Судьи конституционного суда РФ

Конституционно-правовой статус судей в Российской Федерации

Конституционно-правовой статус судьи определяет правовое положение судей как носителей судебной власти. В его содержание включаются следующие элементы:

  • – порядок наделения полномочиями (требования к кандидатам на должность судьи) и символы судебной власти;
  • – принципы статуса судьи;
  • – полномочия и компетенция;
  • – гарантии (правовые, организационные, материальное обеспечение, социальные);
  • – ответственность судьи (дисциплинарная, уголовная, административная).

Согласно ст. 118 Конституции РФ органом, наделенным правом осуществления правосудия на территории РФ, является суд.

При осуществлении правосудия суд может выступать либо в коллегиальном составе, либо правосудие может осуществляться единолично судьей. Также граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Статья 8 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» предусмотрено три формы участия граждан Российской Федерации в осуществлении правосудия: в качестве присяжных заседателей, в качестве народных заседателей и в качестве арбитражных заседателей. В настоящее время осуществляется лишь участие граждан Российской Федерации в осуществлении правосудия в качестве присяжных и арбитражных заседателей. Данная деятельность граждан Российской Федерации является их гражданским долгом и за время участия в осуществлении правосудия присяжным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета.

Отбор граждан в присяжные заседатели для участия в осуществлении правосудия по уголовным делам происходит на основании положений Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации». Арбитражные заседатели участвуют в отправлении правосудия в арбитражных судах на основании положений ст. 17 АПК РФ и Федерального закона от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации».

Согласно п. 1 ст. 11 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» судьями являются лица, наделенные в соответствии законодательством РФ полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Конституционный статус судьи является не личной привилегией, а средством, призванным обеспечивать каждому предусмотренную в ст. 18 Конституции РФ действительную защиту его прав и свобод правосудием.

Статус судьи служит гарантией общего конституционного статуса личности и в качестве таковой подлежит конституционноправовой защите, уровень которой не должен снижаться по отношению к уже достигнутому.

Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией.

Судьям в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств присваиваются квалификационные классы.

Специфика судебной деятельности и статуса судьи предполагает наличие у судьи не только высокого уровня профессионализма, но и особых морально-этических качеств. Эти требования сами по себе никоим образом не исключают возможность реализации судьей гражданских прав, однако таким образом, чтобы не умалялись достоинство и авторитет ни данного судьи, ни судебной власти в целом». Соблюдение указанных требований позволяет судье в полной мере реализовать свой статус как носителя судебной власти.

Судья должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

Согласно ст. 102 Конституции РФ к ведению Совета Федерации относится назначение на должность судей Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом.

Судья, впервые назначенный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу. Принесение судьей присяги является юридическим фактом, с которым связывается возникновение прав и обязанностей лица, наделяемого судейскими полномочиями. Согласно п. 5 ст. 11 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а при вступлении в должность судьи лица, ранее приносившего присягу, – со дня его назначения (избрания) на должность судьи, а ст. 2 Федерального закона от 14 марта 2002 г. № ЗО-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» установлено, что с момента принесения судьей присяги он становится членом судейского сообщества.

Текст присяги судьи не везде одинаков. Так, в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» приведен текст присяги, приносимой судьей: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть». Текст присяги судей Конституционного Суда РФ, закрепленный в ч. 2 ст. 10 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», несколько отличается по содержанию: «Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более». Текст присяги судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ определяется законами соответствующих субъектов РФ. Присяга приносится судьей в торжественной обстановке.

Символами судебной власти являются Государственный флаг РФ, Государственный герб РФ, судебную мантию, удостоверение судьи.

В соответствии со ст. 34 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» к символам судебной власти, характеризующим государственную власть в судах относятся: во-первых, установленный на здании суда государственные флаг РФ, а в зале судебных заседаний – государственный флаг РФ и изображение государственного герба РФ. На зданиях судов может также устанавливаться флаг субъекта РФ, а в залах судебных заседаний – флаг и изображение герба субъекта РФ; во-вторых, мантии, в которых судьи заседают при осуществлении правосудия, либо другой отличительный знак судейской должности. Описание и образец мантии утверждены Постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 22 марта 1993 г. № 4656-1 «Об утверждении описания и образца мантии судей Российской Федерации».

Положения ст. 120, 121, 122 Конституции РФ устанавливают конституционные принципы статуса судьи.

Принцип независимости судьи состоит в том, что для судей создаются определенные условия осуществления их деятельности, при которых они могли бы осуществлять судебную деятельность на основе Конституции РФ и федеральных законов. Независимость судей является непременным условием отправления правосудия.

В числе средств обеспечения независимости судей выступают объективные и субъективные факторы.

К объективным факторам стоит отнести: создание строго регламентированной процедуры осуществления правосудия; установление под угрозой ответственности запрета на вмешательство кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия; установление порядка приостановления и прекращения полномочий судьи; право судьи на отставку; функционирование системы органов судейского сообщества и т.д.

К субъективным факторам следует отнести гарантирование безопасности и достойного социального (материального) обеспечения, соответствующего высокому статусу судьи, наличие особой защиты государством не только судьи, но и членов его семьи, а также имущества.

Достойное социальное (материальное) обеспечение судей наряду с другими гарантиями их деятельности является важным элементом обеспечения принципа независимости судей и подчинения их Конституции РФ и закону. Реализация этого принципа обеспечивается целой системой политических, экономических, организационных и правовых гарантий. Так, среди нормативных правовых актов, устанавливающих социальные гарантии судей, следует назвать Федеральные законы от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации», Указы Президента РФ от 7 февраля 2000 г. № 306 «Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей», от 20 марта 1996 г. № 401 «О дополнительных мерах по обеспечению деятельности судов в Российской Федерации» и др.

В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.

Принцип независимости судей способствует объективному и беспристрастному рассмотрению дела, направленному на достижение объективной истины. Воздействие на судей или вмешательство в их деятельность влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством.

Так, в гл. 17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила (ст. 17.3 КоАП РФ), непринятие мер по частному определению суда или по представлению судьи (ст. 17.4 КоАП РФ), воспрепятствование работодателем или лицом, его представляющим, явке в суд народного или присяжного заседателя для участия в судебном разбирательстве (ст. 17.5 КоАП РФ). Нормы УК РФ предусматривают уголовную ответственность за неуважение к суду, выразившееся в оскорблении участников судебного разбирательства (ст. 297 УК РФ), клевету в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, в связи с рассмотрением дел или материалов в суде (ст. 298 УК РФ).

При этом под неуважением к суду понимается несоблюдение установленных правил поведения и общения в суде.

Так, например, согласно ст. 257 УИК РФ, ст. 156, 158 ГПК РФ, ст. 54 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» когда судья (суд) входит зал судебного заседания и покидает его, все присутствующие встречают суд стоя, выражая таким образом уважение к судебной власти; обращения к составу суда (единоличному судье) допускаются только с разрешения председательствующего в судебном разбирательстве и исключительно стоя, при этом, если судья рассматривает дело единолично, к нему необходимо обращаться «Ваша честь», при коллегиальном составе суда допускается обращение «Уважаемый суд». За невыполнение, нарушение указанных требований регламента судопроизводства нарушители несут ответственность, которая может выразиться в удалении нарушителей из зала судебного заседания, наложении денежного взыскания (штрафа) (ст. 154 АПК РФ, ст. 258 УПК РФ, ст. 159 ГПК РФ).

Принцип несменяемости судьи характеризуется тем, что полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Судья не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия. Действие данного принципа призвано исключить зависимое и подчиненное положение судьи, что обеспечивается невозможностью его замены или смещения путем недобровольной отставки или перевода в другой суд в течение всего срока полномочий. В законодательстве четко прописан порядок прекращения и приостановления полномочий судьи. Однако принцип несменяемости судей не абсолютизирован. Конституционный Суд РФ в определениях от 15 февраля 2005 г. № 1-0 и от 11 марта 2005 г. № 148-0 подчеркнул, что несменяемость судьи не означает, что судья имеет право на пожизненное занятие должности судьи, т.е. несменяемость судьи не тождественна бессрочности пребывания в должности судьи. Верховный Суд РФ в определении от 17 января 2003 г. № 59-Г02-21 разъяснил, что при определенных условиях возможно принятие решения о прекращении полномочий судьи по порочащему основанию после истечения срока полномочий судьи.

Принцип неприкосновенности раскрыт в решениях Конституционного Суда РФ, в которых отмечается, что судейская неприкосновенность является определенным исключением из принципа равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ) и по своему содержанию выходит за пределы личной неприкосновенности (ст. 22 Конституции РФ). Это обусловлено гем, что общество и государство, предъявляя к судье и его профессиональной деятельности высокие требования, вправе и обязаны обеспечить ему дополнительные гарантии надлежащего осуществления деятельности по отправлению правосудия.

Конституционное положение о неприкосновенности судьи, является одной из гарантий его профессиональной деятельности и направлено на обеспечение основ конституционного строя, связанных с разделением властей, самостоятельностью и независимостью судебной власти (ст. 10 и 120 Конституции РФ). Положение о неприкосновенности судей распространяется и на присяжного и арбитражного заседателя в период осуществления ими правосудия.

Неприкосновенность судьи включает в себя: неприкосновенность личности судьи; неприкосновенность занимаемых судьей жилых и служебных помещений; неприкосновенность используемых судьей личных и служебных транспортных средств; неприкосновенность принадлежащих судье документов, багажа и иного имущества; тайну переписки и иной корреспонденции судьи (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений).

Судья после прекращения его полномочий не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение. Исключением из данного правила являются случаи, когда вступившим в законную силу приговором суда установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудного судебного акта.

В ст. 122 Конституции РФ закреплено положение о том, что судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом. В развитие данного конституционного положения в гл. 52 УПК РФ «Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц» и Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» определен специальный порядок возбуждения в отношении судьи уголовного дела или привлечения его в качестве обвиняемого.

Принять решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо решение о привлечении его в качестве обвиняемого вправе только одно должностное лицо – Председатель Следственного комитета РФ. В случае возникновения необходимости в принятии данных решений Председатель Следственного комитета РФ обращается с представлением о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо на привлечение его в качестве обвиняемого:

  • – в отношении судьи Конституционного Суда РФ – в Конституционный Суд РФ;
  • – отношении судьи Верховного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда – в Высшую квалификационную коллегию судей РФ;
  • – отношении судьи иного суда – в квалификационную коллегию судей соответствующего субъекта РФ.

Конституционный Суд РФ или соответствующая квалификационная коллегия судей в 10-дневный срок после поступления данного представления должны принять мотивированное решение по вопросу о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого.

В законодательстве установлен также порядок принятия решения по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности.

Так, КоАП РФ предусматривает особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами.

Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается по представлению Генерального прокурора РФ:

  • – в отношении судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, арбитражного суда – судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ;
  • – отношении судьи иного суда – судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.

Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается в 10-дневный срок после поступления представления Генерального прокурора РФ.

Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению.

Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей.

Решение об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается по ходатайству Председателя Следственного комитета РФ:

  • – в отношении судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, арбитражного суда – судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ;
  • – отношении судьи иного суда – судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.

Заключение судьи под стражу производится с согласия соответственно Конституционного Суда РФ либо соответствующей квалификационной коллегии судей. Представление о заключении судьи под стражу в Конституционный Суд РФ или квалификационную коллегию судей вносит Председатель Следственного комитета РФ.

Мотивированное решение Конституционного Суда РФ либо соответствующей квалификационной коллегии судей о даче согласия на избрание в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается не позднее чем через пять дней со дня поступления представления Председателя Следственного комитета РФ и соответствующего судебного решения.

Осуществление в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий, а также следственных действий (если в отношении судьи не возбуждено уголовное дело либо он не привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу), связанных с ограничением его гражданских прав либо с нарушением его неприкосновенности, допускается не иначе как на основании решения, принимаемого:

  • – в отношении судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, арбитражного суда – судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ;
  • – отношении судьи иного суда – судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.

После возбуждения уголовного дела в отношении судьи либо привлечения его в качестве обвиняемого по уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия в отношении судьи (кроме заключения его под стражу) производятся в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом и федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности.

Вопрос о дисциплинарной ответственности судей в первоначальной редакции Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» не рассматривался.

Однако международно-правовые акты, предусматривающие положения о том, что в случае халатности судьи при исполнении им обязанностей либо поведения, несоответствующего занимаемой должности, либо когда имеют место дисциплинарные нарушения, могут и должны приниматься все необходимые меры, не наносящие ущерба независимости судебных органов (Европейская хартия о статуте для судей (Лиссабон, 10 июля 1998 г.)), Основные принципы независимости судебных органов, одобренные Резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 г. № 40/32 и от 13 декабря 1985 г. № 40/146, Рекомендации Совета Европы о независимости, эффективности и роли судей № R (94) 12 от 13 октября 1994 г. и т.д.) явились основой развития института дисциплинарной ответственности в современной России.

Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и законы. При исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях судья должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Специфика судебной деятельности и статуса судьи предполагает наличие у судьи не только высокого уровня профессионализма, но и особых морально-этических качеств. Эти требования не исключают возможность реализации судьей гражданских прав, однако таким образом, чтобы не умалялись достоинство и авторитет ни данного судьи в частности, ни судебной власти в целом (определение Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. № 310-0).

В ст. 4 Кодекса судейской этики отмечено, что в своей профессиональной деятельности и вне служебной деятельности судья обязан соблюдать Конституцию РФ, федеральные законы, руководствоваться нормами процессуального законодательства, другими нормативными правовыми актами, а также общепринятыми нормами морали и нравственности, неукоснительно следовать присяге судьи.

Дисциплинарный проступок определен как нарушение норм Закона о статусе судей и положений Кодекса судейской этики.

Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что под дисциплинарным проступком, влекущим дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий судьи, следует понимать не только нарушение норм Закона о статусе судей и положений Кодекса судейской этики, но и нарушение общепринятых норм морали, обязанностей при отправлении правосудия, правил поведения при исполнении иных служебных обязанностей и во внеслужебной деятельности . Как отмечает Пленум Верховного Суда РФ, к судьям предъявляются особые требования, соответствующие их высокому статусу носителей государственной власти, осуществляющих защиту прав и законных интересов граждан и организаций, а также государственных и общественных интересов при осуществлении правосудия. Честное и добросовестное исполнение судьями профессиональных обязанностей, их независимость при принятии судебных решений гарантируют эффективное восстановление нарушенных прав, утверждают в обществе уверенность в справедливости, беспристрастности и независимости суда.

Конституционный Суд РФ в постановлениях от 28 февраля 2008 г. № 3-П и от 20 июля 2011 г. № 19-П отметил, что возможность наложения на судью дисциплинарного взыскания в виде досрочного прекращения полномочий судьи за совершение им дисциплинарного проступка не противоречит Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу оно предполагает возможность применения данной меры взыскания лишь за совершение такого проступка, который порочит честь и достоинство судьи, является несовместимым со статусом судьи, и лишь на основе принципа соразмерности, что должно гарантироваться независимым статусом органов судейского сообщества, осуществляющих досрочное прекращение полномочий судьи, а также справедливой процедурой рассмотрения соответствующих дел. Конституционный Суд РФ отметил, что недопустимо привлечение судьи к дисциплинарной ответственности за судебную ошибку, если судья действовал в рамках судейского усмотрения и не допустил при этом грубых нарушений при применении норм материального и процессуального права, делающих невозможным продолжение осуществления им судейских полномочий.

Конституционно-правовой статус судьи в Российской Федерации является важным элементом конституционно-правового регулирования. Судебная власть и судья как ее носитель являются неотъемлемым элементом публично-правовой системы демократического правового государства. Учреждение суда как властного института, а его носителя как самостоятельного, независимого субъекта, наделенного правом осуществления правосудия, предполагает обязанность государства по обеспечению не только конституционно-правовых основ организации и деятельности судебной власти, но их эффективного функционирования.

  • Кодекс судейской этики утверждается Всероссийским съездом судей – высшим органом судейского сообщества и является эталоном морально-этических правил поведения судьи. Действующий Кодекс судейской этики утвержден VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 г.
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 мая 2007 г. № 27 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений квалификационных коллегий судей о привлечении судей судов общей юрисдикции к дисциплинарной ответственности».

Лекция 4. Статус судьи конституционного суда

Статус судьи конституционного суда включает права и обя­занности лица, назначенного на должность судьи, а также пра­вовые принципы, выражающие взаимоотношения судьи, обще­ства и государства (независимость, неприкосновенность судьи, равенство прав судей и др.). К статусу примыкают гарантии, обеспечивающие использование прав и исполнение обязанно­стей судьи. В совокупности статус судьи и его гарантии опреде­ляют правовое положение судьи.

Статус судей всех видов судов (конституционных, общих, ар­битражных и других специализированных) в своей родовой ос­нове в силу единства судебной власти един. Все судьи в Россий­ской Федерации, как установлено в статье 12 Федерального кон­ституционного закона «О судебной системе Российской Федера­ции», обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федераль­ными законами.

Вопрос о сроках полномочий судей конституционных судов решается по-разному:

а) какие-либо ограничения сроков пребы­вания в должности судьи законом не предусматриваются;

б) ус­танавливается лишь срок пребывания в должности судьи;

в) за­крепляется лишь предельный возраст, по достижении которого полномочия судьи прекращаются;

г) предусматривается как срок пребывания в должности судьи, так и предельный возраст пре­бывания в должности суды.

Судья конституционного суда считается вступившим в долж­ность, как правило, с момента принесения им присяги.

Обычно в конституции или законе указывается срок пребы­вания в должности судьи (от трех до 12 и более лет). В Германии судья Федерального Конституционного Суда назначается на должность на 12 лет, в Грузии — на 10 лет, в Италии, Испании, Франции, Украине — на девять лет, в Словакии — на семь лет, в Монголии — на шесть лет, в Югославии — на пять лет.

Предельный возраст пребывания в должности судьи консти­туционного суда в Армении и Австрии — 70 лет, в ФРГ — 68 лет, в Турции — 65 лет, в Молдове установлен предельный возраст для назначения на должность судьи — 65 лет.

Сроки полномочий конституционных судей, как правило, пре­вышают сроки полномочий глав государств, депутатов парламента, что обеспечивает известный «консерватизм» в действиях судебной власти, стабильность конституционного строя. Установление сроков полномочий судей, предельного возраста пребывания в должности позволяет обновлять состав конституционного суда, делать его под­вижным, что, как показывает практика, оправдывает себя. Сам же конституционный суд действует постоянно, без ограничения срока.

Судьи конституционного суданесменяемы. Это означает, что полномочия конституционного судьи в пределах срока его пол­номочий могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленным конституцией и законом.

Срок полномочий судьи Конституционного Суда РФ.Согласно статье 12 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» су­дья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации — семьдесят лет. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи. На Председателя Конституционного Суда Российской Федерации установленный настоящей статьей, а также другими федеральными конституционными законами и федеральными законами предельный возраст пребывания в должности судьи не распространяется.

Статья 14 ФКЗ закрепляет принцип несменяемости судей Конституционного Суда Российской Федерации. Судья Конституционного Суда Российской Федерации несменяем. Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным Федеральным конституционным законом.

Занятия и действия, не совместимые с должностью судьи Кон­ституционного Суда Российской Федерации.В Российской Федера­ции в соответствии с требованиями статьи 11 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» судья Конституционного Суда не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за со­бой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной опла­чиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности), занятие которой не должно пре­пятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда Российской Федерации и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда Российской Федерации.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации, до принятия решения по этому вопросу.

Ничто в настоящей статье не может рассматриваться как ограничение права судьи Конституционного Суда Российской Федерации свободно выражать свою волю гражданина и избирателя путем голосования на выборах и референдуме.

Судья конституционного суда:

— участвует во всех заседаниях конституционного суда с пра­вом решающего голоса;

— имеет право требовать созыва конституционного суда, предлагать вопросы на его рассмотрение, выражать свое мнение по обсуждаемым вопросам;

— обладает другими правами, предусмотренными конститу­цией и законами.

Статья 16 ФКЗ «О Кон­ституционном Суде Российской Федерации» устанавливает принцип равенства прав конституционных судей: судьи Консти­туционного Суда Российской Федерации пользуются равными правами. Судья Конституционного Суда Российской Федерации имеет право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации.

Судья Конституционного суда несет ряд обязанностей. Ос­новные из них перечислены в тексте присяги:

— добросовестно, беспристрастно исполнять доверенные ему полномочия по разрешению дел;

— участвовать во всех заседаниях конституционного суда, в голосованиях при рассмотрении дел;

— не давать консультации заинтересованным государствен­ным органам, должностным лицам и гражданам до принятия решения по вопросам, находящимся в компетенции конститу­ционного суда;

— не высказывать публично свою позицию по вопросам, ко­торые изучаются или приняты к рассмотрению конституцион­ным судом, до принятия решения по этим вопросам.

Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи КС Гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юр.

профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда Предложения о кандидатах на должности судей КС могут вноситься Президенту РФ членами СФ и депутатами ГД, а также законодательными (представ.) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, научными и учебными заведениями. СФ рассматривает вопрос о назначении на должность судьи КС в срок не позднее 14 дней с момента получения представления Президента Российской Федерации. Каждый судья КС назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации. В случае выбытия судьи из состава КС представление о назначении др. лица на вакантное место судьи вносится Президентом в СФ не позднее месяца со дня открытия вакансии. Судья КС, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности до назначения на должность нового судьи или до принятия решения по делу с его участием. Занятия и действия, не совместимые с должностью судьи Конституционного Суда Судья КС не м.б. членом СФ, депутатом ГД, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Судья КС не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей. Судья КС не может принадлежать к ПП и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений. Судья КС не вправе, выступая в печати, иных СМИ и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в КС. Срок полномочий судьи Конституционного Суда 15 лет отменили, макс. Возраст 7 лет (кроме председателя). Гарантии независимости судьи Конституционного Суда Независимость судьи КС обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными законом порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности. Материальные гарантии: оплата его труда, предоставление ежегодного отпуска, социальное обеспечение, жилье, обязательное государственное страхование жизни и здоровья судьи, а также принадлежащей ему и членам его семьи собственности. Судьи Конституционного Суда несменяемы. Судья Конституционного Суда неприкосновенен. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия КС, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру. Судья Конституционного Суда не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе и по истечении срока его полномочий, за мнение, выраженное им в заседании Конституционного Суда, а также за принятое Конституционным Судом решение. Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда в случаях, если: 1) было дано согласие КС на арест судьи или привлечение его к уг. ответственности; 2) судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности. Приостановление полномочий судьи КС осуществляется по решению КС, принимаемому не позднее месяца со дня выявления основания к их приостановлению. Приостановление полномочий судьи КС не влечет за собой приостановления выплаты этому судье заработной платы и не лишает его гарантий, установленных законом. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда ввиду: 1) нарушения порядка его назначения на должность судьи КС; 2) истечения срока полномочий судьи; 3) личного письменного заявления судьи об отставке до истечения срока его полномочий; 4) утраты судьей гражданства Российской Федерации; 5) вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в силу; 6) совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи; 7) продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью; 8) смерти судьи. Прекращение полномочий судьи осуществляется по решению КС, которое направляется Президенту РФ, в СФ и является официальным уведомлением об открытии вакансии. Отставка судьи Конституционного Суда Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным законом. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 15 лет, независимо от возраста выплачивается по его выбору пенсия или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере 80% денежного вознаграждения работающего судьи КС. 1.

Особенности правового статуса судей Конституционного Суда Российской Федерации

Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Председатель Конституционного Суда и заместитель Председателя назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда РФ.

Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении па должность судьи Конституционного Суда РФ в срок не позднее 14 дней с момента получения представления Президента РФ.

Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда РФ представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом РФ в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии.

Председатель Совета Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда РФ.

Судья Конституционного Суда РФ приносит присягу следующего содержания: «Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более».

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ – 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи.

На Председателя Конституционного Суда не распространяются требования федеральных конституционных законов и федеральных законов о предельном возрасте пребывания в должности судьи.

Независимость судьи Конституционного Суда РФ обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными Законом о Конституционном Суде порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.

Судья Конституционного Суда несменяем. Его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным в законе.

Полномочия судьи Конституционного Суда могут быть приостановлены в случаях:

  • 1) если в отношении судьи возбуждено уголовное дело либо он привлечен в качестве обвиняемого по другому делу;
  • 2) судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности.

Прекращение полномочий судьи возможно:

  • 1) ввиду нарушения порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ, установленного Конституцией РФ и Законом о Конституционном Суде;
  • 2) достижения судьей предельного возраста пребывания в должности судьи;
  • 3) личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи;
  • 4) утраты судьей гражданства Российской Федерации;
  • 5) вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу;
  • 6) совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;
  • 7) продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда РФ, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью;
  • 8) неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда РФ или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин;
  • 9) признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
  • 10) признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
  • 11) объявления судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу;
  • 12) смерти судьи.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть прекращены также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи.

Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда РФ осуществляется по решению Конституционного Суда РФ, которое направляется Президенту РФ, в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии.

Судья Конституционного Суда неприкосновенен. Он не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе после прекращения его полномочий, за мнение, выраженное им при рассмотрении дела в Конституционном Суде РФ, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность данного судьи в преступном злоупотреблении своими полномочиями.

За совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм Закона о Конституционном Суде, Закона о статусе судей, а также положений Кодекса судейской этики) на судью Конституционного Суда РФ по решению Конституционного Суда РФ может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или прекращения полномочий судьи.

Решение по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи Конституционного Суда РФ принимает судебная коллегия в составе трех судей Верховного Суда РФ по представлению Генерального прокурора РФ (п. 4 ст. 16 Закона о статусе судей).

Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи Конституционного Суда РФ либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому делу принимает Председатель Следственного комитета РФ с согласия Конституционного Суда РФ (п. 3 ст. 16 Закона о статусе судей).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *