

Страны ЕС 8,2 3,7 3,9 1,0 2,5 -2,9

Бразилия б,2 2,7 3,6 0,8 од -1,0

Индия 2,2 2,0 0,5 2,9 -2,1

Россия 2,6 2,2 0,5 0,5 -1,8

О

США Китай Страны Бразилия Индия Россия

ЕС

Рис. 1. Доля цифровой экономики в ВВП России и других стран в 2016г., %

Как следует из таблицы 1, цифровые расходы домохозяйств составляют 2,6 % ВВП России. Несмотря на то, что вклад в цифровые расходы домохозяйств является наиболее значимым в освоение новых технологий, данный показатель в среднем ниже, чем у стран-лидеров .

Также в компаниях мало используют цифровые технологии и, соответственно, также мало инвестируют в использование технологических достижений, повышение производительности и создание новых продуктов и услуг.

Россия;

3,9%

Рис. 2. Инвестиции компаний в цифровизацию в 2016 г.,%].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В следствии сокращается конкурентоспособность российских компаний на мировом рынке, которая на сегодняшний день находится на низком уровне из-за присутствия большого количества иностранных компаний в сферах электронной торговли, социальных и поисковых сетей .

Проанализируем, какие проблемы могут встать на пути России к цифровой экономике .

1.Низкий уровень использования информационных технологий в образовании.

2.Отсутствие инфраструктуры для выхода уникальной отечественной информационной продукции на мировом рынке, притом, что в России имеются интересные новации в сфере нейротехнологий, роботизации и иных отраслях цифровой экономики.

З.Недооценка текущих цифровых перспектив и их воздействия на эффективность роста бизнеса в основной массе отраслей, что отражается в наиболее низком уровне их применении по сравнению с развитыми странами мира.

С целью преодоления отмеченных проблем на государственном уровне необходимо создать благоприятные условия для обучения и развития талантливого молодого поколения в сфере науки, технологий и инноваций, применяя при этом инновационные формы организации учебной, научной и исследовательской деятельности.

Предпосылки развития цифровой экономики в России:

— система Российского традиционного образования обладает большими возможностями с целью подготовки креативных, творческих специалистов цифровой экономики. Это важное значение, так как в условиях цифровой экономики человек будет сконцентрирован, в общем, на осуществлении новых перспективных возможностей и системной организации взаимодействия в экосистеме людей и машин, а рутинные операции будут осуществлять машины;

— существует уникальное организационно-технологическое инженерное решение по развитию успешной масштабируемой глобальной инфраструктуры индустриальных экосистем

цифровой экономики;

— существование санкций представляет собой барьер для вторжения в Россию технологий и бизнес-моделей, созданных в «доцифровую» эру.

Рассмотрим прогноз доли цифровой экономики в ВВП России.

Рис. 3. Доля цифровой экономики в ВВП России в период за 2011- 2016гг. и прогноз до 2020г., %

Данные рисунка 3 свидетельствуют о положительной динамике роста доли цифровой экономики в ВВП России, данную тенденцию до 2020 г. можно описать линейным уравнением у=0,3859х-0,9804 при коэффициенте аппроксимации равном 0,9084, таким образом, при сохранении данной динамики в 2020г. доля цифровой экономики в ВВП России должна составить не менее 4,8 %.

Представим на рисунке 4 сценарии развития цифровизации в России.

СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВШАЦИИ В РОССИИ

сценарий

сценарии

сценарии

сценарий

без адресного стимулврования цифровой составляющей экономики ее доля в ВВП продолжит стагнироватъ, что приведет к росту отставания от лидеров до 15-20 лет

предусматривает умеренный рост доли цифровой экономики в ВВП. Обеспечить его можно будет в случае полномасштабного внедрения уже начатых инициатив в оаластн развития и охвата государственных, оптимизации существующих электронных процессов, исключения нх дублирования в офлайн

предусматривает целостный подход к изменениям как на уровне государства так и на уровне отдельных отраслей и компаний. Это путь Китая который за 5 лет сделал качественный скачок в развитии цифровой экономики (рост проникновения интернета с 16 % до 48 %)

предусматривает процесс цнфровизашш в России медленнее по сравнению с развиты;.!и странами. Причина ¡роется в стагнации объема инвестиций в цифровую экономику и в вые о ¡¡ей импортной с оставляющей! со ставлено авторами]

Рис. 4. Сценарии развития цифровизации в России

Таким образом, у России есть предпосылки развития цифровой экономики, которые в будущем позволят выстроить собственные приоритетные ниши для цифровых инноваций, где с наименьшими затратами можно не только добиться самостоятельности на внутреннем рынке, но и стать признанным мировым лидером.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6.Авдеева И.Л. Анализ перспектив развития цифровой экономики в России и за рубежом // Цифровая экономика и «Индустрия 4.0»: проблемы и перспективы. Труды научно-практической конференции с международным участием. — 2017. С. 21.

7.Аверьянов М.А., Евтушенко С.Н., Кочеткова Е.Ю. Цифровое общество: Новые вызовы // Экономические стратегии.2016 г. №7 (141). C.90-91

12.Кешелава А.В., Буданов В.Г., Румянцев В.Ю. и др. Введениев «Цифровую» экономику». ВНИИГео-систем, 2017. C. 28.

15.Развитие цифровой экономики в России как ключевой фактор экономического роста и повышения качества жизни населения: монография / Нижний Новгород: издательство «Профессиональная наука», 2018.

17.РИА Новости //URL: https://ria.ru/science/20170616/1496663946.html (дата обращения 10.10.2018)

19.Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Издательство «Э», 2017. С. 16.

20.Шомахова З.А. Цифровая экономика — светлое будущее // В сборнике: Проблемы и перспективы экономического развития регионов. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, посвященная 45-летию образования Института экономики и финансов. — 2017. С. 180.

5. The Future of Productivity. Preliminary version // OECD. — 2015. The New High-Tech Strategy. Innova-

tions for Germany / / Federal Ministry of Education

7. Averyanov M. A., Yevtushenko S. N., Kochetkova E. Digital society: New challenges /Economic strate-gies.2016№7 (141). C. 90-91

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Keshelava A. V., Budanov V. G., Rumyantsev V. Yu. and others. Vvedenie Digital econo-my»Vniigeosystems, 2017. C. 28.

16. Development of digital economy in Russia. 2016. (accessed 10.10.2018)

17. RIA Novosti // URL: https://ria.ru/science/20170616/1496663946.html (accessed 10.10.2018)

19. Schwab K. the Fourth industrial revolution. M.: Publishing House E»‘2017. P. 16.

Головні події 1630 — 1634 років

• Митрополит Петро Могила, 7 травня 1633
• Зречення Галілео Галілея, 21 червня 1633

Політичні лідери 1630 — 1634 років

• Імперія Великих Моголів: Шах Джахан (1628-58)
• Англія: Карл I Стюарт (1625-49)
• Китайська Мін: Чжу Юцзянь (Сицзун) (1627-44)
• Королівство Іспанія: Філіп IV Великий (1621-65)
• Королівство Португалія: Філіп III Притіснювач (1621-40)
• Королівство Франція: Людовик XIII Справедливий (1610-43), Арман Жан дю Плессі Рішельє (1624-42)
• Королівство Швеція: Густав II Адольф Великий (1611-32), Крістіна (1632-54)
• Московське царство: Михайло Федорович (1613-45)
• Османська імперія: Мурад IV (1623-40)
• Річ Посполита: Сигізмунд III Ваза (1587-1632), Владислав IV Ваза (1632-48)
• Священна Римська імперія: Фердинанд II Габсбург (1619-37)

Всі події 1630 — 1634 років

22 лютого 1630 • За переказами, саме в цей день англійські колоністи Нового Світу вперше попробували нову страву — індіанець на ім’я Куадекуін пригостив їх попкорном, смаженою кукурудзою, стравою цілком звичною для місцевого населення.
4 червня 1630 • В ході повстання Федоровича військо під проводом гетьмана нереєстрових запорізьких козаків Тараса Федоровича (Трясила) під Переяславом здобуло перемогу над урядовими польськими військами Станіслава Конєцпольського.
16 вересня 1630 • Массачусетське селище Шоумат перейменоване у Бостон і оголошене столицею штату Массачусетс.
11 листопада 1630 • Завдяки своєчасному розкриттю зазнала невдачі змова французької знаті, очолюваної королевою-матір’ю Марією Медічі, котрі вимагали від короля Людовика XIII відставки кардинала Рішельє. Король прийняв бік кардинала і замки всіх змовників були за його наказом повністю зруйновані. Через рік Медічі та брат короля Гастон, герцог Олеанський, були вислані з Франції.

1631

16 квітня 1631 • Після смерті останнього представника герцогського роду Гонзага між Францією і Габсбургами розпочалась війна за Мантуніанську спадщину. І хоча імперським військам в 1630 році вдалось захопити Мантую, вступ Швеції у Тридцятилітню війну вирішив долю конфлікту на користь Франції — Карл Гонзага, котрому покровительствували французи, отримав від Фердинанда II титул герцога Мантуанського.

1632

1632 • В Агрі за наказом падишаха Імперії Великих Моголів Шах-Джахана почалось будівництво мавзолея-мечеті Тадж-Махал в пам’ять про дружину Мумтаз-Махал, яка померла при народженні чотирнадцятої дитини.
30 жовтня 1632 • В Тулузі за наказом французького короля Людовика XIII і першого міністра Рішельє засуджений судом до смерті і страчений Генріх II, герцог де Монморансі, котрий надав допомогу герцогу Гастону Орлеанському, брату короля, організатору заколоту проти Людовика XIII. Це був останній відкритий виступ французької дворянської опозиції проти монарха.
8 листопада 1632 • По смерті Сигизмунда III королем Польщі обрано його сина Владислава IV, котрий став другим польським королем зі шведської династії Ваза.
16 листопада 1632 • В ході Тридцятилітньої війни під Лютценом у битві проти полководця Священної Римської імперії Альбрехта Валленштейна загинув 38-літній шведський корольГустав II Адольф. Його смерть не зупинила шведського наступу, однак і перемогу вони так і не здобули. Втручання Густава II Адольфа в політичний і релігійний конфлікт в Німеччині посилив позиції протестантів у Європі, але шведам не вдалось приєднати німецькі землі і закріпитись у Північній Балтиці.
17 листопада 1632 • Крістіна, 6-літня дочка загиблого у бою під Лютценом короля Густава II Адольфа і Марії Елеонори Бранденбурзької, стала королевою Швеції. До 1644 року країною від її імені правив рикстаг, очолюваний канцлером графом Акселем Оксеншерною.

1633

20 січня 1633 • 68-річний італійський фізик Галілео Галілей вирушив з Флоренції до Риму, щоб постати перед судом інквізиції. 21 червня на слуханнях своєї справи він публічно відмовився від підтримки теорії про обертання Землі навколо Сонця.
13 лютого 1633 • Італійський астроном, фізик і філософГалілео Галілей, звинувачений у єресі, прибув до Рима на судове засідання. У квітні він постав перед судом інквізиції і був змушений визнати себе винним в обмін на легше покарання. За наполяганням Папи Урбана VIII Галілей решту життя провів під домашнім арештом у своєму домі поблизу Флоренції.
12 березня 1633 • Польський король Владислав IV затвердивПетра Могилу митрополитом Київським і Галицьким.
23 квітня 1633 • Граф Аксель Оксеншерна, державний канцлер Швеції, а після смерті короля Густава II Адольфа (1632) — регент королоеви Крістіни, підписав у Гейльбронні союз з протестантськими правителями південно-західних земель Німеччини і очолив Протестантську лігу. У 1634 році, після битви біля Ньордлінгене, коли імперські та іспанські війська розбили шведів та їх союзників, Гейльбронський союз розпався.
7 травня 1633 • У Львівській Братській школі архімандрит Києво-Печерського монастиря висвячений на митрополита Київського, Галицького і всієї Русі»>Петро Могила був висвячений на митрополита Київського, Галицького і всієї Русі. Чотирнадцять років свого митрополичого служіння він присвятив відновленню православ’я у Речі Посполитій за кращими зразками європейських релігійних і освітніх досягнень.
16 червня 1633 • Суд інквізиції у Римі виніс рішення про покарання Галілео Галілея за єресь, котре було зачитане йому 21 червня.
21 червня 1633 • На суді інквізиції в Римі Галілео Галілей зрікся своєї підтримки «єретичної» теорії про геліоцентричну будову Сонячної системи. Пройшло аж 359 років, поки у 1992 році папа Іван Павло II реабілітував Галілео Галілея.

1634

25 лютого 1634 • У місті Егер убито звинуваченого в державній зраді головнокомандуючого військами Священної Римської імперії генералісімуса Альбрехта Валленштайна, герцога Фрідландського і Мекленбурзького, — група драгунів під керівництвом капітана Вальтера Деверу, увірвалась в дім бургомістра міста, де перебував Валленштайн, і капітан зарубав алебардою одного з визначних полководців Тридцятилітньої війни, чия воєнна могутність і політичний авторитет стали загрозою для імператора.

Народились в 1630 — 1634 роках

1630 — 16 червня 1671 •Степан Тимофійович Разін, ватажок Селянської війни в Московії (1670-71 рр.).
1630 — січень 1689 • Андрій Андрійович Могила (Могиленко), український військовий діяч, гетьман правобережного Війська запорозького (1684-89 рр).
1630 — 1701 • Дем’ян Многогрішний (Дем’ян Гнатович Ігнатович), гетьман Лівобережної України (1669-72 рр.).
29 травня 1630 — 6 лютого 1685 •Карл II (Карл Стюарт), король Англії, Шотландії, Ірландії (1660-1685 рр.); син Карла I, зійшов на престол після закінчення Англійської революції.
1631 — 22 грудня 1704 • Селім I Герай, кримський хан (1671-78, 1684-91, 1692-99 і 1702-04 рр.).
29 серпня 1632 — 28 жовтня 1704 • Джон Локк, англійський філософ, один із основних представників англійського емпіризму та Просвітництва.
20 жовтня 1632 — 25 лютого 1723 •Крістофер Рен, англійський математик, астроном, архітектор (собор Св. Павла у Лондоні).

24 жовтня 1632 — 26 серпня 1723 •Антоні ван Левенгук, голландський натураліст, основоположник мікроскопічного методу дослідження організмів, першим спостерігав і описав бактерії, сперматозоїди, еритроцити, інфузорії, м’язові волокна.
31 жовтня 1632 — 15 грудня 1675 • Ян Вермеєр Делфтський, голландський живописець (Служниця з глеком молока, Дівчина з листом, Кружевниця).
24 листопада 1632 — 21 лютого 1677 •Бенедикт Спіноза (Барух Спіноза), голландський філософ, представник раціоналізму (Про бога, людину і розум, Етика, Богословсько-філософський трактат).
15 травня 1633 — 30 березня 1707 • Себастьєн ле Претр, маркіз де Вобан, французький військовий інженер, маршал Франції (з 1703 р.); розробив метод стрільби рикошетом, спосіб поетапного штурму фортець, модернізував штик.
14 жовтня 1633 — 17 вересня 1701 • Яків II (Яків Стюарт), король Шотландії (Яків VII), Ірландії і Англії, останній британський король-католик (1685-88); втратив владу під час т. зв. «Славної революції»; батько Марії II Стюарт, тесть Вільгельма III Оранського.

Померли в 1630 — 1634 роках

15 листопада 1630 • Іоганн Кеплер, німецький математик і астроном; сформулював закони руху планет Сонячної системи (Закони Кеплера). 390 років тому, в 59 років (нар. 27 грудня 1571 р.).
2 березня 1631 • Йов Борецький (Іван Матвійович Борецький), український церковний діяч, Митрополит Київський, Галицький і всієї Руси (1620–31 рр.); ректор Львівської братської школи, перший ректор Київської братської школи 389 років тому, в 71 рік (нар. 1560 р.).
21 червня 1631 • Джон Сміт, англійський моряк, письменник («Правдива оповідь про визначні події у Вірджинії»); один із засновників Джеймстауна, першого британського поселення в Новому Світі. 389 років тому, в 51 рік (нар. 9 січня 1580 р.).
1632 • Захарій Янсен, голландський майстер окулярної справи; вважається винахідником телескопа і мікроскопа. 388 років тому, в 47 років (нар. 1585 р.).
1632 • Віллем Янсзон (Віллем Янс), голландський мореплавець, адмирал; першим з європейців досягнув берегів Австралії. 388 років тому, в 62 роки (нар. 1570 р.).
30 квітня 1632 • Сигізмунд III (Сигізмунд Ваза), король Польщі, Великий князь литовський, Великий князь Руський (з 1587 року), король Швеції (в 1592 — 1599 роках). 388 років тому, в 66 років (нар. 20 червня 1566 р.).
23 липня 1632 • Памво Беринда, український лексикограф, мовознавець («Лексіконъ славеноросскїй альбо Именъ тлъкованїє», 1627), письменник, друкар. 388 років тому, в 62 роки (нар. 1570 р.).
16 листопада 1632 • Густав II Адольф (Густав Ваза), шведський король (1611-32 рр.) з династії Ваза; син короля Карла IX. 388 років тому, в 38 років (нар. 19 грудня 1594 р.).
12 серпня 1633 • Якопо Пері, італійський композитор, автор перших опер. 387 років тому, в 72 роки (нар. 20 серпня 1561 р.).
11 жовтня 1633 • Філарет (Федір Микитович Романов), московський політичний і церковний діяч; 3-й патріарх Московський і всієї Русі (1619-33 рр.); двоюрідний племінник царя Івана IV Грозного, батько царя Михайла Романова. 387 років тому, в 79 років (нар. 1554 р.).
27 грудня 1633 • Мелетій Смотрицький, церковний і освітній діяч Речі Посполитої, архієпископ Полоцький, український мовознавець («Граматика слов’янська»). 387 років тому, в 56 років (нар. 1577 р.).
25 лютого 1634 • Альбрехт Валленштайн, німецький полководець, генералісімус, головнокомандуючий військами Священної Римської імперії в Тридцятилітній війні (1618-48 рр.); вбитий своїми офіцерами за звинуваченям у зраді. 386 років тому, в 51 рік (нар. 24 вересня 1583 р.).

Развитие цифровой экономики в регионах России. Потенциал и перспективы

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Цифровизация должна стать одним из ключевых двигателей социально-экономического развития регионов

«Способность региона использовать весь потенциал цифровой экономики — это важнейшее конкурентное преимущество в борьбе за инвесторов, а регионы, конечно же, конкурируют за инвесторов, создавая соответствующую среду. Это вопрос, как быстро ты можешь зарегистрировать предприятие, оформить земельный участок, получить разрешение на строительство, получить данные о всех коммуникациях, исторических памятниках и всех остальных условиях. Это вопрос конкуренции за людей. Ничего более важного, чем человеческий капитал, не существует», — Сергей Кириенко, первый заместитель руководителя Администрации Президента.

«Цифровизация стала одним из главных треков экономического развития страны. Однако это понятие не ограничивается только экономическими категориями, потому что доступ к цифровым технологиям меняет все: и улучшает качество жизни людей, и делает более эффективными промышленные предприятия и сельское хозяйство, упрощает для малого и среднего бизнеса доступ к клиентам, упрощает доступ к информации, в т.ч. к медиа, и позволяет полностью менять модель взаимоотношений между гражданином и государством и даже развивать новые формы демократии, такие как электронное голосование», — Максим Филимонов, заместитель генерального директора, главный редактор информационного агентства России «ТАСС».

ПРОБЛЕМЫ

Отсутствие законодательной базы цифровой экономики

«Самая главная проблема, которую мы видим, как законодатели, — это отсутствие четко сформулированной законодательной базы. У нас уже подготовлен пакет законопроектов, которые будут вноситься: это закон об электронной цифровой подписи, это цифровые профили и электронная трудовая книжка», — Андрей Турчак, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Бюрократизация процесса внедрения цифровых технологий

«Для того, чтобы сделать информационную систему, надо принять нормативный акт — на это год уйдет — провести изменения в бюджет, выбить деньги, законтрактоваться и получить работу по результатам контракта. То, что вы задумали, будет реализовано через 2-3 года. Цифровизация так не работает, она работает в постоянном режиме внедрения изменений. Пока мы не изменим эту систему, наши регионы не смогут внедрять цифровизацию», — Савва Шипов, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

«Пора понять, что без политической воли каждого руководителя вообще ничего «не летает”», — Андрей Воробьев, губернатор Московской области.

Неравномерность территориального развития

«Мы сделали гигантский скачок: у нас 82% населения уже сегодня в зоне действия высокоскоростного интернета, но при этом более 50% территории вообще этой сети не имеют. Мы понимаем, что ВОЛС тянуть на труднодоступные поселки, на арктическую территорию, где села отстоят друг от друга даже не на сотни, а порой на тысячи километров, нет никакого смысла. В ближайшие десятилетия это наверняка будет покрываться за счет спутника. И здесь, конечно, самое главное наше ограничение — это высокая стоимость спутникового интернета. Это проблема не только Якутии, это проблема всех арктических регионов», — Айсен Николаев, глава Республики Саха (Якутия).

РЕШЕНИЯ

Организация обучения управленцев цифровым технологиям

«Самая главная история — это изменение отношения у руководителей, это программы обучения, в первую очередь, для топ-руководителей в регионах. Топ-команды в регионах, которые должны понимать, что это дает, какие возможности это открывает», — Сергей Кириенко, первый заместитель Руководителя Администрации Президента.

«Очень важно учить людей. Мы сейчас вместе с коллегами из Министерства цифрового развития и Академии народного хозяйства делаем программу лидеров цифровой трансформации. Это очень серьезный эффект. Люди начинают по-другому думать. Надо этим заниматься», — Савва Шипов, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

Создание рейтинга цифрового развития регионов и обмен лучшими практиками

«Мы вместе с экспертами, Минцифрой и Минэком пришли к пониманию того, что необходимо еще говорить о создании рейтинга регионов. Для чего этот рейтинг? Не для того, чтобы выявлять лучших и показывать худших. Этот рейтинг как раз для того, чтобы пропагандировать лучшие практики, которыми богаты наши регионы», — Андрей Турчак, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

«Очень полезно говорить о составлении рейтинга . Мы во Всемирном банке поддерживаем этот подход, потому что такого рода анализ помогает регионам сопоставлять свои показатели друг с другом. В итоге формирует более благоприятный климат для внедрения цифровой экономики», — Андраш Хорваи, директор, постоянный представитель в Российской Федерации, Европе и Центральной Азии Группы Всемирного банка.

«Мы предлагаем создать ИТ-систему с применением искусственного интеллекта, которая будет собирать большие данные по очень широкому кругу источников, и в рамках этой большой работы можно будет анализировать все связи, создавать предиктивную аналитику и делать анализ в разрезе абсолютно разных аспектов цифровизации. Непосредственно качество рейтинга очень существенно улучшится», — Анна Никитченко, генеральный директор фонда «Цифровое развитие».

«Нужны площадки для обмена успешными практиками, библиотеки решений, иначе рейтинг будет статичным с малозначащими изменениями через 5 лет. Государство выделяет немало денег для развития проектов, и опыт успешных практик, реализованных в регионе, может быть упакован и экспортирован в другие регионы», — Антон Немкин, Президент фонда «Цифровая долина Сочи».

Координация процесса цифровизации в регионах на федеральном уровне

«Министерство экономики, Министерство цифрового развития должны стать в определенном смысле архитекторами и в хорошем смысле диктаторами — теми, кто будет говорить: «Мы идем вот этой дорогой, не нужно придумывать 10 тысяч разных решений. Если вы богатые регионы, придумывайте 10 тысяч разных решений, это ваше право, ваши расходы. Но если вы, например, дотационные регионы, то вот решение, и мы идем по этому решению и делаем вот это, это и это”. Гораздо больше требуется прямых указаний относительно того, какие технологии, решения должны быть внедрены», — Антон Алиханов, губернатор Калининградской области.

«Нам нужна централизованная государственная политика, которая позволила бы в самых дальних уголках обеспечить качественный доступ в Интернет, и чтобы была электронная медицинская карта, и чтобы дети могли получить современный электронный контент», — Михаил Осеевский, президент, председатель правления ПАО «Ростелеком».

«Мы должны выровнять ситуацию , прежде всего с цифровыми услугами, потому что гражданин вне зависимости от того, где он живет, имеет право получать все цифровые сервисы. Поэтому мы дадим регионам уже в начале следующего года типовое облачное решение с преднастроенными типовыми услугами, которые позволят с минимальными затратами регионам, у которых реально нет такой возможности, кастомизировать, настраивать свои услуги, предоставлять их качественно как на нашем едином портале, так и на региональных ресурсах», — Максим Паршин, заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Создание инфраструктуры для цифровизации

«Первое — необходимо найти решение, чтобы были дешевые офисные площади, чтобы была инфраструктура, чтобы были дата-центры, чтобы молодые люди могли прийти и начать свой бизнес очень легко. Также Минэкономики вышло с инициативой создать виртуальное «Сколково”. Это идея, которая откроет огромный потенциал для роста и развития информационных компаний, цифрового бизнеса в регионах», — Андрей Кузяев, президент, председатель правления, член совета директоров АО «ЭР-Телеком Холдинг».

«Нужна базовая инфраструктура. Я уверен, что сотовая связь является той инфраструктурой, которая позволяет сделать цифровизацию хорошо. Если есть базовая инфраструктура на самых современных технологиях с хорошим покрытием — есть фундамент для того, чтобы все происходило дальше», — Сергей Эмдин, генеральный директор Tele2.

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации».

Одной из задач программы является создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанной на гибком подходе в каждой сфере. Реализации этой задачи посвящен федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды», который курирует Министерство экономического развития Российской Федерации.

Федеральный проект предусматривает разработку и принятие ряда нормативных правовых актов, направленных на снятие первоочередных барьеров, которые препятствуют развитию цифровой экономики. Планируется также урегулировать сквозные для различных отраслей законодательства вопросы, связанные с идентификацией субъектов правоотношений в цифровой среде, электронным документооборотом, оборотом данных, в том числе персональных.

Департамент правовых основ цифровой экономики координирует работу участников федерального проекта. Кроме того, Департамент является ответственным за разработку ряда документов, в числе которых законопроекты о долговременном хранении электронных документов, о национальной системе управления данными, о регуляторных «песочницах», концепция регулирования искусственного интеллекта и робототехники, концепция комплексного правового регулирования общественных отношений в условиях цифровой экономики и др.

В настоящее время в рамках федерального проекта:

  • Урегулирован правовой статус самоисполняемых контрактов («смарт-контрактов») и введено понятие цифровых прав (федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 34-ФЗ).
  • Российскому бизнесу предоставлены льготы по НДС при экспорте IT-услуг (федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ).
  • Урегулирован порядок привлечения инвестиций с помощью краудфандинговых платформ (федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 259-ФЗ).
  • Внесены изменения в законодательство, предусматривающие переход от бумажных трудовых книжек к учету сведений о работниках в электронной форме (федеральные законы от 16 декабря 2019 г. № 436-ФЗ и № 439-ФЗ).
  • Упрощено получение нотариальных услуг за счет цифровизации отдельных процедур, введения возможности биометрической идентификации получателей таких услуг (федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 480-ФЗ).
  • Реформирована система удостоверяющих центров как гарантов безопасности и надежности использования электронных подписей, создан институт доверенной третьей стороны, предусмотрена возможность использования «облачной» электронной подписи (федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 476-ФЗ)
  • Закреплен переход к «реестровой» модели предоставления государственных услуг в сфере лицензирования (федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 478-ФЗ) и оформления результатов работ (услуг) в области обеспечения единства измерений (федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 496-ФЗ).

Помимо упомянутых законов продолжается рассмотрение в Государственной Думе законопроектов о цифровом взаимодействии при заключении договоров страхования, о проведении эксперимента по переходу на электронный кадровый документооборот, о цифровых финансовых активах и т.д.

Планируются к внесению в весеннюю сессию Государственной Думы законопроекты о регуляторных «песочницах», изменения в законодательство о персональных данных (в части обезличивания персональных данных, совершенствования порядка работы с согласиями на обработку персональных данных), законопроект о дальнейшей цифровизации взаимодействия с судами.

Федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды». Слайд №2. Федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды». Слайд №3. Федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды». Слайд №4. Федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды». Слайд №5. Федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды». Слайд №6. Федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды». Слайд №7. Федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды».

Актуально по состоянию на январь 2020 г.

События и документы

Настоящее Положение определяет порядок лицензирования геодезической и картографической деятельности (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации , а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание (обновление) государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения государственной границы Российской Федерации, а также установление и изменение границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований (далее — геодезические и картографические работы).

2. Лицензирование геодезической и картографической деятельности осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами (далее — лицензирующий орган).

3. Перечень выполняемых работ, составляющих геодезическую и картографическую деятельность, подлежащих лицензированию, а также необходимых для их выполнения специальностей или направлений подготовки работников юридического лица (индивидуального предпринимателя), обратившегося в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии (далее — соискатель лицензии), или работников юридического лица (индивидуального предпринимателя), имеющего лицензию (далее — лицензиат), приведен в приложении.

4. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) на выполнение геодезических и картографических работ, являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и необходимых зданий и (или) помещений, технических средств и оборудования, прошедших поверку (калибровку) в соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений» для выполнения работ, указанных в заявлении;

б) наличие у юридического лица (соискателя лицензии, лицензиата) работников, заключивших с ним трудовые договоры для осуществления геодезических и картографических работ по должности в соответствии со штатным расписанием, имеющих высшее или среднее профессиональное образование по специальностям или направлениям подготовки, указанным в приложении к настоящему Положению, а также стаж работы не менее 1 года по соответствующей специальности или направлению подготовки;

в) наличие у индивидуального предпринимателя (соискателя лицензии, лицензиата) высшего или среднего профессионального образования по специальностям или направлениям подготовки, указанным в приложении к настоящему Положению, а также стаж работы не менее 1 года по соответствующей специальности или направлению подготовки;

г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) системы производственного контроля, обеспечивающей осуществление контроля за соблюдением требований к геодезическим и картографическим работам и их результатам, установленным в соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

д) соблюдение требований к выполнению лицензируемых видов работ и их результатам, установленных частью 4 статьи 5 Федерального закона «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

е) соблюдение лицензиатом требований к употреблению в созданных геодезических и картографических материалах (данных) наименований географических объектов в соответствии с Федеральным законом «О наименованиях географических объектов»;

ж) использование лицензиатом пространственных данных и материалов, содержащихся в федеральном фонде пространственных данных, а также сведений единой электронной картографической основы в соответствии с Федеральным законом «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» при осуществлении картографической деятельности для нужд органов государственной власти и органов местного самоуправления;

з) обязанность лицензиата при выполнении геодезических и картографических работ, в ходе которых выявляются случаи повреждения или уничтожения пунктов государственной геодезической сети, государственной нивелирной сети и государственной гравиметрической сети, уведомлять Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии обо всех таких случаях в соответствии с частью 16 статьи 8 Федерального закона «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

С полным текстом документа можно ознакомиться .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *