Суд в исламских странах

ТАШКЕНТ, 20 фев – Sputnik. Какой суд предпочитают российские верующие сегодня и что на самом деле происходит на исламских судебных заседаниях, — в материале РИА Новости.

К судье или к мулле

© Sputnik / Борис Давыдов Коммерсанты Амир и Расул из Казани (имена по их просьбе изменены) обратились не в светский суд, а в духовный. Один одолжил другому 300 тысяч рублей и спустя несколько месяцев потребовал их вернуть. Расписка была, но без срока возврата долга. Расул сказал Амиру, что все отдаст позже, потому что собирается в хадж (паломничество в Мекку, которое каждый мусульманин обязан совершить хотя бы раз в жизни), а стоит это недешево.

«Услышав это, я даже испугался. Неужели мое требование вернуть деньги помешает ему совершить хадж — и тем самым я возьму на душу грех!» — признается Амир в беседе с корреспондентом РИА Новости.

В итоге они решили обратиться в шариатский суд, и там им объяснили, кто прав.

«Священное паломничество в Мекку обязательно, только если человек может оставить достаточную сумму на содержание семьи и не имеет долговых обязательств. Пророк Мухаммед нам, мусульманам, намекнул, что нужно в первую очередь отдать долги, пусть даже пропустив хадж», — сказал им казый (судья в исламском праве).

Российские мусульмане достаточно часто решают споры при посредничестве духовного, а не светского судьи. Возникает логичный вопрос: каким статусом обладают в стране шариатские суды и способны ли они заменить государственные учреждения? Особенно с учетом того, что в России, по разным оценкам, проживают от 15 до 25 миллионов мусульман.

© Sputnik / Илья Питалев Празднование Курбан-Байрама в Москве

И вопрос этот нешуточный. О проблеме шариатских судов, которые постепенно все больше «влезают на поле» светского законодательства, горячо спорят в Европе. Две недели назад на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы раскритиковали как страны ЕС (Великобритания, Греция), так и мусульманские государства, участвующие в ПАСЕ (Турция, Албания, Азербайджан), за нежелание решать проблему «двойного судопроизводства». Это способствует конфликтам между общинами и светскими властями.

Кроме того, в Европе многих беспокоят так называемые зеленые зоны — кварталы, живущие исключительно по законам шариата. Туда чужакам опасно даже просто заходить. Такие кварталы есть, например, в городах Швеции и Германии.

«Самосуд не пройдет»

© REUTERS / Thomas Peter Спор о шариатских судах в России подогрел конфликт муфтията Ингушетии с местными депутатами о соглашении, закрепляющем границы этой республики с Чечней. В конце прошлого года в Назрани представители местного духовенства вызвали парламентариев на «исламский суд»: хотели выяснить, кто и почему голосовал за договор о границах.

Впрочем, в Координационном центре мусульман Северного Кавказа, куда входит большинство муфтиятов региона, рвение ингушских имамов не оценили. Муфтиев встревожило, что вопросу о чечено-ингушской границе «искусственно придали религиозный характер».

«Самосуд отдельных групп лиц, семей или кланов не имеет ничего общего с шариатом. Шариатский суд в Ингушетии может иметь компетенцию в рамках действующего законодательства России, посреднически решать миром спорные житейские ситуации. Вопросы регулирования административных границ между субъектами федерации, а также проверка конституционности принимаемых органами власти страны решений в компетенцию такого суда не входят», — заявили муфтии Северного Кавказа.

© Sputnik / Саид Царнаев Митинг за отмену соглашения о границе между Ингушетией и Чечней

Вот только как в таком случае определить, что по шариату, а что по конституции? Ведь порой незнание границ между религиозным и светским законом чревато проблемами. Так было, например, в 2010 году с петербургской религиозной организацией «Аль Фатх», глава которой Джамалиддин Махмутов самовольно — без согласования с местным муфтиятом — учредил шариатский суд для решения, в том числе и светских вопросов. Он действовал из благих побуждений: считал, что это разгрузит светских судей. Прокуратура вынесла ему предупреждение, напомнив, что в стране судебную власть осуществляют только государственные суды и «никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя их функции».

Об этом, как говорят муфтии, должен помнить каждый верующий. «Мы никак не можем залезать в светское законодательство, так как живем в светском многоконфессиональном государстве. И когда люди приходят с разными вопросами, имамы и муфтии дают им именно богословский ответ», — объясняет в беседе с РИА Новости глава Духовного собрания мусульман России муфтий Альбир Крганов.

Втайне от посторонних

«Работа с проблемами людей» — так характеризуют казыи то, чем занимаются. По выходным у кабинета Абдуллы Адыгамова, шариатского судьи города Казани, не протолкнуться. Правда, посторонним о своих бедах верующие распространяться не любят.

«Процентов 90 обращающихся — женщины, обиженные на мужей. Бывают и хозяйственные споры, например, между бизнесменами. Мотивация разная: кто-то в силу религиозных убеждений пытается решить вопрос через казыя. У кого-то не получается урегулировать проблему в светском суде», — рассказывает РИА Новости Адыгамов.

Насколько же суровым сегодня может быть решение официального шариатского судьи в Центральной России и что происходит после его вынесения? Наводняющие массмедиа и интернет сообщения, фото и видео из некоторых мусульманских стран сформировали в массовом сознании шаблон, что шариатский суд — это обязательно про жестокость, отрубание конечностей, побивание палками и камнями.

© Sputnik / Максим Богодвид Женщины на фоне мечети. Архивное фото

Однако так далеко не везде. Исламские суды в России не выносят решений, обязательных для исполнения в государственном порядке. Они, как подчеркивает Адыгамов, имеют право лишь консультировать — поэтому и никаких наказаний не предусмотрено.

«Человек может к нам прислушаться и последовать совету или не прислушаться и пойти в светский суд, или вообще так и не решить проблему», — говорит он.

Заседания шариатского суда проходят за закрытыми дверями. Казый не раскрывает имена обращающихся к нему людей — чаще всего по их же просьбе.
Как правило, одного заседания для рассмотрения конкретной проблемы недостаточно. И судья консультирует верующего столько, сколько необходимо.
«Бывает, мы многие месяцы поддерживаем связь с человеком, чтобы быть в курсе, как идет решение проблемы», — отмечает секретарь совета улемов (мусульманских богословов) Республики Татарстан, проректор Российского исламского университета Рустам Нургалиев.

Закон о шариатском суде

Самая большая проблема, с которой сталкиваются муфтияты, по словам Нургалиева, — низкий уровень религиозного просвещения мусульман. Отсюда, например, стремление некоторых прибегнуть к далекими от норм ислама методам восстановления справедливости.

© Sputnik / Natalia Seliverstova

«Однажды мне показали решение шариатского суда времен Республики Ичкерии (самопровозглашенное государство на территории Чечни, существовавшее в 1990-е годы. — Прим. ред.). Оно меня как теолога, мягко говоря, шокировало — очень некомпетентное и ошибочное. Предполагалось наказание в виде ударов палкой. Хотя оформлено все по правилам, сразу было видно, что принимали его крайне некомпетентные люди», — подчеркивает богослов.

Отсюда и стереотип о том, что шариатские суды — это про унижение женщин. Хотя на деле, по словам собеседников агентства, в России все иначе: те же семейные вопросы решаются весьма гуманно.

«Вот, например, часто так бывает: согласно законам России муж с женой разведены, а по исламским нормам — нет. Как здесь будет рассуждать казый? По государственному законодательству люди имеют право на сожительство, и если они сожительствуют, являясь при этом духовными мужем и женой, то в этом с точки зрения ислама проблемы нет. Но это решают сами люди — задача казыя заключается лишь в том, чтобы объяснить, как их поступки расцениваются по нормам ислама», — рассуждает Нургалиев.

© Sputnik / Константин Чалабов Национальные танцы крымских татар на свадьбе на территории Ханского дворца

Шариатские суды, подчеркивает он, — один из инструментов досудебного урегулирования проблем. Правда, их статус в российском законодательстве не прописан. Хотя такие попытки были.

«Екатерина II ввела очень изящное, на мой взгляд, правило. Магометане — так раньше называли мусульман — могли обратиться как в царский, близкий к христианским канонам, так и в шариатский суд. И вердикты обоих судов признавались», — говорит Нургалиев.

Но в современной России, по его мнению, для придания шариатским судам четкого законодательного статуса нужно накопить достаточный опыт. В настоящее время, отмечает эксперт, такие суды действуют преимущественно в Поволжье и на Северном Кавказе.

Впрочем, в Госдуме думают иначе. «Отдельно прописывать статус шариатских судов не стоит», — говорит РИА Новости замглавы думского Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Дмитрий Вяткин.
«У нас меры по досудебному урегулированию споров — медиации — давным-давно прописаны и предусмотрены законом. <…> На мой взгляд, действующего законодательства достаточно», — заключает депутат.

В начале марта Верховный суд Ирана приговорил подсудимого к необычному по западным меркам наказанию: мужчину ослепят, а также орубят ему нос и одно ухо. Жертва его преступления – молодая девушка по имени Ширин – пострадала аналогичным образом после того, как подсудимый облил ее кислотой. «Право.Ru» рассказывает, как устроена судебная система консервативной мусульманской республики, и объясняет, в каких случаях преступнику может грозить наказание по принципу «око за око».

После исламской революции 1979 года религия в Иране стала основой всех сфер жизни страны, в том числе судопроизводства. Право Ирана представляет собой сложное сплетение романо-германской правовой системы и шариата − мусульманского закона, совокупности правовых, морально-этических и религиозных принципов ислама. Роль ислама в качестве основы правовой системы страны гарантирована Конституцией, принятой в том же 1979 году. В статье 4 Конституции Исламской Республики Иран говорится: «Все гражданские, уголовные, финансовые, экономические, административные, культурные, военные, политические нормы и принципы, а также любые другие законы должны основываться на принципах ислама. Эти принципы главенствуют над всеми нормами Конституции и другими нормативно-правовыми актами». Преступления против бога и государства, которое является оплотом священного закона на земле, считаются самыми тяжкими. Так, в 2013 году 16 человек было казнено по обвинению в преступлении против бога.

Рахбар − руководитель государства, высшая должность в Иране − назначает на пятилетний срок главу судебной системы страны. Занимать эту должность может только муджтахид − исламский богослов, достигший совершенства в знании и толковании Корана. В его обязанности входит надзор за тем, чтобы Верховный суд и остальная судебная система действовали в согласии с религиозным законом, продвижение законопроектов, соответствующих основам шариата, а также назначение должностных лиц. Глава судебной системы, проконсультировавшись с судьями Верховного суда, назначает председателя ВС и генерального прокурора, предлагает рахбару кандидата на пост министра юстиции, а также выбирает 6 из 12 членов Совета стражей Конституции − специального надпарламентского органа власти Ирана, − остальных членов Совета назначает глава государства.

Министерство юстиции отвечает за поддержание связей между тремя ветвями власти и подачу меджлису (парламенту) судебных законопроектов. В подчинении министерства находятся нотариат и судебная экспертиза.

Верховный суд осуществляет контроль над системой нижестоящих судов и следит за единообразием юридической процедуры, он также является последней апелляционной инстанцией. Судьей Верховного суда, так же как генеральным прокурором, может стать только муджтахид.

Нижестоящие инстанции − это общественные суды по гражданским и уголовным делам. Кроме обычных гражданских судов есть суды, сосредотачивающиеся на определенном круге гражданских отношений. Специальные гражданские суды занимаются разрешением семейных споров: о разводе, опекунстве, установлении родства, наследстве.

Суды по уголовным делам делятся на суды первого и второго класса. Первые занимаются более серьезными преступлениями, за которые может быть назначена смертная казнь, высокий штраф, конфискация не менее 2/5 собственности подсудимого или лишение свободы сроком как минимум на 10 лет. Все остальные дела рассматриваются в судах второго класса. В уголовных судах первого класса дела, как правило, рассматривает один судья, а в судах второго класса − председательствующий судья и второй судья, выполняющий функцию консультанта: он снабжает председательствующего письменными комментариями по делу, после чего тот самостоятельно выносит решение. Постановления уголовных судов второго класса могут быть обжалованы в судах первого класса. На решения судов первого класса можно подать апелляцию в Верховный суд.

Существует третий, особый вид судов по уголовным делам − революционные суды. Они призваны бороться с врагами установившегося после революции режима; в их компетенцию входят дела о любых преступлениях против внутренней безопасности, о покушении на политиков, о наркотиках, попытках восстаний и свержения режима, государственной измене и т.п. Раньше решения революционных судов были окончательными, но закон 1988 года дал возможность подавать на них апелляцию в Верховный суд.

Помимо этого есть военные суды, занимающиеся делами, так или иначе связанными с вооруженными силами страны или их представителями. В стране действуют также Особые духовные суды. Они ведают делами, связанными с мусульманским духовенством, но помимо этого отвечают за цензуру и конфискацию трудов, не соответствующих принципам ислама и государственной идеологии. Суды этого типа подчиняются непосредственно Рахбару, что, по сути, выводит их за рамки общей судебной системы.

Судьями могут стать только правоверные мусульмане, хорошо знакомые с тонкостями религии и являющиеся специалистами в мусульманской правовой системе. Женщины не могут занимать пост судьи. Во главе почти всех судов, кроме военного, а также во главе министерства юстиции стоят представители духовенства.

Любой, кто хочет вести юридическую практику в стране, должен получить лицензию у Ассоциации юристов Ирана. Все юристы делятся на два класса: к первому классу причисляются те, кто имеет право выступать в любом суде, в том числе и Верховном, ко второму − юристы, имеющие право выступать в любом суде, кроме Верховного.

Принципы шариата основываются на нескольких источниках. Во-первых, это Коран – священная книга содержит 80 стихов, которые напрямую касаются юридических вопросов жизни мусульманина. Для правоверного эта книга − слово Аллаха, обращенное к Пророку Мухаммеду, поэтому установленные в ней юридические принципы тоже священны. Многие из этих стихов очень коротки и не дают возможности четкой и однозначной интерпретации. Второй важный источник − сунна, учение и пример жизненного пути самого Пророка. К сунне обращаются, если Коран не дает открытой рекомендации как поступать в том или ином случае. Если оба источника не дают четкого ответа, решение может дать третий − Иджма. Этим понятием обозначают консенсус, к которому совещательным путем приходят мусульманские знатоки закона, когда решают, как применить закон в конкретной ситуации. Иджма является подвижным соглашением, которое может меняться с обстоятельствами. Если же оказались бессильны все три средства, юристы вспоминают про Акль − выявление верного решения путем логических построений и аналогии, мудрой интерпретации закона. К этому средству может прибегать только муджтахид.

В сфере гражданских отношений мусульманское право доминирует в семейных спорах, то есть тех делах, которые рассматриваются в специальных гражданских судах. В других сферах довольно сильны основы романо-германской правовой системы. Например, Трудовой кодекс Ирана по большей части похож на трудовые кодексы других развивающихся стран, хотя и он отмечен спецификой исламского общества.

Принципы уголовного наказания по шариату кодифицированы и закреплены в созданном в 1993−1994 годах Уголовном кодексе. Можно выделить четыре таких принципа, применяющихся к разным категориям преступлений:

— «Ходуд (или Хадд)» − наказание, степень которого определяется только по шариату и исключает возможность применения других источников; это наказание устанавливается за самые тяжкие преступления против Аллаха.

В январе 2014-го по обвинению во «вражде против бога» был казнен арабский поэт Хашем Шаабани. Власти обвинили его в связях с сепаратистской террористической организацией, однако активисты из правозащитных организаций утверждают, что обвинение было предъявлено несправедливо. По их мнению, Шаабани поплатился за то, что был членом организации, занимающейся поддержкой и распространением арабской литературы и искусства. Эта организация в 2005 году была запрещена после волны протестов, устроенных арабами.

— «Кесас» − наказание по принципу возмездия («око за око»); оно сопутствует тяжким преступлениям против своего ближнего.

Гражданин Ирана по имени Джамшид в октябре прошлого года по неуточненным причинам облил кислотой лицо молодой девушки. В результате она лишилась зрения и одного уха. По решению Верховного суда преступнику должны выколоть глаза, отрезать нос и правое ухо.

— «Диа» − денежный штраф («деньги за кровь»), выплачиваемый преступником родственникам пострадавшего, сумма штрафа колеблется в зависимости от тяжести причиненного вреда, от увечья до убийства.

В 2006 году иранская девушка по имени Назанин Фатехи за убийство была приговорена к смертной казни через повешение. Согласно показаниям девушки, она заколола ножом мужчину, который пытался изнасиловать ее пятнадцатилетнюю племянницу. Решение о смертной казни было обжаловано. Верховный суд снял с девушки обвинение в убийстве и отменил смертную казнь. Решением суда Фатехи признавалась виновной в превышении разумных мер обороны и приговаривалась к выплате диа родственникам убитого.

— «Таазират» − наказание, мера которого не может быть определена на основе шариата и устанавливается судьей в соответствии с четвертым источником права под названием «акль». Это может быть лишение свободы, штраф или розги.

Судебный процесс основывается в большей степени на следственном процессе по французскому образцу, нежели на принципе состязательности, свойственном британскому судопроизводству. В сложных случаях в принятии решения к судье присоединяются двое судей-ассистентов, а в случаях, где теоретически может быть назначена смертная казнь, число ассистирующих судей увеличивается до четырех. Если в разбирательство вовлечены СМИ, решение может выносить жюри присяжных.

В Иране узаконена смертная казнь. Она может применяться в качестве наказания за убийство, изнасилование, совращение несовершеннолетнего, содомию, торговлю наркотиками, вооруженное ограбление, похищение человека, терроризм и государственную измену. Смертный приговор приводится в исполнение несколькими методами: повешение, расстрел, обезглавливание, сбрасывание с большой высоты. До 2012 года законным методом также являлось побиение камнями. В январе 2009 года таким образом были казнены двое мужчин, обвиненных в супружеской неверности. Иногда казнь производится публично. Высшая мера наказания в некоторых случаях применяется и к несовершеннолетним. 19 июля 2005 года публично повесили Махмуда Асгари (по одним источникам пятнадцати, по другим − шестнадцати лет) и Айаза Мархони (17 или 18 лет), которых обвинили в изнасиловании 13-летнего мальчика, а также распитии спиртных напитков.

Amnesty International регулярно выражает озабоченность ситуацией в Иране, поскольку, например, только за первые две недели 2014 года в стране было приведено в исполнение 40 смертных приговоров. Опасения высказала и ООН, когда выяснилось, что к 21 февраля казней в Иране стало насчитываться 80, а по другим данным, даже 95. По некоторым сведениям, в 2013 году было казнено 500 человек, из них 57 – публично, а другие источники говорят о 625 казнях.

Помимо тревог, связанных со смертной казнью, существуют и другие нарушения демократических принципов, вызывающие неприятия Запада и международных правозащитных организаций. В Иране обычным явлением оказывается дискриминация женщин, сексуальные меньшинства подвергаются преследованию, СМИ и искусство цензурируются, а люди, исповедующие не признанные Конституцией религии, обладают весьма ограниченными юридическими правами.

Согласно статье 13 Конституции Ирана «в качестве религий конфессиональных меньшинств признаются только зороастризм, иудаизм и христианство, представители этих групп имеют право в рамках закона проводить религиозные обряды и церемонии и действовать в соответствии со своими обычаями в том, что касается их личных дел и религиозного образования». Отправлять любой другой культ официально нельзя.

2016

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 14

Вып. 2

ЗАРУБЕЖНОЕ ПРАВО

УДК 34.05 П. А. Гусенова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН

В статье вопросы судоустройства Исламской Республики Иран рассматриваются на основе анализа уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а также Конституции. Затрагиваются фундаментальные принципы, на которых построена судебная власть Ирана, а также принципы организации и деятельности этой ветви власти. Соответствующие функции судебной власти выделены с учетом национальной специфики Исламской республики. Библиогр. 7 назв.

Ключевые слова: судебная власть, уголовный процесс Ирана, независимость, Конституция Ирана, государственная власть.

P. A. Gusenova

GENERAL CHARACTERISTICS OF THE JUDICIAL SYSTEM OF THE ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN

Keywords: the judiciary, criminal procedure of Iran, independence, of the Iranian Constitution, government.

Судебная система Исламской Республики Иран — это система установленных Конституцией специализированных органов государственной власти, осуществляющих правосудие на территории страны.

Судебная власть — это независимая ветвь власти, на которую возложена обязанность по защите личных и общественных прав и осуществление справедливости . В гл. 11 Конституции Ирана — «Судебная власть» — излагается ряд фундаментальных принципов, на которых эта ветвь власти базируется: независимость

Гусенова Патимат Арисланалиевна — юрист, независимый исследователь, Российская Федерация; ya.pati@yandex.ru

Gusenova Patimat A. — Lawer, independent researcher, Russian Federation; ya.pati@yandex.ru

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2016

судей (ст. 156), право на «законного судью» (ст. 163), несменяемость судей (ст. 164), обоснованность и мотивированность решений (ст. 166). Политические преступления и преступления, связанные с прессой, рассматриваются гласно с участием присяжных заседателей (ст. 168). В целом Конституция Ирана закладывает общие принципы судоустройства и судопроизводства .

Главная обязанность судебных органов как самостоятельной ветви власти состоит в том, чтобы защищать права всех людей, а также устанавливать и поощрять справедливость в обществе (ст. 156 Конституции Ирана). Обязанности иранской судебной системы :

1) рассмотрение споров и жалоб, вынесение соответствующих решений. Каждый может обратиться в компетентный суд с иском — это является неотъемлемым правом каждого гражданина Ирана. Все иранцы имеют право на доступ к правосудию, и никому не может быть отказано в их законном праве на доступ к правосудию (ст. 34 Конституции Ирана). Это неотъемлемое право является обязанностью судебных органов, рассматривающих иски и отправляющих правосудие. Суды обязаны рассматривать все виды жалоб и выносить по ним решения (ст. 167 Конституции Ирана);

2) восстановление социальной справедливости, а также отправление правосудия и защита законных прав и свобод. Органы судебной власти обязаны в полной мере воспользоваться своей независимостью для защиты прав людей, а также не допускать нарушения прав и свобод, которые провозглашены в законодательстве страны. Суд также должен защищать эти права и свободы посредством рассмотрения уголовных дел, привлечения к ответственности обвиняемых и наказания тех правонарушителей, которые посягают на права и свободы людей. Многие статьи Конституции Ирана регламентируют различные права и свободы людей и подчеркивают их реализацию;

3) контроль над надлежащим исполнением законов. Поскольку исполнительные органы власти принимают законы для того, чтобы удовлетворить интересы населения, то судебные органы обязаны контролировать надлежащее исполнение этих законов;

4) предупреждение преступлений и исправление преступников. В этой области принимаются профилактические и коррекционные меры для снижения уровня преступности и предотвращения преступлений. Кроме того, любые необходимые усилия, направленные на исправление преступников, их реабилитацию для безопасного возвращения в здоровую жизнь в обществе, являются одной из основных обязанностей иранской судебной власти. Выполнение наилучшим образом этого перечня обязанностей судебной властью может привести к созданию и развитию истинной справедливости в обществе.

Иранская Конституция установила организационную структуру судебной системы страны в следующем порядке .

Верховный судебный совет.

Во главе судебной системы Ирана находится Верховный судебный совет в составе шести членов: Главы судебной власти, председателя Верховного суда, Генерального прокурора и трех судей, избираемых из числа судей самими судьями по всей стране путем тайного голосования на пятилетний срок. При этом председатель Верховного суда и Генеральный прокурор назначаются Главой судебной вла-

сти после консультаций с судьями Верховного суда также сроком на пять лет. Практически Верховный судебный совет находится под непосредственным контролем духовного руководителя (лидера) Исламской республики Иран. Министр юстиции также может присутствовать на заседаниях совета. В функции Верховного судебного совета входит:

— назначение и смена судей;

— рассмотрение обвинений (если таковые выдвигаются) против президента в нарушении им своих законных обязанностей и полномочий;

— подготовка законодательных инициатив по судебным вопросам для представления в Меджлис;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— рассмотрение кассационных жалоб.

Все вопросы, касающиеся назначения, перевода или смещения судей независимо от их уровня, принимаются Главой судебной власти с одобрения членов Верховного судебного совета.

Глава судебной власти.

Судебную систему Ирана возглавляет Глава судебной власти. Согласно Конституции Ирана, Главу судебной власти назначает духовный лидер страны. Глава судебной власти является высшим официальным должностным лицом в судебной иерархии Ирана. Он должен быть справедливым, распорядительным и сведущим в судебных делах муджтахидом. Назначается на должность сроком на пять лет (ст. 157 Конституции Ирана). Он является высшей инстанцией судебной власти.

Глава судебной власти — самое высокопоставленное лицо из числа судебных, административных и руководящих должностных лиц в иранской судебной системе, избранных из числа всех мусульманских юристов (муджтахидов), который хорошо осведомлен в судебных делах, в дополнение к тому он имеет хорошие управленческие навыки. В его обязанности входит (ст. 158 Конституции Ирана):

— создание необходимой структуры, а также соответствующих судебных отделов по улучшению и развитию деятельности судебной системы;

— подготовка законопроекта о судах и представление их на рассмотрение парламента и министра юстиции;

— назначение на работу справедливых и достойных судей, их увольнение, назначение, перевод, возложение на них конкретных обязанностей и проведение аналогичных административных обязанностей.

Глава судебной власти является членом следующих советов Исламской республики Иран:

— Высшего Совета национальной безопасности (ВСНБ);

— Совета по пересмотру Конституции (СПК);

— Согласительного совета (СС);

— Временного совета по руководству страной (ВСРС).

Глава судебной власти имеет право назначать двух своих представителей в Совет по контролю над деятельностью телерадиовещательной организации Ирана, предлагать кандидатуры законоведов-шиитов в состав Совета экспертов.

При этом важно отметить, что в основном законе страны нет конкретного положения об ответственности Главы судебной власти в случае нарушения им своих служебных обязанностей.

Верховный суд.

Верховный суд был создан, чтобы контролировать работу нижестоящих судов, для правильного применения законов и создания единообразной судебной практики во всех судах и выполнения других обязанностей, возложенных на него законом (ст. 161 Конституции Ирана). Верховный суд Ирана осуществляет контроль над системой нижестоящих судов и следит за единообразием юридической практики. Верховный суд является последней апелляционной инстанцией. Судьями Верховного суда могут быть только шиитские муджтахиды (признанные знатоки мусульманского права из числа духовенства, получившие право на самостоятельное формулирование новых правил поведения на основе Корана и Сунны) в соответствии со ст. 161 Конституции Ирана. Верховный суд должен проверять применение законов в делах, по которым уголовные суды вынесли приговоры, предусматривающие смертную казнь или ампутацию либо побивание камнями, до их вступления в силу.

Суд состоит из ряда выдающихся и опытных судей, которые как юристы муд-жтахиды имеют по крайней мере десятилетний опыт успешной работы в судебной и правовой сфере. Председатель Верховного суда назначается Главой судебной власти после консультаций с судьями суда на период до пяти лет.

Верховный суд — высшее судебное учреждение, которое в дополнение к надзору за судами и ведением единообразной правоприменительной практики может привлечь президента к ответственности и вынести решение в случаях, когда глава исполнительной власти не выполняет свои обязанности, таким образом открывая путь для импичмента и отрешения от должности президента после получения согласия духовного лидера Ирана (ст. 110 Конституции Ирана). Кроме того, в случае возникновения разногласий между различными судами в их компетенции по рассмотрению дела Верховный суд имеет полномочия решать такие споры (ст. 22, 27-30 УПК Ирана).

Согласно ст. 288 Уголовно-процессуального кодекса, Верховный суд в случае необходимости высказывает свое мнение о справедливости решения того или иного суда, после чего суд может вынести измененный вердикт при наличии согласия с позицией Верховного суда. В противном случае дело передается в Главное управление судов для дальнейшего рассмотрения дела другим судом. Когда же и этот суд отказывается вынести решение в соответствии с мнением Верховного суда, дело передается в Президиум Верховного суда для принятия окончательного решения большинством голосов членов президиума.

Суд административной справедливости.

Для рассмотрения жалоб, исков и протестов граждан против должностных лиц, организаций или правительственных актов и восстановления прав граждан создается Суд административной справедливости, который находится под контролем Главы судебной власти.

Суд административной справедливости является сравнительно новой структурой в судебной системе Ирана и уполномочен разбирать административные правонарушения, совершенные исключительно государственными служащими. В соответствии с законом о создании указанного суда, утвержденным Меджлисом Исламского совета Ирана в 1982 г., в круг его полномочий входят следующие вопросы:

— рассмотрение жалоб, исков и протестов граждан по несправедливым решениям и неправомерным действиям государственных ведомств, в том числе министерств, организаций, государственных компаний, муниципалитетов, революционных учреждений и организаций;

— рассмотрение жалоб, исков и протестов граждан против незаконных действий должностных лиц, восстановление граждан в правах;

— рассмотрение жалоб, исков и протестов граждан по нелегитимным решениям комиссий, делегаций, советов и других органов власти, которые были созданы согласно действующим законам в министерствах, организациях и государственных учреждениях;

— рассмотрение жалоб, исков служащих к государственным учреждениям в случае нарушения последними положений национального Закона «О найме на службу»;

— рассмотрение жалоб, исков и протестов по постановлениям, декретам и инструкциям, которые были изданы правительством или даже местными органами исполнительной власти с нарушением положений шариата, Конституции страны, либо принятых решений в превышение полномочий органами исполнительной власти.

Генеральная инспекция (в литературе встречается и другое название — Главная организация инспекции).

Функциями Главной организации инспекции являются контроль над надлежащим исполнением законов и правильным ведением дел в административных органах, рассмотрение гражданских исков по всем вопросам, их предварительное расследование и выявление фактов нарушений с последующей передачей дел в судебные инстанции. Находится под непосредственным контролем Главы судебной власти.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Судебная система в Иране предусматривает два вида судов — общие и специальные .

К общим судам относятся Высшие и Низшие уголовные суды, а также Высшие и Низшие гражданские суды.

Высший гражданский суд.

Высшим гражданским судом управляют председательствующий судья, судья и эксперт. Первые двое уполномочены вести процесс, для чего до его начала эксперт, тщательно изучив материалы дела, представляет суду в письменной форме свои комментарии и замечания. В случае если судья является квалифицированным муджтахидом, необходимость в представлении комментариев экспертом отпадает.

К компетенции Высшего гражданского суда относятся все юридические и вне-исковые дела. Решения этого суда окончательны и обжалованию не подлежат, за исключением случаев, когда действия судьи квалифицируются как несоответствующие судебному этикету или когда другой судья усматривает в действиях данного суда противоречие с законом или исламскими канонами, или когда квалификация судьи определяется как «недостаточная для ведения дела». В указанных законом случаях предусмотрено передавать дело в соответствующую коллегию Верховного суда для одобрения или опротестования первоначального решения судьи. При любом исходе дело вновь возвращается в первичную судебную инстанцию для вынесения окончательного вердикта.

Высший уголовный суд.

Состав Высшего уголовного суда аналогичен составу Высшего гражданского суда. К его юрисдикции относятся уголовные преступления, предусматривающие высшую меру наказания, битье камнями, распятие, ссылку, ампутацию частей тела, тюремное заключение до десяти лет, штраф от 2 млн риалов, а также конфискацию более 2/5 имущества осужденного. Решение Высшего уголовного суда может быть обжаловано в соответствующей коллегии Верховного суда, кроме случаев доказанного отсутствия состава преступления либо вынесения приговора меньше вышеуказанных наказаний. Процесс согласования разногласий между упомянутыми инстанциями аналогичен сходной процедуре в Высших гражданских судах.

Низшие гражданские суды.

Низшие гражданские суды разбирают дела о наследовании, денежные иски (до 2 млн риалов), иски о разделе совместного имущества. Обжалование его решений осуществляется Высшим гражданским судом, чье решение окончательно и обжалованию не подлежит.

Низшие уголовные суды.

В ведении Низших уголовных судов находятся правонарушения, не входящие в круг вопросов Высших уголовных судов, а также вопросы о деятельности муниципальных властей и дорожно-транспортные происшествия. Их решения также не подлежат обжалованию в Высших уголовных судах, за исключением ранее названных случаев.

В Иране существуют и так называемые независимые низшие гражданские суды, разбирающие финансовые иски до 4 млн риалов, иски по фактам подделки документов и вопросы регистрации личного статуса. В некоторых случаях им поручаются разбирательства по делам, подпадающим под юрисдикцию низших уголовных судов.

Специальный гражданский суд.

Это общественный суд, по своим полномочиям равный гражданским и уголовным судам. В его ведении находится разрешение семейных споров, разводы, опекунство, наследование имущества, установление родства и т. д. Несмотря на то что это суд низшего иерархического уровня, его решения окончательны и обжалованию не подлежат.

Cпециализированные суды.

В дополнение к общим судам правовая система Исламской Республики Иран предусматривает специализированные суды для особых случаев.

Военная прокуратура и военные суды.

Военные суды рассматривают дела, связанные с особыми преступлениями, совершенными сотрудниками вооруженных сил (ст. 172 Конституции Ирана). Такие преступления включают в себя утечку военной информации, дезертирство, неподчинение военным командующим и такие случаи, которые по своей природе не могут быть совершены гражданским населением.

В полномочия военных судов входит расследование преступлений, относящихся к специфическим военным и правоохранительным функциям армии, жандармерии, полиции и Корпуса стражей исламской революции, таким как:

— дезертирство с военной службы;

— самовольное оставление района боевых действий;

— сдача оружия врагу;

— передача военных укреплений противнику;

— невыполнение указаний и приказов командиров и т. д.

Здесь необходимо отметить, что общегражданские преступления военнослужащих, полицейских и т. д., а также преступления офицеров юстиции рассматриваются в общих судах.

Исламские революционные суды.

Эти суды были созданы вскоре после победы исламской революции в соответствии с требованиями революционного общества и компетентны рассматривать огромное количество разнообразных преступлений. Преступления, связанные с внутренней и внешней безопасностью Исламской Республики, преступления (вооруженные действия) против мусульманского духовенства, распространение коррупции, оскорбление основателя Исламской Республики Иран имама Хомей-ни и лидера исламской революции аятоллы Сейед Али Хаменеи, заговоры против Исламской Республики, военные действия против мусульманского духовенства, убийства и разрушения институтов, шпионаж, преступления, связанные с контрабандой и незаконным оборотом наркотиков, и некоторые другие преступления находятся в компетенции судов Исламской революции. Такие суды, как правило, рассматривают дела в столицах, провинциях и в любой другой части страны по усмотрению Главы судебной власти.

В соответствии с регламентом революционных судов суд должен состоять из трех судей. На практике эти суды часто заседают только в количестве одного лица — религиозного судьи. Разбирательство производится по упрощенной процедуре, без адвоката. Способ установления виновности опирается на показания «благочестивых» людей, такие показания могут быть подтверждены клятвой. Подтвержденные клятвой свидетельства не могут быть опровергнуты подсудимым, и обвинение вправе ими ограничиться. Решения революционных судов можно обжаловать в Верховном суде.

В соответствии с законом Ирана от 1 мая 1983 г. об исламских революционных судах и прокуратурах указанные органы определяются как часть юридической системы Ирана и подчиняются Главе судебной власти страны. К их юрисдикции относятся:

— преступления против внутренней и внешней безопасности Ирана, в том числе коррупция;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— покушение на убийство государственных и политических деятелей;

— распространение и контрабанда наркотических веществ;

— организация заговоров с целью реставрации монархии династии Пехлеви;

— хищения государственного имущества;

— незаконные финансово-торговые операции (спекуляция).

Исламские революционные суды подразделяются:

— на Исламские революционные суды по экономическим преступлениям;

— Исламские революционные суды по политическим вопросам;

— Исламские революционные суды по борьбе с наркотиками.

В 1989 г. был создан ряд новых специализированных революционных судов по делам коррупции, проституции, похищения детей, изнасилованиях, а также вооруженных нападениях и убийствах.

Специализированный суд по делам духовенства.

В начале 1987 г. вышел указ аятоллы Хомейни «Об образовании специальных судов для расследования правонарушений и преступлений, совершаемых духовными лицами». Согласно этому документу, судья и прокурор назначаются лидером Исламской революции и подчиняются исключительно ему. Таким образом, этот орган иранского правосудия находится вне общей судебной системы страны, судопроизводство в этих специальных судах основано исключительно на положениях и актах, принятых в теологических кругах.

Создан, чтобы предотвратить проникновение коррумпированных лиц в религиозные семинарии, защитить достоинство духовенства и наказать преступных священнослужителей. Специализированный суд для духовенства находится под непосредственным контролем духовного лидера Ирана.

Финансовый суд.

В Иране существует специальный орган — Финансовый суд, в обязанности которого входит проверка счетов министерств, государственных предприятий и учреждений и других структур, которые хоть в какой-то степени используют государственный бюджет страны, в целях контроля соответствия расходов и утвержденных кредитов, обоснованности траты каждой суммы. Финансовый суд находится в прямом подчинении у Меджлиса Исламского совета.

В дополнение к организационной независимости судебной власти в целом иранская судебная система также уделяет особое внимание беспристрастности и взаимозависимости отдельных судей. Судьи должны принимать решения только на основе правовых норм и их собственного внутреннего убеждения независимо от какого-либо давления или влияния извне. Приговоры, вынесенные судами, должны быть обоснованными и мотивированными, со ссылками на статьи закона и принципы, которые составляют основу судебных решений (ст. 166 Конституции Ирана). В то же время судьи не должны ни в коем случае допускать принятия решений из личных интересов. Это означает, что они должны пытаться найти решение в законе. Если нет соответствующего закона и решение не может быть найдено, они должны опираться на авторитетные исламские тексты или фетвы мусульманских юристов, чтобы вынести вердикт по делу. Таким образом, они никогда не смогут отказаться или воздерживаться от рассмотрения дела и вынесения приговора под предлогом того, что нет соответствующих законов или есть коллизии между существующими законами (ст. 167 Конституции Ирана).

Гарантия независимости судей заключается в том, что ни один судья не может быть отстранен от должности, постоянно или временно, без надлежащей правовой процедуры и до того, пока их правонарушение не будет доказано в суде. Компетенция судьи может быть изменена не иначе как посредством сложных формальностей и решением руководителя судебного органа, которое он примет после консультаций с Главой Верховного суда и Генеральным прокурором (ст. 164 Конституции Ирана) .

Таким образом, судебная система Ирана типично иерархическая. В судебном производстве сфера разрешения уголовных дел и сфера пересмотра судебных решений относятся к судам, автономным и иерархически связанным между собой одновременно. Сфера обжалования принадлежит сторонам (обвиняемый, защитник, потерпевший), автономным в подаче жалоб. Сфера исследования доказательств

разделена между сторонами и судом, которые самостоятельны и обладают примерно равными возможностями в доказывании. Иначе говоря, иранское судебное производство — это иерархическая система с более или менее выраженными одноранговыми отношениями (автономностью) в сфере исследования доказательств.

Литература

1. Хабриева Т. Я. Конституции государств Азии. Западная Азия: В 3 т. М.: Норма, 2010. Т. 1. 544 с.

2. Хачим Ф. И. Конституционное право стран Ближнего Востока (Иран, Египет, Израиль, ОАЭ, Ирак). М.: РУДН, 2001. 138 с.

4. Amin S. H. Middle East Legal Systems. Glasgow, UK: Royston. MLA Citation, 1985. 854 p.

5. Скляров Л. Е. Становление новых органов власти в Иране (1978-1981) // Иран: история и современность. М.: Наука, 1983. С. 196-218.

6. Хачатуров Р. Л. О правовой системе Ирана // Вектор науки ТГУ № 6 (9). 2009. С. 58-61.

7. Noori Y. Islamic Government and Revolution in Iran. Glasgow, UK: Royston. MLA Citation, 1986. 644 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Amin S. H. Middle East Legal Systems. Glasgow, UK, Royston. MLA Citation, 1985. 854 p.

7. Noori Y. Islamic Government and Revolution in Iran. Glasgow, UK, Royston. MLA Citation, 1986. 644 p.

Судебная система Ирана
قوه قضاییه جمهوری اسلامی ایران

Создано

1905 г.

Расположение

Тегеран

Метод композиции

Выбор Верховного лидера с одобрения судей

Уполномоченный по

Конституция Исламской Республики Иран

Срок полномочий судьи

5 лет

Главный судья

В настоящее время

Эбрагим Раиси

поскольку

7 марта 2019 г.

Заместитель главного судьи

В настоящее время

Голам-Хоссейн Мохсени-Эджеи

поскольку

23 августа 2014 г.

Общенациональная судебная система в Иране была впервые внедрена и создана Абдолхоссейном Теймурташем при Резе Шахе с дальнейшими изменениями во время второй эры Пехлеви .

После свержения династии Пехлеви в 1979 году Исламской революцией система была сильно изменена. Правовой кодекс в настоящее время на основе исламского права или шариате , хотя многие аспекты гражданского права были сохранены, и она интегрирована в гражданско — правовой правовую систему. Согласно конституции Исламской Республики, судебная власть в Иране «является независимой властью». Вся правовая система — «от Верховного суда до региональных судов, вплоть до местных и революционных судов» — находится в ведении Министерства юстиции , но помимо министра юстиции и главы Верховного суда, также назначается отдельный глава судебной власти . Парламентские законопроекты , относящиеся к конституции будут проверены в Совете стражей .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *