Судебная власть и правосудие

Понятие и признаки правосудия

Судебная власть и правосудие — понятия родственные, близкие по содержанию, но не тождественные. Судебная власть призвана осуществлять правосудие. Правосудие — вид правоохранительной деятельности по рассмотрению и разрешению судами уголовных и гражданских дел в строгом соответствии с законом и установленной им процедурой.

Признаки правосудия:

— принятие окончательных решений по важнейшим вопросам, касающихся прав и свобод человека, интересов общества и государства (признание виновным или невиновным, удовлетворение или отказ в удовлетворении исковых требований);

— общеобязательная сила судебных решений. Вступившее в законную силу решение суда (приговор, постановление) обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных лиц, юридических и физических лиц на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного решения влечет применение определенных мер государственного принуждения (вплоть до лишения свободы);

— правосудие осуществляется только судом (судьей);

— правосудие осуществляется в строгом соответствии с установленной законом процедурой рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел. Закон (Гражданско-процессуальный кодекс РФ «СЗ РФ», 18.11.2002, N 46, ст. 4532,, Уголовно-процессуальный кодекс РФ «СЗ РФ», 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921., Арбитражно-процессуальный кодекс РФ «СЗ РФ», 29.07.2002, N 30, ст. 3012.) определяет все важнейшие вопросы порядка осуществления правосудия: законный состав суда; лиц, принимающих участие в судебном заседании, их права и обязанности; стадии судебного разбирательства и т. п.

Принципы правосудия

Правосудие в Российской Федерации строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового государства и закрепленных в Конституции Российской Федерации (гл. 7) и в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 года “О судебной системе Российской Федерации”.

Характеристика отдельных принципов правосудия:

1) Принцип законности — это принятие только нормативно-правовых актов, соответствующих нормативно-правовым актам с большей юридической силой и с соблюдением процедуры, установленной для их принятия, а также неукоснительное и добросовестное исполнение и соблюдение Конституции РФ, законов и иных нормативных актов всеми государственными органами, юридическими и физическими лицами, и т. п.

2) Принцип соблюдения прав и свобод личности при осуществлении правосудия. Правовые гарантии обеспечения прав человека включают в себя: право на жизнь и исключительный характер смертной казни; при осуществлении правосудия запрещаются любые действия, причиняющие вред жизни или здоровью человека или унижающие его достоинство (пытки, истязания и пр.); специальный порядок производства действий, нарушающих неприкосновенность частной жизни человека (выемка почтовой корреспонденции, прослушивание телефона и т.п.); Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. Юрист, М., 2008. С.248. неприкосновенность жилища и особый порядок производства обыска; установление ответственности виновных лиц за нарушение прав и свобод человека и гражданина.

3) Принцип осуществления правосудия только судом. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом “О судебной системе Российской Федерации “. В Российской Федерации не допускается создание иных (в том числе чрезвычайных) судов.

4) Принцип независимости судей. Судьи, присяжные и арбитражные

заседатели независимы и принимают решения, руководствуясь лишь законом и своим правосознанием, без какого-либо влияния на них со стороны кого бы то ни было (включая органы законодательной, исполнительной властей, а также вышестоящих судов). Гарантии независимости судей обеспечиваются: неприкосновенностью судей; созданием органов судейского сообщества; материальным и социальным обеспечением судей; правом судей на отставку; жесткой регламентацией процедуры осуществления правосудия и т.д.

5) Принцип законности, компетентности и беспристрастия суда. Данный принцип призван способствовать правильному и справедливому разрешению гражданских и уголовных дел. Компетентность суда обеспечивается путем установления жесткого порядка наделения судей, присяжных и арбитражных заседателей и полномочия, в том числе определения требований, которым должны соответствовать кандидаты на указанные должности. Обеспечение рассмотрения дела надлежащим составом суда.

6) Равенство всех перед законом и судом. Равенство всех перед законом означает одинаковое применение норм закона ко всем лицам: наделение их одинаковыми правами, возложение одинаковых обязанностей и единообразное возложение ответственности. Равенство перед судом предполагает равное наделение всех лиц, предстающих перед судом в одинаковом статусе (истец, ответчик, подсудимый, свидетель). Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. Юрист, М., 2008. С.275.

7) Принцип состязательности и равноправия сторон предполагает наделение сторон равными правами и возможностями по отстаиванию своих прав и законных интересов при осуществлении правосудия. По мнению Б.Н. Пантелеева, «вершиной развития судопроизводства считается «состязательный процесс», который характеризуется, как минимум, следующими признаками: происходит полное замещение формально абсолютно равных сторон специально подготовленными профессионалами». Пантелеев Б.Н. Судебная система и общественность: стратегии сотрудничества. — М.,2008. С.9.

8) Право граждан на судебную защиту гарантирует судебную защиту прав и свобод личности от действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных организаций, которые могут быть обжалованы в суд.

9) Презумпция невиновности. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а следователь, суд не вправе возлагать на него обязанности по доказыванию. Недоказанная виновность равняется доказанной невиновности.

10) Принцип открытого разбирательства дел. Разбирательство дел во всех судах открытое. Это означает предоставление гражданам, не участвующим в рассмотрении дела, права присутствовать на судебном заседании, что повышает ответственность всех его участников и в первую очередь суда.

11) Принцип языка судопроизводства. Судопроизводство во всех судах ведется на русском языке, кроме федеральных судов общей юрисдикции, где судопроизводство может вестись на родном языке (также может предоставляться бесплатный переводчик).

12) Привлечение граждан к осуществлению правосудия. Граждане привлекаются к правосудию как присяжные заседатели, арбитражные заседатели, правовой статус которых закреплен ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ» от 20.08.2004г. «СЗ РФ», 23.08.2004, N 34, ст. 3528. и ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ» от 30.05.2001г.

Суд как орган судебной власти и виды судопроизводства в Российской Федерации.

Суды (судебные органы власти) как государственные органы составляют материальную основу су­дебной власти. Правовое регулирование их организации и деятельности как основных структурных формирований судебной власти осуществляется Кон­ституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной сис­теме Российской Федерации». Этими правовыми актами определяются пред­назначение судов, их компетенция и основные функции, иерархия взаимо­связей, порядок образования и формирования судейского состава, структуры организационного руководства и материально-технического обеспечения.

Закон о судебной сис­теме дает общую характеристику полномочий каждого из судов (ст. 17-28). Именно в этом Законе впервые районный суд определен не только как суд первой инстанции, но и как суд второй инстанции, вышестоящий по отно­шению к мировым судьям (ст. 21)

Суд как орган судебной власти

Неотъемлемое свойство судебной власти, как показано выше, зак­лючается в том, что ее осуществление доверяется только специально учреждаемым государственным органам — судам. Эти государствен­ные органы во многом отличаются от других государственных орга­нов, в том числе выполняющих законодательные и исполнительные функции.

Отличие выражается не только в специфике судебных полномо­чий, но и в построении судов, прежде всего — в порядке формирования судейского корпуса, который в конечном счете вершит то, что называется судебной вла­стью.

Специфика суда как органа судебной власти:

· суды всех видов и уровней формируются с соблюде­нием специально установленной законом процедуры;

· независимость судов при осуществлении основных функций — пра­восудия либо конституционного контроля;

· для деятельности судов установлен особый порядок (про­цедура), основанный на жестком лимитировании всего, что должно происходить в суде при подготовке к рассмотрению и рас­смотрении им подведомственных дел и вопросов.

Процедуры осуществления судебной власти (виды судопроизводства):

· конституционное судопроизводство;

· гражданское судопроизводство;

· арбитражное судопроизводство;

· уголовное судопроизводство;

· административное судопроизводство.

Каждое из этих судопроизводств регламентируется прежде всего изданными на основе Конституции РФ соответственно Законом о Кон­ституционном Суде, ГПК, АПК, УПК и КоАП, а также некоторыми другими законами и иными правовыми актами по смежным вопросам.


Министерство внутренних дел Российской Федерации: задачи, функции, организационно-правовая основа деятельности.

Органы внутренних дел РФ представляют собой систему федеральных органов исполнительной власти, призванных осуществлять в пределах своих полномочий охрану прав и свобод человека и гражданина, реализуя функцию охраны общественного порядка и безопасности на территории РФ.

Основными задачами органов внутренних дел РФ является:

· — обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

· — организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;

· — обеспечение охраны общественного порядка;

· — организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;

· — обеспечение безопасности дорожного движения;

· — организация государственной охраны имущества и организаций;

· — организация и осуществление контроля за частной детективной и охранной деятельности на территории РФ, а также деятельности ведомственной охраны;

Органы внутренних дел РФ при реализации функции охраны общественного правопорядка и безопасности осуществляют правоохранительную деятельность в следующих направлениях.

Борьба с преступностью. Данное направление деятельности органов внутренних дел РФ предусматривает:

· — производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел;

· — организацию и непосредственного осуществления оперативно-розыскной и экспертно-криминалистической деятельности по уголовным делам;

· — обеспечение реализации мер по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, проведению проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;


· — выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование тяжких и особо тяжких преступлений, совершенные организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящие транснациональный или межрегиональный характер, либо преступления, вызывающие большой общественный резонанс;

· — принятие в соответствии с федеральным законом мер, направленных на выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности;

· — обеспечение в соответствии с законодательством РФ государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

правовую основу деятельности органов внутренних дел составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон «О полиции», другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.

Судебная власть, ее независимый и третейский характер. Система судебных органов государства.

  1. II пара ЧМН — зрительный нерв и зрительная система.
  2. II. Тарифная система
  3. III) система статично невизначена.
  4. SCADA-система. ОРС. Организация взаимодействия с контроллерами.
  5. X. Топографическая анатомия и оперативная хирургия органов брюшной полости
  6. А-Ф. ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
  7. А-Ф. ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. ОБМЕН.
  8. А-Ф. РЕПРОДУКТИВНАЯ СИСТЕМА
  9. А-Ф. СИСТЕМА КРОВООБРАЩЕНИЯ
  10. Автоматизированная система наблюдений и контроля окружающей среды

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ — в соответствии с теорией разделения властей самостоятельная и независимая сфера публичной власти (наряду с законодательной и исполнительной). Представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом, а иногда также полномочий по обязательному толкованию норм права (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд США), нормотворческих (создание прецедентов судебных судами в англо-саксонских странах), контрольных полномочий (проверка законности ареста или задержания) и некоторых других (установление фактов, регистрация корпораций в некоторых странах), а также систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Полномочия судебной власти подразделяются на основные (исключительные) — по осуществлению правосудия и вспомогательные.

Суды I инстанции — Городские и районные суды, мировые судьи (последние — суды субъектов РФ, для которых апелляционной инстанцией являются районные (городские) суды), Гарнизонные военные суды , Арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Суды II инстанции — Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации (не является подчиненным КС РФ) , Суды субъектов Российской Федерации (верховные суды республик, краевые, областные суды, суды автономных округов, автономной области, городские суды городов федерального значения), Военные (флотские) окружные суды, Федеральные арбитражные суды округов (кассационная инстанция) (10 судов), Арбитражные апелляционные суды (апелляционная инстанция) (20 судов).

Суды высшей инстанции -Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, (Военная коллегия Верховного суда), Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

78. Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов федерации, их компетенция, взаимосвязь и функции.

Государственный орган — это относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления определенного вида государственной деятельности, наделенное для этого соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства. Органом государства может быть должностное лицо или известным образом организованная группа должностных лиц.

Единоличные или коллегиальные органы, наделенные властными полномочиями, уполномоченные государством осуществлять его задачи и функции и действующие в установленном порядке. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, ФС (СФ и ГД), Правительство РФ, суды РФ. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Порядок формирования О. г. в. устанавливается Конституцией РФ и законодательством РФ. Все О. г. в. представляют часть единой системы. Каждый из них имеет свое функциональное назначение и действует на основе собственной компетенции, в которой находят выражение присущие этому органу властные полномочия, позволяющие ему решать в пределах предоставленных прав определенные вопросы, издавать обязательные для исполнения акты и обеспечивать их исполнение. Властные полномочия всех О. г. в. взаимосвязаны. Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие О. г. в. ФС — парламент РФ — является представительным и законодательным О. г. в. РФ. ФС имеет двухпалатную структуру и состоит из СФ и ГД. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в РФ. Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Органами судебной власти являются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, др. федеральные суды. В совокупности они образуют судебную систему.

В структуру О. г. в. входят О. г. в. субъектов РФ. Система О. г. в. субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и Федеральным законом от 6 окт. 1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации», который устанавливает ответственность О. г. в. субъектов РФ за нарушение Конституции РФ, федерального законодательства. О. г. в. субъектов РФ обеспечивают соответствие принимаемых ими нормативных актов и осуществляемой ими деятельности Конституции РФ и федеральному законодательству. Систему О. г. в. субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, иные О. г. в. субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ, которые вправе создавать субъекты РФ, а также мировые судьи. Полномочия, осуществляемые О. г. в. субъекта РФ по предметам ведения субъектов РФ, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта РФ. Полномочия, осуществляемые О. г. в. субъекта РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями. Полномочия, осуществляемые О. г. в. субъекта РФ по предметам ведения РФ, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями. В РФ органы местного самоуправления не входят в систему О. г. в.

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 67; Нарушение авторских прав

| следующая лекция ==>
Законодательная власть, ее первичный и представительный характер. Законодательные органы в государстве. | Понятие, признаки унитарной формы государственного устройства. Виды унитарных государств.

Вопрос 5. Судебная власть Российской Федерации

Судебная власть в России осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (схема 4).

Схема 4

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.

Судьями Конституционного Суда РФ могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 40 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет.

Председатели Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленным федеральным законом.

Главным органом судебной власти является Высшая квалификационная коллегия судей. До 2002 года она состояла только из судей. С 2002 года она работает в таком составе: 18 судей избранных на Всероссийском съезде судей, 10 представителей общественности, кандидатуры которых утверждает Совет Федерации и 1 представитель президента. В компетенции коллегии – назначение на должность судей и председателей судов, их квалификационная аттестация, наложение дисциплинарных взысканий, санкционирование возбуждения уголовного преследования судей.

создан в 1991 г. в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ.

Конституционный суд состоит из 19 судей. Кандидатом на должность конституционного судьи может быть гражданин не моложе 40 лет с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование, стаж юридической работы не менее 15 лет и обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Судья назначается сроком на 12 лет, по достижении 70 лет в любом случае уходит в отставку.

В конце 2006 г. Государственная Дума приняла закон о переводе Конституционного суда из Москвы в Санкт-Петербург. Работает в Санкт-Петербурге с 2007 г.

В республиках создаются Конституционные суды, в других субъектах федерации – Уставные суды.

Конституционные (уставные) суды не образуют, в отличие от судов общей юрисдикции и арбитражных судов, единой системы, возглавляемой каким-либо судебным органом. Конституционный Суд РФ не является судебной инстанцией в отношении конституционных (уставных) судов субъектов РФ. При этом конституционные (уставные) суды входят в судебную систему России.

К настоящему времени конституционные (уставные) суды созданы не во всех субъектах РФ. Кроме того, в ряде субъектов РФ такие суды были упразднены или существуют только де-юре.

Создание Уставных судов предусмотрено уставами лишь немногих субъектов РФ: Воронежской, Кемеровской, Пермской, Свердловской, Томской, Челябинской областей, Краснодарского, Красноярского краев, города Санкт-Петербурга, причем некоторые уставы допускают лишь саму возможность создания Уставных судов. В Новосибирской области и Алтайском крае предусмотрено создание Уставной судебной палаты.

В 1994 г. создана уставная палата Иркутской области – обладает рекомендательными полномочиями по вопросам соответствия законов области Уставу Иркутской области.

С 2000 г. в Иркутской области действует Уставной суд.

является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции*, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

* Система судов общей юрисдикции представлена следующими звеньями: Верховный Суд Российской Федерации, суды субъектов РФ (верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов), районные (городские) суды, мировые судьи. В систему судов общей юрисдикции дополнительно входит группа военных судов, которая включает в себя: Военная коллегия Верховного Суда РФ, военные (флотские) окружные суды и гарнизонные военные суды.

До ноября 2002 года в России существовало четыре формы судопроизводства: один судья, судья с народными заседателями, коллегия профессиональных судей и суд присяжных. С опубликованием в ноябре 2002 года Гражданского процессуального кодекса ликвидирован институт народных заседателей.

Конституция РФ определила, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Впервые в России суды присяжных появились в 1864 г. в результате судебно-правовой реформы, проводимой Александром II. Он просуществовал до 1918 г.

В июле 1993 г. в России был принят Закон о суде присяжных. Первоначально их ввели в 9 субъектах федерации, но уже с 2003 г. суды присяжных действуют везде, кроме Чеченской республики. В Чечне такой суд создан с 1 января 2010 г.

Суд с участием присяжных может по ходатайству обвиняемого рассматривать дела о преступлениях, отнесенных к подсудности краевых, областных судов.

Суд присяжных состоит из одного или нескольких постоянных судей и 12 присяжных, подобранных или назначенных из представителей населения для данного судебного процесса. Кроме 12 основных присяжных на судебный процесс назначаются не мене 2 запасных (это необходимо потому, что вердикт присяжных законен если его вынесли 12 присяжных).

Присяжные и постоянный судья не образуют единой судебной коллегии, и их функции в процессе различны. Присяжные выносят вердикт о виновности или невиновности обвиняемого в уголовном процессе или решают вопрос факта в гражданском судопроизводстве. На основании решений присяжных постоянный судья выносит приговор или решение.

Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом РФ порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

  • не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

  • имеющие непогашенную или неснятую судимость;

  • признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

  • состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ. Их деятельность регламентируется федеральным законом 1998 года «О мировых судьях в Российской Федерации».

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков.

Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек (в 2006 г. максимальная численность граждан приходящихся на одного судью снижена с 30 тысяч до 23 тысяч). В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

Компетенция мирового судьи:

Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

  • уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы;

  • дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

  • дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;

  • иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

  • дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 50 тысяч рублей, установленные федеральным законом на момент подачи заявления;

  • дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров и т. д.

В августе 2001 г. в Приангарье начали действовать мировые судьи.

в России вводятся федеральным законом 2002 г. «О третейских судах в Российской Федерации».

Различают постоянно действующий третейский суд и третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора.

Третейский судья – физическое лицо, избранное сторонами или назначенное в согласованном сторонами порядке для разрешения спора в третейском суде. Он должен обеспечить беспристрастное разрешение спора, быть прямо или косвенно не заинтересованным в исходе дела, быть независимым от сторон.

Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда.

Третейские суды образуются юридическими лицами.

Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон.

Сторонами третейского разбирательства являются юридические лица.

Стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять решение третейского суда.

в России были созданы в 1910 году. В советской России ювенальные суды отсутствовали, хотя их создания требовала Международная конвенция о правах ребенка, которую Россия ратифицировала в 1990 г., еще будучи в составе СССР.

15 февраля 2002 года Государственная Дума приняла в первом чтении закон о введении на территории России ювенальных судов, но дальше первого чтения закон не прошел.

Первый в Российской Федерации ювенальный суд открылся в апреле 2004 года в г. Таганроге Ростовской области. Сегодня он существует лишь в отдельных субъектах Российской Федерации.

Первый в Иркутской области ювенальный суд начал работать в Ангарске в августе 2006 года. В конце 2011 г. ювенальный суд появился в Братске.

Единой системы ювенальных судов в России пока нет, так как федеральный закон о ювенальных судах так и не принят.

входят в судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Их деятельность регламентируется Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации» принятым в 1999 г.

Военные суды создаются по территориальному принципу дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

    • окружные (флотские) военные суды

    • гарнизонные военные суды.

Военная коллегия входит в состав Верховного Суда Российской Федерации и является вышестоящей судебной инстанцией по отношению ко всем военным судам Российской Федерации.

Военным судам подсудны:

  • гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

  • дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов;

  • дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.

Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (или бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации.

Арбитражные суды в РФ осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией РФ, федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (1995 г.), Арбитражным процессуальным кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Основными задачами арбитражных судов в РФ при рассмотрении подведомственных им споров являются:

  • защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности;

  • содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

  • Высший Арбитражный Суд РФ;

  • федеральные арбитражные суды округов;

  • арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

выполняют следующую за дачу: проверяют решения органов государственной власти или их должностных лиц на соответствие федеральным законам.

22 ноября 2000 г. депутаты ГД в первом чтении приняли предложенный Верховным судом РФ проект ФКЗ «О федеральных административных судах», но дальше дело по каким-то причинам застопорилось. Таким образом, единой системы административного судопроизводства в России на начало 2012 года нет. Однако в Верховном суде от создания и развития административной юстиции не отказываются. Не дожидаясь принятия закона, в Верховном суде уже созданы специальные составы по административным делам, точно такие же специальные судьи появляются и в региональных судах. А в начале 2006 года в Верховном суде разработали Кодекс административного производства. Проект закона строго предписывает судам оказывать помощь частному лицу.

Задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также по использованию судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве возлагаются на судебных приставов.

Судебным приставом может быть гражданин РФ, достигший 20-летнего возраста, имеющий среднее (общее) или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава – высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость.

Судебные приставы в соответствии с характером осуществляемых ими функций проходят профессиональную подготовку и после нее имеют право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств.

Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет:

  • надзор за исполнением законов;

  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

  • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

  • уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

  • координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Срок полномочий Генерального прокурора РФ 5 лет.

Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность сроком на 5 лет Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, определяемыми субъектами РФ.

появился в нашей стране в 2009 году. Суть ее в том, что подсудимому, признавшему свою вину, по его ходатайству может быть вынесен приговор без проведения судебного разбирательства. В этом случае он получает срок, не превышающий две трети от максимального, который предусматривает «его» статья. Однако сделка может «заключаться» только по преступлениям, наказание за которые не превышает 5 лет лишения свободы. Подобная практика распространена в США. В 20-е годы эта процедура существовала и в советском уголовно-процессуальном кодексе.

С 1 января 2011 г. вступил в силу ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»

Настоящий Федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица — медиатора (процедуры медиации), содействия развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений.

процедура медиации — способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения;

медиатор, медиаторы — независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора;

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *