Трудовые миграции

По итогам выборочного обследования рабочей силы, проведенного Росстатом, численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше в ноябре 2019 года составила 76,2 млн человек, из них 72,7 млн человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 3,5 млн человек – как безработные (по критериям Международной организации труда). Уровень общей безработицы в ноябре 2019 года составил 4,6 %.

В конце ноября 2019 года на регистрационном учете в органах службы занятости состояло 664 тыс. безработных граждан. Уровень регистрируемой безработицы в среднем по Российской Федерации, по оперативным данным, составил 0,9 % от численности рабочей силы в возрасте 15-72 лет, как и в ноябре 2018 года.

Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, состоящих на регистрационном учете в органах службы занятости, в расчете на 100 вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости) в целом по Российской Федерации снизился с 51 человека на 100 вакансий в конце ноября 2018 года до 50 человек на 100 вакансий в конце ноября 2019 года.

Обучение граждан старшего возраста

С 2019 года в рамках федерального проекта Федеральный проект «Старшее поколение» национального проекта «Демография» организовано профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц предпенсионного возраста востребованным в экономике навыкам и компетенциям.

Участники мероприятий – граждане предпенсионного возраста (граждане в течение 5 лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно), как работники организаций, проходящие обучение по направлениям работодателей, так и граждане, самостоятельно обратившиеся в органы службы занятости населения.

В реализации мероприятий по обучению граждан предпенсионного возраста принимают участие органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения и в сфере образования, Союз «Ворлдскиллс Россия», образовательные организации, работодатели.

Ежегодно, с 2019 года, мероприятиями по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию охвачены не менее 75 тыс. граждан предпенсионного возраста, из них 50 тыс. человек – при содействии органов службы занятости населения, 25 тыс. человек – с использованием инфраструктуры Союза «Ворлдскиллс Россия». Таким образом, к концу 2024 года мероприятиями по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию должно быть охвачено не менее 450 тыс. человек.

Программные показатели 2019 года по обучению к настоящему времени перевыполнены. По состоянию на 1 декабря, заключены договоры на обучение 135,5 тыс. граждан предпенсионного возраста (180,6 % от запланированной численности 75 тыс. человек), направлены на обучение 129,3 тыс. граждан, закончили обучение – 93,2 тыс. граждан. 93,6 % закончивших обучение сохранили занятость или же были трудоустроены при содействии органов службы занятости. Это превышает запланированный показатель (ключевым показателем эффективности реализации программы является доля сохранивших занятость работников предпенсионного возраста, прошедших профессиональное обучение или получивших дополнительное профессиональное образование, в численности работников предпенсионного возраста, прошедших обучение, в размере не менее 85 %).

Незанятым гражданам предпенсионного возраста, обратившимся в органы службы занятости в целях поиска работы, предусматривается выплата стипендии в размере минимального размера оплаты труда в месяц, увеличенного на районный коэффициент.

Объем финансового обеспечения реализации этого направления за счет средств федерального бюджета ежегодно составляет 5 млрд рублей, за весь период (2019-2024 годы) – 30 млрд рублей.

С 2020 года расширяется возрастная категория участников программы. С 2020 года профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование предусмотрено для граждан в возрасте 50 лет и старше, а также для граждан предпенсионного возраста, выходящих на пенсию досрочно.

Обучение женщин с детьми

С 2020 года в рамках федерального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей возрасте до трех лет» национального проекта «Демография» будет организовано переобучение и повышение квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости.

Данное мероприятие предполагает возможность для женщины по направлению органов службы занятости повысить свою квалификацию и вернуться к трудовой деятельности на прежнее рабочее место, или же переобучиться по профессии, востребованной на региональном рынке труда, чтобы трудоустроиться на работу, наиболее подходящую для совмещения с обязанностями по воспитанию ребенка.

Переобучение и повышение квалификации женщин с детьми будет способствовать повышению их конкурентоспособности на рынке труда, профессиональной мобильности и обеспечит возможность совмещать трудовую занятость с семейными обязанностями.

Мероприятием по организации переобучения и повышения квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости, предлагается охватить: в 2020-2021 гг. – 40 тыс. человек; в 2022-2024 гг. – 50 тыс. человек. В результате к 2024 году мероприятиями по переобучению и повышению квалификации будет охвачено не менее 230 тыс. женщин с детьми.

Для женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости, предусмотрена выплата стипендии в размере минимального размера оплаты труда, увеличенного на районный коэффициент.

В 2020-2024 годах объем средств федерального бюджета на реализацию данного направления составляет 11,1 млрд рублей (в 2020-2021 годах – по 1,9 млрд рублей, в 2022-2024 годах – по 2,4 млрд рублей).

В настоящее время профессиональное обучение женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, реализуется в рамках полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет средств региональных бюджетов. В 2017 году профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование получили 17,9 тыс. женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, в 2018 году – 18,2 тыс. женщин.

Поддержка из федерального бюджета позволит обучить в 2,5 раза больше женщин с детьми, чем сейчас.

Трудоустройство инвалидов

По состоянию на 1 октября 2019 года, стабильную работу имеют 28,8 % инвалидов трудоспособного возраста. Принимаемые меры рассчитаны на увеличение их доли до 50 % к 2025 году.

По данным мониторинга, численность инвалидов, трудоустроенных при посредничестве органов службы занятости, за январь – сентябрь 2019 года составила 66,8 тыс. человек, что на 4,1 тыс. человек больше, чем за соответствующий период 2018 года.

С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2017 года № 476-ФЗ, которым введена новая государственная услуга – сопровождение при содействии занятости инвалидов, а также определен механизм ее реализации. При этом предусмотрено функциональное взаимодействие органов занятости, учреждений медико-социальной экспертизы, социально ориентированных некоммерческих организаций, добровольческих (волонтерских) организаций, работодателей.

В настоящее время Минтруд России разрабатывает законопроекты, направленные на совершенствование механизма квотирования рабочих мест для инвалидов, в рамках которых в ряде регионов будет проведен эксперимент по введению специального механизма установления и исполнения квоты для приема на работу инвалидов. В качестве «пилотных» регионов выбраны Республика Саха (Якутия), Алтайский край, Воронежская, Нижегородская, Орловская, Свердловская и Тверская области.

С целью установления дополнительного способа выполнения квоты в «пилотных» регионах предусматривается введение компенсационной выплаты, что позволит работодателям не искать «обходных» путей для выполнения квоты. Законопроектом предлагается создавать фонды содействия трудоустройству инвалидов для внесения компенсационной выплаты работодателями как альтернативный вариант выполнения им квоты для приема на работу инвалидов, в случае обоснованной невозможности принятия на соответствующее рабочее место инвалида.

Размер компенсационной выплаты предлагается устанавливать в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации на второй квартал предшествующего года.

Порядок формирования и использования средств фонда содействия трудоустройству и занятости инвалидов планируется регулировать нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего региона. Средства фондов планируется направлять на:

  • организацию профессионального обучения и прохождение дополнительного профессионального образования инвалидов;
  • создание и оборудование специальных рабочих мест для инвалидов;
  • мероприятия, связанные с сопровождением при содействии занятости инвалидов.

Пособие по безработице

Согласно постановлению Правительства России от 7 ноября 2019 года № 1426 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год» сохранены размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице на уровне 2019 года: минимальная – 1 500 рублей; максимальная: для всех безработных граждан – 8 000 рублей, для лиц предпенсионного возраста – 11 280 рублей.

Определение потребности в привлечении иностранных работников и установление допустимой доли иностранных работников в отдельных видах экономической деятельности на 2020 год

Минтруд России подготовил постановление Правительства России от 3 декабря 2019 года № 1579 «Об определении потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, и утверждении квот на 2020 год».

Потребность на 2020 год определена на основании предложений исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и сформирована с учетом сложившегося положения на рынке труда, демографической ситуации и принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов.

В соответствии с постановлением потребность на следующий год определена в размере 104 993 человека, что составляет 72,6 % от потребности на 2019 год. В таком же размере определена квота на выдачу приглашений на въезд в Россию и разрешений на работу для иностранных граждан.

Распределение потребности по приоритетным профессионально-квалификационным группам отражает тенденции развития рынка труда, сопровождающиеся потребностью в привлечении квалифицированных рабочих кадров, которые составляют 96,5 % от потребности на 2020 год.

Привлечение иностранных работников позволит удовлетворить спрос работодателей в квалифицированных работниках для реализации инвестиционных проектов таких, например, как строительство космодрома «Восточный», газопровода «Сила Сибири», Западно-Сибирского нефтехимического комплекса глубокой переработки углеводородного сырья в полиолефины (проект ЗапСибНефтехим) и др.

Минтруд России также подготовил постановление Правительства России от 30 сентября 2019 года № 1271 «Об установлении на 2020 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности».

В соответствии с документом сохранена допустимая доля иностранных работников в некоторых сферах экономической деятельности, установленная на 2019 год. Так, например, сохранена допустимая доля иностранных работников в сфере выращивания овощей в размере 50 %, но уже на всей территории Российской Федерации без исключения для каких-либо регионов.

Также на следующий год сохранена допустимая доля в сфере строительства в размере 80 % общей численности работников, используемых хозяйствующими субъектами. Норма не будет распространяться на территории Республики Бурятия, Амурской области и г. Москвы, а на территории Республики Дагестан составит 50 %.

Виды экономической деятельности

Допустимая доля

в 2019 году

Допустимая доля

в 2020 году

выращивание овощей (код 01.13.1)

50 % (за исключением нескольких регионов)

50 %

строительство (раздел F)

80 % (за исключением нескольких регионов)

80 % (за исключением нескольких регионов)

50 % (для Республики Дагестан)

торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах

(код 47.25.1)

15 %

15 %

торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах (код 47.26)

15 %

15 %

торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (код 47.73)

0 %

0 %

торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках

(код 47.8)

0 %

0 %

торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков (код 47.99)

0 %

0 %

деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (код 49.3)

26 %

26 %

деятельность автомобильного грузового транспорта (код 49.41)

26 %

26 %

деятельность в области спорта прочая (код 93.19)

25 %

25 %

Проблемам правового положения трудящихся-мигрантов уделяется внимание на международном уровне, в частности, в рамках международных организаций, прежде всего МОТ и ООН. Некоторые вопросы трудовой миграции находятся также в компетенции Международной организации по миграции (МОМ), созданной в 1951 г. В частности, в ее функции входят содействие трудовой миграции, управление миграционными потоками, содействие обустройству и интеграции мигрантов в принимающих странах, вопросы здравоохранения и образования в связи с миграцией и др. Труд данной категории работников регулируется также специальными нормами, принятыми в МОТ. В положениях Конвенции № 97 о трудящихся-мигрантах 1949 г. (пересмотренной) акцент был сделан на вопросах приема на работу мигрантов и их условий труда. Согласно Конвенции участвующее в ней государство – член МОТ обязуется предоставлять без дискриминации по признаку национальности, расы, религии или пола иммигрантам, законно пребывающим на его территории, условия не менее благоприятные, чем те, которыми пользуются его собственные граждане в отношении таких вопросов, как заработная плата, рабочее время, время отдыха и т.д.

Конвенция № 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения 1975 г. закрепляет обязательство соблюдения основных прав человека в отношении всех трудящихся-мигрантов. Согласно Конвенции № 143 термин «трудящийся-мигрант» означает лицо, которое мигрирует или мигрировало из одной страны в другую с целью получения любой работы, кроме как за свой собственный счет, и включает в себя любое лицо, законно въехавшее в страну в качестве трудящегося-мигранта. Трудящиеся-мигранты не только должны обладать правом на равное обращение (как это предусмотрено в Конвенции № 97), но также на равенство возможностей, т.е. равенство в отношении доступа к занятости, профсоюзным правам, культурным правам и личным и коллективным свободам.

Конвенция № 97 и Конвенция № 143 охватывают вопросы, касающиеся всего процесса миграции, включая эмиграцию, иммиграцию и транзит, и они применяются к лицам, которые мигрируют из одной страны в другую с целью трудоустройства в качестве наемных работников. За исключением ст. 8 в Конвенции № 97 и в некоторой степени Раздела II Конвенции № 143, в этих актах не проводится различия между постоянными и непостоянными мигрантами. Положения в этих актах не основаны на принципе взаимности и охватывают также беженцев и перемещенных лиц в силу того, что они являются трудящимися, работающими за пределами стран происхождения.

В 1990 г. ООН приняла Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. В конце 2004 г. начал свою работу Комитет, созданный для контроля за соблюдением данной Международной конвенции. В части, касающейся общих целей, акты МОТ и ООН, посвященные непосредственно трудящимся-мигрантам, являются сходными: содействовать осуществлению прав и защите лиц, мигрирующих в целях получения работы, и сдерживать и ликвидировать нелегальную миграцию. Однако по некоторым вопросам Конвенция ООН 1990 г. носит более полный характер. В частности, определение термина «трудящийся- мигрант» в Конвенции ООН является более широким, чем определение, содержащиеся в конвенциях МОТ. В частности, Конвенция ООН касается трудящихся приграничных районов, моряков и лиц с самостоятельной занятостью. Кроме того, в Конвенции ООП понятие «члены семьи трудящихся-мигрантов» является более широкой. В частности, к ним относят и лиц, не состоящих в официально зарегистрированных браках с трудящимися-мигрантами, однако находящимся с ними в таких отношениях, которые в соответствии с применимым правом могут быть приравнены к браку.

Наряду с универсальным уровнем вопросы управления международными миграционными потоками охватываются также региональными организациями. Они разработали широкий диапазон мер, касающихся условий допуска и пребывания работников, не являющихся гражданами принимающей страны, и обращения с ними. Региональные акты включают нормы, которые связаны с защитой трудящихся-мигрантов, а также нормы, которые относятся к управлению процессом миграции.Так, в Европейской социальной хартии 1961 г. предусматривается право работников-мигрантов и их семей на защиту и помощь на территории любой страны-участницы (ст. 19). Для реализации этого нрава государствам предписывается осуществлять определенные действия (например, предоставлять точную информацию и принимать меры против вводящей в заблуждение пропаганды по вопросам эмиграции и иммиграции; принимать меры для обеспечения отъезда, перемещения и приема работников-мигрантов и членов их семей; обеспечить работникам-мигрантам, законно находящимся на их территории, равенство обращения со своими гражданами в отношении заработной платы, условий труда и др.), которые призваны обеспечить необходимую защиту трудящимся-мигрантам и членам их семей в Европе. Правовое положение трудящихся-мигрантов в Европе регулируется также специальным нормативным правовым актом – Европейской конвенцией о правовом статусе трудящихся-мигрантов 1977 г. Согласно Конвенции трудящийся-мигрант – гражданин Договаривающейся Стороны, которому другой Договаривающейся Стороной разрешено проживать на ее территории для выполнения оплачиваемой работы.

В рамках СНГ проблеме трудовой миграции уделяется значительное внимание. Государства СНГ заключили ряд соглашений, регулирующих вопросы как миграции в целом, так и трудовой миграции, в частности. Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов 1994 г. регулирует сотрудничество государств СНГ в области трудовой деятельности и социальной защиты лиц и членов их семей, которые постоянно проживают на территории одного из государств, участвующих в Соглашении, и осуществляют свою трудовую деятельность на предприятиях, в учреждениях, организациях всех форм собственности на территории другого государства данного Соглашения в соответствии с законодательством государства трудоустройства. Соглашение не применяется к беженцам и вынужденным переселенцам; к въехавшим на короткий срок лицам свободных профессий и артистам; к лицам, приезжающим специально с целью получения образования. Соглашение содержит положения, касающиеся порядка привлечения работников, квалификационных, возрастных и иных требований к ним; въезда работников на территорию государства трудоустройства, пребывания и выезда; порядка заключения трудового договора и его содержания; налогообложения трудовых мигрантов; социального обеспечения; страхования и др.

Государства СНГ признали необходимость заключения полномасштабного международного договора, касающегося правового статуса трудящихся-мигрантов – Конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников СНГ 2008 г. В целом, Конвенция в полной мере соответствует ранее принятым универсальным международным договорам в области трудовой миграции. В то же время он имеет несколько отличий, в частности, список лиц, на которых не распространяется данная Конвенция, шире, чем в Международной конвенции о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей 1990 г., Конвенции МОТ № 97 (пересмотренная) о трудящихся-мигрантах 1949 г. и Конвенции МОТ № 143 о злоупотреблениях в области миграции и обеспечения трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения 1975 г.

В Конвенции СНГ к этому списку добавлены священнослужители, занимающихся религиозной деятельностью в официально зарегистрированных религиозных организациях принимающей стороны.

Двусторонние договоры в рассматриваемой области в большом количестве стали заключаться в 1960-х гг. Испытывая острый дефицит в рабочей силе, ряд западноевропейских стран, в частности Бельгия, Нидерланды, ФРГ, Франция, Швейцария, заключили двусторонние договоры об импорте рабочей силы с Алжиром, Испанией, Грецией, Португалией, Турцией, Марокко и Тунисом. Двусторонние соглашения являются традиционными средствами регулирования миграционных потоков и управления ими между двумя странами. Они могут иметь широкий диапазон целей, включая, в частности, предотвращение роста нелегальной миграции или попытки решать более масштабные экономические и социальные вопросы. Среди аналогичных договоров России можно отметить соглашения с Арменией о трудовой деятельности и социальной защите граждан РФ, работающих на территории Армении, и граждан Армении, работающих на территории РФ 1994 г:, с Киргизией о трудовой деятельности и социальной защите трудящихся-мигрантов 1996 г:, с КНР о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в КНР и граждан КНР в Российской Федерации 2000 г:, с Францией о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства 2009 г:, с Республикой Корея о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства 2010 г. и др.

В целом, содержание двусторонних международных договоров по вопросам трудовой миграции составляют положения о статусе органа государства, в компетенции которого находятся проблемы направления и приема трудовых мигрантов; порядок обмена информацией о количестве и квалификации работников; определение необходимого количества данных о каждом мигранте; определение необходимости процедуры медицинского освидетельствования кандидатов; порядок въезда и выезда; жилищные условия мигрантов в стране пребывания и др.

  • English

Трудовые мигранты составляют значительную часть населения Центральной Азии, кто находится заграницей. Ранее основной поток мигрантов трудился в России. Однако за последние пять лет география трудовой миграции изменилась.

Подпишитесь на нашу страницу в Facebook!

Трудовая миграция в Россию

На сегодня основными странами-донорами трудовых мигрантов в Россию из Центральной Азии являются – Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан. Если в 2017 году по данным Министерства внутренних дел Российской Федерации из Узбекистана 1 822 933 человек то к 2018 году их количество выросло до 2 007 407 человек. В Таджикистане за аналогичный период времени насчитывалось 936 752 мигрантов к 2018 году их число увеличилось до 1 018 497 человек. Из Кыргызстана в 2017 году работало в России – 376 863 человек, а через год их количество выросло до 351 959. В силу того, что не вся трудовая миграция носит легальный характер, сказать точное число трудовых мигрантов сложно – большинство мигрантов не становятся на учет в стране пребывания и не регистрируют свой статус в соответствующих органах миграционного процесса при этом продолжают работать.

В целом миграционный коридор между Россией и Центральной Азией является одним из самых устойчивых в мире со времен распада СССР. С 1990 по 1992 год наблюдался обильный поток вынужденной миграции в Россию из-за нестабильной политической и экономической ситуации. Это послужило созданию в 1992 году Федеральной миграционной службы России и положило начало выработке миграционного законодательства, которое бы каким-либо образом определяло статус и права переселенцев.

Также в 1990-е годы в России наблюдалось сокращение численности населения, в том числе трудоспособного, а это в свою очередь вызвало дефицит рабочей силы. В то время как в Центральной Азии росла безработица, таким образом эти факторы привели к активизации трудовой миграции.

Приоритетной страной для трудовых мигрантов из стран Центральной Азии традиционно считалась Россия. Большая часть мигрантов из Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана направлялась в Российскую Федерацию. С середины 2000-х годов основной поток мигрантов на постоянное место жительства направлялся в Россию, так как была разработана государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, принятая в 2006 году.

Этапы трудовой миграции в странах Центральной Азии

В 2000 году Казахстан стал привлекателен для трудовых мигрантов из центральноазитского региона. Экономический рост, высокий уровень жизни, безвизовый режим, географическая близость, побуждали трудящихся ехать на заработки в соседний Казахстан.

С середины 2000-х по 2014 годах трудовая миграция закрепилась как источник доходов для отправляющих стран. В 2014-2016 годах на фоне экономического кризиса, Россия, как главная принимающая страна, ужесточила меры по контролю за мигрантами стала выдворять мигрантов из стран Центральной Азии, вводить запреты на взъезд на определенный период времени.

Трудовая миграция в Казахстане

C 2014 года Казахстан становится страной транзита через которую возвращались мигранты из России вследствие ужесточения контроля со стороны России.

По данным Организации Объединенных Наций, в Казахстане проживает более трёх с половиной миллионов мигрантов всех категорий. Эти цифры включают как репатриацию «оралманов» (этнические казахи-репатрианты – прим.ред), так и миграцию по личным мотивам или в рамках университетского обмена, а также трудовые миграционные потоки (как урегулированные, так и не урегулированные). Согласно этим данным, мигранты представляют 20% населения Казахстана, равняющегося в 2015 году 17,5 миллионам человек. На постсоветском пространстве Казахстан занимает третье место по количеству принятых мигрантов, после России и Украины.

Трудящиеся мигранты из Центральной Азии приезжают в Казахстан легально из-за наличия безвизового режима, но работают нелегально – без официальной регистрации и разрешения на работу кроме мигрантов из Кыргызстана, которые состоят в ЕАЭС.

Так за последние 19 лет наибольшее количество мигрантов прибыло в Казахстан из Узбекистана. Затем следует Кыргызстан, Туркменистан и Таджикистан.

Согласно данным опроса, проведенного международным экспертом по миграции Еленой Садовской в середине 2000-х годов – в момент наивысших объемов трудовой миграции, 31 % трудовых мигрантов в Казахстане нашли работу через друзей и знакомых, 22 % – через родственников, а 20 процентов – самостоятельно. И лишь 5–7 % мигрантов нашли работу через агентства по найму. Эти данные совпадают с результатами исследований в других странах Центральной Азии. Это говорит о том, что преобладают системы нелегального найма через посредников, действующих на спонтанно возникающих черных рынках труда.

В 2011 году Садовская провела также социологический опрос, который выявил массовые нарушения трудовых и социальных прав мигрантов.

«47,5 % из них сталкивались с тем, что работодатели отказывались подписывать с ними трудовой договор, обеспечивающий им официальный правовой статус, 53% получали зарплату с задержкой, а 17,8 % не получали ее вовсе. 12,5 % были вынуждены выполнять неоплачиваемую работу, у 30,7 % отбирались паспорта, 41,6 % не разрешалось покидать рабочее место, а 17,8% было отказано в доступе к медицинским услугам», – отмечает Елена Садовская в своей статье «Трудовая миграция в Центральной Азии» в журнале ОБСЕ.

Массовые нарушения трудовых и социальных прав мигрантов в Казахстане до сих пор отмечают другие исследователи и международные организации.

Трудовая эмиграция из Казахстана

С 2016 года начинает расти трудовая эмиграция из Казахстана. Большая часть жителей страны направляется в Россию. Однако эксперты отмечают, что растёт число тех, кто выезжает в страны Запада и Америки, но пока нет подкреплённых численными данных.

Как отмечает Елена Садовская, рост трудовой эмиграции из Казахстана – это подтверждение того факта, что причины миграции – в сложной совокупности выталкивающих факторов в стране исхода и притягивающих факторов в стране достижения. В Казахстане это кризисные явления в экономике, закрытие предприятий и бизнесов, снижение уровня жизни, коррупция, непотизм, политический застой, невозможность самореализации. Именно новые экономические, социальные, культурные, профессиональные возможности и перспективы привлекают наших граждан в западных странах.

В качестве основных причин переезда в развитые страны Запада указываются – более высокий уровень жизни, а также возможность самореализоваться.

По информации, политолога Марата Шибутова, в Южной Корее в 2016 году было 3 238 нелегалов из Казахстана, а в 2018 году уже 11 561. В 2012 году в Россию приехало работать 34 374 казахстанца, в 2019 году за первые полгода 60 246 человек, что по итогам года может дать 120-130 тысяч человек. Он объясняет наблюдаемую трудовую миграцию в США и Южную Корею тем, что улучшился режим получения виз. Допустим, в США стали давать визу на 10 лет, а Южная Корея предоставляет безвизовое пребывание на 30 дней. Также по мнению эксперта дополнительными факторами к этому служат падение реальных доходов населения, падение занятости на крупных и средних предприятиях, слабые социальные лифты и неравномерное распределение рабочих мест по стране.

«Поэтому чем зарабатывать 200 долларов в лучшем случае в своем городе, люди едут нелегалами и зарабатывают 1500-2000 долларов на стройках и так далее», – говорит Шибутов.

Отмечая, что несмотря на существенные расходы, мигрантам удаётся копить деньги, чего в условиях Казахстана делать не получается. Эти накопления идут на покупку квартиры и другие большие траты. В целом наблюдается две стратегии, если в Южную Корею мигранты едут зарабатывать, то в США помимо заработка казахстанцы рассчитывают на возможность остаться с легализацией.

В целом, как отмечают эксперты, из Казахстана выезжают молодые люди, парни и девушки, которые имеют образование и знают иностранные языки. Люди среднего возраста выезжают с семьями, если находят хорошую работу. Большинство иммигрирующих – это специалисты с высшим образованием, имеющие опыт работы.

Трудовая миграция из Кыргызстана

Миграция стала одним из самых характерных и важных процессов для Кыргызстана в период независимости. По данным интегрированного выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств и рабочей силы,проведенного Национальным статистическим комитетом Кыргызской Республики в 2018 году численность трудовых мигрантов в возрасте 15 лет и старше составила 263 тыс. человек, в том числе мужчины – 77 % и женщины – 23 %. Большая часть трудовых мигрантов – 79% составляют сельские жители республики.

Благодаря вступлению Кыргызстана в ЕАЭС граждане республики получили возможность свободно перемещаться и работать на территории РФ, поэтому наибольшее количество трудовых мигрантов работает в России и Казахстане. Большая часть трудовых мигрантов из Кыргызстана имеют низкую квалификацию и заняты в сферах тяжелого труда.

Как показало упомянутое исследование, 96% кыргызстанцев работают в России, 2 % в Казахстане, 1 % в Турции, также с недавних пор кыргызстанцы стали ездить на трудовую миграцию в Южную Корею.

По информации эксперта Айгуль Садвокасовой, из Кыргызстана едут люди разных возрастов, женщины и мужчины, которые имеют разное образование. Надо сказать, что мигранты из Кыргызстана наиболее успешно адаптируются в принимающих странах, имеют социальные связи в лице этнокультурных объединений.

Трудовая миграция из Таджикистана

Трудовая миграция в Таджикистане берет свое начало с 1992 года. На тот момент была напряжённая политическая ситуация в стране – шла гражданская война, последовавшая за провозглашением независимости страны в результате распада СССР. Также с распадом СССР многие крупные производственные предприятия переживали кризис из-за отсутствия сырья, которое поступало ранее из других стран Союза. Это все привело к безработице и отразилось на настроении населения, что способствовало к увеличению трудовой миграции. Самый пик трудовой миграции в Таджикистане наблюдался с 2005 по 2013 год. Основной поток внешней трудовой миграции из республики был направлен в страны СНГ.

На сегодняшний день, по словам, замминистра труда, миграции и занятости населения Таджикистана Эмина Сангинзода, в 2018 году поток трудовых мигрантов из Таджикистана в Россию снизился на 1% по сравнению с предыдущим годом. А всего за минувшие пять лет поток мигрантов, уезжающих из Таджикистана на заработки за границу, снизился на 39,5%.

«В течение 2018 года на основе миграционных карточек из республики выехало 484 176 трудовых мигрантов. Из них 86,7% – мужчины и 13,3% – женщины. В Российскую Федерацию на заработки отправились 463 552 человека, в Казахстан – 13 586 человек”, – сказал замминистр труда.

К 2019 году число трудовых мигрантов из Таджикистана увеличилось на 27% по сравнению с прошлым годом. Так за первые 7 месяцев 2019 года, как сообщает Sputnik Таджикистан со ссылкой на данные Миграционной службы Минтруда республики более 357 тысяч граждан Таджикистана выехали на трудовую миграцию. Только в июле 2019 года из Таджикистана в поисках работы покинули около 57 тысяч человек, что на 26,7 тысячи человек больше по сравнению с этим же периодом 2018 года.

В 2018 году посредством Агентства по трудоустройству за рубежом в Турцию и Польшу выехали более двух тысяч трудовых мигрантов из Таджикистана. В начале 2019 года более 1 тыс граждан подали заявления на отправку их на работу в Польшу, Турцию, Объединенные Арабские Эмираты, Беларусь и Казахстан.

Во внешней трудовой миграции в основном принимает участие трудоспособное население в возрасте 17-62 года – мужчины и 17-57 лет – женщины. По возрастной структуре в основном это молодёжь в возрасте 17-29 лет – 262,8 тысячи человек или 39,2%. Внешняя трудовая миграция охватывает огромное количество безработных. По различным оценкам, достигает от 30 до 40% экономически активной части населения.

Как отмечает эксперт Елена Садовская, Таджикистан – прекрасный пример того, какую роль в жизни страны и всего региона играет трудовая миграция. В первую очередь – это денежные переводы мигрантов. 10-15 лет назад их объемы были равны половине ВВП страны. Сегодня доля переводов мигрантов только из России составляет свыше 30% ВВП Таджикистана, а в абсолютном значении это около $2,5 млрд. По официальным данным, за последние годы (2013-2018) трудовые мигранты только по официальным каналам, то есть через банки, перевели свыше $15 млрд., что многократно превышает объем прямых инвестиций, привлеченных за это время в Таджикистан.

Денежные переводы – основа выживания многих семей в Таджикистане. Деньги тратятся на питание, медицину, образование детей, на строительство и ремонт дома, покупку мебели, а также на свадьбу сына, дочки или свою собственную. Нередко помощь получает не только семья, но и родственники и соседи. Некоторым мигрантам удается начать свой бизнес, потому что они возвращаются в страну, приобретя новые навыки и знания. На уровне национальной экономики тоже свои плюсы: оживляется внутреннее потребление, поступающая в страну валюта используется для обеспечения импорта товаров и других финансовых операций.

Трудовая миграция из Узбекистана

Узбекистан – это страна донор трудовых мигрантов. Основная часть населения работает в России и в Казахстане. Но за последние 5 лет география трудовой миграции стала меняться – наблюдается устойчивая тенденция роста трудового потока в США, Турцию, Казахстан, ОАЭ, Израиль и в Южную Корею, и ОАЭ.

По данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике количество мигрантов в Казахстан за 5 лет выросла в 10 раз и составило – 355 540 человек. В Турции на 2018 год работает – 34 399, в ОАЭ – 4578 человек. Трудовая миграция в Россию за год снизилась с 944 328 до 852 008. По мнению экспертов, это может быть связано с девальвацией российского рубля в 2014 году, в связи с чем в два раза сократились заработки в долларовом выражении для трудовых мигрантов.

На заработки из Узбекистана чаще всего выезжают мужчины молодого и среднего возраста со средним образованием. Их цель – это заработать и отправить деньги домой.

«Молодые мужчины едут заработать, чтобы помогать родителям, зарабатывают на женитьбу. Женятся, как правило, у себя дома и затем опять едут на заработки. В приграничных районах с Казахстаном могут приехать с женой, дети остаются с родителями в Узбекистане», – говорит Садвокасова.

Также, по информации эксперта, женщины молодого и среднего возраста также приезжают на заработки в приграничные районы на ежедневную работу. Им не надо искать жилье, останавливаться надолго. С открытием границ между Казахстаном и Узбекистаном это стало ежедневной практикой, особенно в летний период.

Заключение

Трудовая миграция рассматривается как политическая проблема в Центральной Азии, особенно в странах реципиентах – в России и Казахстане. Считается, что мигранты могут оказать давление на социально-экономическую среду, а затем и на политическую. Но в тоже время то бремя, которое не могло нести государство в силу экономической несостоятельности, мигранты для своих семей решают самостоятельно. Денежные переводы играют важную роль в повышении уровня жизни, а массовая миграция снижает напряжённость на национальном рынке труда, повышает уровень благосостояния значительных групп населения.

  • – данные по трудовой миграции из Туркменистана недоступны.

Данный материал подготовлен в рамках проекта «Giving Voice, Driving Change — from the Borderland to the Steppes Project». Мнения, озвученные в статье, не отражают позицию редакции или донора.

Министерство Внутренних Дел Российской Федерации. Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь-декабрь 2017 года с распределением по странам и регионам. https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/12162171/

История создания. Федеральная миграционная служба. http://fms-nso.ru/ufms/history/

Трудовая миграция в Центральной Азии. ОБСЕ. https://www.osce.org/ru/magazine/250406

Минтруда: всё больше таджикистанцев ищут работу в Турции и Польше. Радио Озоди. https://rus.ozodi.org/a/29761680.html

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Трудовая миграция в регионе приобретает все большую социальную и экономическую значимость. Крупнейшая страна региона, Российская Федерация, является основной страной приема для мигрантов — выходцев из стран Центральной Азии и Южного Кавказа. С момента принятия нового миграционного законодательства в начале 2007 года в Российской Федерации были зарегистрированы более 1,9 млн. трудящихся- мигрантов. Второй принимающей страной в регионе является Казахстан. Трудящиеся мигранты чаще всего заняты в неформальном секторе, отличительными чертами которой являются отсутствие правовой защиты и недостаток информации о правах, необходимой им для того, чтобы не стать жертвами эксплуатации и других нарушений со стороны работодателя, посредников и представителей власти. Мигранты также становятся жертвами проявлений расизма и ксенофобии.
Большинство мигрантов занимают на рынке труда ниши, которые не заполняются местными работниками. Важно отметить, что трудовая миграция и денежные переводы мигрантов на родину становятся способом выживания для их семей и обеспечивают их финансовую независимость. Денежные переводы мигрантов составляют значительную часть ВВП в таких странах, как Армения, Грузия и Таджикистан.
Недостаток информации о реальных возможностях трудоустройства и условиях труда в принимающих странах открывает возможности для эксплуатации труда мигрантов, выливающуюся в принудительный труд, наихудшие формы детского труда, торговлю людьми и другие формы насилия. Женщины в данном регионе значительно чаще, чем мужчины, становятся жертвами торговли людьми. Тем мигрантам с неурегулированным статусом, которых высылают в страну гражданства, на родине оказывается весьма незначительная социальная и экономическая помощь. Во многих случаях эти люди подвергаются стигматизации, и им необходимо приложить много усилий, чтобы вернуться к прежней жизни.
В данных условиях Бюро МОТ, принимая во внимание положения Конвенции (пересмотренной) 1949 года о трудящихся-мигрантах (№ 97) и Конвенции 1975 года № 143, о трудящихся-мигрантах (дополнительные положения), оказывает помощь правительствам и социальным партнерам в регулировании процессов миграции в регионе с тем, чтобы снизить связанные с ней социальные потери и добиться максимальной выгоды для работников, работодателей и общества.
МОТ оказывает своим партнерам содействие в таких областях, как:

  • создание эффективной законодательной базы для управления миграцией и разработка эффективных административных инструментов для ее осуществления;
  • сокращение нерегулируемой миграции и регулирование легальной миграции с тем, чтобы способствовать снижению бедности и экономическому росту;
  • распространение социальной защиты на работников-мигрантов посредством двусторонних и многосторонних договоров, заключаемых между правительствами и имеющих в своей основе положения Конвенции МОТ 1962 года о равноправии в области социального обеспечения (№ 118),
  • поддержка этического поведения частных агентств занятости посредством разработки механизмов саморегулирования и кодексов этического поведения, а также путем регулирования их работы в соответствии с Конвенцией 1997 года о частных агентствах занятости (№ 181);
  • усиление взаимодействия между государственными учреждениями и программами помощи мигрантам, в особенности между государственными службами занятости, инспекциями труда, профессионально-техническими учебными заведениями и программами развития малого бизнеса;
  • противодействие торговле людьми посредством устранения одной из основных ее причин – экономической;
  • поддержка программ реинтеграции высланных на родину мигрантов с неурегулированным статусом, включая консультирование, трудоустройство и иную помощь;
  • обмен информацией и опытом между странами региона по вопросам сбора статистических и иных данных;
  • проведение исследований с целью получения фактической информации, необходимой для: изучения потребности в иностранной рабочей силе и разработки политики допуска в страну иностранных граждан; осуществления программ упорядочения миграции; проведения профессиональной аттестации; стимулирования сбережений и инвестиций на базе денежных переводов мигрантов.

Наша главная идея заключается в том, что миграцию не следует воспринимать только как вопрос пограничного контроля, ведь она является важной экономической проблемой, проблемой прав человек и трудового права. Миграция оказывает огромное влияние на экономику как стран приема, так и направляющих стран. Эффективное управление трудовой миграцией может дать позитивные результаты всем вовлеченным в процесс сторонам, включая страны, направляющие мигрантов, и государства приема, а также самих трудящихся мигрантов и членов их семей. Правительства, работодатели и организации работников играют ключевую роль в деле регулирования миграции и в защите работников от ненужных рисков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *