Требования к школьному психологу

Квалификационная характеристика школьного психолога

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Должностные обязанности

Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся, воспитанников в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка. Способствует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, воспитанников и принимает меры по оказанию им различных видов психологической помощи (психокоррекционного, реабилитационного, консультативного). Оказывает консультативную помощь обучающимся, воспитанникам, их родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем. Проводит психологическую диагностику; используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей (лиц их замещающих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся, воспитанников. Ведёт документацию по установленной форме, используя её по назначению. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям. Способствует развитию у обучающихся, воспитанников готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся, воспитанников, содействует их развитию и организации развивающей среды. Определяет у обучающихся, воспитанников степень нарушений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию. Участвует в формировании психологической культуры обучающихся, воспитанников, педагогических работников и родителей (лиц их заменяющих), в том числе и культуры полового воспитания. Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития обучающихся, воспитанников, практического применения психологии для решения педагогических задач, повышения социально-психологической компетентности обучающихся, воспитанников, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих). Анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней развития и образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать:

приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Декларацию прав и свобод человека; Конвенцию о правах ребенка; нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся, воспитанников и их социальной защиты; общую психологию; педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику; основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики; методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения; современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребёнка; методы и приемы работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации школьного психолога

Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы.

Требования к личности школьного психолога

Основой успешного профессионального становления психолога является высокий уровень развития личности специалиста, являющийся условием, обеспечивающим возможности системного видения профессиональной деятельности, построения концепции своей профессиональной деятельности и ее развития.

Основными требованиями к личности школьного психолога являются:

  • Психолог должен иметь высокие (общие) умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, вдумчивым аналитиком, экспериментатором.
  • Психолог социабелен, любит работать с людьми, великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, тактичен, дипломатичен в общении.
  • Он любит совместные действия, подчиняет интересы личности групповым интересам, совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и ответственности, сильный, умеет подчинить себе.
  • Психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу.

Конечно, школьный психолог должен быть психически здоров. Он должен быть выносливым, выдерживать большие физические и психологические нагрузки. Для работы школьным психологом нужно обладать определенными качествами, а именно: умением слушать, сопереживать. Работая с людьми, важно четко и понятно формулировать свои мысли, быть трудолюбивым, общительным, ответственным, тактичным, контактным, эрудированным, толерантным. Психологу важно иметь чувство юмора, обладать широкими профессиональными знаниями, любить детей. В процессе работы развиваются такие качества, как умение общаться с различными людьми, понимать их проблемы и интересы, анализировать, находить компромисс; развиваются наблюдательность и профессиональные знания.

Обучение в школах (школах-интернатах) VIII вида направлено на формирование полноценной социализированной личности ребенка с нарушением интеллектуального и психофизического развития через коррекционно-развивающее обучение и воспитание, направленное на личностное развитие, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков, успешной социальной адаптации. На основании этого психолог должен строить свою работу в данном коррекционном учреждении.
Я предлагаю педагогам-психологам свою модель деятельности при работе с учащимися, имеющих нарушения в интеллектуальном и психофизическом развитии.

Целью работы психолога является содействие администрации и педагогическому коллективу школы в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности учащегося и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности учащихся, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса.
Основными направлениями деятельности психолога коррекционной школы являются:

1. Диагностическая работа с целью составления социально-психологического портрета воспитанников; определение путей и форм оказания помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении, общении, психическом самочувствии; выбор средств и форм психологического сопровождения воспитанников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

Диагностическая работа состоит из двух этапов:

  1. На первом этапе выявляются учащиеся, нуждающиеся в специализированной помощи педагога-психолога.
  2. На втором этапе – проводится индивидуальная углубленная оценка состояния ребенка и его адаптационных возможностей в данном образовательном учреждении.

При поступлении нового учащегося в школу педагогом-психологом проводится входная диагностика с использованием психологического анамнеза: условия и особенности протекания беременности и родов, ранее моторное и психоэмоциональное развитие, оценка развития ребенка до поступления в школу и т.д.
После проведения анализа данных, полученных в ходе диагностического обследования, педагогом-психологом составляется заключение, даются рекомендации для включения в работу с ребенком тех или иных специалистов. Определяется ведущее направление и последовательность коррекционной и развивающей работы. Результаты диагностик доводятся до сведения педагогов школы.

2. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с воспитанниками школы ориентированна на познавательную, эмоционально- личностную и социальную сферу жизни и самосознание детей.
Педагогом-психологом составляются и апробируются коррекционные программы, включающие в себя следующие блоки: коррекция сенсорно-перцептивной и познавательной деятельности, эмоционального развития ребенка в целом, поведения детей и подростков, личностного развития в целом и отдельных его аспектов. Продолжительность и интенсивность работы по программам определяется допустимыми для конкретного ребенка (или группы детей) нагрузками, а также тяжестью состояния ребенка и его возрастом.

3. Психологическое консультирование и просвещениевоспитанников, педагогов и родителей с целью создания условий для активного усвоения и использование воспитанниками, педагогами и родителями социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития детей.
Психолог проводит как индивидуальные, так и групповые консультации со всеми участниками образовательного процесса, как по личному желанию самого консультируемого, так и по запросу. Просветительская деятельность может проходить в виде семинаров, педсоветов, групповых обсуждений, родительских собраний.

4. Профилактическая работа направлена на развитие личности учащихся, повышение адаптивных возможностей личности, профилактика отклоняющегося поведения у детей и подростков школы, работа с детьми группы-риска.
Педагог-психолог работает по запросу педагогов школы, следит за соблюдением в школе психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психологического развития и формирования личности учащихся на каждом возрастном этапе.

5. Профориентационная работа с выпускниками школы, целью которой является формирование у учащихся с отклонениями в интеллектуальном и психофизическом развитии способности выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям. Работа должна включать в себя два компонента: профориентационный и социализацию учащихся.

Педагог-психолог вместе с учителем-логопедом и дефектологом входит в состав комиссии по приему детей в школу. Поэтому психологом совместно с логопедом был разработан лист прибытия (см. Приложение 1), который родители заполняют при поступлении ребенка в коррекционное учреждение. В дальнейшем другие специалисты коррекционного учреждения, непосредственно работающие с данным учеником, знакомятся с листом прибытия.

На вновь прибывшего ребенка психолог заводит психолого-педагогическую карту (см. Приложение 2), в которой в дальнейшем можно будет проследить динамику развития учащегося.

Особую трудность испытывают педагоги-психологи при распределении своего рабочего времени в течение недели. Согласно нормативным документам, недельная нагрузка педагога-психолога составляет 36 часов, из них: 18 часов отводится непосредственно на диагностическую, коррекционно-развивающую и т.д. работу со всеми участниками образовательного процесса (учащимися, родителями и специалистами учреждения). Остальные 18 часов педагогу-психологу отводятся на методическую работу (посещение семинарских занятий, консультации в научных центрах и т.д.), написание заключений и аналитических отчетов, подготовку к проведению индивидуальной и групповой работе с учащимися и т.д. Опираясь на данную таблицу и режим работы коррекционного учреждения, педагогам-психологам легче будет распределить свое рабочее время (см. Приложение 3).

Вторая трудность, которую испытывает психолог коррекционного учреждения – это распределение времени выполнения отдельных видов работ. Особенно у молодого психолога возникает вопрос: сколько времени длиться одно консультирование или одна индивидуальная коррекционная работа и т.д.?
Опираясь на схему, предложенную Н.Я.Семаго и М.М.Семаго, исходя из опыта работы, мною была составлена таблица распределения времени выполнения отдельных видов работ педагогом-психологом при работе с о всеми участниками образовательного процесса в учреждениях VIII вида (см. Приложение 4)

Вся работа педагога-психолога не зависимо от вида учреждения обязательно фиксируется в журнале. В своей работе я использую «Рабочий журнал психолога образовательного учреждения» М.М.Семаго, в котором отражается работа, проводимая мной в течение всего учебного года, составляется статистический отчет.

В заключение хотелось бы отметить, что доминирующим видом деятельности педагога-психолога, работающего в учреждении VIII вида, является коррекционно-развивающая работа.

Использованная литература:

  1. Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. №29/1886-6) //Вестник образования. – №3. – 2002.
  2. Психологическая служба школы / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995.
  3. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. – М.: Изд-во «АРКТИ», 2005.


ПОДЕЛИТЬСЯ

Советы педагога-психолога

Игры и упражнения, способствующие развитию речи
Развивающие игры для детей до 4-х лет
Как не ошибиться, выбирая няню
Как подготовить ребёнка к детскому саду
Нормы и задержка речевого развития
«Сладкий» пальчик, или Почему дети сосут пальцы
Левша — человек-загадка?
Как помочь ребёнку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребёнка владеть собой?
Детские страхи — ступеньки детства
Характеристика возрастных страхов, как помочь ребёнку
Кризис первого года жизни
Мир глазами младенца. Младенец глазами психолога
Кризис трех лет
Признаки, что делать, как помочь
Кризис семи лет
Предпосылки адаптации к школе, признаки кризиза, последствия, советы
Если в семье есть старший ребёнок, или Когда ребёнок не единственный, а первый
Спи, моя радость, усни, или О чём может рассказать поза спящего ребёнка
Застенчивость
Как помочь ребёнку, игры и упражнения
Темперамент — основа поведения
Характеристика типов темперамента (сангвиник, меланхолик, холерик, флегматик), особенности воспитания и развития
Ласковое воспитание
из чего состоит, «эмоциональные» игры, лечение любовью
У каждого — свой характер
От улыбки станет всем светлей, или Юмор и воспитание
Почему ребёнок 2-3 лет ломает игрушки?
Еще раз об игрушках, или Игрушки для самых маленьких

Детские игры — дело серьезное. Агрессивные игры
Детские игры — дело серьезное. Игра-возня, или Куча-мала
Детские игры — дело серьезное. Маленькие художники, или Что нужно знать об особенностях рисования дошколят
Детские игры — дело серьезное. С кем играет ребёнок?
Типичные ошибки отдыхающих родителей
Я не жадина! Как помочь ребёнку научиться делиться
О каких подарках мечтают наши дети
(психологический анализ детских рисунков)
Работоспособность и соблюдение режима дня. Всё хорошо вовремя
Самооценка дошкольника
что это такое, тесты, игры
Самооценка младшего школьника
Визуал, аудиал, кинестетик, дискрет — что это?
Утомление — одна из причин плохого поведения маленького ребёнка
Жизненная стойкость и психическое здоровье детей
Онанизм у маленького ребёнка. Что делать?
Развод и ребёнок

Гиперактивный ребёнок
причины гиперактивности, как помочь
Осторожно! Послушный ребёнок!
Личность родителей и развитие ребёнка
Ошибки семейного воспитания
Типы семейного воспитания
Как определить способности у ребёнка
Тревожные дети
Нужно ли учить ребёнка общению?
Антистрессовые приемы для взрослых и подростков

Психологические тесты

Как узнать, готов ли ребёнок к школе, часть 1
Как узнать, готов ли ребёнок к школе, часть 2
Как узнать, готов ли ребёнок к школе, часть 3, с тестовыми картинками
Как узнать, готов ли ребёнок к школе, часть 4
Тест «Рисунок семьи» («Моя семья»)
Тест «Лесенка» («Десять ступенек»)
Тесты «Левша, правша или амбидекстр?»
Тест «Темперамент» («Какой тип темперамента преобладает у вашего ребёнка?»)

Психологические опросы

Первоклашка, как твои дела?
Развивающие игры и игрушки для дошколят и детей младшего школьного возраста
Что рисуют наши дети?
Мама на работе или дома? Что лучше?
(мнение мамы и психолога)
Мама на работе или дома? Что лучше?
(результаты опроса, жизненный опыт читательниц)
Сексуальное воспитание
(результаты опроса, комментарии психолога, острые мнения)
Малыш и переезд
(результаты опроса, комментарии психолога, мнения читателей)

Случаи из жизни (обсуждаем ситуации)

1. В кафе.
2. В аквапарке.
3. Развод, бабушка и внуки
4. На приеме у психолога.
5. Линейка и карандаш.
6. На перемене

Типы личности

Вступление
Экстраверт — интроверт
Сенсорик — интуит
Логик — этик
Рационал — иррационал
Темпераменты — четыре типа характера
Верификация типов личности, как это делается?
Экстраверт, интуит, этик, рационал (ENFJ)
Интроверт, интуит, этик, рационал (INFJ)
Экстраверт, интуит, этик, иррационал (ENFP)
Интроверт, интуит, этик, иррационал (INFP)
Экстраверт, интуит, логик, рационал (ENTJ)
Интроверт, интуит, логик, рационал (INTJ)
Экстраверт, интуит, логик, иррационал (ENTP)
Интроверт, интуит, логик, иррационал (INTP)
Экстраверт, сенсорик, логик, рационал (ESTJ)
Интраверт, сенсорик, логик, рационал (ISTJ)
Экстраверт, сенсорик, этик, рационал (ESFJ)
Интроверт, сенсорик, этик, рационал (ISFJ)
Экстраверт, сенсорик, логик, иррационал (ESTP)
Интроверт, сенсорик, логик, иррационал (ISTP)
Экстраверт, сенсорик, этик, иррационал (ESFP)
Интроверт, сенсорик, этик, иррационал (ISFP)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *