Техническая неисправность

Новая редакция Ст. 266 УК РФ

1. Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к Статье 266 УК РФ

1. В качестве основного объекта преступного посягательства выступают нормальное функционирование транспортных средств и безопасность их эксплуатации. Дополнительными объектами являются здоровье (ч. 1), жизнь (ч. 2, 3) человека. Факультативный объект — чужая собственность.

2. Предмет посягательства образуют: а) транспортные средства (указанные в коммент. к ст. 263, 264); б) пути сообщения — обладающие определенной протяженностью участки местности (включая поверхность вод), предназначенные или используемые для обеспечения движения транспортных средств (рельсы, шпалы, насыпь, взлетно-посадочные и рулежные полосы, проливы, каналы, фарватер и т.п.); в) транспортное оборудование — любые средства и сооружения, предназначенные обеспечить нормальную работу транспорта: средства сигнализации (семафоры, маяки, радиооборудование), средства связи (телефонные, телеграфные, телевизионные передающие и принимающие устройства), стрелки, шлагбаумы и т.п.

3. Объективная сторона составов преступления выражается в: а) недоброкачественном ремонте названных предметов либо выпуске в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств; б) причинении тяжкого вреда здоровью (ч. 1) или лишении жизни (ч. 2, 3) человека; в) наличии причинной связи между указанным деянием и наступившим последствием.

3.1. Недоброкачественный ремонт — неполное исправление дефектов транспортного средства, транспортного оборудования или путей сообщения.

3.2. Выпуск в эксплуатацию — разрешение уполномоченного лица на использование транспортного средства, имеющего неисправности. Основные требования, связанные с выпуском в эксплуатацию транспортных средств, в наиболее общем виде представлены в соответствующих законодательных актах и конкретизируются в ведомственных инструкциях (Воздушный кодекс, Правила дорожного движения, Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения и т.п.).

3.3. О последствиях в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека см. в ч. 1 ст. 111.

3.4. Особенности установления причинной связи между недоброкачественным ремонтом или выпуском в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства заключаются в том, что вред (физический, имущественный, организационный, экологический и т.п.) причиняется не фактическим пользователем транспортного средства, а лицом, производящим такой ремонт либо дающим разрешение на его эксплуатацию.

4. Специфика субъекта преступного посягательства определяется характером объективной стороны. Субъект может быть как общий, так и специальный. УО физического вменяемого лица, достигшего 16-летнего возраста (общий субъект), может наступать в случаях, когда такое лицо фактически осуществляет ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи, в тех случаях, когда приемщик (старший смены, мастер и т.п.) непосредственно сам проверил качество ремонта транспортного средства и положительно его оценил (речь идет только о выпуске транспортного средства в эксплуатацию с техническими неисправностями). Обязательное наличие специального субъекта имеет место при выпуске в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства. Лицами, ответственными за техническое состояние транспортных средств, в частности, являются ответственные по службе лица автопредприятий, аэропорта, дока, железнодорожного депо, а равно владельцы личного транспорта, предоставившие свое технически неисправное транспортное средство третьим лицам. Вместе с тем лица, которым предоставлен служебный транспорт (автомобиль, самолет и т.п.), не несут ответственности за его техническое состояние.

5. Субъективная сторона составов преступления характеризуется неосторожной формой вины. Речь также может идти о легкомыслии либо небрежности при недоброкачественном ремонте либо выпуске в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства. Умышленный характер таких действий свидетельствует о наличии в деянии виновного иного состава преступления (против жизни, здоровья, собственности).

6. Квалифицированный состав данного преступления образует последствие в виде причинения смерти по неосторожности одному человеку (ч. 2); особо квалифицированный — в виде причинения смерти по неосторожности двум или более лицам (ч. 3).

7. Деяния, описанные в ч. 1, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, в ч. 2 и 3 — средней тяжести.

Другой комментарий к Ст. 266 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предметом преступления являются все виды транспортных средств (автомобиль, самолет и проч.), пути сообщения (взлетно-посадочная полоса, направляющая рельсовая колея, дорога с твердым покрытием и т.п.), средства сигнализации (семафоры, светофоры, бакены), средства связи (телекс, рация), иное транспортное оборудование (причал, оборудование для заправки воздушных судов, устройства освещения и проч.).

2. Объективная сторона преступления представлена тремя признаками: а) два варианта деяния: недоброкачественный ремонт всех указанных выше предметов либо выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств; б) общественно опасные последствия в виде тяжкого вреда здоровью (по ч. 2 — смерти одного, а по ч. 3 — двух и более лиц); в) причинная связь между соответствующими деяниями и указанными тяжкими последствиями.

3. Недоброкачественным ремонтом признается ремонт, сопровождающийся: а) неустранением опасных для движения и эксплуатации дефектов либо б) установкой нового некачественного оборудования и запасных частей. Выпуск технически неисправного транспортного средства в эксплуатацию — это выдача разрешения уполномоченным лицом на выезд (выход) соответствующего средства в рейс при наличии дефектов, исключающих согласно действующим правилам и нормативам его использование. В обоих случаях совершения рассматриваемого деяния при производстве по делу необходима судебно-техническая экспертиза.

4. Специфика причинной связи при совершении рассматриваемого преступления состоит в том, что предусмотренные законом общественно опасные последствия (например, смерть человека) в физическом смысле причиняются не самим виновным, а действующим виновно или невиновно третьим лицом, чаще всего — оператором соответствующего вида транспорта.

5. В качестве специального субъекта преступления практика рассматривает индивидуальных предпринимателей, имеющих соответствующую лицензию, и работников транспортных, специализированных ремонтных или иных организаций, обязанных в силу выполняемой работы или занимаемого служебного положения обеспечивать надлежащий ремонт либо отвечающих за техническое состояние соответствующих средств (например, главный механик строительной организации). Частные владельцы транспортных средств не привлекаются к ответственности по комментируемой статье, хотя закон и не исключает этого применительно к ненадлежащему ремонту.

Немногим автолюбителям известно, что техническая неисправность автомобиля лежит полностью на водителе. Именно это преимущественно предписывает пункт 2.3.1 действующих на 2020 год Правил дорожного движения. Но что, если поломки возникли в дороге, а устранить их нет возможности на месте? Вызывать эвакуатор или можно двигаться дальше? Ответ на этот вопрос и рассматриваем в комментариях к 2.3.1, а также рассматриваем актуальную судебную практику.

2.3. Водитель транспортного средства обязан:
2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

Запрещается движение при неисправности

  • рабочей тормозной системы,
  • рулевого управления,
  • сцепного устройства (в составе автопоезда),
  • негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости,
  • недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а, если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности;

До 24 января далёкого 2001 года редакция пункта 2.3.1 Правил предусматривала запрет езды на автомобиле при неработающих фарах или задних габаритах только на участках дорог, где нет искусственного освещения. Но с указанной даты эту фразу удалили, и водителю по состоянию на 2020 год вообще не разрешается ехать с данными неработающими световыми приборами.

В конце 2005 года этот пункт также претерпел небольшое косметическое изменение – фразу «в составе поезда» заменили на «в составе автопоезда» ввиду изменения соответствующего термина в ПДД.

По существу 2.3.1 водитель должен следить за техническим состоянием своего автомобиля. Причём, прямой посыл заключается в двух обязанностях:

  1. проверить исправность машины перед началом поездки,
  2. обеспечить в пути такую исправность.

Это касается таких неочевидных и простых вещей, помимо того, что мы привыкли понимать под технической исправностью:

  • тонировка,
  • исправная работа дворника со стороны водителя,
  • рабочий ручник,
  • люфт руля (не более 10o),
  • чистые фары и задние фонари, а также госномера,
  • рабочие омыватели лобового стекла (в том числе с залитой жидкостью),
  • наличие всех болтов на колёсах,
  • отсутствие повреждения резины (порезов, трещин),
  • рабочие замки дверей,
  • присутствуют все брызговики,
  • наличие подголовников,
  • отсутствие течи в двигателе, коробке и других агрегатах,
  • установлены знаки Шипы, Инвалид и прочие, если их установка предусмотрена в Вашем случае.

Все эти и другие неисправности перечислены в Приложении к ПДД – Перечне условий, при которых запрещается эксплуатация автомобилей.

Простая ситуация – в дороге у Вас перегорела лампочка в фаре, сломался ручник, дворник, закончилась жидкость омывателя фар и подобное. Формально Вы нарушаете абзац первый пункта 2.3.1 Правил дорожного движения. Однако, фактически Вы не можете устранить неисправность на месте. И именно для этого для Вас написан последний абзац, предписывающий, что в таких случаях Вы должны следовать в одном из 2 направлений:

  • к месту, где Вам удобно встать на стоянку (это может быть и Ваш дом, но вот только если Вы выедете из дома снова с этой же неисправностью, то нарушите 2.3.1 снова при наличии возможности исправить поломку),
  • к месту ремонта.

При этом, есть исключения из правил, когда Вам можно ехать до автосервиса или места устранения поломки. К ним относятся следующие случаи:

  • если не работают тормоза (при этом, автомобиль может эффективно тормозить – например, при неотрегулированном штоке педали тормоза, но ехать дальше запрещено),
  • не работает руль,
  • если Вы едете с прицепом и не работает исправно сцепное устройство,
  • если не горят фары или габариты в тёмное время суток или в тумане, дожде (комментарий см. ниже),
  • если идёт дождь или снег, а у Вас не работает дворник со стороны водителя.

Во всех этих случаях Вы можете либо остановиться, если это не запрещено Правилами, либо вызвать эвакуатор, чтобы отвезти машину на ремонт, либо отвезти её туда на буксире на жёсткой сцепке (на гибкой двигаться также запрещается). Если этого не сделаете Вы, то при остановке инспектор ДПС не только выпишет штраф, но и сам вызовет эвакуатор, и машину увезут на штрафстоянку.

Здесь кроется существенная недоработка ПДД, хотя именно эта единственная фраза изменялась за всю историю пункта 2.3.1 ПДД.

Дело в том, что для того, чтобы Вам было запрещено продолжать движение, по букве 2.3.1 должны быть выполнены одновременно 3 условия:

  1. у Вас должны не гореть (или отсутствовать вовсе) обе фары,
  2. не гореть или отсутствовать оба задних габаритных огня,
  3. сейчас должно быть тёмное время суток или условия недостаточной видимости.

Если хотя бы одно из условий выше не выполнено, то пункт 2.3.1 Вы не нарушаете. Например, у Вас не горят обе фары в темноте, но горит один задний габарит. Но на практике это не работает – всё равно оштрафуют.

Что касается условий недостаточной видимости, то оно чётко прописано в ПДД – это туман, дождь, снегопад или сумерки с видимостью менее 300 метров.

  • В статье представлена базовая информация, но каждый случай индивидуален.
  • В 92% всех ситуаций есть важные нюансы, которые могут повлиять на исход всего дела.
  • Опытный юрист изучит все материалы дела и укажет, в каком направлении двигаться.

Поэтому на нашем сайте работают дежурные юристы-консультанты, вникающие в каждое дело и направленные на его решение.

Задать вопрос

За отступление от требований данного пункта ПДД предусмотрен целый ряд штрафов – их устанавливает статья 12.5 КоАП.

  • За езду с любыми неисправностями, за исключением нижеприведённых, устанавливается общая ответственнсть – штраф 500 рублей или предупреждение (часть 1 ст. 12.5). А ниже идут неисправности, для которых предусмотрена более жёсткая санкция.
  • Если у Вас неисправны тормоза, рулевая система или сцепное устройство, а Вы продолжаете ехать с такой поломкой, то штраф за нарушение 2.3.1 ПДД по этой части составит те же 500 рублей без возможности получить предупреждение. Часть 2 статьи
  • За красные огни впереди или за огни световых приборов, цвет которых и режим работы нарушают правила, предусмотрено лишение прав на 6-12 месяц и плюс конфискация приборов с такими огнями. Часть 3.
  • За езду с тонировкой предусмотрен штраф 500 рублей. Часть 3.1.
  • За езду со спецсигналами – лишение на 1-1,5 года с конфискацией спецсигналов. Часть 4.
  • Незаконная езда с опознавательным знаком такси или инвалидом – штраф 5 000 рублей и конфискация знака. Часть 4.1.

Обратите внимание. Часть 3 статьи 12.5 КоАП на практике применяется в случае, если Вы установили в машину лампы, не соответствующие типу фары. Например, ксеноновые лампы в фары, предназначенные для галогеновых.

Привлечение по этой статье за нарушение 2.3.1 в этом случае незаконно, потому что по букве закона наказываться водитель должен за несоответствие одновременно цвета и режима работы фар. Но в случае несоответствующих фар ни то, ни другое чаще всего не нарушено.

По ПДД цвет огней должен быть белым, жёлтым или оранжевым. А режим работы по Техрегламенту Таможенного союза О безопасности колёсных ТС проблесковым или постоянным. Поэтому в случае LED-ламп или ксенона в галогеновых фарах ни одно из условий не нарушено. Тем не менее, почти в 100% случаев суд назначит именно эту санкцию. Увы, но практика правоприменения по этой части нарушения пункта 2.3.1 ПДД такова.

Она предусмотрена, если Вас остановил на дороге сотрудник ГИБДД со следующими нерабочими узлами:

  • не работают тормоза,
  • неисправна рулевая система,
  • не работает сцепное устройство, и Вы везёте прицеп.

По существу формального увоза на штрафстоянку, он предусмотрен статьёй 27.13 КоАП не за конкретные нарушения, а при применении санкции по части 2 статьи 12.5 Административного кодекса.

  • В Омске водитель пытался доказать свою невиновность, когда ему вменили неисправность тормозной системы, так как инспекторы ДПС обнаружили пятно тормозной жидкости под машиной после остановки. Водитель обжаловал вынесенный ему штраф и эвакуацию на основании того, что сотрудники ГИБДД неверно установили неисправность – позднее в автосервисе её просто не обнаружили. Кроме того, доводы заключались в том, что инспекторы не являются компетентными в вопросе определения такой неисправности. Но суд такие доводы не принял и отказал в удовлетворении жалобы.
  • Хабаровский районный суд приговорил водителя грузовика с неисправной тормозной системой к 2 годам лишения свободы и 3 годам лишения прав за смерть пассажира, перевозимого в кузове и погибшего, когда у грузовика не сработали тормоза, он вылетел с дороги и перевернулся.
  • В Москве мировой суд назначил водителю лишение на полгода за управление автомобилем с установленными LED-лампами в непредназначенные для этого фары. Доводы водителя сводились к тому, что он не знал об этом нарушении – автомобиль ему не принадлежит, и устанавливал лампы не он. Однако, судья сослался на то, что водитель обязан перед выездом проверить соответствие транспортного средства Основным положениям ПДД.

Организатором мероприятия выступит Департамент города Москвы по конкурентной политике.

В ближайшее время будут опубликованы две процедуры, которые направлены на обеспечение исправного технического состояния автопарка ГБУ «Автомобильные дороги». Об этом рассказал руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Дёгтев.

«Объем каждой из процедур превышает 100 миллионов рублей. Исправная дорожно-коммунальная техника – гарантия функционирования любого мегаполиса. И победителям двух аукционов предстоит помочь городу в этом», — уточнил Геннадий Дёгтев.

Он добавил, что первая процедура предполагает поставку запасных частей и расходных материалов для ремонта и технического обслуживания специальных дорожно-коммунальных автомобилей. Вторая закупка направлена на оказание услуг по ремонту и шиномонтажу автомобилей, тракторов и самоходной техники.

Заказчиком обеих процедур выступает ГБУ «Автомобильные дороги».

Более подробную информацию о предстоящих закупок можно узнать в рамках публичного представления процедур, которое пройдет 6 ноября в 10.00 по адресу: Петровка, 15 (Московская торгово-промышленная палата). Участие в мероприятии бесплатное по предварительной регистрации на сайте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *