Субсидии на возмещение затрат

Налогообложение субсидии на возмещение части затрат при УСН (6%)

Цитата (pavel808):Но тогда не могу понять вот этого » Это все означает что в КУДир доходы отражаются пропорционально расходам. А вот что конкретно по вам :
Если средства государственной помощи в виде субсидии получены в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также на содействие самозанятости безработных граждан, они включаются в доходы пропорционально расходам, оплаченным за счет средств финансовой поддержки. При этом такие средства нужно включить в доходы в полной сумме в срок не более:
двух лет – по субсидиям в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
трех лет – по субсидиям, полученным на содействие самозанятости безработных граждан, а также на привлечение трудовых ресурсов в субъекты РФ, которые включены в перечень приоритетных. При нарушении условий получения субсидий по данным основаниям всю сумму субсидии нужно учесть в доходах единовременно в период допущения такого нарушения.В случае когда к концу второго (третьего) года израсходована не вся сумма субсидий, включите в доходы этого периода весь неизрасходованный остаток.
Такой порядок предусмотрен абзацами 4, 5, 6, 8 и 9 пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.
Независимо от того, какой объект налогообложения применяет организация, субсидии, полученные в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, на содействие самозанятости безработных граждан, а также на привлечение трудовых ресурсов в субъекты РФ, которые включены в перечень приоритетных, отражают в книге доходов и расходов одновременно в графе 4 и 5 раздела I.
При этом организации, которые применяют объект «доходы», при определении облагаемого налогом дохода суммы субсидий, указанные в графе 4, учитывать не должны. Это следует из положений абзаца 7 пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 3 марта 2014 г. № 03-11-11/8826 и ФНС России от 21 июня 2011 г. № ЕД-4-3/9835.
Если средства государственной помощи, которые не являются целевым финансированием, получены для использования по иному назначению, особых правил для учета их в доходах налоговым законодательством не предусмотрено. Следовательно, суммы такой государственной помощи включайте в доход единовременно по факту получения (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
Олег Хороший,
государственный советник налоговой службы РФ II ранга

Учет государственной помощи в коммерческих организациях

Коммерческие организации для выполнения различных социально-экономических задач получают государственную помощь в виде субсидий, субвенций, бюджетных кредитов. Рассмотрим порядок учета и раскрытия информации о государственной помощи в бухгалтерской отчетности.

Государственная поддержка коммерческих организаций осуществляется как за счет средств федерального бюджета, так и средств субъектов Российской Федерации. Поддержка может осуществляться в виде предоставления субсидий, субвенций, бюджетных кредитов, целевых поступлений, создания льготных условий.

Целевые поступления — это поступления, полученные из бюджета бюджетополучателями, а также средства других организаций и физических лиц, полученные некоммерческими организациями на содержание и ведение уставной деятельности.

Целевое финансирование — это поступления, полученные налогоплательщиком из бюджета, а также от других организаций и физических лиц, предоставленные для финансирования определенных целевых программ.

Налоговый учет

Налог на прибыль. При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления из бюджета (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров) и доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования.

Порядок предоставления средств из бюджета установлен Бюджетным кодексом РФ (БК РФ). Перечень организационно-правовых форм юридических лиц, имеющих право напрямую получать средства из бюджета, поименован в ст. 6 БК РФ. Коммерческие организации в нем не поименованы, поэтому полученные субсидии, субвенции целевыми поступлениями в понятии, приведенном в п. 2 ст. 251 НК РФ, не признаются и подлежат учету при определении базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов (Письма Минфина России от 11.12.2009 N 03-03-06/4/106, от 10.12.2009 N 03-03-06/1/800, от 02.12.2009 N 03-07-04/07, ФНС России от 16.10.2009 N 3-2-09/212@, от 10.09.2009 N ШС-17-3/165@).

Налог на добавленную стоимость. Получение средств в виде целевого финансирования не приводит к возникновению базы по НДС, если только эти средства непосредственно не связаны с реализацией подлежащих налогообложению товаров.

НДС по товарам, приобретаемым за счет средств целевого бюджетного финансирования, вычету не подлежит. Исключение составляют ситуации, когда организации получают бюджетные средства на возвратной основе (бюджетные кредиты). Невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением материальных ценностей, включаются в их стоимость наряду с прочими затратами по их приобретению. Поэтому суммы НДС, уплачиваемые при приобретении имущества, включаются в его стоимость, а суммы НДС, уплачиваемые по текущим расходам, относятся на счета учета затрат в составе расходов по обычным видам деятельности. В дальнейшем при реализации имущества, приобретенного с использованием бюджетного финансирования, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества и его стоимостью (остаточной стоимостью). Если в результате определения налоговой базы с межценовой разницы получен убыток либо размер налоговой базы равен нулю, налог не исчисляется и не уплачивается (Постановления ФАС Московского округа от 09.11.2005, 01.11.2005 N КА-А40/10790-05, Поволжского округа от 09.08.2005 N А55-14502/04-10).

Учет государственной помощи

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям, регламентируются ПБУ 13/2000. Стандарт определяет государственную помощь как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества). ПБУ 13/2000 выделяет следующие формы государственной помощи:

  • денежные средства — бюджетные средства в виде субсидий, субвенций, бюджетные кредиты;
  • неденежные средства — земельные участки, природные ресурсы, объекты основных средств и другое имущество;
  • прочие — оказание консультационных услуг на безвозмездной основе, предоставление гарантий, беспроцентных займов или займов с пониженным процентом, государственные закупки и др.

При принятии бюджетных средств (субсидий, субвенций) к бухгалтерскому учету необходимо иметь уверенность, что:

условия предоставления этих средств организацией будут выполнены (подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и т.п.);

указанные средства будут получены (подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов (например, основных средств (ф. N ОС-1), оборудования (ф. N ОС-14)) и иные соответствующие документы).

Если хотя бы одно из условий не выполняется, то организация не имеет права принять к учету поступившие бюджетные средства. Однако в п. 12 ПБУ 13/2000 описывается порядок отражения в учете поступления бюджетных средств в случае, когда средства уже получены, а достаточная уверенность в том, что организация выполнит условия предоставления средств, отсутствует. В этой ситуации в бухгалтерском учете отражаются возникновение целевого финансирования и поступление денежных средств, капитальных вложений и т.п. Эти суммы учитываются как целевое финансирование до получения достаточных подтверждений того, что организация выполнит условия их предоставления.

Пример 1. Компания, производящая строительные материалы, в рамках мероприятий по поддержке отечественного производителя получила субсидию на приобретение оборудования в сумме 1550 тыс. руб. Компания не уверена, что условия предоставления этих средств будут выполнены. В учете суммы поступлений отражаются как получение целевого финансирования:

Д-т сч. 55 «Специальные счета в банках», субсч. «Средства целевого финансирования»,

К-т сч. 86 «Целевое финансирование

1550 тыс. руб.

получены средства целевого финансирования.

Эти суммы должны учитываться как целевое финансирование до получения достаточных подтверждений того, что организация выполнит условия их предоставления. До этого момента средства не могут использоваться на приобретение объектов основных средств.

Если все условия признания государственной помощи выполнены, то исходя из содержания п. 7 ПБУ 13/2000 следует, что бюджетные средства могут отражаться в учете одним из двух способов.

Первый способ. Исходя из допущения определенности фактов хозяйственной деятельности бюджетные средства отражаются как возникновение целевого финансирования и дебиторской задолженности по этим средствам (метод начисления) (пример 2).

Пример 2. Согласно бюджетной росписи, утвержденной 15 января 2010 г., компании были выделены на безвозмездной основе средства на финансирование капитальных расходов (приобретение спецтехники) по целевой программе в сумме 1200 тыс. руб. при условии, что приобретение произойдет до конца 2010 г. Компания в январе 2010 г. заключила договор с ЗАО «Спецтехника» на поставку оборудования. Фактически денежные средства были зачислены на расчетный счет компании только 16 февраля 2010 г. В учетной политике закреплено, что государственная помощь учитывается по мере возникновения целевого финансирования и задолженности по этим средствам (метод начисления).

В бухгалтерском учете компании произведены следующие записи:

15 января:

Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсч. «Расчеты по государственной субсидии»,

К-т сч. 86 «Целевое финансирование»

1200 тыс. руб.

признаны средства целевого финансирования;

15 февраля:

Д-т сч. 55 «Специальные счета в банках», субсч. «Средства целевого финансирования»,

К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсч. «Расчеты по государственной субсидии»,

1200 тыс. руб.

отражено фактическое получение средств целевого финансирования.

Второй способ. По мере фактического получения активов (денежных средств, объектов основных средств и иного имущества) (кассовый метод) (пример 3).

Пример 3. Согласно бюджетной росписи, утвержденной 20 января 2010 г., компании в рамках целевой программы были выделены на безвозмездной основе средства в сумме 2000 тыс. руб. на приобретение сельскохозяйственной техники. Фактически средства из бюджета получены 15 марта 2010 г. В учетной политике закреплено, что государственная помощь учитывается по мере фактического поступления средств (кассовый метод).

В бухгалтерском учете компании произведены записи:

Д-т сч. 55 «Специальные счета в банках», субсч. «Средства целевого финансирования»,

К-т сч. 86 «Целевое финансирование»

2000 тыс. руб.

отражены средства целевого финансирования.

Если из бюджета выделяются средства в виде ресурсов, отличных от денежных средств, то они учитываются в сумме, равной стоимости полученных или подлежащих получению активов. Стоимость определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно устанавливается стоимость таких же или аналогичных активов (пример 4).

Пример 4. Компания, относящаяся к субъектам малого предпринимательства, в рамках целевой программы 25 февраля 2010 г. получила государственную помощь в виде имущества (основные средства). Организация не приобретала ранее аналогичное имущество, поэтому стоимость полученного объекта основных средств должна определяться на уровне рыночной цены.

При определении текущей рыночной стоимости бухгалтер может воспользоваться данными о ценах на аналогичные основные средства, полученными в письменной форме от организаций-изготовителей, сведениями об уровне цен, имеющимися у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также публикациями в средствах массовой информации, специальной литературе и экспертными заключениями (например, оценщиков) о стоимости отдельных объектов основных средств.

Полученные бюджетные средства могут быть использованы на различные цели, например, на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов и др.); на покрытие текущих расходов организации, подлежащих компенсации на систематической основе (приобретение материально-производственных запасов, оплата труда работников и другие расходы аналогичного характера); в качестве компенсации за уже понесенные организацией расходы, включая убытки.

Каждый из этих вариантов предусматривает свой порядок списания бюджетных средств со счета учета целевого финансирования. Например, суммы бюджетных средств, направленные на финансирование капитальных расходов, списываются равномерно на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации. При этом целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при принятии к учету объектов внеоборотных активов с последующим отнесением в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации как прочие доходы (пример 5).

Пример 5. Согласно бюджетной росписи, утвержденной 25 января 2010 г., компания получила государственную субсидию 2000 тыс. руб. на приобретение оборудования стоимостью 4130 тыс. руб. Компания уверена, что сможет выполнить условия предоставления бюджетных средств. В учетной политике закреплено, что государственная помощь учитывается по мере возникновения целевого финансирования и задолженности по этим средствам (метод начисления).

Денежные средства были получены в феврале 2010 г. В марте 2010 г. компания приобрела объект основных средств стоимостью 4130 тыс. руб. (в том числе НДС — 630 тыс. руб.) и приняла к бухгалтерскому учету. Оборудование входит в состав четвертой амортизационной группы (от 5 до 7 лет включительно). Срок полезного использования установлен организацией 6 лет.

В учете произведены следующие записи:

Январь:

Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсч. «Расчеты по государственной субсидии»,

К-т сч. 86 «Целевое финансирование»

2000 тыс. руб.

отражена государственная помощь;

Февраль:

Д-т сч. 55 «Специальные счета в банках», субсч. «Средства целевого финансирования»,

К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсч. «Расчеты по государственной субсидии»,

2000 тыс. руб.

получены средства;

Март:

Д-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсч. 4 «Приобретение объектов основных средств»,

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

4130 тыс. руб.

отражены затраты на приобретение оборудования вместе с НДС;

Д-т сч. 01 «Основные средства»

К-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсч. 4 «Приобретение объектов основных средств»,

4130 тыс. руб.

отражено оборудование в качестве объекта основных средств;

Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т сч. 55 «Специальные счета в банках», субсч. «Средства целевого финансирования»,

4130 тыс. руб.

произведены расчеты с поставщиком оборудования;

Д-т сч. 86 «Целевое финансирование»

К-т сч. 98 «Доходы будущих периодов»

2000 тыс. руб.

списаны средства целевого финансирования;

Д-т сч. 09 «Отложенные налоговые активы»

К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсч. «Расчеты по налогу на прибыль»,

400 тыс. руб. (2000 x 20%)

признан отложенный налоговый актив;

Апрель:

Д-т сч. 20 «Основное производство»

К-т сч. 02 «Амортизация основных средств»

57,36 тыс. руб. (4130 : 72 мес.)

начислена амортизация;

Д-т сч. 98 «Доходы будущих периодов»

К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсч. «Прочие доходы»,

27,8 тыс. руб. (2000 : 72 мес.)

списаны доходы будущих периодов;

Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсч. «Расчеты по налогу на прибыль»,

К-т сч. 09 «Отложенные налоговые активы»

5,56 тыс. руб. (400 : 72 мес.)

погашен отложенный налоговый актив.

Суммы бюджетных средств, направленные на финансирование текущих расходов, списываются равномерно в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к учету МПЗ, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске МПЗ в производство, на выполнение работ (оказание услуг), начисление оплаты труда и осуществление других расходов аналогичного характера (пример 6).

Пример 6. Компании согласно бюджетной росписи, утвержденной 5 февраля 2010 г., выделены средства в размере 1770 тыс. руб. на приобретение ГСМ для эксплуатации техники. В учетной политике закреплено, что государственная помощь учитывается по мере возникновения целевого финансирования и задолженности по этим средствам (метод начисления).

Денежные средства получены в марте 2010 г. и направлены на приобретение ГСМ на сумму 1770 тыс. руб. (в том числе НДС — 270 тыс. руб.), которые были израсходованы на производство в апреле 2010 г.

В учете компании произведены записи:

Февраль:

Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсч. «Расчеты по государственной субсидии»,

К-т сч. 86 «Целевое финансирование»

1770 тыс. руб.

признана государственная помощь;

Март:

Д-т сч. 55 «Специальные счета в банках», субсч. «Средства целевого финансирования»,

К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсч. «Расчеты по государственной субсидии»,

1770 тыс. руб.

получены средства;

Д-т сч. 10 «Материалы»

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

1770 тыс. руб.

отражены затраты на приобретение ГСМ вместе с НДС;

Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т сч. 55 «Специальные счета в банках»

1770 тыс. руб.

произведены расчеты с поставщиком ГСМ;

Д-т сч. 86 «Целевое финансирование»

К-т сч. 98 «Доходы будущих периодов»

1770 тыс. руб.

списаны средства целевого финансирования;

Д-т сч. 09 «Отложенные налоговые активы»

К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсч. «Расчеты по налогу на прибыль»,

354 тыс. руб. (1770 x 20%)

признан ОНА.

В апреле 2010 г. было отпущено на техническое содержание техники ГСМ на сумму 200 тыс. руб.:

Д-т сч. 20 «Основное производство»

К-т сч. 10 «Материалы»

200 тыс. руб.

списаны ГСМ на производство;

Д-т сч. 98 «Доходы будущих периодов»

К-т сч. 91-1 «Прочие доходы»

200 тыс. руб.

отражено списание доходов будущих периодов;

Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсч. «Расчеты по налогу на прибыль»,

К-т сч. 09 «Отложенные налоговые активы»

40 тыс. руб. (200 : 1770 x 354)

погашен ОНА.

Бюджетные средства, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как прочие доходы. При этом под отчетным периодом понимается период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность. Следует отметить, что предлагаемый ПБУ 13/2000 вариант учета затрудняет заполнение форм бухгалтерской отчетности, а именно ф. N 5. Поэтому организация может сначала сумму предоставленных бюджетом средств отразить записью по кредиту счета 86 и дебету счета 76, а затем признать прочий доход записью по дебету счета 86 и кредиту счета 91, субсчет 1 «Прочие доходы» (пример 7).

Пример 7. В рамках целевой программы по реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, согласно бюджетной росписи, утвержденной 25 января 2010 г., компания получила государственную субсидию в сумме 200 тыс. руб. на возмещение затрат по оплате труда за IV квартал 2009 г. Денежные средства на расчетный счет компании были зачислены 2 февраля 2010 г.

В учете произведены следующие бухгалтерские записи:

Январь:

Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсч. «Расчеты по государственной субсидии»,

К-т сч. 86 «Целевое финансирование»

200 тыс. руб.

признана государственная помощь;

Февраль:

Д-т сч. 55 «Специальные счета в банках», субсч. «Средства целевого финансирования»,

К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсч. «Расчеты по государственной субсидии»,

200 тыс. руб.

поступили денежные средства;

Д-т сч. 86 «Целевое финансирование»

К-т сч. 91-1 «Прочие доходы»

200 тыс. руб.

отражено признание прочих доходов.

Организация должна вернуть бюджетные средства, если она использовала их не по назначению или не использовала в срок. Если организация возвращает бюджетные средства, полученные в текущем году, то в учете производятся исправительные (сторнировочные) записи. Если бюджетные средства были получены в предыдущие годы и направлены на финансирование капитальных расходов, то организация должна уменьшить целевое финансирование на сумму, подлежащую возврату, и отразить свою задолженность перед бюджетом. Одновременно организация уменьшает финансовые результаты на сумму начисленной амортизации и несписанную сумму доходов будущих периодов.

ПБУ 13/2000 применяется в отношении бюджетных кредитов, если при выполнении определенных условий организация освобождается от возврата полученных ресурсов, и существует достаточная уверенность в том, что организация выполнит эти условия. Во всех остальных случаях бюджетные кредиты, предоставленные организации, отражаются в общем порядке, принятом для учета заемных средств, т.е. по правилам ПБУ 15/2008.

Согласно п. 2 ПБУ 15/2008 основная сумма обязательства по полученному бюджетному кредиту отражается в бухгалтерском учете как кредиторская задолженность в соответствии с условиями кредитного договора в сумме, указанной в договоре. Расходы по кредиту (проценты) отражаются обособленно от основной суммы обязательства по полученному кредиту. В связи с этим к счетам 66 и 67 открываются специальные субсчета «Проценты по кредитам» (пример 8).

Пример 8. Компания 23 марта 2010 г. заключила кредитный договор на получение средств в сумме 3000 тыс. руб. под 8% годовых.

В бухгалтерском учете компании сделаны записи:

Март:

Д-т сч. 55 «Специальные счета в банках», субсч. «Средства целевого финансирования»,

К-т сч. 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», субсч. «Задолженность по основной сумме долга»,

3000 тыс. руб.

получены средства по кредитному договору;

Д-т сч. 91-2 «Прочие расходы»

К-т сч. 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», субсч. «Проценты по кредитам»,

5,9 тыс. руб. (3000 x 8% : 365 дн. x 9 дн.)

начислены проценты по договору;

Д-т сч. 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», субсч. «Проценты по кредитам»,

К-т сч. 51 «Расчетные счета»

5,9 тыс. руб.

перечислены проценты банку.

Информация о наличии и движении средств целевого финансирования отражается в следующих формах бухгалтерской отчетности:

бухгалтерском балансе (ф. N 1). Остаток средств по счету учета средств целевого финансирования по предоставленным организациям бюджетным средствам отражается по статье «Доходы будущих периодов» либо при их существенности — обособленно в разделе «Краткосрочные обязательства»;

отчете о прибылях и убытках (ф. N 2). В отчете бюджетные средства, признанные доходами отчетного периода, отражаются в составе прочих доходов (стр. 090) как активы, полученные безвозмездно. Суммы бюджетных средств, которые в прошлом году отражались как доходы, но в отчетном периоде подлежат возврату, отражаются в составе прочих расходов (стр. 100) организации как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году;

приложении к бухгалтерскому балансу (ф. N 5). В указанной форме предусмотрен раздел «Государственная помощь», в котором представляется информация о государственной помощи в виде бюджетных средств и бюджетных кредитов, полученных организацией.

Информация о прочих формах государственной помощи (оказание консультационных услуг на безвозмездной основе, предоставление гарантий, беспроцентные займы, государственные закупки и др.) в случае их существенности раскрывается в пояснительной записке.

Т.Б.Кувалдина

> Теоретические основы учета государственной помощи

Понятие и виды государственной помощи

Государственное регулирование и поддержка (помощь) играет существенную роль в экономике организации в рыночных условиях. Цель государственной поддержки — побуждать организацию на определенные действия по выполнению условий предоставления этой помощи, отвечающих интересам государства и носящих целевой характер.

Вопросы учета государственной помощи регулируются ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утв. приказом Минфина РФ № 92н от 16.10.2000.

В ПБУ 13/2000 определяются виды государственной помощи, условия ее получения и порядок ее отражения в бухгалтерском учете. Данное ПБУ не распространяется на банки и некоммерческие организации.

Государственная помощь — доход или экономические выгоды конкретной организации в результате поступления активов, денежных средств.

Коммерческие организации могут получать государственную поддержку в форме:

1. Денежных средств. Эта форма государственной поддержки вытекает из ст.6 Бюджетного кодекса РФ. Исходя из характера предоставления помощи бюджетные денежные средства делятся на:

а) носящие безвозвратный и безвозмездный характер:

— субсидии — предоставляемые юридическому лицу денежные средства на условиях долевого финансирования целевых расходов;

— субвенции — предоставляемые юридическому лицу денежные средства на осуществление определенных целевых расходов;

б) предоставляемые на возмездной и возвратной основе (бюджетные кредиты);

2. Ресурсов отличных от денежных средств: земельных участков, горных отводов, природных объектов (водоемов, лесов), объектов инженерной инфраструктуры, объектов жилого фонда и нежилых помещений, т. е. в форме имущества, числящегося в реестрах федерального имущества, имущества субъектов РФ, имущества муниципальных образований. Данный вид государственной помощи не вытекает прямо из положений Бюджетного кодекса РФ, но применяется на практике;

3. Прочей государственной поддержки — предоставляемой организации выгоды, которая не может быть обосновано оценена. Например, безвозмездное оказание консультационных услуг, предоставление гарантий, беспроцентные займы или займы с пониженными процентами, государственные закупки.

Информация о государственной помощи формируется независимо от вида предоставляемых ресурсов. Бухгалтерский учет государственной помощи должен обеспечить выполнение следующих задач:

— правильное оформление документов и принятие к учету разных видов государственной помощи, признанной в качестве таковой и полученной;

— достоверное отражение в учете в качестве дохода полученной государственной помощи и ее возврата;

— полное раскрытие информации о государственной помощи в бухгалтерской отчетности.

Для целей бухгалтерского учета важной является классификации государственных средств на:

— бюджетные средства на финансирование капитальных вложений (покупка, строительство, приобретение внеоборотных активов);

— бюджетные средства на финансирование текущих расходов на систематической основе (на приобретение материально-производственных запасов, оплату труда персонала организации и др. расходы аналогичного характера);

— на покрытие убытков (например, в ЖКХ, АПК);

— на оказание немедленной финансовой поддержки в связи с чрезвычайной ситуацией.

Именно эта классификация государственной помощи определяет порядок ее учета на счетах и признание в качестве дохода.

Вывод: Государственная помощь может носить как денежный, так и неденежный характер. Но главная ее цель это побуждать организации на определенные действия, выгодные государству.

Отражение списания-возврата налогов в проводках

Все данные о производимых уплатах налоговых отчислений должны находиться на аналитическом счете №68. чтобы разделить по отдельности каждый сбор, счет №68 разбрасывают на несколько субсчетов, где каждый отдельный счет соответствует определенному налогу.

  • Зачет переплаты налоговых сборов в пользу погашения другого,
  • Задолженности по пеням,
  • Задолженности по штрафам должны быть отражены на субсчете №68.

Для правильного создания проводки по дебету указывается субсчет, на котором образовалась задолженность, а по кредиту – субсчет с выявленной переплатой.

Также допускается и другая точка зрения, когда при налоговом зачете открывается третий порядок субсчетов, например: 68.02.1.

Проводки по переплате налогов и их возврату:

Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
51, 50 68, 69 Отражения начисления налога Сумма налога Бухгалтерская справка-расчет
68, 69 51, 50 Оплата налога Сумма налога Платежное поручение, банковская выписка
51, 50 68, 69 Возврат излишне перечисленного налога Разница в переплате Бухгалтерская справка-расчет

Для организации обнаруженная и возвращенная сумма налога на прибыль, переплаченная за прошлые годы — нежданный подарок, но для бухгалтера — неприятный сюрприз, если эта переплата по итогам налогового периода учтена не была. О бухгалтерском и налоговом учете, а также о том, как исправить ошибку в этой ситуации рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Ольга Подволокина и Светлана Мягкова.

В 2012 году по данным сверки с налоговой инспекцией была выявлена переплата по налогу на прибыль за прошлые годы. При этом в бухгалтерском учете разница между дебетовым и кредитовым сальдо по счету 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль», отсутствует. Организацией было подано заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога в налоговую инспекцию. Налоговая инспекция в 2012 году возвратила ей сумму излишне уплаченного налога на прибыль. Организация применяет ПБУ 18/02. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете данную ситуацию?

Налоговый учет

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

Порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа производится в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

Возвращенные (зачтенные) налогоплательщикам из бюджета суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов не учитываются при определении объекта налогообложения в виде доходов, так как эти суммы не являются экономической выгодой, определяемой в соответствии со ст. 41 НК РФ (письма Минфина России от 24.06.2009 N 03-11-06/2/106, от 21.09.2009 N 03-11-06/3/237).

Несмотря на то, что в приведенных письмах Минфина России разъяснения даны для налогоплательщиков, применяющих УСН, они применимы и для организаций, применяющих общую систему налогообложения и уплачивающих налог на прибыль, поскольку положения ст. 41 НК РФ применяются для обеих из указанных категорий налогоплательщиков.

Таким образом, возвращенные денежные средства в виде излишне перечисленного налога не учитываются в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Бухгалтерский учет

Согласно п. 2 ПБУ 9/99 «Доходы организации» (далее — ПБУ 9/99) доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

В рассматриваемой ситуации на основании заявления налогоплательщика налоговая инспекция вернула излишне уплаченную сумму по налогу на прибыль организации, следовательно, у организации на основании п. 2 ПБУ 9/99 в бухгалтерском учете также не возникает дохода.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее — Инструкция по применению Плана счетов), для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, предназначен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». При этом счет 68 кредитуется на суммы налога, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) к взносу в бюджеты, в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки», а по дебету счета 68 отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет.

Таким образом, поскольку в бухгалтерском учете начисление налога на прибыль производится по итогам отчетных периодов, то, соответственно, организация, на основании данных налоговой декларации, делает расчет подлежащих начислению в бухгалтерском учете сумм и отражает начисление (доначисление) налога за I квартал, I полугодие, девять месяцев по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Уплата авансовых платежей по налогу на прибыль отражается в общеустановленном порядке — по дебету счета 68 в корреспонденции с кредитом счета 51 «Расчетные счета».

Следует отметить, что сумма налога на прибыль, исчисленная за налоговый период, в бухгалтерском учете отдельно не отражается. В учете организация показывает только сумму доплаты или сумму к уменьшению по итогам налогового периода, что отражается записью:

Дебет 99 Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

— отражена сумма налога на прибыль к доплате (или «сторно» — к уменьшению).

Если по итогам налогового периода у организации имеется переплата по налогу на прибыль, то никаких дополнительных записей в бухгалтерском учете в связи с ее отражением не производится. Сумма переплаты отражается в качестве дебиторской задолженности (дебетовое сальдо по счету 68).

Если за налоговый период сумма исчисленных авансовых платежей превышает сумму начисленного налога за год, то организация по итогам налогового периода должна произвести уменьшение суммы начисленного налога, что, по нашему мнению, может отражаться обратной записью (или записью методом сторно) по счетам 99 и 68 (Инструкция по применению Плана счетов).

В случае, если сумма исчисленных авансовых платежей превышает сумму начисленного налога за год, организации необходимо сделать следующие записи (обобщенно):

Дебет 99 Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

— начислены авансовые платежи за соответствующие отчетные периоды;

Дебет 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 51

— перечислены авансовые платежи за соответствующие отчетные периоды;

Дебет 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 99

— скорректирован налог на прибыль по итогам налогового периода.

В рассматриваемой ситуации в 2012 году по итогам сверки с налоговой инспекцией выявлена переплата по налогу на прибыль за предшествующие налоговые периоды. При этом в бухгалтерском учете разница между дебетовым и кредитовым сальдо по счету 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль», отсутствует, что, видимо, свидетельствует о том, что при переплате по налогу на прибыль по итогам налоговых периодов в бухгалтерском учете не были сделаны проводки по корректировке налога на прибыль (Дебет 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 99).

Правила исправления ошибок и порядок раскрытия информации об ошибках в бухгалтерском учете и отчетности устанавливает ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (далее — ПБУ 22/2010).

В соответствии с п. 2 ПБУ 22/2010 неправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации признается ошибкой.

В рассматриваемой ситуации организация допустила ошибку в бухгалтерском учете, не отразив факт переплаты по налогу на прибыль по итогам налогового периода (не скорректировав в учете по итогам налогового периода сумму налога на прибыль).

Выявленные ошибки и их последствия подлежат обязательному исправлению (п. 4 ПБУ 22/2010).

Ошибка отчетного года, выявленная до окончания этого года, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка (п. 5 ПБУ 22/2010).

Ошибка отчетного года, выявленная после окончания этого года, но до даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета за декабрь отчетного года (года, за который составляется годовая бухгалтерская отчетность) (п. 6 ПБУ 22/2010).

ПБУ 22/2010 установлен различный порядок исправления ошибки предшествующего отчетного года, выявленной после даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, являющей существенной и существенной не являющейся.

Пунктом 3 ПБУ 22/2010 определено, что ошибка признается существенной, если она в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухгалтерской отчетности, составленной за этот отчетный период.

Существенность ошибки организация определяет самостоятельно исходя как из величины, так и характера соответствующей статьи (статей) бухгалтерской отчетности.

Исходя из положений п. 3 ПБУ 22/2010 критерии существенности ошибки должны быть прописаны в учетной политике организации.

Ошибка предшествующего отчетного года, не являющаяся существенной, выявленная после даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка. Прибыль или убыток, возникшие в результате исправления указанной ошибки, отражаются в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода (п. 14 ПБУ 22/2010).

Порядок исправления существенной ошибки установлен п.п. 7-13 ПБУ 22/2010.

Так, в соответствии с п. 9 ПБУ 22/2010 существенная ошибка предшествующего отчетного года, выявленная после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется:

1) записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде. При этом корреспондирующим счетом в записях является счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка);

2) путем пересчета сравнительных показателей бухгалтерской отчетности за отчетные периоды, отраженные в бухгалтерской отчетности организации за текущий отчетный год, за исключением случаев, когда невозможно установить связь этой ошибки с конкретным периодом либо невозможно определить влияние этой ошибки накопительным итогом в отношении всех предшествующих отчетных периодов.

Субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе исправлять существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, в порядке, установленном п. 14 ПБУ 22/2010 (п. 9 ПБУ 22/2010).

Напоминаем, что в случае, если выявленная ошибка — существенная, то в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности необходимо отразить информацию в отношении существенных ошибок предшествующих отчетных периодов, исправленных в отчетном периоде (п. 15 ПБУ 22/2010).

Таким образом, если допущенная в бухгалтерском учете в предшествующих отчетных периодах ошибка, связанная с неотражением факта переплаты по налогу на прибыль, признается организацией существенной (в соответствии с ее учетной политикой), то она исправляется записью по счету 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» в корреспонденции по счетом 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (п. 9 ПБУ 22/2010):

Дебет 68, субсчет Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 84

— отражена переплата по налогу на прибыль за предшествующие налоговые периоды.

Возврат налога на прибыль на расчетный счет организации отражается проводкой:

Дебет 51 «Расчетный счет» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Если ошибка не является для организации существенной, то в таком случае при отражении переплаты корреспондирующим счету 68 будет счет 91 «Прочие доходы и расходы») (п. 14 ПБУ 22/2010, Инструкция по применению Плана счетов):

Дебет 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 91, субсчет «Прочие доходы».

При этом, поскольку в налоговом учете не возникает дохода при возврате излишне уплаченного налога, возникает постоянная разница между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода, приводящая к образованию постоянного налогового актива (п.п. 3, 4, 7 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (далее — ПБУ 18/02)), что отражается в учете записью:

Дебет 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 99, субсчет «Постоянный налоговый актив»

— отражен ПНА (произведение суммы возвращенной переплаты на ставку налога на прибыль, действующую на отчетную дату — абзац 3 п. 7 ПБУ 18/02).

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *