Судебные приставы история создания

Судебный пристав

У этого термина существуют и другие значения, см. Пристав (значения).

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (Российская Федерация), возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Суде́бный при́став (судебный исполнитель) — должностное лицо, осуществляющее принудительное исполнение судебных решений и постановлений.

В США обеспечение деятельности федеральных судов осуществляет Служба маршалов США, а окружных и местных (городских) судов осуществляет Департамент Шерифа округа.

В России судебные приставы — должностные лица — государственные гражданские служащие Российской Федерации, на которых Федеральным законом «О судебных приставах» возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов, по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также по осуществлению правоприменительных функций и функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

История судебных приставов России

Первое упоминание о судебных приставах датировано в документах времен Новгородской феодальной республики (1136—1478 г.).

В Новгороде и Пскове судебные приставы призывались на должность князем или городским вече и обладали довольно широкими полномочиями: «а почнет хорониться от приставов, ино его казнить всим Великим Новым Новгородом», говорится в Новгородской Судной грамоте.

В Московском государстве приставы, как лица судебного ведомства, упоминаются в Суднике (Судебниках) 1497—1550 г., в частности, в вошедшем в него тексте «Указе о уезду». Тогда исполнением занимались отроки, мечники, приставы, подвойских судных грамот и Княжеского суда (княжеские слуги). Как олицетворение эффективно действующей государственной власти пристав был фигурой высокого по уровню статуса, влиятельной и популярной.

Соборным уложением 1649 года приставу были предоставлены широкие полномочия. Он — должностное лицо приказа: доставляет повестки о вызове в суд, осуществляет привод ответчика, участвует в выемке вещественных доказательств у обвиняемых, сторожит преступников, с которых взыскивались убытки, причиненные противоправным поведением. В случае бегства грабителя имущественная ответственность возлагалась на пристава, не обеспечившего охрану задержанного.

Полномочия пристава были расширены на случай сопротивления должника: если должник «ухоронится» от него у себя в деревне или «учинится силен», приставу предоставлялось право «взять у воеводы стрельцов, пушкарей и защитников, сколько человек пригоже для ареста ослушника».

За ненадлежащее исполнение обязанностей пристав подлежал дисциплинарной (отстранение от должности, увольнение со службы), уголовной (битье батогами и кнутом) и материальной (возмещение вреда) ответственности.

В XVIII веке должность и функции судебного пристава были упразднены и перешли в ведение полиции. Однако сотрудники этого ведомства не были материально заинтересованы в обеспечении явки в суд приглашенных лиц. Исполнение приговоров суда порой затягивалось на годы. Решение к возврату института судебных приставов было принято в ходе подготовки судебной реформы. 20 ноября 1864 года император Александр II утвердил ряд документов: «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей», «Устав уголовного производства», «Устав гражданского производства». В обязанности судебного пристава в этот период входили сопровождение присяжного заседателя при выходе из зала суда, допуск публики на судебное заседание по билетам, количество которых определялось председателем суда (выдавались они также судебным приставом).

Перед открытием судебного заседания судебный пристав докладывал председательствующему о готовности, объявлял присутствующим о входе судьи и присяжных в зал судебного заседания. Судебный пристав предлагал всем встать и неотлучно присутствовал в зале в течение всего судебного разбирательства, наблюдая за порядком и тишиной в зале суда, а по письменному приказу — заключал под стражу лиц, нарушающих порядок.

В соответствии с «Учреждением судебных установлений» судебными приставами не могли быть лица, «не достигшие двадцати одного года, иностранцы, лица, подвергшиеся, судебным приговорам, лишению или ограничению прав состояния, состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собой лишение прав состояния, исключенные из службы по суду». Судебные приставы приступали к исполнению своих обязанностей только после удостоверения их в «благонадежной нравственности» и способностях кандидата к государственной службе. В связи с особой значимостью этой должности кандидат в судебные приставы приводился к присяге духовным лицом в большом зале судебного собрания либо Сената, в присутствии членов суда или Сената. Поступившим на службу приставам выдавалось Свидетельство о вступлении его в должность с указанием местности, назначенной ему для жительства. Кроме этого выдавались особый знак и особая печать.

Судебные приставы, наделенные особыми правами, имели некоторые преимущества перед чиновниками других ведомств. За сопротивление при исполнении судебных постановлений, других распоряжений властей, а также иных законных действий судебных приставов виновные лица наказывались лишением всех прав состояния и ссылкой на каторжные работы на срок от 4 до 6 лет, ссылкой в Сибирь на поселение, отдачей в арестантские роты и т. п.

По Уставу о гражданской службе судебный пристав производился в классный чин, если по месту его работы удостоверялось исправное выполнение им своих обязанностей. Все производство проходило через Министерство юстиции, и получивший классный чин судебный пристав должен был носить форму этого министерства. В 1864—1917 г. судебные приставы носили при парадной и праздничной форме однобортный полукафтан черного с зеленым отливом сукна, застегивающийся на 9 золотых пуговиц с изображением «столпа закона» (сенатского чекана), черные с зеленым отливом брюки и черную двухпольную шляпу с шитьем по классам. Впоследствии при обыкновенной, будничной и парадной форме приставы носили двубортный сюртук, застегивающийся на четыре золотые с ободком пуговицы с изображением сенатского чекана, брюки, белый жилет, треугольную шляпу, шпагу гражданского образца, черный галстук, завязывающийся бантом, белые замшевые перчатки, ордена и знаки отличия по чинам. Головным Убором служила фуражка черного с зеленым отливом сукна и бархатным темно-зеленого цвета. На тулье — кокарда гражданского образца, под которой на околыше находился золоченый знак судебного ведомства. Шпага по образцу, положенному для чиновников, с серебряным темляком и кистью полагалось носить при сюртуке или кителе обязательно во всех случаях, кроме занятий в стенах канцелярии.

В целом законодательство о правовом статусе судебных приставов Российской империи было одним из самых разработанных в Европе второй половины XIX века. Факт жизненной необходимости института судебных приставов был отмечен при обсуждении и одобрении Государственной Думой Закона о преобразовании местного суда в 1912 году.

Институт судебных приставов как система обеспечения судебной власти просуществовал до начала XX века и был упразднен Декретом Совета Народных Комиссаров № 1 от 24 ноября 1917 года одновременно с ликвидацией прежней судебной системы, распустившим все судебные и государственные органы Российской системы.

В советский период функции судебных приставов были возложены на судебных исполнителей, состоящих в штатах судов. На протяжении 80 лет в Российской Федерации функции обеспечения порядка в зале судебного заседания и принудительной доставки в суд участников судебного процесса возлагаются на советскую милицию. И только в четырех бывших союзных республиках (Азербайджане, Армении, Грузии, Литве) уголовно-процессуальное законодательство предусматривало такого участника процесса, как судебный комендант (распорядитель), основной задачей которого было обеспечение порядка в зале судебного заседания.

С распадом СССР ситуация фактически не изменилась. Закон РСФСР «О милиции», принятый 18 апреля 1991 года, к обязанностям милиции общественной безопасности отнес исполнение в пределах своей компетенции определений судов и постановлений судей о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, оказание содействия судебным органам в производстве отдельных процессуальных действий.

Возрождение службы судебных приставов в современной России относится к 1997 году с принятием Федеральных законов № 118-ФЗ от 21.07.1997 г. «О судебных приставах» и № 119-ФЗ от 21.07.1997 г. «Об исполнительном производстве».

Задачи и полномочия судебных приставов в России

Форменная одежда судебного пристава.
На фото слева направо Людмила Митяева (Тула) и Анна Смирнова (Саратов)

В своей работе судебные приставы Российской Федерации руководствуются Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» (с изменениями и дополнениями) и Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изменениями и дополнениями).

В настоящее время судебные приставы являются работниками Федеральной службы судебных приставов России (ФССП России) в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов».

Судебные приставы в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на:

  • судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (судебных приставов по ОУПДС);
  • судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов.

На судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Судебный пристав в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

  • обеспечивает установленный порядок деятельности судов, охрану зданий и помещений судов, а также пропускной режим в зданиях и помещениях судов;
  • осуществляет исполнительное производство по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов;
  • применяет меры принудительного исполнения и иные меры на основании соответствующего исполнительного документа;
  • организует:
    • хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества;
    • розыск должника, его имущества, розыск ребёнка, в том числе во взаимодействии с органами и организациями в соответствии с их компетенцией;
    • участие судебных приставов-исполнителей в исполнении решений комиссий по трудовым спорам;
  • осуществляет дознание по уголовным делам и производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции;
  • формирует и ведёт банки данных, содержащие сведения, необходимые для выполнения задач, возложенных на судебных приставов;
  • осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности.

Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе.

Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для заместителя начальника отдела — заместителя старшего судебного пристава, а также для начальника отдела — старшего судебного пристава — высшее юридическое образование, с 01.12.2014 года для судебного пристава-исполнителя — высшее юридическое или высшее экономическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

С 1 февраля 2008 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ.

С 22 июля 2009 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ (изменения внесены 194-ФЗ).

С 1 января 2012 г. судебные приставы получили возможность доступа к банковским счетам должников.

Нагрудный служебный знак судебного пристава России

25 апреля 2008 года в целях совершенствования деятельности судебных приставов и идентификации их при исполнении служебных обязанностей был учреждён нагрудный служебный знак судебного пристава, являющийся официальным знаком ФССП России и подтверждающий нахождение судебного пристава при исполнении служебных обязанностей (Приказ Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации от 25 апреля 2008 года № 243 «Об учреждении нагрудного служебного знака судебного пристава»). В Приложении № 2 к данному приказу имеется подробное описание нагрудного служебного знака судебного пристава.

Согласно описанию знак представляет собой фигурный щит, изготовленный из латуни, с наложенными на него рифлёными лучами с лентами, круглым медальоном с двуглавым орлом, лентой с серией и номером, а также надписью в две строки «ФССП РОССИИ». На оборотной стороне знака располагаются штамп завода-изготовителя и булавка для крепления знака к одежде. Размеры знака: высота — 80 мм, ширина — 65 мм.

Каждый нагрудный знак является персональным, имеет серию и номер. Так, знаки серии «ОП» предназначены для судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (по ОУПДС), а знаки серии «ИС» — для судебных приставов-исполнителей. Знак должен размещаться на левой стороне груди форменной одежды или гражданского костюма судебного пристава.

Все поступившие и выданные знаки подлежат обязательному учёту кадровыми службами территориальных органов ФССП России в специальных книгах учёта.

Исполнительное производство в Германии. Часть 1.

О судебных приставах в России большинство из нас уже имеет представление. Но вот интересно, а как обстоят дела со взысканием долгов в Европе?
Одному из пользователей портала iPristav.ru (автор проекта — Московская коллегия адвокатов «Правовой Альянс») под ником veteran_sluzhby (перевод с немецкого — veteran_sluzhby) удалось взять online-интервью у представителя немецкой службы принудительного исполнения. В городе, где живет его собеседник, примерно 10.000 жителей, а с общинами, которые прилегают к нему, примерно 18.000 жителей. На город — 2 судебных исполнителя, у каждого собственное Бюро, и у каждого есть его собственный район в пределах судебного участка. Вот что он поведал своему российскому коллеге.
***
В задачи немецких судебных исполнителей (Gerichtsvollzieher) в основном входит: исполнение судебных решений и нотариальных действий, сбор долгов, доставка персональных уведомлений, извещений о взыскании по исполнительным листам и налогам, сбор денежных средств по требованиям и т.д. Что характерно — вызовы в суд ответчика, не включены в функции судебного исполнителя.
В Германии судебный исполнитель правомочен производить обыск жилища должника, если это необходимо в целях исполнения. Он вправе вскрывать запертые двери дома, двери помещений и соответствующие места.
Судебный исполнитель может производить обыск в жилище должника без его согласия, но только на основании постановления судьи. Для выполнения своих функций судебный исполнитель имеет право обратиться к полиции или армии, а также привлекать Службы технической помощи.
Как становятся судебными исполнителями в Германии? — Предпосылкой для того, чтобы стать судебным исполнителем, является наличие среднего образования («средняя зрелость»), т.е. среднюю школу надо закончить успешно. Только тогда можно пройти обучение на «судебного чиновника», которое продолжается 2 года. Если после обучения тест на профпригодность был сдан успешно, то тогда можно пройти следующий период обучения, которое продолжается следующие 3 года. Итого — 5 лет обучения.
Во время обучения работаешь только с наставником, который объясняет ученику законы и как работают судебные исполнители. После обучения – экзамен. Обучение не очень легкое… Необходимо овладеть очень большим количеством знаний по немецкому законодательству. 50% судебных исполнителей в Германии — женщины.
Как у Вас обстоят дела материальным положением?
Часто бывает, что муж – судебный исполнитель, и его жена помогает ему в Бюро, часто и дети тоже. У меня, например, офис в собственном доме и моя жена работает у меня по трудовому договору, с зарплатой, пенсией и страхованием на случай болезни.
Многие судебные исполнители тоже сняли офисы, и только начинающие имеют офис в участковом суде на определенное время, пока подбирают собственный офис. У нас есть отдельные офисы, вместе с тем, мы, в крайнем случае, ночью и в выходные досягаемы для кредиторов и должников. Участковый суд после 17:00 ч. закрыт, и телефон не отвечает.
Профессия судебного исполнителя — это у нас скорее пожизненное положение. Кто является судебным исполнителем и с охотой делает свою работу, больше не уходит из профессии добровольно. Государство не может уволить нас, только если мы изобличены в преступлении (бывает, но очень редко).
Мы зарабатываем очень хорошо, прежде всего, если учесть, какое незначительное (!) у нас образование. Чем дольше мы на службе, тем большее количество денег мы получаем. Дополнительно мы зарабатываем больше, чем больше мы работаем. Также нам подлежат уплате проценты от взысканных сумм.
Наш немецкий коллега – старший судебный исполнитель (Obergerichtsvollzieher). Наш корреспондент спросил у него, что значит «старший»? — Если судебный исполнитель хорошо работал много лет, он назначается старшим судебным исполнителем и получает также большую зарплату. Наименования GV и OGV — это только звание, которое, однако, не значит, что у меня есть надзор за моим коллегой или несколькими коллегами.
Кто он, среднестатистический должник в Германии? — Распределение должников — 80% физических лиц к 20% фирм. Причем складывается такое чувство, что число юридических лиц с финансовыми проблемами только возрастает. При приведении в исполнение судебного решения в отношении юридических лиц не имеется такого количества законов, которые защищают должника, в отличие от должников — физических лиц. Кроме того в отношении юридических лиц сравнительно быстро может быть начата процедура банкротства.
Если суд начал процедуру банкротства, никакое дальнейшее приведение в исполнение более не возможно. В Германии, в этом случае, тоже все регулирует «конкурсный управляющий». Мы действуем только в исключительных случаях, когда, например, управляющему необходимо предоставить доступ к служебным помещениям должника. При этом кредиторы — физические лица также могут ходатайствовать о начале процедуры неплатежеспособности.
Физические лица, которые сильно задолжали и совсем не могут оплачивать свои долги, всё же, могут иметь шанс на нормальную жизнь без долгов. Они должны в течение 6-ти лет сообщать управляющему о каждой смене местожительства, о каждом изменении работодателя и отдавать подлежащую конфискации часть зарплаты своему конкурсному управляющему. Таким образом, должникам снова стоит работать, так как у них есть цель и не все безнадежно.
Мы почти не имеем ничего общего с налогами. У финансового управления есть собственные исполнители, которые посещают должников по налогам. При этом исполнители финансового управления не могут арестовывать имущество, это для них делаем мы.
Если судебный исполнитель больше не может найти должника, он сообщает об этом кредитору. Свою работу судебный исполнитель выполнил. Дольше уже это дело кредитора — узнавать новый адрес и обращаться к судебному исполнителю, на чьей территории находится этот новый адрес должника. Требования граждан против граждан – это не государство против граждан как в «штрафном процессе». У самого государства нет интереса преследовать должника. То, что кредитор вправе требовать от государства, — это только услуги судебного исполнителя. И лишь только в «штрафном процессе» государство всеми средствами (полиция, прокуратура, Интерпол и пр.) преследует «должника». Эта позиция характерна для Европы. Почему государство должно расплачиваться за твою глупость?
Продолжение следует…
© По материалам Форума судебных приставов

История становления российского института судебных приставов Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

УДК 35.07+93

№ 3 (6) / 2015, с. 115-118

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ИНСТИТУТА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

А. П. Лапина

Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск, Российская Федерация

В статье раскрываются этапы развития института судебных приставов с момента возникновения Киевской Руси до современной России, анализируются нормативные документы, регламентирующие порядок исполнения судебных решений в различные периоды становления института судебных приставов.

Ключевые слова: служба судебных приставов, судебная система, законодательство.

HISTORY OF THE RUSSIAN BAILIFFS’ FORMATION

A. Lapina

South Ural State University (National Research University), Cheliabinsk, Russian Federation

bailiffs’ institution development.

Федеральная служба судебных приставов в современном ее состоянии обладает длительным эволюционным периодом. Зарождение института судебных приставов, в современном понимании, произошло при возникновении первого русского государства — Киевской Руси, а известное нам законодательное закрепление их прав и обязанностей нашло свое отражение в «Русской Правде». По ранним литературным источникам на Руси исполнением судебных решений занимались отроки, мечники Русской правды, а также приставы и подвойские судных грамот и княжеского Судебника.

В Судебнике 1497 г. неоднократно упоминаются особые судебные исполнители — «не-дельщики» . В нем были изложены их права и обязанности. Недельщик — должностное лицо, в обязанности которого входили вызов в суд сторон, арест и пытка обвиняемых, передача в суд дел о воровстве, организация судебного поединка и исполнение решения суда. Наименование свое недельщики получили потому, что они исполняли свои обязанности по неделям, чередуя службу с отдыхом. Недельщики могли назначаться судом по просьбе истца для помощи ему в отыскании ответчика и обеспечения его явки в суд.

Keywords: bailiff, the judicial system, legislation.

В целом, в исторической литературе отмечается, что в Судебнике 1497 г. институт приставов продолжает носить еще частный характер. Это проявляется в том, что приставы ездили за ответчиками и на поруки отдавали их сами либо посылали своих племянников или зависимых людей, но отправлять посторонних людей им запрещалось.

В XVI-XVII веках начинает формироваться единая общерусская судебная система, проходит глобальная систематизация нормативных правовых документов. Именно в этот период правовой статус судебных приставов получает конкретизацию, законодательно закрепляются его функции. В первую очередь это произошло благодаря принятию Соборного уложения 1649 года, в котором Х-XV главы включали в себя статьи, посвященные судоустройству и судопроизводству.

В соответствии с вышеуказанным памятником права приставом признавалось должностное лицо приказа с различными полномочиями судебного и административного характера. А именно: он доставлял повестки о вызове в суд, осуществлял розыск и привод ответчика, участвовал в выемке вещественных доказательств у обвиняемых, сторожил преступников, с которых взыскивались

А. П. ЛАПИНА

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА • № 3 (6) / 2015

убытки, причиненные противоправным поведением, в случае же их бегства нес дисциплинарную, уголовную и материальную ответственность, исполнял решение суда, урегулировал конфликты военных с гражданским населением.

Судебники 1497 и 1550 гг., а также Уложение 1649 г. начинают разделять три способа исполнения судебных решений:

взыскание с имущества должника;

правёж;

отдача головою.

Последний способ применялся только в тех случаях, когда в течение одного месяца правеж не давал желаемых результатов, а должник не имел ни имущества, ни поручителей по оплате долга.

Новый этап в развитии системы исполнения решения судов связан, в первую очередь, с петровскими преобразованиями, развитием государственной власти в рамках общеевропейской традиции и первой попыткой отделить судебные органы от государственной администрации. Так, Указом от 24 мая 1700 г. «О посылке солдат дворцового караула для сыска и представления в Судный приказ ответчиков и для взыскания с них пошлинных денег и истцовых исков» прекращено направление подьячих и приставов из Судного приказа. Для данных целей Преображенскому приказу отдавалось распоряжение направлять солдат по мере надобности.

Таким образом, постепенно служебные функции судебных приставов переходят к другим категориям государственных служащих, в том числе к военнослужащим. Соответственно в конце XVII — начале XVIII веков судебные приставы перестают существовать как вспомогательный институт судебной и административной власти в России. Их полномочия передаются мелким судебным чинам, полицейским и другим государственным служащим.

В ходе государственной реформы 1864 г. был фактически закреплен институт судебных приставов, существовавший к тому времени уже во многих европейских странах. В связи с этим были приняты новые нормативные акты: Учреждения судебных установлений; Устав гражданского судопроизводства; Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей; Правила об устройстве судебной части и производстве судебных дел в местностях, в которых введено положение о земских участковых начальниках. В основу разграничения компетенции были положены признаки родовой подсудности: созданы должности судебных приставов окружных судов и судебных палат, а также приставы, исполнявшие

решения мировых установлений; решения коммерческих судов исполнялись присяжными приставами и общей полицией.

В результате судебной реформы 1864 г., основываясь на Уставе гражданского судопроизводства, были пересмотрены старые способы исполнения решений. К мерам принудительного исполнения стали относить: передачу имущества натурой лицу, которому оно было присуждено;

производство за счет ответчика тех действий или работ, которые должны быть совершены в назначенный судом срок;

обращение взыскания на имущество должника (движимое и недвижимое).

В рамках осуществления своей деятельности судебные приставы всецело находились под контролем суда, при котором они состояли. Судебный пристав докладывал председателю суда об избранном взыскателем способе исполнения. Кроме того, судебный пристав обязан был вести особый журнал, куда он записывал все свои действия по исполнению решений (ст. 950 Устава гражданского судопроизводства).

Советскому этапу развития законодательства была присуща известная специфика, являющаяся частью социально-политического курса страны в целом.

Принятый 7 июля 1923 г. первый Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, вступивший в силу с 1 сентября того же года, содержал специальный раздел 5, где находились нормы, регулирующие исполнение судебных решений, которое было предоставлено сторонам. И только в случае отказа от добровольного исполнения взыскатель мог просить суд, вынесший решение, о принудительном исполнении последнего и о выдаче исполнительного листа. Основной целью стало быстрое, удобное и дешевое исполнение требований кредитора при сохранении должника как хозяйственной и рабочей силы.

После Октябрьской революции функции судебного исполнения выполняли судебные исполнители, состоявшие при судах. Стоит заметить, что такое положение дел сохранялось вплоть до реформы 1997 года. Полиция, приставы как органы исполнения прекратили свое существование, а судебные исполнители назначались на должность и увольнялись распоряжением председателя губернского или окружного суда.

Кроме судебных исполнителей особым циркуляром Народного комиссариата юстиции и Народного комиссариата внутренних дел от 12 февраля 1925 г. №48/75 допускалось исполнение судебных решений органами

А. П. ЛАПИНА

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

милиции и волостных исполкомов (как правило, начальниками рабоче-крестьянской милиции районов или председателями воли-сполкомов), которые действовали по тем же правилам, что и судебные исполнители.

После принятия Конституции СССР 1936 г. многие отрасли российского права подверглись реформированию, целью которого было показать успехи социалистического государства и победу социализма в нашей стране. Нормативным актом, являвшимся основой для развития судебных приставов конца 30-х годов XX века, была Инструкция о порядке исполнения судебных решений, утвержденная Народным комиссариатом юстиции СССР 28 сентября 1939 г. Инструкция подробно регламентировала порядок применения различных мер принудительного исполнения решений, делопроизводство и отчетность судебных исполнителей, обжалование их действий и призвана была способствовать реальному осуществлению прав участвующих в деле лиц, установленных и подтвержденных судебными решениями.

Между тем данная Инструкция, равно как и многие другие нормативные правовые акты по исполнению, не смогла в полной мере достичь своей цели, так как менее чем через два года после ее издания в связи с началом Великой Отечественной войны постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 30 августа 1941 г. судам было указано на необходимость приостановления исполнения вступивших в законную силу судебных решений по гражданским делам, ответчиками по которым являлись лица, состоящие в действующих частях Красной Армии и Военно-Морского Флота, за исключением дел о взыскании алиментов. Фактически указанные нормы остановили производство по большей части исполнительных документов, так как основная часть мужского населения и значительная часть женщин находились на фронте.

В Гражданском процессуальном кодексе РСФСР 1964 года, полномочиям судебных приставов был посвящен V раздел (главы 38-42), а также приложения № 1 и № 2. Многие из норм раздела V «Исполнительное производство» ГПК РСФСР 1964 г. регулировали правоотношения вплоть до 1 февраля 2003 г. К числу признаков относились: государственный характер; приоритетная защита государственной, общественной и кооперативной собственности; отсутствие механизма защиты прав и свобод человека.

В течение длительного времени действовала Инструкция об исполнительном произ-

водстве, утвержденная приказом Министерства юстиции СССР от 15 ноября 1985 г. № 22.

В современной России служба была создана как государственная структура в системе Министерства юстиции Российской Федерации в 1997 году. Ее создание было продиктовано временем. К этому периоду в Российской Федерации окончательно сложились три ветви государственной власти — законодательная, исполнительная и судебная. Судебная власть обособилась в самостоятельную ветвь власти. Происходило обособление судебной власти от исполнения несвойственных ей функций. Судейское сообщество считало, что исполнение судебных решений на тот период времени ближе все-таки к власти исполнительной. Идея создания мощной государственной структуры, нацеленной на реальное исполнение решений судов, возникла с появлением различных форм собственности и расцветом предпринимательства.

В 1997 году были определены непосредственные задачи службы, сформулированные в двух федеральных законах, принятых 21 июля 1997 года «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». Были решены основные вопросы исполнительного производства: во-первых, создана самостоятельная служба принудительного исполнения исполнительных документов; во-вторых, законодательство обеспечило равенство защиты всех форм собственности и в сфере исполнительного производства; в-третьих, созданы нормативные предпосылки улучшения кадрового состава судебных приставов-исполнителей и подъема их профессионального уровня, посредством принятых законов усилена ответственность неисправных должников за невыполнение судебных актов и актов других органов, а также граждан и работников организаций за неисполнение законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве, наряду с этим обеспечен контроль за действиями судебного пристава-исполнителя.

Указанные законопроекты, реформирующие принудительное исполнение и решающие задачи обеспечения установленного порядка деятельности судов, были разработаны Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации. На объединенном Пленуме этих высших судов 28 февраля 1995 г. было принято постановление о внесении законопроектов в Государственную Думу Российской Федерации. 12 мая 1995 г.

А. П. ЛАПИНА

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА • № 3 (6) / 2015

они были внесены в Государственную Думу. В июле 1995 г. эти законопроекты приняты Думой в первом чтении, 16 апреля 1997 г. (после значительной доработки) — во втором чтении, 4 июня 1997 г. — в третьем. 3 июля 1997 г. они были одобрены Советом Федерации, а 21 июля 1997 г. подписаны Президентом Российской Федерации. Как известно, оба закона вступили в силу 6 ноября 1997 г.

Ключевым моментом в преобразованном нормативно-правовом регулировании того периода стало создание самостоятельной службы судебных приставов как органа принудительного исполнения судебных актов и актов других органов. Указанная служба первоначально была организована в рамках Министерства юстиции Российской Федерации и возглавлялась заместителем министра юстиции Российской Федерации — главным судебным приставом Российской Федерации. В 2004 году в результате проводившейся административной реформы она была преобразована в Федеральную службу судебных приставов.

На судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению охраны и защиты судей, участников процесса, свидетелей и граждан, находящихся в здании суда, от преступных посягательств, а также выполнение иных мер.

Впервые в законодательстве последовательно был реализован принцип равенства защиты всех форм собственности.

Судебный пристав-исполнитель получил более широкие возможности по исполнению своих обязанностей за счет наделения его правом налагать штрафы, а также вносить представления о привлечении к административной или уголовной ответственности.

В 2009 году Федеральной службой судебных приставов были приняты меры по совершенствованию законодательства, регламентирующего служебную деятельность судебных приставов. В частности, приняты федераль-

ные законы от 19 июля 2009 г. №194-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах», расширивший полномочия судебных приставов, от 27 сентября 2009 г. №225-ФЗ «О внесении изменений в статью 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», установивший минимальный размер исполнительского сбора, и от 28 июня 2009 г. № 124-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», наделившие судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов полномочием по составлению протоколов об административном правонарушении, предусмотрены статьей 13.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В настоящее время ФССП России заняла определенное место в системе правоохранительных органов, выполняя функции принудительного обращения взыскания на задолженности организаций и физических лиц, а также другие функции. Можно констатировать, что территориальные подразделения судебных приставов стали сейчас необходимым атрибутом государственной власти в городах и регионах наряду с судами, прокуратурой, органами внутренних дел, налоговыми органами.

Служба судебных приставов в современных условиях играет положительную роль в укреплении законодательства и выработке в обществе истинного ценностного отношения к праву как к социальному институту, без которого нельзя решать стратегические задачи повышения эффективности правового воздействия на общественные отношения. Она контролирует исполнение судебных актов и актов других органов, предусмотренных ФЗ «Об исполнительном производстве», а также следит за поддержанием установленного порядка деятельности судов.

Примечания

1. Юшков С. В. Русская Правда. Происхождение, источники, ее значение. — М. : Госюриздат, 1950. ЛАПИНА Анна Павловна,

юрисконсульт, ОАО «АКСИ»; магистрант факультета Подготовки сотрудников правоохранительных органов, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *