Ставки на акцизы

Ставки акциза на алкоголь

Далее рассмотрим размер акцизов на алкогольную продукцию, представив информацию в виде таблицы. А затем проведем небольшой сравнительный анализ.

Акцизы на алкоголь в 2019 году:

Вид продукции

Размер налоговой ставки

2019 год

Размер налоговой ставки

2018 год

Размер налоговой ставки 2017 год (с 01.01.)

Этил. спирт, который реализуют компании, занимающиеся производством космет. или парфюм. продукции

1 литр / 0 руб. 1 литр / 0 руб.

1 литр / 0 руб.

Этил. спирт, который реализуют компании, не уплачивающие авансовые платежи по акцизу

1 литр – 107 руб. 1 литр – 107 руб.

1 литр – 107 руб.

Алкоголь, в котором более чем 9% спирта (без учета пива и игристого вина)

1 литр – 523 руб. 1 литр – 523 руб.

1 литр – 523 руб.

Алкоголь, в котором менее чем 9% спирта (без учета пива и игристого вина)

1 литр – 418 руб. 1 литр – 418 руб.

1 литр – 418 руб.

Вино, без учета игристого

1 литр – 5 руб. 1 литр – 5 руб.

1 литр – 5 руб.

Вино игристое

1 литр – 36 руб. 1 литр – 36 руб.

1 литр – 27 руб.

Пиво, в котором до 0,5% спирта

1 литр – 0 руб. 1 литр – 0 руб.

1 литр – 0 руб.

Пиво, в котором от 0,5% до 8,6 % спирта

1 литр – 21 руб. 1 литр – 21 руб.

1 литр – 21 руб.

Пиво, в котором более 8,6%

1 литр – 39 руб. 1 литр – 39 руб.

1 литр – 39 руб.

Акцизный сбор на алкоголь – приносит государству самый высокий доход, если сравнивать с другими сборами. А налоговые ставки на водку гораздо выше чем на другой алкоголь. Это аргумент в пользу снижения производства такого напитка.

Этиловый спирт – основной источник прибыли от применения акцизных сборов.Акцизный сбор на алкоголь – приносит государству самый высокий доход, если сравнивать с другими сборами. А налоговые ставки на водку гораздо выше чем на другой алкоголь. Это аргумент в пользу снижения производства такого напитка.

Сравнивая ставки за несколько лет, мы видим, что в 2019 году они остались практически на уровне 2018 г.

Как это отразилось на ценах на алкоголь в различных торговых сетях, посмотрим ниже.

Виды акцизных товаров с последними изменениями

Оплата акцизов ограничивает сверхприбыли компаний, которые производят или торгуют товарами повышенного спроса. В нашей стране под этот способ косвенного налогообложения попали (статья 181 НК РФ часть 1 с поправками от 03.08.2018):

  • этиловый спирт и дистилляты
  • спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9 процентов (кроме медицинских и ветеринарных препаратов, парфюмерно-косметической продукции и виноматериалов)
  • алкогольная продукция (в том числе пиво) с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента
  • табачные изделия (в том числе электронные сигареты, жидкости и кальянный табак);
  • легковые автомобили;
  • мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.)
  • автомобильный и прямогонный бензин
  • дизельное топливо
  • моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей
  • средние дистилляты, бензол, параксилол, ортоксилол, авиационный керосин
  • нефтяное сырье (нефть, газовый конденсат стабильный, вакуумный газойль, гудрон и мазут) и темное судовое топливо.

Считается, что акцизные сборы помогают собирать налоги, контролировать крупные корпорации. На деле получается, что мы оплачиваем из своего кармана, помимо НДС, еще и акциз.

Таблица ставок акцизов с 1 января 2019 по 31 декабря 2021

Виды подакцизных товаров Налоговая ставка (в процентах и (или) рублях за единицу измерения)
с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно
Этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый:
реализуемый организациям, осуществляющим производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции и уплачивающим авансовый платеж акциза 0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
реализуемый организациям, не уплачивающим авансовый платеж акциза 107 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 111 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 115 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке 0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Спиртосодержащая продукция бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке 0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Вся остальная спиртосодержащая продукция 418 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 435 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 452 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков) 523 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 544 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 566 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно (за исключением пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), сидра, пуаре, медовухи, винных напитков) 418 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 435 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 452 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Вина, за исключением вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, а также игристых вин (шампанских), фруктовые вина, винные напитки 18 рублей за 1 литр 19 рублей за 1 литр 20 рублей за 1 литр
Вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, за исключением игристых вин (шампанских) 5 рублей за 1 литр 5 рублей за 1 литр 6 рублей за 1 литр
Сидр, пуаре, медовуха 21 рубль за 1 литр 22 рубля за 1 литр 23 рубля за 1 литр
Игристые вина (шампанские), за исключением игристых вин (шампанских) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения 36 рублей за 1 литр 37 рублей за 1 литр 38 рублей за 1 литр
Игристые вина (шампанские) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения 14 рублей за 1 литр 14 рублей за 1 литр 15 рублей за 1 литр
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5 процента включительно 0 рублей за 1 литр 0 рублей за 1 литр 0 рублей за 1 литр
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 процента и до 8,6 процента включительно, напитки, изготавливаемые на основе пива 21 рубль за 1 литр 22 рубля за 1 литр 23 рубля за 1 литр
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 8,6 процента 39 рублей за 1 литр 41 рубль за 1 литр 43 рубля за 1 литр
Табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный 3 050 рублей за 1 кг 3 172 рубля за 1 кг 3 299 рублей за 1 кг
Сигары 207 рублей за 1 штуку 215 рублей за 1 штуку 224 рубля за 1 штуку
Сигариллы (сигариты), биди, кретек 2 938 рублей за 1 000 штук 3 055 рублей за 1 000 штук 3 177 рублей за 1 000 штук
Сигареты, папиросы 1 890 рублей за 1 000 штук + 14,5 процента расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 2 568 рублей за 1 000 штук 1 966 рублей за 1 000 штук + 14,5 процента расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 2 671 рубля за 1 000 штук 2 045 рублей за 1 000 штук + 14,5 процента расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 2 778 рублей за 1 000 штук
Табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания 5 808 рублей за 1 кг 6 040 рублей за 1 кг 6 282 рубля за 1 кг
Электронные системы доставки никотина 48 рублей за 1 штуку 50 рублей за 1 штуку 52 рубля за 1 штуку
Жидкости для электронных систем доставки никотина 12 рублей за 1 мл 13 рублей за 1 мл 14 рублей за 1 мл
Автомобили легковые:
с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л. с.) включительно 0 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.) 0 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.) 0 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.)
с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) включительно 47 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.) 49 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.) 51 рубль за 0,75 кВт (1 л. с.)
с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.) и до 147 кВт (200 л. с.) включительно 454 рубля за 0,75 кВт (1 л. с.) 472 рубля за 0,75 кВт (1 л. с.) 491 рубль за 0,75 кВт (1 л. с.)
с мощностью двигателя свыше 147 кВт (200 л. с.) и до 220 кВт (300 л. с.) включительно 743 рубля за 0,75 кВт (1 л. с.) 773 рубля за 0,75 кВт (1 л. с.) 804 рубля за 0,75 кВт (1 л. с.)
с мощностью двигателя свыше 220 кВт (300 л. с.) и до 294 кВт (400 л. с.) включительно 1 267 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.) 1 317 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.) 1 370 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.)
с мощностью двигателя свыше 294 кВт (400 л. с.) и до 367 кВт (500 л. с.) включительно 1 310 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.) 1 363 рубля за 0,75 кВт (1 л. с.) 1 418 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.)
с мощностью двигателя свыше 367 кВт (500 л. с.) 1 354 рубля за 0,75 кВт (1 л. с.) 1 408 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.) 1 464 рубля за 0,75 кВт (1 л. с.)
Мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.) 454 рубля за 0,75 кВт (1 л. с.) 472 рубля за 0,75 кВт (1 л. с.) 491 рубль за 0,75 кВт (1 л. с.)
Автомобильный бензин:
не соответствующий классу 5 13 100 рублей за 1 тонну 13 100 рублей за 1 тонну 13 624 рубля за 1 тонну
класса 5 12 314 рублей за 1 тонну 12 752 рубля за 1 тонну 13 262 рубля за 1 тонну
Дизельное топливо 8 541 рубль за 1 тонну 8 835 рублей за 1 тонну 9 188 рублей за 1 тонну
Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей 5 400 рублей за 1 тонну 5 616 рублей за 1 тонну 5 841 рубль за 1 тонну
Авиационный керосин 2 800 рублей за 1 тонну 2 800 рублей за 1 тонну 2 800 рублей за 1 тонну
Средние дистилляты 9 241 рубль за 1 тонну 9 535 рублей за 1 тонну 9 916 рублей за 1 тонну.

Акцизы на табачные изделия

Цены на акцизные товары растут не только из-за инфляции, удорожания производства или транспортировки. Государство искусственно поднимает их стоимость, повышая пошлины. Летом 2018 года на 10% увеличили размер акцизной ставки на табачные изделия, еще одно повышение будет в начале 2019 года. Усилиями правительства с 2010 года стоимость пачки сигарет выросла на 40 — 55%, а на их покупку семьи тратят около 10% бюджета.

В официальных заявлениях озвучено, что это делается в рамках борьбы с курением, по настоятельной просьбе Минздрава. В подтверждение эффективности этой политики приводится статистика: сокращения производства сигарет в стране на треть с 2005 года, уменьшения количества курильщиков на 9%.

Может быть это и так, а может и нет: любую статистику можно трактовать двояко. Независимое исследование, которое по заказу крупных производителей табачных изделий провела компания «TNS Россия», говорит о том, что в 11 раз увеличились объемы продаж контрафакта. Нелегальные табачные изделия, на которых есть российская маркировка, но нет акцизных марок, раньше занимали 0,7% продаж, на конец 2017 года достигли 4,9%, на сегодняшний день его оценивают в 7,7%.В официальных заявлениях озвучено, что это делается в рамках борьбы с курением, по настоятельной просьбе Минздрава. В подтверждение эффективности этой политики приводится статистика: сокращения производства сигарет в стране на треть с 2005 года, уменьшения количества курильщиков на 9%.

Поправки в налоговый кодекс сделали подакцизными товарами не только табачные изделия. С первого января 2017 года в эту группу попали кальяны, электронные сигареты и жидкости для их заправки.

Акцизы на бензин: что это такое и кто платит

Скрытый налог, которым обложены бензин, дизельное топливо, моторные масла, в конечном счете оплачивает рядовой автомобилист. В 2018 году, посмотрев на динамику роста стоимости топлива, правительство решило попридержать второе повышение акцизных ставок. Тем более, что год и так запомнится непопулярными мерами: увеличение пенсионного возраста, повышение на 2% НДС. Первое было проведено 1 января 2018 года, как и предусматривал Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ.

Планируется, что в ближайшее время Минфин предложит кабинету министров изменения к Федеральному закону от 5 декабря 2017 г. № 362-ФЗ. Они должны предусматривать снижение налоговых ставок на бензин и дизельное топливо. Если этого не произойдет, то цены продолжат расти в соответствии с приведенной ниже диаграммой.

Пока налоговый кодекс предусматривает, что в следующем году с каждой тонны бензина надо будет заплатить налогов больше на 422 рубля, а с тонны дизельного топлива — 283 рубля. Так что, если ничего не изменится, стоимость бензина к лету 2019 года может достигнуть рекордных показателей.

Что говорят эксперты

Непопулярная мера увеличения акцизных ставок и расширения списка товаров, с которых этот налог оплачивается понятна: правительство пытается увеличить приток денег в бюджет. Но дело в том, что программа проводится без должной подготовки, оценки экономистами.

Елена Перминова, которая входит в состав Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, считает, что из-за цейтнота, в котором готовились законы, не продумана оборотная сторона стремительного роста налоговых ставок. Из-за быстрого увеличения акцизов, часть рынка табачной и алкогольной продукции уйдет в тень. А бюджет, вместо пополнения новыми деньгами, потеряет то, что платилось ранее. Ее выводы совпадают с данными «TNS Россия».

Сергей Катасонов, как первый заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам, предлагает вывести из тени продавцов сигарет с помощью усиления контроля, аналогичного тому, который работает в сфере реализации алкоголя. Система ЕГАИС за первые 6 месяцев работы в 2016 году добавила 26% бюджетных сборов. Господин Катасонов предлагает внедрить похожий контроль и на табачном рынке.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 577-03-71
(Москва)

+7 (812) 425-60-36
(Санкт-Петербург)

8 (800) 333-58-23
Для всех регионов!

Это быстро и бесплатно!

Максим Довгялло, который руководит группой аналитиков Комиссии Общественной палаты РФ по развитию реального сектора экономики, считает, что непродуманные шаги по увеличению акцизов вредны для экономики. На примере налоговых ставок на бензин понятно, что нельзя принимать законы, не выслушав специалистов. Теперь правительство вынуждено готовить новые изменения в налоговый кодекс, тратя время, деньги налогоплательщиков.

Есть ли акциз на пиво

К категории подакцизных товаров также относится и пиво, закреплено это 22 главой НК РФ.

  • Распространяется налог как на импортированное пиво, так и пиво, произведенное на территории страны, разлив пива так же приравнивается к производственному процессу в соответствии с п. 3 ст. 182 НК РФ.
  • Акциз на пиво имеет специфические или так называемые твердые ставки, что обозначено в статьей 193 НК РФ, начисляется акциз отдельно за каждый литр сырья.
  • Налоговую базу составляет объем произведенного или реализованного напитка, то есть налог платится за каждый литр пива. База налога при ввозе пива через таможенную границу такая же, как и в предыдущем случае, что обозначено в пп. 1 п. 1 ст. 191 НК РФ.

Случается, что при оплате налога выявляется недостача товара, этому есть два объяснения: естественная убыль сырья и производственные, транспортировочные, другие потери.

  • Первый тип недостачи представляет собой естественное уменьшение массы или объема товара, за счет естественных биологических, физических, химических процессов, при условии, что напиток сохраняет свои естественные качества. Пример естественной недостачи – испарение. Такой тип недостачи не учитывается при оплате налога.
  • Если же уменьшение количества пива связано не с естественными процессами, к примеру – бой тары с уже разлитым напитком, брак или повреждение – то такая недостача все равно попадает под акцизный налог. Если недостача продукции выявлена, датой ее продажи определяется день, когда недостача и была обнаружена. Такое положение закреплено в ст. 195 п. 4 НК РФ.

Расчет

Ставки и размер

Рассчитать сумму акциза несложно. Для этого, нужно располагать информацией о крепости пива, его количестве, а также ставками на данную категорию в текущий период времени. Пиво имеет три основных типа крепости:

  • Доля этилового спирта ниже 0,5% (безалкогольное);
  • Доля этилового спирта от 0,5 до 8,6%;
  • Доля этилового спирта выше 8,6%.

Во втором чтении 2017 года, Госдума приняла законопроект, вносящий изменения акцизных ставок для отдельных категорий товара, сроком на 2017-2019 год, пивные напитки так же попали под повышение ставки. Сравним цены за последние года.

Доля спирта Цена на 2016 год Цена на 2017 год
Пиво, с долей спирта ниже 0,5% 0 рублей О рублей
Пиво, с содержанием от 0,5 до 8,6% спирта 20 рублей 21 рубль
Пиво, с содержанием более 8,6% спирта 37 рублей 39 рублей

Опираясь на информацию в таблице видим, что безалкогольное пиво облагается акцизным налогом только де-юре, де-факто – он составлял и продолжит составлять в ближайшие годы о рублей. Такие ставки на акциз для пива будут актуальны в течение последующих нескольких лет, как минимум – до 2019 года.

Обусловлено это тем, что законопроект Госдумы является частью «бюджетного пакета» для планирования бюджетов на период с 2017 по 2019 года. Если экономические показатели страны не достигнут запланированных отметок, после 19-го года стоит ожидать новой волны повышения ставок акцизных налогов для всех подчиняющихся налогу категорий товаров.

Формула и пример

Чтоб рассчитать сумму акциза, которую нужно заплатить за ввезенное или произведенное пиво, используют установленную формулу: А = НБ х С. Формула расшифровывается следующим образом:

  • Сумма акциза – А;
  • Налоговая база – НБ;
  • Ставка акциза в рублях за каждый литр напитка – С;

Имея расценки акцизных ставок и формулу для расчета, можем привести условно практичный пример. Представим, что компания произвела 900 литров пива, с долей этилового спирта 6%. Используем формулу: 900(НБ) х 21(С) = 18 900 рублей.

Уплата налога

Оплачивается акциз в установленном порядке, разбиваясь на две равные доли, оплачиваемые в конкретные сроки, а именно, до 25 числа следующего за отчетным месяца и до 15 числа через месяц после отчетного. Если необходимо уплатить акциз за сентябрь, то сделать это следует до 25 октября и 15 ноября. Перед оплатой, заполняется декларация со всей необходимой информацией, ее в налоговую инспекцию стоит предоставить до 25-го числа.

Оплатой акцизного налога при ввозе занимается поставщик, а при реализации продукта сумма налога чаще всего включается в стоимость пива, в чеках и на ценниках не отмечается, как обозначено в ст. 198 п. 4 НК РФ.

Декларация по акцизу на пиво (образец)

Как и любой другой попадающий под налог тип товара, пиво при ввозе в пределы Российской Федерации, а также при производстве/разливе, подлежит декларированию.

  • При производстве пиво с долей спирта более 0,5 % относится к группе «изготовление пива» с номером 15.96, туда же относится и безалкогольное пиво, несмотря на низкую вместимость или полное отсутствие спирта в веществе.
  • При ввозе же, опираясь на положения ТН ВЭД, безалкогольное пиво относят к группе безалкогольных напитков с номером 2202.

Акцизный налог, таким образом, выполняет две основных функции: пополняет государственный бюджет и защищает покупателей, предоставляя им качественный, оригинальный товар.

О том, к чему приводит повышение акциза на пиво, расскажет видео ниже:

Акцизы на алкогольную и спиртосодержащую продукцию

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет _____________________ Кафедра________________________

Специальность __________________

Форма обучения _________________

Курс, группа ____________________

_____________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество студента)

__________________________________________________________________

(название работы)

«К защите допускаю»

Руководитель

(ученая степень, звание Ф.И.О.)

(подпись)

“ ___” _______________2010г.

Оценка при защите

(подпись)

“___” ________2010г.

Уфа 20 10

Оглавление

Введение 3

1 Основные положения законодательства об акцизах на алкогольную продукцию 5

1.1 Понятие «алкогольная продукция» 5

1.2 Налогоплательщики 6

1.3 Объект налогообложения 6

1.4 Расчёт суммы акциза 7

2 Проблемы взимания акцизов на алкогольную продукцию 9

3 Совершенствование акцизного налогообложения алкогольной

продукции 12

3.1 Вычет по алкогольной продукции 12

3.2 Новый срок уплаты акциза по алкогольной продукции 15

Заключение 17

Библиографический список 18
ВВЕДЕНИЕ

Как известно, бюджеты всех уровней Российской Федерации складываются преимущественно за счет налогов, взимаемых в обязательном и безвозмездном порядке с физических и юридических лиц, признаваемых налогоплательщиками в соответствии с налоговым законодательством России.

Среди главных источников формирования доходов Бюджетной системы РФ являются косвенные налоги, одними из которых являются акцизы. Акциз — федеральный налог, который с 1 января 2001 года взимается на основании главы 22 Налогового кодекса РФ. Акцизами называются косвенные налоги, устанавливаемые государством в процентах (или в фиксированном денежном выражении) от отпускной цены товаров, которые реализуются предприятиями-производителями. Они устанавливаются, как правило, на высокорентабельные товары, поэтому их фискальное и регулирующее значение в современных условиях трудно переоценить.

В рамках совершенствования акцизного налогообложения Федеральным законом от 28.11.2009 N 282-ФЗ, вступившим в силу 01.01.2010, были внесены изменения в гл. 22 «Акцизы» НК РФ. Помимо повышения налоговых ставок акцизов, изменен порядок предъявления к вычету сумм акцизов по подакцизным товарам, использованным для производства алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9%. Кроме того, установлены другие сроки уплаты акциза в бюджет.

Алкогольная продукция, входящая в перечень подакцизных товаров, играет различные роли в социальных и культурных устоях общества. Мэри Дуглас, выдающийся английский социолог, весьма точно определила употребление алкоголя как «общественный акт, исполняемый в определенном социальном контексте». В различных культурах употребление алкогольных напитков применительно к тем или иным жизненным ситуациям является традицией (социальной нормой), однако в каждой из них потребление алкоголя в одиночестве считается нездоровым симптомом.

Неумеренная прямая политика государства в направлении уменьшения производства и потребления алкоголя может привести к неоднозначным последствиям (развитию самогоноварения и, как следствие, снижению уровня жизни населения). Поэтому акцизное налогообложение как косвенный метод воздействия на производство алкогольной продукции, считается единственным действенным методом снижения его производства. Тем не менее, следует иметь в виду, что необоснованно завышенные ставки по акцизам на алкогольную продукцию, могут привести к тем же результатам, указанным выше. В связи с этим важно, чтобы действующая система обложения акцизами алкогольной продукции, отвечала следующим принципам:

1) наряду с другими источниками доходов бюджетов обеспечивала их оптимальным объемом финансовых ресурсов, необходимых государству для выполнения своих функций;

2) регулировала производство и потребление алкогольной продукции с целью положительного воздействия на социальные и экономические стороны жизнедеятельности населения.

Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов механизма уплаты и исчисления акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию.

Исходя из этого, задачами данного а являются:

— рассмотрение основных положений законодательства об акцизах на алкогольную продукцию;

— проблемы взимания акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию;

— совершенствование акцизного налогообложения алкогольной продукции.

1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АКЦИЗАХ НА АЛКОГОЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ

1.1 Понятие «алкогольная продукция»

В ст. 181 НК РФ приведены виды подакцизных товаров, которые относятся к алкогольной продукции. Это, в частности, спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов.

Для того чтобы понять, какие именно напитки относятся к этим видам товаров, обратимся к Федеральному закону от 22.11.2005 N 171-ФЗ (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ).

Согласно указанному Закону:

— спирт питьевой — это ректификованный этиловый спирт с содержанием этилового спирта не более 95% объема готовой продукции, произведенный из пищевого сырья и разведенный умягченной водой;

— водка — спиртной напиток, который произведен на основе этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и воды, с содержанием этилового спирта от 38 до 56% объема готовой продукции;

— вино — алкогольная продукция, которая произведена из виноматериалов, с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, не более 22% объема готовой продукции;

— натуральное вино (в том числе игристое, газированное, шипучее, шампанское) — алкогольная продукция с содержанием этилового спирта не более 15% объема готовой продукции, которая произведена без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок.

Если организация производит вино без добавления этилового спирта, то есть получаемое путем естественного брожения виноградного или плодового сырья, но при этом добавляет в это вино сахар или ароматические добавки, то такое вино не может считаться натуральным.

1.2 Налогоплательщики

В соответствии со ст. 179 НК РФ плательщиками акцизов являются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, которые перемещают подакцизные товары через таможенную границу Российской Федерации, совершающие операции, которые признаны объектом налогообложения акцизами.

Учитывая, что производство и поставки алкогольной продукции в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 313-ФЗ) имеют право осуществлять только организации (то есть юридические лица), плательщиками акцизов на алкогольную продукцию могут быть только юридические лица.

1.3 Объект налогообложения

Объектом налогообложения акцизами алкогольной продукции признаются следующие операции:

— реализация на территории Российской Федерации лицами произведенной ими алкогольной продукции;

— продажа лицами переданной им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованной алкогольной продукции;

— передача на территории Российской Федерации лицами произведенной ими алкогольной продукции в уставный (складочный) капитал организаций;

— передача на территории Российской Федерации лицами произведенной ими алкогольной продукции для собственных нужд.

Согласно п. 3 ст. 182 НК РФ к производству приравнивается розлив подакцизных товаров, осуществляемый как часть общего процесса производства данных товаров в соответствии с требованиями государственных стандартов и (или) другой нормативно-технической документации, которые регламентируют процесс производства указанных товаров и утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. То есть организация, осуществляющая только розлив алкогольной продукции из приобретенных виноматериалов или другого сырья (материалов), является плательщиком акциза при реализации алкогольной продукции, разлитой в бутылки.

С 1 января 2006 г. согласно Федеральному закону от 21.07.2005 N 107-ФЗ из ст. 182 исключена операция по реализации алкогольной продукции с акцизных складов оптовых организаций с одновременной отменой режима налогового склада. При этом установлено, что по остаткам алкогольной продукции, находящимся на указанных складах по состоянию на 01.01.2006, оптовые склады должны начислять акциз при реализации этих остатков исходя из 80% от ставки акциза, установленной на 2006 г. (по алкогольной продукции, за исключением вин), и 65% от установленной на 2006 г. ставки акциза (по винам).

1.4 Расчет суммы акциза

О том, как нужно рассчитывать акцизы по реализованным подакцизным товарам, говорится в ст. 194 Налогового кодекса РФ. Для этого налоговую базу по реализованным подакцизным товарам нужно умножить на ставку акциза. Итак, расчет можно представить в виде следующей формулы, по подакцизным товарам, на которые установлены специфические (твердые) ставки акцизов:

С = О * А, где С — сумма акцизов;

О — налоговая база (объем реализованной продукции) в натуральном выражении;

А — ставка акцизов (в руб. и коп. за единицу измерения товара).

Причем обратите внимание: если вы не учитываете раздельно операции по производству и реализации подакцизных товаров, облагаемых по разным ставкам, то сумма акциза определяется исходя из максимальной ставки. Так сказано в п. 6 ст. 194 Налогового кодекса РФ.

Реализуя подакцизные товары, предприятие должно выделять в платежных документах сумму акциза отдельно. Такое требование содержится в п. 1 ст. 198 Налогового кодекса РФ. Сумма акциза не выделяется отдельной строкой только в том случае, если подакцизные товары:

1) не облагаются акцизами;

2) реализуются на экспорт;

3) реализуются организациями, которые не платят акцизы.

Суммы акциза, которые организация уплатила поставщикам при приобретении подакцизных товаров, включаются в стоимость этих товаров.

Например, так учитывается акциз по алкогольной продукции, которую организации оптовой торговли приобретают у ее производителей. Суммы акциза по такой продукции должны включаться в ее стоимость.

Правда, такое правило не действует, если акциз был уплачен по подакцизным товарам, которые используются как сырье для производства других подакцизных товаров. Акциз по таким товарам подлежит вычету при определении суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет.

2 ПРОБЛЕМЫ ВЗИМАНИЯ АКЦИЗОВ НА АЛКОГОЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ

Материальные предпосылки для развития производства качественного алкоголя вытекают из предпосылок идеологических: государство либо ведет борьбу с алкоголизмом через уничтожение собственной легальной алкогольной промышленности (что Советский Союз уже «проходил» в горбачевскую эпоху), либо развивает национальные традиции виноделия и защищает местных производителей вин, повышая и пропагандируя интерес к культуре потребления вина, переориентируя население с потребления крепких спиртных напитков на потребление более слабых и менее вредных для здоровья.

Практика развитых европейских винодельческих стран показывает, что высокое качество производимого ими вина достигается в результате выполнения многих условий, в том числе наличия протекционистской государственной политики в области виноделия со всеми вытекающими из нее налоговыми льготами и преференциями для локальных производителей винодельческой продукции. Например, законодательство и протекционистская государственная политика в области виноделия и виноградарства в традиционно винодельческих странах ЕС — Италии, Испании, Германии, Греции и Португалии — выглядят следующим образом: местные производители освобождены от уплаты акциза на вино, для них существует льготное налогообложение в области виноградарства и налоговое стимулирование экспорта вина. Система государственных дотаций и гибкая политика в предоставлении государственных и коммерческих кредитов для предприятий отрасли, а также высокие таможенные пошлины на импортные вина и крепкие спиртные напитки — главные рычаги в организации национального виноделия в этих государствах.

Россия обладает уникальным комплексом географических и климатических условий, которые позволяют развивать производство винограда. Но из 400 тыс. гектаров земель, пригодных для выращивания винограда, виноградниками занято около 70 тысяч гектаров, то есть используется всего 20 % площадей. В России производится 250 тыс. тонн винограда и вырабатывается 20 млн декалитров виноматериалов. Однако потребности отечественного рынка удовлетворяются за счет собственного сырья только на 25–30 %. Для удовлетворения потребностей российского рынка необходимо производить более 2 млн тонн винограда, и возможности для этого в стране есть.

По экспертным оценкам, доходы, полученные в России государством за счет ежегодной индексации ставки акциза на крепкую алкогольную продукцию, сопоставимы с величиной затрат на устранение последствий упомянутой индексации: лечение отравившихся суррогатным алкоголем, выплату пособий по инвалидности и дальнейшую реабилитацию инвалидов. Для снижения смертности населения от отравления суррогатным алкоголем, сокращения объемов нелегального производства водки и обеспечения увеличения поступления акциза в бюджетную систему Российской Федерации необходимо принять целый ряд мер по регулированию алкогольного рынка, которые будут способствовать его легализации. Министерство финансов России, которое занимается вопросами формирования налоговой политики в стране, подготовило законопроект, отражающий основные предложения Правительства РФ по реформированию акцизов на алкоголь. Законопроект предлагает: внести изменения в действующий порядок исчисления и уплаты акциза, предусмотрев авансовую уплату акциза по подакцизным товарам при приобретении спирта, дифференцировать размеры ставок акциза на этиловый спирт и предоставить возможность освобождения от авансовой уплаты акциза по приобретаемому спирту в случае представления производителями алкогольной и спиртосодержащей продукции банковской гарантии.

В ходе расширенного выездного заседания Комитета Совета Федерации по бюджету в Краснодарском крае на тему: «Проблемы акцизного налогообложения алкогольной продукции», состоявшегося в апреле 2010 года, были высказаны многочисленные предложения по реформированию законодательного регулирования налогообложения алкогольной продукции в России. В частности, была подчеркнута необходимость долгосрочной государственной программы до 2020 года по возрождению виноградарства и виноделия в России. Основная цель программы — это достижение максимальных объемов выработки собственной продукции, обеспечивающей минимизацию зависимости от импорта. Это позволит создать дополнительные рабочие места в зонах традиционного виноградарства и виноделия и решать социальные вопросы.

Существует проблема развития механизмов контроля производства и оборота алкогольной продукции в целях борьбы с нелегальной продукцией. В качестве основных направлений реформирования можно назвать следующие:

— совершенствование существующей Единой государственной автоматизированной информационной системы, предназначенной для автоматизации государственного контроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС);

— расширение полномочий субъектов Российской Федерации и некоммерческих саморегулируемых общественных организаций (ассоциаций) производителей винограда и вина.

В России в настоящее время большое значение имеет вопрос о том, как обеспечить меньшую доступность крепких спиртных напитков по сравнению со слабоградусной продукцией. Также необходим достаточный переходный период для адаптации производственного и торгового секторов, специализирующихся на выпуске и реализации слабоградусной продукции, к новым условиям работы.

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АКЦИЗНОГО НАЛООБЛАЖЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

Совершенствование акцизного налогообложения алкогольной продукции является одной из наиболее острых тем реформирования законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Это связано с тем, что акцизы играют важную роль и в экономической, и в социальной сфере.

В рамках совершенствования акцизного налогообложения Федеральным законом от 28.11.2009 N 282-ФЗ, вступившим в силу 01.01.2010, были внесены изменения в гл. 22 «Акцизы» НК РФ. Помимо повышения налоговых ставок акцизов, изменен порядок предъявления к вычету сумм акцизов по подакцизным товарам, использованным для производства алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9%. Кроме того, установлены другие сроки уплаты акциза в бюджет.

3.1 Вычет по алкогольной продукции

Согласно общему правилу, установленному п. 2 ст. 200 НК РФ, суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ, выпущенных в свободное обращение, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров, подлежат вычетам.

Теперь это общее правило содержит оговорку. Если приобретенные подакцизные товары использованы для производства алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9%, сумма акциза, предъявленная продавцом, может быть предъявлена к вычету только в пределах суммы акциза, исчисленной по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, исходя из ставки акциза на этиловый спирт, установленной п. 1 ст. 193 НК РФ на дату приобретения подакцизного товара, использованного в качестве сырья. В период с 1 января по 31 декабря 2010 г. налоговая ставка по спирту этиловому из всех видов сырья составляет 30,50 руб. за 1 литр безводного этилового спирта.

Таким образом, законодатели придумали, как пресечь использование налогоплательщиками так называемой спиртосодержащей схемы уклонения от уплаты акцизов на алкогольную продукцию. Как указано в Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов, суть этой схемы заключается в следующем. Производители алкогольной продукции в нарушение требований нормативно-технической документации используют в качестве сырья для производства такой продукции не спирт этиловый, а спиртосодержащую продукцию. Сумма акциза по спиртосодержащей продукции выше, чем по спирту этиловому, поэтому неправомерная замена товаров, используемых в качестве сырья, является причиной завышения суммы акциза, подлежащей налоговым вычетам, то есть возмещаемой из бюджета. Кстати, решить данную проблему планировалось более жестким способом, чем это случилось на деле. Законодатели предполагали уточнить действующий порядок исчисления и уплаты акцизов, указав, что суммы акциза, уплаченные при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья, принимаются к вычету только в том случае, если использование этого сырья предусмотрено ГОСТами, ТУ, рецептурами и другой нормативно-технической документацией, согласованной с соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Таблица 1 Ставки акцизов с 2010 по 2012 год включительно

Виды подакцизных товаров

С 01.01.10 по 31.12.20 включительно

С 01.01.11 по 31.12.11 включительно

С 01.01.12 по 31.12.12 включительно

Спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья)

30,5 руб. за 1 л безводного этилового спирта

33,6 руб. за 1 л безводного этилового спирта

37 руб. за 1 л безводного этилового спирта

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9%

210 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

231 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

254 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9% включительно

158 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

190 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

230 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Вина натуральные (за исключением шампанских, игристых, газированных, шипучих вин)

3,5 руб. за 1 л

4,8 руб. за 1 л

6 руб. за 1 л

Вина шампанские, игристые, газированные, шипучие

14 руб. за 1 л

18 руб. за 1 л

22 руб. за 1 л

Из таблицы 1 следует, что ставка акциза на спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья с 1 января текущего года увеличился с 27,7 руб. (за 1 л безводного этилового спирта) до 30,5 руб. (за 1 л безводного этилового спирта). В 2011 и 2012 годах размер ставок также будет увеличиваться и составит соответственно 33,6 руб. и 37 руб. (за 1 л безводного этилового спирта).

На спиртосодержащую парфюмерно-косметическую продукцию в металлической аэрозольной упаковке, а также спиртосодержащую продукцию бытовой химии сохранится нулевая ставка акциза.

По алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9% в 2010 – 2012 годах ставки акцизов будут увеличиваться примерно на 10% ежегодно, а по алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 9% включительно – на 20% ежегодно.

Налоговые ставки по натуральным винам и по шампанским, игристым, газированным и шипучим винам в 2010 – 2012 годах также будут стабильно увеличиваться

3.2 Новый срок уплаты акциза по алкогольной продукции

До 01.01.2010 уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производилась исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период двумя равными долями, если иное не предусмотрено ст. 204 НК РФ. Первый платеж уплачивался не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, второй — не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем (п. 3 ст. 204 НК РФ). Эта норма, как указано в Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов, была введена с целью снижения акцизного бремени на некоторых налогоплательщиков акцизов (прежде всего акцизов на нефтепродукты). Однако с учетом отсутствия индексации ставок акцизов на нефтепродукты в течение ряда лет указанный порядок уплаты акциза потерял свою актуальность — в настоящее время нет необходимости фактического предоставления отсрочки налогоплательщикам акцизов на срок до 20 дней. В связи с этим начиная с 1 января 2010 г. законодатели решили отказаться от данного порядка уплаты акциза, установив единую дату уплаты налога.

Согласно новой редакции п. 3 ст. 204 НК РФ с 01.01.2010 уплату акциза необходимо производить не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. В связи с этим сумму акциза, исчисленную за декабрь 2009 г., необходимо уплатить не позднее 25.01.2010 (Письма Минфина России от 18.01.2010 N 03-07-06/06, от 22.12.2009 N 03-07-15/1/6). Как и прежде, иное касается порядка уплата акциза по прямогонному бензину и денатурированному этиловому спирту налогоплательщиками, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом. Данные налогоплательщики производят уплату акциза позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3.1 ст. 204 НК РФ).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с предлагаемыми изменениями в законодательстве, предполагается увеличение поступлений акцизов за счет снижения объема нелегального производства алкогольной продукции.

В настоящий момент акцизы выполняют в большей своей части фискальную функцию, что выражается в стремлении властей при введении тех или иных акцизов не столько к регулированию производства и потребления тех или иных товаров, сколько к пополнению бюджета.

Законодательная база в сфере акцизов еще недостаточно проработана. В частности это относится к большому объему документов, которые недостаточно систематизированы и трудны для восприятия. Акцизы выступают одними из немногих рычагов воздействия государства на экономические процессы, имеющие место в обществе. Совершенствование налогообложения в сфере акцизов является одним из важнейших условий улучшения экономической ситуации, пополнения федерального и региональных бюджетов.

Таким образом, видно, что акцизы всегда имели львиную долю в совокупных налоговых поступлениях. Акцизы являются не только важнейшей строкой доходов федерального бюджета, но это и эффективный способ воздействия на цену определенных видов товаров. Изменяя акцизы, государство может воздействовать на уровень потребления социально вредных товаров или ограничить импорт определенного товара.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая: от 05 августа 2000 г. №117-ФЗ : принят Гос. Думой 19.07.2000: одобр. Советом Федерации 26 июля 2000 г.: (ред. от 25.11.2009): (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф

2. Алегин А. П. Правовой аспект государственного регулирования сектора алкогольной продукции потребительского рынка: журнал/ А.П. Алегин — Российский следователь. – 2007. – №11. – С. 31-34

3. Борзунова О.А. Новое в налогообложении в 2009 г.: журнал / О.А. Борзунова — Финансы и кредит. – 2007. – №11. – С.55-62

4. Гуревич С.В. Косвенное налогообложение в реформируемой налоговой системе: журнал / С.В.Гуревич — Финансы. – 2009. – №1. – С.24-33

5. Кудряшова Е.В. Правовые аспекты косвенного налогообложения: теория и практика : учебное пособие/ Е.В.Кудряшова. – М.: Волтерс Клувер, 2006. – 304 с

6. Жалопов И. П. Совершенствование механизма косвенного налогообложения: журнал / И.Жалопов — Финансовый бизнес. – 2008. – №8. – С.18-26

7. Ивлиева М.Ф. Правовые проблемы косвенного налогообложения в Российской Федерации: журнал / М.Ф.Ивлиева — Правоведение. – 2007. – №11 (244). – С.107-119

8. Справочно-правовая система «Консультант Плюс» – : http://www.consultant.ru

9. Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации (НИИ СП) . – : http://www.niisp.ru

10.ИД «Налоговый вестник» – : http://www.nalvest.ru

Акциз и плательщики

Косвенный налог, или акциз, специально придуман правительством, чтобы пополнять казну государства. Сам акциз не подразумевает налог именно с населения, но так как поднятие акциза влечет за собой поднятие цен на товары и услуги, то в результате выходит, что платит за все это конечный покупатель.

Товары, которые облагаются акцизом, могут быть самые разнообразные: это шоколад, кофе, чай, автомобили. В нашей стране часто практикуют повышение цен на нефтепродукты, сигареты, алкогольную продукцию.

Акцизная сумма напрямую зависит от производства: чем больше товаров выпускается и продается, тем больше денег поступает в казну.

Как уже сказано, плательщиками акциза являются производители этого товара – юридические лица и частные предприниматели. Оплата этого налога не зависит от формы собственности и режима налогообложения.

Если правительство решило увеличить акциз на водку или сигареты, то производитель, выпуская этот товар, платит государству установленный налог. К примеру, акциз на табак, установленный государством, составляет 40%, и производители платят его от своей выручки.

Производитель, не желая терять в выручке, увеличивает цены на данный продукт, в итоге конечный потребитель и оплачивает акциз.

Рассмотрим, какие бывают ставки налога, установленные в законодательном порядке.

Какие размеры ставки акциза?

Акцизные ставки напрямую зависят от товаров или услуг, которые были установлены в законодательном порядке и прописаны в налоговом кодексе (ст.193). Подакцизные товары перечислены ст.181 п.1 НК РФ, к ним относятся:

  • Спирт этиловый.
  • Продукция, содержащая спирт более 9%, — это растворы, суспензии, эмульсии.
  • Вся алкогольная продукция (водка, вино и т.д.)
  • Легковые автомобили.
  • Продукция табачная.
  • Дизтопливо, бензин.

Ставка акциза на каждую продукцию может быть различной, она зависит напрямую от установленной ставки. И чтобы правильно рассчитать налог, нужно знать, какая ставка применяется конкретно к той или иной продукции.

Итак, в приведенной ниже таблице ставки акцизов на 2017 год, посмотрим, на какие товары будет увеличение налога и, соответственно, повышение цены:

Подакцизный товар Реализация производителем. Ставка (акциз)
Этиловый спирт. Организациям, которые не платят акциз. 107 за один литр.
Продукция, содержащая спирт. 418 руб. за литр.
Алкогольная продукция свыше 9%. 523 руб. за литр.
Алкоголь ниже 9%. 418 р. за один литр.
Вина иностранного производства. 18 руб. за литр.
Вина российского производства. 5 р. за литр.
Шампанское российского изготовления. 14 р. за литр.
Шампанское, изготовленное на иностранном сырье. 36 руб. за один литр.
Пиво от 0,5 до 8 оборотов. 21 рубль за литр.
Пиво свыше 8 оборотов. 39 рублей.
Сидр, медовуха и пуаре. 21 рубль.
Сигареты. 2123 за тысячу штук.

Как видим из таблицы, ставка акциза на алкоголь в 2017 году будет повышена, и теперь в магазинах минимальная цена бутылки водки будет 230 рублей. Это существенное поднятие цен, учитывая, что в 2016 году те же пол-литра стоили 190 рублей.

Кто перечисляет акциз государству?

В законодательном порядке установлено, что плательщиком этого налога является производитель подакцизного товара. Но бывает так, что перечисление налога в бюджет государства производят совсем другие лица. Чтобы узнать, кто перечисляет налог, рассмотрим каждую ситуацию конкретно.

В каких случаях платит непосредственно производитель товара:

  • Если товар реализован конечному покупателю.
  • Если между компаниями происходят бартерные сделки или товар передают работнику в качестве оплаты труда.
  • При передаче товара под залог. Налог перечисляется в том случае, когда производитель теряет право собственности на продукцию.
  • Для передачи товара на переработку другой организации.
  • Перемещение подакцизного товара внутри компании, от одной структуры компании к другой.
  • При внесении товара в качестве взноса в уставной капитал компании.

Когда оплачивают налог (акциз) другие лица:

  • Если компания имеет свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции. Акциз в это случае начисляется после оприходования товара.
  • Закупка организацией спирта для дальнейшей его переработки. Кроме начисления акциза, нужно будет перечислять авансовый платеж по налогу.
  • Заводы по нефтепереработке начисляют налог после получения бензина. В обязательном порядке организация должна иметь свидетельство на переработку данных продуктов.
  • При импорте продукта покупатель уплачивает в казну факт ввоза, далее при реализации налог уже не платится.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *