Субординация

Отношения субординации и координации

Единство централизма и самостоятельности в практической деятельности участников управленческого процесса достигается через установление отношений субординации и координации. В их основе лежит взаимосвязь отдельных видов деятельности, их положение по отношению друг к другу при реализации субъектами общей цели управления. Отношения субординации — это такие отношения между субъектами управленческой деятельности, которые выражают подчинение одного другому в процессе управления единым объектом, В отношениях субординации находит свое конкретное воплощение централизм в управлении. Отношения субординации имеют место как между органами управления, трудовыми коллективами, так и на индивидуальном, персонифицированном уровне — между руководителями и исполнителями.

Субординация, в первую очередь, вызвана необходимостью осуществления общих интересов, общих целей, их взаимоувязки с особыми интересами посредством определенной соподчиненно. В соответствии с ней вышестоящие субъекты управления, объективно выражающие общий интерес во всем его многообразии, задают цели нижестоящим, которые призваны реализовать их в деятельности с учетом своего индивидуального интереса. Отношениям субординации присущи соответствующие, обеспечивающие их реализацию организационные формы управления. Это линейные управленческие структуры, в которых подчиненность организационных звеньев устанавливается но цепочке снизу вверх, имеет характер однозначной связи, когда каждый нижестоящий субъект управления подчиняется только одному вышестоящему. Такая связь характерна, например, для государственных органов управления.

Для ведения субординационных отношений субъекту управленческой деятельности придаются функции распорядительства, осуществление которых основано на использовании, главным образом, прямых, властных методов управленческого воздействия. Таковыми являются административные методы, суть которых состоит в том, что на основе приказов и распоряжений взаимодействия людей в системе управления, устранения стихийности в деятельности участников управленческого процесса. Однако, преобладание административных методов, характерное при чрезмерном расширении субординационных связей, ведет к жесткой регламентации деятельности исполнителей в ущерб их самостоятельности, недоиспользованию их творческого потенциала, к снижению действенности социального управления, а в крайних случаях к его вырождению, неспособности обеспечить общественное развитие.

Сложность и многообразие объекта социального управления, его целей и задач, видов деятельности обусловливает необходимость наряду с вертикальными горизонтальных связей между отдельными его социальными элементами в процессе жизнедеятельности общества. Это предполагает наличие соответствующих отношений между субъектами управленческой деятельности, реализующими такие связи, — отношений координации. Данные отношения характеризуют взаимосвязь непосредственно несоподчиненных субъектов управленческой деятельности, процесс согласования, сочетания их действий в ходе осуществления индивидуальных и общих целей. Отношения координации есть проявление самостоятельности субъектов управленческих отношений.

Отношения координации устанавливаются между отдельными звеньями социального управления, выполняющими относительно самостоятельные, специфические функции и входящими в различные линии субординации. В качестве таких звеньев выступают, например, органы управления смежных отраслей, предприятий, цехов — в экономической сфере; общественных организаций — в политической сфере и т. п.

Отношения координации предоставляют участникам управленческого процесса необходимую самостоятельность, широкую возможность для выражения и отстаивания собственного интереса при осуществлении общей работы. Происходит адаптация, их взаимное приспособление на основе достижения единой цели, что позволяет найти наилучшие пути движения к но, Цель выступает объективным организующим, координирующим началом, связывает особые интересы субъектов управленческих отношений и общим интерес, который придает их действиям единую направленность. Исключительную роль приобретают демократические методы выработки единой цели, социально-экономические и организационные методы формирования отношений координации при её реализации. К числу таких методов можно отнести методы обсуждения, изучения общественного мнения, программно-целевой метод и т. п.

Субординация

В любом сообществе существуют правила субординации: в семье, в школе, в коллективе. Они основываются на принципах уважения старших к младшим и младшим к старшим. Само слово субординация переводится с латинского языка как «подчинение». Иерархия и порядок определенных взаимоотношений между людьми существовали еще в древности.

Во времена Петра Великого субординация стала стержнем армии. Царь принял ряд Указов регламентирующих армейские отношения, ввел чины и наделил воинское начальство широкими полномочиями. Он хотел, чтобы высокие требования к армейскому порядку, профессиональным и человеческим качествам военных стали примером для общества. И это оно бы позаимствовало все лучшее, что преобладало в армии. А это безусловное подчинение старшим по званию, строгая дисциплина, ясный круг обязанностей, работающих на единую цель. В общем, все то, что пестует в своих рядах современный бизнес, какой бы деятельностью он не занимался.

Но неверно рассматривать субординацию только между высшими чинами и подчиненными. Субординации стоит придерживаться также сотрудникам между собой. Если не соответствовать заданным правилам и выйти за рамки субординации, то любой коллектив погрязнет в конфликтах, что негативно скажется на производительности труда.

Не подчинение руководителю грозит выговором, лишением премии или потерей рабочего места. Для руководителя зарвавшийся сотрудник – это мина замедленного действия, которая как минимум, подорвет его репутацию в коллективе. Поэтому надо уметь противостоять провокациям, ставить на место и наказывать.

Чтобы не отвлекаться на конфликты, успешные компании имеют свои Уставы и другие документы, регламентирующие принципы взаимоотношения внутри коллектива, должностные обязанности с четко зафиксированным количеством подчиненных и вышестоящим начальством. Следовать этим правилам, значит, поддерживать процесс в исправном рабочем состоянии.

В рамках дозволенного сотрудники чувствуют себя комфортно, принимают беспрекословно приказы и просьбы, проявляют инициативу, когда это необходимо и в целом, знают, что стоит ожидать от начальства.

Его авторитет в любой компании должен оставаться незыблемым, а для этого нужны не только внутренние документы, добрая воля подчиненных, но и определенные действия. В случае неподчинения, оскорбления или иного проступка с переходом на личностные нелицеприятные характеристики руководитель должен адекватно отреагировать. Ведь поведение руководителя в конфликтной ситуации покажет степень его авторитета в коллективе. Поэтому нельзя оставлять безнаказанными действия, направленные на дискредитацию вышестоящего лица.

К подчиненным надо проявлять уважение и доброжелательность, хвалить за результаты труда, показывать расположение к лучшим сотрудникам. Способов для этого существует несколько, главное не перейти на панибратские отношения и помнить, что вознаграждение за труд должно соответствовать силам, потраченным на его выполнение. Если будет меньше, то стимул потеряют другие, если больше – то расценят это как появление любимчика, что чревато нездоровой обстановкой и потерей мотивации.

Дистанция в отношениях «начальник-подчиненный» должна быть, даже если в них участвуют близкие люди или друзья. В этом случае личные отношения остаются за рамками профессиональных.

Психологи и различные тренеры дают советы молодым сотрудникам при приеме на работу и уже опытным руководителям о том, как себя вести без ущерба для здоровья и с пользой для компании. С ними стоит ознакомиться, прежде чем наступить на грабли. Рекомендации легко найти в интернете, если набрать в поиске «нормы делового общения». Они помогут составить представление о правилах поведения, устанавливают границы, в которых решаются рабочие проблемы, дают инструменты для урегулирования спорных вопросов.

Конечно, у руководителя больше возможностей влиять на сотрудников. И если он мудрый и справедливый, то на пути к поставленным задачам камней преткновения не будет.

Хорошим сотрудником будет тот, кто чтит существующие правила, и помнит, что со своим уставом в чужой монастырь не ходят. Даже если работник не согласен с чем-то, но сумеет свою инициативу преподнести в корректной форме, а не в виде необоснованной критики, то сохранит лицо.

И уж точно: через голову прыгать не стоит. Сначала общаются с непосредственным руководителем, а не бегут напрямую к директору – каким важным бы вопрос не казался. Нарушение субординации обязательно скажется и приведет к негативным последствиям, как для сотрудника, так и его непосредственного начальника.

Коллектив может стать командой мечты, второй семьей, но это все равно не семья. Поэтому во взаимоотношениях с коллегами тоже есть свои тонкости. Существуют запретные темы, о которых не стоит разговаривать, например, о личном. Как только это происходит, коллега становится почти другом, что может негативно сказаться на работе. Во-первых, он может использовать личную информацию против вас при общении с начальством, во-вторых, просить по-дружески помочь там, где не справляется. И уж точно обсуждать начальника или комментировать его поручения будет не просто неправильным, но и опасным. Всегда найдутся доброжелатели поставить его об этом в известность.

Ирина Хакамада, например, на собственном опыте советует не перечить начальнику-мужчине, когда он недоволен результатом труда, а рассмотреть вместе с ним претензии и постараться исправить. По ее мнению, если начальник-женщина, то не стоит одеваться лучше, чем она и делится с ней личными успехами. В общении на работе лучше придерживаться только деловых разговоров, не порождать конфликты и не вступать в них.

Если на работе сложилась ситуация, грозящая конфликтом, то принимать решение на эмоциональном уровне не стоит. Найти силы и успокоится, прежде чем наговорить лишнего, а потом пожалеть о сказанном.

Сотруднику нужно знать, что отвечать на поручение начальника необходимо вежливо. Не годятся такие ответы, как «почему я?», «мне столько не платят», «мой рабочий день закончился». Эти распространенные выражения из уст подчиненных могут привести в краткосрочной перспективе к окончанию трудового контракта. Выказывать недовольство не рекомендовано, если вы намерены продолжать работать. Альтернативой может стать объяснение отказа в корректной форме при помощи аргументов. Как только осуществляется переход на эмоции, невзирая на должности, то последует конфликт. Проверено: зачинщик берет всю ответственность на себя, а последствия бывают непредсказуемыми.

Итак, субординация является тем механизмом, с помощью которого можно добиться качественной работы и приятной атмосферы в коллективе.

В небольших компаниях нет строгой регламентации взаимоотношений и руководитель, как правило, более демократичный, а, следовательно, закрывающий глаза на некие огрехи. В крупных организациях, корпорациях или государственных учреждениях нарушение субординации неприемлемо.

Но каким бы не был коллектив, в спокойной и доброжелательной атмосфере заинтересованы все участники общего процесса.

>Как наказать работника за несоблюдение субординации

Что такое субординация на работе

  1. Если подчинённый не выполнил распоряжение начальства, обязательно, нужно ему об этом напомнить иначе он может посчитать, что все забыли о задании и просто не выполнит его и в дальнейшем. Как правило, так начинается увиливание от рабочих обязанностей и нарушение субординации.
  2. Делать подчинённому замечание лучше всего наедине иначе могут возникнуть обиды. Кроме того, ругая подчинённого за плохо выполненную работу нельзя переходить на личность и морально унижать человека.
  3. Ни в коем случае нельзя давать подчинённому советы относительно личной жизни.
  4. Даже во время больших проблем на производстве, начальник должен держать себя в руках и чётко отдавать распоряжения. Если же начальник начнёт паниковать, то он навсегда утратит авторитет в глазах подчинённых.
  5. Если работник отлично справился с указаниями, то обязательно нужно его похвалить.

При рассмотрении субординации в контексте служебных отношений на государственной службе можно выделить, что она регламентируется специальными уставами и положениями. Документами, регламентирующими субординацию, считаются трудовой контракт и должностная инструкция.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, могу ли я уволить сотрудника за несоблюдение субординации, так сказать? Грубит, хамит, не выполняет требований руководства

Уволить за хамство можно, но осторожно. Прежде чем это сделать, нужно соблюсти ряд формальных процедур. Во-первых, ст. 192 Трудового кодекса РФ установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

К дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника за аморальный проступок, совершенный работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Поэтому для начала при совершении хамского проступка необходимо потребовать с сотрудника объяснительную записку. В соответствии с абз. 1 ст. 193 Трудового кодекса РФ если по истечении двух рабочих дней объяснение работником не предоставлено, то составляют акт об отказе написать объяснительную. Акт должны подписать как минимум два сотрудника организации, лучше свидетели проступка. На основании акта вы можете составить приказ о выговоре и ознакомить с ним виновного. Если он откажется подписать приказ о выговоре, составьте акт о том, что сотрудник приказ прочитал, но подписать отказался. Акт опять же подписывают не менее двух сотрудников.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *