Сумма налога на имущество

Расчет налогового платежа

Сумма налога за год определяется по формуле:

НнИ = Налоговая база × Налоговая ставка

Если в вашем регионе установлены отчетные периоды и уплата авансовых платежей, платеж за отчетный период (например, за 1 квартал) нужно рассчитать исходя из ¼ кадастровой стоимости (доли стоимости) объекта (подп. 1 п. 12 ст. 378.2 НК РФ):

АП = Налоговая база × ¼ × Налоговая ставка

В этом случае сумма налога к уплате по итогам года будет равна разнице между исчисленной суммой налога за год и суммой авансовых платежей.

Пример

Кадастровая стоимость объекта недвижимости равна 10 млн руб. Ставка налога – 1,5%. Тогда:

  • годовая сумма налога составит 150 000 руб. (10 000 000 × 1,5%);
  • авансовые платежи по итогам 1 квартала, полугодия и 9 месяцев будут равны 37 500 руб. (10 000 000 × ¼ × 1,5%);
  • сумма налога к уплате по итогам года – 37 500 руб. (150 000 – 3 × 37 500).

Однако если право собственности на объект недвижимого имущества возникло или прекратилось в течение отчетного периода, то сумма налога за налоговый период и авансового платежа за отчетный период определяется исходя из количества полных месяцев владения им. Формулы для расчета такие:

  • для авансовых платежей:

АП = Налоговая база × ¼ × Налоговая ставка × Количество полных месяцев владения объектом недвижимости в отчетном периоде/3;

  • для полной суммы налога за год:

НнИ = Налоговая база × Налоговая ставка / Количество полных месяцев владения объектом недвижимости в году/12.

Полным месяцем владения с 2016 года считается тот, в котором право на объект возникло до 15 числа или утрачено после 15 числа (п. 5 ст. 382 НК РФ).

Действия региональных властей

Последовательность действий, которые должны быть совершены на уровне субъекта РФ для того, чтобы у налогоплательщиков появилась обязанность по исчислению налоговой базы по налогу на имущество исходя из кадастровой стоимости соответствующих объектов недвижимости, такова.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ должен выполнить возложенные на него обязанности не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество (календарного года). При этом п. 7 ст. 378.2 НК РФ не предусмотрено опубликование перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в общем порядке – когда от момента опубликования зависит срок вступления в силу акта законодательства о налогах (п. 1 ст. 5 НК РФ). Налоговый кодекс лишь требует от уполномоченного органа разместить перечень на соответствующем сайте в Интернете в определенный срок. Поэтому, допустим, размещение перечня в Интернете 26.12.2013 означает, что налоговая база по имуществу, включенному в него, за 2014 год должна рассчитываться исходя из кадастровой стоимости (постановления АС ЗСО от 16.10.2015 № Ф04-24701/2015 по делу № А27-5717/2015, от 15.10.2015 № Ф04-24678/2015 по делу № А27-5716/2015).

Кто является плательщиком налога на имущество?

В качестве плательщика налога на имущество, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода, выступает собственник этого имущества или организация, владеющая имуществом на праве хозяйственного ведения. Положения ст. 378.2 НК РФ распространены на организации, у которых имущество находится на праве хозяйственного ведения, с 01.01.2016 (пп. 3 п. 12 указанной статьи в редакции Федерального закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

Поэтому в случае отсутствия у покупателя права собственности на объект недвижимого имущества, включенного в соответствующий перечень, плательщиком налога на имущество признается продавец – собственник этого объекта (даже в том случае, когда объект уже принят покупателем к бухгалтерскому учету в качестве основного средства) (письма Минфина РФ от 02.02.2016 № 03-05-04-01/4770, от 25.11.2015 № 03-05-04-01/68419, Апелляционное определение ВС РФ от 04.02.2016 № 4-АПГ15-45). Возложение обязанности по исчислению и уплате налога на имущество на покупателя зависит от даты возникновения у него права собственности на приобретенный объект недвижимости. В свою очередь, юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество является государственная регистрация таких прав, то есть день внесения соответствующих записей о правах в ЕГРП. Если право собственности возникает в течение налогового (отчетного) периода, исчисление суммы налога (авансовых) платежей осуществляется с учетом специального коэффициента владения (п. 5 ст. 382 НК РФ).

К сведению

При исчислении налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости отчетными периодами признаются I, II и III кварталы календарного года (абз. 2 п. 2 ст. 379 НК РФ, введенный Федеральным законом от 28.11.2015 № 327-ФЗ).

Коэффициент владения

=

Количество полных месяцев, в течение которых объекты недвижимости находились в собственности налогоплательщика

Количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде

Над тем, каким образом определяется количество полных месяцев владения объектом недвижимости в ситуации, когда право собственности возникает не с 1-го числа месяца, поработал Федеральный закон от 29.12.2015 № 396-ФЗ. В связи с этим с 01.01.2016 в целях определения коэффициента владения учитывается, произошло ли возникновение права собственности до или после 15-го числа соответствующего месяца. Ранее за полный месяц принималось любое количество дней владения в месяце, в связи с чем за один и тот же месяц налог на имущество мог уплатить и продавец, и покупатель.

Ключевой момент

Плательщиком налога на имущество по объектам недвижимости, налоговая база в отношении которых рассчитывается исходя из их кадастровой стоимости, является собственник такого имущества. Причем если организация владеет объектом неполный налоговый период, то исчисление налога на имущество производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение количества полных месяцев владения к количеству месяцев в налоговом периоде.

Соответствующий объект не включен в перечень

Как мы уже выяснили, непременным условием для расчета налоговой базы в зависимости от кадастровой стоимости является включение уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ конкретного объекта в перечень объектов, в отношении которых налоговая база считается как кадастровая стоимость. Причем порой налогоплательщики заинтересованы во включении имущества в такой перечень (если кадастровая стоимость объекта меньше его остаточной стоимости по данным бухгалтерского учета), а уполномоченный орган этого не делает. Может ли налогоплательщик настоять на включении соответствующего объекта в перечень?

На основании п. 10 ст. 378.2 НК РФ выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, не попавшие в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ на очередной налоговый период, если иное не установлено указанным пунктом. Иное предусмотрено для ситуации образования объекта недвижимости в результате раздела имущества, поименованного в перечне. Таким образом, объекты недвижимости, обнаруженные после 1 января налогового периода, региональные власти должны включить в перечень по состоянию на 1 января уже следующего налогового периода. В связи с этим ФНС уже не раз подчеркивала, что ст. 378.2 НК РФ не предусмотрено внесение изменений в течение налогового периода в перечень, определенный на соответствующий налоговый период, в части добавления в него новых объектов (см. Письмо от 28.04.2015 № БС-4-11/7315). У судей же на этот счет другое мнение. Одним из примеров является Постановление АС МО от 10.03.2016 № Ф05-756/2016 по делу № А41-17527/2015.

Как указали арбитры, документ, в котором уполномоченный орган формирует перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, не может быть отнесен к нормативным правовым актам. А согласно разъяснениям, представленным в Постановлении Пленума ВС РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996, для признания оспариваемого ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий:

  • несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту. В свою очередь, норма п. 7 ст. 378.2 НК РФ не предусматривает какой-либо альтернативы для уполномоченного органа при определении перечня объектов недвижимого имущества: таковой должен быть составлен в установленный срок и в него подлежат включению те объекты, которые указаны в пп. 1, 2 п. 1 названной статьи;
  • нарушение оспариваемым актом прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также незаконное возложение им на заявителя обязанности, создающей иные препятствия для осуществления заявителем обозначенной деятельности. Данное нарушение возникает в том случае, если невключение объектов в перечень влечет завышение налоговой базы для организации при исчислении налога на имущество.

При этом арбитры подчеркнули, что законодательно не запрещено внесение изменений в ненормативные правовые акты.

В указанном деле судьи установили, что спорные объекты недвижимого имущества подлежали включению в перечень, утвержденный Распоряжением Минмособлимущества от 19.12.2014 № 12ВР-1559, так как уполномоченный орган обладал соответствующей информацией. Еще 01.07.2014 Министерством был получен реестр объектов недвижимого имущества, подлежащих включению в перечень, в нем среди прочих объектов были отражены сведения о спорных зданиях общества. Следовательно, уполномоченный орган обязан с целью восстановления нарушенного права общества включить объекты в «старый» перечень и совершить действия, предусмотренные в связи с этим п. 7 ст. 378.2 НК РФ (направить информацию в налоговые органы по месту нахождения объектов и разместить ее на соответствующем сайте в Интернете).

Ключевой момент

Если уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ обладал информацией об объекте недвижимости, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество должна определяться исходя из его кадастровой стоимости, но в соответствующий перечень его не включил, налогоплательщик вправе обратиться в суд за защитой своих прав и интересов. При наличии доказательств арбитры обяжут уполномоченный орган внести изменения в имеющийся перечень и осуществить другие необходимые действия по восстановлению прав заявителя.

Еще один аналогичный пример – Постановление АС СЗО от 27.01.2016 № Ф07-3828/2015 по делу № А56-7156/2015. Государственный учет реконструированного здания произведен 16.09.2014, а с письмом о включении спорного здания в перечень общество обратилось 04.12.2014. Следовательно, спорный объект должен был быть включен в перечень.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости больше рыночной

Другая ситуация, с которой могут столкнуться организации, – указание в государственном кадастре недвижимости (ГКН) кадастровой стоимости объекта недвижимости, превышающей рыночную стоимость этого объекта. Что можно сделать в такой ситуации?

Ничего, если кадастровая стоимость завышена по объекту недвижимости, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество рассчитывается исходя из его среднегодовой стоимости. В этом случае требование о внесении в реестр изменений судьями удовлетворено не будет. Примеров тому в арбитражной практике более чем достаточно.

Арбитражный суд

Судебный акт

АС ВВО

Постановление от 22.05.2015 № Ф01-1363/2015 по делу № А43-11536/2014

АС ВВО

Постановление от 20.05.2015 № Ф01-1347/2015 по делу № А43-11543/2014

АС ПО

Постановление от 22.07.2015 № Ф06-25871/2015 по делу № А55-15912/2014

АС УО

Постановление от 19.02.2016 № Ф09-1933/15 по делу № А60-30653/2014

Объясняется это тем, что до тех пор, пока кадастровая стоимость спорного объекта не является базой для исчисления налогов и иных обязательных платежей, внесение в ГКН кадастровой стоимости объекта в завышенном размере не влечет нарушения прав и законных интересов организации. А в силу ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами только в том случае, если эти результаты затрагивают их права и обязанности.

Совсем по-другому складывается ситуация, если организация исчисляет налоговую базу по объекту недвижимости исходя из его кадастровой стоимости. В этом случае суд пересмотрит кадастровую стоимость – установит ее, к примеру, равной рыночной.

Арбитражный суд

Судебный акт

АС МО

Постановление от 14.12.2015 № Ф05-17413/2015 по делу № А40-92043/14

АС МО

Постановление от 02.07.2015 № Ф05-5478/2015 по делу № А40-115433/14

АС МО

Постановление от 25.03.2015 № Ф05-2325/2015 по делу № А40-54208/14-28-456

АС МО

Постановление от 02.03.2016 № Ф05-203/2016 по делу № А40-114576/14

АС МО

Постановление от 01.02.2016 № Ф05-19000/2015 по делу № А40-123717/14

Тогда у организации появится возможность пересчитать обязательства по налогу на имущество в сторону уменьшения, если таковые были определены с учетом завышенной кадастровой стоимости, но только начиная с того налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости. Причем пересчет можно осуществить не ранее даты внесения в ГКН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (п. 15 ст. 378.2 НК РФ, введенный Федеральным законом от 04.10.2014 № 284-ФЗ). Если же кадастровая стоимость в установленном порядке не оспорена, исчислять налог на имущество с учетом иной стоимости нельзя (Постановление АС МО от 26.02.2016 № Ф05-849/2016 по делу № А40-72764/2015).

Ключевой момент

Обращаться в суд с требованием о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, указанной в ГКН, в связи с ее завышением следует только в том случае, если эта стоимость выступает в качестве налоговой базы по налогу на имущество. С учетом измененной кадастровой стоимости налог на имущество исчисляется с начала налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре. Это прямо предусмотрено Налоговым кодексом.

Исключение объекта из перечня

Как указала ФНС в письмах от 22.12.2015 № БС-4-11/22488@, от 21.12.2015 № БС-4-11/22349, от 16.10.2015 № БС-4-11/18050@, из перечня, определенного на соответствующий налоговый период, должны быть исключены объекты недвижимого имущества:

  • которые ошибочно включены в него уполномоченным органом власти субъекта РФ;
  • в отношении которых судом принято решение о неправомерности их включения в перечень (например, по причине несоответствия критериям отнесения объекта недвижимости к объектам, в отношении которых региональным законодательством установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости).

Информация об этом должна быть размещена в Интернете на сайте, на котором первоначально был приведен перечень.

Что касается порядка расчета налога на имущество, в описанной ситуации, по мнению налоговиков, нужно исходить из следующего. Если принято решение об исключении из перечня неправомерно включенного в него объекта недвижимого имущества, налоговая база в отношении указанного объекта в соответствующем налоговом периоде определяется как среднегодовая стоимость. Аналогичный порядок исчисления налоговой базы действует и в случае наличия судебного решения, признающего недействующим соответствующий пункт перечня (в отсутствие постановления уполномоченного органа власти субъекта РФ об исключении объекта из перечня).

Считаем: если наличие объекта недвижимости в перечне нарушало права организации (когда кадастровая стоимость превышает среднегодовую стоимость имущества по данным бухгалтерского учета), налоговую базу по налогу на имущество следует определить исходя из среднегодовой стоимости. Такой подход применен судьями при рассмотрении обстоятельств дел № А40-45999/15 (см. Постановление АС МО от 18.11.2015 № Ф05-15564/2015) и № А40-21372/15 (см. Постановление АС МО от 08.12.2015 № Ф05-17356/2015). Причем если акт уполномоченного органа признан недействительным в соответствующей части по иску организации, то это уже свидетельствует о нарушении ее прав.

А как должны разворачиваться события в ситуации, когда кадастровая стоимость объекта недвижимости, исключенного уполномоченным органом из перечня, не превышает его среднегодовую стоимость? Понятно, что ФНС будет требовать исчислить налог на имущество исходя из среднегодовой стоимости за весь налоговый период. Организация может попробовать настоять на применении кадастровой стоимости (до момента принятия решения об исключения объекта из перечня), но такой риск может оказаться неоправданным, поскольку судьи, скорее всего, подобный подход не поддержат. Аргумент может быть таким: применение правильной налоговой базы не является нарушением прав организации.

Ключевой момент

В случае исключения объекта недвижимости уполномоченным органом из перечня или принятия судом решения о неправомерности включения объекта в перечень налоговую базу по налогу на имущество следует исчислить исходя из среднегодовой стоимости такого имущества.

* * *

Налоговая база по налогу на имущество в отношении отдельных объектов недвижимости рассчитывается собственниками как их кадастровая стоимость в случае принятия законодательным (представительным) органом субъекта РФ соответствующего нормативного правового акта и включения конкретного объекта в перечень, определенный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ. Если при наличии на то оснований уполномоченный орган не включит объект недвижимости в перечень, налогоплательщик может через суд добиться восстановления своего нарушенного права. То же самое касается ситуации, когда в ГКН кадастровая стоимость объекта завешена (но только если налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта). В этом случае обязательства по налогу на имущество ставятся в зависимость от исправленной кадастровой стоимости начиная с того налогового периода, когда подано заявление о ее пересмотре. А вот если объект недвижимости исключен из перечня, налоговую базу придется определить уже исходя из среднегодовой стоимости имущества.

Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5 НК РФ.

Пункты 1, 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Письмо ФНС РФ от 01.02.2016 № БС-4-11/1375@.

Если объект, включенный уполномоченным органом в перечень, не соответствует определенным критериям, перечисленным в ст. 378.2 НК РФ, налогоплательщик вправе исчислять налог на имущество исходя из среднегодовой стоимости имущества. Это связано с тем, что при указанных обстоятельствах само по себе включение объекта в перечень не имеет правового значения (Постановление АС МО от 07.12.2015 № Ф05-15869/2015 по делу № А40-219381/14).

Допустим, по причине того, что закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, субъектом РФ не принят.

>
Как рассчитать налог на имущество по кадастровой стоимости?

5/5 (7)

Налог на имущество по кадастровой стоимости для юридических лиц

Дорогие читатели нашего сайта! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

8 (499) 322-73-27

Москва, Московская область

8 (812) 507-82-87

Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 551-71-02

Федеральный номер для других регионов России

Если ваш вопрос объемный и его лучше задать в письменном виде, то в конце статьи есть специальная форма, куда вы можете его написать и мы передадим ваш вопрос юристу, специализирующемуся именно на вашей проблеме. Пишите! Мы поможем решить вашу юридическую проблему.

В текущем году налогоплательщиками признаются физические и юридические лица, обладающие имуществом, которое в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации облагается налогом.

Для юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, объектом исчисления налога на имущество будет все имущество, стоящее на балансе юридического лица в качестве основных средств независимо от того, является это имущество движимым или недвижимым.

Внимание! При этом в налоговую базу входят не только объекты имущества, принадлежащие юридическому лицу на праве собственности, но и:

  • объекты имущества, которыми юридическое лицо владеет на основании доверенности;
  • объекты имущества, полученные юридическим лицом во временное пользование;
  • объекты имущества, являющиеся частью совместной деятельности юридического лица с другими лицами;
  • если юридическое лицо является концессионером, то налогом будет облагаться имущество, переданное по концессионному договору.

Стоит отметить, что в соответствии с 4 частью статьи 374 Налогового кодекса РФ определенные объекты имущества, находящиеся на балансе юридических лиц в качестве основных средств, не облагаются налогом на имущество.

Кроме того, от уплаты налога на имущество освобождены юридические лица, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога.

В текущем году в соответствии с нормами, закрепленными в статье 378.2 Налогового кодекса РФ, юридическим лицам, имеющим на балансе в качестве основных средств определенные объекты недвижимости, придется оплачивать налог на имущество исходя из кадастровой стоимости этих объектов.

Учтите! К этим объектам отнесены:

  • деловые, офисные и торговые центры и эквивалентные им объекты недвижимости;
  • нежилые помещения, которые могут использоваться в качестве офисов, торговых заведений, а также заведений общественного питания и бытового обслуживания;
  • все объекты недвижимого имущества иностранных юридических лиц, не имеющих на территории Российской Федерации филиалов;
  • принадлежащие юридическим лицам объекты жилой недвижимости, не стоящие на балансе в качестве основных средств.

Периодом для расчета налога на имущество является квартал. По завершении отчетного периода юридическое лицо вносит в бюджет соответствующий платеж и предоставляет в территориальный орган Федеральной налоговой службы расчет авансового платежа. По итогам года юридическое лицо сдает налоговую декларацию.

В текущем году форма расчета авансовых платежей и форма налоговой декларации по налогу на имущество утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 31.01.2017 г. № ММВ—7-21/271@ «Об утверждении форм и форматов представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядков их заполнения».

В этой декларации отображается налог на имущество исходя из кадастровой или балансовой стоимости. Налог на имущество является одним из региональных налогов. Органы исполнительной власти субъекта Федерации устанавливают конкретную ставку налога на имущество.

Кадастровая стоимость земельного участка по кадастровому номеру

Кто рассчитывает земельный налог, .

Как получить двойной налоговый вычет, читайте по ссылке: https://potreb-prava.com/otvety-na-voprosy-chitatelej/mozhno-li-poluchit-dvojnoj-vychet-invalidu-chernobylcu.html

При этом утвержденная субъектом Федерации ставка налога на имущество не может превышать максимальную ставку этого налога, установленную в Налоговом кодексе РФ.

В текущем году максимально возможная ставка налога на имущество, рассчитанная исходя из кадастровой стоимости этого имущества, составляет 2%.

На практике это означает, что каждый субъект Федерации может установить ставку налога на имущество в пределах от 0 до 2% от кадастровой стоимости этого имущества. Действующую ставку налога на имущество для любого субъекта Федерации можно узнать в разделе справочной информации на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети интернет.

Важно! В случае если на территории субъекта Федерации сложилась практика уплаты налога на имущество не поквартально, а раз в год, то рассчитать размер налога исходя из кадастровой стоимости имущества достаточно просто.

Для этого потребуется умножить кадастровую стоимость имущества, рассчитанную по состоянию на первое января текущего года, на ставку налога, установленную в субъекте Федерации.

Если же на территории субъекта Федерации налог на имущество взимается ежеквартально, то расчет несколько усложнится и будет производиться по формуле: сумма налога за текущий год = кадастровая стоимость имущества по состоянию на первое января текущего года Х налоговая ставка — авансовые платежи, внесенные в I-III квартале.

Размер авансового платежа по налогу на имущество рассчитывается по формуле: авансовый платеж = кадастровая стоимость имущества по состоянию на первое января текущего года Х налоговая ставка / 4.

Давайте попробуем разобраться в порядке расчета налога на имущество исходя из кадастровой стоимости этого имущества на конкретном примере.

На балансе общества с ограниченной ответственностью «Рога и Копыта» в качестве основных средств находится небольшое офисное здание. Кадастровая стоимость этого здания на первое января текущего года составляет 15 250 000 рублей. Ставка налога на имущество в субъекте Федерации, на территории которого расположено это офисное здание, равна 2%.

Отчетный период Расчет налога Сумма налога, руб.
I квартал 15 250 000 Х 2% / 4 76 250
II квартал 15 250 000 Х 2% / 4 76 250
III квартал 15 250 000 Х 2% / 4 76 250
Год 15 250 000 Х 2% — 76 250 — 76 250 — 76 250 76 250

В случае если имущество находится на балансе юридического лица не с начала года, то при расчете налога на имущество исходя из кадастровой стоимости это имущества потребуется учесть коэффициент владения.

Для расчета коэффициента владения имущества используется следующая формула: коэффициент = количество полных месяцев, на протяжении которых имущество находится на балансе юридического лица в качестве основных средств / число месяцев в отчетном периоде.

Месяц принимается за полный только в случае, если объект имущества был поставлен на баланс юридического лица в период с 1 по 15 числа этого месяца. Если постановка на баланс была произведена после 15 числа, то этот месяц в расчет не принимается.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам.

Пример

Общество с ограниченной ответственностью «Рога и Копыта» третьего февраля текущего года приобрело и поставило на баланс в качестве основных средств торговый центр. Кадастровая стоимость торгового центра составляет 25 500 000 рублей. В субъекте Федерации, на территории которого располагается этот торговый центр, ставка налога на имущества составляет 2%.

Отчетный период Расчет налога Сумма налога, руб.
I квартал 25 500 000 Х 2% / 4 Х 2/3 85 000
II квартал 25 500 000 Х 2% / 4 127 500

Кто должен платить

Учтите! Плательщиками налога на имущество являются юридические лица, имеющие на балансе в качестве основных средств объекты движимого либо недвижимого имущества. Полный перечень объектов имущества, составляющих налоговую базу, содержится в 1-3 частях статьи 374 Налогового кодекса РФ.

Исходя из норм, закрепленных в этой статье, имущество может не только являться собственностью юридического лица, но и быть передано во временное пользование, использоваться на основании доверенности, получено по концессионному договору либо включено в совместное участие.

У иностранных юридических лиц, имеющих на территории России представительства, налоговая база состоит из движимого и недвижимого имущества, зачисленного на баланс в качестве основных средств, при условии, что это имущество находится в собственности юридического лица или получено в рамках концессионного договора.

У иностранных юридических лиц, не имеющих представительств на территории России, налоговая база складывается из объектов недвижимого имущества, принадлежащего этому юридическому лицу на праве собственности либо полученного по концессионному соглашению.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как составить генеральную доверенность на представление интересов юридического лица?

Расчет налога для физлиц по кадастровой стоимости

Расчет налога на объект недвижимого имущества физического лица, исходя из кадастровой стоимости, производится по следующей формуле: Налог = (кадастровая стоимость — налоговый вычет) Х размер доли Х ставка налога.

Кадастровую стоимость объекта жилой недвижимости можно узнать в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

Для такого объекта жилой недвижимости, как квартира, налоговый вычет составляет 20 м2. Отметим, что власти муниципалитетов, а также городов федерального значения вправе предоставить гражданам, проживающим на территории этих образований, налоговый вычет большего размера.

В ситуации, когда кадастровая стоимость объекта жилой недвижимости является отрицательной величиной, для расчета налога на имущество кадастровая стоимость этого объекта приравнивается к «0».

В случае если объект жилой недвижимости принадлежит нескольким гражданам на правах долевой собственности, то для каждого из собственников налог рассчитывается отдельно, исходя из принадлежащей ему доли.

Если объект жилой недвижимости принадлежит нескольким гражданам на праве совместной собственности, то налог для каждого из этих граждан рассчитывается в равных долях.

Действующее законодательство Российской Федерации установило ставку налога на объекты жилой недвижимости, принадлежащие гражданам, в размере 0,1% от кадастровой стоимости этих объектов.

Внимание! Органам местного самоуправления, а также органам власти в городах федерального значения предоставлено право снизить или увеличить эту ставку. При этом максимально возможная ставка составляет 0,3%.

Разберем на конкретном примере. Объектом налогообложения является принадлежащая гражданину Иванову 1/2 квартиры. Площадь квартиры составляет 55 м2. Кадастровая стоимость квартиры — 2 200 000 рублей.

Кадастровая стоимость 1 м2 составляет 40 000 рублей. Сумма налогового вычета составит 800 000 рублей (рассчитывается: 20 Х 40 000). В субъекте Федерации, где расположена квартира, ставка налога на имущество составляет 0,1%.

Теперь рассчитаем, какова сумма налога для гражданина Иванова:

(2 200 000 — 800 000) Х 0,5 Х 0,1%. Сумма налога составит 700 рублей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Оспаривание кадастровой стоимости земли.

Льготы на налоги

Действующее законодательство Российской Федерации предоставило многим категориям граждан льготы по уплате налогов. Эта льгота выражается в освобождении от уплаты налогов на имущество физических лиц. Однако освобождение от уплаты налогов можно получить лишь на один объект из каждой категории.

К льготным категориям относятся граждане, имеющие инвалидность I или II группы, а также граждане, являющиеся инвалидами детства.

Кроме того, льготами по уплате налога на имущество пользуются:

  • Герои Советского Союза и Герои России, а также полные кавалеры ордена Славы;
  • участники Гражданской и Великой Отечественной войн, а также участники иных боевых действий, направленных на защиту Советского Союза, из числа граждан, проходивших действительную воинскую службу в рядах действующей армии либо находившихся в партизанских отрядах;
  • граждане, которые в годы Великой Отечественной войны относились к вольнонаемному составу частей и подразделений действующей армии, органам внутренних дел и государственной безопасности;
  • граждане, в годы Великой Отечественной войны принимавшие участие в обороне населенных пунктов и получившие право на льготную пенсию;
  • граждане, исполнявшие интернациональный воинский долг в Афганистане и иных местах;
  • ветераны боевых действий;
  • граждане, пострадавшие от радиационных катастроф, в том числе от аварии на Чернобыльской атомной станции;
  • граждане, принимавшие участие в испытании атомного и ядерного оружия и ликвидировавшие последствия этих испытаний;
  • пенсионеры;
  • граждане, прослужившие на действительной воинской службе свыше 20 лет;
  • члены семей граждан, проходивших воинскую или гражданскую службу и погибших при исполнении обязанностей;
  • граждане творческих профессий, осуществляющие творческую деятельность в специально оборудованных помещениях;
  • иные категории граждан.

Подчеркнем, что о праве на получение льготы гражданин должен самостоятельно заявить. Для этого потребуется обратиться в территориальное подразделение Федеральной налоговой службы и написать заявление о предоставлении льготы, приложив документальное подтверждение права на получение этой льготы.

Важно! Заявление о предоставлении льготы и при необходимости о выборе объекта, на который льгота будет распространяться, необходимо подать до первого ноября.

Уведомление из ФНС

Федеральная налоговая служба направляет гражданам уведомления о необходимости оплатить налог на имущество и расчет этого налога. Эта документация направляется почтовым отправлением на адрес, по которому зарегистрирован гражданин.

В документации содержаться сведения об объекте налогообложения и налоговой базе. Также в этой документации приводится расчет суммы налога и указывается, до какого срока гражданину необходимо осуществить оплату этого налога.

Практика показывает, что граждане получают налоговые уведомления в период с мая по ноябрь. Уведомление должно прийти к гражданину не позднее чем за 30 календарных дней до даты, когда налог должен быть уплачен.

Как действовать гражданину, не получившему уведомления из Федеральной налоговой службы?

До недавнего времени подобная ситуация фактически освобождала гражданина от обязанности оплачивать налог. Но, к сожалению, подобная возможность оптимизировать налоговую нагрузку была ликвидирована.

Многие граждане по прежнему продолжают считать, что неполучение уведомления освобождает от обязанности платить налог. Это заблуждение опасно и может привести к неприятным последствиям.

Еще в апреле 2014 года в Налоговый кодекс РФ были внесены изменения, согласно которым гражданин, не получивший от Федеральной налоговой службы уведомления о необходимости уплатить налог на имущество, обязан в срок не позднее 31 декабря года, следующего за годом приобретения имущества, обратиться в территориальное подразделение Федеральной налоговой службы и заявить о принадлежащей ему собственности, предоставив документацию, подтверждающую это право.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Налог на недвижимость для физических лиц.

Порядок и сроки уплаты

Налог на имущество физических лиц относится к категории местных налогов и перечисляется в бюджет того субъекта Федерации, на территории которого располагается объект имущества.

В текущем году граждане могут внести плату по налогу на имущество физических лиц до первого декабря. Этот срок одинаков для всех регионов.

Гражданина, не заплатившего налог вовремя, ждет начисление пени. За каждый день просрочки оплаты налога будут начисляться пени в размере 1/300 ключевой ставки, установленной Центральным банком на день возникновения просрочки.

Кроме того, Федеральная налоговая служба может взыскать с гражданина налог в принудительном порядке, направив соответствующее уведомление работодателю, банкам, в которых у гражданина имеются счета, и так далее. Помимо этого, право гражданина, имеющего задолженность по оплате налогов, на выезд за пределы Российской Федерации может быть ограничено.

Учтите! В настоящее время существует множество способов оплаты налога на имущество. Многие из этих способов позволяют гражданину оплатить налог в режиме онлайн, даже не выходя из дома.

Пример расчета налога для физлиц на имущество

Разберем конкретный пример расчета налога на имущество физических лиц. На территории Москвы располагается квартира площадью 49 м2.

В ней зарегистрирована семья из трех человек:

  • отец зарегистрирован на территории квартиры, но не является собственником;
  • мать не достигла пенсионного возраста, не относится к льготным категориям и владеет долей в 1/3 квартиры;
  • дочь — инвалид детства, владеет долей в 2/3 квартиры.

Кадастровая стоимость квартиры на первое января текущего года составила 7 500 000 рублей. Инвентаризационная стоимость составила 250 000 рублей.

Рассчитаем налог на имущество за 2017 год.

Для начала потребуется рассчитать налог на имущество за 2014 год. Это необходимо для определения понижающего коэффициента, применяемого при расчете налога на имущество физических лиц в переходный период.

Период по переходу расчета налога на имущество физических лиц с инвентаризационной стоимости на кадастровую продлится с 2015 по 2018 годы.

В 2014 году сумма налога на имущество физических лиц рассчитывалась исходя из инвентаризационной стоимости. Поскольку отец не является собственником, налог он не платит.

Дочь, являющаяся инвалидом детства, освобождена от уплаты налога. Налог на имущество взимается только с матери, владеющей 1/3 квартиры. Сумма налога рассчитывается по следующей формуле:

Налог = инвентаризационная стоимость Х доля в собственности Х налоговая ставка. В рассматриваемом случае это будет 250 000 Х 1/3 Х 0,1% = 83,33 рубля.

Запомните! Отметим, что сумму налога на имущество за 2014 год можно узнать из уведомления, присланного Федеральной налоговой службой в 2015 году.

Теперь произведем расчет налога на имущество за 2015 год. Начиная с 2015 года, расчет налога на имущество начали производить на основании кадастровой, а не инвентаризационной стоимости.

Вместе с этим гражданам, владеющим квартирами, предоставили налоговый вычет в размере 20 м2 от площади квартиры.

Для расчета налога используется следующая формула:

Налог = (сумма налога исходя из кадастровой собственности — сумма налога исходя из инвентаризационной стоимости) Х понижающий коэффициент + сумма налога исходя из инвентаризационной стоимости.

Прежде чем начать рассчитывать сумму налога, потребуется определиться с тем, какая площадь облагается налогом. Для этого от общей площади квартиры необходимо отнять налоговый вычет. В нашем случае это будет: 49 — 20 = 29 м2.

Теперь необходимо определить кадастровую стоимость 1 м2: 7 500 000 / 49 = 153 061,22. Далее рассчитываем налоговую базу: 29 Х 153 061,22 = 4 438 775,38 рублей. Поскольку отец не является собственником, налог он не платит.

Дочь, являющаяся инвалидом детства, освобождена от уплаты налога на имущество.

Налог на имущество оплачивает только мать с находящейся в собственности 1/3 квартиры. Для начала определим налоговую базу: 4 438 775,38 Х 1/3 = 1 479 591,79 руб. Сумма налога исходя из кадастровой стоимости: 1 479 591,79 Х 0,1% = 1 479,59 руб.

По вышеприведенной формуле рассчитаем налог за 2015-2017 годы, а также за 2018 года. При этом следует учесть, что в соответствии с Налоговым кодексом РФ для каждого года предусмотрен разный понижающий коэффициент.

Год Расчет Сумма, руб.
2015 (1 479,59 — 83,33) Х 0,2 + 83,33 362,58
2016 (1 479,59 — 83,33) Х 0,4 + 83,33 641,83
2017 (1 479,59 — 83,33) Х 0,6 + 83,33 921,09
2018 (1 479,59 — 83,33) Х 0,8 + 83,33 1 200,34

Начиная с 2019 года, переходный период завершается, и налог на имущество будет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости. В рассматриваемом случае налог на имущество в 2019 году составит 1 479,59 руб.

Посмотрите видео. Налог на недвижимое имущество по кадастровой стоимости:

Дорогие читатели нашего сайта! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

8 (499) 322-73-27

Москва, Московская область

8 (812) 507-82-87

Санкт-Петербург, Ленинградская область

Налог на имущество организаций: что не облагается

Не подпадают под налогообложение у коммерческих фирм основные средства и недвижимость, которые:

  1. Не считаются объектами имущественного налогообложения.
  2. Названы в таблице 1 как облагаемые, но подпадают под льготы.

О таких основных средствах и недвижимости российских юрлиц читайте в таблице 2.

Таблица 2. Не облагаемые объекты

№ п/п Категория имущества Пояснение
1. Не объект налогообложения
  • основные средства из первых двух групп амортизации по Классификации;
  • объекты для космоса;
  • суда из Российского международного реестра;
  • участки земли;
  • природные объекты и ресурсы;
  • объекты, зарегистрированные как федеральное наследие культуры;
  • ядерные ледоколы;
  • научные ядерные сооружения и т.д.
2. Подпадает под преференции
  • движимые основные средства, поставленные на учет с 2013 года и поступившие не от взаимозависимой фирмы, ИП или физлица и не от ликвидированого или реорганизованного юрлица;
  • энергоэффективные объекты – в пределах трех лет с даты ввода в эксплуатацию;
  • профильное имущество религиозных юрлиц;
  • профильное имущество общественных объединений инвалидов;
  • имущество фармацевтических фирм для производства иммунобиологических ветеринарных препаратов против эпидемий и эпизоотий;
  • имущество протезных ортопедических фирм;
  • объекты адвокатских коллегий и бюро;
  • имущество юрконсультаций;
  • объекты участников проекта «Сколково»

Подробнее о льготах

По отдельным объектам, подпадающим под имущественное налогообложение, для российских юрлиц действуют льготы – налоговые преференции. Они установлены федеральными и региональными нормативными документами для некоторых фирм и для отдельных типов имущества.

Налоговые преференции федерального уровня – это:

  1. Полное налоговое освобождение.
  2. Вывод из-под налога определенных объектов.
  3. Сниженные налоговые ставки налогов на имущество организаций.
  4. Возможность уменьшить налоговую сумму по определенным объектам.

Подробнее о федеральных льготах по имущественному налогу для российских коммерческих юрлиц читайте в таблице 3.

Таблица 3. Налог на имущество организаций: федеральные льготы

Юрлица (имущество), подпадающие под преференцию Пояснение
Полное налоговое освобождение
Протезные ортопедические производства Юрлица, производящие по обращениям граждан протезно-ортопедическую продукцию , названную в качестве таковой Общероссийском классификаторе по продукции (ОПП)
Адвокатские коллегии и бюро, юрконсультации Льготируется все отраженное в бухучете имущество, независимо от его назначения и вида использования
Участники проекта «Сколково» Условия для налогового освобождения:

  • действующий статус участника «Сколково»;
  • налоговая прибыль нарастающим итогом с начала года – не более 300 млн р.;
  • предоставление в инспекцию документов в подтверждение выполнения первых двух условий
Вывод из-под налога определенных объектов
Профильное имущество религиозных юрлиц Льготируемые объекты – которые применяются для совместного вероисповедания или для распространения веры, в том числе имущество по списку из постановления Правительства РФ от 31.03.2001 № 251
Профильное имущество общественных объединений инвалидов Льгота действует, если соблюдается доля 80%-ного членства инвалидов
Объекты юрлиц с уставным капиталом, полностью состоящим из вкладов общественных объединений инвалидов Льгота действует, если:

  • сотрудников-инвалидов по средней списочной численности – 50% и более;
  • доля их зарплаты – 25% и более;
  • имущество не задействовано в операциях с подакцизной продукцией и полезными ископаемыми;
  • юрлицо не является брокером или иным посредником;
  • имущество не названо в перечне из постановления Правительства от 18.02.2004 № 90
Имущество фармацевтических фирм Льгота действует, если:

  • объекты задействованы для производства иммунобиологических ветеринарных препаратов против эпидемий и эпизоотий;
  • у фирмы есть профильная лицензия;
  • главный вид предпринимательства юрлица — фармацевтика;
  • организован раздельный учет льготируемого имущества
Энергоэффективные объекты Льгота действует, если:

  • не прошло трех лет с даты ввода имущества в эксплуатацию;
  • объект относится к движимому или это жилой дом;
  • имущество имеет высокий энергоэффективный класс или высокую энергоэффективность (А, А+, А++);
  • на имущество оформлен энергетический паспорт до постановки на учет;
  • объект не был в эксплуатации;
  • объект не получен от реорганизоываннного юрлица
Движимые основные средства, поставленные на учет с 2013 года Льгота действует, если имущество получено:

  • не от взаимозависимой фирмы, ИП или физлица;
  • не от ликвидированого юрлица;
  • не от реорганизованного юрлица

Причем преференции по энергоэффективному имуществу и по движимым объектам с 2018 года переданы в ведение российских регионов и действуют, только если об этом сказано в региональном нормативном документе.

Подробнее о льготах субъектов РФ по движимым объектам читайте в таблице 4.

Таблица 4. Налоговые ставки налогов на имущество организаций

Регион Движимые объекты по льготе Какая льгота
Области
Астраханская Поставленное на учет не ранее 2013 года Сниженный тариф 0.5%
Владимирская Поставленное на учет не ранее 2013 года Полное налоговое освобождение
Вологодская Поставленное на учет не ранее 2013 года Полное освобождение
Еврейская автономная Поставленное на учет не ранее 2013 года Сниженная ставка налога на имущество организаций 2018 0.5%
Ивановская Принятое к учету с 2013 года Полное налоговое освобождение
Иркутская
  • поставленное на учет не ранее 2013 года;
  • с момента выпуска прошло три года или меньше
Полное освобождение
Калининградская Поставленное на учет не ранее 2013 года Полное налоговое освобождение
Кемеровская Поставленное на учет не ранее 2013 года Сниженный тариф 0%
Курганская Поставленное на учет не ранее 2013 года Полное налоговое освобождение
Ленинградская
  • поставленное на учет не ранее 2013 года;
  • с даты выпуска прошло три года или меньше
Полное освобождение
Липецкая Поставленное на учет не ранее 2013 года Полное налоговое освобождение
Московская Поставленное на учет не ранее 2013 года Сниженная ставка налога на имущество организаций 2018 0%
Нижегородская Поставленное на учет не ранее 2013 года Полное освобождение
Омская Поставленное на учет не ранее 2013 года Сниженный налоговый тариф 0%
Орловская Поставленное на учет не ранее 2013 года Полное налоговое освобождение
Пензенская Поставленное на учет не ранее 2013 года Сниженный налоговый тариф 0.55%
Рязанская Поставленное на учет не ранее 2013 года Сниженная ставка налога на имущество организаций 2018 0.6%
Саратовская
  • инновационное оборудование;
  • с даты выпуска прошло три года и менее
Полное налоговое освобождение
Сахалинская
  • поставленное на учет не ранее 2013 года;
  • предназначенное для генерации и передачи тепла и электричества
Полное налоговое освобождение
Свердловская Поставленное на учет не ранее 2013 года Полное налоговое освобождение
Смоленская Купленное на территории области в рамках инвестиционных проектов или контрактов Полное налоговое освобождение
Тульская Поставленное на учет не ранее 2013 года Сниженный налоговый тариф 0.55%
Тюменская Поставленное на учет не ранее 2013 года Сниженная ставка налога на имущество организаций 2018 0.55%
Челябинская Поставленное на учет не ранее 2013 года Полное освобождение
Сниженный налоговый тариф 0.55%
Ярославская Поставленное на учет не ранее 2013 года Полное налоговое освобождение
Республики
Алтай Поставленное на учет не ранее 2013 года Сниженные ставки – 0 и 0,2 процента
Карелия Поставленное на учет не ранее 2013 года Полное освобождение
Бурятия Поставленные на учет не ранее 2013 года:

  • железнодорожный подвижной состав
  • специализированные и универсальные контейнеры
Полное освобождение
Чеченская Поставленное на учет не ранее 2013 года Полное налоговое освобождение
Иные регионы
Камчатский край Поставленное на учет не ранее 2013 года Сниженный налоговый тариф 0.6%
Москва Поставленное на учет не ранее 2013 года Полное освобождение
Санкт-Петербург
  • поставленное на учет не ранее 2013 года;
  • с даты выпуска прошло три года или меньше
Полное освобождение
Чукотский автономный округ Поставленное на учет не ранее 2013 года Полное налоговое освобождение

База по налогу на имущество организаций

Расчет имущественного платежа российские юрлица ведут или с кадастровой цены недвижимости, или со средней годовой стоимости основных средств, отраженных в бухучете. Под кадастровое налогообложение подпадают недвижимые объекты, которые:

  • имеют кадастровую оценку;
  • включены в региональные перечни с указанием адреса и кадастрового номера.

Считать налог и отчитываться по нему российские юрлица должны отдельно в отношении объектов, находящихся:

  • в головном отделении;
  • в каждом из подразделений, имеющем отдельный баланс;
  • отдельно от места нахождения юрлица;
  • в совместной деятельности (товариществе);
  • в доверительном управлении,

а также отдельно по объектам, облагаемым:

  • по кадастровой цене;
  • по различным налоговым ставкам налогов на имущество организаций.

Налоговый кодекс диктует максимально возможные ставки по налогу.

  1. Общая ставка – 2,2%, она действует, если для объекта не установлена сниженная налоговая ставка.
  2. По недвижимости, облагаемой по кадастровой цене:
  • 1,5% — ставка налога на имущество организаций Москва,
  • 2% — остальные регионы, кроме Москвы.
  1. По движимым основным средствам, поставленным на учет с 2013 года – 1,1%, если регион РФ е изменил налоговые ставки налогов на имущество организаций. О действующих вариантах читайте в таблице 4.

Узнать точно свою ставку по имущественному платежу можно на сайте ФНС.

В таблице нужно выбрать свой субъект РФ, перейти по ссылке, после чего выбрать вид платежа (имущественный) и период (год), затем нажать на кнопку «найти».

Отчетность

Периоды для отчетности различаются в зависимости от налоговой базы. При расчете налога по средней годовой стоимости периодами считаются первый квартал, полугодие и 9 месяцев. При налогообложении по кадастровой цене периодами будут первый, второй и третий кварталы календарного года.

Сдавать отчетность по авансовому платежу фирмы должны не позднее чем через 30 дней по завершении отчетного периода. Годовой отчет необходимо предоставить в инспекцию к 30 марта следующего года. При этом действует общее правило НК РФ о переносе крайней даты, выпадающей на нерабочий день, на следующую рабочую дату. Сроки для отчетов за 2018 год смотрите в таблице 5.

Таблица 5. Отчетность

Период Крайний срок расчета по авансу в 2018 году
Первый квартал 3 мая (30 апреля – нерабочий день)
Полгода 30 июля
9 месяцев 30 октября

Сдавать отчетность фирме не нужно, если у нее на балансе нет облагаемых основных средств. В остальных случаях сдавать расчеты по авансу и декларацию необходимо. Их можно подать в инспекцию:

  • или в бумажном варианте – если среднее списочное число сотрудников за прошедший год – не более 100;
  • или в электронном варианте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *