Таможенный контроль после выпуска товаров ТК ЕАЭС

Статья 310. Проведение таможенного контроля

1. Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.

В целях выявления товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, таможенный контроль может проводиться в отношении физических лиц, пересекающих таможенную границу Союза.

3. Порядок проведения таможенного контроля с применением форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, определяется настоящим Кодексом, а в части, не урегулированной настоящим Кодексом, или в предусмотренных им случаях — в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Технологии (инструкции) применения форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

4. При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.

При выборе объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, используется система управления рисками в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

5. Формы таможенного контроля и (или) меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, могут применяться таможенными органами для обеспечения соблюдения законодательства государства-члена, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы этого государства-члена, если это установлено законодательством государств-членов.

6. От имени таможенных органов таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов, уполномоченными на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.

Таможенный контроль в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, а если это установлено законодательством государств-членов о таможенном регулировании, — таможенный контроль также в иных формах или с применением мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, может проводиться таможенными органами посредством информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов.

7. Таможенный контроль проводится в период нахождения товаров под таможенным контролем, определяемый в соответствии со статьей 14 настоящего Кодекса.

При предварительном таможенном декларировании и периодическом таможенном декларировании таможенный контроль в отношении объектов таможенного контроля, указанных в абзаце пятом статьи 311 настоящего Кодекса, проводится с момента регистрации таможенной декларации.

После наступления обстоятельств, указанных в пунктах 7 — 15 статьи 14 настоящего Кодекса, таможенный контроль может проводиться до истечения 3 лет со дня наступления таких обстоятельств. Законодательством государств-членов о таможенном регулировании может быть установлено, что таможенный контроль после наступления указанных обстоятельств может проводиться до истечения 5 лет со дня наступления таких обстоятельств.

Таможенный контроль деятельности лиц, включенных в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, или реестр уполномоченных экономических операторов, может проводиться в период их нахождения в таких реестрах, а если это предусмотрено законодательством государства-члена, — также после их исключения из таких реестров в течение срока, предусмотренного таким законодательством.

8. В целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров, таможенными органами может проводиться таможенный контроль в отношении товаров, находящихся на таможенной территории Союза, при наличии у таможенных органов информации о том, что товары были ввезены на таможенную территорию Союза и (или) находятся на таможенной территории Союза с нарушением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования.

9. При проведении таможенного контроля таможенным органам не требуется каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений иных государственных органов государств-членов на его проведение.

10. При проведении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и законодательством государств-членов.

11. При проведении таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда перевозчику, декларанту, лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела, и иным лицам, чьи интересы затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов или их должностных лиц при проведении таможенного контроля, а также товарам и транспортным средствам.

12. Таможенный контроль проводится в зонах таможенного контроля и иных местах, в которых находятся (должны или могут находиться) товары, в том числе транспортные средства международной перевозки и транспортные средства для личного пользования, подлежащие таможенному контролю, документы и (или) информационные системы, содержащие сведения о таких товарах.

13. Результаты проведения таможенного контроля с применением форм таможенного контроля в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, оформляются путем составления таможенных документов установленной формы или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом.

Статья 311. Объекты таможенного контроля

Объектами таможенного контроля являются:

товары, находящиеся под таможенным контролем в соответствии со статьей 14 настоящего Кодекса;

товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, которые приобрели статус товаров Союза, товары, помещенные под таможенную процедуру реимпорта, товары для личного пользования, выпущенные в свободное обращение, а также товары, которые сохранили статус товаров Союза при их обратном ввозе на таможенную территорию Союза, — в течение срока, указанного в абзаце третьем пункта 7 статьи 310 настоящего Кодекса;

товары, находящиеся на таможенной территории Союза, — при наличии у таможенных органов информации о том, что такие товары были ввезены на таможенную территорию Союза и (или) находятся на таможенной территории Союза в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования;

таможенные и иные документы, представление которых таможенным органам предусмотрено в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) законодательством государств-членов, а также сведения, содержащиеся в таких документах;

деятельность лиц, в том числе уполномоченных экономических операторов, связанная с перемещением товаров через таможенную границу Союза, оказанием услуг в сфере таможенного дела либо осуществляемая в рамках отдельных таможенных процедур;

сооружения, помещения (части помещений) и (или) открытые площадки (части открытых площадок), предназначенные для использования или используемые в качестве складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, магазинов беспошлинной торговли, предназначенные для использования или используемые для временного хранения товаров уполномоченными экономическими операторами, а также предназначенные для использования или используемые в качестве зон таможенного контроля.

Статья 312. Таможенный контроль за соблюдением условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой

1. Таможенный контроль за соблюдением условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой проводится таможенными органами государства-члена, на территории которого товары помещены под таможенную процедуру.

2. Таможенный контроль в отношении указанных в пункте 1 настоящей статьи товаров, находящихся на территории иного государства-члена, чем государство-член, таможенным органом которого товары помещены под таможенную процедуру, проводится в соответствии со статьей 373 настоящего Кодекса с учетом особенностей, определяемых Комиссией.

3. Таможенный контроль за соблюдением требований главы 22 настоящего Кодекса в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, проводится таможенными органами государства-члена, на территории которого товары помещены под таможенную процедуру, по территориям которых осуществляется перевозка таких товаров и (или) на территории которого завершается действие таможенной процедуры таможенного транзита.

Статья 313. Особенности проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров

1. При проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании (далее в настоящей статье — контроль таможенной стоимости товаров), таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).

2. При проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза.

3. Иные особенности контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, в том числе признаки недостоверного определения таможенной стоимости товаров, основания для признания сведений о таможенной стоимости товаров недостоверными, определяются Комиссией.

4. Комиссия вправе определять особенности контроля таможенной стоимости товаров, в отношении которых обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов не возникает в соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 136 и абзацем первым пункта 2 статьи 225 настоящего Кодекса.

5. Контроль таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Союза, проводится в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Статья 314. Особенности таможенного контроля происхождения товаров

1. При проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения.

2. Таможенный орган вправе направлять запрос (запросы) в государственный орган или уполномоченную организацию, выдавшую и (или) уполномоченную проверять сертификат о происхождении товара, в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара, а также подлинности сертификата о происхождении товара и (или) получения дополнительных документов и (или) сведений в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров.

3. Форма таможенного контроля проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, начатая до выпуска товаров, завершается не позднее 30 календарных дней со дня получения таможенным органом ответов на запросы, направленные в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, либо со дня истечения срока получения таких ответов, установленного правилами определения происхождения ввозимых товаров.

4. В случае если в таможенной декларации заявлено о том, что происхождение товаров неизвестно, и при проведении таможенного контроля обнаружено, что в отношении декларируемых товаров могут применяться меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, зависящие от происхождения товаров, таможенный орган вправе запросить документы о происхождении товаров.

5. Происхождение товара считается неподтвержденным в следующих случаях:

1) не представлены, в том числе при применении формы таможенного контроля проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, документы о происхождении товаров, если такие документы должны быть представлены в соответствии со статьей 29 настоящего Кодекса;

2) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлена недостоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров;

3) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат о происхождении товара оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения;

4) государственным органом или уполномоченной организацией, выдавшей и (или) уполномоченной проверять сертификат о происхождении товара, в срок, установленный правилами определения происхождения ввозимых товаров, не представлены ответ на запрос, и (или) дополнительные документы, и (или) сведения, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;

5) иные случаи, определяемые Комиссией.

6. Если в таможенной декларации заявлено о том, что происхождение товаров неизвестно либо происхождение товаров считается неподтвержденным:

1) ввозные таможенные пошлины исчисляются исходя из ставок, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, если иное не установлено в соответствии с Договором о Союзе;

2) специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются исходя из наибольших ставок специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленных в отношении товара того же кода в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и (или) наименования, если иное не установлено в соответствии с Договором о Союзе;

3) в отношении товара применяются иные меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка в случаях, когда применение таких мер зависит от происхождения товаров, если иное не установлено в соответствии с Договором о Союзе.

7. При подтверждении впоследствии происхождения товаров меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка в случаях, когда применение таких мер зависело от происхождения товаров, применяются исходя из подтвержденного происхождения товаров.

Статья 315. Особенности исчисления таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в случае, если таможенному органу при проведении таможенного контроля после выпуска товаров не представлены документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации

1. По результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров в форме, предусмотренной статьей 326 или статьей 331 настоящего Кодекса, таможенный орган исчисляет таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины в соответствии с настоящей статьей, если таможенному органу:

1) не представлен ни один из документов, сведения о которых указаны в таможенной декларации, запрошенных (истребованных) таможенным органом для проверки заявленных в таможенной декларации сведений, влияющих на размер уплаченных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;

2) представлены документы, сведения о которых указаны в таможенной декларации, запрошенные (истребованные) таможенным органом для проверки заявленных в таможенной декларации сведений, влияющих на размер уплаченных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, но такие документы не подтверждают проверяемые сведения.

2. База для исчисления подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин определяется на основании имеющихся у таможенного органа сведений, а классификация товаров осуществляется с учетом пункта 3 статьи 20 настоящего Кодекса.

В случае если код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определен на уровне группировки с количеством знаков менее 10:

для исчисления таможенных пошлин применяется наибольшая из ставок таможенных пошлин, соответствующих товарам, входящим в такую группировку;

для исчисления налогов применяется наибольшая из ставок налога на добавленную стоимость, наибольшая из ставок акцизов (акцизного налога или акцизного сбора), соответствующих товарам, входящим в такую группировку, в отношении которых установлена наибольшая из ставок таможенных пошлин;

для исчисления специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин применяется наибольшая из ставок специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, соответствующих товарам, входящим в такую группировку.

Специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются исходя из происхождения товаров, подтвержденного в соответствии с главой 4 настоящего Кодекса, с учетом положений статьи 314 настоящего Кодекса.

В случае если не представляется возможным определить происхождение товаров в связи с отсутствием документов о происхождении товаров, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются исходя из наибольших ставок специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленных в отношении товаров того же кода Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (если классификация товара осуществлена на уровне 10 знаков) либо товаров, входящих в группировку (если коды товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определены на уровне группировки с количеством знаков менее 10).

При установлении впоследствии точных сведений о товарах таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются исходя из таких точных сведений, осуществляется возврат (зачет) излишне уплаченных и (или) излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин либо взыскание неуплаченных сумм в соответствии с главами 10 и 11 и статьями 76 и 77 настоящего Кодекса.

Статья 316. Особенности таможенного контроля после выпуска товаров в отношении условно выпущенных товаров

1. В отношении условно выпущенных товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 настоящего Кодекса, соблюдение целей и условий предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и (или) ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами в связи с применением льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов считается неподтвержденным, если при проведении таможенного контроля в отношении таких товаров таможенному органу в совокупности:

1) не представлены документы, подтверждающие использование указанных товаров в целях и с соблюдением условий предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, а также ограничений по пользованию и (или) распоряжению такими товарами;

2) не предъявлены указанные товары либо не подтверждено место их нахождения.

2. Законодательством государств-членов могут устанавливаться периодичность проведения и иные требования к проведению таможенного контроля после выпуска товаров в отношении условно выпущенных товаров, указанных в пункте 1 статьи 126 настоящего Кодекса.

Статья 317. Особенности таможенного контроля в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях

1. Для проведения таможенного контроля в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, международные почтовые отправления предъявляются таможенному органу назначенным оператором почтовой связи.

Отдельные виды письменной корреспонденции (аэрограммы, почтовые карточки, письма и отправления для слепых) предъявляются таможенному органу по его требованию при наличии достаточных оснований полагать, что в указанных почтовых отправлениях содержатся товары, в отношении которых установлены запреты и ограничения.

2. Международные почтовые отправления, поступившие в место (учреждение) международного почтового обмена в поврежденном виде, с изменением в весе, с испорченным вложением, без вложения и (или) без необходимых сопроводительных документов, предъявляются таможенным органам с приложением оформленного назначенным оператором почтовой связи документа, определенного актами Всемирного почтового союза.

3. В отношении международных почтовых отправлений оформление акта таможенного досмотра производится в случае, если он будет использоваться таможенными органами при совершении таможенных операций и (или) проведении таможенного контроля. Если акт таможенного досмотра не составляется, сведения о результатах таможенного досмотра указываются должностными лицами таможенного органа в документах, предусмотренных актами Всемирного почтового союза, сопровождающих международные почтовые отправления.

Статья 318. Взаимодействие между таможенными органами и государственными органами государств-членов, осуществляющими государственный контроль (надзор) на таможенной границе Союза

1. При проведении таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза и подлежащих контролю другими государственными органами государств-членов, осуществляющими государственный контроль (надзор) на таможенной границе Союза, таможенные органы обеспечивают общую координацию проведения контроля в порядке, устанавливаемом законодательством государств-членов.

2. Таможенные органы и государственные органы государств-членов, осуществляющие государственный контроль (надзор) на таможенной границе Союза, обмениваются документами и (или) информацией (сведениями), необходимыми для проведения таможенного и иных видов государственного контроля (надзора), с использованием информационных систем.

3. В целях ускорения проведения государственного контроля (надзора) при перемещении товаров через таможенную границу Союза таможенный досмотр может проводиться с участием государственных органов государств-членов, осуществляющих государственный контроль (надзор) на таможенной границе Союза.

Статья 319. Зоны таможенного контроля

1. Зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу Союза, территории складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, территории магазинов беспошлинной торговли и иные места, установленные настоящим Кодексом и (или) устанавливаемые законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

В иных местах зоны таможенного контроля создаются для временного хранения товаров, совершения грузовых и иных операций в отношении товаров и транспортных средств, проведения таможенного контроля в форме таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

2. Без создания зон таможенного контроля может проводиться:

1) таможенный осмотр, осуществляемый в ходе выездной таможенной проверки либо при остановке транспортного средства вне зон таможенного контроля в соответствии с пунктом 1 статьи 355 настоящего Кодекса, а также при обнаружении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу Союза;

2) таможенный досмотр, осуществляемый в ходе таможенного осмотра помещений и территорий и (или) в ходе выездной таможенной проверки либо при остановке транспортного средства вне зон таможенного контроля в соответствии с пунктом 1 статьи 355 настоящего Кодекса, а также при обнаружении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу Союза.

3. Зоны таможенного контроля могут быть постоянными, если они предназначены для регулярного размещения в них товаров, находящихся под таможенным контролем, или временными — в случае их создания на время проведения таможенного контроля, совершения грузовых и иных операций в отношении товаров и транспортных средств.

4. Порядок создания, прекращения функционирования (ликвидации) и обозначения зон таможенного контроля, требования к ним, а также правовой режим зоны таможенного контроля устанавливаются законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Статья 320. Хранение документов, необходимых для проведения таможенного контроля

1. Документами, необходимыми для проведения таможенного контроля, подлежащими хранению, являются:

1) таможенные документы;

2) документы, указанные в статье 108 настоящего Кодекса;

3) документы, подтверждающие соблюдение ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами в связи с применением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов;

4) документы, составленные при совершении таможенных операций;

5) документы, подтверждающие условия использования товаров в соответствии с заявленными таможенными процедурами.

2. Документы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, должны храниться лицами и таможенными органами до истечения 5 лет со дня наступления обстоятельств, указанных в пунктах 7 — 15 статьи 14 настоящего Кодекса, вне зависимости от того, представлялись они при подаче таможенной декларации или нет.

3. Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, должны хранить документы, необходимые для проведения таможенного контроля в отношении их деятельности, связанной с оказанием услуг в сфере таможенного дела, в течение 5 лет после истечения года, в котором совершались таможенные операции.

Статья 321. Освобождение от применения таможенными органами определенных форм таможенного контроля

1. Освобождение от применения таможенными органами определенных форм таможенного контроля устанавливается настоящим Кодексом и международными договорами государств-членов с третьей стороной.

2. Таможенному досмотру не подлежит личный багаж следующих лиц:

1) главы государств-членов и следующие вместе с ними члены их семей;

2) главы правительств, члены правительств государств-членов, если указанные лица пересекают таможенную границу Союза в связи с исполнением служебных обязанностей;

3) главы иностранных государств, главы правительств иностранных государств, министры иностранных дел иностранных государств, посещающие государства-члены с официальным визитом;

4) президенты государств-членов, полномочия которых истекли, и следующие вместе с ними члены их семей;

5) Руководитель Администрации Президента Республики Армения, Председатель Конституционного Суда Республики Армения, депутаты Национального собрания Республики Армения, Председатель Кассационного Суда Республики Армения, Генеральный прокурор Республики Армения, Председатель Центрального банка Республики Армения, начальник Службы охраны Президента Республики Армения, если указанные лица пересекают таможенную границу Союза в связи с исполнением служебных обязанностей;

6) Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь, Председатель Верховного Суда Республики Беларусь, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Государственный секретарь Совета Безопасности Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Генеральный прокурор Республики Беларусь, Председатель Правления Национального банка Республики Беларусь, Управляющий делами Президента Республики Беларусь, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, если указанные лица пересекают таможенную границу Союза в связи с исполнением служебных обязанностей или депутатских полномочий;

7) Государственный секретарь Республики Казахстан, Руководитель Администрации Президента Республики Казахстан, Председатель Конституционного Совета Республики Казахстан, Председатель Верховного Суда Республики Казахстан, Генеральный Прокурор Республики Казахстан, Председатель Национального Банка Республики Казахстан, Председатель Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, Управляющий делами Президента Республики Казахстан, начальник Службы государственной охраны Республики Казахстан и депутаты Парламента Республики Казахстан, если указанные лица пересекают таможенную границу Союза в связи с исполнением служебных обязанностей или депутатских полномочий;

8) Руководитель Аппарата Президента Кыргызской Республики, Председатель Верховного суда Кыргызской Республики, Председатель Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики, депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Секретарь Совета обороны Кыргызской Республики, Генеральный прокурор Кыргызской Республики, Председатель Национального банка Кыргызской Республики, Управляющий делами Президента и Правительства Кыргызской Республики, Председатель Государственного комитета национальной безопасности Кыргызской Республики, заместитель Председателя — начальник 9 службы Государственного комитета национальной безопасности Кыргызской Республики, если указанные лица пересекают таможенную границу Союза в связи с исполнением служебных обязанностей;

9) Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, если указанные лица пересекают таможенную границу Союза в связи с исполнением служебных обязанностей или депутатских полномочий.

3. Освобождаются от таможенного досмотра:

1) иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующие своим ходом;

2) военное имущество, которое согласно специальным заявлениям соответствующих государственных органов государств-членов перемещается через таможенную границу Союза.

Начало года для участников ВЭД, взаимодействующих с Новороссийской таможней, не задалось. О том, с какими проблемами регулярно сталкиваются предприниматели региона, рассказывает юрист компании FreeВЭД Михаил Шавернев.

CУР есть, инспекторов — нет

Одна из болевых точек — то, что таможенные органы при назначении форм контроля не учитывают собственные возможности. Это приводит к длительным задержкам грузов в пункте пропуска в ожидании контроля.

Штатная численность сотрудников постов фактического контроля, в том числе инспекторов отделов таможенного досмотра, устанавливается ФТС, а потому неизменна. Она не учитывает ни сезонного увеличения товаропотока, ни изменения политической ситуации (когда, например, усиление контроля используется как карательная мера в рамках торговли с другой страной), ни количества сформированных различными функциональными подразделениями таможни и управлениями ФТС профилей риска. А при сезонных поставках продукции или введении карательных форм контроля потребность в количестве инспекторов может увеличиваться в десятки раз.

Естественно, что во всех этих случаях штатные инспекторы поста не способны в короткий срок, а зачастую и в рамках сроков выпуска товара, применить все меры по минимизации, предусмотренные профилями рисков (досмотры, осмотры со взвешиваниями, осмотры с МИДК (мобильный инспекционный досмотровый комплекс — прим. ред.), таможенные экспертизы).

Сейчас каждый «сработавший» профиль риска неизменно подлежит исполнению вне зависимости от того, сколько времени потребуется таможенникам для его исполнения.

В зоне деятельности Новороссийской таможни нередки случаи, когда из-за нехватки инспекторов отдела таможенного досмотра или операторов МИДК таможня не направляет в ПЗТК (постоянная зона таможенного контроля — прим. ред.) поручение о совершении грузовых операций с товаром, ожидая появления «свободного» инспектора.

Недостоверный акт

Инспектор, приступивший к досмотру, не успевает составить акт таможенного досмотра . Из-за этого в АТД могут вноситься недостоверные сведения. Например, по факту досмотр длился три дня, инспектор составлял акт три дня, но по АТД окажется, что досмотр был проведён в течение одного дня и в тот же день был составлен акт.

Чтобы скрыть невозможность провести досмотр своевременно, таможенники, как не раз рассказывали участники ВЭД, предлагают декларантам направлять в адрес поста письма, что якобы сам декларант не смог представить груз к досмотру и просит перенести его на более поздний срок. Такие письма составляют сами инспекторы постов и предлагают подписывать декларантам.

При этом, отмечу, в действительности декларант в принципе не обладает возможностью предъявлять товары к досмотру, поскольку в соответствии с приказами Новороссийской таможни о создании ПЗТК единственный, кто уполномочен совершать операции в отношении товаров в ПЗТК, — это владелец ПЗТК, то есть стивидорная компания.

Но фактически владелец ПЗТК предъявляет товары к досмотру или осмотру не по желанию декларанта, а исключительно на основании поручения таможенного органа. Тем не менее, таможенники сознательно создают видимость нарушения сроков досмотров самими декларантами, которые якобы не могут предъявить товар и просят перенести срок досмотра.

Решить проблему, мне кажется, можно двумя способами. Первый — ввести систему оперативного изменения штатной численности постов фактического контроля. Второй — ограничить применение профилей риска, для исполнения которых отсутствуют возможности (нет инспекторов или работающего МИДК).

Например, ранжировать профили риска в зависимости от их значимости: если «сработало» сто профилей, а реально возможно исполнить лишь двадцать, то необходимо применять двадцать наиболее важных (выявление товаров, запрещённых к ввозу, влекущих доначисление значительных сумм платежей и т.д).

Лебедь, рак и щука

Ещё одна проблема — дублирование контроля ЦЭД и таможнями фактического контроля одних и тех же товаров при прибытии и убытии.

Так, Новороссийский центральный таможенный пост принимает решения об осмотре товара с МИДК до помещения товара на временное хранение вне зависимости от решений ЦЭД. Поэтому случается, что ЦЭД уже выпустил товар, но ПЗТК не разрешает его вывозить из порта, так как не исполнено решение о проведении осмотра с МИДК.

Все затраты, связанные с проведением осмотра с МИДК по инициативе поста фактического контроля, возлагаются на морского перевозчика, который «перевыставляет» счёт за эти услуги декларанту. Последний и несёт в конечном итоге все затраты, связанные с контролем сведений, заявленных морским перевозчиком.

Возможно, стоило бы делегировать полномочия по принятию окончательного решения о проведении контроля сведений, заявленным морским перевозчиком, ЦЭД. У него есть больше информации в отношении товара для оценки рисков нарушения таможенного законодательства.

Что обеспечивает обеспечение?

Крайне озабочены участники ВЭД, оформляющие товары в регионе ЮТУ , и размером обеспечения уплаты таможенных платежей, которые необходимо внести при проведении таможенниками контроля таможенной стоимости.

Как показывает практика, размер обеспечения значительно превышает таможенные платежи, фактически начисляемые по результатам контроля. Из-за этого, пока идёт проверка, участники ВЭД вынуждены изымать из оборота большие объёмы денежных средств.

Кроме того, если говорить о поставках идентичных и однородных товаров по сопоставимой цене в адрес различных участников ВЭД, то предприниматель, которому таможня выставляет меньшее обеспечение, получает конкурентное преимущество.

При этом обеспечение, в несколько раз превышающее размер доначисляемых платежей, никак не способствует увеличению поступлений в бюджет.

Вес мнимый — задержки реальные

Нельзя не сказать и о проблеме отказов ПЗТК вывозить грузовладельцами выпущенные товары, если есть несоответствие сведений о количестве товара, указанных в декларации , со сведениями, указанными в документах отчётности или учёта (ДО/ДУ) и во внутренних документах ПЗТК. В подавляющем большинстве случаев несоответствие сведений о весе брутто (!) товара есть.

В Новороссийске, например, взвешивают опломбированный контейнер, затем из полученного веса вычитают вес контейнера, указанный его изготовителем. Это признаётся весом брутто, который и вносится в ДУ. Затем ПЗТК сравнивает этот вес с весом брутто, указанным в ДТ.

Но по Инструкции о порядке заполнения ДТ масса «брутто» — это общая масса товара, исключая контейнеры и другое транспортное оборудование. Транспортное оборудование, о котором идёт речь, — это поддоны и крепления. Естественно, что при взвешивании опломбированного контейнера, вес поддонов и транспортных креплений установить невозможно, а кроме того, вес брутто товара — величина «плавающая», так как может изменяться из-за влажности материала, наличия на товаре конденсата и так далее.

Сами по себе контейнер или транспортное средство могут иметь вес, отличный от заявленного производителем, из-за попадания в них влаги, проведения ремонта, коррозии и т.д.

В ста процентах случаев вес брутто, определённый при взвешивании опломбированного контейнера расчётным методом, не соответствует весу в товаросопроводительных документах и весу, который устанавливается в ходе таможенного досмотра. Но так как сведения о весе брутто уже внесены в ДО (ДУ), ПЗТК отказывает в вывозе выпущенного таможней товара с территории терминала, пока вес брутто в ДО (ДУ) и ДТ не будет одинаковым.

Приведение сведений о весе брутто в ДО и ДТ к единому значению может занимать до нескольких дней, а выпущенные грузы при этом ждут своего часа на ПЗТК. Но в абсолютном большинстве случаев вес брутто не влияет на исчисление таможенных платежей и применение запретов и ограничений.

На мой взгляд, сведения о весе транспортного средства с товаром, контейнера с товаром, могут учитываться таможенным органом только для целей анализа, а не в качестве веса брутто, который указывается в ДТ. Это исключило бы мнимое противоречие между сведениями в ДТ и ДО (ДУ).



Принципы таможенного контроля — это наиболее общие, концептуальные положения (суждения) о том, каким образом должна быть организована деятельность таможенных органов по проведению таможенного контроля и как должны строиться правоотношения между таможенными органами и лицами, в отношении которых таможенный контроль проводится. Принципы таможенного контроля находятся во взаимной связи и взаимной зависимости и могут быть сведены в следующую систему.
Представляется, что принципы таможенного контроля следует разделить на две группы:

— принципы организации таможенного контроля;

— принципы проведения таможенного контроля.

Рассмотрим первую из указанных групп.
1. Как вид социальной деятельности таможенный контроль представляет собой одну из форм государственного управления и, соответственно, должен быть основан на общих принципах государственного управления.

Среди принципов государственного управления, отражающих функциональное содержание таможенного контроля, следует особо выделить принцип эффективности. Эффективность таможенного контроля можно определить как одно из свойств данного вида деятельности, отражающее ее способность производить результат, определяемый поставленными целями и задачами, т.е. способность обеспечивать соблюдение таможенного законодательства и реализацию государственного регулирования в сфере внешнеэкономической деятельности.

Как правило, в качестве показателей рассматриваются уровень собираемости уплаты таможенных платежей или объемы задержанной таможенниками контрабанды (наркотиков, оружия и пр.). В мировой практике оценивается производительность таможенного контроля — способность с минимальными затратами (материальными вложениями) (например, от внедрения новых технологий, усиления кадрового потенциала и пр.) производить максимальный эффект (полезное действие). Данный подход в настоящее время активно используется и в Таможенном союзе.

Так, например, Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 N 872, утвердившее Правила осуществления контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, определяет в качестве критериев эффективности:

а) минимизацию времени проведения таможенного контроля;

б) исключение дублирующих функций и действий контрольных органов и их должностных лиц;

в) сокращение количества взаимодействий должностных лиц государственных контрольных органов с контролируемыми лицами, транспортными средствами, грузами, товарами и животными.

Таможенный контроль следует оценивать с точки зрения его юрисдикционной эффективности и экономической эффективности. Юрисдикционная эффективность отражает способность таможенного контроля поддерживать установленный таможенным законодательством правопорядок и проистекает из сущности таможенного контроля как совокупности мер, осуществляемых таможенными органами, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Экономическая эффективность таможенного контроля — это способность таможенного контроля служить средством реализации экономических задач, стоящих перед таможенным делом, обеспечивать применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, взимание таможенных платежей и т.д.

2. Таможенный контроль — весьма затратное мероприятие, как для государства в лице таможенных органов, так и для участников внешнеэкономической деятельности. Поэтому эффективность таможенного контроля всегда определяется дилеммой, которая стоит перед таможенной службой: или «проверять все», или «не проверять ничего».

Ответ на данный вопрос не так очевиден, как кажется на первый взгляд.

В первом случае, при проведении тотального таможенного контроля, возможность совершения правонарушений сокращается до минимума, однако затраты и объем привлеченных таможенной службой ресурсов, нагрузка на сотрудников таможенных органов не всегда оправдывают цели таможенного контроля. Самое же главное отрицательное последствие от тотального таможенного контроля выражается в том, что создаются дополнительные препятствия для внешней торговли, процесс таможенного оформления становится более длительным и трудоемким.

Во втором случае при минимальном таможенном контроле функции таможенного дела, скорее всего, останутся невыполненными, через границу пойдет поток контрабандных товаров. При этом минимальный таможенный контроль будет эффективным в странах с «благоприятным таможенным климатом», там, где таможенное дело само по себе не играет существенной роли в регулировании экономики.

Поэтому в качестве еще одного принципа таможенного контроля следует назвать принцип достаточности, который лишь косвенно закрепляется в таможенном законодательстве: п. 1 ст. 94 ТК ТС указывает, что ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств — членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

Он прямо проистекает из принципов таможенного оформления, а также общих принципов государственного управления в сфере внешнеэкономической деятельности. Так, в соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:

— выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

— исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации.

3. Принцип достаточности находит свою «техническую» реализацию посредством закрепления в таможенном законодательстве и применения принципа выборочности, который, в свою очередь, реализуется в рамках системы управления рисками в таможенном деле (СУР).

Как уже было отмечено выше, в целях осуществления таможенного контроля таможенные органы вправе выбирать формы таможенного контроля, которые минимально необходимы, достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Однако данное положение ТК ТС следует несколько расширить: таможенные органы при организации таможенного контроля вправе выбирать не только формы, но также способы и средства проведения таможенного контроля, а, кроме того, в рамках установленных в законодательстве положений, определяющих содержание форм таможенного контроля, также место и время проведения контрольных мероприятий, состав субъектов (например, при организации проведения таможенной проверки определяется состав ревизионной комиссии), объекты и предметы контроля.

Выбор форм, способов, средств, времени, места, субъектов, объектов и предметов таможенного контроля обусловлен возможностью возникновения противоправной ситуации, т.е. ситуации, при которой нарушаются нормы таможенного законодательства.

4. Вероятность наступления несоблюдения таможенного законодательства РФ именуется «таможенным риском».

Согласно ст. 130 ТК ТС деятельность таможенных органов по оценке и управлению рисками заключается в выполнении следующих задач:

1) формирование информационной базы данных системы управления рисками таможенных органов;

2) анализ и оценка рисков, включающих в себя систематическое определение объектов анализа рисков; индикаторов риска по объектам анализа риска, определяющих необходимость принятия мер по предотвращению и минимизации рисков; оценки возможного ущерба в случае возникновения рисков;

3) разработка и реализация практических мер по управлению рисками с учетом вероятности возникновения рисков и возможных последствий; анализа применения возможных мер по предотвращению и минимизации рисков.

Таким образом, для того чтобы выявить риск, требуется информация, сведения о возможности его возникновения, типичности такой ситуации, об ущербе, нанесенном экономике страны, и др.

Поэтому следующий принцип таможенного контроля — это принцип достаточного информационного обеспечения таможенных органов (как в целом всей их системы, так и непосредственно тех органов, которые проводят таможенный контроль). Поступление информации и действия таможенного контроля должны производиться таким образом, чтобы избежать длящегося характера правонарушения. Отсюда можно вывести принцип оперативности таможенного контроля.

5. Получение информации, необходимой для организации эффективного таможенного контроля, осуществляется как из внутренних источников таможенных органов, в качестве которых можно рассматривать, например, данные таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики, так и через взаимодействие с «внешней средой», т.е.:

— лицами, непосредственно перемещающими товары и транспортные средства через таможенную границу;

— участниками внешнеэкономической деятельности в целом (бизнес-сообществом);

— общественными организациями представителей бизнеса (например, Торгово-промышленной палатой РФ);

— органами, осуществляющими иные виды государственного контроля за перемещаемыми через таможенную границу товарами, а также прочими органами государственной власти РФ;

— таможенными органами и иными органами государственной власти остальных государств — членов Таможенного союза;

— таможенными службами иностранных государств;

— международными организациями и др.

Таким образом, в качестве еще одного важнейшего принципа организации таможенного контроля следует назвать принцип сотрудничества, который отражает необходимость взаимодействия с указанными выше субъектами в целях обеспечения эффективности таможенного контроля.

Формы сотрудничества таможенных органов с иными субъектами весьма многообразны: от создания совещательных органов при ФС России до внедрения интегрированных систем организации таможенного контроля на основе принципа «одного окна».

Указанный принцип широко применяется, например, при совершении таможенных операций, связанных с прибытием и убытием товаров и транспортных средств. Согласно ему перевозчик (лицо, действующее от его имени) одновременно с документами, представляемыми в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза при прибытии товаров и транспортных средств на единую таможенную территорию Таможенного союза, представляет должностному лицу таможенного органа документы, необходимые для осуществления иных видов контроля.

Таможенные органы осуществляют таможенный, транспортный контроль, а также санитарно-карантинный, ветеринарный и карантинный фитосанитарный контроль в части проведения проверки документов, и обмениваются данными с государственными контрольными органами в пунктах пропуска, в том числе путем информационного взаимодействия с использованием электронных средств обработки и передачи данных.

Таким образом, ускорение времени проведения контрольных мероприятий достигается посредством сосредоточения информационных ресурсов у одного контрольного органа, что позволяет ему эффективно реализовывать функции всех остальных.

6. И, наконец, реализация указанных выше принципов на сегодняшний день, на наш взгляд, невозможна без достаточного технического оснащения таможенных органов. В связи с этим в качестве одного из базовых следует выделить принцип технической вооруженности таможенных органов и их должностных лиц.

Эффективное проведение контрольных мероприятий (особенно это касается фактического таможенного контроля) строится на широком применении разнообразных технических средств таможенного контроля: от простейших (например, досмотровых зеркал и щупов) до сложных технологических комплексов стоимостью десятки миллионов рублей.

Наиболее перспективным направлением реализации принципа технической вооруженности является стремление к применению инновационных таможенных технологий, в том числе неинтрузивных технических средств таможенного контроля, т.е. таких средств, которые наносят наименьший физический вред предметам, в отношении которых проводится таможенный контроль.

Итак, подводя итог вышесказанному, следует еще раз перечислить принципы организации таможенного контроля. К ним относятся принципы:

1) эффективности;

2) достаточности;

3) выборочности;

4) достаточного информационного обеспечения;

5) оперативности;

6) сотрудничества;

7) «одного окна»;

8) технической вооруженности.

совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств – членов Таможенного союза.

Таможенный контроль — совокупность действий, направленных на проверку или обеспечение соблюдения законодательства в сфере таможенного регулирования.

При его осуществлении сотрудники таможни применяют принцип выборочности, основанный на системе управления рисками.

Контроль проводится сотрудниками таможни в отношении продукции, документов, а также деятельности отдельных лиц, включённых в реестр и занимающихся деятельностью в сфере таможенного дела.

При этом существует понятие «нахождение товаров под таможенным контролем». Для ввозимой продукции — это промежуток между фактическим пересечением границы Союза и приобретением продукции статуса «товара ЕАЭС» (в большинстве случаев, исключения приведены в ст. 14 ТК ЕАЭС).

Для вывозимой продукции — это момент между подачей декларации на товары и фактическим убытием товаров с территории Союза.

Таможня осуществляет контроль в пределах этих сроков. При возникновении некоторых обстоятельств (список приведён в пп.7-15 ст. 14 ТК ЕАЭС) проверочные мероприятия могут проводиться спустя три года после их наступления. Документы, полученные в ходе проверочных мероприятий должны храниться в течение пяти лет.

Проверочные мероприятия в общем случае проводятся в зонах таможенного контроля (ЗТК). Исключениями является осмотр или досмотр продукции в ходе выездной проверки или при остановке транспортного средства.

ЗТК, как правило, располагаются в местах пересечения границы, могут быть временными или постоянными, а к их оборудованию предъявляют особые требования.

При осуществлении контролирующих функций таможня тесно сотрудничает с налоговой инспекцией и другими государственными органами. При проверке международных почтовых отправлений таможня взаимодействует с оператором почтовой связи.

При проведении проверочных мероприятий таможней могут быть начислены дополнительные налоги и сборы, выявлены нарушения определения стоимости ввозимых товаров и страны происхождения продукции.

При проведении контрольных мероприятий сотрудники таможни вправе применять меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля. К ним относятся:

  1. Устный опрос — получение данных и информации от граждан без оформления результатов.
  2. Запрос документации и сведений проводится сотрудниками таможни в ходе контрольных мероприятий. При этом устанавливается определённый срок, достаточный для предоставления таких документов. Он может быть продлён ещё на два месяца. Вся запрошенная документация должна быть предоставлена в виде оригинала или заверенной копии, с переводом на русский язык, если это необходимо.
  3. Назначение экспертизы с отбором образцов продукции и проб, изъятием документации и средств идентификации.
  4. Проведение идентификации продукции, документации, транспорта, территорий и помещений. К идентификации относится нанесение специальной маркировки, опломбирование, опечатывание.
  5. Использование технических контрольных средств (в том числе воздушных и водных судов, принадлежащих таможне).
  6. Сопровождение — непосредственное присутствие сотрудников таможни или другой организации ей уполномоченной при перевозке подконтрольной продукции по территории ЕАЭС.
  7. Установление определённого маршрута перевозки грузов применяется для контроля перемещения грузов по территории ЕАЭС.
  8. Учёт подконтрольной продукции и совершаемых с ней операций.
  9. Привлечение специалистов для проведения контрольных мероприятий (в том числе из других государственных органов).
  10. Требование совершения определённых грузовых операций с подконтрольными товарами и транспортом.
  11. Наблюдение проводится инспекторами таможни за товарами, средствами транспорта и гражданами, пересекающими границу ЕАЭС.
  12. Проверка системы учёта подконтрольных товаров.
  13. Проверка маркировки продукции.

Меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, проводятся как отдельно, так и в комплексе с другими мерами, поддерживая контрольные мероприятия, проводимые сотрудниками таможни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *