Свободная экономическая деятельность

В европейских государствах, таких как Великобритания, Германия, Франция, юристом стать сложно и дорого, но это обеспечивает безбедное существование, интересную работу и всеобщее уважение. На Украине профессия юриста пока еще не ассоциируется с высоким престижем и достойными доходами ее обладателя. Что легко проиллюстрировать показательными примерами: сложности трудоустройства, низкая оплата труда юристов в государственных органах и т.д. К тому же нередко, получая юридическое образование, наши граждане преследуют карьерные цели, вовсе не предполагая стать юристом-профессионалом.

Не секрет, что в украинском восприятии юрист — хитрый, изворотливый и не всегда честный человек. Некоторые представители этого цеха и ныне гордятся умением обойти закон, подчеркивая тем самым свою «квалификацию». Иными словами, о всеобщем почитании и уважении этой профессии говорить преждевременно.

Тем не менее сегодня профессия юриста — одна из самых популярных в стране. Почему? Ее престиж обусловлен широкими возможностями обладателя юридического образования.

О достоинствах и специфике

Среди них не только возможность правильно применить ту или иную норму права при решении профильного вопроса. Это и способность логически мыслить, стратегически планировать свои действия и, наконец, умение выйти из любой жизненной ситуации, действуя исключительно правомерно. Кроме того, многие юристы все же достигли такого уровня, когда их статус и престижен, и почитаем, а сами они достаточно обеспечены. Не секрет, что многие преподаватели юридических факультетов отечественных вузов совмещают научную работу с частной практикой, вследствие чего обладают достаточно немалыми доходами.

Профессия юриста всегда была интересна. Но в силу своей специфики она не открывает сразу всех своих достоинств студенту-первокурснику. Зная лишь понаслышке о работе юриста, не столкнувшись с «живой» практикой, студент очень смутно осознает всю ценность своей профессии. Когда-то некий юрист, занимавший высокую государственную должность, заявил, что даже кресло министра финансов не обеспечивает понимания всех преимуществ профессии юриста и горизонтов возможностей, открывающиеся перед обладателем юридического образования. Тут следует оговориться, что успех ждет лишь того, кто, освоив максимальный пакет знаний на научно-теоретическом информационном уровне, смог их преломить через призму своих интеллектуальных способностей и умело применить их на практике. Последняя здесь служит как первейшей целью обучения, так и дальнейшим средством профессионального роста, ведь опыт, как известно, дает только практика.

Юридическое образование сегодня

В жаркое июльское утро около приемной комиссии юридического факультета Киевского национального университета им. Тараса Шевченко яблоку негде упасть: целая армия абитуриентов «проходит через руки» экзаменаторов. Несколько раньше то же самое происходило во многих других вузах.

Это одновременно и хорошо, и не очень. Предыдущая эпоха в истории нашей страны сильно снизила значение профессии юриста. Ранее юристы были востребованы лишь в сферах правоохранительных органов и суда. Профессия не была почитаема, а самих специалистов не хватало. Сегодня же в новых экономических, политических и культурологических условиях юристы гораздо более востребованы, а сфера применения их знаний расширилась многократно. Соответственно происходит и переосмысление сути профессии юриста у рядовых граждан. Именно поэтому многие, предвкушая преимущества, которые сулит юридическая профессия их чадам, да и им самим, все чаще обращают внимание на образовательные услуги юридических факультетов. Иными словами, ничего плохого в стремлении получить такое образование нет. А необратимая, в силу количества юристов, здоровая конкуренция всегда поощрялась в какой бы то ни было сфере.

Поголовное стремление обучать юристов обусловлено простыми причинами. Во-первых, стабильно растущий спрос на юридическое образование порождает вполне адекватное предложение со стороны учебных заведений. Во-вторых, востребованность юристов в узкопрофессиональных сферах, как-то шоу-бизнес, транспорт, авиация и т.д., порождает необходимость их обучения изначально с глубоким уклоном на конкретную отрасль. Тем не менее далеко не все вузы способны качественно подготовить юристов.

По мнению преподавателя юридического факультета Киевского национального экономического университета Василия Постульги, на сегодняшнюю популярность юридического образования прямо повлияла его общедоступность — рынок образовательных юридических услуг перенасыщен. А тотальное увлечение юридическим образованием отчасти порождается идеализированным восприятием профессии как высокоинтеллектуальной, конкурентной, профессиональной борьбы с помощью приобретенных знаний.

Логичным представляется вопрос: какое образование более желательно — широко- либо узкопрофильное? Ответ однозначен — чем больше специалист знает, тем выше он ценится. Широкопрофильное образование имеет ряд преимуществ перед узкопрофильным. При этом непосредственная специализация должна происходить уже на практике. Новоиспеченный юрист должен «попробовать на вкус» несколько отраслей и сфер деятельности, прежде чем определиться со своим профессиональным призванием. Посему учебные программы университета рассчитаны на универсальное образование. Тут студенту предлагают изучить дисциплины, на первый взгляд далекие от юридической профессии. Однако не следует забывать, что юрист в силу своего статуса обязан обладать обширными знаниями в сфере истории, политологии, культурологии и т.д.

«В этой связи следует привести пример из практики иностранных вузов. Так, при Гарвардском университете в США существует Институт Украинских Исследований, где каждый заинтересованный студент может ознакомиться с исторической летописью «Слово о полку Игоревом», изучить истоки славянских языков, историю Киевской Руси и прочее», — рассказывает преподаватель юридического факультета Киевского национального университета им. Тараса Шевченко Наталья Толкачева. Это лишь подтверждение того, что игнорирование общеобразовательных предметов в программе вузов попросту неприемлемо, а за время учебы студент должен стараться «собрать» как можно больший багаж знаний. Далеко не лишним станет получение нескольких образований. К слову, некоторые именитые отечественные юридические фирмы к соискателям на должность старшего юриста и выше предъявляют требования о наличии юридического образования в иностранном вузе.

Овчинка выделки … стоит?

Наверняка стороннему наблюдателю интересно: адекватна ли зачастую высокая цена обучения конечному результату? «Потраченные на обучение молодого специалиста материальные средства, обоюдные усилия и время полностью соответствуют тому уровню знаний, которые юрист получает «на выходе» из вуза с учетом запросов рынка юридических услуг», — считает г-жа Толкачева.

Бытует мнение, что рынок этот перенасыщен, что юристов слишком много и достойного профессии занятия выпускник юридического факультета может и не найти. Оно весьма близко к истине, посему смелые попытки занять место под солнцем будущий юрист должен предпринимать, будучи еще студентом. Так, по мнению президента «Юридического бюро Рыжего» Владимира Рыжего, каждый студент 3-го курса юридического факультета обязан начинать работать именно по профессии и стараться самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. В то же время работа отбирает значительный объем времени, предназначенного, в идеале, на учебу. Таким образом, раннее «увлечение» работой может помешать студенту выполнять свою главнейшую моральную обязанность — учиться. В любом случае законодатель не запрещает студенту заниматься оплачиваемой трудовой деятельностью параллельно с учебой, поэтому выбор остается за последним.

Взгляд изнутри

Никто не ставит под сомнение, что юридический факультет университета дает полное, качественное юридическое образование. Тем не менее нет предела совершенству. Приемлемым нововведением может стать сокращение часов лекционного времени и концентрация внимания на практических занятиях по отраслевым предметам, где сама атмосфера беседы формата «преподаватель—студент» в небольшом коллективе располагает к лучшему усвоению материала.

Положительной можно назвать практику самостоятельного определения студентом предметов для изучения в рамках своей специализации. При такой схеме сама собой отпадает необходимость обязательного посещения занятий: логично, что самостоятельно выбранный предмет будет интересен студенту, а значит, нет необходимости обязывать его посещать занятия.

Среди перспективных направлений развития юридического образования следует выделить и дистанционные образовательные технологии. По мнению г-на Постульги, использование этой схемы за счет привлечения современных средств коммуникации делает юридическое образование доступнее в материальном аспекте при сохранении полного контроля за процессом обучения. Одним из немногих недостатков такой схемы является отсутствие навыков публичных выступлений. Но этот недостаток носит формальный характер — время и практика расставят все по местам.

Поделиться

  • Вернуться в раздел Юридическое образование. Как стать успешным юристом?

    На практике довольно часто можно услышать такие выражения: «юрист по недвижимости», «юрист по земельным вопросам», «юрист по строительству». То есть юрист специализируется не на какой-либо отрасли права, а на всех вопросах, регулирующих определенные общественные отношения (это может быть как овеществленный объект (недвижимость), так и узкоспециализированные области общественных отношений (применение аккредитивов, валютный контроль)). Говоря иначе, юристов принято рассматривать по сфере деятельности, в которой они разбираются лучше всего.

    Например, юрист «по недвижимости» является специалистом в следующих направлениях:

    • гражданское право (разделы о сделках с недвижимостью);
    • налоговое право (возникновение при продаже налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц);
    • государственная регистрация прав в Росреестре;
    • представительство в суде по данным вопросам;
    • знание других аспектов (схем расчетов, схем продажи через продажу доли в уставном капитале, основ безопасности, правил проверки контрагентов).

    То есть регулирование таких отношений довольно сложно, многоаспектно и работодателю интересно, чтобы юрист знал все аспекты работы в одной сфере деятельности.

    Если говорить о сферах деятельности юриста более детально, то стоит выделить экономическую сферу — самую обширную и востребованную на сегодняшний день. Каждая отрасль экономики предъявляет юристам разные требования. Если это производство, то большая часть работы связано с договорами поставки и спорами в этой области, если банковская сфера – то это кредитование и вклады.

    Выделим основные отрасли экономики:

    Производящие товары (материальные блага):

    • промышленность (электроэнергетика, топливная промышленность, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка и т.д.);
    • сельское хозяйство;
    • лесное хозяйство;
    • строительство и пр.

    Оказывающие услуги (непроизводственные отрасли):

    • банковская деятельность;
    • торговля;
    • бытовые услуги,
    • транспорт;
    • туризм;
    • досуг;
    • жилищно-коммунальное хозяйство;
    • пенсионное обеспечение;
    • научная деятельность;
    • народное образование и пр.

    Каждая отрасль имеет разную привлекательность для юристов, в зависимости от того где лучше материальное и социальное обеспечение, больше перспектив роста карьеры, возможностей самореализации, где комфортнее условия труда, где интереснее работа. Все эти требования индивидуальны для каждого человека.

    Но если говорить о материальном обеспечении, то логично предположить, что оно может быть выше в тех отраслях экономики, которые наиболее прибыльны – нефтяная и газовая промышленность, например. Хотя большое значение играют и конкретные игроки рынка и уровень занимаемой должности. В какую отрасль экономики пойти решать самому юристу — все зависит от его целей, способностей и предпочтений.

    Данный материал подготовлен на основе материалов книги Саблина Максима Тимуровича «Карьера юриста». Подробнее об авторе можно узнать .

    Это может быть интересно:

    Юридические профессии

    Специализации

    Классификация юристов по задачам их деятельности

    Юридические профессии по отношению к праву

    Юридические профессии по отношению к работодателю

    Юридические профессии по комплексному критерию

    Изучение экономических явлений, заключающееся в сборе и описании фактов и событий, представляет собой ________ метод. ответ на этот вопрос можно увидеть щёлкнув по кнопке

    эмпирический

    ___________открыл обратную зависимость между уровнем зарплаты и безработицы. ожно увидеть щёлкнув по кнопке

    Э. Филлипс

    К нематериальным благам можно отнести …

    • лекции в университете

    • услуги сотовой связи

    Хозяйственные связи между фермером и зернохранилищем характеризуют __________ отношения.

    организационно-экономические

    К числу основных недостатков административно-командной системы относятся… кнопке

    • ограничение частного предпринимательства

    • монополия государственной собственности на все экономические ресурсы

    Победителем конкурсной продажи государственной собственности становится тот, кто предложит … максимальную цену и примет на себя выставленные условия

    К провалам («фиаско») государства не относится

    предоставление общественных благ по кнопке

    Если снижение цены на товар А на 2% привело к сокращению спроса на товар В с 1000 до 950 ед., то коэффициент перекрестной эластичности спроса, рассчитанный по формуле точечной эластичности, равен… Ответы на тесты фепо по экономике. Ответ на этот вопрос можно увидеть щёлкнув по кнопке 2,5

    Когда студент в столовой ест бутерброды, то максимальную предельную полезность будет иметь … Ототвопросможно увидеть щёлкнув по кнопке первый бутерброд

    Если график долгосрочных средних издержек LATC

    является горизонтальной линией, то в отрасли имеет место… Отэтот вопрос можно увидеть щёлкнув по кнопке

    постоянный эффект масштаба

    Если фирма производит 4 ед. продукции по цене 8 ден. ед. каждая, а постоянные издержки (TFC) равны 10 ден. ед., общие переменные издержки (TVC) равны 42 ден. ед., общая то экономическая прибыль (убыток) составляет …

    -20 ден. ед.

    Согласно теореме Р. Коуза трансакционные издержки на рынке совершенной конкуренции равны … нулю

    Прибыль монополиста будет максимальной при условии, что… Ответы на тесты фепо по экономике. Ответ на этот вопрос можно увидеть щёлкнув по кнопке

    предельные издержки равны предельному доходу (MC=MR)

    Картель — это объединение предприятий …

    предусматривающее соглашение по поводу установления монопольно высоких цен, размежевание рынков сбыта, установления определенного объема производства для всего картеля в целом и для его членов в частности

    Возмещение стоимости изношенного оборудования осуществляется посредством создания фонда …

    амортизации

    Исходной базой формирования предложения труда является уровень…

    удерживающего дохода, величина которого зависит от альтернативной стоимости ресурса

    Арендная плата за участок земли 3600 долл. в год. Ставка банковского процента составляет 10% годовых. Цена данного участка равна …

    36 тыс. долл.

    При уменьшении степени неравенства населения по доходам значение коэффициента … Джини уменьшается

    Введение государством на рынке серной кислоты специального налога на загрязнение с целью смягчения издержек перелива приводит к … уменьшению предложения

    Если номинальный ВВП страны Великании за 2003 год составил 54080 тыс.д.ед., дефлятор ВВП в этой стране в 2003 году был равен 1,04, то реальный ВВП составил … 52000

    Увеличение цен на ресурсы приводит к смещению кривой совокупного …

    предложения влево

    Прирост сбережений в текущем периоде составил 5000 долларов, а прирост располагаемого дохода составил 10 000 долларов. Предельная склонность к сбережению равна…

    0,5

    Инвестиции не могут осуществляться за счет такого источника, как…

    отсрочка по выплате налогов

    Номинальный ВВП составил 50 млрд. ден. ед., а реальный ВВП – 40 млрд. ден. ед. Темп инфляции составил … Ответы на тесты фепо по экономике. Ответ на этот вопрос

    25 %

    Структурная безработица может быть вызвана следующими причинами: …

    • технологическими изменениями в производстве

    • несовпадением спроса на рабочую силу и предложением труда

    Правительство получило займ на сумму 2 млн. ден. ед. под 10% годовых. Эти средства будут направлены на финансирование проекта, который ежегодно будет приносить прирост ВВП в размере 0,6 млн. ден. ед. Страна погасит долг через … Ответы щёлкнув по кнопке 5 лет

    Не относят к расходам государственного бюджета…

    доходы от государственной собственности

    Закон денежного обращения отражает формула…

    M=/V

    Депозиты…

    могут составлять основную часть ресурсов коммерческих банков щёлкнув по кнопке

    Снижение центральным банком учетной ставки процента приводит к …

    росту денежной массы увидеть щёлкнув по кнопке

    Укажите правильную последовательность фаз экономического цикла.

    кризис, спад, оживление, подъем

    К интенсивным факторам экономического роста относится…

    качественное совершенствование производственных мощностей

    Формой дохода при вывозе капитала в ссудной форме является…

    процентный доход

    К мерам государственного протекционизма относится… Ответы на тесты фепо по экономике. Ответ на этот вопрос

    введение таможенных пошлин на импортируемые товары

    Программа приватизации в России от 11 июня 1992 года предусматривала…

    массовую распродажу всех государственных предприятий по компромиссному варианту (платная и безвозмездная)

    Тест на тему: «Мотивация труда исполнителей»

    1. Какое управленческое действие не относится к функциям менеджмента персонала?

    а) планирование;

    б) прогнозирование;

    в) мотивация;

    г) составление отчетов;

    д) организация.

    2. Управленческий персонал включает:

    а) вспомогательных рабочих;

    б) сезонных рабочих;

    в) младший обслуживающий персонал;

    г) руководителей, специалистов;

    д) основных рабочих.

    3. Японскому менеджменту персонала не относится:

    а) пожизненный наем на работу;

    б) принципы старшинства при оплате и назначении;

    в) коллективная ответственность;

    г) неформальный контроль;

    д) продвижение по карьерной иерархии зависит от профессионализма и успешно выполненных задач, а не от возраста рабочего или стажа.

    4. С какими дисциплинами не связана система наук о труде и персонале?

    а) «Экономика труда»;

    б) «Транспортные системы»;

    в) «Психология»;

    г) «Физиология труда»;

    д) «Социология труда».

    5. Должностная инструкция на предприятии разрабатывается с целью:

    а) определение определенных квалификационных требований, обязанностей, прав и ответственности персонала предприятия;

    б) найма рабочих на предприятие;

    в) отбора персонала для занимания определенной должности;

    г) согласно действующему законодательству;

    д) достижения стратегических целей предприятия.

    6. Конфликтная ситуация — это:

    а) столкновенье интересов разных людей с агрессивными действиями;

    б) предметы, люди, явления, события, отношения, которые необходимо привести к определенному равновесию для обеспечения комфортного состояния индивидов, которые находятся в поле этой ситуации;

    в) состояние переговоров в ходе конфликта;

    г) определение стадий конфликта;

    д) противоречивые позиции сторон по поводу решения каких-либо вопросов.

    7. На какой стадии конфликта появляется явное (визуальное) проявление острых разногласий, достигнутое в процессе конфликта:

    а) начало;

    б) развитие;

    в) кульминация;

    г) окончание;

    д) послеконфликтный синдром как психологический опыт.

    8. Латентный период конфликта характеризуется такой особенностью:

    а) стороны еще не заявили о своих претензиях друг к другу;

    б) одна из сторон признает себя побежденной или достигается перемирие;

    в) публичное выявление антагонизма, как для самих сторон конфликта, так и для посторонних наблюдателей;

    г) крайнее агрессивное недовольство, блокирование стремлений, продолжительное отрицательное эмоциональное переживание, которое дезорганизует сознание и деятельность;

    д) отсутствуют внешние агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но при этом используются косвенные способы воздействия.

    9. Стиль поведения в конфликтной ситуации, характеризующийся активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей – это:

    а) приспособление, уступчивость;

    б) уклонение;

    в) противоборство, конкуренция;

    г) сотрудничество;

    д) компромисс.

    10. Комплексная оценка работы — это:

    а) оценка профессиональных знаний и умений с помощью контрольных вопросов;

    б) определение совокупности оценочных показателей качества, сложности и эффективности работы и сравнение с предыдущими периодами с помощью весовых коэффициентов;

    в) оценка профессиональных знаний, привычек и уровня интеллекта с помощью контрольных вопросов;

    г) определение профессиональных знаний и привычек с помощью специальных тестов с их дальнейшей расшифровкой.

    д) оценка профессиональных знаний, привычек и уровня интеллекта с помощью социологических опросов.

    11. Коллегиальность в управлении — это ситуация, когда:

    а) персонал определенного подразделения — это коллеги по отношению друг к другу;

    б) только руководитель организации может управлять персоналом, но некоторые полномочия он может делегировать своим подчиненным;

    в) существует децентрализация управления организацией;

    г) работодатели работают в тесном контакте друг с другом и связаны узами сотрудничества и взаимозависимости, составляют управленческий штат.

    д) существует централизация управления организацией.

    12. Какая подсистема кадрового менеджмента направлена на разработку перспективной кадровой политики:

    а) функциональная;

    б) тактическая;

    в) управляющая;

    г) обеспечивающая;

    д) стратегическая.

    13. Нормированное рабочее время включает:

    а) все расходы времени, которые объективно необходимые для выполнения конкретной задачи;

    б) общую продолжительность рабочей смены, на протяжении которой работник осуществляет трудовые функции;

    в) время подготовительно-заготовительных работ для выполнения задачи;

    г) время обслуживания рабочего места;

    д) а) все расходы времени, которые объективно необходимые для выполнения всех задач.

    14. Норма выработки основана:

    а) на установлении норм расходов времени;

    б) на определении количества продукции, которая должна быть изготовлена одним работником;

    в) на установлении норм расходов работы;

    г) на времени обслуживания рабочего места;

    д) на необходимом количестве рабочих мест, размере производственных площадей и других производственных объектов, закрепленных для обслуживания за одним работником или бригадой.

    15. Отношение прироста производительности труда к приросту средней заработной платы — это:

    а) уровень текучести кадров;

    б) рентабельность производства;

    в) фонд оплаты труда;

    г) уровень трудовой дисциплины;

    д) отношение темпов увеличения производительности труда к заработной плате.

    16. Средний уровень зарплаты одного работника рассчитывается:

    а) как отношение качественной продукции к общему объему товарной продукции;

    б) как отношение прибыли к себестоимости произведенной продукции;

    в) как отношение себестоимости к стоимости товарной продукции;

    г) как отношение объема произведенной продукции к общей численности работников;

    д) как отношение общего фонда оплаты труда к общей численности персонала.

    17. Осознанное побуждение личности к определенному действию – это:

    а) мотив;

    б) потребности;

    в) притязания;

    г) ожидания;

    д) стимулы.

    18. Блага, материальные ценности, на получение которых направлена трудовая деятельность человека – это:

    а) мотив;

    б) потребности;

    в) притязания;

    г) ожидания;

    д) стимулы.

    19. Методы предполагающие передачу сотрудникам сведений, которые позволяют им самостоятельно организовывать свое поведение и свою деятельность – это:

    а) различные методы стимулирования;

    б) методы информирования;

    в) методы убеждения;

    г) методы административного принуждения;

    д) экономические методы.

    20. Среди качественных показателей эффективности системы управления выделите количественный показатель:

    а) уровень квалификации работников аппарата управления;

    б) обоснованность и своевременность принятия решений управленческим персоналом;

    в) уровень использования научных методов, организационной и вычислительной техники;

    г) уровень организационной культуры;

    д) величина затрат на содержание управленческого аппарата в общем фонде заработной платы персонала.

    21. Отношение прироста производительности труда к приросту средней заработной платы — это:

    а) уровень текучести кадров;

    б) рентабельность производства;

    в) фонд оплаты труда;

    г) уровень трудовой дисциплины;

    д) отношение темпов увеличения производительности труда к заработной плате.

    22. Отношением числа уволенных работников к общей численности персонала рассчитывается:

    а) уровень трудовой дисциплины;

    б) надежность работы персонала;

    в) текучесть кадров;

    г) социально-психологический климат в коллективе;

    д) коэффициент трудового вклада.

    23. Отношение числа случаев нарушения трудовой и исполнительной дисциплины к общей численности персонала – это показатель:

    а) надежности работы персонала;

    б) уровня трудовой дисциплины;

    в) текучести кадров;

    г) социально-психологического климата в коллективе;

    д) коэффициента трудового вклада.

    24. Какой вид безработицы характеризует наилучший для экономики резерв рабочей силы, способный достаточно оперативно совершать межотраслевые перемещения в зависимости от колебания спроса и предложения рабочей силы?

    а) структурная безработица;

    б) технологическая безработица;

    в) естественная безработица;

    г) экономическая безработица;

    д) вынужденная безработица.

    25. Создатели какой школы управления полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения?

    а) классическая школа или школа административного управления;

    б) школа человеческих отношений;

    в) школа науки о поведении;

    г) школа научного управления;

    д) школа науки управления или количественных методов.

    Ответы

    1. г

    2. г

    3. д

    4. б

    5. а

    6. д

    7. в

    8. д

    9. в

    10. б

    11. г

    12. д

    13. б

    14. б

    15. д

    14.4. Инвестиции и их функциональное назначение. Факторы, влияющие на величину инвестиций

    Вторым после потребления компонентом чистых расходов являются инвестиции.

    Инвестиции – это долгосрочные вложения государственного или частного капитала в различные отрасли как внутри страны, так и за ее пределами с целью получения прибыли.

    Направления инвестиций:

    • строительство новых производственных зданий и сооружений;

    • закупки нового оборудования, техники и технологии;

    • дополнительные закупки сырья и материалов;

    • строительство жилья и объектов социального назначения.

    Соответственно этим направлениям различают:

    • инвестиции в основной капитал;

    • инвестиции в товарно-материальные запасы;

    • инвестиции в человеческий капитал.

    Различают также валовые, чистые, автономные и индуцированные инвестиции.

    Валовые инвестиции – это затраты на замещение старого оборудования (амортизация) + прирост инвестиций на расширение производства.

    Чистые инвестиции – это валовые инвестиции за вычетом суммы амортизации основного капитала.

    Если чистые инвестиции составляют положительную величину, то экономика развивается.

    Если чистые инвестиции составляют нулевую величину (валовые инвестиции и амортизация равны), то экономика находится в состоянии статики.

    Если чистые инвестиции составляют отрицательную величину (валовые издержки меньше амортизации), то это свидетельствует о снижающейся деловой активности.

    Aвтономные инвестиции – это инвестиции, обусловленные нововведениями, вызванными НТП.

    Они не связаны с ростом национального дохода. Чаще всего они сами становятся причиной роста НД.

    Индуцированные инвестиции – это капиталовложения, направленные на образование новых производственных мощностей, причиной создания которых является увеличение спроса на материальные блага и услуги.

    Этот вид инвестиций необходим при условии, если повышенный спрос на продукцию не удовлетворяется за счет увеличения интенсивности эксплуатации имеющегося оборудования. Потребности в инвестициях выступают в виде инвестиционного спроса.

    Инвестиционный спрос – это спрос предпринимателей на средства производства для восстановления изношенного капитала, а также для его увеличения.

    К факторам, определяющим инвестиционный спрос, относятся:

    • ожидание нормы прибыли;

    • ставка банковского процента.

    Зависимость здесь следующая: если ожидаемая норма прибыли высока, то инвестиции будут расти. Ставка процента – это цена, которую фирма должна заплатить, чтобы занять денежный капитал.

    Вывод: зависимость спроса на инвестиции от нормы процента обратно пропорциональна (рис. 14.4).

    На положение кривой спроса на инвестиции влияет и ряд других факторов.

    Те факторы, которые вызывают прирост ожидаемой доходности инвестиций, сместят эту кривую вправо (увеличат спрос на инвестиции).

    Те факторы, которые приводят к снижению ожидаемой доходности инвестиций, сместят кривую влево (снизят спрос на инвестиции). К этим факторам относятся: издержки на приобретение оборудования, налоги на предпринимателя, инфляция и др. Поэтому для сравнения текущих инвестиций и инвестиций базового года используются «реальные инвестиции», т. е. взятые в неизменных ценах.

    Зависимость дохода и инвестиций выражается в мультипликаторе.

    Мультипликатор (лат. multiplico – умножаю) – это коэффициент, показывающий связь между увеличением (уменьшением) инвестиций и изменением величины дохода.

    При росте инвестиций рост ВНП будет происходить в гораздо большем размере, чем первоначальные дополнительные инвестиции. Этот множительный, нарастающий эффект в размере ВНП и называют мультипликационным эффектом. Следовательно, мультипликатор – это числовой коэффициент, который показывает размеры роста ВНП при увеличении объема инвестиций.

    Предположим, прирост инвестиций составляет 10 млрд руб., что привело к росту ВНП на 20 млрд руб. Следовательно, мультипликатор = 2.

    или ?ВНП = МР х ?инвестиций, т. е. мультипликатор, умноженный на приращение инвестиций, показывает приращение ВНП. Выводы:

    Чем больше дополнительные расходы населения на потребление, тем больше будет величина мультипликатора и, следовательно, приращение ВНП при данном объеме приращения инвестиций.

    Чем больше дополнительные сбережения населения, тем меньше величина мультипликатора и, следовательно, приращение ВНП при данном объеме приращения инвестиций.

    Чтобы выразить воздействие прироста дохода на прирост инвестиций, применяется акселератор.

    Акселератор (лат. accelero – ускоритель) – это коэффициент, указывающий на количественное отношение прироста инвестиций данного года к приросту национального дохода прошлого года:

    Он выражает воздействие прироста дохода на прирост инвестиций.

    РАССМОТРИМ ПРИМЕР П. САМУЭЛЬСОНА.

    Предположим, имеется текстильное предприятие, стоимость оборудования которого в 10 раз превышает стоимость реализуемых в течение года тканей. Если в течение какого-то периода реализуется тканей на $6 млн, то предприятие должно располагать капитальным оборудованием на $60 млн. Допустим, оборудование состоит из 20 машин, каждый год снашивается и подлежит возмещению 1 машина, или $3 млн. Предположим, что в течение четвертого года продажи возросли на 50 %: с $6 млн до $9 млн. В этом случае число машин должно также возрасти на 50 % – с 20 до 30 единиц. Следовательно, в этом году будет приобретено 11 машин: 10 новых и одна для возмещения изношенной. Продажи возросли на 50 %, а производство машин – на 1000 %. Это и есть эффект ускоряющегося (акселеративного) воздействия изменения в потреблении на уровень инвестиций, который дал принцип акселерации.

    Следовательно, под принципом акселерации понимают процесс, показывающий, что спрос на инвестиции может быть вызван ростом продаж и дохода.

    Познакомившись с такими понятиями, как потребление, сбережения и инвестиции, можно рассмотреть существующую между ними связь.

    Склонность к сбережениям оказывает существенное влияние на экономическое равновесие общества, что проявляется, в частности, в парадоксе бережливости.

    Парадокс бережливости состоит в том, что высокие инвестиции и высокое потребление (низкие сбережения) не противоречат, а подчас помогают друг другу. Бережливость не всегда добродетель. Бережливость отдельных лиц может обернуться социальной трагедией. Стремление каждого увеличить свои сбережения может иметь своим результатом уменьшение фактического сбережения всех членов общества в совокупности. Сберегая, человек сокращает потребление. Тем самым снижаются доходы других лиц, поскольку расход одного формирует доход другого. Сокращение доходов, в свою очередь, ведет к падению уровня сбережений. Все это в конце концов приведет к сокращению инвестиций и торможению развития экономики. Так происходит в условиях неполной занятости и кризисного состояния экономики.

    Напротив, в условиях полной занятости, войн и инфляции рост бережливости дает возможность увеличить инвестиции. В этих условиях рост сбережений – благо.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.
    Читать книгу целиком
    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *