Существенные условия договора поставки для государственных нужд

Ключи совместимы со всеми операторами электронной отчетности (ЭДО), такими как СБИС, Контур и т.д. Срок действия ключей — 15 месяцев. Специальные цены для участников и гостей Регфорума

Здесь вы можете скачать образец договора поставки товара для государственных нужд. В данном примере основой для такой поставки служит Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В принципе, договор поставки товаров для государственных и муниципальных нужд не отличается от просто договора поставки. Различие идет скорее в приложениях к догвору, и в самом способе его заключения — через объявление конкурса.

Более того, приведенный тут договор поставки товара для государственных и муниципальных нужд — это просто пример для ознакомления. Обычно при заключении такого договора государственный (или муниципальный) заказчик сам предоставляет свой вариант договора, он входит в состав конкурсной документации. При возникновении разногласий вряд ли получится их исправить. Позиция тут одна: «не нравится — не подписывай». Соглашаясь на участие в конкурсе — поставщик выражает свое согласие и с договором.

Список файлов по теме:

  • Бланк договора поставки — пустой шаблон для заполнения
  • Образец договора поставки — пример заполнения
  • Договор поставки с ИП — Образец договора ООО с ИП и ИП с ИП
  • Спецификация к договору поставки — образец заполнения
  • Протокол разногласий к договору поставки товара — образец заполнение бланка
  • Счет-договор на поставку товара — образец заполнения
  • Рамочный договор поставки — образец заполнения
  • Пример договора поставки с предоплатой
  • Пример договора поставки с отсрочкой платежа.
  • Бланк заказа — заявка на поставку товара
  • Приложение к договору поставки товара — образец заполнения
  • Разовый договор поставки товара — образец заполнения

90

Юридическая наука. 2014. № 4

ОБЗОР СУЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЙ КОНТРАКТА НА ПОСТАВКУ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

КОСЕНКО Елена Владиславовна

Аннотация. Статья представляет собой анализ основных положений нового гражданского законодательства о поставках (выполнении работ или оказании услуг) для специального субъекта -государственного или муниципального заказчика. Подвергаются критике отдельные положения закона, представлены авторские суждения о спорных и конкурирующих нормах.

Ключевые слова: контракт, государственный заказчик, муниципальный заказчик, существенные условия.

Key words: contract, the contracting authority, the municipal customer, essential conditions.

Правительство РФ утвердило Правила разработки типовых контрактов (условия типовых контрактов), которые будут впоследствии размещены в единой информационной системе1. Такие контракты могут быть использованы для закупки товаров, работ, услуг, качественные и технические характеристики которых соответствуют стандартным показателям и значениям. Данные типовые условия контрактов будут универсальными и могут по желанию заказчика использоваться в типовых контрактах для закупки всех видов товаров, работ, услуг, а также в заключаемых заказчиком гражданско-правовых договорах. Однако же в некоторых случаях условия типового контракта могут не соответствовать ситуации и необходимым требованиям самого заказчика. Поэтому возникнет необходимость в составлении контракта, отличного от типового.

Законом № 44-ФЗ предусмотрены несколько способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), но вне зависимости от способа определения поставщика контракт, как и любой договор, будет включать ряд условий, которые можно подразделить:

— на существенные;

— обычные;

— случайные.

1 Постановление Правительства РФ от 2 июля 2014 г. № 606 «О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их примене-

ния» (вместе с Правилами разработки типовых контрактов, ти-

повых условий контрактов). URL: http:// www.consultant.ru/docu-ment/cons_ doc_LAW_113887/html (дата обращения: 09.10.2014).

Существенные — те, которые необходимы и достаточны для заключения договора. Обычные — те, которые предусмотрены действующим законодательством и вступают в силу помимо воли сторон. Случайные — те, которые изменяют или дополняют обычные условия.

В сфере госзакупок заключаются в основном три вида договоров:

1) купля-продажа (в виде договора поставки, энергоснабжения, контрактации (купля -продажа сельхозпродукции);

2) выполнение подрядных работ — то есть договор подряда (строительный, который может включать условия о строительстве и ремонте либо только ремонте);

3) оказание услуг (медицинские, образовательные, консультативные и т.д.).

Эти договоры регулируются не только ФЗ № 44-ФЗ, но и гражданским законодательством2.

Таким образом, для составления контрактов необходимо руководствоваться не только нормами ФЗ № 44-ФЗ, но и общими положениями гражданского законодательства о соответствующем виде договора. Все основные положения содержатся в Гражданском кодексе РФ3.

3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 21.07.2014 г.). URL:

Гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право 91

Для определения существенных условий любого контракта в соответствии с ФЗ № 44 обратимся в первую очередь к его положениям, так как они должны быть зафиксированы в обязательном порядке.

Первое. В контракт необходимо включить точные формулировки всех условий, которые были оговорены на первоначальных этапах подготовки, то есть были предусмотрены:

— в извещении об осуществлении закупки или приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);

— в документации о закупке;

— в заявке;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— в окончательном предложении участника закупки, с которым заключается контракт.

Таким образом, запрещено отступать от первоначальных условий, разработанных заказчиком при определении поставщика (исполнителя). Единственное исключение: возможно при составлении контракта увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе. Следовательно, целесообразно право на увеличение количества поставляемого товара сразу предусмотреть в контракте.

Второе. Существенным условием является описание объекта закупки. В контракте это может именоваться как предмет контракта. Так, указано, что предмет должен быть описан максимально объективно, содержать указания на функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики (при необходимости). Но в описание нельзя включать сведения о товарных знаках, знаках обслуживания, фирменных наименованиях и иных способах идентификации конкретного товара или производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупок. Исключение возможно только в случае, если не имеется другого способа обеспечить более точное

http:// www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_113887/html (дата обращения: 09.10.2014).

и четкое описание характеристик объекта закупки. Соответственно, теперь не требуется указывать товарный знак российского производителя как эквивалент закупаемого товара с товарным знаком иностранного производителя. (Ранее действующий Закон № 94-ФЗ содержал положение о допустимости таких сведений).

Описание объекта закупки должно по возможности содержать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся его технических и качественных характеристик, которые установлены в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством о техническом регулировании.

Но и документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика. В ней указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Полагаем, что соблюдение этого условия будет на практике весьма проблематично по причине точных совпадений в описании того или иного вида товаров. Например, элементы питания (батарейки) дорогих и дешевых видов абсолютно идентичны по описанию в сертификатах. Аналогично ситуация складывается и по другим видам товаров. А так как заказчик (покупатель) обязан приобретать наиболее выгодный по цене товар, то очевидно, что покупать придется именно некачественный.

Третье. Обязательное условие контракта -цена. Она является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.

В дальнейшем Правительством Российской Федерации для отдельных видов закупки будут установлены ориентировочные значения цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. Пока цена является твердой для всех видов контрактов. Это требование также не вполне удобно, особенно если контракт заключается на длительный срок.

Четвертое. В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение

Юридическая наука. 2014. № 4

обязательств, предусмотренных контрактом. Обязательное условие (а значит и существенное) содержится в п. 5-9 ФЗ № 44-ФЗ. Но это условие является не обязательным:

— для бюджетных, автономных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий;

— учреждений и предприятий уголовноисполнительной системы;

— случаев осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Условие контракта об ответственности представляет собой условие о штрафе и о пени. При этом пени начисляются за просрочку исполнения, а штрафы — за все иные нарушения контракта:

1) штраф — это фиксированная сумма, которая определяется согласно постановлению Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 10634

2) пени начисляются согласно ФЗ № 44-ФЗ: заказчику — 7300 ставки рефинансирования, поставщику — не менее 7300.

Заметим, что согласно постановлению Правительства РФ № 1063 по самым распространенным контрактам на сумму до 3-х миллионов рублей сумма штрафа для поставщика в 4 раза выше, чем для заказчика.

Пятое. Если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения.

Считаем, что график исполнения можно составлять в любом контракте по желанию заказчика. Это удобно и позволяет контролировать поставщика, а также, в случае необходимости, график позволяет точно определить просрочку по договору.

Это условие является не обязательным:

4 Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_113887/html (дата обращения: 12.10.2014).

— для бюджетных, автономных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий;

— учреждений и предприятий уголовноисполнительной системы;

— случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Шестое. В контракт включаются также следующие обязательные (существенные) условия:

— о порядке и сроках оплаты товара (работы или услуги); здесь целесообразно указать, как именно будет осуществляться оплата (счет, банк и т.д.,); сроки допустимо связать с моментом исполнения договора и возможно указать, что оплата будет производиться через n-е количество дней после выполнения поставщиком своих обязательств;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки; здесь целесообразно предусмотреть акт приема-передачи либо иной способ приемки (проставление подписи уполномоченного лица на накладной, отправление электронного письма и т.д.);

— в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

Но и эти условия являются не обязательными:

— для бюджетных, автономных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий;

— учреждений и предприятий уголовноисполнительной системы;

— случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Привлечение эксперта — теперь обязательное (существенное) условие исполнения контракта. Целесообразно его указывать в тек-

Гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право 93

сте. Сам заказчик должен заключить контракт с экспертом, который в зависимости от объекта закупки будет участвовать в приеме исполнения либо когда весь контракт уже исполнен, либо на отдельных этапах и в завершении исполнения. Участие эксперта следует самостоятельно определять в соответствии с предметом (объектом) закупки. Интересно положение ФЗ (а именно п. 3 ст. 94) о том, что экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами. Но в данном случае необходимо это указать в договоре.

Положения п. 3 ст. 94 ФЗ № 44-ФЗ на первый взгляд вступают в противоречие с положением абз. «а» подп. 1 п. 2 ст. 41, который гласит: к проведению экспертизы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не могут быть допущены физические лица, являющиеся в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, либо должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя). На практике государственные и муниципальные заказчики неверно толкуют эту норму, полагая, что работники заказчика или подрядчика вообще не могут быть экспертами по контракту. Однако это не так. В противном случае представленные нормы явно противоречили бы друг другу. Пункт 2 ст. 41 предполагает, по нашему мнению, что не могут быть экспертами должностные лица и работники заказчика и поставщика (исполнителя), которые осуществляют трудовую деятельность у сторон менее двух лет. Значит экспертом может быть только лицо со стажем работы более двух лет. Иное толкование указанных норм не соответствует положениям ФЗ № 44-ФЗ.

В контракт может включаться условие о банковском сопровождении контракта. Это условие необходимо только если для конкретного заказчика банковское сопровождение станет обязательным. Банк для такого заказчика открывает специальные счета, отслеживает движение средств по счету и предоставляет отчет о банковских операциях по таким счетам. Перечень заказчиков, попадающих под контроль, будет установлен соответственно: Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государствен-

ной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

В контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

При подготовке к закупке необходимо указывать требование об обеспечении контракта, поскольку в ФЗ обеспечение — обязательное (существенное) условие.

Способы и размер обеспечения:

— Способ обеспечения: банковская гарантия (срок ее действия должен превышать срок контракта на 1 месяц) или внесение денежных средств на счет в банке.

— Размер обеспечения составляет от 5 до 30 % начальной (минимальной) цены контракта или от 10 до 30 % НМЦК, если НМЦК превышает 50 млн руб.

— Важно: обеспечение исполнения контракта всегда предшествует подписанию самого контракта.

В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе поменять обеспечение: представить новое обеспечение, уменьшенное на сумму исполненных обязательств, а также изменить способ обеспечения, поменяв, например, банковскую гарантию на денежные средства на счете.

Постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. № 1005 установлены требования к банковской гарантии: она должна быть безотзывной, содержать условие о неустойке 0,1 % в день за просрочку оплаты банком, выдана банком, входящим в специальный перечень Минфина России и быть включенной в реестр банковских гарантий.

С 31 марта 2014 года реестр банковских гарантий должен был быть размещен в единой информационной системе (далее — ЕИС). Отсутствие информации о банковской гарантии в ЕИС является основанием к отказу в принятии ее заказчиком. Но целесообразно проверять банковскую гарантию в реестре, который будет создан и находится в ведении Федерального казначейства.

Теперь обратимся к условиям, которые гражданское законодательство относит к существенным условиям контракта. Эти условия

Юридическая наука. 2014. № 4

обязательны для включения в договор, игнорировать их нельзя.

В договоре поставки существенным условием будет только одно: описание предмета. Однако же для полноты договора желательно указать, например, возможность расторжения контракта и одностороннего отказа от контракта, тем более, что ФЗ № 44-ФЗ в ст. 95 рекомендует это условие.

Для договора поставки предусмотрены основания в ст. 523 Гражданского кодекса РФ:

1. Односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.

2. Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:

— поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

Пункт 3 этой же ст. 523 ГК РФ «Нарушение договора поставки покупателем» предполагается существенным в случаях:

— неоднократного нарушения сроков оплаты товаров;

— неоднократной невыборки товаров.

Федеральный закон № 44-ФЗ устанавливает и процедуру одностороннего отказа от договора — это п. 12-18 ст. 95.

Одновременно следует учитывать и право поставщика расторгнуть договор в одностороннем порядке (п. 19-24 ст. 95 ФЗ № 44-ФЗ).

В договоре контрактации — закупке сельхозпродукции у производителя (ст. 535-538 ГК РФ) — также единственным обязательным условием является описание предмета. Но следует учитывать, что у этого договора есть особенность — ст. 538. Ответственность производителя сельскохозяйственной продукции содержит правило: производитель сельскохозяйственной продукции, не исполнивший обязательство либо ненадлежащим образом исполнивший обязательство, несет ответственность при наличии его вины.

В договоре купли-продажи недвижимости (ст. 549-558 ГК РФ) два существенных условия: предмет и цена. Но такое условие, как цена, является существенным для любого контракта.

В договоре подряда обязательны следующие условия: предмет, срок и цена. Но этот договор также имеет ряд особенностей: например, правило ст. 741 ГК РФ — распределение риска между сторонами:

1. Риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, составляющего предмет договора строительного подряда, до приемки этого объекта заказчиком несет подрядчик.

2. Если объект строительства до его приемки заказчиком погиб или поврежден вследствие недоброкачественности предоставленного заказчиком материала (деталей, конструкций) или оборудования либо исполнения ошибочных указаний заказчика, подрядчик вправе требовать оплаты всей предусмотренной сметой стоимости работ при условии, что им были выполнены обязанности, предусмотренные п. 1 ст. 716 настоящего Кодекса. Статья 716 предполагает обязанность предупредить заказчика о всех неблагоприятных последствиях исполнения договора.

Статья 742 ГК РФ предусматривает возможность страхования объекта строительства. Техническая документация и смета — обязательные приложения к контракту. В контракт, предусматривающий выполнение договора подряда, можно вводить условия, которые обычно включают в подобного рода договоры: о контроле и надзоре заказчика за выполнением работ по договору строительного подряда, об участии инженера (инженерной организации) в осуществлении прав и выполнении обязанностей заказчика (по сути это и есть эксперт, который может быть привлечен заказчиком в соответствии с нормами ФЗ № 44-ФЗ) и другие условия в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Основная цель норм, регулирующих отношения, возникающие из договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд (далее — договор поставки т.д.г. (м).н.), состоит в установлении специальных правил, которые учитывают особенности специальных субъектов гражданского права — государства и муниципальных образований, являющихся участниками данных гражданско-правовых отношений, но в то же время выступающих публично-правовыми субъектами.

Для российского законодательства традиционно наличие специальных нормативных актов, обеспечивающих особое регулирование отношений, связанных с поставками товаров для нужд государства. Еще в дореволюционном гражданском законодательстве такие правоотношения регламентировались Положением о казенных подрядах и поставках.

Законодательные акты о государственных подрядах и поставках принимались также после революции в период НЭПа. Например, принятый в 1923 г. Закон «О государственных подрядах и поставках» в целях защиты интересов государства устанавливал специальные правила, регулирующие отношения по поставкам с участием в качестве заказчика государственных учреждений и государственных предприятий.

С формированием административно-командной системы управления экономикой нужда в особом регулировании отношений, связанных с поставками продукции и товаров для удовлетворения государственных потребностей, отпала.

С развитием рыночных отношений вновь возникла необходимость в специальном регулировании договора поставки с участием особого субъекта — государства. До недавнего времени Гражданский кодекс регулировал только отношения, возникающие из договора поставки товаров для государственных нужд. 2 февраля 2006 г. в Гражданский кодекс были внесены изменения, дополнившие его нормами о поставке товаров для муниципальных нужд.

Понятие договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд. По договору поставки поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд поставщик, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется на основе и во исполнение государственного или муниципального контракта передать в обусловленный срок государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу производимые или закупаемые им товары, предназначенные для государственных или муниципальных нужд, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять эти товары и оплатить их.

При этом под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации или расходными обязательствами субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации в товарах, необходимых для:

  • осуществления функций Российской Федерации (в том числе для реализации федеральных целевых программ);
  • исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации в товарах, необходимых для:
    • осуществления функций субъектов Российской Федерации, в том числе для реализации региональных целевых программ.

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований потребности муниципальных образований в товарах, необходимых для:

  • решения вопросов местного значения;
  • осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Правовое регулирование отношений, возникающих из договора поставки т.д.г. (м).н., в силу п. 2 ст. 525 ГК РФ строится следующим образом.

Правовое регулирование отношений, возникающих из договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд, в силу п. 2 ст. 525 ГК РФ строится следующим образом. Прежде всего применяются нормы § 4 главы 30 ГК РФ.

В части, не урегулированной § 4 главы 30 ГК РФ, применяются иные законы. К их числу можно отнести: Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Федеральный закон от 13.12.94 № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и др.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов, нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с размещением заказов, вправе принимать Правительство Российской Федерации. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации как федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, также предоставлено право принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с размещением заказов, в случаях и в пределах, которые предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Правовая характеристика договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд. Договор поставки является консенсуальным, возмездным, взаимным.

Существенные условия договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд. К условиям, при отсутствии которых договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нуждпризнается незаключенным, относятся положения о его предмете и сроке.

Предмет договора договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд. Товаром по договору поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд в соответствии со ст. 506 ГК РФ могут быть вещи, обладающие следующей совокупностью признаков:

  • не изъятые и не ограниченные в обороте (поставка ограниченно оборотоспособных вещей допускается в случаях и в пределах, установленных законодательством);
  • производимые или закупаемые поставщиком;
  • приобретаемые для государственных или муниципальных нужд.

Предметом договора может быть как товар, уже имеющийся у продавца в момент заключения договора, так и товар, который только будет создан или приобретен продавцом в будущем (п. 2 ст. 455 ГК РФ).

Товары иностранного производства не могут быть предметом договора (кроме случаев, когда производство аналогичной продукции в России экономически нецелесообразно).

Срок договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд. Срок исполнения обязанности передать товар в договоре поставки относится к существенным условиям. Он устанавливается в договоре сторонами, как правило, самостоятельно.

Цена договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд. Цена в договоре поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд не является существенным условием.

Стороны договора, как правило, свободны в установлении цены товара, если иное не установлено законодательством.

Цена или порядок ее определения включается в конкурсную документацию.

Способы определения контрактных цен подробно урегулированы законодательством. Выделяют следующие виды цен:

  • фиксированные цены. Данный вид применяется по контрактам, уровень обоснованных издержек по которым достаточно точно предсказуем, поставляемые товары имеют в основном традиционный характер (типовая техника, оборудование);
  • цены, возмещающие издержки с обеспечением или без обеспечения прибыльности. Применяются при невозможности планирования издержек производства по контракту с необходимой точностью, когда неопределенность затрат и результатов по контрактам не позволяет фиксировать контрактную цену. Данный вид цен применяется, как правило, в рамках государственных программ по разработке, производству и поставке новой техники и технологий;
  • цены по поставкам стандартных товаров. Применяются по поставкам стандартных товаров, постоянно имеющихся в наличии на рынке, свободные рыночные цены которых известны. Контрактные цены в этом случае, как правило, устанавливаются по итогам торгов и конкурсов.

Стороны договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд. Сторонами договора являются продавец (поставщик) и государственный или муниципальный заказчик.

В качестве поставщика выступает лицо, ведущее предпринимательскую деятельность, производящее поставляемый покупателю товар либо закупающее его с целью последующей реализации покупателю.

Поставщиком, как правило, является собственник имущества или лицо, управомоченное собственником (представитель по доверенности, поверенный по договору поручения и т.д.).

Продавец должен обладать полной дееспособностью.

Государственными заказчиками и муниципальными заказчиками могут выступать:

  • соответственно органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;
  • уполномоченные указанными органами государственной власти или органами местного самоуправления на размещение заказов получатели бюджетных средств. Под получателями бюджетных средств понимаются бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год (см. ст. 162 Бюджетного кодекса РФ).

Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон № 94-ФЗ) (п. 2 ст. 4) предусматривает возможность создания федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, уполномоченного на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков.

Такие уполномоченные органы осуществляют данные функции, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, которые подписываются государственными или муниципальными заказчиками. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и государственных заказчиков или муниципальных заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа.

Кроме того, указанный Федеральный закон предусматривает наличие еще одного специального субъекта — специализированной организации (ст. 6).

Специализированная организация — это юридическое лицо, привлекаемое государственным или муниципальным заказчиком либо уполномоченным органом, для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт.

Порядок заключения договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд.

Заключение договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд включает несколько этапов.

1. Государственный (муниципальный) заказчик определяет потребности и нужды государства (муниципального образования).

2. Государственный (муниципальный) заказчик размещает государственный заказ.

Под размещением заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном законодательством, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (ст. 5 Федерального закона № 94-ФЗ).

Если сумма заказа менее 60 000 рублей, то Федеральный закон № 94-ФЗ не применяется (п. 2 ст. 1 Федерального закона № 94-ФЗ). Для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта становится обязательным, если иное не установлено законом (абз. 2 п. 1 ст. 527).

Все способы размещения государственного или муниципального заказа можно условно разделить на две части (ст. 10 Федерального закона № 94-ФЗ):

а) путем проведения торгов; б) без проведения торгов (непосредственный выбор поставщика).

По общему правилу размещение заказа осуществляется путем проведения торгов.

Торги проводятся в форме аукциона или конкурса.

Под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта. Конкурс может быть открытым или закрытым. Заказчик, уполномоченный орган вправе размещать заказ путем проведения закрытого конкурса исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, сведения о которых составляют государственную тайну (ст. 20 Федерального закона № 94-ФЗ).

Под аукционом на право заключить государственный или муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта. Аукцион может быть открытым или закрытым. Заказчик, уполномоченный орган вправе размещать заказ путем проведения закрытого аукциона исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, сведения о которых составляют государственную тайну. В случае если начальная цена государственного или муниципального контракта не превышает 500 000 рублей, открытый аукцион может проводиться в электронной форме на сайте в сети Интернет (ст. 32 Федерального закона № 94-ФЗ).

Порядок проведения конкурсов и аукционов детально регламентирован Федеральным законом № 94-ФЗ.

Без проведения торгов заказ размещается способом запроса котировок, у единственного поставщика или на товарных биржах.

Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок, и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта. Данный способ возможен, если цена государственного или муниципального контракта не превышает 250 000 рублей либо аукцион признан несостоявшимся и начальная цена государственного или муниципального контракта не превышает 250 000 рублей (ст. 42 Федерального закона № 94-ФЗ).

Под размещением заказа у единственного поставщика понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт только одному поставщику (ст. 55 Федерального закона № 94-ФЗ).

Размещение заказа у единственного поставщика осуществляется заказчиком, в частности, в случае если:

  • поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.95 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;
  • осуществляются поставки культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов, включая копии, имеющие историческое, художественное или иное культурное значение, взятых государством под охрану как памятники истории и культуры и предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и иных аналогичных фондов и др.

Наконец, размещение заказов на поставки биржевых товаров для государственных или муниципальных нужд на сумму, превышающую 5 млн рублей, может осуществляться на товарных биржах (ст. 56 Федерального закона № 94-ФЗ). Порядок размещения заказов на поставки биржевых товаров для государственных или муниципальных нужд на товарных биржах устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. Поставщику направляется проект государственного контракта.

Если государственный (муниципальный) контракт заключается по результатам торгов, то он должен быть заключен не позднее двадцати дней со дня проведения торгов (п. 4 ст. 528 ГК РФ). При этом уклонение государственного (муниципального) заказчика в подобном случае порождает у победителя право потребовать в суде понуждения заказчика к заключению договора.

В случаях когда заключение государственного контракта не связано с торгами, проект государственного контракта разрабатывает, если иное не предусмотрено соглашением сторон, государственный заказчик.

Порядок заключения государственного или муниципального контракта регламентируется пп. 2—3 ст. 528 ГК РФ.

Сторона, получившая проект государственного или муниципального контракта, не позднее тридцатидневного срока:

  • подписывает его и возвращает один экземпляр государственного или муниципального контракта другой стороне;
  • при наличии разногласий по условиям государственного или муниципального контракта в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным или муниципальным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного или муниципального контракта.

Сторона, получившая государственный или муниципальный контракт с протоколом разногласий, должна в течение тридцати дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону:

  • о принятии государственного или муниципального контракта в ее редакции;
  • либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий или истечении этого срока неурегулированные разногласия по государственному или муниципальному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной не позднее тридцати дней на рассмотрение суда.

4. Подписание (заключение) государственного (муниципального) контракта.

5. Заключение договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд на основании государственного или муниципального контракта (ст. 529 ГК РФ).

В государственном контракте возможны два варианта определения субъектов, которым поставщик (исполнитель) будет осуществлять поставку.

Первый вариант.

Если государственным или муниципальным контрактом предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) определяемому государственным или муниципальным заказчиком покупателю по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный заказчик не позднее тридцатидневного срока со дня подписания государственного или муниципального контракта направляет поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю). Данное извещение является основанием заключения договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

Поставщик (исполнитель) обязан направить проект договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд покупателю, указанному в извещении о прикреплении, не позднее тридцати дней со дня получения извещения от государственного или муниципального заказчика, если иной порядок подготовки проекта договора не предусмотрен государственным или муниципальным контрактом либо проект договора не представлен покупателем.

Сторона, получившая проект договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд:

  • подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне в течение тридцати дней со дня получения проекта;
  • при наличии разногласий по условиям договора в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным договором другой стороне.

Сторона, получившая подписанный проект договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд с протоколом разногласий, должна в течение тридцати дней рассмотреть разногласия, принять меры по согласованию условий договора с другой стороной и известить другую сторону:

  • о принятии договора в ее редакции;
  • либо об отклонении протокола разногласий.

Неурегулированные разногласия в тридцатидневный срок могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение суда.

Если поставщик (исполнитель) уклоняется от заключения договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора.

Вместе с тем за время разработки федеральных и региональных программ, утверждения бюджета и проведения иных процедур, связанных с государственными нуждами, экономическая ситуация может измениться таким образом, что покупателю планируемая продукция окажется не нужна. В этих условиях было бы необоснованно навязывать ему соответствующие товары.

С другой стороны, может оказаться, что за время участия в конкурсах, заключения государственного контракта поставщик произвел необходимую подготовку, запланировал выпуск продукции в соответствии с заключенным контрактом, понес определенные затраты.

Конфликт интересов поставщика, продукция которого оказалась ненужной, и покупателя, потребности которого изменились, разрешается согласно ст. 530 ГК РФ в следующем порядке. При отказе покупателя полностью или частично от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку поставщик (исполнитель) должен незамедлительно уведомить государственного или муниципального заказчика и вправе потребовать от него извещения о прикреплении к другому покупателю. Государственный или муниципальный заказчик не позднее тридцати дней со дня получения уведомления поставщика (исполнителя):

  • либо выдает извещение о прикреплении к нему другого покупателя;
  • либо направляет поставщику (исполнителю) отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров;
  • либо сообщает о своем согласии принять и оплатить товары.

При невыполнении государственным или муниципальным заказчиком данных обязанностей поставщик (исполнитель) вправе:

  • либо потребовать от государственного или муниципального заказчика принять и оплатить товары;
  • либо реализовать товары по своему усмотрению с отнесением разумных расходов, связанных с их реализацией, на государственного или муниципального заказчика.

Что касается оплаты товаров по договору поставки товаров для государственных (муниципальных) нуждпри поставке товаров покупателям, то согласно ст. 532 ГК РФ оплата товаров по таким договорам производится покупателями по ценам, определяемым в соответствии с государственным или муниципальным контрактом, если иной порядок определения цен и расчетов не предусмотрен государственным или муниципальным контрактом.

При этом государственный или муниципальный заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя (статьи 361—367 ГК РФ).

Второй вариант.

В случаях когда в соответствии с условиями государственного или муниципального контракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственному или муниципальному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного или муниципального контракта регулируются правилами, предусмотренными статьями 506—522 ГК РФ, т.е. нормами о договоре поставки.

В случаях когда поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется получателям, указанным в отгрузочной разнарядке, оплата товаров производится государственным или муниципальным заказчиком, если иной порядок расчетов не предусмотрен государственным или муниципальным контрактом.

Обязанности поставщика по договору.

Обязанности поставщика в договоре поставки товаров для государственных (муниципальных) нуждсовпадают с обязанностями поставщика по договору поставки. Аналогичны также (за некоторыми изъятиями, установленными специальными законами) последствия неисполнения соответствующих обязанностей. Поэтому мы перечислим обязанности поставщика, не раскрывая их и не останавливаясь на последствиях неисполнения.

Поставщик по договору поставки обязан передать товар покупателю (получателю):

  1. свободным от прав третьих лиц;
  2. вместе с принадлежностями и документами;
  3. к сроку, установленному в договоре;
  4. в согласованном ассортименте;
  5. надлежащего качества;
  6. в согласованных комплектности и комплекте;
  7. в таре и (или) упаковке.

Обязанности государственного (муниципального) заказчика также определяются аналогично общим нормам об обязанностях покупателя в договоре поставки.

Государственный (муниципальный) заказчик обязан:

  1. Направить поставщику извещение о прикреплении или отгрузочную разнарядку.
  2. Принять переданный товар (если товар передается ему непосредственно; иначе данную обязанность несет получатель или покупатель).
  3. Обеспечить сохранность правомерно непринятого товара (если товар передается ему непосредственно; иначе данную обязанность несет получатель или покупатель).
  4. Письменно уведомить поставщика о нарушении последним условий договора (если товар передается ему непосредственно; иначе данную обязанность несет получатель или покупатель).
  5. Оплатить товар (если поставка осуществляется покупателю, то он несет данную обязанность, а не заказчик).
  6. Возвратить поставщику многооборотную тару и средства пакетирования (если товар передается ему непосредственно; иначе данную обязанность несет получатель или покупатель).
  7. Не позднее тридцати дней со дня передачи товара возместить поставщику убытки, которые причинены в связи с выполнением государственного или муниципального контракта (ст. 533 ГК РФ). Это специфическая обязанность заказчика.
  8. Возместить поставщику (или покупателю) убытки, причиненные отказом от товаров, поставка которых предусмотрена государственным или муниципальным контрактом (ст. 534 ГК РФ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *