Целевой взнос в ТСЖ

Что такое целевой прием в вузы

В широком смысле целевой прием – это особая программа поступления в высшие учебные заведения, в рамках которой обучение будущих молодых профессионалов оплачивается из федерального, регионального, местного бюджета или потенциальным работодателем. Для этого сторонняя организация делает университету заказ на подготовку для себя определенного количества специалистов. Такой подход позволяет ликвидировать дефицит высококвалифицированных работников в конкретной отрасли или в рамках целого региона, так как, получив диплом, выпускник обязан отработать установленный договором период времени в направившей его организации.

Поступление по целевому направлению проходит по отдельному конкурсу. Для зачисления абитуриенты, командированные на учебу предприятиями, как и все остальные, сдают вступительные экзамены, если они предусмотрены регламентом вуза. Но проходной балл для них, за редким исключением, намного ниже, чем для тех, кто поступает по общему конкурсу.

Все обязательства между организацией, студентом и вузом оформляются трехсторонним договором. Реже абитуриент заключает соглашение только с будущим работодателем, который затем поручается учебному заведению за своего протеже.

С точки зрения законодательства целевой прием в вуз – это форма организации конкурса при поступлении в высшие учебные заведения на выделенные по квоте Минобрнауки места, финансируемые исключительно из государственных бюджетов разных уровней (от федерального до муниципального). Ни заказчик подготовки специалиста, ни сам студент не оплачивают обучение, поэтому согласно порядку, зафиксированному в Постановлении Правительства РФ № 1076, целевое направление в вуз может выдать только госучреждение или предприятие, в уставном капитале которого есть доля бюджетных средств.

Набор

Фактически целевой прием в институты и университеты РФ проходит двумя способами: по заказу государственных ведомств или предприятий любой формы собственности. В первом случае места для обучения отводятся из квоты Министерства образования и науки – это и есть официальный целевой набор.

Минобрнауки обычно выделяет на прием по ведомственным направлениям не более 20 % от общего числа бюджетных мест вуза.

Если абитуриента на учебу отправляет, к примеру, частное предприятие, то оно оплачивает образование студента на коммерческой основе. В этом случае речь идет о контрактной целевой подготовке. Если не вдаваться в юридические тонкости и формальности, то для абитуриента эти два понятия взаимозаменяемы, так как в любом случае после выпуска он обязан отработать минимум три года на предприятии, направившем его в вуз, а при поступлении претендент на статус студента участвует в отдельном для целивиков конкурсе на выбранную специальность.

Места

Чтобы учебное заведение выделило определенное количество целевых мест:

  1. Местная администрация выясняет, какие специальности наиболее востребованы в данный момент на предприятиях города, района и т. д.
  2. Вуз получает официальное предложение-просьбу от органов власти или конкретной компании выделить целевые места для обучения потенциальных кандидатов.
  3. Обращение рассматривается на ученом совете университета, института или академии.
  4. В случае принятия положительного решения между сторонами заключается договор с указанием количества выделенных мест для целевого приема.

К старту приемной кампании организация сообщает в вуз данные о числе претендентов: их должно быть больше, чем предоставленных мест, чтобы можно было провести отбор по отдельному конкурсу.

Если абитуриенту не удалось попасть на целевое место, он может попробовать свои силы, поступая на общих основаниях на бюджет или по контракту.

Что такое целевое направление в вуз

Целевое направление – это своего рода рекомендательное письмо, которое заинтересованное в подготовке специалиста предприятие или организация выдают абитуриенту после подписания с ним договора об отправке на обучение. В документе содержится просьба допустить кандидата к участию в конкурсном отборе на льготных условиях.

Целевое направление не гарантирует поступления в вуз с низкими результатами ЕГЭ: для зачисления на бюджетное место баллы должны быть не ниже установленного вузом минимума. Только при этом условии претендент допускается к конкурсу среди целевиков.

Направление выдается абитуриенту персонально в конкретное учебное заведение на определенную специальность. После окончания вуза студент обязан отработать в рекомендовавшей его организации в течение 3–5 лет. В противном случае решивший уйти на вольные хлеба выпускник должен возместить всю сумму, потраченную на его образование.

Как получить

О целевом направлении нужно позаботиться заранее. Лучше всего задуматься об этом еще во время учебы в старших классах школы. Есть несколько основных способов получения желанного места:

  • найти заинтересованную организацию, которая подаст ходатайство в местную администрацию для выделения места в вузе под требуемого специалиста;
  • лично подать прошение в муниципалитет, подкрепленное положительными характеристиками от учителей и руководства школы;
  • посетить университет или местный муниципалитет и узнать, от каких работодателей поступали заявления на заключение целевых договоров.

После того как все заявления заказчиков подготовки специалистов будут поданы в местную администрацию, она направляет их в университеты, которые участвуют в программе целевого обучения.

Где можно взять

Найти предприятие, которое даст целевое направление, не так уж и сложно. Для этого есть несколько вариантов:

  • принимать участие в различных профориентационных конкурсах и мероприятиях, которые проводит конкретная организация, зарекомендовать себя с наилучшей стороны;
  • выбрать профессию родителей, которые давно и усердно работают в какой-либо организации: многие предприятия приветствуют создание семейных трудовых династий и способствуют преемственности поколений, например, выдавая целевые направления в отраслевые вузы детям сотрудников;
  • устроиться на работу по профилю уже имеющегося среднего специального образования и всячески демонстрировать желание продолжить обучение в университете;
  • штудировать сайты вузов: немало учебных заведений размещают в общем доступе информацию о предприятиях, с которыми сотрудничают по целевому набору;
  • изучать сайты интересующих компаний – целевое направление от Газпрома или Росатома тоже реальность. «Российские космические системы» отправляют желающих стать студентами в МГТУ, МИФИ, МИРЭА, МЭИ, МИИГАиК, МАИ.

В Санкт-Петербурге заявки на целевое обучение принимает КНВШ (Комитет по науке и высшей школе). В любом другом городе поиск можно начинать с муниципалитета, в небольших населенных пунктах – с сельской или районной администрации, дирекции конкретного предприятия.

Как правило, чтобы получить от крупной организации целевое направление в вуз, надо:

  1. Заполнить анкету кандидата установленной предприятием формы.
  2. Представить характеристику, сведения об успеваемости.
  3. Посетить цикл собраний, посвященных целевому приему.
  4. Успешно пройти собеседование.

Если все условия выполнены, претендент становится обладателем целевого направления – документа, гарантирующего трудоустройство по окончании вуза и подтверждающего право абитуриента на поступление на особых условиях.

Целевое поступление: плюсы и минусы

Несмотря на то что такой способ поступить в вуз – стопроцентный шанс для многих абитуриентов получить высшее образование бесплатно, целевое обучение имеет свои нюансы.

Достоинства

При поступлении При обучении После выпуска
  • абитуриент участвует в отдельном конкурсе целевиков, где меньше конкурентов и ниже проходной балл;
  • возможность участия в конкурсе на общих основаниях, если поступить по целевому направлению не удалось.
  • бесплатное обучение за счет государства или потенциального работодателя;
  • стипендия, иногда даже две – положенная бюджетникам и поощрительная от направившего предприятия;
  • гарантированное место для прохождения практики в госучреждениях или на предприятии;
  • поддержка в процессе обучения, например, при написании курсовых и дипломных работ;
  • для иногородних – первоочередное заселение в общежитие;
  • гибкий график для совмещения работы и учебы (после третьего курса).
  • гарантированное трудоустройство – если выбрать профессию по душе, то обязательная трехлетняя отработка вовсе не будет восприниматься как долговая кабала или рабство на галерах.

Недостатки

Среди множества неоспоримых преимуществ поступления на целевое обучение есть и спорные моменты, в основном связанные с необходимостью обязательной отработки после окончания вуза:

  • в процессе учебы интересы или жизненные обстоятельства абитуриента могут измениться: например студентка выйдет замуж, а супруг живет и работает не в том городе, где расположено направившее ее на учебу предприятие;
  • обязательное условие – успешное обучение на уровне не ниже удовлетворительного;
  • при нежелании отрабатывать установленный в договоре срок бывший студент должен вернуть сумму, потраченную на его обучение (иногда дополнительно выплатить штраф).

Несмотря на имеющиеся недостатки, все-таки стоит искать потенциального работодателя, который выдаст целевое направление. Ведь в этом случае абитуриент не только получает возможность бесплатного обучения в престижных вузах и на «дорогих специальностях», но и может не переживать о будущем трудоустройстве.

ЦЕЛЕВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

Смотреть что такое «ЦЕЛЕВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ» в других словарях:

  • Целевые поступления — К целевым поступлениям относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или)… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

  • финансирование и поступления целевые — Средства, предназначенные для финансирования мероприятий целевого назначения. К ним относятся средства, поступившие от других предприятий, субсидии правительственных органов, денежные взносы родителей на содержание детей в детских учреждениях и… … Справочник технического переводчика

  • ФИНАНСИРОВАНИЕ И ПОСТУПЛЕНИЯ, ЦЕЛЕВЫЕ — средства, предназначенные для финансирования мероприятий целевого назначения. К ним относятся средства, поступившие от других предприятий, субсидии правительственных органов, денежные взносы родителей на содержание детей в детских учреждениях и… … Большой бухгалтерский словарь

  • «ФИНАНСИРОВАНИЕ И ПОСТУПЛЕНИЯ, ЦЕЛЕВЫЕ» — счет бухгалтерского учета, предназначенный для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения: средств, поступивших от других предприятий; субсидий правительственных органов и др.… … Большой бухгалтерский словарь

  • Счет Бухгалтерского Учета 96 Целевые Финансирование И Поступления — счет, предназначенный для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения: средств, поступивших от других предприятий; субсидий правительственных органов и др. Средства целевого… … Словарь бизнес-терминов

  • СЧЕТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 96 «ЦЕЛЕВЫЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ И ПОСТУПЛЕНИЯ» — счет, предназначенный для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения: средств, поступивших от других предприятий; субсидий правительственных органов и др. Средства целевого… … Словарь бизнес-терминов

  • СЧЕТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 96 ЦЕЛЕВЫЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ И ПОСТУПЛЕНИЯ — счет, предназначенный для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения: средств, поступивших от других предприятий; субсидий правительственных органов и др. Средства целевого… … Большой экономический словарь

  • Доходы организации, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль — при определении налоговой базы не учитываются следующие доходы в виде: имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

  • С — Сальдо (balance) Cальдо внешней торговли Сальдо государственного бюджета Сальдо торгового баланса см. Сальдо внешней … Экономико-математический словарь

  • ЗАЕМ — (англ. loan) – экономическая операция, состоящая в получении (выдаче) денег (вещей) в долг, в результате которой одна сторона (заимодавец) передает другой (заемщику) в собственность (пользование) деньги (вещи), а заемщик обязуется их возвратить… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

>Может ли тсж вести коммерческую деятельность

МОЖЕТ ЛИ ТСЖ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИЛИ НЕТ?

В настоящее время весьма остро стоит вопрос о том, в каком объеме товарищество собственников жилья (ТСЖ) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. Возможность осуществления предпринимательской деятельности ТСЖ как таковой не отрицается – основная проблема состоит в том, как ТСЖ определить «рамки дозволенного».

Нормы Жилищного кодекса (ЖК), регулирующие деятельность ТСЖ прямо не упоминают о том, что товарищество может осуществлять предпринимательскую деятельность.

Согласно п. 2 статьи 152 ЖК ТСЖ может заниматься следующими видами хозяйственной деятельности:

  • обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме;
  • строительство дополнительных помещений и объектов общего имущества в многоквартирном доме;
  • сдача в аренду, внаем части общего имущества в многоквартирном доме.

Данный перечень является закрытым.

В то же время согласно статье 135 ЖК ТСЖ признается некоммерческая организация — объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

Согласно п. 2 статьи 24 Гражданского кодекса (ГК) некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. При этом законодательством РФ могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций отдельных видов.

    Хозяйственная и предпринимательская деятельность ТСЖ – мнение ученых

Предпринимательской деятельностью согласно п. 1 статьи 2 ГК является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Некоторые ученые определяют предпринимательскую деятельность как одно из направлений хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли.

Поскольку некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, только если она служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям, то получается, что ТСЖ как некоммерческая организация не может осуществлять виды деятельности иные, чем установлены в п. 2 статьи 152 ЖК — ТСЖ может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь в том случае, если это служит достижению ее уставных целей.

Однако существует и другая точка зрения. Некоторые ученые говорят о том, что вся хозяйственная и предпринимательская деятельность ТСЖ ограничивается содержанием и эксплуатацией жилых помещений. Однако достичь цели, ради которых оно создано, ТСЖ сможет только путем осуществления хозяйственной деятельностью, предусмотренной в его уставе.

    Предпринимательская деятельность ТСЖ, исходя из положений ЖК

Если более внимательно перечитать те правовые нормы ЖК, которые посвящены ТСЖ, то можно сделать вывод о том, что ТСЖ все же может осуществлять предпринимательскую деятельность –деятельность помимо установленной в статье 152 ЖК.

Так, согласно пп. 4 и пп. 7 п. 1 статьи 137 ЖК ТСЖ вправе, соответственно, выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги, а также продавать и передавать во временное пользование, обменивать имущество, принадлежащее товариществу.

Кроме того, в соответствии с пп. 6 п. 2 статьи 145 ЖК к компетенции общего собрания членов ТСЖ относятся принятие решения о получении заемных средств, в том числе банковских кредитов.

А также плюс ко всему, согласно п. 3 статьи 152 ЖК в ТСЖ может возникнуть два вида доходов:
— доход от хозяйственной деятельности, который используется для оплаты общих расходов или направляется в специальные фонды, расходуемые на цели, предусмотренные уставом;
— дополнительный доход, который может быть направлен на иные цели деятельности ТСЖ, предусмотренные ЖК и уставом.

    Таким образом, получается какая-то путаница: с одной стороны, ТСЖ заниматься предпринимательской деятельностью не может, с другой же — получается, что может.

Полагаем, что пока данные неясности устранены не будут, ТСЖ как некоммерческая организация может осуществлять виды деятельности, помимо указанных п. 2 статьи 152 ЖК, если они будут служить достижению целей, ради которых оно создано, и соответствовать этим целям.

На сегодняшний день актуальным является вопрос, в каком масштабе Товарищество собственников жилья вправе осуществлять предпринимательскую деятельность
.

На сегодняшний день актуальным является вопрос, в каком масштабе Товарищество собственников жилья (далее по тексту – ТСЖ) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. Следует подчеркнуть, что возможность заниматься ТСЖ предпринимательской деятельностью не отрицается, основная трудность вопроса заключается в том, как ТСЖ определить «границы дозволенного».

Жилищный кодекс России (далее по тексту – ЖК РФ), определяет три вида деятельности ТСЖ, данный перечень который, является исчерпывающим. Итак, нормы ЖК РФ, регулирующие деятельность ТСЖ, буквально не затрагивают вопроса о том, что товарищество собственников жилья вправе осуществлять предпринимательскую деятельностью.

Согласно действующему гражданскому законодательству, некоммерческая организация имеет право осуществлять деятельность, связанную с извлечением прибыли, но только в том случае, если это служит достижению целей, ради которых данная организация была создана. Такой предпринимательской деятельностью выступает приносящее доход изготовление товаров, оказание услуг, отвечающих целям, предмету деятельности данной организации. В данный перечень также входит приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, а также участие в хозяйственных обществах, и участие в Товариществах на вере в качестве вкладчика. При этом действующим российским законодательством могут устанавливаться ограничения на отдельные виды предпринимательской деятельности некоммерческих организаций.

Некоторые российские ученые регламентируют предпринимательскую деятельность как одно из направлений хозяйственной деятельности. Данная деятельность направлена, исключительно на извлечение прибыли, получение доходов. Итак, получается, что ТСЖ как некоммерческая организация не может осуществлять виды деятельности иные, чем установлены в пункте 2 статьи 152 ЖК РФ – то есть ТСЖ может осуществлять предпринимательскую деятельность только в том случае, если это служит достижению ее целей, указанных в Уставе ТСЖ.

Так, согласно ЖК РФ, ТСЖ вправе выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им различные услуги, в том числе и продавать, и передавать во временное пользование, обменивать имущество, принадлежащее ТСЖ, принимать решения о получении заемных средств, получать банковские кредиты.

Также следует подчеркнуть, некоторые специфические черты налогообложения ТСЖ. Согласно Письму Министерства Финансов Российской Федерации, если Уставом ТСЖ, утвержденным Общим собранием собственников ТСЖ, предусмотрена обязанность

ТСЖ от имени и по поручению собственников ТСЖ заключать договоры с компаниями, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, то вознаграждением данных организаций будут выступать агентский или комиссионный договор. И прибылью заключение данных договоров для Товарищества считаться не будут. В этой ситуации Товарищество выступает поставщиком-посредником между членами ТСЖ и электро-, теплоснабжающими предприятиями.

Итак, в ТСЖ может возникнуть два вида доходов:

1) доход от хозяйственной деятельности;

2) дополнительный доход.

Следовательно, ТСЖ может заниматься предпринимательской деятельностью, помимо указанных в п. 2 ст. 152 ЖК РФ, но только в том случае, если данная деятельность будет служить достижению целей, ради которых оно создано, и соответствовать данным целям.©

Может ли ТСЖ вести коммерческую деятельность?.

Может ли ТСЖ вести коммерческую деятельность, а именно за плату обеспечивать организацию надлежащего содержания и ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома (не того, собственники которого организовали вышеуказанное ТСЖ), заключив договор управления многоквартирным домом, т.е. фактически выполнять функции управляющей компании, однако в этом случае эта деятельность не будет подлежать обязательному лицензированию с 01.03.2015?

Вопрос относится к городу Ульяновск

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

>Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

>Сброс пароля

Мы отправили письмо на ваш адрес электронной почты (). В письме вы найдете ссылку для сброса пароля и все дальнейшие инструкции.

Вы уверены, что хотите выйти?

Сообщение отправлено

Ваше сообщение администратору отправлено. Вы получите ответ на адрес электронной почты в течение 2х рабочих дней

Вы уверены, что хотите удалить закладку
“Изменения в КоАП с 1 марта 2017 года”?

Вопросы бухгалтерского и налогового учета операций, совершаемых ТСЖ, вызывают множество жарких споров. Главная причина заключается в том, что действующее законодательство не содержит четких и исчерпывающих указаний, позволяющих однозначно относить те или иные операции к операциям, совершаемым в рамках целевого финансирования или квалифицируемым в качестве предпринимательской (приносящей доход) деятельности. Попробуем разобраться, чем нужно руководствоваться при решении возникающих проблем.

Хозяйственная деятельность ТСЖ согласно ЖК РФ

О возможности осуществления хозяйственной деятельности ТСЖ для достижения целей, предусмотренных его уставом, говорится в ст. 152 ЖК РФ. Тут же приводится перечень разрешенных видов хозяйственной деятельности ТСЖ:

–обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в МКД;

–строительство дополнительных помещений и объектов общего имущества в МКД;

–сдача в аренду, внаем части общего имущества в МКД.

Перечень сформулирован как закрытый, хотя в действительности ТСЖ может осуществлять и иные виды деятельности. К примеру, на основании ст. 137 ЖК РФ ТСЖ имеет полное право:

–выполнять работы для собственников помещений в МКД и предоставлять им услуги;

–продавать и передавать во временное пользование, обменивать имущество, принадлежащее товариществу;

–заключать сделки и совершать иные отвечающие целям и задачам товарищества действия (если, конечно, это не нарушает прав и законных интересов собственников помещений в МКД).

Пожалуй, наиболее интересными в данной статье являются следующие нюансы.

Во-первых, в п. 3 ст. 152 ЖК РФ говорится о доходе от хозяйственной деятельности ТСЖ, который должен использоваться для оплаты общих расходов или направляться в специальные фонды.

Кроме того, указанная норма обособляет такой вид дохода ТСЖ, как дополнительный доход, который, минуя оплату общих расходов и специальные фонды, можно использовать на иные цели деятельности ТСЖ, предусмотренные гл. 14 ЖК РФ и уставом самого товарищества. Содержание п. 3 ст. 152 ЖК РФ позволяет предположить, что в этой норме идет речь о двух видах доходов (о доходах от хозяйственной деятельности и иных доходах (дополнительных)), и данное обстоятельство не стоит упускать из виду хотя бы потому, что закон устанавливает разные направления их использования.

Во-вторых, в составе хозяйственной деятельности ТСЖ в п. 2 ст. 152 ЖК РФ упоминаются обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в МКД. При этом управление общим имуществом в МКД, обеспечение владения, пользования, распоряжения им, а также осуществление деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению имущества МКД – это изначальные цели создания ТСЖ (п. 1 ст. 135 ЖК РФ). Осуществление управления МКД – одна из обязанностей ТСЖ (п. 2 ст. 138 ЖК РФ). Кроме того, в обязанности ТСЖ согласно ст. 138 ЖК РФ входит обеспечение надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в МКД. Также ТСЖ должно обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в МКД их обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество. Таким образом, фактически получается, что обслуживание, эксплуатация, ремонт, содержание, сохранение и приращение имущества МКД – это не просто один из разрешенных видов хозяйственной деятельности, а основная деятельность ТСЖ, для осуществления которой оно, собственно, и создается (часто она называется уставной деятельностью). Это исключает возможность квалификации данной деятельности в качестве предпринимательской.

Заметим, что термин «предпринимательская деятельность» или «приносящая доход деятельность» в ЖК РФ применительно к ТСЖ не употребляется вообще. Тем не менее нередко выражение «хозяйственная деятельность», присутствующее в данном кодексе, ассоциируется именно с понятием предпринимательской деятельности. Хотя, очевидно, это далеко не так.

Хозяйственная деятельность в контексте…

В словарной литературе термин «хозяйственная деятельность» раскрывается как совокупность действий, направленных, в частности, на пополнение запаса материальных благ и обеспечение возможной полноты удовлетворения потребностей, которым они призваны служить. С этой целью существующие блага хранятся, добываются и производятся новые, перемещаются в пространстве и в меновом обороте, а также организуется их потребление. Мотивом хозяйственной деятельности служит стремление человека удовлетворять свои потребности в материальных благах. Хозяйственная деятельность представляет, таким образом, проявление хозяйственного (экономического, целесообразного) мотива в человеческой жизни (извлечение из Руководства по экспертизе заявок на изобретения1).

Чтобы разобраться с тем, что же, собственно, следует понимать под хозяйственной деятельностью ТСЖ и каким образом необходимо трактовать те или иные операции в бухгалтерском и налоговом учете, обратимся к нормам гражданского, бухгалтерского и налогового законодательств.

… гражданского законодательства

К сожалению, в гражданском законодательстве нет четкого определения понятия «хозяйственная деятельность», хотя оно и используется в различных нормативных актах. К примеру, в п. 1 ст. 107 ГК РФ говорится, что производственный кооператив (артель) создается для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг). То есть фактически под хозяйственной деятельностью понимается вся деятельность организации, в том числе производственная деятельность, торговля, оказание различных видов услуг и т. д., как совокупность всех совершаемых ею действий, сделок, операций.

Отдельно в ст. 2 ГК РФ оговаривается, что предпринимательской деятельностью считается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Это позволяет сделать вывод, что в контексте гражданского законодательства понятия «хозяйственная деятельность» и «предпринимательская деятельность» – это далеко не одно и то же.

Главным признаком предпринимательской деятельности является ее направленность на систематическое получение прибыли. Так, в Постановлении Пленума ВС РФ от 24.10.2006 № 18 подчеркивается, что отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, не образуют состав административного правонарушения по ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации), если количество товара, его ассортимент, объемы выполненных работ, оказанных услуг и другие обстоятельства не свидетельствуют о том, что данная деятельность была направлена на систематическое получение прибыли. С другой стороны, само по себе отсутствие прибыли не влияет на квалификацию правонарушений, предусмотренных ст. 14.1 КоАП РФ, поскольку извлечение прибыли является целью предпринимательской деятельности, а не ее обязательным результатом.

Аналогичным образом дело обстоит с Законом об НКО2. В нем не дается четких определений, но приводится различие между более широким понятием «деятельность» («виды деятельности»)

и, соответственно, более узким термином «предпринимательская деятельность». В частности, согласно п. 1 ст. 24 данного документа НКО может осуществлять один или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ, соответствующих целям ее деятельности и предусмотренных ее учредительными документами. В пункте 2 ст. 24 указанного закона говорится, что НКО также может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует этим целям, а также при условии, что такая деятельность указана в учредительных документах организации. Далее уточняется, что предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью признаются приносящие прибыль производство товаров и оказание услуг, отвечающих целям создания НКО, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и не-имущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика. При этом законодательством РФ могут устанавливаться ограничения на осуществление предпринимательской и иной приносящей доход деятельность НКО отдельных видов, а в части учреждений – в том числе отдельных типов.

… законодательства и нормативных актов по бухгалтерскому учету

Изучая действующие законы и нормативные акты (в том числе ПБУ), мы сталкиваемся с тем, что, хотя выражения «хозяйственная деятельность», «факты хозяйственной деятельности», «результаты хозяйственной деятельности» и т. д. встречаются достаточно часто, четкого определения хозяйственной деятельности в них нет.

Так, в старом, но пока еще действующем Законе о бухгалтерском учете3 упоминается, что одной из основных задач бухгалтерского учета является предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации, а объектами учета признаются имущество, обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. Бухгалтерская отчетность согласно ст. 2 указанного закона – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

В Новом законе о бухгалтерском учете4, который начнет действовать с 01.01.2013 и будет распространяться в равной мере на коммерческие и некоммерческие организации, объекты бухгалтерского учета раскрыты более развернуто. Первым из них в п. 1 ст. 5 закона упоминаются факты хозяйственной жизни. Определение этого термина дано в п. 8 ст. 3 Нового закона о бухгалтерском учете, где говорится, что факт хозяйственной жизни – это сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств. Таким образом, оба закона о бухгалтерском учете (старый и новый) подразумевают, что хозяйственная деятельность охватывает абсолютно все операции, сделки и события, которые совершаются организацией или происходят в ней (с ней) и приводят к изменениям в ее имуществе и обязательствах.

Данное обстоятельство является еще одним подтверждением того, что понятия «хозяйственная деятельность» и «предпринимательская деятельность» никак не могут трактоваться как синонимы. Хозяйственная деятельность гораздо шире и охватывает все события, операции и факты, имеющие место в данной организации, независимо от того, признаются ли они предпринимательской деятельностью.

О фактах хозяйственной деятельности много сказано и в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»5, устанавливающем базовые принципы бухгалтерского учета, основные допущения и требования, к примеру:

–допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности подразумевает, что факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами;

–учетная политика должна обеспечивать полноту и своевременное отражение всех фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;

–требование приоритета содержания перед формой заключается в том, что факты хозяйственной деятельности должны отражаться в бухгалтерском учете исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования.

Тот же термин («факты хозяйственной деятельности») присутствует в Инструкции по применению Плана счетов6, где, в частности, уточняется, что она устанавливает единые подходы к отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета и раскрывает экономическое содержание фактов хозяйственной деятельности, обобщаемых на синтетических счетах, и порядок отражения наиболее распространенных фактов, а сам План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете.

В этой связи немаловажен факт наличия в Плане счетов счета 86 «Целевое финансирование», предназначенного, как известно, для обобщения информации о движении целевых средств и отражения операций, связанных с направлением средств целевого финансирования на содержание НКО. Косвенно это свидетельствует о том, что получение и использование целевого финансирования также являются фактами хозяйственной жизни и составляющими хозяйственной деятельности организации.

Таким образом, уставная и предпринимательская (иная приносящая доход) деятельность НКО является составной частью ее хозяйственной деятельности, охватывающей все операции, имеющие место в организации.

Вместе с тем в Информации об особенностях формирования бухгалтерской отчетности НКО (ПЗ-1/2011)»7уточняется, что по группе статей «Целевые средства» в Бухгалтерском балансе нужно отражать суммы полученных НКО:

–регулярных и единовременных поступлений денежных средств и имущественных взносов от учредителей (участников), членов;

–других не запрещенных законодательством РФ поступлений, включая поступления на содержание НКО.

То есть к целевому финансированию отнесены не только членские и другие обязательные и добровольные взносы, но и иные поступления, если они носят строго целевой характер.

Получается, что признавать доходы и расходы (на счетах 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы») и формировать финансовый результат (на счете 99 «Прибыли и убытки») НКО (включая ТСЖ) должны только в части операций, совершаемых в рамках предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Об этом, в частности, говорится в п. 1ПБУ 9/99″Доходы организации»8и ПБУ 10/99 «Расходы организации»9, где уточняется, что НКО применяют нормы этих документов только в отношении доходов и расходов от предпринимательской и иной деятельности.

… налогового законодательства

Налоговое законодательство использует понятие «хозяйственная деятельность» реже и тоже не дает его четкого определения. Приведем несколько примеров:

–согласно ст. 25.1 НК РФ исчисление и уплата налога на прибыль консолидированной группой налогоплательщиков осуществляются с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности данных налогоплательщиков;

–в соответствии с п. 6 ст. 150 НК РФ от обложения НДС освобожден ввоз на территорию РФ товаров, произведенных в результате хозяйственной деятельности российских организаций на земельных участках, являющихся территорией иностранного государства с правом землепользования РФ на основании международного договора;

–на основании ст. 288.1 НК РФ резиденты особой экономической зоны в Калининградской области могут использовать особый порядок уплаты налога на прибыль только при условии ведения резидентами раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации инвестиционного проекта, и доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности;

–в силу п. 2 ст. 333.2 НК РФ не нужно платить налог с объектов животного мира и водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования.

Перечисленные формулировки также наводят на мысль, что под хозяйственной деятельностью подразумевается совокупность всех совершаемых определенным лицом действий вне зависимости от того, направлена ли она на систематическое получение прибыли и может ли трактоваться как предпринимательская.

Вместе с тем в пп. 3 п. 2 ст. 43 НК РФ говорится о том, что не признаются дивидендами выплаты некоммерческой организации на осуществление ее основной уставной деятельности (не связанной с предпринимательской деятельностью), произведенные хозяйственными обществами, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов этой некоммерческой организации. Отсюда следует, что налоговое законодательство местами разделяет понятия уставной и предпринимательской деятельности НКО, что не отменяет утверждения о возможности их объединения под общим знаменателем «хозяйственная деятельность».

Однако при исчислении налога на прибыль неважно, является ли деятельность НКО уставной, предпринимательской, хозяйственной или какой‑то еще. Формулировки гл. 25 НК РФ вполне конкретны и в определенном смысле просты:

–объектом налогообложения согласно ст. 247 НК РФ признается прибыль налогоплательщика;

–прибылью (для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы) являются доходы, уменьшенные на величину расходов. Состав и доходов, и расходов определяется по правилам конкретных статей гл. 25 НК РФ;

–доходы определяются в порядке, установленном ст. 249 и 250 НК РФ, с учетом того, что некоторые виды доходов не подлежат налогообложению на основании ст. 251 НК РФ.

Иными словами, исключение тех или иных доходов из состава налогооблагаемых не зависит от того, к какому виду деятельности они относятся и как она квалифицируется в контексте гражданского и бухгалтерского законодательств. Значение имеет лишь то, упомянуты ли данные доходы в перечне, приведенном в ст. 251 НК РФ. В частности, согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ не облагаются налогом на прибыль средства собственников помещений в МКД, поступающие на счета осуществляющих управление МКД ТСЖ, ЖК, ЖСК и иных специализированных потребительских кооперативов, а также управляющих организаций на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества МКД. Кроме того, в силу положений п. 2 ст. 251 НК РФ льготируются целевые поступления на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц.

Квалификация операций и профессиональное суждение бухгалтера ТСЖ

С учетом всего вышеизложенного подведем итог. В законодательстве широко используется, но не раскрывается понятие хозяйственной деятельности организации. Однако комплексный анализ положений различных законов позволяет сделать вывод, что понятие «хозяйственная деятельность» охватывает все виды деятельности, сделки, операции и события, влияющие на имущественное и финансовое состояние и финансовые результаты деятельности организации, и, по сути, представляет собой всю совокупность фактов хозяйственной жизни. Поэтому ни в каком контексте нельзя отождествлять хозяйственную деятельность с предпринимательской деятельностью.

Предпринимательская деятельность характеризуется, прежде всего, направленностью на систематическое получение прибыли. В НКО она носит подчиненный характер по отношению к уставной деятельности, ради осуществления которой организация создавалась. Поэтому в НКО предпринимательская деятельность может осуществляться только постольку, поскольку это не противоречит целям создания и ведения деятельности НКО. Конкретные виды предпринимательской деятельности НКО должны быть закреплены в ее уставе.

Применительно к ТСЖ это означает, что те виды деятельности, которые перечислены в ст. 152 ЖК РФ, нельзя однозначно считать предпринимательскими, а сам перечень приведенных в данной статье видов хозяйственной деятельности ТСЖ – исчерпывающими, поскольку хозяйственная деятельность охватывает абсолютно все операции и действия, которые совершаются товариществом, включая те, что направлены на достижение целей создания ТСЖ.

Как следствие, сам факт упоминания отдельных видов деятельности (операций) в данном перечне не означает, что отражать эти операции необходимо именно с использованием счетов 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» и к ним невозможно применить счет 86 «Целевое финансирование».

Квалифицируя операции как операции, связанные с целевыми поступлениями (уставной деятельностью ТСЖ) или являющиеся частью предпринимательской деятельности и, как следствие, приводящие к необходимости признания доходов в порядке, предусмотренном ПБУ 9/99, бухгалтеру нужно учитывать целый ряд факторов. Главным из них является характер совершаемых операций в контексте целей создания и ведения деятельности ТСЖ.

Кстати, упоминание того или иного вида деятельности в уставе ТСЖ само по себе также не позволяет идентифицировать операции как уставные или предпринимательские. Гораздо важнее обращать внимание на характер взаимоотношений между ТСЖ и лицами, вносящими те или иные платежи, а также на то, является ли совершение соответствующих действий в отношении данных лиц обязанностью ТСЖ, возлагаемой на товарищество по нормам ЖК РФдля достижения тех целей, ради которой оно было создано. Немаловажно также помнить, что правила налогового учета (в части учета целевых поступлений и целевого финансирования) не имеют никакого отношения к вопросам квалификации и отражения операций в бухгалтерском учете.

Бухгалтер ТСЖ для целей составления бухгалтерских записей и формирования бухгалтерской отчетности при разделении хозяйственной деятельности на уставную и предпринимательскую и установлении природы отдельных фактов хозяйственной деятельности может исходить из следующих предпосылок. К числу целевых поступлений, которые следует учитывать на счете 86 «Целевое финансирование», логично относить:

–вступительные и иные взносы членов ТСЖ;

–поступления от всех собственников на содержание и ремонт (текущий и капитальный) общего имущества в МКД;

–субсидии (например, на возмещение организационных расходов на создание ТСЖ);

–оплату коммунальных услуг всеми собственниками помещений.

В числе операций, составляющих предпринимательскую деятельность и подлежащих отражению с использованием счетов 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» (предполагающих признание доходов и расходов по нормам ПБУ 9/99 и 10/99), можно назвать, прежде всего, оказание услуг и выполнение работ за отдельную плату на систематической основе:

–обслуживание и ремонт имущества, не являющегося общим имуществом МКД (то есть внутриквартирного оборудования и иного имущества, находящегося внутри квартир и иных частных помещений);

–установка сантехнического оборудования, светильников, розеток, замена труб;

–услуги по ремонту квартир и офисов;

–клининговые услуги (услуги по уборке помещений, чистке ковров и мебели и т. д.);

–консультационные, информационные услуги (к примеру, по согласованию перепланировки квартиры) и т. д.

* * *

Анализ норм действующего законодательства позволяет утверждать, что понятия хозяйственной и предпринимательской деятельности не являются синонимами. Хозяйственная деятельность – это совокупность абсолютно всех операций, действий, фактов и событий, имеющих место в процессе жизнедеятельности компании. Предпринимательская деятельность – это совокупность только тех операций и событий, которые совершаются с целью систематического получения прибыли. В рамках уставной деятельности совершаются те операции, которые отвечают целям создания товарищества или сопутствуют их достижению.

__________________________________

  1. Утверждено Приказом Роспатента от 25.07.2011 № 87.
  2. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7‑ФЗ «О некоммерческих организациях».
  3. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129‑ФЗ «О бухгалтерском учете».
  4. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете».
  5. Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н.
  6. Утверждена Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.
  7. Подробнее об этом документе читайте в статье Н. Н. Шишкоедовой «Особенности формирования бухгалтерской отчетности НКО» (№ 2, 2012).
  8. Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н.
  9. Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

>Что такое членские взносы в ТСЖ и какое отношение они имеют к собственникам, не состоящим в рядах товарищества?

Какова цель сбора?

Цели платежей, вносимых в кассу жилищного товарищества, определяются его уставом и собранием участников данного товарищества.

Существуют следующие разновидности платежей, в зависимости от назначения:

  • разовые;
  • регулярные;
  • вступительные.

Величина разовых плат устанавливается внеочередным общим собранием, данные средства идут на покрытие незапланированных трат, возникших в результате аварий или сезонных работ, например, ликвидации последствий паводка.

Квитанции за вступление покрывают расходы на создание и регистрацию жилтоварищества и оплачиваются один раз при вступлении в организацию.

Регулярные платежи устанавливаются ежегодным собранием и предназначены для обеспечения целей годовых смет, не связанных с обязательными платежами жильцов. К таким целям относятся:

  1. вознаграждение руководства и рядовых сотрудников ТСЖ;
  2. формирование резервного фонда;
  3. создание дополнительных сервисов услуг по обслуживанию многоквартирного дома;
  4. благоустройство прилегающих к домам жилтоварищества земельных участков.

Резервный фондсоздаётся по решению общего собрания и используется как для покрытия непредвиденных расходов, так и для погашения части задолженности перед поставщиками ресурсов для постепенной ликвидации такой задолженности.

ВАЖНО! При создании дополнительного сервиса услуг, финансируемого за счёт участников ТСЖ, пользоваться такими услугами могут только лица, регулярно вносящие финансы.

Правомерно ли взимание денег в ТСЖ?

Регулярные платежи участников жилтоварищества, идущие на оплату содержания дома и обеспечения управления таким содержанием, являются составной частью платы за жилое помещение, согласно ч. 1 п. 2 ст. 154 ЖК РФ, поэтому организация, управляющая содержанием многоквартирного дома (в данном случае ТСЖ) имеет право на сбор таких взносов.

Исполнение решений устава и собрания, в том числе по поводу регулярного внесения оплаты, обязательно для членов жилищного товарищества. Жители дома, не вступившие в жилищное товарищество, обычно потребляют коммунальные ресурсы по соглашению с правлением жилтоварищества.

Если по инициативе коллектива жилтоварищества в доме организован дополнительный сервис по ремонту и обслуживанию квартир за счёт членских взносов, то жильцы, не являющиеся членами ТСЖ, оплачивают дополнительные квитанции при наличии в соглашении с ними соответствующих пунктов или при фактическом потреблении услуг.

ВАЖНО! Не члены товарищества вправе отказаться от уплаты взносов ТСЖ, не связанных с предоставлением коммунальных ресурсов и базовых услуг по обслуживанию дома (например, услуги консьержа).

Последствия неуплаты

Неуплата установленных собранием платежей в кассу товарищества может привести к следующим последствиям:

  1. приостановке оказания коммунальных услуг;
  2. росту задолженностей перед подрядными и ресурсоснабжающими организациями;
  3. судебным разбирательствам;
  4. срыву работ по благоустройству территории.

Нерегулярные платежи или оплата квитанций с задержкой в несколько месяцев приводит к накапливанию долгов и к тем же неблагоприятным последствиям.

ВНИМАНИЕ! Отсутствие членства в жилищной организации не освобождает владельцев жилых и нежилых помещений от оплаты коммунальных благ (электричества, газа, водоотведения), а также услуг по вывозу мусора, обслуживанию лифтов и т.д.

Если за счёт взносов организуется дополнительный сервис, то лицу, не оплачивающему квитанции, такой сервис может не предоставляться. При отсутствии технической возможности прекратить предоставление дополнительного сервиса неплательщику взносов правление вправе обратиться в суд с целью принудительного взыскания оплаты за фактически потреблённые услуги, например, использование новой двери подъезда.

Итак, взносы для членов ТСЖ необходимы для функционирования структуры жилтоварищества и финансирования дополнительных работ. Оплата данных квитанций обязательна для всех участников жилтоварищества, а для остальных жильцов подлежит оплате в размере, рассчитанном согласно потреблённым услугам.

Помощь: Целевые платежи. Порядок исчисления и уплаты в 2003-2005 годах (в вопросах и ответах)

ЦЕЛЕВЫЕ ПЛАТЕЖИ. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ В 2003-2005 ГОДАХ (В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ) Нормативные акты Структура, ставки и порядок исчисления и уплаты целевых платежей ежегодно устанавливаются законом о бюджете. В 2003-2005 гг. порядок налогообложения регулировали следующие нормативные акты: — Закон РБ от 28.12.2002 № 170-З «О бюджете Республики Беларусь на 2003 год» (ст.11 и 24); — Инструкция о порядке исчисления и сроках уплаты единым платежом отчислений в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налога с пользователей автомобильных дорог в дорожные фонды в 2003 году, утвержденная постановлением МНС РБ от 18.03.2003 № 29 (далее — Инструкция № 29); — Инструкция о порядке исчисления и сроках уплаты единым платежом целевых сборов на формирование местных целевых бюджетных фондов стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, жилищно-инвестиционных фондов и целевого сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, в 2003 году, утвержденная постановлением МНС РБ от 18.03.2003 № 30 (далее — Инструкция № 30); — Закон РБ от 29.12.2003 № 259-З «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год» (ст.24); — Инструкция о порядке исчисления, сроках уплаты и представления налоговым органам налоговых деклараций (расчетов) о суммах исчисленных сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налога с пользователей автомобильных дорог в дорожные фонды в 2004 году, утвержденная постановлением МНС РБ от 29.03.2004 № 48 (далее — Инструкция № 48); — Инструкция о порядке исчисления, сроках уплаты и представления налоговым органам налоговых деклараций (расчетов) о суммах исчисленных сбора на формирование местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов и сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, в 2004 году, утвержденная постановлением МНС РБ от 29.03.2004 № 47 (далее — Инструкция № 47); — Закон РБ от 18.11.2004 № 339-З «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год» (ст.11); — Инструкция о порядке исчисления, сроках уплаты и представления налоговым органам налоговых деклараций (расчетов) о суммах исчисленных сбора на формирование местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов, сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налога с пользователей автомобильных дорог и сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, в 2005 году, утвержденная постановлением МНС РБ от 25.01.2005 № 6 (далее — Инструкция № 6). Порядок исчисления целевых платежей В данном разделе статьи рассмотрим некоторые вопросы по исчислению целевых платежей в 2003-2005 гг., возникающие у субъектов хозяйствования в практической деятельности. Вопрос: Организация помимо производственной деятельности (пошив обуви) оказывает бытовые услуги населению по ремонту обуви в приемном пункте, расположенном в городе. Каков порядок исчисления целевых платежей в 2005 г.? Ответ: Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) собственного производства определяется как выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства. Из налоговой базы исключаются суммы налогов и сборов, уплачиваемых из выручки от реализации товаров (работ, услуг) в соответствии с законодательством РБ (п.5 Инструкции № 6). Их очередность включения в отпускные цены (тарифы) на товары (работы, услуги) установлена ст.49 Закона РБ от 18.11.2004 № 339-З «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год» (далее — Закон). Единый платеж в размере 3,9% уплачивается в бюджет после НДС и налога с продаж автомобильного топлива. В соответствии с подп.20.3 Инструкции № 6 исчисление целевых платежей производится организациями бытового обслуживания населения, обособленными подразделениями организаций, оказывающими бытовые услуги населению, от объема реализации товаров (работ, услуг) без учета стоимости оплаченных населением материалов и запасных частей (при условии выделения в квитанциях на выполнение заказа или в первичных учетных документах стоимости оплаченных населением материалов и запасных частей по ценам их приобретения). Поскольку в данном случае приемный пункт по ремонту обуви расположен в городе, льгота в соответствии с п.14.2 Инструкции № 6 не применяется. На основании п.12 Инструкции № 6 плательщики, осуществляющие согласно их уставу и соответствующим специальным разрешениям (лицензиям) (по лицензируемым видам деятельности) различные виды деятельности, исчисляют и уплачивают целевые платежи соответственно от выручки, валового дохода, дохода, балансовой прибыли отдельно по каждому виду деятельности при условии их раздельного учета. Следовательно, у организации при оказании бытовых услуг населению налоговой базой для исчисления целевых платежей является выручка от реализованных услуг без учета стоимости оплаченных населением материалов и запасных частей, а по производственной деятельности — от выручки по реализации произведенных товаров за минусом налога на добавленную стоимость. Кроме того, при реализации продукции собственного производства через розничную торговую сеть может исчисляться и налог с продаж товаров в розничной торговле, в таком случае он также исключается из налогооблагаемой базы согласно ст.10 Закона. Вопрос: Транспортная организация на основании заключенных договоров с СПХ в 2003-2005 гг. осуществляла доставку урожая с полей до хранилища. Как транспортной организации следовало исчислять в указанные периоды целевые платежи и республиканские сборы с транспортно-экспедиционных работ, оказываемых СПХ? Ответ: Организации, обслуживающие сельское хозяйство и выполняющие работы (оказывающие услуги) организациям по Перечню работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями, обслуживающими сельское хозяйство, организациям, осуществляющим предпринимательскую деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства (далее — Перечень), освобождаются от исчисления и уплаты целевых платежей и республиканских сборов. Данная норма закреплена подп.14.5 Инструкции № 6, подп.14.5 Инструкции № 47, подп.15.5 Инструкции № 48, подп.12.18 Инструкции № 29 и подп.11.15 Инструкции № 30. Выручка за услуги по транспортировке сельскохозяйственной продукции с полей к местам складирования освобождалась от налогообложения при условии соблюдения ведения раздельного учета данного вида услуг на основании перечней, утвержденных: — постановлением Совета Министров РБ от 11.01.2005 № 23 (действует с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2005 г.); — постановлением Совета Министров РБ от 03.03.2004 № 227 (действовало с 1 января 2004 г. по 31 декабря 2004 г.); — Указом Президента РБ от 14.04.2003 № 149 (действовал с 16 мая 2003 г. по 31 декабря 2003 г.). Таким образом, если в организации налажен раздельный учет транспортных услуг, оказываемых сельхозорганизациям и остальным субъектам хозяйствования, то за период с 16 мая 2003 г. по настоящее время выручка от оказания услуг по транспортировке урожая с полей до мест хранения освобождалась от обложения целевыми платежами и республиканским сбором. Вопрос: Организация-импортер в соответствии с условиями внешнеэкономического договора самостоятельно осуществляет транспортировку товара из-за границы в 2005 г. Уменьшают ли в данном случае транспортные расходы базу для исчисления целевых платежей при реализации данного товара на территории Республики Беларусь? Ответ: Согласно п.6 Инструкции № 6 налоговой базой у плательщиков независимо от организационно-правовой формы, осуществляющих торговую деятельность, является валовой доход, который определяется как выручка от реализации товаров несобственного производства за вычетом стоимости их приобретения, комиссионного оборота, сумм налогов и сборов, уплачиваемых из выручки от реализации товаров (работ, услуг) в соответствии с законодательством РБ. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется в учете путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку. В состав фактически произведенных расходов на покупку имущества включаются стоимость самого объекта имущества, таможенные пошлины, иные платежи, а также затраты на заготовку и доставку имущества, в т.ч. осуществляемые другими организациями (ст.11 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности»). В соответствии с подп.2.2 Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденного постановлением Минэкономики РБ от 22.04.1999 № 43, при приобретении товаров по отпускным ценам, сформированным без учета расходов, связанных с транспортировкой до пункта, обусловленного договором (условия франко-склад или франко-отправления), субъекты хозяйствования, осуществляющие торговую деятельность, имеют право увеличить их на сумму фактических транспортных расходов по доставке товаров до пункта, обусловленного договором (если не установлен иной порядок). При самовывозе товаров, отпускные цены на которые установлены на условиях франко-назначения, покупателю возмещаются транспортные расходы в сумме, включенной в отпускные цены. Вместе с тем подп.30.1 Инструкции о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.01.2004 № 19, установлено, что распределению на сумму затрат, приходящихся на фактически реализованные товары, и сумму затрат, относящихся к остаткам товаров на конец отчетного месяца, подлежат транспортные расходы (если транспортные расходы не включаются в установленном законодательством порядке в цену приобретения товара). То есть транспортные расходы могут учитываться двумя способами: в составе затрат на торговую деятельность, а могут включаться в стоимость товара. Таким образом, если организацией в учетной политике установлен порядок отражения транспортных расходов по доставке товара в дебет счета 41 «Товары», то они входят в состав фактически произведенных расходов на покупку товара и соответственно уменьшают валовой доход — базу налогообложения для целей исчисления целевых сборов. Вопрос: Организация на основании решения собрания учредителей осуществляла безвозмездную передачу продукции собственного производства коммерческому детскому дошкольному учреждению в 2004-2005 гг. Следовало ли исчислять целевые сборы и республиканский платеж по данной операции? Ответ: В 2004 г. объектом налогообложения целевыми сборами и республиканским единым платежом признается безвозмездная передача товаров (работ, услуг), за исключением безвозмездной передачи: имущества организации его правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации; имущества организации его учредителю (участнику) в размере, не превышающем размер вклада (взноса) этого учредителя (участника) при ликвидации этой организации либо при выходе учредителя республиканского единого платежа (участника) из этой организации; имущества в пределах одного собственника по его решению или решению уполномоченного им органа (подп.4.2 Инструкции № 47 и подп.4.2 Инструкции № 48). В данном случае налоговая база при расчете республиканского единого платежа при реализации товаров собственного производства определяется как выручка реализованных товаров, исчисленная без НДС; при расчете целевых сборов определяется как выручка реализованных товаров, исчисленная без НДС и сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налога с пользователей автомобильных дорог в дорожные фонды. В 2005 г. безвозмездная передача продукции (товаров, работ, услуг) не признается объектом налогообложения для исчисления и уплаты целевых платежей. Вопрос: Организация осуществляет несколько видов деятельности. За период январь-сентябрь ею получена выручка от реализации 289 904 тыс.руб., в т.ч. по видам деятельности: — оптовая торговля: выручка от реализации — 32 536 тыс.руб., в т.ч.: валовой доход — 6507 тыс.руб.; НДС — 992,593 тыс.руб. Исчислен целевой платеж в сумме 215,062 тыс.руб.; — производственная деятельность: выручка от реализации — 257 368 тыс.руб., в т.ч. НДС — 39 260 тыс.руб. Исчислен целевой платеж в сумме 8506,212 тыс.руб. В октябре была получена только выручка от реализации продукции собственного производства на сумму 1673 тыс.руб., в т.ч. НДС — 255,2 тыс.руб.; по цене ниже фактической себестоимости (неликвид за 2004 г.) на сумму 305 тыс.руб., в т.ч. НДС — 46,525 тыс.руб. Таким образом, за период январь-октябрь облагаемая выручка от реализации товаров (работ, услуг) составила 265 853 тыс.руб. (6507 + 257 368 + 1673 + 305); сумма НДС за этот период — 40 554,32 тыс.руб. (992,593 + 39 260 + 255,2 + 46,525). Как следует заполнить налоговую декларацию за январь-октябрь 2005 г.? Ответ: В соответствии с п.6 Инструкции № 6 налоговая база у плательщиков независимо от организационно-правовой формы, осуществляющих торговую, заготовительную деятельность, деятельность по предоставлению услуг общественного питания, — валовой доход, который определяется как выручка от реализации товаров несобственного производства за вычетом стоимости их приобретения, комиссионного оборота, сумм налогов и сборов, уплачиваемых из выручки от реализации товаров (работ, услуг) в соответствии с законодательством РБ. На основании п.12 Инструкции № 6 плательщики, осуществляющие согласно их уставу и соответствующим специальным разрешениям (лицензиям) (по лицензируемым видам деятельности) производство и реализацию товаров (работ, услуг), торговую, заготовительную деятельность, деятельность по предоставлению услуг общественного питания и иную деятельность, исчисляют и уплачивают целевые платежи соответственно от выручки, валового дохода, дохода, балансовой прибыли отдельно по каждому виду деятельности и при условии их раздельного учета. Таким образом, в октябре исчисленные целевые платежи составляют 65,38 тыс.бел.руб. ((1673 — 255,2 + 258,47 (примечание)) x 3,9%). Налоговая декларация (расчет) (приложение к Инструкции № 6) за период январь-октябрь заполняется следующим образом: |———–——————————————————————————————————————————————————————–———————————¬ | № | Наименование показателей | По данным | |п/п| |плательщика| |———+——————————————————————————————————————————————————————+———————————| | 1 | 2 | 3 | |———+——————————————————————————————————————————————————————+———————————| | 1 |Выручка от реализации товаров (работ, услуг) |265 853,000| | |(валовой доход, доход, балансовая прибыль) | | |———+——————————————————————————————————————————————————————+———————————| | 2 |Необлагаемая выручка (валовой доход, доход) | | |———+——————————————————————————————————————————————————————+———————————| | 3 |Облагаемая выручка (валовой доход, доход, балансовая |265 853,000| | |прибыль) (стр.1 — стр.2), в т.ч.: | | |———+——————————————————————————————————————————————————————+———————————| |3.1|для исчисления целевых платежей в размере 3,9% |265 853,000| |———+——————————————————————————————————————————————————————+———————————| |3.2|для исчисления сбора в местные целевые бюджетные | | | |жилищно-инвестиционные фонды в размере 0,4% | | |———+——————————————————————————————————————————————————————+———————————| |3.3|для исчисления сбора в республиканский фонд поддержки | | | |производителей сельскохозяйственной продукции, | | | |продовольствия и аграрной науки в размере 2% | | |———+——————————————————————————————————————————————————————+———————————| |3.4|для исчисления налога с пользователей автомобильных | | | |дорог в дорожные фонды в размере 1% | | |———+——————————————————————————————————————————————————————+———————————| |3.5|для исчисления сбора на финансирование расходов, | | | |связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, | | | |в размере 0,5% | | |———+——————————————————————————————————————————————————————+———————————| | 4 |Сумма налогов и сборов и иных платежей, уплачиваемых |40 554,318 | | |в соответствии с законодательством Республики Беларусь| | | |от выручки от реализации товаров (работ, услуг) и | | | |исключаемых из выручки при определении налоговой базы | | | |для исчисления целевых сборов, в т.ч.: | | |———+——————————————————————————————————————————————————————+———————————| |4.1|в части выручки, принимаемой для исчисления целевых |40 554,318 | | |платежей в размере 3,9% | | |———+——————————————————————————————————————————————————————+———————————| |4.2|в части выручки, принимаемой для исчисления сбора | | | |в местные целевые бюджетные жилищно-инвестиционные | | | |фонды в размере 0,4% | | |———+——————————————————————————————————————————————————————+———————————| |4.3|в части выручки, принимаемой для исчисления сбора | | | |в республиканский фонд поддержки производителей | | | |сельскохозяйственной продукции, продовольствия и | | | |аграрной науки в размере 2% | | |———+——————————————————————————————————————————————————————+———————————| |4.4|в части выручки, принимаемой для исчисления налога | | | |с пользователей автомобильных дорог в размере 1% | | |———+——————————————————————————————————————————————————————+———————————| |4.5|в части выручки, принимаемой для исчисления сбора | | | |на финансирование расходов, связанных с содержанием | | | |и ремонтом жилищного фонда, в размере 0,5% | | |———+——————————————————————————————————————————————————————+———————————| | 5 |Налоговая база для исчисления целевых платежей |225 298,682| | |(стр.3 — стр.4), в т.ч.: | | |———+——————————————————————————————————————————————————————+———————————| |5.1|для исчисления целевых платежей в размере 3,9% |225 298,682| | |(стр.3.1 — стр.4.1) | | |———+——————————————————————————————————————————————————————+———————————| |5.2|для исчисления сбора в местные целевые бюджетные | | | |жилищно-инвестиционные фонды в размере 0,4% | | | |(стр.3.2 — стр.4.2) | | |———+——————————————————————————————————————————————————————+———————————| |5.3|для исчисления сбора в республиканский фонд поддержки | | | |производителей сельскохозяйственной продукции, | | | |продовольствия и аграрной науки в размере 2% | | | |(стр.3.3 — стр.4.3) | | |———+——————————————————————————————————————————————————————+———————————| |5.4|для исчисления налога с пользователей автомобильных | | | |дорог в размере 1% (стр.3.4 — стр.4.4) | | |———+——————————————————————————————————————————————————————+———————————| |5.5|для исчисления сбора на финансирование расходов, | | | |связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, | | | |в размере 0,5% (стр.3.5 — стр.4.5) | | |———+——————————————————————————————————————————————————————+———————————| | 6 |Сумма целевых платежей, исчисленных по расчету, | 8786,649 | | |в т.ч.: | | |———+——————————————————————————————————————————————————————+———————————| |6.1|целевых платежей в размере 3,9% (стр.5.1 x 3,9 / 100) | 8786,649 | |———+——————————————————————————————————————————————————————+———————————| |6.2|сбора в местные целевые бюджетные | | | |жилищно-инвестиционные фонды в размере 0,4% | | | |(стр.5.2 x 0,4 / 100) | | |———+——————————————————————————————————————————————————————+———————————| |6.3|сбора в республиканский фонд поддержки производителей | | | |сельскохозяйственной продукции, продовольствия и | | | |аграрной науки в размере 2% (стр.5.3 x 2 / 100) | | |———+——————————————————————————————————————————————————————+———————————| |6.4|налога с пользователей автомобильных дорог | | | |в размере 1% (стр.5.4 x 1 / 100) | | |———+——————————————————————————————————————————————————————+———————————| |6.5|сбора на финансирование расходов, связанных | | | |с содержанием и ремонтом жилищного фонда, | | | |в размере 0,5% (стр.5.5 x 0,5 / 100) | | |———+——————————————————————————————————————————————————————+———————————| | 7 |Сумма целевых платежей, исчисленных по расчету, | | | |остающаяся в распоряжении налогоплательщика и | | | |подлежащая использованию по целевому назначению | | | |в связи с предоставлением льгот, установленных | | | |законодательством, в т.ч.: | | |———+——————————————————————————————————————————————————————+———————————| |7.1|целевых платежей в размере 3,9% | | |———+——————————————————————————————————————————————————————+———————————| |7.2|сбора в местные целевые бюджетные | | | |жилищно-инвестиционные фонды в размере 0,4% | | |———+——————————————————————————————————————————————————————+———————————| |7.3|сбора в республиканский фонд поддержки производителей | | | |сельскохозяйственной продукции, продовольствия | | | |и аграрной науки в размере 2% | | |———+——————————————————————————————————————————————————————+———————————| |7.4|налога с пользователей автомобильных дорог | | | |в размере 1% | | |———+——————————————————————————————————————————————————————+———————————| |7.5|сбора на финансирование расходов, связанных с | | | |содержанием и ремонтом жилищного фонда, в размере 0,5%| | |———+——————————————————————————————————————————————————————+———————————| | 8 |Начислено к уплате по предыдущей налоговой декларации | 8721,274 | | |(расчету) | | |———+——————————————————————————————————————————————————————+———————————| | 9 |Сумма целевых платежей к уплате по расчету | 65,375 | | |(стр.6 — стр.7 — стр.8) | | |———+——————————————————————————————————————————————————————+———————————| 06.12.2005 г. Маргарита Згировская, аудитор Журнал «Главный Бухгалтер. Ревизор» № 4, 2005 г. Примечание. Поскольку организация в октябре реализовала собственную продукцию по цене ниже фактической себестоимости, исчисление единого платежа следует производить от фактически полученной выручки за минусом НДС, т.е. налоговая база равна 258 475 руб. (305 000 — 46 525). Для более детального изучения см.: 1. Комментарий 2. Справочную информацию От редакции: Инструкция о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль, утвержденная постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.01.2004 № 19, на основании постановления Министерства по налогам и сборам от 30.01.2006 № 16 изложена в новой редакции. В Закон Республики Беларусь от 18.10.1994 № 3321-ХII «О бухгалтерском учете и отчетности» на основании Закона Республики Беларусь от 29.12.2006 № 188-З внесены изменения и дополнения. С 1 января 2007 г. постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.01.2004 № 19 «Об утверждении Инструкции о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль» на основании постановления Министерства по налогам и сборам от 30.12.2006 № 137 утратило силу. С 14 сентября 2008 г. постановление Министерства экономики РБ от 22.04.1999 № 43 «Об утверждении Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов» на основании постановления Министерства экономики РБ от 10.09.2008 № 183 утратило силу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *