Суд присяжных в России

Суд присяжных в РФ и его правовое регулирование

Деятельность судов с участием коллегии присяжных на территории России регламентируется двумя основными нормативными документами:

  • Федеральный закон от 20.08.2004 №113;
  • УПК РФ.

Помимо этого, рассматривает возможность применения в системе правосудия суда присяжных и основной юридический документ государства, а именно – Конституция РФ. Её ст. 47 закрепляет за обвиняемым в тяжком уголовном преступлении право на рассмотрение его дела судом присяжных. Данное право ограничено перечнем преступлений (ст.31 ч.3 УПК РФ), дела по которым могут рассматриваться судом присяжных.

Кроме того, необходимо заявление обвиняемого о рассмотрении его дела присяжными. Если по уголовному делу проходят несколько подсудимых, то судом присяжных рассматривается дело в отношении всех фигурантов, если ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом присяжных было заявлено, хотя бы одним из подсудимых.

Важный факт

Последующий отказ подсудимого от рассмотрения уголовного дела с участием присяжных заседателей не принимается, вне зависимости от его желания.

К особенностям рассмотрения дел судом присяжных относится и обязательное проведение предварительного слушания в порядке, определенном гл. 34 УПК РФ. Итогом предварительного слушания является окончательное постановление судьи о рассмотрении дела судом с участием коллегии присяжных, определяется количество кандидатов в присяжные заседатели и определяется, каким будет судебное заседание (открытым, частично закрытым или закрытым).

Как выбирают присяжных

Конституционное право граждан на участие в «отправлении правосудия» закреплено в положениях ст. 32 основного документа РФ.

Каждые четыре года формируются два списка кандидатов в присяжные заседатели – общий и запасной. После назначения судебного заседания проводится отбор кандидатов, из находящихся в суде списков, методом случайной выборки с использованием соответствующего программного обеспечения в виде государственной электронной системы «Выборы». Запрещается участвовать в качестве присяжного заседателя более одного раза в год. Также, граждане, не желающие фигурировать в качестве присяжных, могут потребовать исключения их из сформированных списков только если они являются:

  • Священнослужителями;
  • Сотрудниками органов внутренних дел, прокуратуры, судебных учреждений всех инстанций, адвокатами, нотариусами;
  • Лицами, достигшими 65-летнего возраста;
  • Не владеющими языком ведения судопроизводства;
  • Неспособными исполнять обязанности присяжного по причине состояния своего здоровья.

Участники разбирательства могут заявить мотивированный или немотивированный отвод присяжных заседателей. Присяжные могут заявить о самоотводе, указав причину.

Не могут быть в ультимативном порядке присяжными заседателями следующие лица:

  • Подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
  • Не владеющие языком, на котором будет проводиться судопроизводство;
  • Имеющие статус недееспособного лица;
  • Обладатели неснятых или непогашенных судимостей;
  • Не достигшие 25-летнего возраста к моменту составления списков присяжных;
  • Находящиеся на психонаркологическом учёте по причине алкогольной зависимости, наркомании или токсикомании.

Также, при выборе и собеседовании с кандидатами в присяжные заседатели, таковые кандидаты могут попросить освободить их от необходимости выступать в качестве присяжного по различным причинам, к которым относится как особый вид рабочих обязанностей, временное нарушение распорядка которых может привести к серьезным последствиям, так и социальное положение, наличие детей, состояние здоровья, религиозные и гражданские убеждения, наличие осужденных близких родственников.

Ответственность присяжных, а также оплата их труда

Законодательно предусмотрена административная ответственность за неисполнение возложенного на гражданина долга выступления в качестве присяжного заседателя. Тем не менее, предварительно суд отбирает кандидатов в присяжные заседатели путем направления им письменного приглашения на таковой отбор. Отказ от такового приглашения либо его игнорирование не могут повлечь наступления административной ответственности, так как таковая не предусмотрена российским законодательством. Однако если лицо прошло отбор, было выбрано в качестве присяжного заседателя, а потом отказалось от исполнения своих обязанностей или проигнорировало повестку в суд на заседание, оно может быть подвергнуто административному наказанию.

Лицам, которые были выбраны в качестве присяжных, на всё время их участия в судебных заседаниях компенсируются командировочные расходы, а также выплачивается компенсация в размере не менее половины заработка судьи той инстанции, в которой проходит судебное рассмотрение дела присяжными за весь срок судебных разбирательств. В случае, если таковая компенсация меньше, чем средний заработок присяжного за аналогичный период, ему выплачивается именно средний заработок.

Важный факт

Все компенсации, предназначенные для присяжных, выплачиваются также и в случае, когда они проходят отбор в качестве кандидатов на таковой пост, компенсируя им затраты на проезд и проживание при необходимости.

Суд присяжных в России

У этого термина существуют и другие значения, см. Суд присяжных (значения).

Суд присяжных в России — форма судопроизводства по уголовным делам в Российской Федерации, при которой вопросы факта, то есть вопросы о том, было или не было совершено само преступление, совершил ли подсудимый данное преступление, в том числе виновен ли подсудимый в его совершении, заслуживает ли он снисхождения, решают не профессиональные судьи-юристы, а коллегия граждан-неюристов, сформированная методом случайной выборки. Решение вопросов права — юридическая квалификация содеянного, назначение наказания, разрешение гражданского иска и т. д. остаётся за профессиональным судьёй, председательствующим в процессе. Количество дел, рассматриваемых коллегиями присяжных в России невелико — несколько сотен в год (224 дела за 2017 год). Профессиональные суды рассматривают примерно в тысячу раз больше дел. Однако доля оправдательных вердиктов по делам, рассмотренным с участием присяжных, намного выше, чем по делам, которые находились в производстве профессиональных судей.

Суд присяжных существовал в Российской империи (с 1864 года), а также в Российской республике. В конце 1917 года суд присяжных был упразднен советской властью. Восстановлен был суд присяжных в России в 1993 году. В постсоветской России присяжные рассматривали лишь небольшую часть дел. В 2008 — 2013 годах полномочия суда присяжных были существенно сокращены: из ведения присяжных были изъяты уголовные дела по большинству статей Уголовного кодекса, право на суд присяжных по всем статьям потеряли женщины, мужчины старше 65 лет и несовершеннолетние. В конце 2017 года право на рассмотрения их дел с участием присяжных было возвращено женщинам, несовершеннолетним и мужчинам старше 65 лет. С 1 июня 2018 года в России действует новый порядок рассмотрения дел с участием коллегии присяжных.

В Российской империи

В России предложение о введении суда присяжных впервые было представлено Екатерине II русским учёным-юристом С. Е. Десницким в начале работы Уложенной комиссии 1767 года. Государственный деятель М. М. Сперанский предлагал эту форму суда Александру I в 1809 году. В программных документах декабристов («Конституция» Н. М. Муравьева и «Русская Правда» П. И. Пестеля) он также предусматривался. Например, согласно проекту конституции Муравьёва, любая тяжба, превышающая 25 рублей серебром исковой стоимости, а также любое уголовное дело должны были проводиться судом присяжных.

Суд присяжных был введён в систему российского судопроизводства в ходе судебной реформы 1864 года. Официальный старт реформы был дан 20 ноября 1864 года принятием судебных уставов. Детальную разработку статей законодательства о суде присяжных вели видные юристы того времени: Д. А. Ровинский, С. И. Зарудный и Н. А. Буцковский.

21 августа 1866 года в Московском Кремле, в Митрофаньевском зале (ныне Екатерининский зал) Большого Кремлёвского дворца, Московским окружным судом под председательством Д. С. Синеокова-Андриевского прошёл первый в Российской империи суд с участием присяжных заседателей.

На окраинах России уставы вводились со значительными изменениями. Окончательно судебная реформа была завершена к 1896 году.

В таком виде суд присяжных просуществовал до принятия Декрета о суде № 1 в конце 1917 года.

Суду присяжных были подсудны те преступления, «за которые в законе положены наказания, соединенные с лишением или ограничением прав состояния». Мелкие уголовные дела решались мировыми судьями; без участия присяжных заседателей рассматривались в окружных судах дела о бродяжничестве, а первой инстанцией для дел о государственных преступлениях являлись судебные палаты с участием сословных представителей. По количеству дел, приходившихся на суд присяжных, Россия значительно превосходила страны Западной Европы. В середине 1880-х годов, по подсчетам А. Ф. Кони, «суду присяжных в России подсудно втрое больше дел, чем во Франции, и вчетверо больше, чем в Австрии».

Присяжным заседателем мог быть мужчина из любого сословия в возрасте от 25 до 70 лет, умеющий читать по-русски и проживавший не менее двух лет в том уезде, где проводилось избрание в присяжные. Не допускались в присяжные находящиеся под судом и осужденные за деяния, влекущие наказание не ниже тюрьмы, а также не оправданные судебными приговорами за такие деяния; исключенные из службы по суду, из духовного ведомства за пороки и из среды обществ и дворянских собраний по приговорам своих сословий; несостоятельные должники и состоящие под опекою за расточительность; слепые, глухие, немые и лишенные рассудка; домашняя прислуга и впавшие в крайнюю бедность. От выполнения обязанностей присяжных также освобождались лица, занимавшие определённые должности.

Специальные комиссии в каждом уезде составляли общие списки тех, кто имел право на избрание в присяжные заседатели. В них вносились почетные мировые судьи, гражданские чиновники не выше 5-го класса, а также лица, занимавшие выборные общественные должности. В последнюю категорию входили и крестьяне, избранные в волостные суды, исполнявшие должности сельских старост, волостных старшин, голов и другие должности по крестьянскому общественному управлению, а также церковные старосты и гласные земских собраний.

Для остальных устанавливался имущественный ценз: присяжными заседателями могли назначаться лица, «владеющие землей в количестве не менее 100 десятин или другим недвижимым имуществом ценою: в столицах — не менее 2 000 рублей, в губернских городах и градоначальствах — не менее 1 000, а в прочих местах — не менее 500 рублей, или же получающие жалование, или доход от своего капитала, занятия, ремесла или промысла: в столицах — не менее 500, а в прочих местах — не менее 200 рублей в год». В 1887 г. ценз по доходу был увеличен более чем вдвое.

В 1873 году среди очередных и запасных присяжных Петербурга и его уезда находилось: дворян и чиновников — 54 процента, купцов — 14,6, мещан — 26,4 и крестьян — 5 процентов. В 1883 году, соответственно: 53 процента, 13,4, 29 и 4,6 процента.

Что касается присяжных заседателей столичных губерний в целом (вместе с нестоличными уездами), то в большинстве своем они также являлись представителями привилегированных сословий. Крестьяне составляли среди них в среднем менее трети присяжных, несмотря на то что в нестоличных уездах среди присяжных их было больше половины.

При этом больше половины провинциальных присяжных было представлено крестьянами, тогда как дворяне, чиновники и купцы составляли в сумме около четверти заседателей. Согласно «Сведениям о присяжных заседателях по Великолуцкому уезду», 85 процентов крестьян, внесенных в списки присяжных с 1879 по 1882 год, были сельскими старостами, волостными старшинами и т. п. Крестьян, имевших не менее 100 десятин земли, насчитывалось в этих списках 11 процентов, а получавших доход не менее 200 рублей в год — только 4 процента. При этом богатые крестьяне обычно избегали выборных должностей и большинство крестьян, попавших в списки присяжных на основании «служебного» ценза, были достаточно бедными. Газеты порой называли суд присяжных «судом нищих». Некоторые земства по своей инициативе стали выдавать нуждающимся присяжным небольшие пособия. Однако 5 сентября 1873 года Сенат запретил это, исходя из того, что Положение о земских учреждениях не предусматривало таких расходов. В 1887 году неимущим было дано право отказаться от участия в суде присяжных.

Законом о введении суда присяжных в девяти западных губерниях (Киевской, Волынской, Подольской, Витебской, Виленской, Ковенской, Гродненской, Могилевской и Минской) специально оговаривалось, что доля евреев среди присяжных не должна превышать их процентного отношения к общей численности населения. Старшинами присяжных могли быть только христиане; участие иудеев в рассмотрении дел о преступлениях против веры не допускалось. В результате в Киевской и Волынской губерниях, где евреи в некоторых уездах составляли половину населения, среди присяжных их насчитывалось лишь около 10 процентов.

С конца 1870-х годов, после нескольких громких дел, окончившихся оправданием, суд присяжных стал подвергаться резкой критике. В 1878, 1882, 1885 и 1889 годах были приняты законы об изъятии ряда преступлений из подсудности суда присяжных. Первый из них был принят после скандального оправдания присяжными Веры Засулич.

Систематически оправдывая большинство обвинявшихся в нарушении паспортного режима и в мелких кражах со взломом, присяжные заседатели практически парализовали действие ряда статей Уложения о наказаниях и вынудили правительство изменить их. Законами 1881 года (18 мая и 27 октября) и 18 декабря 1885 года мера наказания за эти преступления, а также для несовершеннолетних была уменьшена настолько, что дела об этих преступлениях перешли в ведение мирового суда.

В 1885 году во владимирском окружном суде присяжные оправдали бастовавших рабочих Морозовской фабрики. В результате этого процесса был принят закон о надзоре за взаимоотношениями между фабрикантами и рабочими.

В современной России

Возрождение суда присяжных в России (Советском Союзе) стало активно обсуждаться с конца 80-х годов XX в.

9 июня 1989 года Съезд народных депутатов СССР принимает Постановление «Об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР», в котором впервые на общегосударственном официальном уровне был поднят вопрос о возрождении суда присяжных:

Съезд поручает Верховному Совету СССР обеспечить проведение судебной реформы к середине будущего года, чтобы создать действительно независимую и авторитетную судебную систему, рассмотрев возможность использования такой демократической формы судопроизводства, какой является суд присяжных. Судебные системы союзных республик должны строиться с учетом их политических, правовых и культурных традиций, при соблюдении всех принципов демократического правосудия.

13 ноября 1989 года принимаются Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве, в статье 11 которых говорилось о возможности решения виновности подсудимого в преступлениях, за совершение которых законом предусмотрена смертная казнь либо лишение свободы на срок дольше 10 лет, судом присяжных (расширенной коллегией народных заседателей).

Законом СССР от 10 апреля 1990 года № 1423-1 вносятся изменения в Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, согласно которым «по делам о преступлениях, за совершение которых законом предусмотрена смертная казнь либо лишение свободы на срок свыше десяти лет, вопрос о виновности подсудимого может решаться судом присяжных (расширенной коллегией народных заседателей). Законодательством союзных республик могут быть установлены и иные категории дел, подсудных суду присяжных (расширенной коллегии народных заседателей)».

В октябре 1991 года Постановлением Верховного Совета РСФСР была одобрена Концепция судебной реформы, положившая начало новому этапу отечественного правосудия.

С принятием поправок в Конституцию РСФСР (1991—1992 гг.) и новой Конституции России (12 декабря 1993 года) право обвиняемых на рассмотрение их дел судом присяжных закрепилось на высшем законодательном уровне. Закон РФ от 16 июля 1993 года дополнил УПК РСФСР разделом X «Производство в суде присяжных». Суд присяжных с 1 ноября 1993 года был образован в Московской, Ивановской, Рязанской и Саратовской областях, а с 1 января 1994 года в Алтайском и Краснодарском краях, Ростовской и Ульяновской областях.. Процесс внедрения судов присяжных в России занял более 10 лет: в одних регионах они появились раньше ,а в других много позднее. Так в Свердловской области суд присяжных появился только в 2003 году.

Первый процесс с участием присяжных в современной России проходил с 15 по 17 декабря 1993 года в Саратовском областном суде над братьями Артуром и Александром Мартыновыми, обвиняемыми в умышленном убийстве трёх человек, совершённом из корыстных побуждений и с особой жестокостью, а также в разбойном нападении, совершённом группой лиц по предварительному сговору. В итоге деяния братьев были переквалифицированы на значительно более мягкую статью УК, что определило им меньший срок заключения.

До 1 июня 2018 года коллегии присяжных действовали только в областных (краевых) и приравненных к ним судах. Около десяти лет институт присяжных в современной России сосуществовал параллельно с институтом народных заседателей, доставшимся от советского периода. В 2004 году институт народных заседателей в России был упразднен.

Сокращение перечня составов уголовных дел, рассматриваемых присяжными в 2008—2013 годах

Доля уголовных дел, которые в постсоветской России рассматривались присяжными, была небольшой. До 2009 года суд присяжных мог рассматривать дела по 47 составам преступлений.

В 2008—2013 годах произошло сокращение перечня составов преступлений, которые правомочны рассматривать присяжные:

  • С 2008 года из компетенции судов присяжных были изъяты дела о терроризме, вооруженном мятеже с целью захвата власти, диверсии, массовых беспорядках. По мнению А. И. Насонова этот шаг был вызван стремлением власти получить по данным составам преступлений угодные ей приговоры;
  • С 2013 года в связи с введением апелляции в уголовный процесс из ведения присяжных были изъяты дела о взяточничестве, преступлении против правосудия, транспортные преступления, половые преступления. Эти дела были переданы в ведение районных (городских судов), где коллегий присяжных не было.

Кроме того, право на суд присяжных лишились по всем составам преступления женщины, мужчины в возрасте старше 65 лет, а также лица, обвиняемые в совершении неоконченного преступления (если их деятельность была пресечена стадии приготовления или покушения).

Количество дел, рассматриваемых присяжными, в начале 2010-х годов исчислялось несколькими сотнями в год. Так, в 2012 году присяжные вынесли вердикты по 516 делам в отношении 975 лиц, а в 2013 году — 542 вердикта в отношении 954 лиц.

Поправки 2013 года привели к тому, что количество дел, рассматриваемых коллегией присяжных, резко сократилось. По данным Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2013 года находились 833 дела, рассматриваемые с участием присяжных, тогда как на 31 декабря 2014 года таких дел было 492 (то есть за год количество дел сократилось на 41 %).

Реформа суда присяжных 2016 года

В феврале 2016 года Конституционный суд РФ вернул женщинам право выбирать суд присяжных при рассмотрении дел об убийствах с отягчающими обстоятельствами (ч. 2 ст. 105 Уголовного кодекса), обязав внести соответствующую поправку в законы. Но и после этого решения число дел, рассматриваемых присяжными, оставалось небольшим. За 2017 год, по словам Сергея Пашина, в России с участием присяжных прошло только 224 процесса.

5 декабря 2014 года президент РФ Владимир Путин предложил расширить компетенцию судов присяжных. В ответ на это поручение заместитель председателя Верховного суда Российской Федерации В. А. Давыдов в марте 2015 года распространил от имени Верховного суда Российской Федерации предложения по расширению компетенции судов присяжных, предусматривавшие следующее:

  • Включение в перечень составов преступлений, подсудных присяжным Ч. 1 статьи 105 и части 4 статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации;
  • Разрешить по ходатайству обвиняемого по статьям о тяжких и особо тяжких преступлениях (а также несовершеннолетнего обвиняемого) рассмотрение уголовного дела в составе судьи и двух судебных заседателей;
  • Рассмотрение дел, за которые в качестве меры наказания может быть назначена смертная казнь или пожизненное лишение свободы коллегией в составе профессионального судьи и пяти присяжных. При этом профессиональный судья имеет право вето на вынесенный оправдательный вердикт.

Фактически Верховный суд Российской Федерации предложил ликвидировать в России суд присяжных, заменив его коллегией, состоящей из судьи и судебных заседателей. Это делало полномочия присяжных даже меньшими, чем у советских народных заседателей. В советской судебной системе в случае, если оба народных заседателя голосовали за оправдательный приговор, а профессиональный судья за обвинительный, то суд был обязан вынести оправдательный приговор.

В феврале 2016 года президент РФ Владимир Путин предложил распространить суд присяжных до уровня районных судов, чтобы «предоставить как можно большему числу граждан избрать именно эту форму правосудия». В то же время, он поставил под вопрос установленное количество присяжных заседателей в 12 человек. Это стало началом реформы суда присяжных.

В 2016 года был принят закон, который с 1 июня 2018 года ввел в России новые принципы рассмотрения уголовных дел присяжными:

  • Коллегия присяжных была сокращена до восьми человек в областных (и приравненных к ним) судах;
  • Коллегии присяжных создаются в районных (городских) судах, но численность их составит шесть человек;
  • Право на суд присяжных получили лица, обвиняемые по части 1 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации и по части 4 статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Подготовка к началу реализации закона шла медленно. В 2017 году Председатель Верховного суда Российской Федерации Вячеслав Лебедев заявил, что в большинстве регионах России даже не началась подготовка к введению судов присяжных.

Особенности судопроизводства

С 1 июня 2018 года обвиняемый любого пола и возраста имеет право заявить ходатайство на рассмотрение его уголовного дела судом первой инстанции в составе профессионального судьи и коллегии из 6 (8) присяжных заседателей в случае, если он обвиняется:

  • по уголовному делу, по которому может быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь, по следующими статьям:
    • 105 «Убийство» частью второй,
    • 210 «Организация преступного сообщества (преступной организации)» частью четвёртой,
    • 228.1 «Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств…» частью пятой,
    • 229.1 «Контрабанда наркотических средств…» частью четвёртой,
    • 277 «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля»,
    • 295 «Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование»,
    • 317 «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа»,
    • 357 «Геноцид»;
  • или по уголовному делу по следующими статьям:
    • 126 «Похищение человека» частью третьей,
    • 209 «Бандитизм»,
    • 211 «Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава» частью первой — третьей,
    • 227 «Пиратство»,
    • 353 «Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны»,
    • 354 «Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны»,
    • 355 «Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения»,
    • 356 «Применение запрещенных средств и методов ведения войны»,
    • 358 «Экоцид»,
    • 359 «Наёмничество», частями первой и второй,
    • 360 «Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой».
  • По уголовному делу, по которому не может быть назначена смертная казнь или пожизненное лишение свободы, по следующим составам:
    • 105 «Убийство» часть первая;
    • 111 «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью» часть четвертая (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего (потерпевших).

Уголовное дело, в котором участвует несколько подсудимых, рассматривается судом с участием присяжных заседателей в отношении всех подсудимых, если хотя бы один из них заявляет ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом в данном составе.

Если подсудимый не заявил ходатайство о рассмотрении его уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, то данное уголовное дело рассматривается другим составом суда в порядке, установленном законом.

Постановление судьи о рассмотрении уголовного дела с участием присяжных заседателей является окончательным. Последующий отказ подсудимого от рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей не принимается.

Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции проводится в Верховном Суде Российской Федерации, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах. В отношении обвиняемых по ч. 1 статьи 105 и ч. 4 статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации дела с участием присяжных с 1 июня 2018 года рассматриваются в районных (городских) судах.

Требования к присяжным заседателям

Согласно ст. 3 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ», присяжными заседателями не могут быть:

  1. лица, не достигшие 25 лет
  2. лица, имеющие непогашенную либо неснятую судимость
  3. лица, признанные недееспособными либо ограниченные в дееспособности
  4. состоящие на учете в наркологическом либо психоневрологическом диспансере

также к участию в судопроизводстве в качестве присяжных заседателей не допускаются лица:

  1. подозреваемые либо обвиняемые в совершении преступлений
  2. не владеющие языком, на котором ведется слушание
  3. имеющие физические и/или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в слушании дела

Пределы рассмотрения уголовного дела коллегией присяжных

В отличие от профессионального судьи коллегия присяжных не рассматривает дело целиком. В частности, присяжные не рассматривают характеризующие материалы на подсудимого. Поэтому судебные процессы с участием коллегии присяжных в среднем идут быстрее, чем процессы у профессиональных судей. Так присяжные не заслушивают (в отличие от профессиональных судей) свидетелей, которые не могут сообщить информацию по фактическим обстоятельствам дела. Поэтому иногда присяжные допрашивают лишь небольшую часть свидетелей по делу. Председатель судебной коллегии по уголовным делам Свердловского областного суда Сергей Жернов в 2018 году говорил, что если в обычном уголовном деле допрашивают около 50 свидетелей, то в суде присяжных человек пять.

Вердикт присяжных заседателей

В соответствии со статьей 343 Уголовно-процессуального Кодекса РФ, если присяжным заседателям при обсуждении вердикта в течение трёх часов не удалось достигнуть единодушия, решение принимается голосованием. Никто из присяжных заседателей не вправе воздержаться при голосовании. Если при обсуждении вопроса голоса разделяются поровну, вопрос считается решённым в пользу обвиняемого.

Обвинительный вердикт считается принятым, если за утвердительные ответы на вопросы о доказанности события преступления, деяния подсудимого и его виновности проголосовало большинство присяжных заседателей.

Оправдательный вердикт считается принятым, если за отрицательный ответ на любой из вышеуказанных вопросов проголосовало определённое частью 3 статьи 343 УПК число присяжных заседателей (в зависимости от уровня суда).

Оправдательный вердикт коллегии присяжных заседателей обязателен для председательствующего судьи и влечет за собой постановление им оправдательного приговора. Обвинительный же вердикт коллегии присяжных заседателей не препятствует постановлению оправдательного приговора, если председательствующий судья признает, что деяние подсудимого не содержит признаков преступления.

В том случае, если председательствующий судья признает, что обвинительный вердикт вынесен в отношении невиновного и имеются достаточные основания для постановления оправдательного приговора ввиду того, что не установлено событие преступления, либо не доказано участие подсудимого в совершении преступления, он выносит постановление о роспуске коллегии присяжных заседателей и направлении уголовного дела на новое рассмотрение иным составом суда со стадии предварительного слушания. Это постановление судьи не подлежит обжалованию в кассационном порядке.

Доля оправдательных вердиктов коллегии присяжных в современной России

В период с 2004 по 2014 годы доля подсудимых, которых оправдали присяжными, в целом по России составляла от 13,6 % (в 2014 году) до 20,79 % (в 2008 году). При этом в России есть регионы, где доля оправдательных вердиктов присяжных за этот период была намного ниже, чем в среднем по стране. Примером является Свердловская область, где с 2003 по 2016 годы коллегии присяжных вынесли 70 вердиктов, из которых только 4 были оправдательными. То есть в Свердловской области доля оправдательных вердиктов составила с 2003 по 2016 годы только 5,7 %. Однако это намного больше, чем доля оправдательных приговоров, вынесенных российскими профессиональными судьями. Всего в России доля оправдательных приговоров по всем уголовным делам составляла за 2004 — 2014 годы от 0,69 % (в 2012 году) до 1,09 % (в 2011 году).

Примечания

  1. ↑ Архив. Конституция Н. Муравьева. vivovoco.astronet.ru. — «17. Всякая тяжба, в которой дело идет о ценности, превышающей фунт чистаго серебра 25 р. с., поступает на суд присяжных. 18. Всякое уголовное дело производится с присяжными.». Проверено 14 мая 2018.
  2. ↑ I. Открытие суда присяжных и отношение к нему общества // Право России // ALLPRAVO.RU
  3. ↑ Энеев А. Х. Организационно-правовые основы деятельности института суда присяжных заседателей в России. Автореф. дис. … канд. юрид. н. — М., 2007.
  4. ↑ Александр Афанасьев. Суд присяжных в России
  5. ↑ Суд присяжных // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  6. ↑ Постановление СНД СССР от 09.06.1989 г. «Об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР»
  7. ↑ Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве (приняты ВС СССР 13.11.1989 г.)
  8. ↑ Закон СССР от 10.04.1990 г. № 1423-1 «О внесении изменений и дополнений в Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик»
    • Закон РСФСР от 1 ноября 1991 года № 1827-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР», пункт 13
    • Закон Российской Федерации от 21 апреля 1992 года № 2708-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», пункт 27
    • Закон Российской Федерации от 9 декабря 1992 года № 4061-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Федерации — России», пункты 12 и 49
  9. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Как Свердловская область готовится к вводу присяжных в районных судах
  10. ↑ Сергеев А. //Право.ру, 17.02.2010
  11. ↑ 1 2 Насонов А. И. О реформировании суда с участием присяжных заседателей // Судебная власть и уголовный процесс. — 2015. — № 4. — С. 245.
  12. ↑ 1 2 3 4 Насонов А. И. О реформировании суда с участием присяжных заседателей // Судебная власть и уголовный процесс. — 2015. — № 4. — С. 246.
  13. ↑ 1 2 Насонов А. И. О реформировании суда с участием присяжных заседателей // Судебная власть и уголовный процесс. — 2015. — № 4. — С. 245—246.
  14. ↑ 1 2 3 Число дел, рассмотренных с участием присяжных, в 2014 году снизилось на 41 %
  15. ↑ Конституционный суд признал право женщин на присяжных. РБК. Проверено 26 февраля 2016.
  16. ↑ Филина О. Куда дела клонятся? // Огонек. — № 27 — 28 (5523). — 2018. — С. 21.
  17. ↑ Путин: Суд присяжных можно распространить до уровня районных судов. www.vedomosti.ru. Проверено 17 февраля 2016.
  18. ↑ Уголовно-процессуальный кодекс РФ, глава 5, статья 30, часть 2, пункт 2 и статья 31, часть 3, пункт 1
  19. ↑ Статья 343. Вынесение вердикта // УПК РФ : кодекс.

Присяжные заседатели: в чем смысл работы?

новости 16 июня 2018 Администратор

Судья Ярославского областного суда Юрий Зуев – один из первых трех судей в Ярославской области, который начал рассматривать уголовные дела с участием присяжных заседателей в 2003 году. Сегодня он отвечает на вопросы о сущности изменений в Уголовно-процессуальном кодексе РФ, которые затрагивают практически каждого из граждан Российской Федерации.

— Юрий Геннадьевич, 23 июня 2016 года президентом РФ подписан Федеральный закон № 190-ФЗ о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, расширяющий применение института присяжных заседателей. С чем это связано?

— Необходимость внесения изменений в закон обусловлена несколькими обстоятельствами. Уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде пожизненного лишения свободы или смертной казни, могут быть по желанию обвиняемого рассмотрены коллегией присяжных. Подобные дела рассматривались судами субъектов федерации. Однако это правило не касалось судов первой инстанции – районных и гарнизонных. При этом часть обвиняемых – женщины, несовершеннолетние и граждане старше 65 лет, которым не может быть назначена высшая мера наказания в силу уголовного закона, – оказались лишены возможности воспользоваться судом присяжных.

Чтобы исключить коллизию, были внесены изменения в законодательство, и с 1 июня 2018 года суды с участием присяжных заседателей станут действовать и в районных судах. Это позволит женщинам и мужчинам всех возрастов, за исключением несовершеннолетних лиц, ходатайствовать о суде присяжных.

— «Лучшая, благороднейшая, основанная на доверии к народному духу часть этой реформы», — писал юрист А.Ф. Кони о суде присяжных в конце XIX века. А сегодня?

— Институт присяжных заседателей несет в себе те принципы демократии, которые предполагают участие граждан в осуществлении правосудия. Это школа гражданской зрелости и возможности «оправдания по совести».

Каждому из присяжных необходимо четко представлять, что их основным полномочием является установление виновности либо невиновности лица в инкриминируемом ему преступлении, на весах – дальнейшая судьба человека. Присяжные обязаны принять участие в тщательном исследовании материалов уголовного дела, что требует от них колоссального внимания, ответственности, способности анализировать, сопоставлять факты. Это труднейшая работа.

— Ответственность порождает и ряд прямых ограничений в момент исполнения своих обязанностей.

— Да, в первую очередь присяжный заседатель не должен собирать информации по существу уголовного дела вне зала суда; выражать свое субъективное мнение по делу вне стен совещательной комнаты; он не должен разглашать информацию о том, кто и каким образом из заседателей проголосовал о виновности или невиновности подсудимого, и кто какое мнение по делу высказывал. Кроме того, он не должен общаться c участниками стороны защиты, прокурором и потерпевшим.

— Исполнение функций заседателя является гражданской долгом. А если работодатель против?

— ТК РФ регулирует положение работника, вызванного в суд в качестве члена коллегии присяжных заседателей, и защищает его от негативного отношения со стороны работодателя. Работодатель не имеет право его уволить, перевести на другую должность. Работнику в дни, когда он занят в заседаниях суда, предоставляется освобождение от работы. За это время по основному мету работы присяжным заседателям сохраняется средний заработок.

Помимо этого, поскольку присяжный заседатель принимает участие в осуществлении правосудия наряду с профессиональным судьей, он получает вознаграждение, величина которого рассчитывается исходя из половины должностного оклада судьи. Вознаграждение не может быть меньше средней зарплаты гражданина по месту его официальной работы.

Кроме того, присяжным компенсируются транспортные расходы, связанные с судебным разбирательством, а также возвращаются командировочные затраты (в соответствии с законодательством, регламентирующим аналогичные положения для судей).

— Каким образом граждане попадают в списки присяжных заседателей, которых вызывают в суд?

— Кандидаты отбираются методом случайного отбора из утвержденных списков. Каждые четыре года исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований должны составлять списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований и направлять их в районные суды, а также в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Здесь составляется общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации.

Такие списки в настоящее время сформированы, все они опубликованы в районных газетах, поэтому граждане могут узнать, включены ли они в эти списки.

— А какие действия должен предпринять гражданин, если он по каким-то причинам не может или не желает быть присяжным заседателем?

— После того как гражданин получил соответствующее уведомление о явке в суд, ему необходимо в течение четырнадцати дней обратиться с письменным заявлением к председателю суда. В заявлении нужно указать конкретные причины, по которым человек не может принимать участие в судебных заседаниях. Например, состояние здоровья, религиозные убеждения, незнание языка судопроизводства.

— С 1 июня 2018 года в районных судах коллегия присяжных осуществляет правосудие в составе шести присяжных заседателей, а в суде субъектов – восьми. Ранее коллегия присяжных состояла из 12 заседателей. С чем это связано?

— С неявкой кандидатов (например, в дачный сезон), расходами бюджета, сложностью формирования коллегии.

Следует отметить, что в Ярославском областном суде, где суд с участием присяжных действует с 2003 года, не было ни одного срыва судебных заседаний по причинам неявки кандидатов в присяжные. В районных судах в связи с отдаленностью населенных пунктов, небольшого числа жителей сформировать коллегию присяжных в количестве 12 человек сложно. Коллегию из 12 присяжных можно было бы оставить для определенного случая, например, повторного рассмотрения дела после отмены первого вердикта.

— В районных судах будет много дел, рассматриваемых с участием присяжных?

— Сложно делать прогнозы. С 1 июня 2018 года районным судам с участием присяжных станут подсудны уголовные дела в отношении двух категорий: 1. об отдельных преступлениях, отнесенных к подсудности областных судов, в случае если по ним в соответствии с УК РФ в качестве наиболее строгого вида наказания нельзя назначить пожизненное лишение свободы или смертную казнь (ч. 2 ст. 105; ст. ст. 277, 295, 317 и 357 УК РФ); 2. о «простом» убийстве (ч. 1 ст. 105 УК РФ) и умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК РФ).

Только за совершение убийства в 2017 году в нашей области было осуждено 48 человек. Если бы тогда действовали изменения, о которых ведем речь, каждый мог ходатайствовать о рассмотрении его дела коллегией присяжных.

Всего же в 2017 году судом с участием присяжных было рассмотрено два уголовных дела.

Следует отметить, что важным моментом в изменении законодательства, касающегося рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей, является приближение правосудия к месту совершения преступления, месту проживания участников процесса, для того чтобы уголовное дело было рассмотрено в разумные сроки, а заинтересованные лица имели реальную возможность принять участие в судебном заседании.

Н. Сарбунова, пресс-секретарь Ярославского областного суда

суд

В УПК присяжные заседатели заняли своё достойное место. Это связано с развитием судебного законодательства. В Конституции РФ закреплены правовые категории, которыми обладает человек. Для их соблюдения, даже если человек обвиняем в преступлении, законодателем проводятся судебные реформы. Их цель – оптимизировать судебную деятельность, сделать суд максимально справедливым. Одной из таких реформ стало возвращение в практику судопроизводства присутствия присяжных заседателей.

Когда вступают присяжные

Форма судебного разбирательства, о которой впервые в нашей стране заговорили ещё во времена Екатерины Второй и которая была утрачена после наступления советской власти, вновь вернулась в практику судов в 1991 году. Однако её возвращение неполноценно. Суд присяжных заседателей вернулся исключительно в дела уголовного характера.

Два нормативных акта определяют условия присутствия на заседаниях и участие в вынесении решения присяжных заседателей:

  • ФЗ (Федеральный закон) под номером 113 «О присяжных заседателях» в его редакции от 1 сентября 2017;
  • уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

В них рассматривается, кто может являться присяжным, когда их созыв необходим и другие организационные, моменты.

Кто такие присяжные заседатели в уголовном процессе? Это лица, избранные методом «случайного выбора» из обычных граждан. Конечно, они должны соответствовать определённым критериям, установленным законодателем. Эти люди назначаются для привлечения в разбирательство отдельных категорий дел, рассматриваемых в соответствии с УК РФ. Их задача – вынести решение, является ли субъект виновным по предъявляемому к нему обвинению.

Присяжные заседатели становятся участниками процессов далеко не всех судебных дел. В их ведении находятся уголовные дела, причём таких категорий, в которых обвиняемому грозит наказание, когда он лишается свободы на период, превышающий 10 лет.

Это могут быть разбирательства по статьям:

  • убийство;
  • наёмничество;
  • экоцид;
  • геноцид;
  • бандитизм;
  • других сходных преступлениях.

При этом вопрос о присутствии на заседании присяжных заседателей во многом зависит от подсудимого.

Для того чтобы судьбу субъекта, попавшего под суд, решали присяжные, необходимо, чтобы от его лица поступило ходатайство об их привлечении к судебному процессу. Если такой документ попадает к председательствующему судье, назначается заседание, на котором рассматривается данный вопрос. В результате выносится определение о правомерности или неправомерности присутствия заседателей в процессе разбирательства.

Важно помнить: когда суд постановил правомерность присутствия присяжных в данном процессе, то его постановление не имеет обратной силы.

Это означает, что если у подсудимого возникнет желание отказаться от подобного правосудия, то он не сможет этого сделать. Его дело всё равно теперь рассмотрено будет при участии заседателей.

В ситуации, когда под обвинением оказывается группа людей, для привлечения заседателей достаточно ходатайство одного из них.

Когда среди остальных есть противники присутствия дополнительных участников процесса, они могут ходатайствовать о выделении их дела в отдельное судопроизводство. Если же этого сделать невозможно, суд всё-таки будет проходить с участием присяжных заседателей.

Функции присяжных

Как уже упоминалось выше, присяжные заседатели вступают в процесс только по ряду уголовных дел.

Это преступления, подсудность которых относится к таким судам:

  • областной;
  • верховный краевой;
  • суды городов федерального значения;
  • другим, сходным по значению, судам.

Это уже само по себе означает, что дело рассматривается судебной коллегией. Встаёт вопрос о том, для чего необходимо участие присяжных заседателей на разбирательстве, где решение и без того принимается коллегиально, а не единолично. Ответ заключается в некоторых различиях в функциях судебной коллегии и суда присяжных заседателей.

Следует учитывать, что присяжными становятся люди самых разнообразных профессий, они, в большинстве случаев, юридически не подкованы.

Выбор ими решения обуславливается незнаниями правовых норм, а только собственными представлениями, которые сложились у них в ходе разбирательства. То есть, их вердикт – это продукт чувств и эмоций.

Этими факторами определяется и функции, которыми законодатель наделил суд присяжных заседателей.

Разница между ними и судьями заключается в следующем:

  1. Присяжные заседатели должны ответить на вопрос о виновности/невиновности обвиняемого.
  2. Судья, знающий юридические нормы, решает все остальные вопросы, например, вопрос о мере наказания.

Присяжные могут в своём выборе руководствоваться всем сказанным в зале суда, судья же имеет право опираться только на юридически правильные позиции и доказательства. Суд присяжных УПК РФ наделил специальными полномочиями, круг которых ограничен в статье 334.

В соответствии с ней присяжные должны ответить на три вопроса:

  • действительно ли преступление имело место;
  • согласны ли они с тем, что обвиняемый участвовал в преступном деянии;
  • виновен ли он, с их точки зрения, в совершение данного правонарушения.

Какие юридические последствия наступают в зависимости от принятого судом присяжных решения, определяется председательствующим на разбирательстве судьёй.

О правах и обязанностях присяжных

В каждом регионе заранее сформированы списки граждан, которые могут быть приглашены для участия в судебном процессе.

В такие списки попадают те лица, которые «пригодны» на данную роль по ряду показателей:

  • возраст (не менее двадцати пяти лет);
  • судимость (точнее, ее отсутствие, которая не снята или не погашена);
  • дееспособность (судом признано, что кандидат вполне дееспособен);
  • отсутствие зависимости от наркотиков, алкоголя и подобное;
  • психическая уравновешенность, т. е. отсутствие психических расстройств.

Эти критерии учитываются при отборе присяжных всегда.

Кроме того, в зависимости от конкретного дела, лицо может быть отклонено как кандидат в присяжные, если:

  • незнакомо с языком, который используется в зале суда;
  • есть подозрения или уверенность, что субъект причастен к какому-либо преступлению;
  • обнаружились недостатки в физическом здоровье или психике, которые не дают возможность всесторонне рассмотреть и оценить данное дело.

Если хотя бы одно из перечисленных условий есть в наличии, то гражданин вычёркивается из списков кандидатов в присяжные заседатели. Не могут стать присяжными военнослужащие, священники, люди, которым уже исполнилось шестьдесят пять лет.

Из списка кандидатов для конкретного дела выбирается двенадцать человек. Такая цифра актуальна на сегодняшний день. Согласно грядущим изменениям в судебном законодательстве, число присяжных может сократиться. Кроме основных двенадцати человек, назначаются не менее двух запасных.

Присяжные заседатели, входящие как в основной список, так и в дополнительный, имеют право:

  • подробно изучать материалы дела;
  • исследовать все доказательства по делу, представленные в суд;
  • осуществлять записи для себя и своих размышлений;
  • получать от председательствующего судьи по просьбе разъяснения каких-либо правовых вопросов;
  • выяснять обстоятельства у участников процесса через председательствующего;
  • получать материальную компенсацию, предусмотренную законодателем за то, что не может в период судебного разбирательства присутствовать на рабочем месте;
  • заявить о своём отводе, если есть уважительные, с точки зрения закона, причины.

Эти права обеспечены законодателем и зафиксированы в 42 главе УПК.

Закон накладывает на присяжных ряд специальных обязанностей:

  1. Не покидать судебный зал пока идёт заседание.
  2. Держать своё мнение при себе до момента обсуждения присяжными вопроса о виновности субъекта.
  3. Хранить тайну судебного разбирательства.
  4. Не производить собственных изысканий по делу.
  5. Посещать все заседания по делу.
  6. Не обсуждать материалы дела с теми, кто никаким образом не связан с судом.
  7. Каждый из коллегии обязан принести присягу.

Если по какой-либо причине кандидат в присяжные не сможет выполнить свои обязательства и знает об этом, он обязан заранее уведомить об этом судью, чтобы получить отвод по уважительным основаниям.

Как образуется коллегия присяжных

Формирование коллегии присяжных заседателей в уголовном процессе – это специальная последовательность действий в судебной практике, которая строго регламентирована законодателем.

Для того чтобы собрать необходимое количество членов присяжных заседателей, необходимо заранее формировать списки кандидатов.

В соответствии с этими списками граждане приглашаются в зал суда, где председательствующий делает небольшой доклад по следующим вопросам:

  • знакомство со сторонами процесса;
  • объяснение сути уголовного разбирательства;
  • оглашение приблизительной длительности разбирательства;
  • разъяснение цели присутствия на заседании присяжных.

Кроме того, судья растолковывает кандидатам их право на самоотвод и их обязанности.

Следующий этап – рассмотрение самоотводов, которых бывает большое количество. Судья обязан удовлетворить их вне зависимости от того, имеются уважительные для того основания или нет. Никто не обязан становиться участником разбирательства в суде, если он никаким образом не связан с делом.

Далее процедура представляет собой обсуждение каждой кандидатуры на место присяжного заседателя.

Отметим, что ст. 328 (УПК РФ) описывает все этапы, предусмотренные для этого процесса:

  • вопросы сторон к кандидатам, с целью выяснить причины, которые могут послужить для отвода кандидатуры;
  • объявление данных о конкретном кандидате и его обсуждение;
  • заявление сторон об отводе по законным обстоятельствам;
  • рассмотрение судьёй отводов кандидатов с той или другой стороны, если они мотивированы;
  • рассмотрение немотивированных отводов в случае если кандидатов более, чем необходимо для разбирательства (первой выслушивается обвиняемая сторона);
  • занесение списка присяжных в протокол.

Если в ходе процедуры возникла проблема в недостаточном количестве присяжных, назначается ещё одно заседание, на которое приглашаются кандидаты из дополнительного списка. Процедура повторяется вновь.

После того как список из двенадцати присяжных оглашён и названы запасные присяжные, им предлагают занять специальные места. Весь процесс происходит в заседании, которое проводится в закрытом режиме.

Когда дело связано с тайной государственного значения, с каждого присяжного берётся подписка о неразглашении. Отказ в подобной подписке – причина для отвода присяжного и его замена запасным.

Чтобы упорядочить процесс участия присяжных в деле, законодатель постановил необходимость выбора старшего среди них. Он выбирается самими участниками коллегии элементарным голосованием. Именно через него присяжные будут передавать свои вопросы и пожелания судье.

Вердикт присяжных

Отвечая на поставленные перед ними вопросы, присяжные в то же время не обладают властью судьи, поскольку именно он назначает те санкции, которые будут применены к субъекту, признанному виновным.

Однако решение присяжных имеет для подсудимого огромное значение. Дело в том, что оправдательный приговор, вынесенный ими, считается абсолютно мотивированным и не подлежит отмене. Именно на это надеются обвиняемые, ходатайствующие о привлечении к процессу коллегии присяжных.

Оправданным считается субъект, если по основному вопросу (о его личной виновности) шесть или более присяжных проголосовали отрицательно, посчитав его невиновным в данном злодеянии.

В случае если более шести человек проголосовали за признание лица виновным, вердикт считается вынесенным не в пользу обвиняемого.

Однако необходимо помнить:

  • подобное решение не считается законодателем абсолютным;
  • если судья посчитает, что есть основания для его отмены, осуждаемый может быть и оправдан.

Когда приговор присяжных гласит: «Виновен», – ими может быть высказано пожелание о смягчении наказания ввиду каких-либо обстоятельств.

Лучше ли с присяжными

После возвращения в российское судопроизводство присяжных споры о необходимости такого правосудия не завершены и сегодня. Составляя комментарий по данной проблеме, многие адвокаты высказываются о том, что подобный процесс, наоборот, нарушает права обвиняемого.

Своё мнение они оправдывают тем, что:

  • присяжные не имеют юридического образования;
  • не знают норм права;
  • не разбираются в том, какие доказательства законны, а какие нет;
  • их мнение субъективно.

Иными словами, они не могут вынести справедливого решения.

Противники такой позиции утверждают, что именно правовая неподкованность позволяет присяжным учесть все стороны дела, а не только те, которые чётко регламентированы в правовых актах. Двенадцать человек, кроме этого, сложнее подкупить. А, следовательно, они способны решить вопрос максимально верно.

Однако на практике адвокаты рекомендуют своим клиентам прибегать к суду присяжных лишь как к последнему средству, когда нет более надёжного способа защиты своих прав.

Правительство страны на данном этапе развития судебного делопроизводства считает присутствие присяжных действенной мерой. Сегодня готовятся некоторые изменения, связанные с расширением полномочий заседателей.

Если говорить о намечающихся переменах кратко, то следует отметить, что суд присяжных может прийти и в районные суды, а также в суды гарнизонов. Возможно изменение числа коллегии в сторону уменьшения. Это положение обусловлено необходимостью сокращения затрат.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *