Суд ЕСПЧ

Европейская Конвенция о Правах Человека (ЕКПЧ) – международное соглашение, которым был утвержден ряд политических и гражданских прав для всех, подписавшихся под договором стран-участниц Совета Европы. Специальным механизмом их защиты стал единственный орган Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ).

Местом его дислокации стал Страсбург (Франция), а именно Дворец прав человека. Под юрисдикцию Суда подпадают все страны, что подписали Европейскую Конвенцию.

Содержание

Исторический момент

Европейский Суд учредили в 1959 году, этот орган с 1998 года поглотил все полномочия, что были разделены ранее между Судом, Комиссией и Комитетом министров СЕ (Совета Европы). Этот международный орган рассматривает в установленном международным правом порядке обращения и жалобы граждан, права и свободы которых были ущемлены в государствах-участниках СЕ. За несоблюдение регулируемых конвенцией норм может наступить должная правовая реакция – индивидуальная жалоба.

Весь период существования Суда международного значения позволил мировому сообществу утвердиться во мнении что ЕКПЧ – уважаемый и влиятельный, а еще эффективный инструмент защиты человеческих прав на международном уровне. Этот регулирующий механизм действенен не только на территории Европы, а и по всему миру. На данном этапе развития всего 47 государств, являющиеся участниками СЕ, автоматически становятся членами Европейского суда, регулирующего права человека.

Государства-участники Совета Европы, находящиеся под юрисдикцией ЕСПЧ:

Дела, попадающие под влияние Европейского Суда

ЕСПЧ не имеет полномочий в рассмотрении уголовных дел и вынесении приговоров по ним. Основоположное предназначение этого органа – проверка достоверности соблюдения обязанностей теми государствами, что являются подписантами ЕКПЧ. В вынесенном Судом решении должен фигуририровать факт наличия или отсутствия нарушений по выполнению обязательств, предусмотренных международным договором.

Предусмотрено три уровня нарушений, что подлежат рассмотрению ЕСПЧ:

1. Случаи, где нарушение норм по ЕКПЧ наблюдаются со стороны государственной власти. В качестве примера: сотрудник правоохранительных органов ведет себя по отношению к заключенному жестоко и неуважительно, тем самым унижает человеческое достоинство, а, значит, нарушая права гражданина. В этой ситуации нарушается запрет на пытки, что оговаривается в ЕКПЧ.
2. Ненадлежащее выполнение своих обязательств государством. В частности, когда нет полномерного расследования дела, ущемляются права потерпевшей стороны, а, значит, не наступает восстановление тех правах что были нарушены.
3. Невыполнение государством норм конвенции международного значения. На этом уровне находятся дела, в течение которых права гражданина не были защищены государством.

Практически в каждом государстве-участнике СЕ имели место нарушения на каждом из уровней. 1959-1998 годы – тот период, за который ЕСПЧ сумел рассмотреть тысячи дел, основная часть которых включала в себя индивидуальные жалобы граждан. Как показывает современная практика нормы, включенные в I раздел Конвенции и еще в протоколы дополнений к этому разделу, приобретают ту трактовку, что дает им Европейский Суд.

Для выполнения своей основной функции, а именно выполнения обязательств странами-подписантами ЕКПЧ, Европейский Суд берет на себя обязательство рассмотрения конкретного случая, а также вынесения вердикта по нему. К производству принимаются те индивидуальные жалобы, что были поданы одним из участников. Заявителем может выступать:

• Физическое лицо;
• Группа граждан;
• Неправительственная организация;
• Государство – член СЕ.

Таким образом, все граждане, их объединения, неполитические организации, что попадают под юрисдикцию государства-подписанта ЕКПЧ, могут напрямую обращаться в ЕСПЧ за восстановлением справедливости, если имеет место факт нарушения свобод, прав, регулируемых Конвенцией. Страна-подписант международного договора имеет право обратиться с жалобой на нарушение конвенционных норм другим членом СЕ. Но обращение может иметь место, когда соблюдены некоторые условия.

Условия, соблюдение которых, позволяет обращаться в Европейский Суд

• Предмет. Стать предметом жалобы могут исключительно права, прописанные в тексте ЕКПЧ и в ее Протоколах. Несмотря на то, что перечень регулируемых норм очень широк, он не охватывает всех современных прав, встречающихся в новейшем конституционном законодательстве современных стран. Например, право на социальное обеспечение, на труд-нормы, что регулируются другим международным документом, а именно Европейской Социальной Хартией. Следовательно, такие положения не могут попасть под юрисдикцию ЕСПЧ.
• Субъект. Участником процесса, истцом может быть исключительно потерпевший. И в тех случаях, когда с обращением выступает группа лиц, каждый из них будет являться отдельным участником процесса и отстаивать собственные интересы.
• Сроки. Подавать жалобу следует не позднее как через 6 месяцев после вынесения решения государственным судебным органом.
• Ратификация. В ЕСПЧ могут рассматриваться исключительно те нарушения, что имели место после даты ратификации ЕКПЧ государством, под юрисдикцией которого находится потерпевший.
• Соблюдение всех судебных ступеней. Жалоба может быть принята к рассмотрению лишь после прохождения иска по всем внутригосударственным судебным инстанциям.

Европейский суд по правам человека (известный также как Европейский суд, Страсбургский суд, ЕСПЧ) — это международный судебный орган по рассмотрению жалоб на нарушение прав человека, расположенный во французском городе Страсбург. Основанный в 1959 году, Европейский Суд по правам человека является компетентным в вынесении постановлений в отношении жалоб, поданных индивидуальными заявителями или государствами о нарушении Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года.

Постановления Европейского суда (Judgments) — это окончательные решения по существу дела. Только в постановлении ЕСПЧ может признать нарушение Конвенции со стороны государства-ответчика. Постановления ЕСПЧ являются обязательными для государств-участников и вынуждают правительства вносить изменения в законодательство, менять административную и судебную практику.

Конвенции о защите прав человека и основных свобод была принята в 1950 году и является главным юридическим документом для всех стран Совета Европы. Защищать ее обязанность государственных и муниципальных властей каждого государства, а также национальных судов. Поэтому Европейский суд выступает последней судебной инстанцией и действует на основе принципа субсидиарности.

ЕСПЧ является необычным судом во многих отношениях. Его юрисдикция простирается от Рейкьявика в Северной Атлантике до Владивостока на тихоокеанском побережье России. Европейский суд по правам человека служит основой для защиты прав человека в 47 государствах-членах Совета Европы, в которых проживают больше, чем 800 миллионов человек. Участником Конвенции о защите прав человека и основных свобод в скором времени будет также Европейский союз.

Здание Европейского суда по правам человека

Здание Европейского суда по правам человека, именутеся также как «ДВОРЕЦ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА» было построено в 1995 года по проекту архитекторов: Richard Rogers Partnership Ltd, Лондон, и Клод Бюше, Страсбург. Полезная площадь: 28 000 кв.м, из них: — 860 кв.м большой зал судебных заседаний — 520 кв.м малый зал судебных заседаний — 4500 кв.м конференц-залы. Количество конференц-залов: -16500 кв.м офисы 18, в том числе: — большой зал судебных заседаний (243 места + 49 мест для судей + 22 места для заявителей) — малый зал судебных заседаний (101 место + 25 мест для судей + 12 мест для заявителей) — совещательные комнаты (от 47 до 52 мест) — конференц-залы (в среднем 47 мест вокруг стола + 52 отдельных места).

I. Десять главных фактов о Европейском суде по правам человека

  1. ЕСПЧ — высшая судебная инстанция для всех судебных систем европейских стран, включая Турцию и Россию, кроме Республики Беларусь; всего 47 государств.

  2. ЕСПЧ создан и действует с 1959 года во французском городе Страсбург на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года (Конвенция).

  3. ЕСПЧ рассматривает жалобы от любых физических, юридических лиц, или государств на действия (бездействия) властей государств-участников Конвенции или Европейского Союза (ЕС еще не присоединился к Конвенции).

  4. Официальными языками Европейского суда являются английский и французский; это означает, что судебные заседания и судебное делопроизводство осуществляется на одном из этих языков.

  5. Рабочими языками ЕСПЧ являются все языки государств-участников Конвенции; это означает, например, что жалоба может быть подана на любом языке государства-участника.

  6. Европейский суд выносит три основных вида решений (всего их более 10 видов):

  • решение о неприемлемости жалобы, оформленное в виде письма, адресованного заявителю (более 95%);
  • решение о неприемлемости или приемлемости жалобы в виде отдельного мотивированного документа, в переводе на русский, именуется собственно «решением» (decision);
  • окончательное решение по делу, в переводе на русский, именуемое постановлением (judgment); только в этом документе Европейский суд может признать нарушение прав человека.

7. За 56 лет своего существования ЕСПЧ вынес 42,529 мотивированных решений и постановлений (на 25 ноября 2016 года). 90% из них было вынесено за 20 последних лет.

8. Полномочия Европейского суда по правам человека:

  • признавать факт нарушения прав человека;
  • присуждать компенсацию жертвам; признавать ответчика не исполнившим окончательное решение Европейского суда;
  • выносить консультативные заключения; предписывать ответчику принять определенные меры по устранению нарушений прав человека, указав на характер этих мер.

9. Последствия для государства (или Европейского союза) вынесения постановления Европейским судом, в котором будет признано нарушение, зависят от характера нарушений и могут быть следующие:

  • выплата компенсации; проведения расследования, если речь идет о потерпевшем в преступлении, пересмотр как гражданского, так и уголовного дела (индивидуальные меры);
  • изменение законодательства или принятие других общих мер по исправлению ситуации в целом (меры общего характера).

10. Последствия невыполнения постановления Европейского суда: привлечение к международно-правовой ответственности, включая все применимые международно-правовые виды ответственности (порицание, ответные меры и и др., а также как крайняя мера — приостановление членства или исключение из членов Совета Европы.

II. Идеология Европейского суда по правам человека

Идеология создания и работы ЕСПЧ определяется двумя факторами. Во-первых, создателями Европейского суда и их целями. Во-вторых, тем кто и на что может жаловаться в этот международный суд.

Идеологами создания ЕСПЧ является небольшая группа дальновидных и идеалистически настроенных адвокатов, которые решили предотвратить повторение разрушительных войн и сопутствующих ужасных преступлений. Они утверждали, что лучшим способом для достижения этой цели должно быть гарантировано уважение к демократии и верховенству права на национальном уровне. Они считали, что только коллективное соблюдение основных прав обеспечит общие минимальные стандарты, которые составляют основу демократического общества.

Обращаться с жалобами в Европейский суд по правам человека можно только против государств-участников Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Это означает, что жалобы против частных лиц (физических или организаций) являются недопустимыми. Однако в некоторых случаях государство несет ответственность за действия частных лиц. Тем не мене жалоба в любом случае подается против государства.

Государство несет ответственность за действия всех своих органов и представителей. Муниципальные органы также подпадают для целей обращения в Европейский суд по правам человека в круг ответственных субъектов, хотя формально не являются государственными органами. В некоторых случаях в Европейский суд по правам человека можно обращаться в связи с действиями коммерческих организаций, которые не являются ни государственными, ни муниципальными, однако в руководстве, которых государство играет определенную роль.

Главной целью создания и функционирования Европейского суда по правам человека является обеспечение соблюдение прав и свобод людей и организаций, закрепленных в Конвенции по защите прав и основных свобод.

III. Ключевые даты истории Европейского суда по правам человека

  • 5 мая 1949 года Основание Совета Европы
  • 4 ноября 1950 года Принятие Конвенции о защите прав человека и основных свобод
  • 3 сентября 1953 года Вступление в силу Конвенции о защите прав человека и основных свобод
  • 21 января 1959 года Первые выборы членов Европейского суда по правам человека Консультативной Ассамблеей Совета Европы
  • 23-28 февраля 1959 года Первая сессия ЕСПЧ
  • 18 сентября 1959 года Принятие Регламента Европейского суда
  • 14 ноября 1960 года Вынесение Европейским судом первого постановления: Лоулесс против Ирландии
  • 1 ноября 1998 года Вступление в силу Протокола № 11 к Конвенции, учреждающего «новый Суд»
  • 18 сентября 2008 года Вынесение Судом 10 000-го постановления
  • 1 июня 2010 года Вступление в силу Протокола № 14 к Конвенции, целью которого является гарантия долгосрочной эффективности ЕСПЧ

Читайте подробнее о истории создания Европейского суда по правам человека

IV. Конвенция о защите прав человека и основных свобод:

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms) принята 4 ноября 1950 года в Риме. Конвенция закрепляет перечень основных прав, которые обязаны обеспечивать, в первую очередь государства-члены Совета Европы. Конвенция учреждает Европейский суд по правам человека, в который человек, организация, группа лиц или государство имеет право подать жалобу в случае несоблюдения государствами прав, гарантируемых Конвенцией.

Таким образом, Конвенция включает в себя нормы материального и процессуального права.

Конвенция дополнялась отдельными протоколами, которые действуют и юридически являются частью Конвенции. В Конвенцию вносились изменения отдельными протоколами. Протокол № 14 изменил процедуру рассмотрения дел, а также дополнил текст Конвенции положениями гарантирующими исполнение окончательных постановлений (решений) Европейского суда по правам человека. Текст Конвенции также был ранее изменен в соответствии с положениями Протокола № 3, который вступил в силу 21 сентября 1970 г., Протокола № 5, который вступил в силу 20 декабря 1971 года и Протокола № 8, который вступил в силу с 1 января 1990 года, и включает в себя также текст Протокола № 2. Все положения, которые были изменены или добавлены 5 и 8 протоколами были заменены Протоколом № 11, с даты вступления его в силу — 1 ноября 1998 года.Начиная с этого момента, Протокол № 9, который вступил в силу 1 октября 1994 года, был отменен, а Протокол № 10 потерял свою цель.

V. Cостав Европейского суда по правам человека

Судьи и Секретариат ЕСПЧ

ЕСПЧ состоит из 47 судей. Число судей, входящих в состав суда, равно количеству государств — участников Конвенции. Судьи ЕСПЧ избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы из списка, поданного каждым государством и включающего в себя три кандидатуры. Они избираются со сроком полномочий на девять лет и не могут быть переизбраны. У

ЕСПЧ есть вспомогательный орган — Секретариат ЕСПЧ. В состав Секретариата входят юристы, административный и технический персонал, переводчики. В настоящий момент в Секретариате работает 679 человек, из которых 62 – граждане России.

VI. Полномочия Европейского суда по правам человека

Компетенция (юрисдикция, полномочия) Европейского суда по правам человека является обязательной для всех государств-участников Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Кратко и почти исчерпывающим образом о полномочиях ЕСПЧ. Европейский суд по правам человека имеет право:

  • рассматривать индивидуальные и межгосударственные жалобы, поданные в Европейский суд по правам человека против одного или нескольких государств-членов Совета Европы или против Европейского союза;
  • признавать факт того, что было нарушено, то или иное право заявителя;
  • присудить выигравшему заявителю справедливую компенсацию;
  • толковать Конвенцию о защите прав человек и основных свобод;
  • устанавливать факт того, что какое-либо нарушение в определенном государстве носит массовый характер из-за системной проблемы, в связи, с чем предписывать этому государству предпринять меры по исправлению этого недостатка;
  • рассматривать запрос комитета министров Совета Европы по вопросу о том, не нарушило ли государство-ответчик свое обязательство по исполнению постановлений (решений) Европейского суда поп правам человека;
  • давать толкование ранее вынесенному постановлению по запросу Комитета Министров Совета Европы;
  • выносить Консультативные заключения о толковании Конвенции о защите прав человека и основных свобод, по вопросам, не связанным с рассмотрением дел.

VII. Права, которые защищает Европейский суд по правам человека

Перечень прав за соблюдением которых государствами-членами Совета Европы следит Европейский суд по правам человека закреплен в Конвенции о защите прав человека и протоколах к ней:

  1. Право на жизнь
  2. Запрещение пыток
  3. Запрещение рабства и принудительного труда
  4. Право на свободу и личную неприкосновенность
  5. Право на справедливое судебное разбирательство
  6. Наказание исключительно на основании закона
  7. Право на уважение частной и семейной жизни
  8. Свобода мысли, совести и религии
  9. Свобода выражения мнения
  10. Свобода собраний и объединений
  11. Право на вступление в брак
  12. Право на эффективное средство правовой защиты
  13. Запрещение дискриминации
  14. Защита собственности
  15. Право на образование
  16. Право на свободные выборы
  17. Свобода передвижения
  18. Право на обжалование приговоров по уголовным делам во второй инстанции
  19. Право на компенсацию в случае судебной ошибки
  20. Право не быть судимым или наказанным дважды
  21. Равноправие супругов

VIII. Порядок рассмотрения дел в Европейском суде по правам человека

Поступившие в ЕСПЧ жалобы, рассматриваются сначала всегда Секретариатом Суда, затем либо Единоличным Судьей, либо Комитетом из трех Судей, либо Палатой из семи судей (или 5 судей), либо Большой Палатой из 17 судей.

С 2014 года в Суд может быть подана только жалоба установленной формы (раньше, можно было написать письмо в произвольной форме (предварительная жалоба), в котором высказывалось намерение подать жалобу и ее суть).

Также в Суд может быть направлено заявление о применении Европейским судом предварительных мер. В любом случае за письмом или заявлением в Суд направляется жалоба. В противном случае производство по жалобе просто не будет возбуждено, а по возбужденному делу оно прекращается.

Рассмотрение индивидуальных жалоб является основным видом деятельности Европейского суда по правам человека. Однако наряду с этим ЕСПЧ разрешает другие вопросы: о применении предварительных мер, о вынесении консультативного заключения, вынесение пилотного постановления, толкование ранее вынесенного Судом постановления, производство по вопросу нарушения обязательства исполнять постановление. Два последних производства введены Протоколом № 14 к Конвенции.

Читайте подробнее о порядке рассмотрения жалоб: Процесс рассмотрения жалоб в ЕСПЧ

Кто может подавать жалобы в ЕСПЧ

Европейский суд по правам человека принимает жалобы от любого физического лица, юридического лица или группы таких лиц. Исключение составляют только государственные органы и организации.

После какой национальной инстанции можно подавать жалобу в ЕСПЧ

Европейский суд принимает жалобы только после исчерпания внутренних средств правовой защиты, но не всех, а только эффективных средств. Право определить, является ли национальное средство защиты эффективным, принадлежит самому Европейскому суду по правам человека.

Применительно к России, ответить на вопрос о том, после какой инстанции можно обращаться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), необходимо следующим образом:

  • По гражданским делам, рассматриваемым по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным кодексом, а также по делам из публичных правоотношений, разрешаемым по кодексу административного судопроизводства жалобу в Европейский суд по правам человека следует подавать в течении 6 месяцев после кассационного определения Верховного суда РФ (суда четвертой инстанции) инстанции.
  • По уголовным делам, а также делам по административным правонарушениям, рассматриваемым по КоАП, жалобу в ЕСПЧ необходимо подавать после суда второй (апелляционной) инстанции.
  • В отличие от гражданских и уголовных дел, рассматриваемых в судах общей юрисдикции, по делам рассматриваемым в арбитражном суде нет точной определенности, поскольку на данный момент ЕСПЧ не рассмотрел вопрос о том, является ли Верховный суд РФ, который рассматривает арбитражные дела взамен упраздненного Высшего арбитражного суда, эффективном средством правовой защиты. Однако автор убежден, что ответ будет положительным.
  • В определенных случаях обращение в национальные суды может не потребоваться.

Читайте подробнее: После какой инстанции можно обращаться в Европейский суд по правам человека

IX. Cтатистические показатели работы Европейского суда по правам человека

ЕСПЧ: статистика в 2016 году

С 1 января по 1 ноября 2016 года

Статистика Европейского суда по правам человека за с 1959 по 2016 годы

Главными полномочиями Европейского суда по правам человека является компетенция рассматривать межгосударственные и индивидуальные жалобы. Именно в рассмотрении индивидуальных жалоб сосредоточенно больше 99% деятельности Европейского суда по правам человека.

С момента своего основания в 1959 году по 10.06.2016, Европейский суд по правам человека вынес:

  • постановлений: 19001;
  • мотивированных решений: 22 483;
  • консультативных заключения: 3.

Статистика ЕСПЧ в картинках

Количество жалоб, ожидающих рассмотрения ЕСПЧ

Стадии на которых находятся жалобы в ЕСПЧ

X. Европейский суд по правам человека и Европейский Союз

В настоящее время идет процесс присоединения Европейского Союза к Конвенции. После присоединения Европейского союза к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, жаловаться также можно будет и против действий органов и институтов Европейского союза.

Присоединение Европейского союза к Конвенции стало юридическим обязательством по Лиссабонскому договору, который вступил в силу 1 декабря 2009 года. Правовая основа для присоединения ЕС Конвенции стала статья 59 этого договора ( «Европейский Союз может присоединиться к настоящей Конвенции»), с поправками, внесенными Протоколом № 14 к Конвенции, который вступил в силу 1 июня 2010 года.

Присоединение Европейского союза к Конвенции о защите прав человека преследует решение двух основных задач:

  • дать возможность гражданам и организациям обжаловать действия органов Европейского Союза;
  • сбалансировать практику Европейского суда по правам человека и Суда Европейского Союза, которые находится в Люксембурге.

XI. Адрес и сайт Европейского суда по правам человека

Основанный в 1959 году, Европейский Суд по правам человека является международным судебным органом, компетентным в вынесении постановлений в отношении жалоб, поданных индивидуальными заявителями или государствами. Жалобы должны касаться нарушений гражданских и политических прав, изложенных в Европейской Конвенции о защите прав человека. С 1998 года Суд заседает на постоянной основе, и физические лица имеют возможность подавать жалобы напрямую. Почти за полвека Суд вынес более 10 000 постановлений. Они являются обязательными для государств-участников и вынуждают правительства вносить изменения в свои законодательства и административную практику в многочисленных сферах деятельности. Благодаря практике Суда Конвенция является динамичным и мощным инструментом для решения новых задач и укрепления правового государства и демократии в Европе. Суд расположен в Страсбурге, во Дворце прав человека, спроектированном в 1994 году британским архитектором лордом Ричардом Роджерсом. Именно в этом здании, чье изображение известно во всем мире, Суд следит за соблюдением прав человека 800 миллионов европейцев в 47 государствах-членах Совета Европы, ратифицировавших Конвенцию.

Европейский Суд по правам человека

Информация для заявителей на русском языке

Раздел III. Судебная практика Европейского Суда по правам человека

Постановление Европейского Суда по правам человека от 14 марта 2017 года по жалобе N 5491/11 «Литвинчук против России»

Заявительница жаловалась на нарушение ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее — Конвенция) в связи с отменой при пересмотре в порядке надзора обязательных и подлежащих исполнению решений, вынесенных в ее пользу, а также на нарушение ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции в отношении тех же фактов.

Дело заявительницы было дважды пересмотрено в порядке надзора президиумом областного суда: 17 декабря 2009 года по ее ходатайству и 08 июля 2010 года по ходатайству ее оппонента. Первоначально президиум считал, что неправильное применение национального законодательства является основной ошибкой, оправдывающей отмену решения суда второй инстанции и направление дела на новое рассмотрение. В ходе последующего разбирательства президиум принял совершенно противоположное решение, обосновав вторую отмену принципом правовой определенности.

Европейский Суд посчитал, что в ходе нового рассмотрения в кассационном суде вышеуказанный принцип в действительности не был принят во внимание, это упущение привело к нарушению принципа правовой определенности, предусмотренного п. 1 ст. 6 Конвенции, и подорвало стабильность обязательного судебного акта. В результате такого произвольного применения внутригосударственных процессуальных норм судом, выполнявшим пересмотр дела в порядке надзора, заявительница была лишена возможности получить значительную сумму денег, присужденную ей судом кассационной инстанции. Соответственно, по данному делу было допущено нарушение ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции.

Европейский суд постановил, что государство-ответчик обязано в течение трех месяцев выплатить заявительнице 5 000 евро в качестве возмещения имущественного ущерба и неимущественного вреда.

Постановление Европейского Суда по правам человека от 13 июня 2017 года по жалобе N 23137/04 «Кравченко против России»

Заявительница жаловалась на нарушение принципа правовой определенности в связи с отменой обязательных и подлежащих исполнению решений, вынесенных в ее пользу, на основании вновь открывшихся обстоятельств. Она сослалась на ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее — Конвенция), а также на ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции. Кроме того, заявительница жаловалась на то, что ей не предоставили возможности посетить слушание, когда городской суд удовлетворил еще один иск ее оппонента, и что судебные решения по делу были вынесены неверно.

Европейский Суд единогласно постановил, что в данном деле власти Российской Федерации нарушили требования ст. 6 Конвенции и ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции в связи с отменой окончательных постановлений, вынесенных в пользу заявительницы на основании вновь открывшихся обстоятельств, и обязал государство-ответчика выплатить заявительнице 2 000 евро в качестве компенсации морального вреда.

• Состав ЕСПЧ
• Состав ЕСПЧ (1959 — 1998 гг.)

Европейский Суд по правам человека состоит из судей, число которых соответствует числу подписавших Конвенцию государств. Хотя кандидаты на эти должности первоначально выдвигаются соответствующим правительством, судьи пользуются полной независимостью при исполнении своих обязанностей и не представляют интересы государства, его выдвинувшего. Первые выборы в новый Суд, в связи с принятием Протокола № 11 к Европейской конвенции о правах человека, состоялись в январе 1998 года и избранные судьи приступили к исполнению своих обязанностей 3 ноября 1998 года.

Нынешним председателем Суда является Дин Шпильманн (Люксембург).

Состав Европейского Суда по правам человека

г-н Дин Шпильманн, председатель суда (Люксембург) г-н Йозеп Касадеваль, заместитель председателя суда (Андорра) г-н Гуидо Раймонди, заместитель председателя (Италия) г-жа Инета Зимель, председатель секции (Латвия) г-н Марк Виллигер председатель секции (Лихтенштейн) г-жа Изабель Берро-Лефевр председатель секции (Монако) г-н Корнелиу Бирсан (Румыния) г-н Пьер Лоренцен (Дания) г-н Боштьян Зупанчич (Словения) г-жа Элизабет Штейнер (Австрия) г-жа Алвина Гюлумян (Армения) г-н Ханлар Гаджиев (Азербайджан) г-н Дэвид Тор Бьёргвинсон (Исландия) г-жа Дануте Йочине (Литва) г-н Ян Шикута (Словакия) г-н Драголюб Попович (Сербия) г-жа Пааиви Хирвелаа (Финляндия) г-н Джорж Николау (Кипр) г-н Льюис Лопес Гуэрра (Испания) г-н Андрес Сайо (Венгрия) г-жа Мириана Лазарова Трайковска («Бывшая Югославская Республика Македония») г-н Лэди Бьянку (Албания) г-жа Нона Цоцориа (Грузия) г-жа Энн Пауэр-Форд (Ирландия) г-жа Здравка Калайдиева (Болгария) г-жа Изил Каракаш (Турция) г-н Небойша Вучинич (Монтенегро) г-жа Кристина Пардалос (Сан Марино) г-жа Ганна Юдкивска (Украина) г-н Винсент А. Де Гаэтано (Мальта) г-жа Анжелика Нюссбергер (Германия) г-жа Джулия Лаффранк (Эстония) г-н Пауло Пинто де Альбукерка (Португалия) г-н Линос-Александр Сицилианос (Греция) г-н Эрик Мос (Норвегия) г-жа Хэлен Кэллер (Швейцария) г-н Андре Потоки (Франция) г-н Пол Леменс (Бельгия) г-жа Хэлена Йодерблом (Швеция) г-н Пол Махони (Великобритания) г-н Алеш Пейкал (Чехия) г-н Йоханес Силвис (Нидерланды) г-н Кржиштоф Войтышек (Польша) г-н Валериу Грицко (Молдова) г-н Фарис Вехабович (Босния и Герцеговина) г-н Дмитрий Дедов (Российская Федерация) г-жа Ксения Туркович (Хорватия) г-н Эрик Фриберг, секретарь-канцлер суда (Швеция) г-н Майкл О’Бойл, заместитель секретаря-канцлера суда (Ирландия)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *