Тренинг на командообразование

Тренинг на знакомство, сплочение и командообразование

Тренинг на знакомство, сплочение и командообразование.

Подготовила: старик СПО «ВЕГА» Виктория Канчер

Цель тренинга: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.

«Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. У Вас есть общие цели – обучение в этом колледже, получение хорошего образования, отличного диплома! И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, все Вы нуждаетесь в поддержке, и Вы можете ее получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!»

Задачи тренинга:

  1. формирование благоприятного психологического климата в группе;
  2. нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
  3. первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;
  4. осознание каждым участником своей роли, функций в группе;
  5. развитие умения работать в команде;
  6. сплочение группы.

Фазы тренинга:

1. Вводная фаза

Цель фазы: Знакомство участников друг с другом, с ведущими, а также с целями тренинга, правилами работы в группе.

2. Фаза контакта

Цель фазы: Установление благоприятного психологического климата в группе, разминка.

3. Фаза лабилизации

Цель фазы: Формирование активного рабочего настроя, диагностика психологической атмосферы в группе.

4. Фаза обучения

Цель фазы: Отработка и овладение навыками, ведущими к сплочению группы, развитию умения взаимодействовать в команде, нахождение общего между участниками.

5.Заключительная фаза

Цель фазы: Подведение итогов, снятие напряжения

Упражнение №1 «Нарисуй свое имя»

Необходимые материалы: листы А4, фломастеры или маркеры.

Время: 5-10 минут.

Описание: Участники тренинга сидят в общем кругу. Ведущий предлагает каждому участнику группы нарисовать имя, которым будет на протяжении всех тренинговых занятий.

Обсуждение: каждый участник представляется и демонстрирует нарисованное им имя.

P.S. в дальнейшем данные рисунки можно поместить в уголок отряда или украсить ими дверь в комнаты, что поможет быстрее узнать детям друг друга.

Упражнение №2 «Возьми салфеток»

Необходимые материалы: бумажные салфетки.

Время: 5-10 минут.

Описание: Участники тренинга сидят в общем кругу. Тренер передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».

После того как все участники взяли салфетки, тренер просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.

Обсуждение: не требуется.

Упражнение №3 «Ветер дует на того, кто…»

Описание: Участники стоят в кругу. Водящий говорит «Ветер дует на того, у кого…» и называет какой – либо признак участников. Это могут быть как детали внешности, так и психологические качества, какие-либо уменя, жизненные события и т.д. (Например, у кого светлые глаза, кто сегодня проснулся в хорошем настроении, кто умеет играть на музыкальных инструментах). После того как назвали очередной признак, участники, которые им обладают, сразу выходят в центр круга, а потом быстро возвращаются, но не туда, где стояли до этого, а поменявшись местами с кем-либо из тех, кто тоже выходил в центр круга. Замешкавшийся сам становится водящим.

Смысл упражнения: упражнение способствует подчёркиванию сходства участников (что повышает уровень сплочённости группы и знакомства с ней), даёт возможность больше узнать друг о друге, способствует мобилизации внимания группы.

Упражнение №4 «Веселый счет»

Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.

Ход упражнения: Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.

Психологический смысл упражнения: упражнение позволяет участникам почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания.

Обсуждение: почему сначала не получалось выполнить задание? Что помогло в выполнении задания?

Упражнение №5 «Вавилонская башня»

Время: 15 минут.

Ресурсы: цветные маркеры, ватман, заготовленные заранее индивидуальные задания.

Ход упражнения: Участники делятся на 2 команды. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос.

Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут).

Психологический смысл упражнения: В ходе упражнения участники учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения.

Обсуждение: Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?

Упражнение №6 «Воздушные замки»

Необходимые материалы: пачка бумаги формата А4.

Время: 25 минут.

Описание: Участники делятся на мини-группы по 3-6 человек. В центре комнаты кладется пачка бумаги и озвучивается следующая инструкция: «Каждой команде необходимо за следующие 15 минут построить из этой бумаги башню. Ничего кроме бумаги использовать нельзя. Башня должна быть выше одного метра в высоту. Побеждает команда, которая построит самую высокую башню».

Обсуждение:

  1. Возникали ли помехи в работе команды? В чем они заключались?
  2. Что помогало команде работать слаженно, совместно выполнять данное упражнение?

Упражнение №7 «Паззлы»

Цель: формирование команды, обучение умению распределения ролей в группе.

Время: 10-15 минут.

Ресурсы: карточки с изображениями животных, маленькие головоломки «пазлы».

Ход упражнения: участники делятся на команды. Каждая команда получает головоломку. Задача – собрать ее как можно быстрее.

Психологический смысл упражнения: участники в игровой форме учатся эффективному взаимодействию в команде, учатся распределять роли, к улучшению качества работы, при этом важно, что объединены общей целью.

Обсуждение: Сложно ли было выполнять это упражнение в команде? Почему? Что нужно для того, чтобы более эффективно работать в команде?

Упражнение №8 «Волшебная цифра 3»

Описание: Участники располагаются по кругу и начинают считать, произнося числа поочерёдно. Тот, кому достаётся число, делящееся на 3 или в составе которого есть цифра 3, хлопает в ладоши. Кто ошибается – выбывает из игры. Упражнение выполняется в высоком темпе и продолжается до тех пор, пока не останется 2-3 самых внимательных участника.

Смысл упражнения: Интеллектуальная разминка, мобилизация внимания участников, сплочение группы.

Упражнение №9 «Дом»

Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения.

Время: 15 минут.

Ход упражнения: участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».

Психологический смысл упражнения: Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению.

Обсуждение: Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным!

Упражнение №10 «Подарок»

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

Время: 3-5 минут.

Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»

Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»

Как провести тренировку по мини-футболу?

Мини-футбол становиться с каждым годом все более популярной игрой и постепенно выходит из тени большого футбола своей техничностью и красочностью игры на паркете. Тем более многие футболисты в зимний период переходят тренироваться в зал для того, чтобы подтянуть технику владения мячом, точность паса и выносливость. Так же в залах играют многие ребята, которые участвуют в различных соревнованиях и местных футбольных лигах своего региона. Ну а для тех, кто лишен возможности посещать тренировки по футзалу, но есть непреодолимое желание грамотно тренироваться вместе со своими друзьями по команде, будет полезно почитать данный материал, где мы рассмотрим тему, как провести тренировку по мини-футболу! Материал будет так же полезен для неопытных тренеров и для тех, кто решил самостоятельно тренироваться!

Разминка

Каждую тренировку необходимо начинать с разминки, которая должна длиться не менее двадцати минут. Начинаем разминку с легкой пробежки по залу с разминанием рук в локтях и плечах методом размахивания ими в разные стороны. Далее следует разминка корпуса и ног: футболист бежит с небольшой скоростью и делает резкие выбросы ног, имитируя удар, при этом надо стараться немного прокручивать корпус по направлению вылета ноги.

После этого нужно остановиться и произвести вращающие движения туловища в разные стороны с различными наклонами. Очень важно во время разминки хорошо размять мышцы ног, в особенности голеностопы, которые чаще всего травмируются у игроков в мини-футбол из-за жесткого сцепления обуви с паркетом. Сделайте несколько круговых движений голеностопа, стоя на обеих ногах, и несколько потягиваний мышц ног в положении сидя.

Силовые упражнения

Когда тело и ноги пришли в тонус, необходимо поработать над скоростью и выносливостью игроков. Лучшим упражнением на разработку скорости для игроков в футзал является челночный бег, который нужно регулярно отрабатывать для повышения не только своей скорости, но и маневренности.

После «челнока» перейдите на другое беговое упражнение, которое выполняется на всю длину зала. Требуется с одного конца зала максимально быстро добежать до противоположной стороны и, не делая разворота корпуса, задним ходом вернуться на стартовую позицию. Такое упражнение развивает чувство координации при передвижении на футбольном поле.

Завершить силовые упражнения всегда рекомендуется либо отжиманием, либо подтягиванием на перекладине. Не забывайте также про упражнения на пресс, которые надо сделать во время разминки и по окончанию тренировки!

Работа с мячом

Команде следует разбиться по парам и отрабатывать четкость паса сначала стоя на месте, а потом в движении. Расстояние между игроками не должно превышать двух метров. После отработки короткого паса необходимо поработать над четкостью передач на длинные расстояния. Для этого необходимо чтобы игроки встали лицом друг к другу в полярных концах зала и начали быстро отдавать пасы друг другу, сперва по земле, а потом по воздуху. Упражнение осуществляется стоя на одном месте, а потом проходя через площадь зала.

После отработки паса переходим к ударам по воротам. В случае наличия двух вратарей в команде, делим ребят на две группы и выделяем каждой из них свои ворота. Если вратарь один в команде — наработку удара следует проводить в одни ворота. Удары отрабатываются с разных дистанций, сначала с накачиванием мяча бьющему игроку, а потом с любых точек без наката.

Так же необходимо развивать индивидуальную технику владения мячом. Для этого нужно поставить вратаря на ворота и выбрать одного игрока, который будет выполнять роль защитника. Задача остальных — выбегать с мячом и максимально быстро постараться обыграть защитника и пробить голкипера.

Если рассматривать тренировки известных команд, то можно увидеть, что они иногда уделяют время набиванию мяча на месте и во время движения, а так же отрабатывают удары с разных углов и разными частями ноги. Можете на своих тренировках позаимствовать их упражнения.

Тактические упражнения

Вот эти упражнения бывают разных видов, и зависят от понимания тактики мини-футбола всей командой. Разработкой тактики обычно занимается опытный тренер, но из-за отсутствия такового можно позаимствовать тактическими наработками известных команд, которые можно посмотреть в Интернете.

В тактические упражнения входит тренировка проведения штрафных ударов, пенальти, разыгрывания угловых и аутов. Суть тактики в том, что каждый игрок обязан знать свою позицию на поле во время розыгрыша и уметь предугадать развитие атаки противника в случае провала комбинации.

Особенностью мини-футбола является отсутствие конкретных позиций на поле, поэтому каждый игрок должен уметь как атаковать соперника, так и защищаться от него. В некоторых случаях полевым игрокам даже необходимо брать на себя роль вратаря — в случае его удаления или получения травмы.

Все выбранные комбинации следует отыграть до автоматизма. Причем каждый игрок, который сидит на замене, должен моментально входить в игру и понимать какой вид розыгрыша мяча сейчас предстоит осуществить. Поэтому рекомендуется минут пятнадцать тренировочного времени уделить обсуждению тактики и распределения позиций для каждого игрока команды, в зависимости от его личных игровых характеристик.

Игра

В конце тренировки всегда происходит спарринг. Игроки делятся на равные команды и проводят обычную игру в мини-футбол по пятнадцать минут тайм со сменой ворот. Конечно, можно усложнить игровой процесс и ограничить игрокам количество касаний при приеме мяча, что очень хорошо отобразиться на взаимопонимании в команде, а так же заставит быстрее думать во время игры.

Завершение тренировки

Тренировка заканчивается всегда медленной, расслабляющей пробежкой по залу с восстановлением дыхания. После пробежки выполняются упражнения на пресс, и по возможности на отжимания.

Всем игрокам обязательно следует принять душ под теплой водой и хорошо обтереться полотенцем, чтобы не выходить на улицу мокрыми, особенно в холодную пору года.

Материал на тему: Тренинг по тимбилдингу (тренинг командообразования)

Тренинг по тимбилдингу

Тренинг предназначен: работников образовательного учреждения, среди которых возникают конфликты.

Программа тренинга командообразования рассчитана на построение доверия внутри группы работников, выработку навыков взаимодействия и соответственно сплочение коллектива.

Возраст участников: 20-55 лет.

Количество участников: 12-14 человек.

Пол участников: Женский.

Место проведения: просторный зал.

Продолжительность тренинга: 7,5 часов.

Частота встреч: три дня по 2,5 часа.

Проблематика компании: в процессе работы возникают споры и недопонимание различных рабочих нюансов. Работники не редко конфликтуют между собой. Эта проблематика и является необходимостью для проведения тренинга командообразования внутри коллектива.

Первый день

Упражнение «Уменьшающаяся газета»

Упражнение тренирует навыки совместной деятельности команды. Также можно использовать его в конце тренинга для эффективного и позитивного его завершения.

Необходимые материалы: по 1 газетному листу на каждую группу.

Время: 10 минут.

Описание. Участники делятся на мини-группы по 2 человека, каждой команде выдается газетный лист.

Тренер озвучивает следующую инструкцию: «Вам нужно вместе встать на газетный лист и скандировать «Мы — одна команда»! после чего продержаться несколько секунд вместе, можно держаться друг за друга»

После того как это будет сделано, команда складывает газету пополам и повторяет задание. После того как и это будет сделано, тренер еще раз складывает газету пополам и снова повторяет задание. Задача группы — разместиться на наименьшем кусочке бумаги на время, достаточное для того, чтобы крикнуть всем вместе «Мы — одна команда!»

Упражнение «Мой вклад в команду»

Упражнение помогает каждому участнику осознать свою роль в данной команде, тот вклад, который он вносит в командную работу, помогает осознать различные варианты того, как вносится вклад в общий результат, и развить в участниках уважение к другим и признание важности выполнения их функций.

Время: 40 минут.

Описание. Все участники делятся на мини-группы по 2-4 человека.

Тренер просит каждого участника высказаться в рамках своей мини-группы на тему того, в чем он видит свой вклад в деятельность всей команды. Если кто-то из участников затрудняется, остальные члены его мини-группы могут ему помочь сформулировать свой доклад.

Группам дается 10 минут на подготовку. После этого один участник от каждой мини-группы выступает и рассказывает о каждом в своей группе.

Выводы:

Можно подчеркнуть, насколько разные мнения о собственном вкладе прозвучали, подчеркнуть то, что в хорошей команде максимально используются индивидуальные особенности и сильные стороны каждого.

Можно подчеркнуть, что вносить свой вклад в команду можно по-разному — выполняя определенные профессиональные или организаторские функции либо влияя психологически на атмосферу в команде (вселяя энтузиазм и уверенность в своих силах либо сглаживая конфликты и т.д.). После этого можно перейти к более подробному рассмотрению ролей в команде.

Упражнение «Мост»

Цель и возможность применения. В этом упражнении участники действуют сообща, и можно обсудить, что помогало, а что мешало им в совместной деятельности.

Необходимые материалы: узкая скамейка или бревно, которые будут имитировать мост.

Время: 30 минут.

Описание. Участники тренинга встают на «мост» вплотную друг к другу.

Тренер объясняет правила игры: участникам необходимо перейти через мост, то есть каждый из них должен сойти с «моста» на противоположной стороне. При этом сходить раньше, чем на противоположной стороне нельзя, то есть, если кто-то сделает шаг влево или вправо, то все участники возвращаются на свои места и игра начинается снова.

Обсуждение. То, насколько быстро выполнено задание, говорит о групповой сплоченности и том, насколько скоординировано работает группа. Можно обсудить, что помогало, а что мешало групповой работе, кто брал на себя роль лидера, почему происходили ошибки и люди оступались.

Упражнение «Воздушные замки»

Упражнение тренирует навыки совместной деятельности. Также оно обычно проходит в веселой и дружественной атмосфере, что позволяет использовать его в конце тренинга для того, чтобы эффективно и позитивно его завершать.

Необходимые материалы: пачка бумаги формата А 4 или газеты.

Время: 30 минут.

Описание. Участники делятся на мини-группы по 3-6 человек. В центре комнаты кладется пачка бумаги и озвучивается следующая инструкция: «Каждой команде необходимо за следующие 15 минут построить из этой бумаги башню. Ничего кроме бумаги использовать нельзя. Башня должна быть выше одного метра в высоту. Побеждает команда, которая построит самую высокую башню».

Обсуждение. Упражнение используется для анализа навыков совместной деятельности, можно обсудить, что помогало, а что мешало всем работать в команде.

Упражнение «Издание анекдотов»

Упражнение помогает участникам скоординировать свои усилия.

Необходимые материалы: смешные истории, анекдоты или притчи, разрезанные на полоски, которые перемешаны и расположены по конвертам (по одной истории на конверт).

Время: 30 минут.

Описание. Участники разбиваются на подгруппы размером от 4 до 6 человек, каждая группа получает один конверт.

Подгруппы получают следующую инструкцию: «Ваша команда — это семья, которая унаследовала от дальнего родственника издательство, специализирующееся на книгах со смешными историями. Единственная проблема — родственник был очень рассеян и все истории перепутаны. Задача вашей команды — привести текст в порядок».

Вопросы для обсуждения.

Как команда справилась с заданием?

Что было сложно?

Почему победители победили?

Варианты.

Можно не делиться на команды, группа получает на всех один конверт, в котором полоски с кусочками анекдотов перемешаны. Каждый участник получает одну полоску и должен найти участников с отрывками того же анекдота и собрать анекдот вместе с ними.

Можно увязать материал в конвертах с темой тренинга. Например, предложить им собрать истории о продажах или методы работы с возражениями. На корпоративной вечеринке можно таким образом собрать поздравления или пожелания.

Подведение итогов первого дня: 10 минут.

Второй день

Упражнение «Круг-треугольник-квадрат-спираль»

Упражнение помогает участникам задуматься о мерах по улучшению деятельности своей команды.

Время: 30 минут.

Описание.

Тренер рисует на доске или флипчарте круг, квадрат, треугольник и спираль. Каждого участника он просит выбрать фигуру, которая ему больше всего нравится.

После этого участники объединяются в мини-группы согласно той фигуре, которую они выбрали. Мини-группы получают следующие задания:

Люди, любимой фигурой которых является круг, как правило, хорошо умеют взаимодействовать с окружающими и строить отношения. Поэтому группа людей, выбравших круг, придумывает, что можно сделать для того, чтобы эмоциональная атмосфера всегда была позитивной, а команда сплоченной.

Люди, выбравшие квадрат, как правило, любят и умеют поддерживать порядок и структуру, для них важным является выполнение правил. Поэтому группа «квадратов» придумывает нормы и правила, по которым должна существовать хорошая команда, что должно присутствовать для того, чтобы в команде всегда были порядок и структура.

Любители треугольников обычно хорошие знающие свои цели и умеющие их достигать. Поэтому мини-группа из участников, выбравших треугольник, придумывает меры, которые помогут команде быстрее и эффективнее достигать стоящих перед ней целей и задачей.

Участники, выбравшие спираль, как правило, творческие натуры, иногда увлеченные оторванными от реальности идеями, но всегда готовые придумать новый проект и очень быстро реагирующие на что-то новое. Поэтому группа, состоящая из этих людей, придумывает, как команде стать максимально творческой и быстро реагировать на изменения во внешнем мире.

Мини-группам дается 10 минут на подготовку. После этого один участник от каждой группы выступает и рассказывает всем идеи своей группы.

Вариант. Упражнение может использоваться после любого активного упражнения на командообразование, например такого, как «Остров» или «Переправа». В таком случае лучше попросить участников каждой мини-группы сформулировать факторы эффективности деятельности команды согласно своим геометрическим фигурам:

Квадрат — что помогает поддерживать порядок и структуру.

Треугольник — что помогает достигать результатов.

Круг — что помогает команде поддерживать хорошие человеческие отношения.

Спираль — что помогает быть творческим и создавать новые идеи.

Упражнение «Остров»

Упражнение тренирует навыки совместной деятельности. Можно использовать его в конце тренинга командообразования для эффективного и позитивного его завершения.

Необходимые материалы. По листу бумаги формата А 3 на каждую подгруппу.

Время: 20 минут.

Описание. Участники делятся на мини-группы по 3-6 человек, и каждой команде выдается лист бумаги формата А3.

Тренер озвучивает инструкцию: «Перед вами остров. Нужно всей командой разместиться на этом острове, то есть встать таким образом, чтобы никакие ноги, руки и другие части тела каких-либо членов команды не касались пола, все должны быть на острове. Как вы этого добьетесь — ваше дело. Нельзя использовать дополнительные предметы, такие как столы, стулья и т.д.

Упражнение «Синергия»

Упражнение помогает продемонстрировать, что возможности команды больше, чем просто сумма возможностей отдельных ее участников.

Необходимые материалы: бумага, карандаши.

Время. 15 минут на выполнение упражнения, от 5 до 15 минут на обсуждение в зависимости от глубины представляемого теоретического материала.

Размер группы. Тренер пишет на доске слово, имеющее отношение к теме тренинга и состоящее не менее чем из 8-10 букв. (Например, покупатель, мерчендайзинг.)

Тренер раздает каждому по листку бумаги и просит каждого в отдельности написать максимум слов, состоящих из тех же букв, что и слово, написанное на доске.

После 5 минут индивидуальной работы тренер объединяет участников в мини-группы по 3-4 человека, раздает по листу бумаги на группу и просит их написать объединенный список на всю группу.

После 5 минут работы в мини-группах тренер объединяет всех участников в одну группу, выдает им лист бумаги и просит создать список, общий для всей группы.

Обсуждение. Были ли результаты мини-групп лучше, чем результаты отдельных участников? Был ли общий результат лучше, чем результаты мини-групп? Эти вопросы почти риторические, так как ответы на них всегда положительные.

Упражнение «Башни»

В упражнении тренируются навыки взаимодействия в команде.

Необходимые материалы: Детали для детского конструктора, карточки с инструкциями по количеству участников. Инструкции, которые следует написать на карточках:

Башня должна иметь высоту в 10 уровней.

Башня должна быть не меньше 8 уровней в высоту.

Башня должна быть не больше 15 уровней.

В строительстве можно использовать только белые, красные и желтые «кирпичики».

Башня должна быть построена только из белых и желтых «кирпичиков».

Каждый уровень должен быть единым по цвету.

Шестой уровень башни должен быть желтым.

Башню должны построить именно вы. Если за «кирпичи» возьмутся другие члены вашей команды, остановите их и настаивайте, что построите башню самостоятельно.

Время: 30 минут.

Описание. Участники делятся на группы по 3-6 человек, каждая группа получает некоторое количество деталей для конструктора.

Тренер объясняет участникам, что каждая команда должна построить башню, но во время работы нельзя разговаривать. Каждый участник получает дополнительные инструкции на карточках, которые нельзя показывать другим.

Обсуждение.

Происходили ли в процессе совместной работы конфликты? Каким образом они разрешались?

Насколько быстро участники команды поняли, что для эффективного взаимодействия необходимо понять цели каждого?

Как в реальной деятельности команды возможно интегрировать интересы каждого?

Упражнение «Переправа»

Упражнение тренирует навыки обсуждения и принятия совместного решения, помогает увидеть, кто в команде занимает лидерские роли и что помогает, а что мешает данной команде достигать совместных результатов. Также упражнение хорошо использовать для введения норм коммуникации в команде.

Необходимые материалы. Две веревки длиной около 1,5 метра каждая. Также для этого упражнения участники должны быть одеты в удобную, не стесняющую движений одежду.

Время: 30 минут.

Описание. Веревки кладут на пол параллельно друг другу таким образом, чтобы расстояние между ними было около 4-5 метров. Вся группа становится за одну из веревок.

Группе дается следующая инструкция: «Вы всей командой путешествовали на космическом корабле и потерпели крушение. К счастью, на помощь вам пришел другой космический корабль, который готов принять всех вас у себя на борту. Область за обеими веревками — безопасная зона, где вам нужно всем оказаться. Область между веревками — опасная область, которую вам нужно преодолеть. Ваша цель — всей командой оказаться за второй веревкой. При этом вы не можете ногами касаться пола между веревками, если это произойдет — вся команда возвращается на линию старта. Также вы не можете использовать для переправы никакие предметы, такие как стулья, столы.

Вопросы для обсуждения.

Кто занимал наиболее активную позицию при поиске решения? Кто ничего не делал?

Кто координировал деятельность группы, а кто вносил беспорядок?

Лидерства и инициативы было слишком много или слишком мало?

Что помогало или мешало эффективной деятельности команды?

Какие нормы взаимодействия можно ввести для того, чтобы в будущем действовать более эффективно?

Подведение итогов второго дня: 10 минут

Третий день

Упражнение «Вместе мы сила»

Упражнение позволяет осознать, что возможность команды больше, чем сумма возможностей ее отдельных участников.

Материалы: бумага, карандаши.

Время: 20 минут.

Описание: Каждый участник в течение 5 минут составляет список своих сильных и слабых сторон в своей сфере деятельности.

За тем, работа происходит в мини-группах или все участники (если группа не большая) составляют общий список сильных и слабых сторон всей команды. При этом, если чей-то недостаток компенсируется сильной стороной другого участника, то этот недостаток можно вычеркнуть и не учитывать. Так же, если команда формирует какие-либо новые общие недостатки или достоинства их следует дописать в список.

После этого представитель от каждой команды рассказывает о том, что изменилось в списках достоинств и недостатков, после того как они были объединены.

Вывод: Возможность команды не равны простой сумме возможностей ее участников. Как правило, в командном взаимодействии компенсируются недостатки и усиливаются достоинства каждого.

Упражнение «Волшебная бутылочка»

Упражнение позволяет участникам задуматься о тех изменениях, которые они хотели бы видеть в своей команде.

Материалы: Бумага для заметок, карандаши, бумага формата А 3.

Время: 30 минут.

Описание: Тренер дает группе, следующие инструкции: «Представьте себе, что вы и ваша команда находят старую лампу, кто-то берет ее в руки, потирает и из нее появляется волшебный джин. Теперь вы можете загадать три желания. Но есть маленький нюанс, так как лампу вы нашли вместе со своей рабочей командой, то и желания должны касаться работы. Вы можете изменить своего босса, своих коллег, сделать больше перерыв на обед, изменить штатное расписание и т.д. Каждый может загадать свои три желания.

Далее, каждый пишет свои три желания, которые направлены на изменение рабочей обстановки. И следом формируется общий список пожеланий.

Обсуждение: Можно ли что-то сделать, чтобы эти перемены произошли в реальности? Если нет, то, что можно сделать для улучшения волнующего вопроса?

Упражнение «Расскажите историю»

Упражнение показывает, насколько участники способны эффективно передавать друг другу инициативу.

Время: 20 минут.

Описание: Тренер или группа пишут на флипчарте:

Название любого предмета, который можно увидеть в магазине.

Название любого предмета, который можно подарить на день рожденье маме.

Любой вид спорта.

Любую еду.

Имя любой знаменитости.

Любое преступление.

Любую профессию.

Тренер объясняет, что сейчас группе нужно будет придумать историю. При этом первый участник должен будет начать со слов «Однажды я обнаружил совершенно необычную вещь…». Следующий продолжает историю. Каждый должен говорить по одному предложению и включать в рассказ действующих лиц и предметы, указанные на флипчарте.

Подведение итогов: Для эффективного общения в группе необходимо уметь передавать инициативу и давать каждому высказаться.

Упражнение «Путаница»

Это упражнение хорошо использовать в конце тренинга для его завершения и подведения позитивной и запоминающейся черты. Также в нем участники активно взаимодействуют друг с другом.

Время: 20 минут.

Описание: Вся команда становится в круг и вытягивает вперед руки. После этого каждый участник должен схватить своей рукой за руку другого человека. Нельзя брать за руку своего соседа или обеими руками соединяться с одним и тем же человеком. После того как все взялись за руки, группа должна распутаться, то есть, не разжимая рук, сделать так, что бы все снова стояли в кругу.

Обсуждение: Можно и не проводить, если упражнение используется как разминка.

Возможные вопросы к группе:

1. Что было легко, а что тяжело?

2. Кто вел себя активно, а кто ждал, пока все вокруг него распутаются?

3. Кто брал на себя роль лидера, помогая другим распутаться?

4. Наблюдалась ли в команде недостаток или переизбыток лидерства?

Упражнение «Уменьшающаяся газета»

Упражнение тренирует навыки совместной деятельности команды. Также можно использовать его в конце тренинга для эффективного и позитивного его завершения.

Необходимые материалы: по 1 газетному листу на каждую группу.

Время: 10 минут.

Описание. Участники делятся на мини-группы по 2 человека, каждой команде выдается газетный лист.

Тренер озвучивает следующую инструкцию: «Вам нужно вместе встать на газетный лист и скандировать «Мы — одна команда»! после чего продержаться несколько секунд вместе, можно держаться друг за друга»

После того как это будет сделано, команда складывает газету пополам и повторяет задание. После того как и это будет сделано, тренер еще раз складывает газету пополам и снова повторяет задание. Задача группы — разместиться на наименьшем кусочке бумаги на время, достаточное для того, чтобы крикнуть всем вместе «Мы — одна команда!»

Подведение итогов тренинга: 30 минут.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *