Статья 93 часть 1 44 ФЗ

ЧАСТЬ 2.

11. Вопрос: пределы возможности предоставления исполнителем своего имущества при оказании услуг (например, средства охраны при оказании охранных услуг; пакеты при вывозе отходов; посуда при оказании услуг по питанию и т.д.).

Ответ: В соответствии с ч.2 ст.34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, следовательно, все расходы исполнителя по контракту включаются в цену контракта. Действующее законодательство в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд настолько детально не регулирует порядок исполнения контракта. В тоже время стоит отметить, что целью заключения государственных и муниципальных контрактов является обеспечение государственных и муниципальных нужд. В соответствии со ст.309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Согласно ст.309.2 Гражданского кодекса Российской Федерации должник несет расходы на исполнение обязательства, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором либо не вытекает из существа обязательства, обычаев или других обычно предъявляемых требований. Таким образом, использование своего имущества исполнителем обусловлено достижением целей заключения контракта и должно соответствовать его условиям.

12. Вопрос: поставщик при подписании контракта предоставил обеспечение контракта в виде перечисления денежных средств, а также предоставил подтверждение добросовестности. Закупка осуществлялась у СМП, участник мог быть освобожден от предоставления обеспечения. Может ли Заказчик вернуть обеспечение исполнения контракта по просьбе поставщика?

Ответ: В соответствии с ч.4 ст.96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом. Исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.

Вместе с тем, положения Закона о контрактной системе предусматривают возможность освобождения победителя закупки от предоставления обеспечения исполнения контракта при наличии следующих условий:

  1. Заказчиком установлены ограничения участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношение участников, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации;
  2. Участником закупки до заключения контракта предоставлена информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке

Учитывая, что положения Закона о контрактной системе допускают возможность как уменьшения размера обеспечения исполнения контракта, так и замену способа обеспечения исполнения контракта Заказчик при наличии вышеуказанных условий освобождения поставщика (подрядчика, исполнителя) от предоставления обеспечения исполнения контракта вправе возвратить денежные средства в том случае, если на дату обращения отсутствуют неисполненные поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требования об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных Заказчиком в соответствии с Законом о контрактной системе.

13. Вопрос: какой способ определения поставщика использовать при заключении договора по теплоснабжению при нерегулируемых тарифах?

Ответ: Для большинства случаев заключения контрактов теплоснабжения у вас есть возможность выбрать закупку у единственного поставщика (исполнителя).

Заказчику надлежит выбрать одно из оснований закупки у единственного поставщика в зависимости от обстоятельств:

1) п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, если заключаете контракт теплоснабжения помещений в здании, в котором другие пользователи уже получают тепло от этого поставщика;

2) п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, если совершаете малую закупку на сумму до 300 тыс. руб. (600 тыс. для некоторых учреждений культуры и образования) в пределах годового объема таких закупок.

Если вам не подходят перечисленные выше основания для закупки услуг теплоснабжения у единственного поставщика, выбирайте другие способы определения поставщика в соответствии с общими требованиями и ограничениями Закона N 44-ФЗ.

14. Вопрос: почему ГУП Фармация (ед. в городе поставщик азота в баллонах и наркотических лекарственных средств) не относится к субъектам монополии? И для закупок данных товаров приходится проводить торги, на которые выходит только 1 участник.

Ответ: Сферы деятельности субъектов естественных монополий определены в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях». В соответствии с выше названным ФЗ, поставка указанной продукции не относится к сферам деятельности субъектов естественных монополий. Таким образом, для отнесения указанной продукции к сферам деятельности субъектов естественных монополий и заключения контракта по п.1 ч.1 ст. 93 44-ФЗ необходимо внесение соответствующих изменений в Федеральный закон N 147-ФЗ «О естественных монополиях», что не относится к компетенции ФАС. Дополнительно отмечаем, что наличие в конкретном регионе единственного поставщика той или иной продукции не отражает ситуацию в стране в целом, может разниться с количеством поставщиков на аналогичную продукцию в иных регионах. Обращаем внимание также, что участвовать в закупке, проводимой в Ивановской области, в том числе на поставку азота в баллонах и наркотических лекарственных средств, могут поставщики из любого региона России, в том числе представители соседних областей. Таким образом, утверждение о том, что поставлять данную продукцию может один поставщик некорректно, а доводы о том, что в предыдущих аналогичных закупках участвовала одна организация несостоятельны, так как предварительно, до проведения закупки предсказать количество участников невозможно, а заявленный в тексте вопроса поставщик не является единственным поставщиком, осуществляющем данную деятельность на территории Российской Федерации. Кроме того, стоит отметить, что заказчик вправе заключить контракт на поставку такой продукции с единственным поставщиком на основании иных пунктов (не п.1) ч. 1 статьи 93 (например, п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

15. Вопрос: возможен ли допуск единственного участника, не оформившего банковскую гарантию при подаче заявки на аукцион? Возможно ли заключить с таким участником контракт, при устранении недостатков при подаче заявки по окончании процедуры аукциона?

Ответ: Предоставление обеспечения заявок на участие в электронных аукционах регулируется положениями статьи 44 №44-ФЗ, а применимо к банковской гарантии также требованиями статьи 45 №44-ФЗ. Допуск единственного участника, не оформившего банковскую гарантию возможен в случаях:

1. если данным участником является государственное или муниципальное учреждение. В соответствии с частью 6 статьи 44 Закона N 44-ФЗ установлено, что требование об обеспечении заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в равной мере относится ко всем участникам закупки, за исключением государственных, муниципальных учреждений, которые не предоставляют обеспечение подаваемых ими заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

2. в случае если участник закупки выбрал иной вид обеспечения – ч.18 ст. 44 №44-ФЗ Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе возможно путем блокирования денежных средств при наличии на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере, предусмотренном документацией о закупке

3. если НМЦ менее 1 млн. и заказчиком в рамках закупки не было установлено обеспечение заявки.

В иных случаях, если заказчик установил требование к обеспечению заявки на участие в закупке участник обязан предоставить соответствующее обеспечение. Следует отметить, что при выборе в качестве способа обеспечения банковской гарантии, участник загружает соответствующий документ при подаче заявки (при отсутствии указанного документа и денежных средств заявка возвращается участнику). При наличии в составе заявки банковской гарантии, подтверждающей обеспечение заявки комиссия проверяет заявленный документ и в случае если при проверке установлены основания для отказа в принятии банковской гарантии отклоняет заявку участника, в том числе при подаче единственной заявки и принимает решение о несоответствии участника аукциона и поданной им заявки в соответствии с п.2 ч. 6 ст.69 №44-ФЗ. Данная позиция соответствует разъяснениям изложенным в Информационном письме Минфина России от 30.07.2019 N 24-05-05/57198 «По вопросу отклонения заявки в случае выявления несоответствия банковской гарантии, представленной участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ», учитывая положения части 1 статьи 27, пунктов 1 и 11 части 1 статьи 31, части 6 статьи 44, части 6 статьи 45 Закона N 44-ФЗ, в случае выявления в соответствии с частью 6 статьи 45 Закона N 44-ФЗ несоответствий банковской гарантии, предоставленной участником закупки в качестве обеспечения заявки, Минфин России считает возможным рассмотрение комиссией по осуществлению закупок вопроса об отклонении заявки на основании пункта 3 части 4 статьи 54.7, пункта 2 части 6 статьи 69 Закона N 44-ФЗ по причине несоответствия участника закупки требованиям части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, поскольку, принимая во внимание, что законодательством Российской Федерации к участникам закупок предъявлено требование об обеспечении заявок, в рассматриваемом случае участник является не предоставившим надлежащее обеспечение заявки».

На основании вышеизложенного, считаем невозможным заключение контракта с таким участником, при устранении недостатков по окончании процедуры аукциона, так как банковская гарантия направляется одновременно с заявкой и у участника отсутствует возможность ее изменения после окончания соответствующего срока подачи заявок, процедуры аукциона.

16. Вопрос: просим пояснить возможность заключения рамочных договоров для выполнения мероприятий по технологическому присоединению в связи с распоряжением правительства РФ от 31.01.2017 №147 способом иных видов процедур, предусмотренных законом 223-фз, а также путем основных видов процедур в электронной форме для субъектов мсп?

Ответ: В Законе № 223-ФЗ отсутствует указание на возможность или запрет заключения рамочных договоров. С 1 июня 2015 г. в Гражданском кодексе появилось официальное определение указанного понятия. Согласно Статье 429.1. ч.1. ГК РФ: «Рамочным договором (договором с открытыми условиями) признается договор, определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора.»

При этом полагаем, что в случае если заказчик планирует заключение данных видов договоров, является целесообразным включение соответствующих норм в Положение о закупках товаров, работ и услуг (с учетом Письма Минфина России от 05.05.2015 N 02-02-08/25835). В подтверждение правомерности заключения рамочного договора в рамках осуществления закупки приняты решения Новосибирского УФАС России от 07.12.2015 в котором антимонопольный орган прямо поддержал заказчика, приняв доводы о правомерности использования такого договора, аналогичную точку зрения изложил и Восемнадцатый Арбитражный суд в решении по делу № А76-2502/2015. Однако, на данный момент существует иная практика. Проанализировав Решения ФАС России можно сделать следующий вывод — Заключать рамочные договоры с соблюдением всех требований Закона N 223-ФЗ в рамках осуществления конкурентной закупки не рекомендуется, т.к. при размещении в ЕИС извещения и документации о конкурентной закупке заказчик должен указать все обязательные сведения, установленные ч. 9, 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, в том числе описать объект закупки с указанием его количества или объема. А при намерении заключить рамочный договор не все эти условия могут быть известны на момент закупки. Если вы не укажете обязательные сведения или укажете неполные сведения, например, предельное количество товара по договору, контрольные органы могут признать проведение такой закупки нарушением Закона N 223-ФЗ и принять соответствующие меры ответственности в т.ч. оштрафовать по ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ (см. Решение ФАС России от 05.09.2018 N 223ФЗ-656/18, Постановление ФАС России от 15.05.2018 по делу N 223ФЗ-615/17/АК084-18). Однако, Заказчик может заключить указанный договор без проведения конкурентных процедур, в частности, подразумеваются закупки у единственного поставщика.

Дополнительно, следует отметить, что заключение рамочного договора в рамках распоряжения Правительства РФ от 31.01.2017 №147 возможно в случае если организация относится к ресурсоснабжающим организациям или сетевым организациям. При этом данной организации, выступающей в качестве заказчика, необходимо руководствоваться требованиям Положения о закупках товаров, работ и услуг, а также законодательства о закупках для отдельных видов ЮЛ. Ввиду отсутствия конкретных данных для проведения закупки не представляется возможным корректно ответить на вопрос, в частности, при отсутствии информации о Заказчике невозможно определить должен ли он проводить закупки для СМСП в рамках 223-ФЗ, а без изучения соответствующего положения о закупках конкретного Заказчика невозможно определить какой иной вид процедуры необходимо выбрать для проведения закупки. Кроме того, в распоряжении №147 указаны различные предметы закупки на технологическое присоединение и каждому предмету соответствует отдельная целевая модель, например, целевые модели на Подключение (технологическое присоединение) к системам теплоснабжения, или подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, или Технологическое присоединение к электрическим сетям, или Подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения.

17. Вопрос: может ли смета считаться проектной документацией для объявления аукциона в упрощенном порядке (через 4 часа после подачи заявок)? Если есть проектная документация (ПСД), надо ли в аукционной документации прописывать, что участник может предоставить эквивалент материалов, используемых в проектной документации.

Ответ: В соответствии п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ: «документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 — 3 настоящей части.». При этом 1 часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 44-ФЗ проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Обращаем внимание, что при выполнении работ, не указанных в пункте 8. ч.1. ст.33 44-ФЗ, в случае если для обоснования НМЦК используется смета, аукцион проводится в общем порядке (не через 4 часа), например, в общем порядке будет проводиться аукцион, объектом которого является выполнение работ по текущему ремонту объекта капитального строительства, или выполнение работ по капитальному ремонту, сносу, строительству, реконструкции объекта, не являющегося объектом капитального строительства и т.п. (см. п.10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ). Т.о. в данном случае смета не приравнивается к проектной документации, и даже при наличии проектной документации на вышеуказанные работы аукцион будет проводиться в общем порядке.

Рассмотрим подробнее 1 исключение — Согласно ч. 12.2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.

Из вышеуказанных положений Градостроительного Кодекса РФ следует, что в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, Заказчик вправе не разрабатывать проектную документацию в полном объеме, а ограничиться подготовкой раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства.» В этом случае смета будет считаться проектной документацией.

В случае если в документации указаны товарные знаки сопровождение их словами «или эквивалент» обязательно.

18. Вопрос: если СГОЗ составляет менее 5 000 000 рублей, можно ли проводить все закупки у ЕП, не применяя конкурентные процедуры? Не будет ли это считаться дроблением закупок?

Ответ: В тексте вопроса, насколько можно судить исходя из отсылки к конкретному размеру СГОЗ составляющему 5 млн, речь идет о заключении договоров с единственным поставщиком исключительно по п. 5 части 1 статьи 93 №44-ФЗ. Напомним, что данный пункт распространяется не на всех заказчиков, а на отдельные категории, в частности он может применяться при осуществлении закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей.

Кроме того, в указанной статье 93 №44-ФЗ существуют другие основания для заключения договоров с единственным поставщиком, например, заказчик при заключении договора на оказание услуг по водоснабжению по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам) с единственным поставщиком должен руководствоваться не п. 5 ч.1 статьи 93, а п.8 части 1 статьи 93 №44-ФЗ. Таким образом, вызывает большие сомнения, что заказчик будет заключать все контракты с единственным поставщиком на основании исключительно пункта 5 части 1 статьи 93 №44-ФЗ.

Дополнительно следует отметить, что в 44-ФЗ отсутствует запрет на проведение всех закупок заказчиком у единственного поставщика. В соответствии со статьей 24 Закона о контрактной системе заказчики выбирают способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе, путем проведения конкурентных процедур или осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Однако не стоит забывать, про статью 30 №44-ФЗ, согласно положениям которой установлена обязанность для Заказчиков осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 №44-ФЗ. При этом указанные закупки должны осуществляться конкурентными способами, а при определении объема закупок, предусмотренного частью 1 статьи 30 №44-ФЗ, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 №44-ФЗ.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, рекомендуем Заказчикам проводить конкурентные процедуры не менее чем в объеме, предусмотренном положениями статьи 30 №44-ФЗ.

19. Вопрос: Как необходимо проводить внутреннюю экспертизу: оформлением заключения или подписанием накладной? Акт будет считаться документом, подтверждающим, что экспертиза проведена?

Ответ: В соответствии с частью 3 статьи 94 Закона N 44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ.

В соответствии с частью 6 статьи 94 Закона N 44-ФЗ по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.

Таким образом, заказчик либо самостоятельно подписывает документ о приемке результатов исполнения контракта, либо в случае создания приемочной комиссии документ о приемке подписывается всеми членами приемочной комиссии.

Документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, может быть любой документ (акт сдачи-приемки, товарная накладная, счет-фактура и т.д.), оформленный и подписанный заказчиком. Следует отметить, что, так как в 44-ФЗ отсутствует наименование документа составляемого по итогам осуществления экспертизы, в локальных актах организации, выступающей в качестве заказчика, или в проекте контракта, прилагаемом к закупке, могут быть прописаны иные документы, подтверждающие проведение экспертизы для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта.

Необходимо повысить квалификацию? Зарегистрируйтесь на онлайн-курс для руководителей организаций «Управление государственными и муниципальными закупками по 44-ФЗ». Вы получите необходимые знания и удостоверение о повышении квалификации 40 ак. часов.

Содержание

Что такое закупка у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика — это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика (ч. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; далее — Закон № 44-ФЗ).

Обратите внимание, что закупка у единственного поставщика — это право, а не обязанность заказчика (исключение составляют лишь закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ).

В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика

Закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно в случаях, указанных в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Указанный перечень содержит более 50 различных оснований, среди которых наиболее популярные у заказчиков:

  • осуществление закупки товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);
  • осуществление закупки на сумму, не превышающую 300 тыс. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93);
  • оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93);
  • закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной или в неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93);
  • случаи, когда открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, повторный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений признаны несостоявшимися (п. 25-25.3 ч. 1 ст. 93).

Остановимся на некоторых типах закупок у единственного поставщика.

Малые закупки

Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги на сумму не более 300 тыс. рублей. Закон № 44-ФЗ устанавливает условие: годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 2 млн рублей или 5% совокупного годового объема закупок заказчика (если 5% более 2 млн руб.) и не должен составлять более 50 млн рублей. Указанные ограничения не применяются в отношении закупок для муниципальных нужд сельских поселений.

Важно: закупки на сумму до 300 тыс. рублей не ограничены правилом об одноименных товарах.

Пример. В марте текущего года заказчик заключает контракт на поставку оргтехники в офис на сумму 90 тыс. рублей. В апреле этого же года он вправе закупить необходимый товар у единственного поставщика при условии, что цена каждого контракта не превышает 300 тыс. рублей.

При этом общая сумма таких контрактов, заключенных в течение квартала, не имеет значения при условии, что такие закупки не будут иметь признаки «дробления» и годовой объем закупок у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не превысит 2 млн рублей или 5% от совокупного годового объема закупок и составит при этом не более 50 млн руб.

Закупки малого объема очень популярны среди заказчиков из-за своей простоты:

  • Во-первых, их не нужно отражать в плане-графике в полном объеме. Информация о таких закупках отражается одной общей суммой за год, без указания сведений по каждой закупке.
  • Во-вторых, извещение о проведении такой закупки не размещается в единой информационной системе.
  • В-третьих, по таким закупкам не нужно вносить сведения в реестр контрактов.

Неконкурентная процедура

В каком случае закупка у единственного поставщика становится не правом, а обязанностью заказчика?

Если закупка путем конкурентной процедуры признана несостоявшейся по причине подачи всего одной заявки или признания только одной заявки соответствующей требованиям, заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика (п. 24–25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Важно: когда закупка у единственного поставщика невозможна (например, при превышении установленных лимитов совокупного годового объема закупок), заказчик может провести открытый конкурс или электронный аукцион (ст. 54.1, 59), а также запрос котировок или запрос предложений в электронной форме (ст. 87.1, ст. 83.1).

Согласовывать закупку у единственного поставщика с контрольным органом по итогам несостоявшихся процедур, как правило, не нужно. Исключение — несостоявшийся запрос предложений в электронной форме (п. 25 ч. 1 ст. 93).

При выборе неконкурентного способа определения поставщика заказчик должен учитывать как преимущества, так и недостатки этой процедуры.

Преимущества закупки у единственного поставщика

  1. Как правило, заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним.
  2. Риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму.
  3. Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при конкурентных процедурах.
  4. Заказчику не нужно выделять большие ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.

Недостатки закупки у единственного поставщика

  1. Заказчик не может значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе.
  2. Заказчику сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, в открытом конкурсе в электронной форме, из-за отсутствия конкуренции.
  3. ФАС уделяет особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона. Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны контролирующих органов повышенное внимание будет именно к неконкурентной процедуре, и ясно представлять свою ответственность в случае нарушений.

Форс-мажор

Нередки случаи, когда заказчик заключает договор с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Но далеко не все обстоятельства попадают под определение форс-мажоров.

Как узнать, что является форс-мажором, а что нет? Обратиться к ГК РФ (ст. 401), определяющему, какие обстоятельства являются чрезвычайными и непредотвратимыми. Другие случаи, например некачественное выполнение обязанностей или плохие погодные условия (если они не являются аномальными), к ним не относятся.

Далее — несколько примеров.

Пример 1. Конец финансового года

Заказчику выделили бюджетные средства в конце финансового года, и времени для проведения конкурентных процедур недостаточно. Может ли он заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на Закон № ФЗ-44 (п. 9 ч. 1 с. 93)?

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ, при закупке ТРУ, необходимых для ликвидации последствий аварии, чрезвычайных ситуаций, обстоятельств непреодолимой силы, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком. Но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

В свою очередь, недостаток времени сам по себе не обладает признаками чрезвычайности и непредотвратимости. Поэтому такие действия заказчика будут неправомерными.

На практике Минэкономразвития России, ФАС России и арбитражные суды не признают поступление денежных средств в конце финансового года обстоятельством непреодолимой силы.

Пример 2. Профилактика

Заказчик узнал о чрезвычайной (аварийной) ситуации на подведомственном ему объекте. Вправе ли они заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы?

Если обстоятельства непреодолимой силы на момент заключения отсутствуют, то заказчик не может заключить контракт с единственным поставщиком, так как сама по себе возможность возникновения чрезвычайной ситуации не свидетельствует об объективном наличии такого обстоятельства.

На практике арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, имелись ли обстоятельства непреодолимой силы (аварийная ситуация) на момент заключения контракта.

В данном случае заказчику целесообразнее провести конкурентную закупку.

Пример 3. Контракт после аварии

Авария на подведомственном объекте уже произошла. И заказчик спустя длительное время после аварии, заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Правомерны ли в этом случае его действия?

Если для проведения конкурентных процедур времени было достаточно, то контролирующие органы могут расценить действия заказчика как неправомерные. Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком при закупке работ, необходимых для ликвидации последствий аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно. Поэтому если заказчик заключает контракт с единственным подрядчиком на выполнение срочных работ по устранению аварийной ситуации, возникшей задолго до этого, то он нарушает требования законодательства о контрактной системе.

Арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, было ли у заказчика время осуществить закупку конкурентным способом.

Процедура проверки контролирующим органом

При осуществлении закупки у единственного поставщика (п. 6 9, 34, 50 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ) заказчик обязан уведомить контрольный орган в срок не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта. Уведомление о такой закупке направляется в ФАС, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К уведомлению нужно приложить копию заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Регламента проведения проверки заключения контракта не предусмотрено. Как правило:

  1. Сотрудник контролирующего органа рассматривает поступившее уведомление и оценивает действия заказчика по заключению контракта на соответствие требованиям Закона № 44-ФЗ.
  2. По итогам проверки подготавливает докладную записку.
  3. В случае отсутствия нарушений Закона № 44-ФЗ в действиях заказчика информирование последнего процедурой не предусмотрено.
  4. Если обнаружены нарушения — контролирующий орган организует внеплановую проверку, о которой заказчик обязательно будет уведомлен.

Расчет и обоснование цены в закупке у единственного поставщика

При осуществлении такой закупки обоснование цены включается в текст контракта.

Выводы

  1. Заказчик не всегда может сделать выбор в пользу неконкурентной процедуры.
  2. Заказчикам необходимо помнить об ограничениях и соблюдать все законодательные регламенты, внимательно изучая формулировки и вникая в их тонкости.
  3. Поставщикам до заключения контракта нужно внимательно вычитать его текст, проанализировать информацию, обратить внимание на детали.
  4. И для заказчика, и для поставщика важно, чтобы контракт был заключен с соблюдением всех установленных условий и ограничений, иначе заключение контракта будет признано неправомерным.

Регистрируйтесь на онлайн-курс «Управление государственными и муниципальными закупками». Программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Как закупить содержание помещений и коммунальные услуги в 2020 году

Закупать коммунальные услуги стало проще. С 8 января 2020 года появилось больше возможностей для закупок у едпоставщика.

В рекомендации узнаете, почему новые правила лучше старых, как спланировать и купить коммунальные услуги и как изменить цену и срок договора.

Теперь заказчик может избежать лишних конкурентных процедур и заключить больше простых контрактов с едпоставщиком.

C 8 января появилось больше законных оснований для закупок коммунальных услуг​

. Изменили нормы закона по обслуживанию нежилых помещений. В законе скорректировали пункт 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

КАК ПОМЕНЯЛИСЬ ЗАКУПКИ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ В 2020 ГОДУ

До изменений. Раньше вы могли закупать коммуналку и обслуживание помещений у едпоставщика по пункту 23 части 1 статьи 93, только если помещение принадлежало вам на праве:

  • оперативного управления;
  • безвозмездного пользования.

Закупать без конкурентной процедуры можно было не все коммунальные услуги, а только по перечню из самого пункта. В перечень входили:

  • холодное и горячее водоснабжение;
  • водоотведение;
  • электроснабжение;
  • теплоснабжение;
  • газоснабжение;
  • охрана;
  • обращение с ТКО.

После изменений. Теперь можно закупать коммуналку у едпоставщика, если владеете помещением не только на праве оперативного управления или безвозмездного пользования, но и на любом законном основании, например:

  • хозяйственное ведение;
  • аренда;
  • собственность.

Перечень услуг, которые можно закупать по пункту 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, теперь выглядит так:

  • холодное и горячее водоснабжение;
  • водоотведение;
  • электроснабжение;
  • теплоснабжение;
  • газоснабжение;
  • охрана;
  • обращение с ТКО
  • техобслуживание;
  • эксплуатационный контроль зданий;
  • ремонт общего имущества.

​​Эксплуатационный контроль включает периодические осмотры, контрольные проверки состояния оснований, строительных конструкций, чтобы оценить их надежность (ч. 7 ст. 55.24 ГрК).

Техобслуживание нежилых помещений включает в себя внешнее благоустройство, санитарную уборку, замену осветительных приборов, сезонные работы по утеплению трубопровода, работы на инженерных сетях.

Ситуация: вправе ли заказчик включить в контракт по пункту 23 части 1 статьи 93 коммунальные платежи и содержание помещений

Да, вправе. Заказчик вправе купить у единственного поставщика коммунальные услуги для нежилых помещений по пункту 23 части 1 статьи 93 Закона, если одновременно соблюдены два условия:

  • нежилыми помещениями владеете на любом законном основании, в том числе по договору аренды;
  • исполнитель уже оказывает те же услуги другому пользователю нежилых помещений, которые находятся в здании.

Помещения в здании должны занимать несколько организаций, то есть заказчик – не единственный арендатор на этой площади.

Если вы одни используете помещения в здании и коммунальные услуги оказывают только вам, то использовать пункт 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ нельзя.

Тогда коммунальные услуги могут входить в стоимость арендных платежей или быть отдельными контрактами по пунктам 4, 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. При соблюдении вышеуказанных условий такой контракт можно заключить с арендодателем. Если нет возможности заключить контракт непосредственно с коммунальными службами.

КАКИЕ УСЛУГИ ОТНОСЯТСЯ К КОММУНАЛЬНЫМ

Когда организация предоставляет заказчику коммунальные ресурсы, она оказывает коммунальные услуги. Например, теплоснабжающая компания поставляет горячую воду.

Такой вывод следует из абзаца 9 пункта 2 Правил из постановления Правительства от 06.05.2011 № 354, далее – Правила № 354. Коммунальные ресурсы предоставляют исполнители, а заказчики закупают коммунальные услуги.

Таблица. Что относят к коммунальным ресурсам, а что к услугам

Коммунальные ресурсы

Коммунальные услуги

Холодная вода Холодное водоснабжение
Горячая вода, горячая вода в открытых системах теплоснабжения Горячее водоснабжение
Электроэнергия Электроснабжение
Газ, в том числе в баллонах Газоснабжение
Тепло, твердое топливо (например, уголь) Отопление
Сточные воды централизованных сетей инженерно-технического обеспечения Водоотведение
Обращение с твердыми коммунальными отходами Сбор, перевозка, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов

Коммунальные ресурсы и услуги перечислены в пунктах 2 и 4 Правил № 354.

ПО КАКИМ ПУНКТАМ ПРОВОДЯТ ЗАКУПКУ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ И ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОМЕЩЕНИЙ В 2020 ГОДУ

Вы вправе закупить коммунальные услуги по спецпунктам или по общим основаниям. Спецпункты – это пункты, в которых прямо прописано, что закупать или у кого закупать. Например, пункт 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ используют для закупок у монополистов, а по пункту 8 закупают вывоз мусора. Смотрите в таблице перечень спецпунктов для закупки коммуналки и что вы можете по ним купить.

Таблица. Полный перечень услуг и оснований для закупки

Какие услуги закупить По какому основанию-спецпункту
Услуги монополистов, например связь и услуги центрального депозитария пункт 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ
Водоснабжение, водоотведение, отопление, газоснабжение, вывоз ТКО пункт 8 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ
Водоснабжение, водоотведение, отопление, газоснабжение, вывоз ТКО, техническое обслуживание, эксплуатационный контроль, ремонт, охрана пункт 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ
Электричество от поставщика из реестра гарантирующих поставщиков пункт 29 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

Для закупки коммунальных услуг вы также вправе использовать пункты 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. По этим пунктам можно закупать что угодно, но без превышения лимитов.

По пункту 4 вы вправе заключить контракт с едпоставщиком на сумму до 300 000 руб. При этом возможны два варианта расчета годового объема закупок: до 2 млн руб. или до 5 процентов СГОЗ, но не более чем 50 млн руб. Обеспечивать контракт и включать обоснование цены не обязательно (ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). А по пункту 5 максимальная цена контракта – 600 тыс. руб., годовой лимит – ​​​​не более 50 процентов от СГОЗ и не более 30 млн руб.

Совет: редакция рекомендует не использовать малые закупки по пунктам 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ для коммунальных услуг. Иначе рискуете потратить все лимиты, а когда что-то нужно будет срочно купить – уже не сможете провести малую закупку.

КАК ОТРАЗИТЬ КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В ПЛАНЕ-ГРАФИКЕ

​​​Закупку коммунальных услуг отразите в плане-графике одной строкой. Если проведете закупку, не включенную в план-график, заплатите штраф 30 000 руб. (ч. 1.6 ст. 7.30 КоАП).

В разрядах 30–33 ИКЗ укажите первые четыре цифры кода ОКПД2. Код зависит от конкретной услуги, которую закупаете. Структуру кода смотрите в приказе Минфина от 10.04.2019 № 55н.

Не указывайте в качестве единицы измерения «условную единицу», когда закупаете энергоснабжение, водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение. Иначе не сможете изменить объем услуг в контракте. Нельзя будет указать, что вам поставили 1,1 условной единицы коммунальных услуг, потому что условной единицей не измеряют объем. Применяйте общепринятые единицы измерения из таблицы.

Таблица. Единицы изменения для коммунальных услуг

Электроэнергия Киловатт-час или ватт-час (кВт/ч, Вт/ч)
Водоснабжение и водоотведение, газоснабжение Кубический метр (м3, кубометр)
Теплоснабжение Гигакалории (Гкал)

Внесите сведения в план-график за один день до заключения контракта. Извещения для закупок коммуналки у едпоставщика по статье 93 Закона № 44-ФЗ не публикуйте(Закон от 01.05.2019 № 71-ФЗ).

Внимание: с 01.07.2020 извещения потребуются для малых закупок в электронной форме по пунктам 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (п. 23 ст. 1 Закона от 27.12.2019 № 449-ФЗ).

КАК ЗАКЛЮЧИТЬ КОНТРАКТ НА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Когда закупаете коммунальные услуги, не обязательно включать в контракт с единственным поставщиком часть условий из статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Стороны вправе не прописывать в контракте:

  • ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств;
  • порядок и сроки приемки, оплаты услуги;
  • условие об уменьшении оплаты на размер налогов и сборов.

Об этом сказано в части 15 статьи 34 Закона № 44-ФЗ.

Неустойку по контракту с едпоставщиком суды взыскивают по Закону от 03.11.2015 № 307-ФЗ, а не по Закону № 44-ФЗ. Если в законодательстве установлен другой порядок расчета штрафов или пеней, этот порядок применяют как специальную норму. Вывод следует из частей 7 и 8 статьи 34, обзора Президиума Верховного суда от 19.10.2016 № 3.

Пример: о расчете неустойки за оплату коммунальных услуг

Теплоснабжающая организация и университет заключили контракт на поставку тепла. Заказчик просрочил платеж. Коммунальная компания потребовала заплатить неустойку, которую рассчитала исходя из 1/130 ключевой ставки Центробанка, по правилам части 9.1 статьи 15 Закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ (в ред. Закона № 307-ФЗ).

Заказчик решил, что контрагент неправ и считать неустойку нужно исходя из 1/300 ключевой ставки, то есть по части 5 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Однако Верховный суд принял сторону контрагента. Судья пояснил, что считать неустойку нужно по правилам части 9.1 статьи 15 Закона № 190-ФЗ (определение Верховного суда от 23.03.2017 № 308-ЭС16-17315, А53-2995/2016).

Для расчета и обоснования НМЦК применять методы из статьи 22 Закона № 44-ФЗ не обязательно. Об этом сказано в части 4 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Ресурсоснабжающие организации вправе указать в контракте не твердую, а ориентировочную цену вопреки части 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Такую позицию высказал Верховный суд, который указал, что нормы Закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ приоритетны над положениями Закона № 44-ФЗ, поэтому цену контракта необходимо определять на основании законодательства об электроэнергетике.

Верховный суд пояснил, что окончательную цену на электричество за месяц устанавливают после того, как завершится расчетный период. Таким образом, нельзя заранее определить твердую стоимость электричества до окончания расчетных периодов на момент заключения контракта. Следовательно, установить твердую цену контракта на электричество тоже нельзя. Аналогичную позицию суды высказали по контрактам на поставку тепла и воды (определение Верховного суда от 12.05.2017 № 304-ЭС17-4309, решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.06.2015 № А26-1663/2015 и постановление Арбитражного суда Приморского края от 29.05.2017 № А51-3915/2017).2Как закупить электроэнергию

Контракты на поставку коммунальных услуг стороны вправе заключать в письменной и устной форме, то есть платить за коммуналку можно только на основании выставленного счета. Такое правило установлено в части 15 статьи 34 Закона № 44-ФЗ и статье 158 ГК.

Как заключить контракт с субъектом естественной монополии

Заказчик вправе купить коммунальные услуги у организации – естественной монополии, которая поставляет коммунальный ресурс в помещения заказчика (п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Включать в контракт обоснование цены: не обязательно (ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

У естественной монополии закупайте услуги:

  • электроснабжения, в том числе присоединения к электрическим сетям;
  • теплоснабжения;
  • газоснабжения;
  • водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

Такой вывод следует из части 1 статьи 4 Закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ и письма Минэкономразвития от 28.04.2017 № Д28и-2288.

Проверить, является ли организация естественной монополией, можно в реестре, который ведет ФАС. Однако для того, чтобы заключить контракт с монополистом, сведения из реестра необязательны (письмо ФАС от 23.06.2015 № АЦ/31173/15).

Публиковать извещение при закупке у единственного поставщика не нужно (ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Вывоз и утилизацию ТКО без конкурентной процедуры по пункту 8 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ заключайте только с региональным оператором. Региональный оператор – это индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которые занимаются сбором, транспортировкой, обработкой, утилизацией, обезвреживанием и захоронением ТКО. Регионального оператора выбирает орган исполнительной власти субъекта сроком не более чем на 10 лет (постановление Правительства от 05.09.2016 № 881).

К ТКО относят отходы, которые производят физические лица в жилых помещениях.

А еще товары, которые утратили потребительские свойства из-за использования физлицами. Юрлица и ИП тоже производят ТКО в процессе деятельности. Эти отходы похожи по составу на отходы физлиц (Закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Когда закупаете услуги по обращению с ТКО у едпоставщика, укажите вид отходов согласно классификатору. Классификатор смотрите в приказе Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242. Вид отходов указывают при описании объекта закупки в приложении к контракту.

Как заключить контракт на коммунальные услуги и содержание нежилых помещений

Заказчик вправе купить у единственного поставщика коммунальные услуги и содержание нежилых помещений по пункту 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Используйте это основание, если одновременно соблюдаете два условия:

  • нежилые помещения получили в безвозмездное пользование, оперативное управление или владеете им на любом другом законном основании;
  • исполнитель уже оказывает те же услуги другому пользователю нежилых помещений, которые находятся в здании.

Установить обеспечение контракта: не обязательно (ч. 2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Включать в контракт обоснование цены: обязательно (ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Уведомить контрольный орган: не нужно (ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Закупайте у едпоставщика услуги по водо-, тепло-, газо-, энергоснабжению, вывозу бытовых отходов, содержанию и ремонту помещений, охране и эксплуатационному контролю.

Рассчитайте и обоснуйте цену контракта по правилам статьи 22 Закона № 44-ФЗ. Обоснование цены включите в контракт (ч. 4 ст. 93 Закона № 4-ФЗ).

Ситуация: можно ли заключать договоры на коммуналку с ретроактивной оговоркой

Делайте это только в исключительных случаях, если готовы отстаивать позицию в суде. В противном случае в договор на коммуналку вносите условие, по которому услуги получаете с момента, как его заключили.

Услуги, которые получили до этого момента, оплачивайте по отдельному выставленному счету. Так порекомендовал действовать бывший регулятор в письме Минэкономразвития от 04.05.2016 № Д28и-1183. Метод разрешают часть 15 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, статьи 432 и 434 ГК.

Как заключить коммунальный контракт с гарантирующим поставщиком

Заказчик вправе заключить контракт энергоснабжения или купли-продажи электричества с гарантирующим поставщиком по пункту 29 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. При этом поставщик обязан подписать контракт. Гарантирующий поставщик – коммерческая организация, которая продает электроэнергию. Перечень гарантирующих поставщиков ФАС опубликовала на официальном сайте. Такие правила установлены в пункте 29 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ и абзаце 29 статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ.

Установить обеспечение контракта: не обязательно (ч. 2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Включать в контракт обоснование цены: не обязательно (ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Уведомить контрольный орган: не нужно (ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация: кто должен разработать проект контракта на поставку электроэнергии – заказчик или исполнитель

Проекты контрактов на поставку электроэнергии составляют исполнители, однако в Законе № 44-ФЗ этот вопрос не урегулирован. Такого мнения придерживаются суды. В

частности, Арбитражный суд Ростовской области указал, что гарантирующий поставщик обязан разработать и опубликовать формы договора энергоснабжения (решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.07.2016 № А53-9867/2016).

КАК ВОЗМЕСТИТЬ РАСХОДЫ НА КОММУНАЛКУ И СОДЕРЖАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ

Вы вправе возмещать арендодателю расходы на коммуналку по пункту 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, если не можете заключить контракт напрямую с поставщиком услуг. То есть платить поставщику услуг будет ваш арендодатель, а вы будете компенсировать ему затраченные средства (письмо Минэкономразвития от 20.05.2015 № Д28и-1442).

Напишите в контракте, кто из сторон оплачивает коммунальные услуги и платит за содержание помещения.

Если платит владелец и необходимо компенсировать траты, пропишите в контракте, что возместите расходы на основании платежек. Расходы можно включить как в стоимость арендной платы, так и в оплату отдельными счетами по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Если за содержание имущества и коммунальные услуги платит собственник помещения, а вы не хотите включать этот пункт в договор с ним, возмещайте расходы отдельными счетами по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Ситуация: можно ли возмещать собственнику помещения расходы на коммуналку по пункту 1 или 8 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

Нет, нельзя. Контракты по пунктам 1 и 8 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ заключайте с коммунальными предприятиями на поставку ресурсов.

А трехсторонних договоров – заказчик, собственник помещения, ресурсоснабжающая организация – Закон № 44-ФЗ не предусматривает. Вывод подтверждает Минэкономразвития в письме от 17.06.2016 № ОГ-Д28-7625.

КАК ИЗМЕНИТЬ КОНТРАКТ НА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

При уменьшении или увеличении фактического потребления коммунальных ресурсов до 10 процентов заключите дополнительное соглашение об увеличении или уменьшении цены.

Главная сложность – в пропорциональном пересчете цены. Ведь в одном контракте может быть несколько видов услуг.

Смотрите в образце 1, как правильно увеличить цену в пределах 10 процентов, а в образце 2 – как правильно ее уменьшить. Увеличивайте цену только при наличии ЛБО.

Внимание: с 1 июля 2019 года вам разрешили менять любые существенные условия контрактов по коммуналке и содержанию помещений, которые вы заключили с едпоставщиком (п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Аналогичную позицию выразил Минфин в письме от 19.12.2019 № 24-03-07/99602.

Пример: расчет потребления электроэнергии

Режим работы: понедельник, вторник, пятница с 09:00 до 18:00.

Часы работы в день: 10 часов.

Количество рабочих дней в 2020 году: 248 дней.

Количество часов в год: 2480 ч.

Лампа дневного света: 2 шт.

Мощность 1 лампы: 0,04 кВт.

Чайник электрический (1,8 л): 1 шт.

Потребление электроэнергии чайником: 2 кВт/ч.

Время закипания чайника: 4 мин – 0,06 ч.

Потребление электроэнергии чайником в день: 0,48 кВт (2 кВт × 0,06 ч × 4 раза).

Потребление электроэнергии в год:

  • лампы – 198,4 кВт/год (2 шт. × 0,04 кВт × 2480 ч);
  • чайник – 119,04 кВт/год (0,48 кВт × 248 дн.)

Итого за год необходимо 317,44 кВт электроэнергии (198,4 кВт + 119,04 кВт).

Ситуация: можно ли снизить цену по коммуналке больше чем на 10 процентов

Да, можно. С 1 июля 2019 года вы вправе не ограничивать изменение цены контрактов пределами в 10 процентов, теперь можно снизить или увеличить цену контракта на любую сумму (п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Как продлить коммунальный контракт

Вы вправе менять любые существенные условия контракта с едпоставщиком, если заключили его по пунктам 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Вся коммуналка и обслуживание помещений в перечне есть, а срок – существенное условие контракта. Теперь вы можете менять срок коммунального контракта без опасений. Минфин подтвердил ваше право в письме от 19.12.2019 № 24-03-07/99602. В образце смотрите, какие формулировки написать в допсоглашении на продление сроков.

КАК ОТЧИТАТЬСЯ ПО КОММУНАЛЬНОМУ КОНТРАКТУ

​​​​​Направьте информацию о заключенном контракте в реестр контрактов в течение пяти рабочих дней с момента подписания (ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ). К информации о заказчике, поставщике и цене контракта приложите отсканированный контракт. Если в контракт внесли изменения – также направьте сведения в реестр. Поступите аналогичным образом, когда исполнили контракт.

Ситуация: нужно ли делать ежемесячные отчеты по коммунальным услугам

Нет, не нужно. С 1 июля 2018 года из Закона № 44-ФЗ убрали обязательство заказчиков отчитываться по этапам исполнения контрактов на коммунальные услуги, заключенных с едпоставщиком (ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация: как правильно закрыть контракт по коммуналке

Внесите сведения в реестр контрактов о том, что контракт по коммуналке закрыт в течение пяти рабочих дней с момента исполнения. С 12 мая 2019 года размещать в ЕИС отчет об исполнении контракта не нужно (подп. «г» п. 63 ст. 1 Закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ).

Екатерина Черкасова

Юрист консалтинговой группы G3

специально для ГАРАНТ.РУ

Закупка товаров, работ и услуг государственными заказчиками попадает под регулирование следующих законов:

  • Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ);
  • Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно их положениям, от заказчика в первую очередь зависит набор условий заключенного в будущем контракта и критериев отбора исполнителя. Таким образом, заказчик занимает главенствующее положение при инициировании закупочной процедуры. Соответственно, именно им зачастую применяются различные «схемы» злоупотребления, направленные на ограничение конкуренции.

Учитывая, что грань между необходимыми условиями контракта и ограничением конкуренции достаточно тонка, заказчик имеет возможность манипулировать количеством участников закупок, а также ценой. Проблема ограничения конкуренции наиболее актуальна в сфере государственных закупок.

Перед тем как опубликовать извещение о закупке и закупочную документацию заказчик определяет, что закупать и каким способом. Уже на данном этапе заказчик может ограничить конкуренцию.

К способам ограничения конкуренции, используемым заказчиками, можно отнести, в частности:

  • выдвижение жестких требований к товару или компаниям, которым заведомо удовлетворяет малое количество потенциальных исполнителей;
  • манипулирование информацией в ходе проведения процедуры.

Выдвижение жестких требований к товару или компаниям как способ ограничения конкуренции

Под жестким требованиями к товару или компаниям могут пониматься указание излишне подробных характеристик товара, сводящих выбор в пользу единственного поставщика, укрупнение предмета контракта даже при закупке типового товара, включение технологически и функционально не взаимосвязанных между собой товаров, работ или услуг, установление в качестве обязательного критерия отбора наличие успешного опыта оказания услуг государственным или муниципальным компаниям или непосредственно заказчику. При этом логичным представляется, что чем более жесткие требования устанавливает заказчик, тем меньше компаний участвуют в государственных закупках.

Так, например, п. 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 мая 2018 г.) устанавливает, что включение в документацию о закупке требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования является ограничением конкуренции. При этом в обзоре указано следующее: «Указание конкретного товарного знака или требований к закупаемому товару, свидетельствующие о его конкретном производителе приводят к созданию необоснованных препятствий для участников закупки, влекут сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции».

В п. 3 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом ВС РФ 28 июня 2017 г.) рассматривается также ситуация, когда заказчик объединил технологически и функционально не взаимосвязанные между собой работы. В рассмотренном в указанном обзоре деле арбитражный суд указал на неправомерность действий заказчика по объединению в одном лоте работ по подготовке проектно-сметной документации и выполнению строительно-монтажных работ. Как указал суд, результатом такого объединения является необоснованное ограничение количества участников конкурса ввиду того, что проектные и строительные работы представлены на разных товарных рынках, на каждом из которых имеется круг потенциальных участников торгов, готовых выполнить эти работы.

Известны также и случаи ограничения заказчиками круга потенциальных участников закупки путем включения требования о допуске к дальнейшему участию в закупке организаций, имеющих опыт оказания услуг организации –заказчику, разместившей извещение о закупке.

Например, из решения Управления ФАС России по Оренбургской области от 25 мая 2016 г. по делу № 07-16-61/2016 следует, что «комиссия установила, что к дальнейшему участию в закупке допускаются организации, имеющие опыт оказания охранных услуг на объектах дочерних обществ и организаций ПАО «Г.» (не менее пяти организаций) в строгом соответствии с «Концепцией охраны объектов ПАО «Г.» и его дочерних обществ и организаций и имеющие положительные отзывы дочерних обществ и организаций ПАО «Г.». Участники, имеющие опыт работы и положительные отзывы от иных организаций, к дальнейшему участию в закупке не допускается». По данному делу УФАС России вынесло решение о выдаче предписания об отмене требования о допуске к участию в закупке только организаций, имеющих опыт оказания услуг заказчику.

В Определении ВС РФ от 14 августа 2018 г. № 308-КГ18-11230 по делу № А32-42845/2017 указано буквально следующее: «Отменяя судебные акты, суд округа исходил из того, что установленный в конкурсной документации в качестве критерия оценки заявок показатель о наличии у участника закупки опыта по выполнению строительных работ (по строительству, реконструкции, капитальному ремонту) автомобильных дорог общего пользования по государственным (муниципальным) контрактам не может быть признан объективным и правомерным, поскольку наличие в документации такого критерия влечет нарушение принципа обеспечения конкуренции, предусмотренного статьей 8 Закона № 44-ФЗ, приводит к ограничению свободного доступа участников, создает неравные стартовые условия, ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют».

Таким образом, устанавливая жесткие требования к поставляемому товару или компаниям, заказчики осознанно идут на ограничение круга участников закупки, в нарушение основополагающих принципов добросовестности и равноправия, используемых при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.

Конечно, у заказчика могут быть различные мотивы – от желания обеспечить поставку качественного товара в нужное время до желания извлечь дополнительную выгоду, однако необходимо в первую очередь руководствоваться положениями законодательства о закупках, не допускающих ограничение конкуренции.

Ограничение конкуренции в форме манипулирования информацией в ходе проведения процедуры закупки

Не только установление жестких требований к предмету закупки и компаниям является способом ограничения конкуренции. Манипулирование информацией в ходе проведения процедуры также является действенным способом, позволяющим ограничить круг участников закупки. При этом подобное манипулирование может проявляться в различных формах. Но наиболее часто встречается сокрытие информации о предмете закупки.

Для целей информационного обеспечения закупки в документации о закупке должны содержаться достаточные сведения, в том числе, об объекте закупки, позволяющие потенциальному участнику сформировать свое предложение. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).Пожалуй, это самое важное условие, формирующие представление потенциального участника о предмете закупки.

Зачастую, заказчики целенаправленно не размещают полный комплект закупочной документации, особенно в отношении поставки технически сложных товаров или оказания работ, сопряженных со сложным технологическим процессом. Не каждый потенциальный участник проявляет настойчивость и направляет в адрес заказчика запрос о даче разъяснений, что дает заказчику возможность сформировать узкий круг лиц, изначально знающий обо всех условиях закупки, в том числе о тех документах, которые к закупочной документации не приложены.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 5 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом ВС РФ 28 июня 2017 г.) при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектно-сметная документация подлежит размещению в составе документации о закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В вышеуказанном обзоре указаны приведен пример одного из дел, где суд указав, что в соответствии с ч. 7 ст. 50 Закона № 44-ФЗ любой участник открытого конкурса при наличии необходимости, вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. Указанный вывод последовал после рассмотрения требований о признании незаконным неразмещение заказчиком проектно-сметной документации.

Арбитражный суд апелляционной инстанции отменил решение суда по рассматриваемому делу, указав на следующее.

Отсутствие в документации информации о технических характеристиках работ, требованиях к их безопасности, результату работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме, не позволяет определить потребности заказчика и приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.

Помимо указанной ситуации, достаточно часто встречаются случаи, когда заказчик размещает информацию технического характера (например, чертежи) в нечитаемом или плохо читаемом формате. Такого рода отклонения позволяют заказчику одновременно выполнить условие об обязательном размещении необходимой информации, и в то же время повлиять на количество претендентов на участие в закупке.

***

Таким образом, ограничение конкуренции весьма неоднозначный способ злоупотребления. Достаточно тонкая граница между потребностями заказчика, описанными посредством включения условий исполнения контракта и требований, предъявляемых к участникам закупки, позволяет заказчикам находить новые способы ограничения конкуренции.

Неудивительно, что практика ФАС России, арбитражных судов и ВС РФ содержит небольшое количество примеров выявления фактов ограничения конкуренции, так как зачастую заказчики манипулируют тем, что участники закупки не проявляют достаточной активности на стадии приема заявок. В частности, речь идет о не направлении запроса о даче разъяснений относительно закупочной документации. В связи с этим, для защиты своих прав, в случае применения заказчиками механизмов ограничения конкуренции, потенциальным участникам следует проявлять инициативу, не дожидаясь принятия решения комиссией в пользу другого участника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *