Телекоммуникационные услуги

Виды электросвязи, понятие сети, службы и услуги электросвязи

12345678

Колледж телекоммуникаций и информатики

Сети связи

Материал для выполнения контрольной работы

(№ заданий которых нет, даны в самой методичке по контрольной)

Новосибирск

ЗАДАНИЕ

1 вариант

Сети электросвязи

Основные понятия и определения

Человечество не может создавать материальные блага, не воздействуя на природу и не осуществляя передачу, запись и хранение информации.

· Под информацией понимается совокупность сведений о каком-либо событии, о состоянии некоторой материальной системы.

· Форма представления информации называется сообщением.

Любое сообщение имеет информационный параметр, в изменении которого «заложена» информация, содержащаяся в сообщении.

Например: у звуковых сообщений информационный параметр – звуковые колебания. Для неподвижных изображений информационный параметр – коэффициент отражения и т.д.

· Если информационный параметр может принимать любые значения в некотором интервале, то сообщение называется непрерывным.

Пример: звуковые сообщения, полутоновые изображения.

· Конечное число возможных информационных параметров является признаком дискретного сообщения.

Примеры: текстовые сообщения, цифровые сообщения.

Для передачи сообщений на расстояние используются физические процессы. Такими процессами могут быть звуковые или электромагнитные волны, электрический ток.

· Физический процесс, отображающий передаваемое сообщение, называется сигналом.

· Передача и прием сообщений любого рода с помощью электрических сигналов называется электросвязью.

Электрические сигналы распространяются со скоростью 3*108м /с.

Структурная схема системы электросвязи

Для передачи сообщений средствами электросвязи между источником сообщения и получателем организуется система электросвязи (рис.1.3.).

· Система электросвязи – совокупность технических средств и среды распространения сигналов, обеспечивающих передачу сообщений от источника к получателю.

Сообщение от источника информации (ИИ) (люди, датчики, ЭВМ) поступает на вход преобразователя, где преобразуется в первичный электрический сигнал (микрофон, телеграфный ключ, видеокамера). В передатчике первичный сигнал преобразуется к виду, пригодному для передачи через среду распространения (проводная, открытое пространство). В процессе передачи электрический сигнал искажается в результате воздействия источника помех. Приемник выделяет из суммы вторичного сигнала и помехи только вторичный электрический сигнал и преобразует в первичный. В преобразователе (телефон, ЭЛТ, записывающее устройство) первичный электрический сигнал преобразуется в копию передаваемого сообщения, которое поступает к получателю сообщения. Передатчик, линия связи и приемник образуют канал связи.

Рис.1.3 Структурная схема системы электросвязи

Виды электросвязи, понятие сети, службы и услуги электросвязи

Неоднородность передаваемых сообщений привели к созданию нескольких видов электросвязи. На рис.1.4. представлена классификация современных видов электросвязи.

Рис.1.4. Классификация современных видов электросвязи.

Задание

2 вариант

Основные понятия и определения

Человечество не может создавать материальные блага, не воздействуя на природу и не осуществляя передачу, запись и хранение информации.

· Под информацией понимается совокупность сведений о каком-либо событии, о состоянии некоторой материальной системы.

· Форма представления информации называется сообщением.

Любое сообщение имеет информационный параметр, в изменении которого «заложена» информация, содержащаяся в сообщении.

Например: у звуковых сообщений информационный параметр – звуковые колебания. Для неподвижных изображений информационный параметр – коэффициент отражения и т.д.

· Если информационный параметр может принимать любые значения в некотором интервале, то сообщение называется непрерывным.

Пример: звуковые сообщения, полутоновые изображения.

· Конечное число возможных информационных параметров является признаком дискретного сообщения.

Примеры: текстовые сообщения, цифровые сообщения.

Для передачи сообщений на расстояние используются физические процессы. Такими процессами могут быть звуковые или электромагнитные волны, электрический ток.

· Физический процесс, отображающий передаваемое сообщение, называется сигналом.

Из множества возможных физических параметров сигнала (например: амплитуда, частота, фаза и т.д. ) для отображения изменения передаваемого сообщения используется один или несколько параметров этого сигнала. Эти параметры называются представляющими.

Характер изменения представляющих параметров сигнала во времени позволяют ввести следующие математические модели сигнала:

1) аналоговый сигнал – сигнал, у которого каждый представляющий параметр задается функцией непрерывного времени с непрерывным множеством возможных значений (рис 1.1 );

2) дискретный по уровню сигнал – сигнал, у которого значения представляющих параметров задается функцией непрерывного времени с конечным множеством возможных значений (рис. 1.2 ). Процесс дискретизации сигнала по уровню носит название квантования;

3) дискретный по времени сигнал – сигнал, у которого каждый представляющий параметр задается функцией дискретного времени с непрерывным множеством возможных значений;

4) цифровой сигнал – сигнал, у которого значения представляющих параметров задается функцией дискретного времени с конечным множеством возможных значений.

· Передача и прием сообщений любого рода с помощью электрических сигналов называется электросвязью.

Электрические сигналы распространяются со скоростью 3*108м /с.

Всякий электрический сигнал представляет собой изменяющуюся во времени электрическую величину, следовательно, может быть выражен функцией времени. Наиболее простой электрический сигнал гармонический – изменяющийся по закону синуса. Реальные сигналы сложны, их можно представить совокупностью ряда гармонических составляющих (гармоник).

· Совокупность составляющих, соответствующих одному сигналу принято называть спектром этого сигнала.

· Интервал частот, охватывающий все составляющие сигнала, называется шириной спектрасигнала.

Телефонные сигналы, сигналы звукового вещания, телевидения и др. являются сложными и состоят из большого числа гармонических составляющих. Например: спектр речевого сигнала составляет 8 …12 кГц, сигналы вещания при передаче музыки занимают спектр частот 16….20 кГц.

Рис.1.1. Непрерывный сигнал Рис.1.2. Дискретный сигнал

1 задание

3 вариант

· Канал передачи – совокупность технических средств и среды распространения, обеспечивающая передачу сигналов электросвязи в определенной полосе частот с определенной скоростью передачи между двумя СС, СУ или между СС СУ (рис.1.10.)

Канал передачи называется типовым, поскольку его параметры нормализованы (полоса частот или скорость передачи).

Существует несколько типовых каналов передачи, предназначенных для передачи различных сообщений:

>Международная связи и услуги роуминга, НДС

НДС с услуг связи, налог на добавленную стоимость

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ 2017: международная связи и услуги роуминга, ндс.

Учитывая положительную арбитражную практику, полагаем, подтвердив, что организация фактически оказывала услуги иностранным операторам, обеспечивая доступ их абонентов к услугам мобильной связи через свою зону прохождения сигнала, а также что в этом случае сигнал проходит от сети российского оператора до сети, принадлежащей иностранному оператору, организация сможет отстоять правомерность исключения из налоговой базы по НДС сумм, полученных за эти услуги от иностранных операторов. При недостаточно четко обозначенной позиции по какому-либо вопросу в законодательстве о налогах и сборах и отсутствии официальных комментариев компетентных органов организация может воспользоваться правом налогоплательщика и обратиться за письменными разъяснениями в Минфин в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 21 НК РФ.

В этом случае выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения (подпункт 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ). Следует отметить, что главой 21 налогового кодекса особенностей применения вычетов по НДС при реализации услуг международной связи не предусмотрено. В связи с этим вычет НДС по операциям по оказанию услуг международной связи иностранным покупателям осуществляется в общеустановленном порядке с учетом статей 171 и 172 НК РФ (письма Минфина от 15.01.2010 года N 03-07-08/08, от 06.11.2009 года N 03-07-08/231).

Облагаются ли налогом НДС услуги международной связи?

Аналогичный вывод содержится в постановлении девятого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2009 года N 09АП-69/2009, в котором, в частности, приведена следующая аргументация: перечень случаев, в которых налог на добавленную стоимость, предъявленный плательщику НДС при приобретении товаров (работ, услуг), не принимается к вычету, а включается в стоимость приобретаемых товаров (работ, услуг), определен пунктом 2 статьи 170 НК РФ. При этом перечень операций, не подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость (освобожденных от обложения НДС), установлен статьей 149 налогового кодекса России, которая не предусматривает освобождение от налогообложения операций по реализации услуг международной связи иностранным покупателям. Поэтому услуги международной связи, оказываемые иностранным покупателям, относятся к операциям, облагаемым НДС.

В перечень операций, которые не признаются реализацией для целей исчисления НДС, установленный пунктом 2 статьи 146 НК РФ, услуги международной связи, оказываемые иностранным покупателям, также не включены. Место реализации работ и услуг определяется в соответствии со статьёй 148 НК РФ, согласно которой местом реализации услуг международной связи иностранным покупателям признается территория РФ. Таким образом, состав операций, налог на добавленную стоимость по которым не принимается к вычету и включается в стоимость приобретаемых товаров (работ, услуг), предельно четко определен в НК РФ и не включает в себя операции по оказанию услуг международной связи. Поскольку специальный порядок применения вычетов НДС при осуществлении операций по оказанию услуг международной связи иностранным операторам не установлен, следует руководствоваться общеустановленным порядком применения вычетов НДС с учетом положений статей 171, 172 налогового кодекса.

Налогообложение информационно-консультационных услуг

Любым компаниям, не исключая страховщиков, в процессе своей деятельности нередко приходится обращаться за консультациями и определенной информацией к специалистам. Как показывает практика, налоговые органы при проверках с настороженностью относятся к таким расходам. Как квалифицировать и правильно обосновать необходимость в получении информационно-консультационных услуг с учетом возможных налоговых последствий?

Потребность в такого рода услугах может быть связана как с возникновением сложных вопросов в области бухгалтерского и налогового учета, так и с необходимостью маркетинговых исследований, подбора персонала и даже автоматизацией. Консультационные и информационные услуги, как правило, оказывают аудиторские, консалтинговые, юридические фирмы, образовательные учреждения и другие субъекты.

Анализ проблем, связанных с предоставлением, использованием, учетом и налогообложением информационно-консультационных услуг, по нашему мнению, следует начинать с ответов на следующие вопросы:

  • что понимается под консультационными и информационными услугами в широком смысле слова;
  • как квалифицировать результат деятельности лиц, оказывающих информационно-консультационные услуги, — как услугу или как работу;
  • в чем с позиций налогообложения состоят риски потребителей консультационно-информационных услуг;
  • как доказать реальность и экономическую обоснованность услуг.

Определение консультационных и информационных услуг

Консультационные услуги — это особый вид услуг по предоставлению информации в различных формах. Консультирование может осуществляться в письменной (ответы на вопросы) или в устной (консультационные семинары) форме. Причем информация, полученная в процессе консультирования, может касаться любой из сфер деятельности организации.

Информационные услуги — это действия субъектов (собственников и владельцев) по сбору, обобщению, систематизации информации и предоставлению результатов ее обработки в распоряжение пользователя (т.е. обеспечение пользователей информационными продуктами). Информационная продукция предоставляется пользователю в разной форме — на электронных носителях, на бумаге, сброшюрованной в сборники нормативных актов, официальных документов, в устной форме и т.д.

В силу материальности информационных продуктов возникает недвусмысленный вопрос: а была ли услуга в том значении, которое определили ей Гражданский кодекс РФ и Налоговый кодекс Российской Федерации?

Гражданское законодательство под услугой понимает совершение исполнителем определенных действий или осуществление определенной деятельности (п. 1 ст. 779 ГК РФ). Для целей же налогообложения услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ). Тем не менее Минфин России убедительно доказывает <1>, что консультационно-информационные услуги — это действительно услуги, а не работы: «В соответствии со ст. 779 гл. 39 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Правила гл. 39 ГК РФ применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным гл. 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 ГК».

<1> Письмо Минфина России от 15.07.2008 N 03-03-06/1/404.

Налоговый риск

Консультационные и информационные услуги традиционно являются объектом повышенного внимания со стороны налоговых органов. Не секрет, что некоторые недобросовестные налогоплательщики действительно используют маркетинговые, информационные, консультационные и тому подобные услуги, чтобы уйти от уплаты налогов. Но даже если помыслы налогоплательщика чисты и услуги ему были реально оказаны, налоговики все равно будут проверять эти расходы с особой тщательностью. Поэтому они прежде всего должны соответствовать критериям, установленным ст. 252 НК РФ: расходы должны быть экономически обоснованны, то есть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Связь расходов с деятельностью компании могут обосновать письменные рекомендации консультанта консалтинговой компании, договоры, заключенные с найденными благодаря консультационным услугам партнерами (или проекты таких договоров, соглашения о намерениях и пр.). Но если проверяющий орган докажет, что организацией получена необоснованная налоговая выгода, он откажет в признании расходов в целях налогообложения прибыли.

В соответствии с п. 6 Постановления Пленума ВАС N 53 <1> судам необходимо иметь в виду, что основанием для признания налоговой выгоды необоснованной не могут служить сами по себе следующие обстоятельства:

  • взаимозависимость участников сделок;
  • неритмичный характер хозяйственных операций;
  • разовый характер операции;
  • осуществление расчетов с использованием одного банка и т.п.

<1> Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды».

Однако эти обстоятельства в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами (например, консультационные услуги оказаны вне связи с основной деятельностью организации) могут быть признаны свидетельствующими о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. К сожалению, Налоговый кодекс РФ не определяет четких критериев, согласно которым расходы могут быть признаны обоснованными. Поэтому решение о правомерности включения затрат на консультационно-информационные услуги в расходы налоговые органы, как правило, принимают исходя из подсказанных опытом собственных критериев.

Для того чтобы исключить спорные вопросы с налоговыми органами, страховщику рекомендуется ответить на следующие вопросы:

  • привели ли расходы на рассматриваемые услуги к получению дохода?
  • соответствуют ли оказанные услуги виду деятельности организации?
  • не завышена ли стоимость предоставленных услуг?
  • можно ли было избежать привлечения сторонних консультантов, если в штате организации имеются квалифицированные специалисты соответствующего профиля?

Однако и Конституционный <2>, и Высший Арбитражный Суд неоднократно подчеркивали, что обоснованность расходов, уменьшающих полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ст. 8 гл. 1 Конституции РФ) организация осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. Например, проверяя в организации правильность исчисления налога на прибыль, налоговый орган не принял затраты на информационные и консультационные услуги, поскольку в налоговом периоде отсутствовала выручка по данному виду деятельности. ФАС Северо-Западного округа в своем Постановлении <3> опроверг доводы налогового органа. Суд указал, что экономическая обоснованность понесенных налогоплательщиком расходов определяется не фактическим получением доходов в конкретном налоговом периоде, а направленностью таких расходов на получение дохода. Не спорит с этим и Минфин России <4>.

<2> Определение Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 320-О-П.
<3> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.06.2004 N А56-32759/03.
<4> Письмо Минфина России от 22.10.2007 N 03-03-06/1/729.

Иногда претензии проверяющих связаны с тем, что для оказания консультационных услуг привлекаются сторонние специалисты, несмотря на наличие аналогичных специалистов в штате организации. Так, в ходе проверки налоговая инспекция посчитала, что консультационные услуги, оказанные налогоплательщику сторонними организациями при наличии соответствующих специалистов в его штате, не являются экономически оправданными. Однако в своем Постановлении ФАС Северо-Западного округа <5> признал экономически обоснованными и рациональными расходы налогоплательщика на оплату услуг организационного аудита сторонней организации. Довод налогового органа о том, что в организации существовала группа внутреннего аудита, был отклонен судом, поскольку, как пояснил налогоплательщик, у него не имелось достаточно квалифицированных специалистов для осуществления оптимизации управленческих процессов. Также имеются и другие судебные решения в пользу налогоплательщиков <6>.

<5> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.10.2005 N А66-12629/2004.
<6> Постановления ФАС Поволжского округа от 27.09.2007 N А65-7573/2006-СА2-9, Западно-Сибирского округа от 17.09.2007 N Ф04-6333/2007(38133-А27-15).

Документальное подтверждение реальности услуги

Получая консультационные, информационные, маркетинговые услуги, налогоплательщик должен быть готов к тому, что ему придется доказывать их реальность, то есть подтверждать сам факт оказания услуг. Поэтому большое значение придается оформлению документов, подтверждающих факт выполнения услуг и удовлетворяющих требованиям самых недоверчивых налоговиков.

В первую очередь необходим договор, предмет которого выражен ясно и четко, а не ограничивается лишь формулировкой «оказание консультационных или информационных услуг». В договоре необходимо указывать, что конкретно получит заказчик от оказания данных услуг. В предмете договора на оказание разовой услуги должна быть сформулирована тема консультации. А если договор абонентский, рекомендуется предусмотреть в нем формы заявок или отчетов, по которым можно установить связь оказываемых услуг с деятельностью заказчика. Особенно это важно, когда консультации оказываются в устной форме.

Поскольку по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик — оплатить эти услуги (ст. 779 ГК РФ), то договор считается заключенным тогда, когда в нем будут перечислены все действия, которые должен будет совершить исполнитель <1>. При этом заказчик обязан принять услуги у исполнителя (ст. 783, п. 1 ст. 720 ГК РФ), что и оформляется актом оказания услуг. Если в договоре не указано, по каким вопросам проводятся консультации, за какой период времени, с целью получения какого результата для заказчика, невозможно установить предмет договора (конкретные действия), в связи с чем он может быть признан незаключенным <2>.

<1> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 29.09.1999 N 48.
<2> Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.05.2008 N А33-5959/07-Ф02-1924/08.

Подчеркнем, что первичным учетным документом, которым можно одновременно подтвердить и количество, и стоимость, и качество консультационно-информационных услуг, является именно акт об оказании услуг. Поэтому инспекторы с особой тщательностью проверяют его содержание. Между тем в Налоговом кодексе РФ никаких специальных требований к этому документу нет, как нет и его унифицированной формы. А поскольку унифицированной формы акта не существует, стороны должны разработать ее самостоятельно. Но не стоит забывать, что, если в представленных актах приемки не будет конкретного перечня предоставленных информационно-консультационных услуг, он не позволит определить, какие конкретно услуги были оказаны компании и в каком объеме, а значит, признание расходов будет весьма проблематично.

Пакет подтверждающих документов может содержать и отчет об оказанных услугах, который тоже не должен носить теоретический, обезличенный характер. Зачастую в отчетах о выполнении договоров на консалтинговые, информационные, консультационные и иные аналогичные услуги отсутствуют рекомендации, выработанные для конкретной компании. Исполнитель отделывается общими фразами. Неудивительно, что в таких случаях у налоговых органов появляются сомнения в практической ценности полученной заказчиком информации.

Таким образом, во избежание трений с контролирующими органами необходимо в договоре на оказание консультационных услуг предусмотреть, какие конкретно виды услуг оказываются исполнителем, в акте отразить факт оказания именно этих услуг и привести расчет их стоимости. Иначе неминуем проигрыш в споре с налоговиками, так как суды в этом вопросе часто поддерживают их <1>. Например, многие суды не принимают акты в качестве документов, подтверждающих оказание услуг, если в них нет информации о проведенных консультациях, предоставленных рекомендациях и подготовленных для заказчика документах.

<1> Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.02.2008 N А19-3714/06-40-5-Ф2-559/07-С1, от 31.05.2006 N А19-39593/05-51-Ф02-2541/06-С1 по делу N А19-39593/05-51, Уральского округа от 04.05.2006 N Ф09-3348/06-С7, Волго-Вятского округа от 28.01.2008 N А29-2743/2007, Поволжского округа от 16.09.2008 N А72-1944/08.

Примечание. Подтверждающие документы должны содержать сведения о конкретном перечне услуг и расчет их стоимости, фиксировать факт их предоставления.

Иногда арбитражная практика складывается в пользу налогоплательщиков, хотя уповать на благополучный исход спора в любом случае не стоит. Например, есть решения судов, не считающих степень подробности актов основанием для того, чтобы исключить стоимость оказанных услуг из расходов <2>. Кроме того, арбитражная практика подтверждает правомерность акта, в котором есть просто отсылка к договору и указание стоимости оказанных услуг, а если к тому же в отчетах исполнителя конкретизированы виды услуг, перечисленных в актах, то такие расходы уменьшают налоговую базу по прибыли <3>.

<2> Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.09.2007 N Ф04-6333/2007(38133-А27-15).
<3> Определение ВАС РФ от 28.11.2007 N 15254/07, Постановление ФАС Московского округа от 21.04.2009 N КА-А40/2831-09 по делу N А40-24964/08-112-78 и др.

Нередко налоговики придираются к отдельным дефектам в актах приемки, считая такие акты недействительными. Однако суды в данном случае более лояльны к налогоплательщикам. Так, например, согласно Постановлениям Президиума ВАС РФ <4> налогоплательщик вправе уменьшать налогооблагаемую прибыль на осуществленные расходы, если в актах приема-передачи оказанных услуг имеются отдельные дефекты. По мнению суда, любые документы, позволяющие установить факт несения затрат налогоплательщиком, могут служить документальным подтверждением расходов. В Постановлении ФАС Северо-Западного округа <5> суд признал акты приема-передачи оказанных услуг и отчеты по итогам оказания услуг за каждый месяц достаточными доказательствами, подтверждающими понесенные расходы.

<4> Постановление Президиума ВАС РФ от 02.06.1998 N 842/98 и от 24.11.1998 N 512/98.
<5> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.09.2007 N А44-447/2007.

Если из актов непонятно, какие услуги и в каком объеме были оказаны, факт получения юридических и консультационных услуг, их экономическая обоснованность и факт их оплаты могут быть подтверждены другими документами. Суд посчитал, что, поскольку перечень первичных документов, подлежащих оформлению при осуществлении налогоплательщиком хозяйственных операций, Налоговым кодексом РФ не установлен, при решении вопроса о возможности учета тех или иных расходов в целях налогообложения прибыли нужно исходить из того, подтверждают документы налогоплательщика факт произведения расходов или нет. Например, расходы на абонентское правовое обслуживание могут быть подтверждены договором, актами, счетами, платежными поручениями, а также копиями исковых заявлений, договоров и судебных актов, документами, подтверждающими участие в качестве представителя от имени компании в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. По мнению суда, общий характер оказанных консультаций и отсутствие рекомендаций, выработанных специально для налогоплательщика, не свидетельствуют о некачественном оказании услуг, когда вполне достаточно подготовки информации и ее анализа по интересующим заказчика вопросам <1>. Но не всегда налогоплательщикам так везет. Например, в Постановлении ФАС Дальневосточного округа <2> суд исключил из состава расходов затраты на информационно-консультационные услуги, поскольку акты приемки не позволяли идентифицировать виды оказанных услуг. Отчеты исполнителя суд счел носящими обезличенный характер, не позволяющий определить, какие именно услуги оказывались непосредственно исполнителем по договору.

<1> Постановления ФАС Северо-Западного округа от 21.11.2006 N А05-2732/2006-34, Западно-Сибирского округа от 18.12.2006 N Ф04-8314/2006(29329-А27-33) по делу N А27-9871/06-1, Дальневосточного округа от 13.08.2008 N Ф03-А51/08-2/3018.
<2> Постановление ФАС Дальневосточного округа от 14.06.2006 N Ф03-А51/06-2/1410.

Доказательства использования консультаций

При проверках налоговики нередко требуют доказательств того, что результаты услуг были реально использованы в деятельности налогоплательщика. Естественно, доказательства реального использования полученных консультаций в основной деятельности для каждой компании будут свои. Например, доказательством использования услуг по организационному аудиту послужила последующая реорганизация отделов компании <1>. В другом случае доказательством взаимосвязи полученных консультаций по рынку недвижимости с основной деятельностью стало то, что в бухучете компании был показан доход от сдачи помещений в аренду <2>.

<1> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.10.2005 N А66-12629/2004.
<2> Постановление ФАС Московского округа от 26.09.2005 N КА-А40/9184-05.

Но в другой ситуации суд поддержал налоговиков <3>. Налоговые инспекторы указали, что у организации не было обоснованной потребности в юридических услугах адвоката, так как он не принимал участия в судебном разбирательстве. Более того, договор с адвокатом был заключен уже после того, как организация выиграла суд.

<3> Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.09.2007 N Ф04-6462/2007(38372-А27-15).

Обоснованность устных консультаций

Нередко консультации даются в устной, а не в письменной форме. В этом случае акта об оказании услуг может быть недостаточно. Согласно Постановлению ФАС Дальневосточного округа такой способ консультирования не освобождает от обязанности документально доказывать факт оказания услуг. Но поскольку услуги потребляются заказчиком в процессе их оказания исполнителем, то наличие консультации в письменной форме в виде отдельного документа является не результатом оказания услуг, а именно документом, подтверждающим, что услуги оказаны. Кроме того, компания-заказчик может запросить у исполнителя отчет об устной консультации, где будет указано время запроса, темы запроса и краткого ответа.

В то же время отсутствие каких-либо документов, подтверждающих факт оказания консультационных услуг в устной форме, лишит заказчика возможности учесть затраты на такие услуги в целях налогообложения прибыли. Суды могут также посчитать доказанным факт оказания услуг в устной форме на основании пресс-релизов, протоколов совещаний специалистов заказчика и исполнителя, публикаций в средствах массовой информации. Следовательно, расходы на услуги можно считать экономически оправданными и документально подтвержденными <4>. А вот в Постановлении ФАС Поволжского округа <5> вообще сказано, что консультационные услуги могут быть оказаны не только в письменной, но и в устной форме. Для включения в расходы консультационных и информационных услуг необходимо наличие договора, в котором были бы отражены содержание услуг и их характер. Договор содержит общий перечень услуг, оказываемых исполнителем, а акты выполненных работ и приложения к ним (отчет о проделанной за месяц работе) — конкретный перечень оказанных услуг и часы работы по каждому виду услуг. Поскольку законодательство не содержит требований обязательного и точного документального фиксирования текста получаемых консультаций, затраты на устные консультации при наличии указанных документов могут быть учтены в целях налогообложения прибыли.

<4> Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.12.2006 N Ф04-8314/2006(29329-А27-33) на делу N А27-9871/06-1.
<5> Постановление ФАС Поволжского округа от 16.03.2007 N А57-10728/06-25.

Примечание. Отсутствие документов, подтверждающих факт оказания консультационных услуг в устной форме, может явиться основанием для признания расходов на эти услуги необоснованными.

Проблемы абонентского обслуживания

Нередко организации заключают договоры со сторонними организациями на оказание информационно-консультационных услуг в виде абонентского обслуживания. В результате организация ежемесячно производит их оплату в фиксированной сумме. Такой способ оплаты услуг очень удобен и является довольно экономичным в отличие от оплаты разовых консультаций, так как абонентская плата в этом случае не зависит от количества заданных вопросов. Однако возникает другая проблема: можно ли включить в расходы абонентскую плату за период, когда организация не обращалась за консультациями, и как доказать обоснованность затрат. Налоговые органы зачастую отказываются признавать расходы на консультационное абонентское обслуживание в такой ситуации. С позиций налоговиков затраты в виде фиксированной оплаты, не зависящей от объема оказанных услуг, экономически необоснованны и не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода. Эту позицию разделяют и некоторые суды. Так, ФАС Северо-Западного округа <1>, проанализировав положения гл. 39 «Возмездное оказание услуг» ГК РФ, пришел к выводу, что оплата по договору возмездного оказания услуг может производиться только за реально оказанные услуги. Включение в договор условия о расчетах независимо от фактического оказания услуг противоречит ст. 779 ГК РФ, по смыслу которой исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства лишь при совершении указанных в договоре действий.

<1> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.10.2002 N А44-1131/02-С5.

Аналогичный вывод содержится и в Постановлении ФАС Центрального округа <2>. Как и в предыдущем деле, в ряде периодов услуги организации не оказывались, а оплата по договору производилась ежемесячно и учитывалась компанией в расходах при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. При этом в актах оказания услуг была указана средняя цена согласно договору, а не плата за фактически оказанные услуги. Судьи также сослались на п. 1 ст. 779 ГК РФ и п. 1 ст. 781 ГК РФ, сделав вывод, что оплата по договору возмездного оказания услуг может производиться только за реально оказанные услуги. Поэтому затраты при отсутствии ответных действий, совершаемых контрагентом по договору, признаны экономически необоснованными.

<2> Постановление ФАС Центрального округа от 30.03.2007 N А48-801/06-19.

У Минфина России другая позиция. Он считает, что «расходы по договорам на обслуживание программных продуктов, телефонных номеров, а также расходы на приобретение консультационных и аудиторских услуг, используемых организацией по мере необходимости в течение срока действия договоров, могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций» <1>. Есть положительные решения по этой проблеме и в арбитражной практике. Дело в том, что заключение долгосрочных договоров по принципу абонентского обслуживания является распространенной практикой в сфере оказания юридических и иных консультационных услуг. И многие суды считают, что регулярные платежи, выплачиваемые в виде фиксированной суммы, можно включать в расходы вне зависимости от конкретного объема оказанных услуг <2>. И все-таки желательно во избежание трений с налоговиками хотя бы раз в месяц пользоваться абонементом и обращаться за консультациями или заказать консультантам подборку законодательства и судебной практики в сфере деятельности организации за тот месяц, когда услуги не оказывались.

<1> Письмо Минфина России от 26.05.2008 N 03-03-06/1/330.
<2> Постановления ФАС Поволжского округа от 25.12.2007 N А65-10877/2007, ФАС Уральского округа от 19.11.2007 N Ф09-8659/07-С3.

Примечание. Расходы по договорам на оказание консультационных услуг, заключенным по принципу абонентского обслуживания, могут быть обоснованны, даже если организация в течение отчетного периода не получала услуги.

Посещение разовых семинаров

Что такое разовый семинар и к какому виду услуг его следует отнести — консультационным или информационным? Устоявшимся словосочетанием является именно «консультационный семинар». Тем не менее многие специалисты считают, что проведение семинаров нужно считать оказанием информационных услуг, так как термин «информационные услуги» более точно отражает содержание семинаров и наиболее удобен для налогового учета соответствующих расходов <1>. В отличие от информационных консультационные услуги подразумевают подготовку ответов на конкретные вопросы и, следовательно, требуют соответствующего пакета документов, подтверждающих экономическую целесообразность произведенных расходов (например, консультации в письменном виде). Если же в договоре на посещение семинара фигурирует термин «обучение», то у бухгалтера возникает ряд дополнительных проблем: отнесение затрат к расходам на подготовку и переподготовку кадров содержит существенные ограничения, установленные п. 3 ст. 264 НК РФ.

<1> Газета «Учет. Налоги. Право». 2004. N 4.

Выводы. Итак, подведем итоги. При проверках по налогу на прибыль надо быть готовым к пристрастному изучению инспекторами обоснованности расходов на консультационные услуги. Компании, чтобы отстоять их, следует вооружиться максимальным пакетом документов, подтверждающим реальность оказанных услуг. Это договоры, акты приемки-сдачи работ, отчеты по итогам консультации, счета-фактуры, платежные поручения <2>. В отчете по оказанной услуге необходимо указать тему (например, вопросы трудового законодательства) и расписать как можно более подробно, что конкретно было сделано в ходе консультирования (например, разработаны должностные инструкции, локальные акты, подготовлены образцы унифицированных форм с разъяснениями по их заполнению). Как отмечают в своих решениях судьи, производственная направленность оплачиваемых информационно-консультационных услуг должна быть четко и определенно видна из документов, которые составляются при оказании данных услуг <3>. Также подтверждением обоснованности расходов на консультационные услуги могут служить аналитические отчеты, служебные записки, методические разработки и т.п. Соответствующим образом подготовленные документы доказывают, что компания получила дополнительные экономические выгоды от оказанных услуг. С такой подготовкой судьи принимают расходы на консультационные услуги даже при наличии в штате компании специалистов (консультантов, юристов), в обязанности которых входит выполнение работ, аналогичных указанным в договорах. Хотя нельзя забывать и о том, что российская судебная практика очень противоречива, и, следовательно, рассчитывать на однозначно положительное решение спора с проверяющими органами все же не стоит.

<2> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.02.2009 N А56-11610/2008, от 21.02.2008 N А56-21523/2006.
<3> Постановление ФАС Поволжского округа от 14.12.2006 N А49-4172/2006-249А/17.

Л.Г.Баранова

К. э. н.,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *