Тотал автомобиля

  • Можно ли использовать автомобиль после «тотала»?
  • Как поступить с автомобилем после полной гибели?
  • Как вернуть часть денег за полис ОСАГО после тотала?

Если автомобиль получает в ДТП такие повреждения, что его ремонт нецелесообразен, считается, что происходит его гибель (или «тотал»). В этом случае страховая компания выплачивает автовладельцу денежную компенсацию (сумму возмещения по ОСАГО или полную стоимость транспорта при страховании КАСКО за вычетом стоимости годных остатков). При этом полная гибель транспортного средства по документам не означает, что его нельзя отремонтировать и продолжать использовать. «Тотал» может быть выгодной для владельца авто ситуацией при условии, что он учтет все правовые нюансы.

Что происходит с договором страхования?

По правилам ОСАГО договор досрочно расторгается в случае, если в ДТП наступает полная гибель автомобиля:

  • имущество, в отношении которого был заключен договор страхования, перестает существовать, а значит, договор перестает действовать, а полис становится недействительным;
  • страховая компания обязана возмещать клиенту стоимость полиса за неиспользованный период действия.

Внимание! После получения страховой выплаты по ДТП проверьте свой полис на действительность на сайте РСА или в страховой компании, есть шанс, что Ваш автомобиль «затоталили», а полис аннулировали!!!

Можно ли использовать автомобиль после «тотала»?

После полной гибели автомобиля или мотоцикла полис ОСАГО (или его электронная версия) остается у автовладельца, но это не значит, что он продолжает действовать. Юристы компании «Инвест Консалтинг» не рекомендуют ездить на восстановленном после «тотала» транспорте с аннулированной страховкой:

  • недействительный полис не пройдет проверку документов инспектором ГИБДД;
  • после начала контроля ОСАГО камерами (в Москве комплексы фиксации технически уже готовы к этому) штрафы будут выписываться автоматически;
  • если водитель с недействительным полисом станет виновником ДТП, он будет обязан компенсировать ущерб.

Юридическая помощь

Компания «Инвест Консалтинг». или позвоните по номеру +7 (495) 255-08-90

Нажимая кнопку «Отправить», вы автоматически выражаете согласие на обработку своих персональных данных и принимаете условия Пользовательского соглашения.

Как поступить с автомобилем после полной гибели?

Транспорт может «погибнуть» только по документам:

  • старые автомобили, цена которых невысока, могут признаваться «погибшими» даже при незначительных повреждениях из-за высокой стоимости запчастей. При этом их дальнейшее использование вполне возможно;
  • повреждения могут быть только наружными (кузов, элементы оптики, царапины на деталях упавшего мотоцикла). Они требуют минимального ремонта и не мешают продолжать использовать транспорт, но страховая может оценить его как полностью погибший.

В этих и других случаях, если дальнейшее использование автомобиля или мотоцикла возможно, водителю нужно оформить новый полис ОСАГО. Оформить его в той же страховой компании, скорее всего, не удастся. Придется обращаться к другому страховщику. До тех пор, пока транспорт не снят с регистрационного учета и может пройти техосмотр, для него может быть оформлен полис ОСАГО. Участие в ДТП с наступлением «тотала» в прошлом при этом не имеет значения.

Как вернуть часть денег за полис ОСАГО после тотала?

Процедура совсем не сложная, поскольку в соответствии с п.1.13 правил ОСАГО при гибели ТС действие договора досрочно прекращается, при этом в соответствии с п.1.16 тех же правил страховщик возвращает часть премии за неистекший период. Датой прекращения считается следующий день после ДТП, в котором Ваша техника получила «тотальные» повреждения, при этом у страховой компании есть 14 дней с даты получения от Вас уведомления, чтобы вернуть Вам деньги.

Конечно, в идеале страховщик должен автоматически возвращать Вам часть денег за полис ОСАГО сразу, как только прекратил договор страхования по признаку «тоталь», но суть в том, что страховщики – это не самый лучший друг автовладельца, поэтому действие полиса они прекращают, а вот деньги возвращать не спешат.

Юридический отдел «Инвест Консалтинг» поможет вам в общении со страховыми компаниями, у нас работают опытные юристы.

Московский комсомолец, 5 апреля 2011 г.
Если автомобиль скорее «жив», чем «мертв»
1189 просмотров

Я занимаюсь рекрутингом. И по роду своей деятельности часто провожу различные тренинги, помогающие работодателям и соискателям найти друг друга. Казалось бы, знаю я в своем деле достаточно, в соавторстве с известным в Ростове, да и во всей России, психологом Михаилом Литваком даже издала на эту тему книгу.

Тем не менее, никогда не думала, что общение со страховой компанией, в которой я застраховала свой автомобиль, предоставит мне уникальную возможность самой пройти через великолепный тренинг повышения стрессоустойчивости, чтобы защитить свои права и получить причитающиеся деньги. Однако обо всем по порядку.
В сентябре 2009 года в мой новый «Форд», припаркованный в положенном месте, как следует врезались сзади. Врезались так, что разворотили кузов машины, тогда как ходовая часть не пострадала. Я была полностью спокойна, так как сотрудники компании «Цюрих-Ритейл», принимая от меня в июне того же года деньги за услуги автострахования (и по КАСКО, и по ОСАГО), уверили, что от всех возможных трудностей они меня оградят. На практике оказалось, что данная компания мне оказала гораздо большую услугу, так как научила разбираться в подводных камнях автострахования по КАСКО и понять, что такое «полная (тотальная) гибель автомобиля» по-цюриховски.
Для признания автомобиля полностью погибшим достаточно, чтобы сумма по восстановлению автомобиля превысила 60% от страховой суммы. И сотрудники многоуважаемой компании сделали все, чтобы ее «затоталить». Вы спросите, какой в этом может быть мотив? Все очень просто, если на бумаге автомобиль будет признан «тотальным», то экономия на страховой выплате составит порядка 150 тыс. руб. В моем случае за так называемый «тотальный» автомобиль (на котором была повреждена его задняя часть, в основном, кузовные элементы, автомобиль был на ходу и вполне подлежал восстановлению) страховая компания предложила сумму страховки в 76 тыс. рублей, в то время как реальный ремонт автомобиля составил бы 210–230 тыс. рублей. Теперь немного о технологии, как «затоталили» мой автомобиль моими же руками.
По факту обращения за помощью по возмещению ущерба я получила направление от сотрудников «Цюриха» в компанию автодилера с тем, чтобы они оценили стоимость ремонта. Что я и сделала, отдав данный счет и направление обратно самой компании, даже не подозревая о том, что сумма дилерского ремонта окажется завышенной (что, кстати, не может являться правовым основанием для признания «полной гибели» автомобиля). Согласно отчету стоимость ремонта обошлась бы в 258 с лишним тысяч рублей. Усомнившись в объективности оценки, я обратилась в независимую оценочную компанию, где стоимость восстановления ремонта оценили в 230 с лишним тысяч. Что, видимо, расстроило страховщиков, так как по мнению юриста компании, я по собственной инициативе обратилась к самому дорогому автодилеру и предоставила счет «Цюрих-Ритейлу» на возмещение расходов на гораздо большую сумму, чем оно того требовало.
К директору ростовского филиала (после безуспешных попыток попасть на прием к другим должностным лицам «Цюрих-Ритейла») я попыталась попасть трижды. В последний раз я просидела около часа под ее дверью, после чего секретарь меня уведомила, что она, оказывается, вынуждена была срочно улететь по делам в другой город. В итоге я все-таки попала на прием, но к начальнику отдела по убыткам. Кстати, за время действия судебного процесса по моему делу он пошел на повышение. Теперь он трудится в должности сотрудника службы безопасности. Я, правда, не поняла, почему служба безопасности выезжает на экспертный осмотр моей машины.

В итоге моих хождений по кругам различных должностных лиц выявилось, что «Цюрих-Ритейл» настолько заботится о своих клиентах, то есть обо мне, что они решили по смете расходов заменить мне даже те детали, которых нет в комплектации данного «Форда». Правда, это получилось бы только за мой счет, так как завышенная по причине включения этих деталей в смету сумма расходов на ремонт превышала бы разумно допустимую. И «Цюрих-Ритейл» по договору мог мне выплатить только 30% от суммы, которую мы в итоге выиграли по иску.
К сожалению, мои психологические тренинги закончились из-за того, что я нашла частного адвоката, специализирующегося на вопросах автострахования. В результате 10 месяцев судебного разбирательства (вместе с кассацией, которую подала СК «Цюрих-Ритейл») мы отсудили свои деньги.
Экспертиза, проведенная судом, установила, что стоимость восстановительного ремонта составляет чуть более 236 тыс. рублей, что не превышает 60% от страховой суммы, а следовательно, мой автомобиль «выжил». А поскольку страховая компания деньги возвращать в срок не спешила, то на основании ст. 395 ГК РФ за пользование чужими средствами вследствие их неправомерного удержания, получения или сбережения за счет другого лица, суд постановил вернуть мне проценты в сумме 8 тыс. рублей. Не принесла успеха и поданная страховой компанией кассация. Кировский районный суд подтвердил, что ограничение прав страхователя не может быть ограничено условиями договора, который по своему смыслу противоречит законодательству.

Вообще, я благодарна всем сотрудникам глубокоуважаемой СК «Цюрих-Ритейл», которые, как свидетельствует их многочисленная реклама в различных деловых изданиях, идут семимильными шагами к устойчивым позициям лидеров рынка страхования. Я им благодарна потому, что они меня избавили от сверхнаивности. Я почему-то думала, что страховая компания должна заботиться о том, как снять напряжение и волнение со своих клиентов за те деньги, которые она с них взимает. А оказалось, что задачи страховой компании «Цюрих-Ритейл» гораздо благороднее – взять еще дополнительные деньги со своих клиентов, попавших в затруднительные ситуации, и по ходу обучить их стрессоустойчивости и психологической подготовке.
Дорогие друзья-автолюбители! Призываю вас не бросать такие же ситуации на полпути и не махать рукой на непробиваемое отношение страховщиков, выворачивая собственные карманы по наступлении страхового случая. Призываю вас проходить весь тренинг до конца. Не пожалеете, повышение психологической устойчивости вам обеспечено. Например, «Цюрих-Ритейл» я посоветовала бы включить данную услугу в свой прейскурант.
Виктория ЧЕРДАКОВА, директор рекрутингового агентства «Ваш статус», автор книг и тренер

Вся пресса за 5 апреля 2011 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Выплаты, Автострахование

В материале упоминаются:

Компании, организации: Цюрих. Ритейл 43

Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте

Конструктивная гибель автомобиля по ОСАГО?

Многих автовладельцев интересует, что означает, когда по ОСАГО страховая признала автомобиль конструктивно погибшим?
Конструктивная гибель по ОСАГО наступает, в случае если стоимость ремонта без учета износа вашего автомобиля равна или превышает его рыночную стоимость до момента наступления ДТП.
Например: ваш автомобиль стоит 1 000 000 руб., стоимость ремонта без учета износа по калькуляции составила 1 000 001 руб., значит наступила конструктивная гибель и ремонт не целесообразен.
Если стоимость ремонта превысит стоимость авто до ДТП, то сумма возмещения по ОСАГО будет вычисляться как:
(Стоимость автомобиля до ДТП) — (Стоимость годных остатков автомобиля)
В данном случае нужно заметить, что по ОСАГО страховая компания не заберёт у вас битый автомобиль. Выплата будет произведена в сумме которая получается после вычета годных остатков из рыночной стоимости которую стоил автомобиль до ДТП.
В этом случае сумма выплаты будет напрямую зависеть от правильности расчета рыночной стоимости и годных остатков.

Конструктивная гибель автомобиля по КАСКО?

Выплата при конструктивной гибели по КАСКО рассчитывается аналогично выплате по ОСАГО, разница лишь в том, что рыночная стоимость машины зафиксирована в полисе страхования.
Так же различие при выплате по КАСКО состоит в том, что в зависимости от правил страхования страховщик может забрать у вас поврежденный автомобиль и выплатить полную компенсацию.
Лимит при котором автомобиль считается конструктивно погибшим определяет страховщик в соответствующих пунктах правил страхования, при этом нужно отметить что по КАСКО лимит конструктивной гибели всегда значительно меньше чем по ОСАГО.
Например, лимит конструктивной гибели в Росгосстрахе = 65% страховой суммы автомобиля, в Ингосстрахе = 75%, в СК «Согласие» может быть = 50%.

Для чего это сделано?

Как вы уже догадались далеко не из благотворительных целей, низкий лимит конструктивной гибели позволяет страховщику сэкономить на выплатах путем реализации годных остатков вашего автомобиля.
Часто в нашей практике мы сталкиваемся с намеренным завышением стоимости ремонта автомобиля со стороны страховщиков, для того что бы «списать» автомобиль и заработать на его годных остатках. В данном случае клиент как правило получает не полную сумму возмещения.

Годные остатки автомобиля

Стоимость годных остатков рассчитывается в процентах от первоначальной стоимости автомобиля, и умножается на коэффициенты учитывающие возможность реализации запчастей, затраты на хранение деталей от момента демонтажа до момента реализации, затраты на демонтаж годных деталей.
Например, стоимость вашего автомобиля до аварии была 100 000 рублей.
В результате ДТП годными остался двигатель с КПП и задний мост. Согласно расчетным таблицам двигатель и КПП составляет 23% от цены автомобиля, а задний мост 7%, после этого полученный вес стоимости деталей суммируется и умножается на поправочные коэффициенты описанные выше.
Полученная сумма и будет являться расчетной ценой годных остатков автомобиля.
В данном случае нужно помнить, что только качественный осмотр автомобиля может дать возможность объективно рассчитать стоимость годных остатков вашего автомобиля. Если в акте осмотра не указаны детали, которые фактически повреждены, то экспертом эти детали при расчете годных остатков будут приняты как годные, в результате чего увеличится стоимость остатков, а фактическая выплата уменьшится.
Стоимость годных остатков полученная расчетным путем напрямую зависит от стоимости автомобиля до аварии, соответственно чем выше была стоимость автомобиля до ДТП, тем выше будет стоимость автомобиля с учетом повреждений.
В наших отчета мы всегда приводим подробный отчет о стоимости годных остатков по ОСАГО и КАСКО, в случае конструктивной гибели транспортного средства.
Узнать точную стоимость годных остатков или выяснить какую сумму должна возместить вам страховая компания поможет независимая экспертиза после дтп
Подробно о том, как проводится расчет выплаты по ОСАГО и КАСКО.

Все, что вы хотели знать об экспертизе при ДТП

Реальные судебные решения

Выплата страховой: 13 100 руб. Взыскано по результатам экспертизы «T-Эксперт»: 87 000 руб.Выплата страховой: 110 695 руб. Взыскано по результатам экспертизы «T-Эксперт»: 590 698 руб.Выплата страховой: 61 780 руб. Взыскано по результатам экспертизы «T-Эксперт»: 225 197 руб.Выплата страховой: 17 800 руб. Взыскано по результатам экспертизы «T-Эксперт»: 108 251 руб.Выплата страховой: 0 руб. Взыскано по результатам экспертизы «T-Эксперт»: 392 941 руб.

Серьезные повреждения автомобиля вследствие ДТП — это всегда большая неприятность. Для того чтобы смягчить последствия и получить возмещение, мы и страхуем наши машины. Но, как оказывается, результаты покупки полиса каско бывают не всегда однозначными. Причем зачастую даже для тех, кто об этом и вовсе не подозревает. Как выяснилось, нынешний владелец дромовского Hyundai Creta, которого мы встретили совершенно случайно под Ростовом-на-Дону, не был в курсе о том, что покупает «тотальный» автомобиль.

Дромовский Солярис встречает восстановленную дромовскую Крету

Для начала стоит напомнить несколько событий, развитие которых и послужило поводом для написания этого материала. 5 января 2017 года дромовский Hyundai Creta попал в серьезное ДТП. Все остались целы-здоровы, но машине досталось. Поскольку она была застрахована, наш шеф-редактор занялся оформлением всех документов с компанией «Альфа-Страхование», которая признала полную гибель автомобиля. Годные остатки были переданы страховщику, в середине марта получена денежная компенсация, и мы все дружно встретили новых членов дромовского автопарка — Hyundai Solaris и Volkswagen Tiguan. На «одометре» Дрома в разделе Hyundai Creta застыла цифра 24 297 км, и мы уже думали, что скоро удалим Крету из списка дромомобилей, но история получила неожиданное продолжение…

Крета после ДТП

Совпадение, конечно, фантастическое. Не зря говорят, мир тесен. В конце июня дромовский Солярис отправился на несколько дней в Сочи, а на обратной дороге под Ростовом экипаж встретил ту самую НАШУ Крету! Новый хозяин обратил внимание на фирменную обклейку Соляриса (вот зачем нам оракал!) и подошел пообщаться. Оказалось, что он недавно купил автомобиль с рук за 1 140 000 рублей. О том, что машина имела отношение к Дрому, он понял позднее в дороге — на заднее стекло налетела пыль, проявив контур содранной наклейки. Тогда он зашел на Drom.ru, откуда уже узнал о печальном происхождении приобретенного автомобиля, и при встрече не смог не поделиться своим «открытием».

Нужно сказать, что Крету восстановили если не идеально, то близко к идеалу. Все панели кузова подогнаны и покрашены отлично, и даже под капотом следы вмешательства найти очень трудно. Определить, с помощью «родных» запчастей или «китайских» отремонтирована машина, тоже очень сложно. Пожалуй, не зная заранее, что автомобиль был «затотален», и вовсе не заметишь такого «тонкого» ремонта. Удивительно то, что нынешний владелец обращался и на сервисную станцию, где тоже не увидели никаких повреждений! Более того, он пытался «пробить» Hyundai Creta по базе ДТП по VIN-номеру. Тоже все оказалось «чисто».

Как же так? Вот Дром и решил разобраться, каким образом «тотальные» машины попадают на рынок.

Кому — добро, кому — зло

Полная гибель автомобиля, или «тотал» — это наличие таких повреждений, устранение которых по экономическим причинам нецелесообразно, и сумма выплат превышает заранее обозначенный страховщиком процент (лимит ответственности). Обычно он составляет 65-75% от рыночной стоимости машины на момент ДТП и может различаться у разных компаний. В процессе оформления всех бумаг мы выяснили, что достаточно часто эксперты включают в список повреждений как можно больше элементов, чтобы превысить порог и списать машину в «тотал». Причин этому может быть несколько. Первая — нежелание дилера связываться с сильно поврежденными автомобилями. Ну и вторая, более «денежная» — последующий выход восстановленного автомобиля на рынок, что и произошло с Кретой. Логично, что чем больше деталей, требующих замены, тем меньше целых, а значит, и годных остатков.

После получения решения о признании автомобиля не подлежащим восстановлению у страхователя есть два варианта:

  • получить полную денежную выплату и передать все свои имущественные права в пользу страховщика (абандон);
  • оставить разбитую машину себе и получить от страховой компенсацию за вычетом стоимости годных остатков.

В обоих вариантах в зависимости от условий страхования выплата может быть уменьшена за счет франшизы, учета износа или ранее произведенного возмещения по другим ДТП.

В случае нашей Креты годные остатки оценили в 622 500 рублей, а на восстановление выделили 637 400 рублей. Но мы приняли решение получить полную сумму возмещения 1 259 900 рублей за вычетом франшизы в 15 000 рублей, а износ условиями страхования не учитывался. Получилось, что для признания автомобиля «тотальным» нужно было насчитать 50,59% ущерба, чуть больше половины. Причем на стадии предварительной оценки, которая не превышала половину стоимости, в список поврежденных деталей добавили головку блока цилиндров. Насколько можно судить по беглому осмотру восстановленной «Креты», в процессе ремонта никто, естественно, блок не менял.

В сети полно статей и рассуждений о том, что страховые компании признают автомобиль «тотальным», для того чтобы снизить выплату. Бывает и так. Но есть и истории, когда люди оставляют себе остатки, получают страховку, а денег хватает и на ремонт, и на «пряники». При получении полной выплаты средств тоже вполне может хватить на покупку равнозначного или и вовсе такого же автомобиля. Но мы сегодня поговорим не о подобных «хеппи-эндах» для владельца-участника ДТП, а о том, что происходит с теми самыми годными остатками, которые остаются у страховых компаний.

Дело темное

Юридически прекращение права собственности оформляется договорами или соглашениями, в которых владелец передает свои права в пользу страховой. Но это не договор купли-продажи, а именно акт передачи прав с соглашением об отказе от права собственности в пользу страховщика. Причем в нашем случае, например, специально оговорено, что «Страхователь обязуется не снимать транспортное средство с учета в органах ГИБДД для целей утилизации или в связи с вывозом за пределы РФ». А других законных оснований для прекращения регистрации нет. Получается, что автомобиль продолжает числиться за страхователем, пока у него не появится новый собственник или машину не утилизируют. Штрафы на технику в таком состоянии приходить вряд ли будут, а вот транспортный налог продолжит начисляться, пока бывший владелец не обратится в ГИБДД о приостановке регистрации или в налоговую инспекцию с актом передачи автомобиля.

В случае утраты, гибели застрахованного имущества страхователь, выгодоприобретатель вправе отказаться от своих прав на него в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты (страхового возмещения) в размере полной страховой суммы (п. 5 ст. 10 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ»)

Что дальше происходит с годными остатками, переданными страховщику, никакими законами не урегулировано. Самый прозрачный для компании способ компенсировать свои расходы на выплату — продать остатки на аукционах. Это мировая практика, которая получила развитие и у нас. Но разница есть. Так, в Европе у автомобиля с поврежденными силовыми элементами прекращается регистрация, и пользоваться им как транспортным средством уже нельзя. Поэтому чаще всего «тоталы» уходят на разборки или вывозятся в те страны, где подобная система учета не применяется. У нас в России судьба разбитой машины и последствия ее эксплуатации после восстановления никого не волнуют.

Аукционы устраивают сами страховые компании и независимые площадки открытым и закрытым способом. В первом случае участники торгов — и продавец, и покупатель — видят все ставки, соответственно, покупатели могут их менять, поднимая цену. Во втором процесса повышения ставки нет, а победитель определяется только после завершения торгов — по лучшей назначенной цене. Также у нас аукционы применяются для предварительной оценки годных остатков на основании предложенных ставок. То есть страховая выставляет лот, ждет некоторое время и снимает лот, получая представление о том, за сколько можно продать конкретный экземпляр.

Аукционы «битья»

В процессе подготовки этого материала Дром выяснил, что в России существует довольно большое количество площадок, специализирующихся на продаже «битых» машин. Вот примеры некоторых их них:

CAR-TOTAL, аукцион поврежденных автомобилей (РЕСО Гарантия)БИТАВТОАукцион тотальных авто Эльбрусpodbito.ru, портал по продаже битых автомобилей.

В основе другого способа оценки лежит Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства», а конкретно главы 5 «Порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели транспортного средства». Он основан на применении понижающих коэффициентов, учитывающих возможность реализации запчастей, затрат на их дефектовку, разборку, хранение, продажу, износ, степень механических повреждений, к цене транспортного средства в неповрежденном виде на момент ДТП.

Но гораздо чаще страховые оценивают разбитые машины так, как им это выгодно, и реализуют остатки так, как им удобно, занижая стоимость ремонта, когда повреждения небольшие, и повышая ее в случаях полной гибели. Как это происходит — можно только догадываться. Среди обширного круга наших коллег и знакомых в автобизнесе не нашлось ни одного человека, который бы раскрыл тайну попадания «затоталенных» автомобилей на вторичный рынок, настолько это засекреченный бизнес.

Секретные схемы страховых компаний

Одна из схем — закрытые аукционы страховщиков для «своих», когда о лоте узнают только нужные и проверенные партнеры. Другая — подписание страхователем договора купли-продажи с комиссионным магазином, и выплата компенсации только после реальной продажи. Можно вспомнить и о закрытых спецстоянках для аварийных автомобилей, которые «курируются» представителями МВД и ГИБДД, а машины после нескольких месяцев ожидания оттуда просто исчезают.

«Порядок расчета стоимости годных остатков» предусматривает, что комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты) поврежденного транспортного средства, признанные годными остатками, должны быть исправны и пригодны к эксплуатации. Но на деле этого никто не проверяет, и никто не следит за соблюдением этого требования. Ведь страховые компании не ставят перед собой цели, да и не должны заниматься разбором автомобилей и выделением годных остатков, их цель — максимально компенсировать свои расходы их реализацией. Таким образом, передавая автомобиль стороннему покупателю через аукцион либо по своим каналам, страховщики снимают с себя всю ответственность за его дальнейшую судьбу.

Юридически собственники могут меняться несколько раз, но регистрация автомобиля — нет: в ПТС остается прежний владелец-страхователь. Только когда машина уходит «на сторону», то есть появляется ничего не подозревающий о ее «тотальном» прошлом покупатель, он ставит ее на учет на себя, прекращая предыдущую регистрацию

У покупателей аварийной техники свой интерес — заработать как можно больше с минимальными вложениями. В отличие от «официалов», их за руку никто не хватает, если «затоталенный» автомобиль опять появляется на дороге. Причем заработать можно как на продаже восстановленной машины, так и на документах от нее, если технику восстанавливать трудоемко. Отношения между продавцами и покупателями оформляются формальными договорами, поскольку «кидать» в этом узком кругу не принято. Конечным продавцом восстановленной машины может быть и частное лицо, и автосалон. Причем по трейд-ину такие автомобили могут оказаться во вполне приличных местах, даже у официальных дилеров.

«Тотальная» проверка

Обезопасить себя от подобной покупки можно соблюдая обычные правила: проверять машину на все, что можно. Если ремонт выполнен совсем некачественно, то это будет видно: разная толщина зазоров между деталями, наплывы краски там, где их обычно не видно (под уплотнителями, обшивкой, в багажнике или под капотом), отличие оттенков цвета деталей, незаводские сварные швы и т.п. Качественную работу нужно проверять уже с толщинометром, а лучше при помощи специалистов (такие услуги, к примеру, оказывает сервис независимой автодиагностики Drom Assist).

Отдельное дело — юридическая проверка. По ПТС можно понять, как автомобиль попал на российский рынок. Если документ выдавался таможней, то машина была когда-то ввезена, и по VIN и номеру кузова можно самостоятельно или за небольшую плату восстановить заграничную историю жизни транспортного средства, в том числе и участие в авариях и реальный пробег. Но если первым в списке «владельцев» числится официальный российский дилер и ПТС выдан в ГИБДД, то это значит, что машина была продана новой в России. Зная VIN автомобиля, можно запросить его историю, участие в ДТП и наличие ограничений на сайте ГИБДД.

Как показала практика, верить на 100% этому ресурсу нельзя. На примере нашей Креты мы выяснили, что, видимо, не вся информация об авариях попадает в общедоступную базу. Или же она оттуда вовремя исчезает.

Проверка истории регистрации дромо-Креты в ГИБДД показала предсказуемый результат: у машины было два владельца, два физических лица — бывший и настоящий. Обратите внимание: акт передачи годных остатков был подписан 10 марта, а регистрация прекратилась только 8 апреля, когда мы сами подали на приостановление учета. Новый владелец у машины появился 17 мая. То есть на поиск покупателя разбитой машины и восстановление ушло более двух месяцев.

Проверка же на участие в дорожно-транспортных происшествиях ничего не показала: «Записи не найдены». Под таким прикрытием машину действительно можно продавать как «небитую», «некрашеную». Будущий владелец все равно не сможет узнать правды, по крайней мере от ГИБДД. Есть несколько сайтов, которые бесплатно или за небольшую плату могут проверить историю автомобиля, например, по актам с перечислением необходимых для восстановления деталей, которые страховые компании иногда выкладывают в открытый доступ, но факта самой аварии в подобном отчете не будет.

17 июля в базе ГИБДД не было никаких данных о ДТП с дромовской Кретой

Специально ли информация о некоторых авариях не доходит до баз данных ГИБДД или это случайности, проследить невозможно. Чтобы развеять наши сомнения, мы отправили запрос в ГИБДД. Если раньше пресс-служба реагировала на наши письма быстро и содержательно, то в этот раз перезвонили на следующий день и поинтересовались, зарегистрирован ли Дром как СМИ и пообещали ответить на общих основаниях через 30 дней.

Объяснения по аварии Креты пришли в трех письмах с приложениями гораздо раньше и вполне ожидаемые: все списали на человеческий фактор. Но обо всем по порядку.

Когда происходит ДТП и на его оформление вызывается ГИБДД, то звонок в соответствии с «Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» фиксируется в Книге учета сообщений о происшествиях (КУСП) того подразделения, на территории которого произошло событие. В нашем случае, помимо вызова участниками аварии, сообщение о ДТП прошло по каналам ЭРА-ГЛОНАСС и зафиксировано там дополнительно.

Далее диспетчер определяет ближайший к месту ДТП экипаж, который получает указание прибыть на место и оформить все по регламенту. На место встречи Креты и лесовоза прибыли лейтенант полиции Бессмертный В.В. и лейтенант полиции Денисов Д.А. Ими были взяты объяснения от участников, составлены схема ДТП, отказ в возбуждении дела об административном правонарушении, оформлена справка по форме № 154 — полный пакет для страховой или суда, если кто-то не согласен с результатами.

После оформления инспектора должны были внести данные по аварии в АИУС ГИБДД — автоматизированную информационно-управляющую систему, интегрированную с Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На основании этой базы формируется отчетность, собирается статистика, а ее незначительная часть как раз используется для сервиса ГИБДД по проверке автомобилей.

Помимо вопросов о конкретной аварии мы поинтересовались у ГИБДД, как происходит формирование АИУС ГИБДД и почему информация о ДТП может в нее не попасть. В нашем запросе также были следующие вопросы:

Существуют ли особые процедуры прекращения регистрации автомобилей, признанных страховыми компаниями не подлежащими восстановлению и реализуемых ими как годные остатки?

Может ли обычный гражданин обезопасить себя от подобной ситуации (нет информации о произошедшем ДТП)?

Предпринимаются ли МВД какие-либо меры для ограничения появления на рынке тотальных и, следовательно, небезопасных автомобилей?

Пока ответов мы не получили.

Но из-за сбоев в работе системы, а именно «невозможности ввода VIN», информация об аварии не была внесена вовремя. После нашего обращения запись о ДТП под № 280000118 в системе появилась, в отношении лейтенантов возбуждена служебная проверка. Но нынешнему владельцу Креты она сейчас никак не поможет, если не навредит появлением информации об аварии в общем доступе, когда он решит поменять автомобиль.

Полный текст заключения по результатам нашего обращения в ГИБДД довольно любопытен:

31 июля запись о ДТП Креты появилась на сайте ГИБДД

Что делать, если вы стали владельцем «тотала»?

Тем же, кому таки досталась восстановленная машина, можно посочувствовать и лишь надеяться, что свое она отходит как положено. В сети достаточно роликов о том, как выглядит качественно восстановленный «тотал», и что происходит с такими «франкенштейнами» после ДТП: при хорошо выполненных работах по сварке кузова и выравниванию деталей — ничего страшного. Вот и нынешний владелец Креты говорит, что никакого криминала в ее поведении нет. Но вот что будет с отремонтированным кузовом через год, после зимы?

Если машина была куплена у частного лица, то доказать, что аварийная техника была продана по злому умыслу, шансов очень мало, но они все же есть. Вернуть деньги назад можно лишь в том случае, если в договоре была указан настоящая стоимость автомобиля, а не символические 10 или 100 тысяч рублей (Налог с продажи авто: почему не надо соглашаться на 10 тыс. руб. в договоре). С автосалонами шансов на возврат машины больше, поскольку оформление купли-продажи более детальное, а в договоре прописано больше обязательств. Но в большинстве случаев все это решается уже в судах либо «по понятиям», если есть определенный силовой ресурс.

Отчасти проблему появления на рынке восстановленных автомобилей должен решить электронный паспорт транспортного средства, который будет введен в 2018 году. Дело в том, что информацию о машине может вносить в него не только ГИБДД, дилер, страховая или другая аккредитованная организация, но и сам владелец. Для этого он может обратиться к оператору (АО «Электронный паспорт») с просьбой о внесении соответствующих данных в систему электронных паспортов и предоставить доказательства этих данных (справку о ДТП форма № 154, акт передачи автомобиля страховой компании и т.п.).

Пока же, если верить продавцам машин, то все они «не биты», «не крашены». Как будто в России не бывает серьезных аварий, а всего лишь легкие «притирки» во дворах и у торговых центров.

Если же попробовать «подбить бабки» для тех, кто занимается этим бизнесом (по сути, ничего противозаконного в продаже восстановленных автомобилей в России нет, если не доказан факт какого-либо мошенничества), то «бюджет» выйдет приблизительно следующим. Как вы помните, годные остатки Креты страховая оценила в 622 500 руб. Да, список требующихся для ремонта запчастей и работ у официального дилера выглядел внушительно, как и стоимость возможного восстановительного ремонта. Но мы прекрасно понимаем, что «дядя Вася» в гараже, скорее всего, не будет использовать оригинальные детали, а порой не побрезгует и «бэушными». Пообщавшись инкогнито с владельцами некоторых подобного рода «сервисов», мы выяснили, что битую Creta некоторое взялись бы привести в первозданный вид всего за 250 тысяч рублей. Самые «добросовестные» попросили больше 350 000 рублей. Но даже при таком раскладе выходит, что продавец в итоге положил в карман 1 140 000 (цена, за которую восстановленная Крета была куплена) — 622 500 (годные остатки) — 370 000 (ремонт) = 147 500 рублей. Не такой плохой «бонус».

Учитывая всю эту информацию и нашу приблизительную калькуляцию полученной выгоды, становится очевидным, почему подобный «бизнес» в России процветает и чувствует себя довольно комфортно.

Текст: Ирина Зверкова, Дмитрий Кротов

По мнению страхователей полная гибель автомобиля подразумевает ситуацию, когда его просто невозможно восстановить. Однако, в рамках страховки ОСАГО, автомобиль считается погибшим в том случае, если стоимость восстановления превышает 70% от полной стоимости транспортного средства.

Например, на момент ДТП цена автомобиля оценивается в 1 млн. рублей, а стоимость восстановительного ремонта более 700 000 рублей. В таком случае транспортное средство считается не подлежащим к восстановлению (тотальное ТС).

Что делать водителю, если его автомобиль признали тотальным?

Все просто — водитель получает деньги с вычетом годных остатков.

Если в результате ДТП автомобиль признан полностью погибшим, но в нем остались детали, которые можно продать владельцу ТС той же модели, страхователь получает компенсацию по ОСАГО.

Расчет компенсации выглядит следующим образом:

  1. Страховая компания определяет стоимость автомобиля на момент аварии.
  2. Страховая компания выявляет годные остатки транспортного средства.
  3. Из стоимости автомобиля вычитаются годные остатки, получается сумма, на которую может претендовать страхователь.

Например, автомобиль на момент ДТП стоит 1 млн. рублей, а годных остатков вышло на 200 000. В таком случае, страхователь претендует на 800 000 рублей.

Основание «Закон об ОСАГО” ст.12 п.18 — в случае полной гибели имущества выплата равняется разности между рыночной стоимостью авто и годными остатками.

Подробнее: Закон об ОСАГО ст. 12

Выплата по ОСАГО после полной гибели авто

Для начала необходимо удостоверится в том, что транспортное средство не подлежит восстановлению по страховке ОСАГО. В случае, если есть сомнения можно обратиться к независимому авто-эксперту и провести ТО самостоятельно. Если транспортное средство признано тотальным независимой экспертизой, желательно уточнить стоимость годных остатков.

На независимой экспертизе должен присутствовать представитель страховой компании. Страховщик приглашается телеграммой за 3 рабочих дня до проведения технического осмотра.

Стоит учитывать, что экспертизу в первую очередь проводит сам страховщик, обращаться за независимым ТО можно, если есть сомнения в достоверности данных.

Если пришлось воспользоваться независимой экспертизой, а результаты страховщика не совпали с вердиктом самостоятельного ТО — страхователь вправе написать претензию на компанию.

Страховщик может отказать в выплате и не согласиться с результатами. В таком случае, страхователь готовит исковое заявление и подает в суд на страховую компанию. Здесь важно воспользоваться услугами грамотного автоюриста, который поможет отстоять права в суде.

На рынке страховых компаний большая конкуренция. Ни один страховщик не станет портить свою репутацию, поэтому водитель может не переживать о судьбе транспортного средства.

Без ОСАГО автомобилист теряет куда больше возможностей и денег, ведь если нет страховки, покрывать любой ущерб придется самостоятельно.

Если у вас все еще нет страховки, рекомендуем оформить е-ОСАГО на нашем сайте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *