Технологии социальной опеки и попечительства

при котором были проведены общий анализ крови, общий анализ мочи, рентгенологическое исследование органов грудной клетки, диаскинтест, анализы мокроты на микобактерии туберкулеза. В 10% (1 пациент) не был поставлен диаскинтест, и в 10% (1 пациент) не выполнены общий анализ мочи, общий анализ крови, анализ мокроты на микобактерии туберкулеза и диаскинтест.

В результате дальнейшего обследования и лечения пациентов после оперативного вмешательства в условия СОПКД, было выявлено, что 20% (2 человека) являлись бактериовыделителями. У 30% (3 человека) установлен инфильтративный туберкулез легких, у 70% (7 человек) пациентов туберкулема легкого. На данный момент лечение в СОПКД продолжают 5 больных, остальным 5 пациентам установлено клиническое излечение.

Заключение. Все вышеперечисленное диктует необходимость более тщательного обследование пациентов и более четкого взаимодействия онкологической и фтизиатрической служб, а также тщательный контроль за выполнением полного объема обследования больных в предоперационном периоде, а именно: тщательный сбор анамнеза для выявления факторов риска развития туберкулеза легких или онкологических заболеваний; проведение многократного исследования мокроты на микобактерии туберкулеза, атипичные клетки, неспецефическую флору; постановка дискинтеста; бронхоскопии с исследованием БАЛ; цитологического и гистологического исследования материала при биопсии легкого до операционного вмешапельства. Литература:

2. Гельберг И.С. Дифференциальная диагностика туберкулеза. Методические рекомендации для студентов// ГГМУ. — 2010. — С.22.

3. Приказ 951 от 29.12.2014г. «Об утверждении методических рекомендаций по совершенствованию диагностики и лечению туберкулеза органов дыхания». — М.: МЗ РФ. — 2014. — 42 с.

УДК 347.64

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Ермоченкова Е.Е

Научный руководитель -к.п.н., доцент Дедов Е.Г.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28. lina-budanova@mail. ru- Ермоченкова Елизавета Евгеньевна

Резюме: Данное исследование посвящено анализу социально важных проблем в области опеки и попечительства. Актуальность данной темы на прямую связана с большим количеством публикаций и монографий на эту тему. Важнейшей задачей государства стоит сохранение института семьи, а опека и попечительство является инструментом регулирования в данной сфере.

Ключевые слова: опека и попечительство, социальная работа, социальные процессы, социальная структура. ESSENCE AND CONTENT GUARDIANSHIP AS A TECHNOLOGY OF SOCIAL WORK. Ermochenkova E. E.

Scientific adviser — Candidate of Pedagogics, assistant professor Dedov E. G.

Smolensk State Medical University,

28, Krupskoy St., Smolensk, 214019, Russia

На протяжении уже долгого времени в Российской Федерации проходят множество дискуссий о проблемах опеки и попечительства. Данный вопрос остро стоит в нашем обществе, и является важным компонентом для социального, экономического и культурного благополучия страны. Демонстрируя этот термин, как меру систем защиты интересов лиц не имеющих возможности в необходимом объеме производить в действие свои индивидуальные потребности и права, несмотря на свою дееспособность или ее полное отсутствие, то конкретная задача опеки и попечительства является содействие и социальная помощь всем категориям лиц, которые в ней нуждаются. Предоставление благ и услуг в необходимом объёме для достойного уровня жизнедеятельности граждан, которые нуждаются в услугах опеки и попечительства.

Опека занимается достаточно большим потоком людей, которые нуждаются в помощи опеки и попечительства. Большой штат высококвалифицированного персонала в данной сфере оказывают необходимую помощь. Опека и попечительство как технология социальной работы имеет достаточно много направлений. Рассмотрим наиболее распространенные формы социальной поддержки органов опеки и попечительства.

Целью данной работы является раскрыть понятие сущности и содержания опеки и попечительства как технологии социальной работы. .

Опека и попечительство — одна из форм осуществления государством защиты основных прав и законных интересов личности. Тема опеки и попечительства очень актуальна на сегодняшний день, так как очень велик процент социально

незащищенных людей, которые либо находятся под опекой или попечительством, либо нуждаются в них, однако вопрос

этот не является исключительно российским, не чужд он и зарубежным правопорядкам. .

Методика

Исследование проведено на основе описательного и аналитического анализа данных органов опеки и попечительство по вопросам технологий и сущности в социальной работе. Результаты исследования и их обсуждение

Патронаж, как социальная поддержка определенных категорий граждан, которые находят вне стационарного лечения. Данный вид помощи оказывается после заявительного принципа в органы опеки и попечительства. К рассмотрению принимаются заявления совершеннолетнего дееспособного лица, которое по медицинским показателям не удовлетворительное состояние здоровье, а так же не имеет возможности самостоятельно осуществлять уход за собой, защищать свои права и обязанности. В сложившихся данных обстоятельствах, государство Российской Федерации берет на себя обязательство ухода и оказания всей необходимой помощи. По необходимости лицо, над которым установлен патронаж имеет право отказаться и над ним прекращается социальная поддержка как патронаж. В Российской Федерации распространены дома-интернаты. Лицам престарелым и инвалидам, оказывают социальную поддержку и устанавливают попечительство над ними. Новая форма социального попечительства над престарелыми и инвалидами являются специальные жилые дома для одиноких пожилых граждан и супружеских пар с полноценный комплексов услуг для поддержания должного уровня жизнедеятельности.

Опека и попечительство имеет также обширное направление в содержании, образовании и воспитании детей, а именно для защиты их интересов и прав, которые установлены законодательством Российской Федерации. Основаниями для установления опеки и попечительства являются: лишение родительских прав и другие случаи оставления детей без родительской заботы, смерть родителей или их отсутствие.

Государство защищает детей, оставшихся без опеки и попечения родителей, и организовывает различные виды форм устройства в семью попечителя на воспитание или же на полную государственную поддержку в специализированные учреждения. Органы опеки и попечительства вместе с специалистами по социальной работе получают информацию о детях, чьи права и интересы нарушены. Эта информация приходит из государственных органов власти, а также от заявлений граждан в органы опеки. Полученная информация обрабатывается и выявляется факт либо подтверждения данной информации, либо ее опровержение.

Зачастую распространен факт подтверждения информации о том, что права и интересы детей наругаются по множеству причин. В соответствии с этим оформляется акт обследования. В нем ведется рекомендательная запись о возможных формах решения проблем.

Имеется практика организации присмотра за детьми их ближайшими родственниками, временное помещение специализированные учреждения и многое другое. Эффективным методом разрешения проблемы является временное изолирование детей от родителей, не заботящихся о своих детях.

Большинство вопросов об опеке и попечительстве решаются на муниципальном уровне. Администрация отправляет в свои структурные подразделения и на отделы образования задачи на осуществление всех необходимых действий, касающихся опеки и попечительства. В их число задач входит:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• изучение условий, в которых проживает несовершеннолетний, и оформление акта обследования;

• временное изолирование ребенка от родителей в специализированные учреждение (приют, интернат);

• поиски кандидатуры опекуна;

• подготовка документации, необходимой для процедуры назначения опекуна либо для его ограничения или отстранения от обязанностей;

• контроль за деятельностью опекуна;

• оказание необходимой помощи.

Опекуном (попечителем) может стать любой изъявивший желание, который является совершеннолетним и дееспособный гражданином. Исключением являются лица, отстраненные когда-либо от обязанностей опекуна (попечителя), лишенных или ограниченных в родительских правах, бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине. Закон также вводит ограничения для опекунов по медицинским показаниям здоровья (больных туберкулезом, имеющих онкологические заболевания, страдающих наркоманией, алкоголизмом.).

Преимуществом при выборе опекунов (попечителей) обладают в первую очередь родственники. Опекуны должны иметь хорошую характеристику и обладать навыками общения с детьми. Им выдаются удостоверения установленного образца, о том что они являются опекуном (попечителем). Гражданин назначается опекуном только с его согласия. Если ребенку, которого берут под опеку исполнилось 10 лет, то также учитывается его мнение, об установлении опекунства. Существуют отдельные случаи, когда родители обращаются в органы опеки и попечительства, чтобы назначить для своего ребенка опекуна, если они не могут по каким-либо причинам заниматься его воспитанием.

Как показывает практика в органах опеки и попечительства, данная просьба удовлетворяется. Опека и попечительство может назначаться на установленный срок, если такие причины имеются.

Выводы

Проведя аналитическое исследование по вопросам технологий социальной работы в органах опеки и попечительства, мы пришли к выводам о необходимости:

1) опека и попечительство являются важными формами социальной защиты граждан, которые не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности.

2) необходимости усовершенствования законодательства

3) развитие и улучшение института приемной семьи и других форм защиты прав и интересов детей, лишенных попечительства, а также недееспособных граждан, является неспособность государства в полной мере выполнять свои обязательства по материальному обеспечению системы социальной опе-ки и попечительства.

Книги

1. Рыбинский Е.М. Указ.соч. Основы социальной работы — с.170 ., 2009.

2. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник для вузов. М.: Юристъ, 1999. 366 с.

4.Алексеев С.С. Теория права. М.: Издательство БЕК, 1995. 267 с. Тезисы докладов

Электронные публикации и базы данных

УДК 616.216.1-002-036.8808

ПАТОЛОГИЯ ОКОЛОНОСОВЫХ ПАЗУХ У БОЛЬНЫХ, ДЛИТЕЛЬНО ЛЕЖАВШИХ В ОТДЕЛЕНИИ АНЕСТЕЗИОЛОГИИ И РЕАНИМАЦИИ Жданова А.В., Вальданова М.Е.

Научный руководитель — доцент, к.м.н. Тихонов В.Г.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул.Крупской, 28. zdanova_nastena@mail.ru -Жданова Анастасия Владимировна

Резюме. Данное исследование основано на анализе результатов компьютерной томографии у 23 пациентов, длительно лежавших в отделении анестезиологии и реанимации. В ходе работы было отмечено, что длительное пребывание в отделении реанимации и анестезиологии приводит к патологии околоносовых пазух в виде их воспаления. Ключевые слова: синусит, отделение анестезиологии и реанимации, околоносовые пазухи.

Scientific adviser — Candidate of Medicine, assistant professor Tikhonov V. G.

Smolensk State Medical University,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28, Krupskoy St., Smolensk, 214019, Russia

Введение. У пациентов реанимационных отделений, у которых длительное время (более 3 — 4 сут.) в полости носа находится инородное тело (интубационная трубка, назогастральный зонд, носовые тампоны), как правило, встречается нозокомиальный синусит .

Нозокомиальный (внутрибольничный) синусит (НС) — заболевание, характеризующееся появлением на рентгенограмме затемнения околоносовых пазух (ОНП) спустя 48 часов и более после госпитализации в сочетании с клиническими данными, подтверждающими их инфекционную природу (новая волна лихорадки, слизистое или гнойное отделяемое из ОНП, лейкоцитоз и пр.); при этом исключены инфекции, которые находились в инкубационном периоде на момент поступления больного в стационар . В структуре возбудителей нозокомиального синусита преобладают так называемые проблемные микроорганизмы, к которым относят прежде всего Pseudomonas (15,9 %), Escherichia coli (7,6 %) и Proteus mirabilis (7,2%). Меньшую часть составляют грамположительные микроорганизмы (31 %). Среди них лидируют виды Staphylococcus (10,6 %), р-гемолитический стрептококк (4,7 %). Грибы описаны в 8,5 % случаев, наиболее часто изолируется Candida .

Нозокомиальный синусит, характеризующийся высокой концентрацией микроорганизмов, может быть также источником вторичного инфицирования ротоглотки, трахеобронхиального тракта и в конечном итоге — легочной паренхимы. Таким образом, существует дискуссия о взаимосвязи нозокомиального синусита и пневмонии т.е. предрасполагает ли нозокомиальный синусит к развитию нозокомиальной пневмонии и обратно. Также имеется ряд работ иностранных авторов, описывающих взаимосвязь нозокомиального синусита и септицемии, когда из крови и пазух высевается один и тот же возбудитель .

Оротрахеальная интубация взамен назотрахеальной, зондирование желудка через рот потенциально являются превентивными мерами, которые могут быть использованы для профилактики нозокомиального синусита. Развитие методов снижения колонизации носовой полости и улучшение синоназальной гигиены может быть полезным в случаях, когда нарушение сознания и назогастральная интубация неизбежны .

УДК 347.64 UDC 347.64

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ SOME ASPECTS AND PROBLEMS OF

УСТАНОВЛЕНИЯ ОПЕКИ ESTABLISHMENT OF GUARDIANSHIP

(ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА) В РОССИЙСКОМ (GUARDIANSHIP) OVER MINORS IN THE

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ RUSSIAN LEGISLATION

Ускова Юлия Валерьевна Uskova Yuliya Valerievna

к.ю.н., доцент кафедры международного частного и Cand.Leg.Sci., associate professor of the Chair of предпринимательского права international private and enterprise law

Кубанский государственный аграрный Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia

университет, Краснодар, Россия

В данной статье рассматриваются вопросы правовой The article questions of a legal regulation of standards регламентации норм семейного и гражданского of the family and civil legislation of guardianship

законодательства об установлении опеки и establishment over minors, about implementation and

попечительства над несовершеннолетними, об protections of their rights, are considered the problems

осуществлении и защите их прав, а также проблемы, arising at practical realization of the relevant standards возникающие при практическом применении are considered

соответствующих норм

Ключевые слова: НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ, Keywords: MINORS, GUARDIANSHIP,

ОПЕКА, ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО, УСЛОВИЯ CONDITIONS OF APPOINTMENT, RIGHT, DUTY,

НАЗНАЧЕНИЯ, ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ, REALIZATION PROBLEM

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Согласно ст. 31 Гражданского кодекса РФ «опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания» . В отличие от помещения в социальное или иное учреждение опека (попечительство) предполагает предоставление каждому подопечному индивидуального «помощника» (опекуна, попечителя). Ввиду того, что опекун (попечитель) проводит с подопечным больше времени, уделяет ему больше внимания и заботы, преимущества данной формы воспитания несовершеннолетнего очевидны. Однако в современных условиях органы опеки и попечительства не всегда имеют реальную возможность выбирать между тем или иным способами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, что само по себе, безусловно, не может не сказаться на интересах детей крайне отрицательно .

Отсутствие широкого применения опеки и попечительства на практике связано в немалой степени с недостаточной государственной

поддержкой этого социального института. Каждый раз государство стремится устроить детей в первую очередь за счет внутренних резервов общества, ибо содержание детей на полном государственном обеспечении требует огромных затрат.

В Федеральном законе «Об опеке и попечительстве», действующем с 1 сентября 2008 года, предусмотрено, что опекунами и попечителями могут быть только совершеннолетние дееспособные граждане с учетом их личных качеств, способностей к выполнению возлагаемых на них обязанностей, а также взаимоотношений между ребенком и опекуном (попечителем), и отношения к ребенку членов семьи опекуна

(попечителя).

Вопрос о том, кого назначить опекуном или попечителем, очень важен, поскольку от него в конечной степени будет зависеть судьба подопечного и условия, в которых ему придется воспитываться и жить, поэтому отношения, которые существуют между этим лицом и подопечным, следует принимать во внимание. Непременным условием успешного семейного воспитания служат добрые,доверительные, свободные от вражды и неприязни отношения воспитателя и воспитанника

При определении круга лиц, которые могут быть назначены опекунами или попечителями, родственные или иные семейные связи с подопечными учитываются, однако не являются обязательными. В то же время назначенный опекун или попечитель может являться одновременно членом семьи подопечного лица.

Советское семейное законодательство предусматривало возможность назначения опекуна (попечителя) даже без его согласия. Однако на практике предпочиталось назначать опекуна только в тех случаях, когда он сам выражал на это согласие, без чего нельзя было рассчитывать на создание нормальных семейных отношений. Назначались опекуны

(попечители) обычно из лиц, близких подопечному — родственников или друзей родителей, либо, если таких не было, из лиц, выделенных общественной организацией или избранных самим органом опеки и попечительства .

Современное законодательство называет в качестве обязательного условия назначения опекуном (попечителем) согласие лица на выполнение опекунских обязанностей, что объяснить нетрудно. Только свободное волеизъявление, желание заменить ребенку родителей может быть предпосылкой успешного воспитания, забота не может строиться на принуждении. Однако существует не так много людей, готовых обременить себя такими заботами, и чаще всего это бывают близкие родственники.

В связи с этим представляется возможным пересмотреть норму о том, что опекунами (попечителями) могут быть только совершеннолетние лица, или только опекунами, когда речь идет об установлении опеки над несовершеннолетними. Можно было бы указать, что, например, старшие братья, сестры (полнородные и неполнородные), достигшие возраста 16 лет, могут осуществлять опеку над своими младшими братьями, сестрами, если разница в возрасте с последними не менее 5 лет.

Это положение может действовать в том случае, если близких родственников по прямой или боковой восходящей линии, желающих принять на себя соответствующие обязанности, нет, а братья и сестры проживали и продолжают проживать совместно, между ними существуют близкие родственные отношения. При этом возможно учесть мнение достигших 10 летнего возраста их младших братьев и сестер. Это решение представляется более разумным, чем передача посторонним людям нежелающих расставаться со своими близкими детей. Следует учесть, что согласно закону одно и то же лицо, как правило, может быть опекуном или попечителем только одного гражданина. Передача несовершеннолетних

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам этих детей. Орган опеки и попечительства при необходимости, исходя из интересов подопечных, может назначить одно и то же лицо опекуном или попечителем нескольких подопечных, указав причины, по которым опекуном или попечителем не может быть назначено другое лицо. Однако фактически одно и то же постороннее лицо вряд ли захочет осуществлять опеку над младшим и попечительство над старшим ребенком одновременно.

Для такого установления следует провести эмансипацию старших братьев и сестер (при наличии необходимых для этого условий). Можно предположить, что в силу сложившихся обстоятельств они будут работать и иметь самостоятельный заработок (по трудовому законодательству трудовая правосубъектность по общему правилу наступает с 16 лет). Следует отметить, что согласно трудовому законодательству РФ физические лица, хоть и не достигшие совершеннолетия, со дня приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме даже могут заключать трудовые договоры в качестве работодателей, то есть в определенном смысле принимать на себя ответственность за других людей.

Никто не может утверждать, что, например, несовершеннолетняя мачеха, вступившая в брак с отцом ребенка, не имеет права заниматься воспитанием проживающего совместно пасынка или падчерицы — по закону она хоть и несовершеннолетняя, но дееспособная. Почему же эмансипированный или вступивший в брак опекун (попечитель) вообще, брат или сестра, в частности, не могут быть хотя бы опекунами.

Еще одним аргументом в пользу такого предложения может служить содержащаяся в семейном праве норма о «несовершеннолетних родителях». СК РФ фиксирует внимание на правах несовершеннолетних

родителей, ведь они, будучи сами несовершеннолетними, имеют родительские права, предусмотренные ст. 63, 64 СК РФ.

Несовершеннолетние любого возраста, если они состоят в браке, осуществляют родительские права сами. Иначе обстоит дело, когда брак не заключен. Кодекс определяет возрастные критерии их самостоятельности в осуществлении родительских прав, которые отличаются от установленных ГК РФ. Если несовершеннолетнему родителю, не состоящему в браке, нет 16 лет, он осуществляет свои родительские права вместе с опекуном ребенка, однако если ему уже исполнилось 16 лет, он делает это самостоятельно. Следовательно, СК РФ предусматривает возможность несовершеннолетних родителей воспитывать своих детей, почему же не рассматривать в крайних случаях возможность для несовершеннолетних быть опекунами.

Нововведением в Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» явилось понятие предварительной опеки и попечительства, которые устанавливаются в случаях, если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя. В таком случае орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя, в том числе при отобрании ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, на основании статьи 77 Семейного кодекса Российской Федерации и нецелесообразности помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Опекуном или попечителем в таких случаях по закону может быть временно назначен только совершеннолетний дееспособный гражданин, что тоже вряд ли представляется абсолютно оправданным.

Здесь тем более обоснован менее строгий подход к личности, в частности, опекуна, так как соответствующие меры нужно принимать незамедлительно, а предварительные опека или попечительство

прекращаются, если до истечения месяца со дня принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя они не будут назначены таковыми в общем порядке. То есть существует вероятность дальнейшего более тщательного отбора кандидатов в опекуны из числа совершеннолетних лиц, если такие найдутся.

Разумеется, в семейном законодательстве существует такая форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как фактическое воспитание, которое, к сожалению, до настоящего времени не имеет под собой развитой правовой базы. Возможно осуществлять фактическое воспитание без оформления опекунства, но фактические воспитатели не получают никаких средств на содержание ребенка (у них в дальнейшем может возникнуть право на взыскание алиментов с фактических воспитанников), содержат его исключительно за счет собственных средств, и дети, находящиеся на фактическом воспитании, не имеют даже таких льгот и пособий от государства, как дети-сироты, которым назначен опекун (попечитель).

В этом смысле представляет интерес польское законодательство, где соответствующая норма звучит так: «Опекуном может быть назначено лицо, обладающее полной дееспособностью, не лишенное публичных или родительских прав, а также права быть опекуном..». При этом суд оценивает личные качества предполагаемого опекуна и отказывает в назначении, если есть основания считать, что кандидат не справится с обязанностями опеки над ребенком. В Чехии «попечителем может быть назначено физическое лицо, обладающее дееспособностью, ведущее надлежащий образ жизни, и выразившее свое согласие с таким назначением».

Никто не отрицает, что предоставление несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет относительной свободы, в том числе в гражданско-правовой сфере, не означает, что им вовсе не нужна помощь в

осуществлении тех прав и обязанностей, обладателями которых они являются. Однако следует учесть, что сама история назначения опекунов и попечителей свидетельствует о том, что, несмотря на положения закона, что несовершеннолетнему, в силу разных причин оставшемуся без попечения родителей, должен быть назначен в зависимости от возраста опекун или попечитель, на практике органы опеки и попечительства в интересах несовершеннолетних 16-18-летнего возраста, а также в зависимости от близости совершеннолетия могли и не назначать попечительство, особенно в тех случаях, когда были сделаны выводы о том, что несовершеннолетний может самостоятельно решать те или иные вопросы без посторонней помощи .

Возможно, есть смысл извлекать положительный опыт из истории, применяя его к современным правоотношениям. На наш взгляд, такая практика тоже может послужить аргументом в пользу сделанных ранее предложений (речь об опеке и попечительстве в отношении совершеннолетних недееспособных и ограниченно дееспособных лиц в работе не идет, хотя этот вопрос тоже мог бы решаться по аналогии).

В настоящее время осуществление воспитательных функций опекуном (попечителем), как правило, невозможно без совместного проживания с ребенком. Именно поэтому ст. 36 ГК РФ устанавливает обязанность опекунов (попечителей) несовершеннолетних граждан проживать с подопечными. Очевидно, что такой необходимости нет в тех случаях, когда ребенок почти достиг совершеннолетия и достаточно самостоятелен. Речь идет о детях, чье поведение и поступки свидетельствуют об умении распоряжаться своей самостоятельностью. Поэтому современное российское законодательство хотя бы допускает раздельное проживание попечителя и подопечного, достигшего 16 лет, хотя попечитель обязан регулярно посещать своего подопечного. Для этого необходимо согласие органа опеки и попечительства, которое

может быть дано при условии, что раздельное проживание не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного .

Следует отметить, что в зарубежном законодательстве требования к опекунам (попечителям) могут быть и жестче, чем в России. Например, в Сербии закон вводит ряд ограничений при назначении опекуна из числа родственников: по возрасту-до 60 лет; если вследствие болезни,

физических и психических недостатков или вследствие специфики рода занятий они не в состоянии должным образом выполнять опекунские обязанности; если они уже назначены опекунами над малолетним родственником или опекуном над двумя и более чужими детьми; если женщина имеет собственных детей моложе семи лет; если они имеют троих и более своих детей. Для российского законодательства некоторые такие ограничения неприемлемы, так как у государства меньше возможностей оказывать помощь детям, оставшимся без попечения родителей. Представляется нелогичным без особых на то оснований сужать и так не очень широкий круг возможных опекунов (попечителей), тем самым еще более ухудшая положение детей-сирот, количество которых с каждым годом растет. В нашей стране надо по максимуму стимулировать людей для того, чтобы они брали на себя такой нелегкий труд.

Вряд ли можно назвать разумными указанные требования к верхнему возрастному пределу опекунов и попечителей, в частности, когда речь идет о бабушках и дедушках, выступающих в таком качестве. Весь опыт российской действительности показывает, что у нас, как нигде в зарубежных странах, люди старшего поколения продолжают заботиться о детях, внуках, правнуках, находя при этом и силы на воспитание, и средства на содержание.

Согласно российскому семейному законодательству, лицо, которое по состоянию здоровья не может осуществлять родительские права, не вправе

стать и опекуном (попечителем), поскольку подобного рода миссию выполняют лишь те, кто способен осуществлять надлежащее семейное воспитание ребенка. Однако, возможно, и следует смягчить требования по здоровью, предъявляемые к опекунам (попечителям) наряду с усыновителями, ведь опять-таки правоотношения между опекунами (попечителями) и несовершеннолетними носят, как предполагается, временный характер, и есть все шансы, что даже при наличии некоторых серьезных заболеваний ребенка сумеют дорастить до совершеннолетия и поставить «на ноги». Главное, чтобы такое заболевание не было заразным и позволяло заботиться о ребенке, что все-таки для несовершеннолетнего предпочтительнее, чем пребывание в детском доме.

Так, на данный момент согласно Постановлению Правительства Российской Федерации лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью при наличии следующих заболеваний: туберкулез (активный и хронический) всех форм

локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета; заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации; злокачественные онкологические заболевания всех локализаций; наркомания, токсикомания, алкоголизм; инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета; психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы (II и III степени соответственно), исключающие трудоспособность .

Большинство этих положений абсолютно правомерны и оправданы, однако есть сомнения в том, что заболевания внутренних органов, злокачественные онкологические заболевания на некоторых стадиях, а также заболевания и травмы, приведшие к инвалидности II группы (II степени) могут служить таким непреодолимым препятствием. Известно

немало случаев, когда детей должным образом воспитывают родители -инвалиды II группы, которая, однако, исключает трудоспособность. Представляется разумным не чинить подобного рода препятствий и для опекунов (попечителей), хотя бы тогда, когда детей под опеку (на попечение) принимают родственники, причем они являются единственными кандидатами на роль опекунов (попечителей).

Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» внес отдельные изменения и дополнения в действующее законодательство об опеке и попечительстве, хотя и не изменил коренным образом саму сущность данного института . Как уже указывалось, Закон предусмотрел введение упрощенного порядка назначения опеки и попечительства в случаях необходимости немедленного назначения опекуна или попечителя (предварительные опека и попечительство) (Ст.12), возможности

назначения опекуна и попечителя над несовершеннолетними по заявлению их родителей (с указанием конкретного лица) на период, когда по уважительным причинам они не могут исполнять свои родительские обязанности,а также по заявлению самих несовершеннолетних граждан (Ст.13). Попечитель в отношении несовершеннолетнего гражданина, достигшего возраста четырнадцати лет, может быть назначен органом опеки и попечительства по заявлению такого несовершеннолетнего с указанием конкретного лица.

Кроме этого, единственный родитель несовершеннолетнего ребенка вправе определить на случай своей смерти опекуна или попечителя ребенку. Соответствующее распоряжение родитель может сделать в заявлении, поданном в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Было закреплено преимущественное право близких

родственников ребенка стать опекунами (попечителями), возможность назначения нескольких опекунов или попечителей одному лицу (Ст.10).

В отличие от ранее действующих норм, допускающих выплату

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

опекунам (попечителям) вознаграждения только в одном случае (приемная семья), в новом законе допускается заключение договоров об осуществлении опеки (попечительства). Опека или попечительство по договору устанавливается на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно (Ст.14). То есть таким договором может быть предусмотрена выплата вознаграждения опекуну или попечителю за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации.

По просьбе опекуна или попечителя, добросовестно исполняющих свои обязанности, орган опеки и попечительства вместо выплаты вознаграждения вправе разрешить им безвозмездно пользоваться имуществом подопечного в своих интересах (Ст. 16).

Однако в договоре об осуществлении опеки или попечительства должны быть указаны состав имущества подопечного, в отношении которого разрешено безвозмездное пользование, и срок пользования имуществом подопечного. Орган опеки и попечительства вправе досрочно прекратить пользование имуществом подопечного при неисполнении или ненадлежащем исполнении опекуном или попечителем своих обязанностей, при существенном нарушении опекуном или попечителем имущественных прав и интересов подопечного.

Эта новелла призвана способствовать расширению круга лиц, желающих стать опекунами (попечителями), так как может существенно облегчить их положение и увеличить соответствующие возможности.

Однако полностью реализовать предоставление опекунам (попечителям) вознаграждения за исполнение их обязанностей по договору

в современных условиях достаточно сложно, в особенности за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Не всегда и у подопечного есть имущество, и, соответственно, доходы от него. Да и договор о возмездном осуществлении опекунства и попечительства подпишет далеко не каждое лицо, принимающее на себя эти обязанности, в частности, родственники несовершеннолетнего. Им это может казаться аморальным, так же, как, несмотря на существование брачного договора на законодательном уровне, заключить его решится далеко не каждый.

В своих правах и обязанностях приемные родители приравниваются к опекунам (попечителям), но они, в отличие от последних имеют право на оплату труда, связанного с воспитанием и содержанием приемных детей, которая устанавливается законами субъектов РФ, и зависит от количества принятых на воспитание детей. Кажется справедливым подходить к опекунам (попечителям) с такой же позиции, в особенности, когда под опекой или на попечении находятся более одного ребенка.

В России исторически ситуация складывалась так, что несмотря на то, что на опекуне не лежала обязанность по содержанию подопечных за счет своих средств, уже тогда отмечалось, что «фактически нередко опекуны по своей доброй воле содержат подопечных, хотя закон этого от них не требует».

Представляет интерес норма, содержащаяся в законодательстве Италии. Там, по общему правилу, опекун выполняет свои функции безвозмездно. Тем не менее, судья по опекунским делам может назначить ему справедливое вознаграждение, принимая во внимание объем его работы и сложность управления имуществом опекаемого . Аналогичная норма имеется и в польском законодательстве. Там опекун выполняет свои обязанности безвозмездно. Однако если управление имуществом подопечного потребовало значительного труда, опекунский суд может назначить опекуну вознаграждение в виде периодических выплат или

единовременно выплачиваемой суммы при прекращении опеки. Вознаграждение возможно за счет имущества подопечного, причем в данном случае речь идет не о договорном регулировании отношений. В Чехии попечитель имеет право на возмещение произведенных затрат, связанных с управлением имуществом подопечного, а также на разумную оплату своего труда за счет доходов от имущества. Размер этой оплаты устанавливается судом.

Представляется целесообразным закрепить законодательно возможность опекунов (попечителей) требовать от своих трудоспособных, достигших совершеннолетия бывших подопечных предоставления содержания в случае собственной нетрудоспособности, нуждаемости и невозможности получения материальной помощи из других источников, то есть расширить за счет опекунов (попечителей) круг субъектов алиментных обязательств второй очереди. Это может быть в случае, если они без заключения договора должным образом воспитывали и содержали своих подопечных и опекаемых до совершеннолетия, например, не менее пяти лет, в свое время в силу объективных причин не имели возможности получать алименты от родителей несовершеннолетних на содержание последних и т.д. А собственные средства, потраченные на опекаемых (подопечных), были существенно больше выплат, установленных государством, что может быть подтверждено соответствующим актом проверки органа опеки и попечительства. Если же при таких условиях опекунами (попечителями) являлись дедушки, бабушки, братья, сестры, то они смогут быть субъектами субсидиарных алиментных обязательств уже в силу имеющейся в СК РФ нормы.

Список литературы

2. Михеева Л.Ю. Институт опеки и попечительства в современных условиях // Государство и право. 2002. № 4. С.53.

3. Кулаков В.В. Защита субъективных прав и законных интересов детей в РФ. Саратов, 2004. С.90.

4. Пергамент А.И. Основы законодательства о браке и семье. Учебное пособие. М., 1969. С. 73.

5. Ершова Н.М. Опека и попечительство. М., 1971. С. 27.

6.Малинова А.Г. Обеспечение защиты прав несовершеннолетних в жилищной сфере // Журнал Российского права. 2005. № 6. С. 32.

7. Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью: Постановление Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996г. № 542 //СЗ РФ. 1996. № 19. Ст.2304.

2. Miheeva L.Ju. Institut opeki i popechitel’stva v sovremennyh uslovijah // Gosudarstvo i pravo. 2002. № 4. S.53.

3. Kulakov V.V. Zashhita sub#ektivnyh prav i zakonnyh interesov detej v RF. Saratov, 2004. S.90.

4. Pergament A.I. Osnovy zakonodatel’stva o brake i sem’e. Uchebnoe posobie. M., 1969. S. 73.

5. Ershova N.M. Opeka i popechitel’stvo. M., 1971. S. 27.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *