Стратегия государственной национальной политики

9 сентября в 10:00 в Общественной палате РФ (Миусская пл., д. 7) пройдет семинар-совещание с общественными палатами субъектов Российской Федерации на тему «Об актуальных задачах реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
Организатор — Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений.
Модератор — председатель комиссии Владимир Зорин.
Открывает семинар-совещание Лидия Михеева, Секретарь Общественной палаты Российской Федерации.
Участники дискуссии обсудят текущее состояние реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, предложения в этой сфере, актуальные вопросы адаптации и социальной интеграции иностранных граждан; рассмотрят главные профильные мероприятия и позитивные практики; оформят практические шаги в сфере укрепления межнационального единства и этнокультурного развития народов Российской Федерации.
В работе семинара примет участие председатель президиума Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям Магомедсалам Магомедов.
Участвуют: заместитель руководителя Федерального агентства по делам национальностей Станислав Бедкин; заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам национальностей Руслан Бальбек; начальник главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации Валентина Казакова; заместитель председателя Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, председатель синодального отдела Русской православной церкви по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации Владимир Легойда; член Комиссии ОП РФ, начальствующий епископ централизованной религиозной организации Российский объединенный СОЮЗ христиан веры евангельской (пятидесятников) Сергей Ряховский; член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, директор Московского бюро по правам человека Александр Брод; председатель совета Ассамблеи народов России Светлана Смирнова; руководитель Федеральной службы государственной статистики (Росстат) Павел Малков.
Кроме того, выступят представители профильных региональных организаций, занимающихся межнациональными и межрелигиозными отношениями.
По итогам мероприятия участники планируют принять рекомендации Общественной палаты РФ и выпустить основные материалы семинара-совещания в виде сборника.

Форма для аккредитации СМИ
Телефон для аккредитации СМИ: (495) 221-83-61
Информация для участников: (495) 221-83-64

Открывая заседание, Магомедсалам Магомедов Магомедов Магомедсалам Магомедалиевичзаместитель Руководителя Администрации Президента отметил, что данные встречи нацелены на обеспечение единых подходов в реализации национальной политики в стране в целом и обмену опытом работы на местах.

Он напомнил присутствующим о том, что была проведена большая работа по внесению изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации, в том числе закреплены чёткие целевые показатели её реализации, которые необходимо выполнять.

В этой связи одной из срочных задач на данном этапе является обновление региональных планов реализации указанной Стратегии.

По мнению замглавы Администрации, в Российской Федерации сохраняется положительная динамика оценки гражданами состояния межнациональных отношений.

Применительно к Северо-Западному федеральному округу в лидерах по этим показателям Ненецкий автономный округ и Республика Коми. Хорошую положительную динамику за последние пять лет демонстрируют Санкт-Петербург и Новгородская область.

На семинаре-совещании выступили также заместитель полномочного представителя Президента в Северо-Западном федеральном округе Вадим Леонтьев, губернатор Псковской области Михаил Ведерников Ведерников Михаил Юрьевичгубернатор Псковской области , замглавы Федерального агентства по делам национальностей Михаил Мишин, представители Совета по межнациональным отношениям, экспертного и научного сообщества, руководители муниципальных образований.

В основной части семинара-совещания должностные лица субъектов Российской Федерации, расположенных в пределах Северо- Западного федерального округа, доложили о том, как реализуется государственная национальная политика в их регионах.

По итогам мероприятия приняты соответствующие решения.

В ходе поездки в Псковскую область Магомедсалам Магомедов провёл рабочую встречу с губернатором области Михаилом Ведерниковым, на которой обсуждались вопросы национальной политики и социально-экономического развития региона.

География

  • Псковская область

Темы

  • Межнациональные отношения
  • Регионы

Статус материала

Опубликован в разделе: Администрация Президента

Дата публикации: 16 мая 2019 года, 16:00

Ссылка на материал: kremlin.ru/d/60544

Текстовая версия

Национальная политика

СТРАТЕГИЯ

НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА МОСКВЫ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

Город Москва стал центром формирования российского государства как единение многих народов, языков, культур и религий, общих для всех духовно-нравственных ценностей, объединяющих идей патриотизма, многонациональность которого стала не сферой противоборства, а мощным фактором общественного развития. Благодаря этому город Москва не знал межнациональных и межрелигиозных войн и, став столицей, сохраняя связь времен, единый культурный цивилизационный код, основанный на русской культуре и русском языке, историко-культурном наследии всех народов России, создал великое, исторически успешное многонациональное государство.

Сохраняя свою историческую преемственность, москвичи, являясь неотъемлемой составной частью российской гражданской нации, вносят достойный вклад в сохранение и развитие многовекового союза братских народов всей страны. Основы национальной политики позволяют городу Москве олицетворять многонациональность российского народа, гарантировать удовлетворение этнокультурных потребностей граждан на основе многовековых российских традиций гармонизации межнациональных отношений и выполнять историческую миссию центра многонационального единения народов России, Русского мира и евразийского сообщества.

1. Общие положения

1.1. Стратегия национальной политики города Москвы на период до 2025 года (далее — Стратегия) направлена на активизацию и мобилизацию человеческого, интеллектуального и делового потенциала городского сообщества в целях безопасного, гармоничного и поступательного развития города Москвы, соблюдение и защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина.

1.2. Стратегия основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683, Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и города Москвы; обеспечении преемственности с предыдущими стратегическими и программными документами, разработанными и реализованными в городе Москве; учете современных международных реалий, новых вызовов и тенденций в межнациональных отношениях; адаптации к московским условиям передового опыта регионов России и зарубежных стран.

1.3. Развивая основные положения Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года и являясь одним из инструментов ее реализации, настоящая Стратегия в то же время представляет собой самостоятельный документ стратегического планирования национальной политики на региональном уровне.

1.4. Настоящая Стратегия определяет основное содержание, систему взглядов и ценностей национальной политики города Москвы, долгосрочные, отвечающие реалиям XXI века перспективы национального развития города Москвы, обеспечивает перевод стратегического видения национальной политики в практическую плоскость путем раскрытия основных направлений реализации национальной политики.

1.5. В Стратегии отражаются вопросы состояния межнациональных отношений в городе Москве, раскрываются новые факторы и вызовы в данной сфере, формулируются принципы и цели национальной политики, определяются основные направления и задачи, а также механизмы реализации национальной политики города Москвы.

1.6. Решая задачу по укреплению общероссийской гражданской нации, в Стратегии констатируется, что в городе Москве исторически сложилось московское сообщество, члены которого, несмотря на различие национальностей, составляют единую культурно-историческую общность «москвичи».

1.7. Стратегия реализуется во взаимодействии органов исполнительной и законодательной (представительной) власти, органов местного самоуправления в городе Москве и институтов гражданского общества города Москвы.

2. Современное состояние межнациональных отношений

в городе Москве

2.1. Город Москва — столица России — является крупнейшим субъектом Российской Федерации с многонациональной структурой населения.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, на территории города Москвы проживает около 12 млн. человек, представляющих многие этнические общности страны, ближнего и дальнего зарубежья.

Кроме того, в городе Москве единовременно находится до 1,5 млн. иностранных граждан.

2.2. В городе Москве продолжают работать традиционные механизмы межнационального саморегулирования и общежития, а также механизмы адаптации и интеграции вновь прибывших представителей различных национальных групп из субъектов Российской Федерации и зарубежных стран в городское сообщество.

2.3. В столице Российской Федерации зарегистрированы и осуществляют свою деятельность более 100 национальных общественных объединений, в том числе и национально-культурных автономий.

2.4. Этнический состав населения города Москвы, характер протекающих межнациональных и межрелигиозных процессов обусловлен специфической ролью города Москвы в Российской Федерации.

2.5. Особенности города Москвы, влияющие на характер межнациональных отношений и содержание национальной политики, заключаются в том, что город Москва выступает в качестве:

2.5.1. Политического, культурного и информационного центра Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, формирующего представление о России в мире, в том числе в сфере межнациональных отношений, объекта внимания российских и зарубежных средств массовой информации.

2.5.2. Экономического и финансового центра Российской Федерации, наиболее сильного в экономическом плане субъекта Российской Федерации, что обуславливает высокую степень межнационального и межрелигиозного взаимодействия, интенсивность межрегиональной и международной миграции, прежде всего трудовой.

2.5.3. Многонационального и многорелигиозного центра Российской Федерации, сохраняющего национально-культурное достояние народов, средоточия национальных, религиозных, региональных и международных интересов.

2.5.4. Международного туристского центра, что позволяет использовать туризм в качестве инструмента общественной дипломатии и межкультурной коммуникации.

2.6. В настоящее время устойчивое большинство жителей города Москвы ориентировано на межнациональное и межрелигиозное согласие и сотрудничество. Согласно опросам общественного мнения около 75% опрошенных москвичей оценили межэтнические отношения в столице как достаточно спокойные. Почти 90% москвичей ответили, что не чувствуют враждебности к людям другой национальности, и столько же считают недопустимым использование насилия в межнациональных и межрелигиозных спорах.

2.7. Вместе с тем у значительной части жителей города Москвы наблюдаются настороженность к представителям отдельных национальных и религиозных меньшинств, различного рода опасения в связи с наличием в городе Москве большого числа мигрантов. В городе Москве отмечены проявления деятельности радикальных националистических организаций, эмиссаров экстремистских религиозных течений. Миграционные потоки привносят в город Москву напряженность в отношениях между отдельными национальностями, вовлеченными в неурегулированные межнациональные и межрелигиозные конфликты в России и за рубежом.

2.8. В течение последних нескольких лет возник ряд новых факторов, непосредственно влияющих на цели, задачи и направления реализации национальной политики города Москвы, а именно:

2.8.1. Кризисные явления в российской и мировой экономике, внешние экономические санкции в отношении Российской Федерации, которые могут служить фактором снижения уровня жизни москвичей разных национальностей.

2.8.2. Нарастание трудовой миграции в город Москву из субъектов Российской Федерации и других государств, а также последствия миграционного кризиса в Европе и на Ближнем Востоке.

2.8.3. Социально-политический кризис и вооруженный конфликт на Украине, обусловившие перемещение большого количества людей в Россию и в город Москву в частности.

2.8.4. Целенаправленная политика отдельных стран и политических сил по подрыву межнационального согласия и единства народов Российской Федерации и целостности Русского мира.

2.8.5. Трудности в социокультурной и языковой адаптации мигрантов к московской и общероссийской среде в целом, тенденция к формированию обособленных языковых и культурных сообществ (этнических анклавов) с целью удовлетворения материальных и коммуникативных запросов по признакам этнического, регионального происхождения и религиозной принадлежности.

2.8.6. Рост угрозы терроризма и религиозного экстремизма вследствие активной позиции Российской Федерации в борьбе с международным терроризмом.

2.8.7. Развитие информационно-коммуникационных технологий, создающих новые возможности и новые риски в сфере межнациональных отношений, связанные с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, для пропаганды экстремистских идей, провоцирования межнациональных конфликтов, манипулирования сознанием людей, прежде всего молодежи.

2.8.8. Увеличение территории города Москвы в 2,5 раза в 2012 году за счет присоединения обширных, слабо урбанизированных территорий с иным типом расселения жителей, численность которых быстро растет, в том числе за счет внутренней и внешней миграции населения.

3. Принципы и цели национальной политики города Москвы

3.1. Основные принципы национальной политики города Москвы соответствуют Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, отвечают принципам демократического, социально ориентированного общества и включают в себя:

3.1.1. Приоритет государственных интересов и российской гражданской нации относительно интересов этнических и религиозных групп, нарушающих целостность российского общества.

3.1.2. Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от национальной принадлежности и отношения к религии.

3.1.3. Единство городского сообщества на основе исторического многонационального наследия, русской культуры и русского языка как родного языка русского народа, языка межнационального общения народов России и постсоветского пространства.

3.1.4. Необходимость соблюдения общепринятых норм, традиций и правил поведения и общежития в городе Москве представителями всех национальностей и религий.

3.1.5. Уважение к особенностям национальных идентичностей и культур всех народов, представители которых проживают в городе Москве.

3.2. Целями национальной политики города Москвы являются:

3.2.1. Упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности российской нации в городе Москве.

3.2.2. Консолидация многонационального городского сообщества москвичей, учет и защита интересов москвичей.

3.2.3. Гармонизация отношений национального большинства и национальных меньшинств вне зависимости от их численности и религиозной принадлежности.

3.2.4. Сохранение, соразмерное развитие и поддержка сложившейся национальной структуры городского сообщества путем рациональной демографической и миграционной политики.

3.2.5. Обеспечение высокого уровня региональной безопасности города Москвы и качества государственного управления в сфере национальной политики.

3.2.6. Социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов в городское сообщество.

4. Основные направления и задачи национальной политики

города Москвы

4.1. Совершенствование государственного управления в сфере национальной политики и привлечение органов местного самоуправления к участию в реализации национальной политики города Москвы:

4.1.1. Формирование в рамках реализации национальной политики города Москвы системы взаимодействия и координации органов исполнительной и законодательной (представительной) власти города Москвы, органов местного самоуправления, национальных и межнациональных общественных объединений, средств массовой информации, научно-исследовательских и образовательных организаций.

4.1.2. Совершенствование нормативно-правовой базы города Москвы в сфере реализации национальной политики.

4.1.3. Организация научного и экспертно-аналитического сопровождения реализации национальной политики города Москвы.

4.1.4. Обеспечение дополнительного профессионального образования по вопросам реализации национальной политики государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, а также лиц, замещающих муниципальные должности.

4.1.5. Осуществление постоянного мониторинга состояния межнациональных отношений в городе Москве.

4.2. Формирование механизмов выявления, учета и реализации интересов москвичей в рамках национальной политики города Москвы:

4.2.1. Совершенствование деятельности Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Московский дом национальностей» и его Общественного совета в целях выявления и учета мнений и интересов москвичей различных национальностей и их национальных сообществ.

4.2.2. Осуществление мероприятий по гармонизации отношений между национальным большинством и национальными меньшинствами в рамках городского сообщества.

4.2.3. Создание механизма общественной дипломатии, а также общественного контроля, включающего функционирование общественной инспекции по делам национальностей.

4.2.4. Содействие разработке, заключению и реализации общественных договоров между представителями различных этнических групп в городе Москве с целью обеспечения межнационального согласия и конструктивного межэтнического взаимодействия.

4.3. Содействие сохранению и развитию культурного и духовного потенциала народов, проживающих в городе Москве:

4.3.1. Обеспечение сохранения и приумножения духовного и культурного потенциала многонационального состава жителей города Москвы на основе идей единства и дружбы народов, межнационального согласия и патриотизма.

4.3.2. Распространение знаний об истории и культуре народов, проживающих в городе Москве, в том числе посредством создания и развития базы данных об исторических памятных местах в городе Москве, связанных с представителями народов Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья.

4.3.3. Формирование культуры межнационального общения в соответствии с общепринятыми нормами морали и традиционными духовно-нравственными ценностями жителей города Москвы.

4.3.4. Развитие этнографического и культурно-познавательного туризма, соответствующих экскурсионных маршрутов, популяризация объектов туристского показа, тесно связанных с жизнью представителей различных национальностей, в том числе видных деятелей культуры, науки, искусства.

4.3.5. Развитие добровольческого движения в сфере сохранения культурного наследия народов, проживающих в городе Москве.

4.3.6. Оказание возможной государственной поддержки в проведении научных исследований, научно-популярных публикаций, создания произведений литературы, искусства, кино и телевидения, интернет-продукции, освещающих значимые исторические события и общие достижения народов, проживающих в городе Москве.

4.4. Развитие системы гражданско-патриотического воспитания и образования москвичей, прежде всего молодежи:

4.4.1. Содействие распространению идей интернационализма, патриотизма, духовной, культурно-исторической и цивилизационной общности российского народа.

4.4.2. Разработка и реализация мероприятий, посвященных изучению многовекового опыта взаимодействия народов России, истоков общероссийского единства и солидарности.

4.4.3. Содействие разработке и реализации образовательных программ, включающих сведения о культурных ценностях и национальных традициях народов России.

4.4.4. Создание условий, содействующих формированию у подрастающего поколения гражданской, национальной и цивилизационной идентичности, правового сознания, воспитанию культуры межнационального общения.

4.4.5. Развитие инфраструктуры реализации национальной политики города Москвы в административных округах города Москвы, включая дома дружбы, интерактивные клубы межнационального общения.

4.4.6. Развитие системы гражданско-патриотического воспитания москвичей в сфере межнациональных отношений в образовательных организациях города Москвы.

4.4.7. Совершенствование учебно-методической деятельности по развитию системы воспитания и образования в сфере межнациональных отношений по линии «семья — детский сад — школа — вуз» в городе Москве.

4.4.8. Обеспечение дополнительного профессионального образования научно-педагогических кадров, а также представителей общественных организаций в области национальной политики.

4.5. Противодействие национальному и религиозному экстремизму:

4.5.1. Развитие общественных институтов предупреждения межнациональных конфликтов, распространения национального и религиозного экстремизма и связанных с ними криминальных проявлений и массовых беспорядков.

4.5.2. Формирование в обществе обстановки неприятия идей экстремизма, ксенофобии, национальной и религиозной исключительности, нацизма, расизма, шовинизма и русофобии, направленных на подрыв общественно-политической стабильности, межнационального мира и согласия.

4.5.3. Реализация мер по профилактике недобросовестного использования национального фактора в избирательном процессе и в партийных программах.

4.5.4. Содействие общественным инициативам по мониторингу средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет в целях профилактики и выявления публикаций, направленных на разжигание межнациональной или межрелигиозной розни.

4.5.5. Использование технологий распространения информации посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, включая социальные сети, электронную почту, интеллектуальные поисковые системы, социально ориентированные компьютерные игры и блогосферу, а также мобильной связи и других электронных ресурсов в интересах гармонизации межнациональных отношений, этнокультурного созидания, противодействия этническому экстремизму и терроризму.

4.6. Реализация эффективной миграционной политики, содействие адаптации и интеграции в городское сообщество мигрантов при уважении интересов и традиций москвичей:

4.6.1. Оптимизация привлечения иностранной рабочей силы и создание экономических условий для снижения зависимости экономики города Москвы от иностранной рабочей силы за счет обеспечения права трудоустройства граждан Российской Федерации, российских соотечественников, проживающих за рубежом, а также граждан стран — участников Союзного государства Белоруссии и России, Евразийского экономического союза.

4.6.2. Осуществление взаимодействия между органами исполнительной власти города Москвы, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в сфере миграции, и институтами гражданского общества в области разработки и реализации национальной и миграционной политики города Москвы.

4.6.3. Создание условий для адаптации и интеграции мигрантов в городское сообщество, изучения русского языка, приобщения мигрантов к ценностям, культуре и традициям москвичей.

4.6.4. Формирование условий, препятствующих созданию в городе Москве различного рода национальных территориальных образований (этнических анклавов), изменению сложившегося национального состава на местах.

4.6.5. Вовлечение национальных общественных объединений, в том числе национально-культурных автономий, в процесс социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов на основе использования инфраструктуры многофункциональных миграционных, культурных, просветительских и образовательных организаций.

4.7. Стимулирование положительной динамики рождаемости среди жителей города Москвы как части многонационального российского народа:

4.7.1. Развитие демографического потенциала города Москвы за счет стимулирования рождаемости среди жителей города Москвы и сохранения межнационального баланса в городе Москве.

4.7.2. Пропаганда традиционных семейных ценностей как духовно-нравственного фундамента демографической политики в целях укрепления и поддержки семьи, повышения уровня рождаемости жителей города Москвы.

4.7.3. Анализ, прогнозирование и предупреждение негативных влияний национальных, миграционных и цивилизационных процессов в мире на этнодемографическую ситуацию в городе Москве.

4.8. Развитие межнационального, межрегионального и международного сотрудничества в области национальной политики:

4.8.1. Развитие системы договорных отношений между городом Москвой и субъектами Российской Федерации о совместной деятельности в области национальной и миграционной политики.

4.8.2. Развитие межрегиональных культурных связей, распространение классических (традиционных) и современных произведений литературы и искусства народов России и стран ближнего зарубежья, в том числе с привлечением региональных теле- и радиоканалов, организация художественных выставок, гастролей творческих коллективов.

4.8.3. Использование ресурса общественной дипломатии путем вовлечения институтов гражданского общества города Москвы в решение задач межнационального, межрегионального и международного культурного и гуманитарного сотрудничества как средства развития и налаживания межцивилизационного диалога, обеспечения взаимопонимания между народами.

4.8.4. Развитие системы мер поддержки российских соотечественников, проживающих за рубежом, содействие в сохранении их в едином культурном, образовательном, гуманитарном и интеграционном пространстве.

4.8.5. Взаимодействие с региональными и международными неправительственными организациями, включая евразийские, в целях недопущения дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности, использования двойных стандартов в понимании гражданских свобод.

4.9. Информационное обеспечение реализации национальной политики города Москвы:

4.9.1. Создание в сфере национальной политики новых, отвечающих требованиям современного информационного общества понятийно-категориального аппарата, смыслов и образов.

4.9.2. Развитие московского информационного пространства на основе идей духовного и культурного единства российского народа, патриотизма, межнационального согласия, противодействия этническому и религиозному экстремизму, любым формам дискриминации.

4.9.3. Распространение печатной рекламной продукции, производство и размещение в теле- и радиоэфире социальной рекламы и иной видеопродукции, поддержка создания тематических радио- и телепередач, газетных и журнальных рубрик, интернет-проектов, направленных на реализацию целей и задач национальной политики города Москвы.

4.9.4. Организация выступлений в средствах массовой информации руководителей государственных органов города Москвы, представителей институтов гражданского общества, национальных общественных объединений и религиозных организаций по актуальным вопросам, связанным с реализацией национальной политики города Москвы.

4.9.5. Осуществление органами государственной власти города Москвы с участием институтов гражданского общества, экспертного и журналистского сообщества мониторинга публикаций печатных и электронных средств массовой информации по вопросам реализации национальной политики города Москвы, а также проведение регулярных семинаров для журналистов по повышению их квалификации в данной сфере.

4.10. Повышение роли и значения национальной политики города Москвы в социально-экономическом развитии города Москвы:

4.10.1. Проведение комплексного анализа и учет влияния межнациональных отношений и миграционных процессов на социально-экономическое и общественно-политическое развитие города Москвы.

4.10.2. Поддержание межнационального согласия как ключевого фактора социального, экономического и научно-технического развития города Москвы, обеспечения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности города Москвы в системе глобальной экономики.

5. Механизмы реализации национальной политики города Москвы

5.1. Практическая реализация национальной политики города Москвы предусматривает создание системы управления, учитывающей проявления национального фактора в различных областях жизни городского сообщества, и ее оптимизацию посредством управленческих решений органов исполнительной власти города Москвы, в ведении которых находится соответствующая сфера жизнедеятельности города Москвы.

5.2. Общую координацию реализации национальной политики города Москвы осуществляет Департамент национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы.

5.3. Учитывая тесную взаимосвязь межнациональных отношений и миграционных процессов, протекающих в городе Москве и Московской области, координация реализации национальной политики города Москвы осуществляется с использованием возможностей Объединенной коллегии исполнительных органов государственной власти города Москвы и Московской области и иных совместных органов.

5.4. Основными механизмами реализации национальной политики в городе Москве являются:

5.4.1. Стратегическое планирование, включающее настоящую Стратегию, программу (план мероприятий) реализации национальной политики города Москвы.

5.4.2. Государственно-частное и общественно-государственное партнерство в реализации национальной политики города Москвы.

5.4.3. Обеспечение стабильного финансирования реализации национальной политики города Москвы за счет выделяемых в установленном порядке средств бюджета города Москвы, а также за счет средств, привлекаемых в установленном порядке из внебюджетных источников.

5.4.4. Развитие инфраструктуры, деятельность которой направлена на решение задач национальной политики города Москвы.

5.4.5. Поддержка деятельности национальных и межнациональных общественных объединений, в том числе ассоциаций, фондов, национально-культурных автономий, как средства выявления и удовлетворения этнокультурных запросов граждан, достижения стабильности межнациональных отношений, предупреждения конфликтов на национальной почве.

5.4.6. Содействие повышению социальной ответственности бизнеса и привлечение в установленном порядке дополнительных источников финансирования мероприятий в области реализации национальной политики города Москвы.

5.4.7. Стимулирование общественных объединений, организаций и индивидуальных предпринимателей, активно участвующих в реализации национальной политики города Москвы.

5.4.8. Содействие развитию экономического взаимодействия города Москвы с субъектами Российской Федерации и городами стран — участниц Евразийского экономического союза в целях укрепления добрососедских отношений и межнационального сотрудничества.

5.4.9. Содействие развитию сотрудничества Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Московский дом национальностей» с домами национальностей, домами дружбы, центрами национальной культуры, клубами межнационального общения и другими учреждениями, осуществляющими функции в сфере национальной политики в субъектах Российской Федерации и зарубежных странах.

5.4.10. Обеспечение прозрачности источников финансирования в сфере национальной политики города Москвы, а также совершенствование механизмов финансовой отчетности.

5.4.11. Разработка и утверждение основных характеристик (индикаторов), позволяющих оценивать состояние межнациональных отношений в городе, эффективность деятельности органов исполнительной власти города Москвы по реализации задач национальной политики города Москвы, поставленных в настоящей Стратегии.

5.4.12. Осуществление контроля за ходом реализации национальной политики города Москвы.

5.4.13. Проведение мониторинга состояния межнациональных отношений в городе Москве.

5.4.14. Осуществление корректировки мероприятий в сфере национальной политики города Москвы по результатам анализа ее реализации и мониторинга состояния межнациональных отношений в городе Москве.

5.5. Реализация национальной политики города Москвы осуществляется также путем заключения договоров и соглашений города Москвы с субъектами Российской Федерации по вопросам реализации национальной политики.

5.6. Информационная и аналитическая поддержка реализации национальной политики в городе Москве осуществляется посредством привлечения информационных ресурсов заинтересованных государственных органов и органов местного самоуправления, государственных научных учреждений, экспертного и журналистского сообщества.

согласование государственных и национально-культурных интересов народов Российской Федерации;
совершенствование межэтнических отношений;
обеспечение равноправия народов Российской Федерации;
создание условий для утверждения общегражданской идентичности — российской нации;
развитие взаимодействия органов государственной власти, национально-культурных автономий и иных национальных общественных объединений;
сохранение и развитие самобытных культур, языков, традиционного образа жизни народов и граждан Российской Федерации;
предотвращение и разрешение межэтнических конфликтов;
решение проблем беженцев и вынужденных переселенцев;
оказание государственной поддержки соотечественникам за рубежом.
2. Государственная национальная политика основывается на принципах:
государственной целостности Российской Федерации;
равноправия и самоопределения народов Российской Федерации;
конституционных гарантий суверенитета народов Российской Федерации;
содействия народам Российской Федерации в развитии национальной культуры, сохранении родного языка, создании условий для его изучения и развития, прав, ведения традиционного образа жизни;
соблюдения гарантий прав коренных малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, а также возмещения ущерба территориям традиционного природопользования;
защиты прав национальных меньшинств;
свободного определения гражданином своей национальной принадлежности;
равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
запрета любых форм ограничения прав народов и граждан Российской Федерации по признаку национальной принадлежности, пропаганды национального превосходства, а также экстремистских действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды по признакам национальной принадлежности.
Глава II. ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Следующая статья «
К тексту закона «

УДК 323(470+571)

А. В. Шободоева

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ И ЕЕ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА ОБЩЕЙ ТЕОРИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ

АННОТАЦИЯ. Новые вызовы и угрозы изменили содержание и направленность деятельности Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности, ее теоретическому обоснованию и правовому оформлению. Так, 31 декабря 2015 г. Президент РФ указом № 683 утвердил обновленную Стратегию национальной безопасности РФ. Указанный документ требует серьезного анализа с позиций выявления теоретико-методологических основ понимания феномена национальной безопасности, развития соответствующей ему терминологии, поэтому цель данной статьи — рассмотреть с учетом последних установок научной мысли и отечественного законодательства развитие категориального аппарата общей теории национальной безопасности. Реализация данного положения будет проведена методом сравнения позиции законодателя в представлении содержания основных дефиниций в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. (принята в 2009 г.) и Стратегии национальной безопасности РФ 2015 г. Мы остановимся на выделении таких понятий, как Стратегия национальной безопасности РФ, национальная безопасность РФ, национальные интересы РФ, угроза национальной безопасности, обеспечение национальной безопасности, стратегические национальные приоритеты РФ, система обеспечения национальной безопасности. Широкое использование этих дефиниций в научных исследованиях, в публицистике и правовых актах демонстрирует их неоднозначное толкование, поэтому внимание акцентируется на том, что данная ситуация оказывает отрицательное воздействие на развитие теории и практики обеспечения национальной безопасности РФ. Подчеркивается, что новая Стратегия должна сыграть большую роль в минимизации последствий подобной терминологической свободы. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Национальная безопасность РФ; виды национальной безопасности РФ; угроза национальной безопасности РФ; стратегические национальные приоритеты РФ; система обеспечения национальной безопасности РФ. ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 1 декабря 2015 г.; дата принятия к печати 25 декабря 2015 г.; дата онлайн-размещения 29 января 2016 г.

V. Shobodoyeva

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

Общепризнанным является факт, что общая теория национальной безопасности РФ стала реальностью в России лишь два последних десятилетия. За этот кратчайший для развития любого научного направления срок, тем не менее, появилось большое количество разнообразной литературы, изучение которой позволяет проследить, как менялось восприятие безопасности и в научном, и в правовом поле. Огромный интерес представляют работы С. Н. Бабурина , В. А. Бушуева , А. В. Возженикова , М. Ю. Зеленкова , А. В. Логунова и других авторов .

Современная нормативная база и разнообразные правовые, политологические, философские и другие источники представляют многочисленное количество дефиниций, связанных с общей теорией безопасности. Необычайная частота их употребления может создать видимость значимости и достаточной разработанности данных вопросов, что не всегда является верным. Во-первых, наблюдается дефицит внимания со стороны законодателя к разработке и представлению к использованию как понятийного нормативного материала, так и соотношения самих базовых понятий между собой. Во-вторых, массовое применение терминов, связанных с теорией безопасности, не основывается на их глубоком научном понимании. Но становление любого научного знания требует четкости в проработке категориально-понятийного аппарата, так как это направлено и на развитие теоретической стороны вопроса, и на совершенствование правоприменительной деятельности. Недостаток четко соотносимых понятий и единых научных категорий в данной сфере может сделать процесс ее практической реализации противоречивым и сомнительным.

Следует еще раз подчеркнуть, что общая теория национальной безопасности опирается на различные основания, но размер статьи позволяет рассмотреть только нормативно-правовой аспект.

Понятие «национальная безопасность» вошло в политико-правовой язык России в середине 90-х гг. XX столетия. Сам термин «национальная безопасность» впервые на законодательном уровне был использован в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ (утратил силу), а его определение закреплено в июле 1996 г. в Послании Президента РФ «О национальной безопасности».

Официальный подход законодателя к вопросам национальной безопасности проявлялся при разработке и принятии разнообразных актов в указанной сфере. В нашем случае наибольший интерес представляют (приводим в хронологическом порядке) Закон «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-11 (далее — Закон РФ

1 О безопасности : закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 (ред. от 26 июня 2008 г.) (утратил силу) // Российская газета. 1992. 6 мая.

«О безопасности»); Концепция национальной безопасности РФ 1997 г.2; Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г.3 (далее — Стратегия 2009 г.); Федеральный закон «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф34 (далее — ФЗ «О безопасности»); Стратегия национальной безопасности РФ от 31 декабря 2015 г.5 (далее — Стратегия 2015 г.)

Появление этих нормативно-правовых документов свидетельствует о развитии общей теории национальной безопасности в России, а анализ их содержания позволяет утверждать, что сложилось определенное государственное видение в плоскости построения понятийного аппарата, раскрывающего основные характеристики явлений, связанных со сферой национальной безопасности. Однако первая сложность возникла именно при употреблении терминов «безопасность» и «национальная безопасность».

В Законе РФ «О безопасности» давались определения, часть которых была сформулирована в российском методологическо-правовом поле в первый раз. Например, получили закрепление такие понятия, как «безопасность» (состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз — ст. 1), «жизненно важные интересы» (совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства — ст. 1), «угроза безопасности» (совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства — ст. 3). При этом, как абсолютно верно писал Р. Д. Сипок, данный закон не уточнял, о каком виде безопасности (национальной или государственной) идет речь, равно как и необходимо ли вообще проводить между ними различие. В результате складывалась парадоксальная ситуация, поскольку одни авторы, анализируя содержание понятия «безопасность», делали вывод, что речь идет о государственной безопасности, другие этому понятию (определению) придавали характер национальной безопасности .

Ко всему, наличествовала нечеткость и в самой формулировки понятия «безопасность» — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства. Вполне закономерно возникало недоумение, а почему лишь защищенность жизненно важных интересов гарантирует состояние безопасности личности, обществу и государству? По логике получалось, что незащищенность второстепенных интересов не имеет отношение к безопасности.

Декларативный характер ряда позиций закона объяснялся следующими факторами. Во-первых, на момент принятия закона фактически отсутствовала сама научно обоснованная концепция национальной безопасности. Во-вторых, законодатель не дошел до обозначения общего объекта безопасности — нации. Таким образом, в законе отсутствовал сам термин «национальная безопасность».

В Послании Президента РФ «О национальной безопасности» «национальная безопасность понималась как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества

2 Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента РФ от 17 дек. 1997 г. № 1300 (ред. от 10 янв. 2000 г.) (утратил силу) // СПС «КонсультантПлюс».

3 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 (ред. от 1 июля 2014 г.) (утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 20. Ст. 2444.

4 О безопасности : федер. закон от 28 дек. 2010 г. № 390-Ф3 (ред. от 5 окт. 2015 г.) // Российская газета. 2010. 29 дек.

5 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента РФ от 31 дек. 2015 г. № 683 // СПС «КонсультантПлюс».

и государства»6. При этом идея национальной безопасности толковалась, во-первых, с позиций признания ее объектом (и субъектом) не только государства, но и общества и личности. Во-вторых, обозначалась связь национальной безопасности с концепцией устойчивого демократического развития, реализацией целого комплекса мер по установлению и укреплению прав и свобод личности. Это вполне соотносилось с атмосферой того времени, пронизанной эйфорией от «соединения» с европейскими общечеловеческими ценностями. Однако, фактически, данное в Послании Президента РФ определение «национальной безопасности» было идентично тому, которое содержалось в Законе РФ «О безопасности», но обозначалось как просто «безопасность».

Следующий шаг в определении термина «национальная безопасность» и категории «национальные интересы» был сделан в Концепции национальной безопасности РФ. Впервые в нормативно-правовом документе такого уровня фиксировались следующие понятия:

— «национальная безопасность» — безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации (интересно, что указанная формулировка появилась не на момент принятия указанной концепции, а только в ее редакции 2000 г. и практически дословно повторяла содержание ст. 3 п. 1 Конституции РФ 1993 г.7);

— «национальные интересы России» — это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фактически первым среди правовых актов, в котором четко формулировалось содержание определения термина «национальная безопасность» и его базовые категории, являлась Стратегия 2009 г. В ее первом разделе рассматривались следующие понятия: «национальная безопасность», «национальные интересы РФ», «угроза национальной безопасности», «стратегические национальные приоритеты», «система обеспечения национальной безопасности», «силы обеспечения национальной безопасности», «средства обеспечения национальной безопасности». Их смысловое наполнение мы представим далее, сравнивая их с последними трактовками Стратегии 2015 г.

Следующий шаг в правовом оформлении национальной безопасности связан с ФЗ «О безопасности». Однако парадокс ситуации заключался в том, что, в отличие от аналогичного акта 1992 г., этот федеральный закон продемонстрировал полное отсутствие дефиниций вообще при равнозначном использовании понятий «национальная безопасность» и «безопасность» (ст. 1). Можно утверждать, что, во-первых, отказ от введения в новый закон и так спорного понятийно-терминологического аппарата не дает возможности адекватно воспринимать нормы закона, так как в его тексте регулярно встречаются необъясненные правовые категории. Во-вторых, методологически неверно отождествлять понятия «безопасность» и «национальная безопасность», так как первое является более широким по смысловому содержанию, и речь в законе идет именно о национальной безопасности.

Несомненно, безопасность крайне сложное целостное многомерное понятие со своей структурой и системой взаимосвязей. Исходя из этого, предлагаем построить следующую цепочку: безопасность — это родовое понятие относительно безопасности национальной, которая, в свою очередь, является комплексом составляющих ее видов безопасности.

7 Конституция Российской Федерации : принята Всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 дек.

С правовой точки зрения уже новая Стратегия национальной безопасности предприняла попытку четко определить основные понятия общей теории национальной безопасности, которые ранее неоднозначно формулировались в разных правовых актах. Поскольку данная Стратегия — это принципиально новый акт, из-за «свежести» появления не получивший еще полноценного анализа, считаем необходимым задержаться на его характеристике более основательно.

По мысли законодателя, данная Стратегия является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу (ст. 1 Стратегии 2015 г.).

Еще 3 июля 2015 г. Президент РФ В. В. Путин на заседании Совета Безопасности РФ поручил отредактировать Стратегию 2009 г. Он подчеркнул, что «необходимо в короткие сроки провести анализ всего спектра потенциальных вызовов и рисков (и политических, и экономических, и информационных и др.) и на этой основе скорректировать Стратегию национальной безопасности России»8. Это объяснялось тем, что Российской Федерации необходимо принимать системные меры реагирования на изменяющую обстановку по всем направлениям.

Следует обратить внимание, что Президент РФ говорил именно о корректировке Стратегии 2009 г. Исходя из Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ корректировка документа стратегического планирования — это изменение документа стратегического планирования без изменения периода, на который разрабатывался этот документ стратегического планирования (ст. 3 п. 11). Соответственно, новая Стратегия должна быть также рассчитана до 2020 г.

Можно сформулировать основные причины, вызвавшие необходимость усовершенствования Стратегии национальной безопасности РФ.

Во-первых, 6 февраля 2015 г. в США Белым домом была распространена новая Стратегия национальной безопасности. Подготовленный документ провозглашает американское «лидерство с позиции силы». Во вступлении к Стратегии в ряду «серьезных вызовов для национальной безопасности» США упоминается, в том числе, и «российская агрессия». В марте 2015 г. Совет Безопасности РФ констатировал, что проведенный аппаратом Совета Безопасности РФ анализ Стратегии национальной безопасности США показал, что в отличие от предыдущей редакции (2010) она имеет явную антироссийскую направленность и формирует негативный облик России. Стратегия разработана на основе принципа американской исключительности, права на односторонние действия по защите и продвижению интересов США в мире и несет в себе активный антироссийский заряд. Ко всему, американская Стратегия содержит ряд угроз для безопасности России, в частности, США могут применить в отношении России технологию «цветных революций»9.

Во-вторых, 1 июля Министерство обороны США опубликовало национальную военную стратегию 2015 г. В документе Россия названа страной, которая использует силу в своих интересах, нарушает все возможные соглашения и подрывает региональную безопасность. Позиция России по отношению к данной военной стратегии США была высказана пресс-секретарем Президента РФ Д. Песковым, который выразил сожаление тем, что «появление таких формулировок в таком документе сви-

8 URL : http://www.rbc.ru/politics/22/10/2015/5628ad209a7947849bd28e03.

9 URL : http://tass.ru/politika/1856823.

детельствует о конфронтационном настрое, лишенном какого-либо объективизма по отношению к нашей стране, причем в долгосрочной перспективе»10.

В-третьих, расширение альянса НАТО и его приближение к российским границам. В последнее время НАТО открыто наращивало свой военный потенциал и в Западной Европе, и Польше, и странах Балтии под предлогом необходимости сдерживать возможную агрессию со стороны России.

В-четвертых, наряду с политическими и военными угрозами осложняются мировая демографическая ситуация, проблемы окружающей природной среды и продовольственной безопасности. Более явными становятся и дефицит пресной воды, и последствия изменения климата, и распространение эпидемий, ряд которых вызван неизвестными ранее вирусами. Соответственно, необходимо предусмотреть задачи по противодействию опасностям и такого рода.

В-пятых, Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ требует обновлять Стратегию национальной безопасности каждые 6 лет (ст. 18 п.1), а последняя Стратегия была принята в 2009 г.

В подготовке проекта Стратегии участвовали федеральные органы исполнительной власти, представители научного сообщества, сотрудники аппарата Совета Безопасности РФ. В октябре пресс-служба Совета Безопасности РФ сообщила, что Стратегия была рассмотрена межведомственной комиссией по стратегическому планированию Совета Безопасности РФ. Корректировка Стратегии национальной безопасности проводилась при учете, во-первых, необходимости обеспечения преемственности государственной политики в сфере национальной безопасности, а также системы национальных интересов и стратегических национальных приоритетов. Во-вторых, фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития РФ.

Обновленная Стратегия национальной безопасности РФ состоит из шести разделов, включающих 116 пунктов.

В рассматриваемой Стратегии используются следующие основные понятия: Стратегия национальной безопасности РФ (ст. 1), национальная безопасность РФ, национальные интересы РФ, угроза национальной безопасности, обеспечение национальной безопасности, стратегические национальные приоритеты РФ, система обеспечения национальной безопасности (ст. 6).

Стратегия национальной безопасности РФ — базовый документ стратегического планирования, определяющий национальные интересы и приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности РФ и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу11. Внимание обращено на то, что Стратегия — это не просто один из документов стратегического планирования в стране, а именно базовый документ. Таким образом определяется особая значимость и статус данной Стратегии. В ней, как отмечал Секретарь Совета Безопасности РФ Н. П. Патрушев, сформулированы задачи, которые будут актуальны на длительную перспективу, а также выработаны меры, направленные на консолидацию усилий органов государственной власти, местного самоуправления и гражданского общества для достижения стратегических целей развития страны и обеспечения ее национальной безопасности12.

10 URL : http://www.rbc.ru/politics/03/07/2015/5596b44f9a79474dce82447d.

11 Напоминаем, что в Стратегии 2009 г. под Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. понималась официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.

12 URL : http://www.rg.ru/2015/12/22/patrushev-site.html.

Национальная безопасность — это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан РФ, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие РФ. В данном случае выделены изменения в рассматриваемом термине, по сравнению с аналогичным термином, представляемом в Стратегии 2009 г. Соответственно, акцент смещен с «обеспечения» конституционных прав и свобод на их реализацию, а представленный в предыдущей Стратегии новый подход «безопасность через развитие» выделяет именно социально-экономическое развитие, так как и обороноспособность государства, и политическая стабильность, и социальная стабильность общества определяются уровнем экономического развития страны и качеством жизни ее граждан.

Национальные интересы РФ — это объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого разви-тия13. В данном случае однозначно ставятся на первое место потребности личности, общества и государства. Соответственно, демонстрируется понимание первенствующей роли в жизнедеятельности страны не только государства.

Угроза национальной безопасности — это совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам14. Явно видно сокращение определения, связанное не с перечислением объектов угрозы, а введением обобщающего понятия «национальный интерес».

Обеспечение национальной безопасности — это реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества политических, военных, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение национальных интересов15.

Стратегические национальные приоритеты Российской Федерации — это важнейшие направления обеспечения национальной безопасности16. Соответственно, в новом определении отказались от перечисления конкретных направлений обеспечения национальной безопасности, заменив их синонимом — «важнейшие».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Система обеспечения национальной безопасности — совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов государственной власти и органов местного самоуправления и находящихся в их распоряжении инструментов17. Законодатель, с одной стороны,

13 Напоминаем, что в Стратегии 2009 г. под национальными интересами РФ понималась совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства.

14 Напоминаем, что в Стратегии 2009 г. под угрозой национальной безопасности понималась прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.

15 Стратегия 2009 г. не содержала расшифровки данного понятия.

16 Напоминаем, что в Стратегии 2009 года под стратегическими национальными приоритетами понимались важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности.

17 Напоминаем, что в Стратегии 2009 года под системой обеспечения национальной безопасности понимались силы и средства обеспечения национальной безопасности, где силы обеспечения национальной безопасности — это Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства РФ.

отказался от излишней детализации сил обеспечения национальной безопасности, но, с другой, дополнил их органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, что позволило привести перечень субъектов обеспечения национальной безопасности РФ в соответствие с ФЗ «О безопасности».

Спорным являлся и вопрос о видах национальной безопасности и их соотношении. Это объясняется целым рядом причин. Во-первых, нет строгого законодательного оформления видов безопасности. В ФЗ «О безопасности», как уже упоминалось, ставится знак равенства между понятиями «безопасность» и «национальная безопасность». Не совсем корректно перечисляются и следующие виды безопасности (национальной безопасности) — безопасность государства, общественная безопасность, экологическая безопасность, безопасность личности, иные виды безопасности (ст. 1). Во-вторых, отсутствуют единые основания классификации видов национальной безопасности, а это недопустимо. Мы полностью разделяем позицию Н. Г. Кутьина о том, что четкая классификация видов национальной безопасности играет методологическую роль в построении всей системы национальной безопасности и ее правовом регулировании. Значимость данного утверждения связана с тем, что нельзя «размывать» понятие «национальная безопасность», а знание ее видов способствует выработке наиболее адекватной стратегии и тактики выявления и противодействия угрозам безопасности России .

В Стратегии же 2015 г. четко показано, что национальная безопасность является комплексом составляющих ее видов безопасности и включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией РФ и законодательством РФ, прежде всего, государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую и безопасность личности (ст. 6).

Таким образом, можно сделать вывод, что границы понимания дефиниции «национальная безопасность» в нормативно-правовых актах РФ существенно расширились и видоизменились. Был закреплен принципиально новый для России концептуальный подход к проблеме безопасности, что проявилось в прекращении полного игнорирования интересов личности и общества, по крайней мере, на нормативном уровне.

Соответственно, в новой Стратегии:

— общество признается самостоятельным объектом безопасности, равнозначной составляющей, наряду с государством и личностью, и видно, что законодатель стремится обеспечить баланс между интересами общества и государства в сфере безопасности;

— внесена определенная ясность в спор о возможности взаимозамены терминов «государственная безопасность» и «национальная безопасность», а также показано, что отождествлять два этих понятия категорически недопустимо;

— обобщен перечень видов национальной безопасности РФ, что, таким образом, дает возможность разрабатывать соответствующую методику обнаружения и противоборства вызовам и угрозам нашей национальной безопасности;

— предоставлен еще один весомый довод участникам научной дискуссии по вопросу, является ли общественная безопасность видом безопасности национальной.

Однако в вопросе соотношения государственной и общественной безопасности Стратегия 2015 г. повторила широко критикуемый подход своих предшественников. В разд. IV «Обеспечение национальной безопасности» сохраняется никак не объясненное объединение указанных видов безопасности союзом «и», т. е. по-прежнему выделяются общие цели обеспечения государственной и общественной безопасности.

Можно сделать вывод, что Стратегия 2015 г. предоставляет новые возможности для развития теории национальной безопасности России, ее категориальной однородности. Внесены уточнения и корректировки в уже официально оформленные определения, добавлены новые, обобщены виды национальной безопасности РФ.

Список использованной литературы

5. Логунов А. Б. Региональная и национальная безопасность / А. Б. Логунов. — М. : Ин-фра-М, 2014. — 457 с.

6. Гурлев И. В. Этимология и генезис термина «государственная безопасность» / И. В. Гурлев // Власть. — 2013. — № 2. — С. 149-152.

9. Ростокинский А. В. Неудобные вопросы авторам Концепции общественной безопасности в Российской Федерации / А. В. Ростокинский // Российский следователь. — 2014. — № 6. — С.40-43.

12. Федотова Ю. Г. Правовые средства ограничения прав и свобод граждан и организаций в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства / Ю. Г. Федотова // Современное право. — 2015. — № 4. — С. 21-29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Logunov A. B. Regional’naya i natsional’naya bezopasnost’ . Moscow, Infra-М Publ., 2014. 457 p.

6. Gurlev I. V. Etymology and genesis of the term «state security». Vlast’ = The Power, 2013, no. 2, pp. 149-152. (In Russian).

Информация об авторе

Шободоева Анна Владимировна — кандидат исторических наук, магистр юриспруденции, доцент, кафедра теории права и национальной безопасности, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, е-mail: sav_irk@mail.ru.

Библиографическое описание статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *