Ставка водного налога

Организация занимается водоснабжением населения и предприятий, лицензию на водопользование не имеет. Комплекс сооружений для обеспечения питьевой водой получен организацией в аренду. Лимиты водопользования для организации не установлены. Организация по требованию налоговой инспекции применяла ставки водного налога, установленные п. 1 ст. 333.12 НК РФ, с учетом повышающих коэффициентов, увеличенные в пять раз (по мнению инспекции, если хозяйство пользуется водой без лицензии, то весь объем забранной воды следует учесть как сверхлимитный и применять пятикратные ставки).
Правомерно ли пятикратное увеличение ставки водного налога в данной ситуации?

10 февраля 2017

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В сложившейся ситуации организация вправе не увеличивать ставки водного налога в пять раз, так как увеличение ставок водного налога в пять раз при осуществлении водопользования без соответствующей лицензии нормами главы 25.2 НК РФ не предусмотрено.
Кроме того, считаем, что при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения организация вправе применять налоговые ставки, установленные п. 3 ст. 333.12 НК РФ (при наличии раздельного учета). Однако в этом случае не исключаем возможные претензии со стороны налоговых органов.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 333.8 НК РФ налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При отсутствии у организации соответствующего разрешения на осуществление водопользования, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, организация также признается плательщиком водного налога (письмо Минфина России от 16.03.2015 N 03-06-05-02/13793*(1), письмо ФНС России от 15.11.2016 N СД-4-3/21560@).
Объектом налогообложения по водному налогу признается, в частности, забор воды из водного объекта (пп. 1 п. 1 ст. 333.9 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 333.10 НК РФ налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта и по каждому виду водопользования.
Сумма налога исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки, умноженной на коэффициент (коэффициенты), установленный (установленные) ст. 333.12 НК РФ (п. 2 ст. 333.13 НК РФ).
В общем случае водный налог уплачивается по ставкам, установленным п. 1 ст. 333.12 НК РФ.
При заборе из поверхностных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования и подземных водных объектов в пределах установленного в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод разрешенного (предельно допустимого) водоотбора в сутки (год) ставки водного налога установлены п. 1 ст. 333.12 НК РФ с учетом коэффициентов, указанных в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ. Налоговые ставки дифференцируются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам.
При этом при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования, а при добыче подземных вод — сверх установленного в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод разрешенного (предельно допустимого) водоотбора в сутки (год), налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных п. 1 ст. 333.12 НК РФ, с учетом коэффициентов, установленных п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ (п. 2 ст. 333.12 НК РФ).
Ставки водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения установлены п. 3 ст. 333.12 НК РФ. Причем применение повышающих коэффициентов, предусмотренных п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ, и пятикратной ставки водного налога в отношении воды, забранной для водоснабжения населения, сверх установленного лицензией на право пользования недрами лимита водопользования ст. 333.12 НК РФ не предусмотрено (письмо Минфина России от 02.02.2015 N 03-06-06-02/3898, п. 3 письма ФНС России от 22.01.2015 N ГД-4-3/721@, письмо ФНС России от 26.06.2015 N ГД-4-3/11123@).
Таким образом, из буквального прочтения норм главы 25.2 НК РФ следует, что налогоплательщик при заборе воды для водоснабжения предприятий применяет ставки, установленные п. 1 ст. 333.12 НК РФ, а при заборе воды для водоснабжения населения применяет налоговые ставки, установленные п. 3 ст. 333.12 НК РФ.
В данной ситуации организация занимается водоснабжением населения и предприятий. При этом у организации отсутствует лицензия на водопользование и не установлены лимиты водопользования. Как указала ФНС России в отмеченном выше письме от 15.11.2016 N СД-4-3/21560@, поскольку фактическое отсутствие лицензии не может служить основанием для освобождения от уплаты водного налога, в случае осуществления организациями и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, водопользования, требующего лицензирования, без соответствующей лицензии водный налог уплачивается по ставкам, установленным статьей 333.12 Кодекса для данного вида водопользования.
Отметим, что при отсутствии лицензии на пользование водными объектами главой 25.2 НК РФ не предусмотрено увеличение в пять раз налоговых ставок, установленных в п. 1 ст. 333.12 НК РФ. Увеличение ставок в пятикратном размере предусмотрено только при превышении установленных лимитов и превышении разрешенного водоотбора (п. 2 ст. 333.12 НК РФ).
Действительно, до вступления в силу главы 25.2 НК РФ (до 1 января 2005 года) п. 6 ст. 4 Федерального закона от 06.05.1998 N 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» было предусмотрено увеличение в пять раз ставки платы за пользование водными объектами при пользовании ими без соответствующей лицензии (разрешения). Однако главой 25.2 НК РФ такая норма не предусмотрена. Следовательно, отсутствие лицензии на пользование водными объектами не является основанием для увеличения ставки водного налога в пять раз.
Специалисты налоговых ведомств придерживаются аналогичной точки зрения. Например, в письме Управления ФНС России по Краснодарскому краю от 19.05.2010 N 12-1-18/12285@ разъясняется, что при отсутствии у налогоплательщика лицензии на водопользование и, соответственно, установленных в ней лимитов водопользования, такое водопользование не относится к понятию сверхлимитного водопользования, поскольку превысить можно только установленный лимит. В таких случаях применяются налоговые ставки, установленные п. 1 ст. 333.12 НК РФ. Также со ссылкой на письмо Минфина России от 12.07.2006 N 03-07-03-04/29 разъяснено, что сам факт отсутствия у налогоплательщика лицензии на водопользование также не предусматривает увеличения налоговых ставок в пятикратном размере, а лишь обязывает налоговые органы довести до соответствующих ведомств ставшие известными случаи безлицензионного водопользования для принятия лицензирующим органом соответствующих мер. В письме также приводится судебная практика, подтверждающая приведенное в письме мнение (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 28.05.2008 N Ф08-2818/2008, ФАС Поволжского округа от 19.01.2006 N А55-9791/2005-51).
Смотрите также разъяснения Управления ФНС по Новосибирской области «Водный налог», письма Управления ФНС по Московской области от 20.11.2006 N 19-50-И/1353, Управления ФНС по Ленинградской области от 03.03.2005 N 06-05-02/02117.
Таким образом, в данной ситуации организации следует применять ставки, установленные ст. 333.12 НК РФ, без пятикратного увеличения.
Кроме того, по мнению судов, отсутствие лицензии на водопользование не является препятствием для применения пониженной ставки водного налога при водоснабжении населения. Суды считают, что п. 3 ст. 333.12 НК РФ не связывает применение ставок по водному налогу для водоснабжения населения с наличием или отсутствием лицензии на право пользования водными объектами при заборе воды, а также не устанавливает их повышенных размеров при отсутствии такой лицензии. Единственным условием для её применения является водоснабжение населения.
Например, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 28.05.2008 N Ф08-2818/2008 суд отклонил доводы налогового органа о том, что при отсутствии лицензии на водопользование налогоплательщик не вправе применять льготную налоговую ставку, а обязан применять ставку налога, установленную в п. 1 ст. 333.12 НК РФ. Суд разъяснил, что гл. 25.2 НК РФ не содержит норм, обязывающих налогоплательщика, осуществляющего забор воды из водных объектов для водоснабжения населения, при отсутствии у него лицензии на водопользование уплачивать налог по общей ставке, установленной в названной норме.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2015 N 17АП-12862/15, ФАС Западно-Сибирского округа от 03.12.2010 по делу N А27-6857/2010, ФАС Северо-Кавказского округа от 21.05.2007 N Ф08-1204/2007-499А, ФАС Центрального округа от 09.02.2009 N А64-1917/08-13 (определением ВАС РФ от 29.05.2009 N 6412/09 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано), ФАС Поволжского округа от 10.05.2007 N А12-17315/06-с60 (определением ВАС РФ от 11.09.2007 N 10872/07 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано), решение АС Удмуртской Республики от 09.09.2015 по делу N А71-6744/2015.
Однако, по мнению специалистов финансового ведомства, применение пониженной ставки водного налога при заборе воды для целей водоснабжения населения является льготой для налогоплательщика и для ее применения необходимо конкретное указание в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод целевого назначения использования добытых подземных вод — для водоснабжения населения — с обязательным отражением разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды, установленного для данной цели.
В случае отсутствия в выданной в установленном законодательством РФ порядке лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод и (или) в приложении к ней указания на соответствующее целевое использование забранной из водного объекта воды водный налог следует уплачивать по ставкам и в порядке, установленным п.п. 1 и 1.1 статьи 333.12 НК РФ. Такие выводы следуют из писем Минфина России от 12.10.2016 N 03-06-05-02/59547, от 10.03.2015 N 03-06-06-02/12301, от 25.12.2014 N 03-06-05-02/67763, от 14.06.2006 N 03-07-03-02/24.
На основании изложенного считаем, что в отношении снабжения водой населения организация вправе применять ставку, указанную в п. 3 ст. 333.12 НК РФ. Однако в этом случае, учитывая приведенные разъяснения финансового ведомства, не исключаем наличие разногласий с налоговыми органами по этому вопросу.
Если организация примет решение применить ставку водного налога, указанную в п. 3 ст. 333.12 НК РФ, необходимо иметь в виду, что в целях применения главы 25.2 НК РФ под водоснабжением населения следует понимать обеспечение питьевой водой по договорам, абонентами по которым выступают физические лица, а также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом (постановление Президиума ВАС РФ от 11.09.2012 N 5580/12, определение Верховного Суда РФ от 19.08.2016 N 308-КГ16-9865, постановления АС Уральского округа от 10.02.2015 N Ф09-9987/14, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2014 N 17АП-9806/14, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2014 N 14АП-3285/14).
Также необходимо учитывать, что для применения пониженной ставки при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения налогоплательщику необходимо вести раздельный учет воды, забранной как для хозяйственно-питьевых нужд, так и для технологических целей (письмо Минфина России от 09.09.2013 N 03-06-05-02/36943). Необходимость наличия документов, подтверждающих объемы фактического отпуска воды для нужд населения в целях применения пониженной ставки водного налога, подтверждается также выводами постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 N 17АП-10284/16.

Рекомендуем ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия судебной практики. Водный налог. Налоговые ставки (Ст. 333.12 НК).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

16 января 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Одновременно данным письмом Минфин России высказывает мнение, что при этом согласно статьям 7.3 и 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ самовольное занятие водного объекта или его части либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет привлечение к административной ответственности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *