Таможенная экспертиза

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.

при секретаре Полагаевой К.А.

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело

по административному исковому заявлению Михайлик О.С.

о признании недействующим приказа Федеральной таможенной службы от 16 февраля 2011 г. N 329 «О введении в экспертную практику Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления методических рекомендаций и методических пособий для исследования товаров (объектов)” в части пункта 16 приложения «Перечень методических рекомендаций и методических пособий для исследования товаров (объектов), подлежащих введению в экспертную практику Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления” и Методических рекомендаций по определению рыночной стоимости товаров с учётом его количества, фактического состояния и иных факторов, влияющих на стоимость, при проведении товароведческих экспертиз в Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении и экспертно-криминалистических службах – региональных филиалах ЦЭКТУ, утверждённых начальником ЦЭКТУ 24 декабря 2010 г., установил:

16 февраля 2011 г. Федеральной таможенной службой (далее – ФТС России) издан приказ N 329 «О введении в экспертную практику Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления методических рекомендаций и методических пособий для исследования товаров (объектов)” (далее – Приказ).

Пунктом 16 приложения «Перечень методических рекомендаций и методических пособий для исследования товаров (объектов), подлежащих введению в экспертную практику Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления” (далее – приложение) к данному приказу в экспертную практику Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (далее – ЦЭКТУ) введены Методические рекомендации по определению рыночной стоимости товаров с учётом его количества, фактического состояния и иных факторов, влияющих на стоимость, при проведении товароведческих экспертиз в Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении и экспертно-криминалистических службах – региональных филиалах ЦЭКТУ, утверждённые начальником ЦЭКТУ 24 декабря 2010 г. (далее – Методические рекомендации).

Методические рекомендации определяют порядок производства товароведческих экспертиз по определению рыночной стоимости товаров, осуществляемых ЦЭКТУ и экспертными службами – филиалами ЦЭКТУ ФТС России (далее – ЭКС), разработаны экспертно-криминалистической службой – региональным филиалом ЦЭКТУ г. Ростова-на-Дону, состоят из следующих 14 глав: 1 – «Введение”; 2 – «Термины и определения”; 3 – «Порядок назначения и проведения экспертиз по определению рыночной стоимости товаров”; 4 – «Проведение идентификации товаров”; 5 – «Методология проведения оценки товара”; 6 – «Ценовая информация, используемая при определении базовых цен в ходе проведения оценки”; 7 – «Определение рыночной стоимости товара с использованием сравнительного подхода”; 8 – «Принципы проведения корректировок базовых цен при использовании сравнительного подхода”; 9 – «Основные типы корректировок. Формы их применения”; 10 – «Расчёт рыночной стоимости единицы и партии оцениваемого товара при использовании сравнительного подхода”; 11 – «Определение рыночной стоимости товара с использованием затратного метода”; 12 – «Особенности определения рыночной стоимости товаров с ограниченной областью использования”; 13 – «Оформление заключения эксперта”; 14 – «Список использованных документов”, и одного приложения «Форма протокола маркетингового исследования”.

Михайлик О.С. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующим Приказа в части пункта 16 приложения и Методических рекомендаций, ссылаясь на их противоречие Указу Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти” и Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009. Своё требование мотивировала тем, что введённые в экспертную практику ЦЭКТУ Методические рекомендации содержат признаки нормативного правового акта, не зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее – Минюст России) и не опубликованы официально для всеобщего сведения, затрагивают её права и законные интересы, поскольку были применены при вынесении таможенным экспертом заключения от 7 сентября 2015 г. N … с целью определения рыночной (розничной) цены товаров в Китае по состоянию на 30 мая 2015 г., когда она перемещала товары через таможенную границу Таможенного союза.

В письменных возражениях на административное исковое заявление ФТС России просила в его удовлетворении отказать, считая, что Методические рекомендации являются организационным актом рекомендательного характера, относятся к служебной информации ограниченного распространения и не затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, не устанавливают правовой статус организаций, не имеют межведомственного характера, поэтому не подлежали государственной регистрации и опубликованию в установленном законом порядке.

Минюст России в письменных объяснениях указал, что Методические рекомендации, формально не являясь нормативным правовым актом, фактически содержат положения, обладающие нормативными свойствами и затрагивающие права граждан, рыночная стоимость товаров, определённая по результатам экспертизы, проводимой в соответствии с ними, является критерием привлечения к административной ответственности за недекларирование товаров при их перемещении через таможенную границу Таможенного союза, а также при исчислении размера административного штрафа, являющегося предметом административного правонарушения. ФТС России было предложено отменить пункт 16 приложения к Приказу и Методические рекомендации, которые не были в установленном порядке направлены в Минюст России на государственную регистрацию.

В судебном заседании представитель административного истца Антипов А.А. поддержал заявленное требование.

Представители ФТС России Валевская И.С. и Лебедева К.В. не признали административный иск.

Представитель Минюста России Бабченко В.Н. пояснил, что административный иск подлежит удовлетворению.

Выслушав объяснения представителя административного истца Антипова А.А., возражения представителей административного ответчика Валевской И.С., Лебедевой К.В., объяснения представителя Минюста России Бабченко В.Н., проверив оспариваемые положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей необходимым удовлетворить заявленное требование, Верховный Суд Российской Федерации находит административный иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно пунктам 8, 9, 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти” (далее – Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в течение 10 дней после дня их государственной регистрации подлежат официальному опубликованию в «Российской газете” или Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, издаваемом еженедельно государственным учреждением – издательством «Юридическая литература” Администрации Президента Российской Федерации, и размещению (опубликованию) на «Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru). Официальным также является указанный бюллетень, распространяемый в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-технический центр правовой информации «Система” Федеральной службы охраны Российской Федерации и федеральными органами государственной охраны. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 (далее – Правила), предусмотрено, что государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (пункт 10).

Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Минюстом России, который ведёт Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (пункт 11).

Федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования. При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут (пункт 19).

Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нём правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределённого круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части”).

На день издания оспариваемого правового акта полномочия ФТС России как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего, кроме прочего, функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями, были определены Положением о Федеральной таможенной службе, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 459, согласно которому ФТС России имела право организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности (пункты 1, 6, подпункт 6.4).

Доводы возражений ФТС России о том, что оспариваемые административным истцом методические рекомендации представляют собой организационный акт рекомендательного характера, который не обладает признаками, присущими нормативному правовому акту, так как они не направлены на урегулирование общественных отношений либо изменение или прекращение существующих правоотношений, не содержат обязательных для неопределённого круга лиц правил поведения, рассчитанных на неоднократное применение, следует признать неправильными, поскольку они опровергаются содержанием Методических рекомендаций. При этом отсутствие государственной регистрации Приказа и введённых им методических рекомендаций в Минюсте России, вопреки позиции ФТС России, не влияет на оценку нормативности содержащихся в них положений.

Анализ содержания оспариваемой части Приказа позволяет сделать вывод, что некоторые положения введённых им (пункт 1) для обязательного применения методических рекомендаций имеют нормативные предписания, адресованные неопределённому кругу лиц и рассчитанные на неоднократное применение.

Исходя из главы 1 Методических рекомендаций объектами экспертной оценки являются материальные продукты в виде непродовольственных (промышленных) и продовольственных товаров, их потребительские свойства и качества, в отношении которых таможенным или иным правоохранительным органом назначена товароведческая экспертиза с целью определения их рыночной стоимости (цены) на конкретную дату.

По результатам товароведческой экспертизы (исследования) оформляется заключение эксперта, специалиста (глава 13).

В главе 2 Методических рекомендаций даны определения таких понятий, как «рыночная стоимость (цена) товара”, «цена”, «государственная регулируемая цена товара”, «дата, на которую определяется стоимость товара”, «базовая цена”, «откорректированная базовая цена”, «розничная цена”, «оптовая цена”, «идентичные товары”, «однородные (аналогичные) товары”, «торговая надбавка”, «торговая скидка”, «износ товара”, «физический износ товара”, «функциональный износ товара”, «внешний износ товара”, «затратный подход”, «сравнительный подход”, «утилизационная стоимость товара”, «таможенная стоимость товара”, «фактурная стоимость товара”, «таможенные платежи” и «выпуск для внутреннего потребления”. При этом в формулировках этих предписаний отсутствуют ссылки на нормативные правовые акты, непосредственно регулирующие правоотношения, в которых используются подобные термины и определения.

Методическими рекомендациями определены случаи направления заданий (определений, постановлений) таможенными органами в ЦЭКТУ и ЭКС (глава 1), порядок назначения и проведения экспертиз по определению рыночной стоимости товаров, который помимо прочего включает в себя подготовку (при необходимости) запросов должностному лицу таможенного органа, назначившему проведение экспертизы, о предоставлении проб (образцов) товара, привлечении к проведению осмотра и исследований специалистов сторонних организаций (глава 3); для проведения идентификации товаров они устанавливают основные параметры товаров, влияющие на их стоимость (цену), процедуру отбора проб и образцов товаров для проведения экспертиз, процедуру осмотра товара и привлечения при необходимости специалистов, основание идентификации оцениваемого товара по документам (глава 4), определяют правила выбора экспертом источника ценовой информации и проведения им самостоятельного маркетингового исследования (глава 6) и правила определения рыночной стоимости товара с использованием сравнительного подхода (глава 7), затратного подхода (глава 11), особенности определения рыночной стоимости товаров с ограниченной областью использования (глава 12), устанавливают принципы проведения корректировок базовых цен при использовании сравнительного подхода (глава 8), формы применения экспертом основных типов корректировок (глава 9), формулы расчёта рыночной стоимости единицы товара на соответствующую дату (глава 10), правила оформления заключения эксперта, специалиста (глава 13).

Изложенные в них положения сформулированы как нормативные.

В частности, Методическими рекомендациями предписано, что при проведении экспертиз должностными лицами ЦЭКТУ и ЭКС необходимо максимально учитывать как все факторы, влияющие на стоимость исследуемых товаров, так и факторы, определяющие цену идентичных либо однородных товаров, которая используется в качестве базовой при проведении исследований, эти факторы в ходе экспертизы должны сопоставляться (абзац седьмой главы 5), при выборе источников ценовой информации эксперт придерживается принципа последовательности при выборе и применении источника (приоритет имеют публикуемые источники) (абзацы второй, третий главы 6), в первую очередь вносятся коэффициентные корректировки, затем стоимостные (абзац тринадцатый главы 8), расчёт откорректированной базовой цены с учётом корректировок производится по формуле, приведённой в них (пункт 9.12 главы 9), применение корректировок на стадии определения рыночной стоимости партии товара не допускается, все корректировки должны применяться экспертом на стадии определения рыночной стоимости единицы товара (последний абзац главы 10), величина таможенной стоимости на соответствующую дату должна быть письменно подтверждена таможенным органом (абзац седьмой главы 11), форма оформления заключения эксперта должна соответствовать формам, предусмотренным письмом ЦЭКТУ от 1 декабря 2008 г. N 01-15/2463 «О разъяснениях по подготовке заключения эксперта” (абзац седьмой главы 13).

Как следует из содержания Методических рекомендаций, обязательных для экспертной практики ЦЭКТУ и ЭКС, предусмотренные ими товароведческие экспертизы проводятся в отношении товаров, являющихся предметами таможенных правонарушений по делам об административных правонарушениях или уголовным делам, и товаров, оформляемых в таможенном отношении, а именно: при производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 16.1, 16.2, 16.9, 16.16-16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в процессе дознания по уголовным делам, в процессе проведения таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в случае, если у таможенных органов возникают сомнения в декларируемой таможенной стоимости товаров, а также при рассмотрении сообщения о преступлении или осуществлении оперативно-розыскной деятельности (глава 1).

В силу части 1 статьи 27.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изъятые вещи подлежат оценке в том числе в случае, если нормой об ответственности за административное правонарушение предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа, исчисляемого в величине, кратной стоимости изъятых вещей.

Частью 2 названной статьи закреплено, что стоимость изъятых вещей определяется на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены. В остальных случаях стоимость изъятых вещей, за исключением изъятых товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза, в отношении которых используется таможенная стоимость, определённая в соответствии с главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза, определяется на основании их рыночной стоимости. В случае необходимости стоимость изъятых вещей определяется на основании заключения эксперта.

С учётом изложенного следует сделать вывод о том, что Методические рекомендации содержат положения, имеющие признаки нормативно-правовых и затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, они подлежали регистрации в Минюсте России и официальному опубликованию.

Однако в нарушение приведённых выше норм Конституции Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 и Правил Приказ и Методические рекомендации не прошли государственную регистрацию в Минюсте России и не были официально опубликованы в установленном порядке.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 29 ноября 2007 г. N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части” разъяснил, если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим (в частности, несоблюдение предусмотренных правил введения нормативных правовых актов в действие), он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта (пункт 17).

При таких обстоятельствах согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Приказ в части пункта 16 приложения и Методических рекомендаций подлежит признанию не действующим со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку до вынесения решения суда он применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций.

В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.

При подаче административного искового заявления Михайлик О.С. уплачена государственная пошлина в размере 300 (трёхсот) рублей согласно чеку-ордеру от 27 января 2016 г. Данные судебные расходы подлежат взысканию с административного ответчика в её пользу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:

административное исковое заявление Михайлик О.С. удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу приказ Федеральной таможенной службы от 16 февраля 2011 г. N 329 «О введении в экспертную практику Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления методических рекомендаций и методических пособий для исследования товаров (объектов)” в части пункта 16 приложения «Перечень методических рекомендаций и методических пособий для исследования товаров (объектов), подлежащих введению в экспертную практику Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления” и Методических рекомендаций по определению рыночной стоимости товаров с учётом его количества, фактического состояния и иных факторов, влияющих на стоимость, при проведении товароведческих экспертиз в Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении и экспертно-криминалистических службах – региональных филиалах ЦЭКТУ, утверждённых начальником ЦЭКТУ 24 декабря 2010 г.

Взыскать с Федеральной таможенной службы в пользу Михайлик О.С. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 (трёхсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Ю.Г. Иваненко

1. При назначении и проведении таможенной экспертизы декларант, иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе:
1) заявлять ходатайства о постановке дополнительных вопросов таможенному эксперту (эксперту) для получения по ним заключения таможенного эксперта (эксперта) (подпункт в редакции Международного протокола от 16 апреля 2010 года;
2) знакомиться с заключением таможенного эксперта (эксперта) и получать копию такого заключения в таможенном органе, назначившем таможенную экспертизу (подпункт в редакции Международного протокола от 16 апреля 2010 года;
3) присутствовать при отборе проб или образцов таможенными органами для проведения таможенной экспертизы;
4) ходатайствовать о проведении дополнительной или повторной таможенной экспертизы.

2. В случае удовлетворения ходатайства декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или их представителя должностное лицо таможенного органа, назначившее экспертизу, выносит соответствующее решение.При отказе в удовлетворении ходатайства должностное лицо таможенного органа должно в письменной форме мотивированно сообщить об этом лицу, подавшему ходатайство.

Комментарий к статье 141 ТК ТС

1. Часть 1 комментируемой статьи подчеркивает, что полноправными участниками таможенных правоотношений, помимо таможенных органов, являются декларанты, а также иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители, поэтому очень важно закрепление за ними на уровне ТК ТС их прав, которые подразделяются на предоставленные им при назначении и при проведении таможенной экспертизы. Следует отметить, что эти права дополняют перечень прав декларанта, установленных ст. 187 ТК ТС.

К первой группе прав относится право заявления ходатайства о постановке дополнительных вопросов таможенному эксперту (эксперту) для получения по ним заключения таможенного эксперта (эксперта) и присутствия при отборе проб или образцов таможенными органами для проведения таможенной экспертизы. Ко второй — право знакомиться с заключением таможенного эксперта (эксперта) и получать копию такого заключения в таможенном органе, назначившем таможенную экспертизу, а также право ходатайствовать о проведении дополнительной или повторной таможенной экспертизы.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что таможенному органу, в который поступает ходатайство, предоставлено право либо удовлетворить ходатайство декларанта, либо отказать в таком удовлетворении. В случае удовлетворения ходатайства должностное лицо таможенного органа, назначившее экспертизу, выносит соответствующее решение. И хотя в ТК ТС не содержится требования о доведении данного решения до сведения лица, заявившего ходатайство, представляется, что таможенный орган обязан проинформировать заинтересованное лицо о принятом решении, так как указанное ходатайство, в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» может рассматриваться как обращение. В соответствии с ч.2 ст. 1 данного федерального закона установленный законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами, а ТК ТС к ним не относится.

При отказе в удовлетворении ходатайства должностное лицо таможенного органа обязано не только мотивировать свой отказ, но и изложить его в письменной форме, а также сообщить об этом лицу, подавшему ходатайство.

Консультации и комментарии юристов по ст 141 ТК ТС

Если у вас остались вопросы по статье 141 ТК ТС и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Об утверждении Порядка проведения таможенной экспертизы, формы решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы

Министерство финансов Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ

от 16 января 2019 года N 34

Об утверждении Порядка проведения таможенной экспертизы, формы решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы

В соответствии с пунктами 2, 5 статьи 389, пунктом 3 статьи 390 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 317-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 47, ст.6843), частью 5 статьи 335 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст.5082, N 49, ст.7524), пунктом 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. N 809 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 38, ст.4823, N 45, ст.5822; 2014, N 37, ст.4971; 2015, N 2, ст.491, N 47, ст.6586; 2016, N 17, ст.2399, N 28, ст.4741; 2017, N 25, ст.3689),

приказываю:

1. Утвердить Порядок проведения таможенной экспертизы (далее — Порядок) согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить форму решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

3. Региональным таможенным управлениям и таможням, непосредственно подчиненным ФТС России, обеспечить применение Порядка.

4. Центральному информационно-техническому таможенному управлению (В.Ю.Скиба) и Главному управлению информационных технологий ФТС России (Г.В.Песчанских) в течение 180 дней с даты подписания настоящего приказа обеспечить доработку информационно-программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов в целях реализации Порядка.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России Т.Н.Голендееву.

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

Руководитель

В.И.Булавин

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

8 февраля 2019 года,

регистрационный N 53731

Приложение N 1. Порядок проведения таможенной экспертизы

Приложение N 1

к приказу ФТС России

от 16 января 2019 года N 34

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет правила проведения таможенной экспертизы в отношении проб и (или) образцов товаров, изъятых таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, а также средств идентификации таких товаров и документов уполномоченным таможенным органом.

2. Таможенная экспертиза проводится на основании решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы, оформленного по установленной форме согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

3. Основанием для принятия решения о назначении таможенной экспертизы является применение мер по минимизации рисков или проведение таможенного контроля после выпуска товаров.

II. Проведение таможенной экспертизы

4. Для проведения таможенной экспертизы должностное лицо таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, с использованием информационно-программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее — ИПС ЕАИС ТО) оформляет решение таможенного органа о назначении таможенной экспертизы (далее — Решение) в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью указанного должностного лица.

Номер Решения формируется в следующем порядке:

ХХХХХХХХ/ДДММГГ/ХХ/ХХХХХХ

, где

элемент 1 — код таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу (восемь знаков);

элемент 2 — день (два знака), месяц (два знака), две последние цифры года;

элемент 3 — принимает значение:

«ДВ» — принято решение о назначении таможенной экспертизы товара, в отношении которого выпуск до получения результатов таможенной экспертизы в соответствии со статьей 122 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 317-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 47, ст.6843) (далее — ТК ЕАЭС) не может быть произведен;

«ПВ» — принято решение о назначении таможенной экспертизы товара, в отношении которого осуществлен выпуск до получения результатов таможенной экспертизы в соответствии со статьей 122 ТК ЕАЭС либо принято решение о назначении таможенной экспертизы товара при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, а также таможенного контроля в соответствии с частями 4 и 5 статьи 214 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст.5082, N 49, ст.7524) (далее — Федеральный закон N 289-ФЗ);

элемент 4 — порядковый номер (шесть знаков, начиная с 000001 с 1 января календарного года).

5. Решение в виде электронного документа направляется должностным лицом таможенного органа, назначившим таможенную экспертизу, с использованием ИПС ЕАИС ТО:

в подразделение Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (далее — ЦЭКТУ), проводящее таможенную экспертизу, с актом отбора проб и (или) образцов товаров (актом об изъятии таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации таких документов и товаров для проведения таможенной экспертизы), а также документов, необходимых для проведения таможенной экспертизы (декларации на товары, транзитной декларации, пассажирской таможенной декларации, декларации на транспортное средство либо иных документов, предусмотренных пунктом 6 статьи 105 ТК ЕАЭС, а также коммерческих, транспортных, технических документов, содержащих информацию о товаре);

декларанту, иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товара, в автоматизированную подсистему «Личный кабинет», размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

в таможенный орган в случае необходимости отбора проб и (или) образцов товаров, изъятия таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации таких документов и товаров для проведения таможенной экспертизы, осуществляющий:

таможенные операции, предшествующие подаче декларации на товары, связанные с проведением таможенного контроля в формах таможенного досмотра и таможенного осмотра, а также с применением мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля (отбор проб и (или) образцов товаров, изъятие таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации таких товаров и документов для проведения таможенной экспертизы);

доставку и получение проб и (или) образцов товара, изъятых таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов и (или) средств идентификации в структурном подразделении ЦЭКТУ, проводящем таможенную экспертизу.

6. При наличии мотивированного ходатайства декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, о постановке дополнительных вопросов таможенному эксперту таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, в случае удовлетворения ходатайства выносит соответствующее решение в виде письменной резолюции начальника таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, на заявленном ходатайстве и в случае, если экспертиза не принята к производству таможенным экспертом, отзывает решение о назначении таможенной экспертизы в целях включения дополнительных вопросов, постановленных декларантом, иным лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров, или их представителями.

В случае если таможенная экспертиза принята к производству таможенным экспертом, таможенным органом после получения заключения таможенного эксперта, составленного по результатам таможенной экспертизы, может быть назначена дополнительная таможенная экспертиза по вопросам, поставленным декларантом, иным лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров, или их представителями.

7. Начальник подразделения ЦЭКТУ, проводящего таможенную экспертизу (лицо, его замещающее), не позднее 3 рабочих дней со дня регистрации поступившего решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы принимает решение о проведении таможенной экспертизы или об отказе в ее проведении по основаниям, указанным в пункте 6 статьи 389 ТК ЕАЭС, и передает материалы, установленные пунктом 6 настоящего Порядка, исполнителю в течение рабочего дня, следующего за днем принятия решения о проведении таможенной экспертизы.

8. При рассмотрении поступивших материалов начальник подразделения ЦЭКТУ, проводящего таможенную экспертизу (лицо, его замещающее), изучает решение о назначении таможенной экспертизы, объем предстоящего исследования и на этом основании определяет:

исполнителя (исполнителей) таможенной экспертизы, а также ведущего таможенного эксперта при проведении комиссионной или комплексной таможенной экспертизы;

срок производства таможенной экспертизы в соответствии со статьей 390 ТК ЕАЭС на основании норм затрат времени на производство таможенной экспертизы;

необходимость привлечения к проведению таможенной экспертизы специалистов иных экспертных, научных и других учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

9. Проведение таможенных экспертиз осуществляется таможенными экспертами, получившими право самостоятельного проведения таможенных экспертиз.

10. Пробы и (или) образцы товаров, изъятые таможенные, транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы и (или) средства идентификации таких товаров и документов принимаются подразделением ЦЭКТУ, проводящим таможенную экспертизу, в упакованном виде с наложением средств идентификации. Упаковка должна соответствовать описанию, приведенному в акте отбора проб и (или) образцов товаров, установленном Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 260 «О формах таможенных документов» (официально опубликовано на сайте Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 2 июня 2010 г.) с изменениями, внесенными Решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. N 676 (официально опубликовано на сайте Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 26 июня 2011 г.), решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23 августа 2012 г. N 136 (официально опубликовано на сайте Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru/, 23 августа 2012 г.), от 18 декабря 2014 г. N 238 (официально опубликовано на сайте Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/, 19 декабря 2014 г.), от 11 июля 2017 г. N 84 (официально опубликовано на сайте Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 17 июля 2017 г.), от 17 апреля 2018 г. N 58 (официально опубликовано на сайте Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 4 мая 2018 г.) или в акте об изъятии таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации таких документов и товаров для проведения таможенной экспертизы, предусмотренном частью 13 статьи 335 Федерального закона N 289-ФЗ.

11. В случае если транспортировка образцов в подразделение ЦЭКТУ, проводящее таможенную экспертизу, невозможна, таможенный орган, указанный в абзаце четвертом пункта 5 настоящего Порядка, обеспечивает сохранность образцов и беспрепятственный доступ таможенному эксперту к месту хранения таких образцов и возможность их осмотра и исследования.

12. Организация осмотра и исследования образцов по месту их нахождения (хранения), включая доставку таможенного эксперта, возлагается на таможенный орган, указанный в абзаце четвертом пункта 5 настоящего Порядка.

13. Таможенная экспертиза проводится как в помещении подразделения ЦЭКТУ, проводящего таможенную экспертизу, так и вне помещения в местах хранения проб и (или) образцов.

14. Заключение таможенного эксперта, составленное по результатам таможенной экспертизы, направляется в таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, в виде электронного документа с использованием ИПС ЕАИС ТО, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью таможенного эксперта или подписями таможенных экспертов при производстве таможенной экспертизы комиссией таможенных экспертов. Материалы, фиксирующие проводимые исследования, хранятся в таможенном органе, уполномоченном на проведение таможенной экспертизы.

15. После получения заключения таможенного эксперта таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, с использованием ИПС ЕАИС ТО формирует уведомление о выполнении таможенной экспертизы и необходимости получения проб и (или) образцов товаров, изъятых таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации таких товаров и документов в подразделении ЦЭКТУ, проводившем таможенную экспертизу, и направляет его в таможенный орган, указанный в абзаце четвертом пункта 5 настоящего Порядка.

16. Возврат неизрасходованных проб и (или) образцов товара, изъятых таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации таких товаров и документов после проведения таможенной экспертизы осуществляется в сроки, указанные в Решении.

17. Неизрасходованные пробы и (или) образцы товаров, изъятые таможенные, транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы, средства идентификации таких товаров и документов возвращаются в таможенный орган в упакованном виде с наложением средств идентификации. Упаковка должна исключать доступ к содержимому без ее нарушения, средств идентификации и иметь необходимые пояснительные надписи и подпись таможенного эксперта.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

Комментарий к статье 138 ТК ТС

1. Согласно ч.1 комментируемой статьи таможенная экспертиза назначается в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания. В юридической литературе под термином «специальные знания» понимают «систему теоретических знаний и практических навыков в области конкретной науки или техники, искусства или ремесла, приобретаемых путем прохождения специальной подготовки или обретения профессионального опыта».

________________
Р.С.Белкин. Криминалистическая энциклопедия. М., 1997, С.217.

При этом к специальным познаниям не относят общеизвестные и юридические познания. В то же время отнесение знаний к общеизвестным и общедоступным зависит, в том числе, от образовательного и интеллектуального уровня конкретного должностного лица таможенного органа, принимающего решение о назначении таможенной экспертизы, от его профессионального опыта и квалификации. Поэтому в каждом отдельном случае должностному лицу необходимо анализировать характер требуемых познаний и решать вопрос, могут ли они считаться специальными. Представляется, что необходимо всегда исходить из того, что обращение к таможенному эксперту, безусловно, не может отрицательно повлиять на устранение неразрешенных вопросов в ходе проведения таможенного контроля.

2. Часть 2 комментируемой статьи уточняет, что таможенная экспертиза назначается только таможенными органами. Из содержания Формы решения о назначении таможенной экспертизы (Приложение N 2 к приказу ФТС России от 25.02.2011 N 396) следует, что само решение фактически принимается должностным лицом таможенного органа, который осуществляет таможенные операции и проводит таможенный контроль. В то же время, в решении предусмотрена подпись начальника таможенного органа о согласовании. Указание наименования таможенного органа в преамбуле решения, а также подпись в нем начальника таможенного органа придают вынесенному решению статус решения, вынесенного таможенным органом.

Таможенную экспертизу проводит либо таможенный эксперт, либо эксперты иных уполномоченных организаций. При этом назначение таможенной экспертизы в иные уполномоченные организации может быть произведено только при невозможности проведения такой экспертизы таможенными экспертами. Порядок согласования с таможенным органом, проводящим таможенную экспертизу, назначения таможенной экспертизы таможенным органом в иную уполномоченную организацию, проводящую таможенную экспертизу, утвержден Приказом ФТС России от 28.07.2011 N 1541. Он предусматривает форму и сроки согласования таможенным органом, назначившим таможенную экспертизу, с ЦЭКТУ или его региональными филиалами, возможности проведения экспертизы в иной уполномоченной организации. Также п.9 вышеупомянутого приказа предусмотрены основания для несогласования (например, наличие сведений о необоснованных и (или) необъективных выводах таможенной экспертизы, проведенной иной уполномоченной организацией, полученных от судебных, таможенных или иных органов).

Эксперт, не являющийся должностным лицом таможенных органов, на основании ч.2 ст. 173 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311 привлекается на договорной основе (договор заключается между таможенным органом, назначившим экспертизу, и иной уполномоченной организацией).

3. Часть 3 комментируемой статьи очерчивает круг объектов таможенной экспертизы, в качестве которых могут выступать товары, в том числе транспортные средства, таможенные, транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы, необходимые для совершения таможенных операций, средства идентификации товаров. При этом, комментируемый Кодекс раскрывает понятие указанных объектов в других статьях: товаров — ч.35 ст. 4, транспортных средств — в ч.39 ст. 4, таможенных документов — в ч.28 ст. 4, транспортных (перевозочных) документов — в ч.38 ст. 4, коммерческих документов в ч.12 ст. 4, средств идентификации — в ч.1, 3 ст. 109.

4. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает, что решение о назначении таможенной экспертизы принимает уполномоченное должностное лицо таможенного органа. Утверждение формы данного решения отнесено к компетенции национального законодательства. Статья 8 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311, в свою очередь, делегирует установление формы решения о назначении таможенной экспертизы ФТС России. Приказом ФТС России от 25.02.2011 N 396 утверждена Форма решения о назначении таможенной экспертизы (Приложение N 2). В то же время, ТК ТС оставил за собой право на установление ряда обязательных сведений, которые должны содержаться в решении о проведении таможенной экспертизы независимо от правотворчества государств — членов ТС, ограничительный перечень которых содержится в комментируемом пункте.

При этом нужно иметь в виду, что неуказание в решении какого-либо обязательного пункта лишает результаты таможенной экспертизы доказательственной силы, что подтверждается судебной практикой (Постановления ФАС Московского округа от 06.10.2010 по делу N А40-167521/09-148-1121 и Волго-Вятского округа от 28.03.2013 по делу N А17-2961/2012).

Установленной Формой решения о назначении таможенной экспертизы не охвачены все нюансы, которые могут иметь место при назначении экспертизы. Так, п.4 Решения предполагает указание в нем перечня объектов исследования, которые передаются эксперту. В то же время, наличие определенных свойств (к примеру, крупных габаритов) товара зачастую не позволяет осуществить его фактическую передачу экспертам. В этом случае, согласно п.19 Методических рекомендаций о назначении экспертиз должностными лицами таможенных органов и проведении экспертиз ЦЭКТУ и экспертно-криминалистическими службами — региональными филиалами ЦЭКТУ, иными экспертными организациями и экспертами, являющихся Приложением N 1 к письму ФТС России от 18.04.2006 N 01-06/13167, указывается место нахождения товара и разрешается проведение осмотра и исследования на месте. И хотя приведенные методические рекомендации не являются нормативным правовым актом, содержащиеся в них рекомендации могут быть использованы таможенными органами для полного и подробного заполнения Решения о назначении таможенной экспертизы.

5. Часть 5 комментируемой статьи предоставила право отказать в проведении таможенной экспертизы в случаях: недостаточности информации для проведения таможенной экспертизы; ненадлежащего оформления решения о назначении таможенной экспертизы; несоответствия сохранности упаковки проб или образцов описанию, указанному в решении о назначении таможенной экспертизы; отсутствия необходимой материально-технической базы, специальных условий для проведения таможенной экспертизы; в иных случаях, установленных национальным законодательством. Так, на основании ч.6 ст. 172 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311 таким случаем является отсутствие в таможенном органе, проводящем таможенную экспертизу, или иной уполномоченной организации таможенного эксперта (эксперта) требуемой квалификации.

6. Часть 6 комментируемой статьи предъявляет требования к форме и содержанию отказа в проведении таможенной экспертизы: письменная форма, указание причин отказа. Вместе с отказом таможенному органу возвращаются обратно представленные таможенному эксперту (эксперту) материалы, документы, пробы и образцы. Наличие данной части имеет целью исключение необоснованных причин отказа в проведении таможенных экспертиз, а также предоставляет таможенному органу возможность анализа причин отказа для выработки превентивных мер.

7. Часть 7 комментируемой статьи обязывает таможенный орган не позднее дня, следующего за днем принятия решения о назначении таможенной экспертизы, письменно уведомить декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, о назначении таможенной экспертизы. Очевидно, что несоблюдение данной обязанности, либо направление уведомления по неправильному адресу, либо ненадлежащему лицу является нарушением законных прав указанных лиц на представление своих интересов при проведении таможенной экспертизы, и является, хоть и не безусловным, но возможным основанием к признанию заключения таможенного эксперта (эксперта) ненадлежащим основанием для принятия на его основе решений таможенного органа в области таможенного дела (изменение классификационного кода товара по ТН ВЭД ТС, корректировке таможенной стоимости, доначислении таможенных платежей, принятие решения в порядке ведомственного контроля и т.д.).

8. Часть 8 комментируемой статьи устанавливает, что расходы на проведение таможенной экспертизы возмещаются за счет бюджета государства — члена ТС, таможенным органом которого назначена таможенная экспертиза. Соответственно, расходы на таможенные экспертизы, назначенные таможенными органами РФ, подлежат возмещению из бюджета РФ.

Консультации и комментарии юристов по ст 138 ТК ТС

Если у вас остались вопросы по статье 138 ТК ТС и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Рубрика: Публикации

Глазунова Инесса Владимировна,

ведущий научный сотрудник отдела планирования,

координации и ведения научной работы

ГКОУ ВПО «Российская таможенная академия»,

канд.юрид.наук, доцент

В современных условиях роль эксперта, экспертного исследования, института таможенной экспертизы в процессе таможенного контроля, а также экспертизы в доказывании по административным и уголовным делам возрастает в связи с использованием при подготовке, совершении и сокрытии правонарушений и преступлений новейших технических достижений, в том числе в сфере информационных технологий; применением организованными преступными сообществами (нередко имеющими транснациональный характер) отлаженных схем противоправной деятельности; наличием угроз со стороны криминального мира в отношении участников внешнеэкономической деятельности и т.д. Таможенные органы Российской Федерации законодательно уполномочены назначать как судебные, так и внесудебные экспертизы.

Согласно ч. 1 ст. 7 ТК ТС, таможенные органы являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных преступлениях, производство по которым в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза отнесено к ведению таможенных органов. Частями 5 и 6 статьи 19 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» к правам таможенных органов отнесено «…производство неотложных следственных действий и дознания в пределах своей компетенции».

В соответствии с ч. 3 ст. 7 ТК ТС таможенные органы осуществляют производство по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза. Право привлечения лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предоставлено таможенным органам ч. 7 ст. 19 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». В соответствии с ч. 1 ст. 23.8 КоАП РФ, таможенные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 16.1, ст.ст. 16.2-16.23 КоАП РФ.

Обладая такой компетенцией в рамках производства по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, таможенные органы имеют право назначать судебные экспертизы. Порядок назначения судебной экспертизы регулируется Федеральным законом «О государственной судебно – экспертной деятельности в Российской Федерации», а также главой 27 УПК РФ, ст. 26.4 КоАП РФ.

Экспертизы, назначаемые таможенными органами как при проведении таможенного контроля (таможенная экспертиза), так и при производстве по административным и уголовным делам, предлагается именовать «экспертизами в таможенном деле». Объединяющим признаком такой группы экспертиз является цель их проведения – разрешение вопросов, возникающих у должностных лиц таможенных органов при осуществлении возложенных на них функций.

Таможенная экспертиза является разновидностью внесудебной экспертизы. Тем не менее, таможенная экспертиза многое заимствовала у судебной экспертизы как наиболее «зрелого», с точки зрения научной теории и методологии, правового института.

Осуществляя переход непосредственно к рассмотрению таможенной экспертизы, отметим, что таможенное регулирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее – Таможенный союз) и законодательством Российской Федерации.

Статьей 1 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) «Таможенное регулирование в Таможенном союзе» определены регулируемые общественные отношения, которые складываются, в том числе, в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей.

Выполнение одной из основных задач таможенных органов Российской Федерации – обеспечения соблюдения законодательства РФ о таможенном деле, а также иных отраслей законодательства РФ и международных нормативных правовых актов и договоров РФ, контроль за исполнением которых возложен на них, обеспечивается, в том числе, системой мер таможенного контроля.

Перечень форм таможенного контроля установлен ст.110 ТК ТС. Производство таможенной экспертизы не определено законодателем в качестве формы таможенного контроля, вместе с тем таможенная экспертиза является одной из самых действенных мер таможенного контроля.

Нормативно-правовое регулирование производства таможенной экспертизы в Российской Федерации осуществляется ТК ТС, решениями Евразийской экономической комиссии, Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», правовыми актами Федеральной таможенной службы (далее – ФТС России).

Таможенная экспертиза — это организация и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами с использованием специальных и (или) научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования (ст. 137 ТК ТС).

С точки зрения общей теории экспертизы, таможенные экспертизы не представляют самостоятельный вид экспертиз. «Таможенная экспертиза» — это понятие собирательное, объединяющее экспертизы разных родов и видов, проводимых в целях разрешения вопросов, возникающих при совершении таможенных операций (экономические, химические, криминалистические и др.), для каждого из которых характерны свои методы и методики исследования.

Специфичность таможенной экспертизы определяется и тем, что вопросы, связанные с решением основных таможенных задач (контроль достоверности заявленного кода товара ТН ВЭД ТС, таможенной стоимости, страны происхождения и пр.), практически никогда не ставятся перед экспертами Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации. Вопросы для решения названных задач адресуются таможенной экспертизе. В свою очередь, многие виды экспертиз, которые традиционно выполняются в экспертных подразделениях Минюста России и МВД России, проводятся и экспертами ЦЭКТУ ФТС России (например, криминалистические и др.).

Давая определение «таможенной экспертизе» как организации и проведению исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами, законодатель тем самым предоставляет право на ее проведение не только таможенному эксперту, но и иным экспертам. Вместе с тем следует отметить, что ст. 138 ТК ТС устанавливается приоритетное право производства таможенной экспертизы таможенными экспертами. Таможенный эксперт – это должностное лицо таможенного органа, уполномоченное на проведение таможенной экспертизы (ст. 137 ТК ТС). В данном случае речь идет о специализированном таможенном органе, наделенном правом производства таможенной экспертизы. Таможенными органами государств-участников Таможенного союза, проводящими таможенную экспертизу, определены: для Республики Беларусь — таможенный орган, в котором есть структурное подразделение, проводящее таможенную экспертизу; для Республики Казахстан — Центральная таможенная лаборатория; для Российской Федерации — Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление ФТС России (далее — ЦЭКТУ ФТС России).

Профессиональная подготовка таможенных экспертов в России и их аттестация на право самостоятельного проведения экспертизы осуществляется Федеральной таможенной службой в нормативно-установленном порядке. Подготовка и аттестация иных экспертов на право проведения таможенной экспертизы в настоящее время урегулировано не достаточно. В целях обеспечения стабильности и результативности таможенных экспертиз целесообразным представляется рассмотрение возможности создания при ФТС России системы подтверждения компетентности иных экспертов и уполномоченных экспертных организаций.

Назначение таможенной экспертизы в иные уполномоченные организации производится только в случае невозможности проведения такой экспертизы таможенными экспертами. В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения таможенного эксперта (эксперта). Эксперт, не являющийся должностным лицом таможенных органов, привлекается для проведения таможенной экспертизы в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза. Таможенная экспертиза назначается в отношении товаров, в том числе транспортных средств, таможенных, транспортных
(перевозочных), коммерческих и иных документов, необходимых для совершения таможенных операций, и средств их идентификации. Основными видами экспертиз, выполняемыми экспертами ЦЭКТУ ФТС России, в настоящее время являются:

-идентификационные, материаловедческие экспертизы, связанные с установлением физических и химических свойств, количественного и качественного состава товара, позволяющих однозначно идентифицировать товар в соответствии с ТН ВЭД ТС по соответствующим областям (продукты животного происхождения, продукты растительного происхождения, табак и табачные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, объекты растительного мира, объекты животного мира, минеральное сырье и удобрения, минеральное топливо, нефть, нефтепродукты и продукты их переработки, машины, механизмы, транспортные части и принадлежности, и т.д.);

-экспертизынаркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, а также их прекурсоров;

— экспертизы товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в том числе по определению признаков отличия товара от оригинальной продукции;

— компьютерно – техническая экспертиза, компьютерная (исследование компьютерной информации);

— товароведческие экспертизы по определению характеристик товаров и их свободной (рыночной) стоимости (цены) по следующим областям: продовольственные товары; непродовольственные товары; транспортные средства их запасные части и принадлежности; жемчуг культивированный; драгоценные металлические изделия,плакированные драгоценными металлами; драгоценные и полудрагоценные камни; ювелирные изделия; бижутерия; монеты, янтарь и янтарные изделия; бытовая радиоэлектронная аппаратура, оргтехника и компьютерная техника, их части и принадлежности;

— экспертизы по идентификации товаров в продуктах переработки, согласованию норм выхода и норм потерь продуктов переработки, товаров с учетом конкретного технологического процесса при применении таможенных режимов переработки на и вне таможенной территории Российской Федерации в следующих областях: нефть и нефтепродукты; товары химической и смежных с ней отраслей промышленности; металлические руды, металлический лом, металлы и сплавы; бумага, древесина и изделия из них; кожа и текстиль;

-криминалистические традиционные экспертизы: почерковедческая; механоскопическая; трасологическая, баллистическая технико–криминалистическая экспертиза документов; экспертиза запирающих механизмов и сигнальных устройств, и т.д.;

-фоноскопическая экспертиза: идентификация лиц по фонограммам устной речи; техническое исследование фонограмм;

— дактилоскопическая экспертиза.

Решение о назначении таможенной экспертизы уполномоченное должностное лицо таможенного органа принимает в письменной форме. Формы решения о назначении таможенной экспертизы, заключения таможенного эксперта (эксперта) при проведении таможенной экспертизы устанавливаются ФТС России.

В решении о назначении таможенной экспертизы указываются основания для ее проведения, фамилия, имя и отчество эксперта или наименование организации либо таможенного органа, в котором должна быть проведена таможенная экспертиза, вопросы, поставленные перед таможенным экспертом (экспертом), перечень материалов и документов, предоставляемых в распоряжение таможенного эксперта (эксперта), срок проведения таможенной экспертизы и представления заключения таможенного эксперта (эксперта) в таможенный орган.

В решении также указывается о предупреждении таможенного эксперта (эксперта) об ответственности за дачу заведомо ложного заключения таможенного эксперта (эксперта). В Российской Федерации эксперт может быть привлечен к дисциплинарной либо административной ответственности за совершение такого правонарушения. Таможенный орган не позднее дня, следующего за днем принятия решения о назначении таможенной экспертизы, письменно уведомляет декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, о назначении таможенной экспертизы. В связи с назначением и проведением таможенной экспертизы этим лицам и их представителям представлены следующие права:

1) заявлять ходатайства о постановке дополнительных вопросов таможенному эксперту (эксперту) для получения по ним заключения таможенного эксперта (эксперта);

2) знакомиться с заключением таможенного эксперта (эксперта) и получать копию такого заключения в таможенном органе, назначившем таможенную экспертизу;

3) присутствовать при отборе проб или образцов таможенными органами для проведения таможенной экспертизы;

4) ходатайствовать о проведении дополнительной или повторной таможенной экспертизы.

В проведении таможенной экспертизы может быть отказано в следующих случаях (п. 5 ст.138 ТК ТС):

1) недостаточности информации для проведения таможенной экспертизы;

2) ненадлежащего оформления решения о назначении таможенной экспертизы;

3) несоответствия сохранности упаковки проб или образцов описанию, указанному в решении о назначении таможенной экспертизы;

4) отсутствия необходимой материально-технической базы, специальных условий для проведения таможенной экспертизы;

5) в случае отсутствия в таможенном органе, проводящем таможенную экспертизу, или иной уполномоченной организации таможенного эксперта (эксперта) требуемой квалификации;

6) в иных случаях, установленных законодательством государств — членов Таможенного союза.

Отказ в проведении таможенной экспертизы оформляется в письменном виде с указанием причин отказа. Представленные материалы, документы, пробы и образцы возвращаются таможенному органу, назначившему таможенную экспертизу.

Расходы на проведение таможенной экспертизы возмещаются за счет бюджета государства — члена Таможенного союза, таможенным органом которого назначена таможенная экспертиза. Срок проведения таможенной экспертизы (п. 2 ст. 139 ТК ТС) не может превышать 20 рабочих дней со дня принятия таможенным экспертом (экспертом) материалов к производству, если менее продолжительный срок не установлен законодательством государств — членов Таможенного союза.

Срок проведения таможенной экспертизы может продлеваться в порядке, установленном законодательством государств — членов таможенного союза. В Российской Федерации он может продлеваться с письменного разрешения начальника таможенного органа, проводящего таможенную экспертизу, с указанием причин такого продления на срок, необходимый для проведения экспертизы, за исключением случаев, когда в соответствии с Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы. В указанном случае экспертиза должна быть проведена в сроки, не превышающие рока выпуска товаров с учетом продления указанного срока, в соответствии с пунктом 4 статьи 196 ТК ТС.

В случае проведения таможенной экспертизы в иной уполномоченной организации срок проведения таможенной экспертизы может продлеваться с письменного разрешения руководителя уполномоченной организации по согласованию с таможенным органом, назначившим таможенную экспертизу, в аналогичном порядке.

Срок проведения таможенной экспертизы приостанавливается в случае несоответствия представленных объектов их перечню, указанному в решении о назначении таможенной экспертизы, но не более чем на 10 рабочих дней. Порядок приостановления сроков проведения таможенной экспертизы определяется ФТС России.

Порядок отбора проб и образцов товаров для проведения таможенной экспертизы определяется ФТС России, на основании положений, предусмотренных статьей 144 ТК ТС.

В случаях, когда оплата услуг специалистов и экспертов в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза осуществляется за счет средств федерального бюджета, порядок возмещения таких расходов определяется Правительством Российской Федерации.

В зависимости от количества таможенных экспертов (экспертов), проводящих таможенную экспертизу, выделяются три разновидности таможенных экспертиз: единоличная, комиссионная и комплексная таможенная экспертиза (ч. 2 ст. 143 ТК ТС).

Единоличная экспертиза – экспертиза, проводимая таможенным экспертом (экспертом) единолично.

Комиссионная экспертиза — экспертиза, проводимая комиссией таможенных экспертов (экспертов) одной специальности. При разногласиях между таможенными экспертами (экспертами) каждый из них или часть экспертов вправе представить отдельное заключение.

Комплексная экспертиза – экспертиза, проводимая комиссией таможенных экспертов (экспертов) в случаях, когда для установления обстоятельств, имеющих значение для дела, необходимы исследования на основе использования знаний различных специальностей, в пределах компетенции таможенных экспертов (экспертов). Каждый таможенный эксперт (эксперт) подписывает ту часть заключения, по которой проводил таможенную экспертизу.

Часть 3 статьи 143 ТК ТС законодательно закрепляет классификацию таможенной экспертизы в зависимости от последовательности ее проведения: первичная, дополнительная и повторная таможенная экспертиза.

Первичная экспертиза – это экспертиза, проводимая по обращению таможенного органа для изучения объектов, проб и образцов.

Дополнительная экспертиза – это экспертиза, назначаемая при возникновении новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств, а также в случае недостаточной ясности или полноты заключения первичной экспертизы. Производство дополнительной экспертизы поручается тому же или другому таможенному эксперту (эксперту).

Повторная экспертиза – экспертиза, проводимая в случаях несогласия декларанта, а также таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, с заключением таможенного эксперта (эксперта) по результатам первичной экспертизы.

Итоговым документом проведения таможенной экспертизы является заключение таможенного эксперта (эксперта). Каждая страница заключения таможенного эксперта (эксперта) при проведении таможенной экспертизы, включая приложения, подписывается таможенным экспертом (экспертом), проводившим таможенную экспертизу, и заверяется печатью таможенного органа, проводящего таможенную экспертизу, или иной уполномоченной
организации, проводящей таможенную экспертизу.

Таможенный эксперт вправе отказаться от проведения экспертизы, если разрешение поставленных вопросов находится вне его компетенции. Сообщение о невозможности дачи заключения составляется в письменной форме и должно содержать мотивированное изложение причин отказа.

Выводы, об обстоятельствах, имеющих значение для таможенных целей, по поводу которых не были поставлены вопросы, таможенный эксперт обязан включить в заключение эксперта. Эти выводы излагаются в конце заключения.

Экспертизы, назначаемые должностными лицами таможенных органов при производстве по делам об административных правонарушениях и уголовным делам, не являются таможенными экспертизами. Назначение и проведение этих экспертиз на территориях Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан регламентируется соответствующим национальным законодательством.

Статья 2 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

В настоящее время Евразийская экономическая комиссия является правопреемницей Комиссии Таможенного союза.

Решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 258 «О порядке проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля».

Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. № 689 «Об утверждении Правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю» (ред. от 15.12.2012).

Приказ ФТС России от 21 июля 2011 г. № 1500 «Об утверждении Порядка принятия решения о привлечении эксперта (специалиста) иной уполномоченной организации к проведению таможенной экспертизы»; Приказ ФТС России от 28 июля 2011 г. № 1541 «Об утверждении Порядка согласования с таможенным органом, проводящим таможенную экспертизу, назначения таможенной экспертизы таможенным органом в иную уполномоченную организацию, проводящую таможенную экспертизу».

Приказ ФТС РФ от 25 февраля 2011 г. № 396 «Об утверждении формы решения о назначении таможенной экспертизы, формы заключения таможенного эксперта (эксперта), порядка отбора проб и образцов товаров для проведения таможенной экспертизы и приостановления срока проведения таможенной экспертизы» (вместе с «Порядком отбора проб и образцов товаров для проведения таможенной экспертизы и приостановления срока проведения таможенной экспертизы») (ред. от 08.11.2012).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *