Стационарное рабочее место

Примеры признания рабочего места стационарным

Давайте разберемся на примерах. Часто у работодателей возникает вопрос о том, признавать ли место работы сотрудника, который трудится дистанционно, стационарным рабочим местом и, как следствие, признавать ли место работы удаленного работника обособленным подразделением.

Согласно Трудовому кодексу, дистанционной (удаленной) работой признается исполнение определенных трудовых обязанностей вне территории нахождения работодателя, любого обособленного структурного подразделения, вне стационарного рабочего места, а для поддержания связи и общения с работодателем используется связь через интернет. Таким образом, место работы удаленного сотрудника не признается стационарным, а место работы такого работника не признается обособленным подразделением, так как имеются признаки, которые отличаются от признаков обособленного подразделения компании.

Рассмотрим второй пример. Работник направлен в командировку в другую компанию. Ему придется трудиться на территории другой компании длительное время, более месяца. Будет ли в таком случае рабочее место работника считаться стационарным, а как следствие, считать ли обособленным подразделением компании территорию другой организации?

Как правило, если работника направляют в командировку в другую компанию, то принимающая сторона берет на себя обязанность укомплектовать рабочее место для работника всем необходимым для выполнения работы.

Стационарное рабочее место — это место, созданное и оборудованное работодателем, в данном случае это условие не сохраняется, поэтому считать обособленным подразделением территорию другой организации неправомерно. Однако если командировки для выполнения работы на территории заказчика в вашей организации нередкое явление, то в договоре подряда целесообразно будет указать, что рабочее место, необходимое оборудование и инструменты для работы этих сотрудников обеспечивает «принимающая сторона». В договор с компанией — заказчиком также можно включить условие о том, что компания -исполнитель не арендует на территории заказчика никаких территорий и каких-либо конкретных рабочих мест.

Создание рабочих мест – это системный ключ, которым не так просто воспользоваться

  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»
  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»

Премьер-министр Владимир Путин в одном из недавних выступлений предложил создать в России до 25 млн рабочих мест – «современных и качественных» (http://www.premier.gov.ru/events/news/15361). Трудно спорить с актуальностью этой задачи. Вопросы, связанные с рынком труда, постоянно терзают как наши власти, так и население. Это не удивительно: всякие неполадки в этой сфере острой болью отдаются во все стороны общественного организма. Приближающиеся президентские и парламентские выборы лишь добавляют этим проблемам политической остроты.

Вот неполный список самых насущных из них: 1) безработица, особенно молодежная и особенно в моногородах; 2) крайне низкая производительность труда; 3) низкая заработная плата и высокий уровень неравенства; 4) высокий удельный вес и продолжающийся рост неформального сектора; 5) образовательные диспропорции (выпускники вузов и техникумов очень часто работают не по специальности или занимают менее квалифицированные рабочие места).

Общий знаменатель таков: наша экономика не генерирует достаточного числа рабочих мест достойного качества. Или создает их очень мало. Так было и в период бума, и тем более в кризис. Для решения задачи нужно очень «немного» – надо лишь, чтобы экономика все время и повсеместно создавала новые рабочие места. Тогда ликвидируются старые рабочие места, полнее используются образование и квалификация, сокращается неформальная занятость, снижается безработица, люди становятся мобильнее. В общем, постепенно начинает рассасываться большинство социально-экономических проблем, прямо или косвенно связанных с рынком труда, и другого пути в природе не существует!

Создание рабочих мест – это системный золотой ключ, которым, однако, не так просто воспользоваться. Вера в то, что государство сможет эту проблему решить в ручном режиме и на бюджетные деньги, – это даже не иллюзия, а преступная наивность.

Фотография проблемы

Если говорить о занятости населения в целом, то она в нашей стране достаточно стабильна. Ее уровень для трудоспособного возраста превышает 70% и уступает только скандинавским странам. Другое дело – качество этой занятости. Из 70 млн занятых сегодня примерно каждый третий трудится вне организаций и предприятий, т. е. фактически в неформальном секторе. Десять лет назад это был лишь каждый пятый. Так происходит потому, что число рабочих мест в организациях всех видов неуклонно сокращается, а число занятых вне организаций неуклонно растет. Другими словами, рабочие места ликвидируются быстрее, чем создаются новые.

По данным наших исследований, в середине нулевых годов в обрабатывающей промышленности на действующих предприятиях коэффициент создания рабочих мест составлял 3%, а ликвидации – 5%. Всего же за нулевые годы все предприятия обрабатывающей промышленности потеряли около 3,6 млн рабочих мест! В итоге сокращается степень социальной защиты работающих, растет неравенство среди них, снижаются платежи в социальные фонды, разрушаются трудовые карьеры, недоиспользуется человеческий капитал. Если бы не значительный и стабильный по численности бюджетный сектор, рабочих мест было бы еще меньше и их «усушка» шла бы быстрее.

Как создаются рабочие места? Есть лишь два источника: создание новых предприятий и расширение действующих. В странах Центральной и Восточной Европы именно первый является основным: на его долю приходится от 40 до 70% вновь создаваемых рабочих мест. У нас и с тем, и с другим дело обстоит плохо. Предприятия рождаются редко и в тяжелых муках. Растут медленно и неохотно. Путь от идеи до начала ее реализации занимает годы. В то же время исследования говорят о том, что наибольший вклад в создание новых рабочих мест вносят вновь созданные предприятия. Именно на начальном (но не на стартовом) этапе своего жизненного цикла они наиболее быстро генерируют занятость. Старые же предприятия чаще сокращаются, чем расширяются.

Создание и ликвидация как жизнь и смерть

Процессы создания и ликвидации рабочих мест идут параллельно. Новые рабочие места, как правило, более производительны, используют более современные технологии, требуют лучшего образования. Замещение старых рабочих мест новыми – это один из важнейших источников роста производительности труда. В этом смысл того, что Йозеф Шумпетер называл «созидательным разрушением». Здесь как в жизни: люди рождаются, но старшие поколения, к сожалению, уходят. Трудно представить, что было бы, если бы люди были наделены бессмертием.

Хотя объявленную Путиным цифру в 25 млн рабочих мест трудно комментировать, поскольку неясно, что имеется в виду, мы все же можем немного порассуждать на эту тему. Массовое обновление рабочих мест означает и массовое перемещение людей на рынке труда. Масштабы трудовой мобильности в нашей экономике и сегодня очень велики: крупные и средние предприятия нанимают и увольняют примерно по 30% от своей средней численности, что составляет 10–12 млн человек в год. В этом смысле 25 млн за 10–15 лет кажется сущим пустяком. Однако подавляющее большинство этих наймов – простые переходы с места на место, не сопровождающиеся созданием чего-то нового. Если речь идет о действительно новых рабочих местах, создаваемых на вновь вводимых предприятиях или при расширении действующих, а не о простой перетасовке работников, то масштаб подобной реаллокации является значительным.

Но с чего вдруг они начнут создаваться? Не создавались все 90-е и нулевые годы, а тут начнут? Об этом поговорим ниже. Однако, допустим, процесс пошел, что тогда? Тогда необходима коренная смена государственной политики на рынке труда: переход от защиты рабочих мест к защите работников, которые могут оказаться в сложной ситуации. В связи с этим возникают два взаимосвязанных сюжета.

Во-первых, облегчение ликвидации части старых рабочих мест – малопроизводительных и плохо оплачиваемых. Чтобы обеспечить новые рабочие места рабочей силой, нужно освободить старые, поскольку свободной рабочей силы нет и не ожидается. Нынешнее трудовое законодательство для этого совершенно не подходит, ибо заточено на том, чтобы обеспечивать «стабильность», сохраняя работников на их старых рабочих местах. Готовы ли власти к его радикальному реформированию?

Во-вторых, это помощь потерявшим работу. Ведь процесс перехода со старого рабочего места на новое далеко не всегда гладок и быстр. Такого рода реструктуризация может вызвать рост безработицы. Тех, кто в результате этого потерял работу, надо всячески поддержать: обеспечить пособием, дающим временный доход, оказать содействие в подборе новой работы, переобучить, многим помочь сменить место жительства и т. п. Для этого потребуется значительное увеличение расходов на политику на рынке труда и серьезное переформатирование служб, содействующих занятости. Готово ли государство к такому повороту?

Пути решения

Теперь вернемся к главному: как все же оживить создание рабочих мест? Решение хорошо известно, и оно простое как воздух. Для этого нужен лишь питательный бульон, который называется благоприятным бизнес-климатом или дружественной институциональной средой. Его ингредиенты таковы: свободная и честная конкуренция на рынках товаров и услуг, подавление коррупции и снижение административных барьеров, эффективное, но не избыточное регулирование, пользующаяся доверием бизнеса и граждан судебная система, квалифицированные и болеющие о деле (а не о своем кармане) чиновники, современная социальная защита на деле, а не как лозунг.

Если грядку регулярно поливать раствором соляной кислоты, не следует ждать, что на ней расцветут розы. Чувство неопределенности и страха – не лучшее удобрение. Наивно полагать, что после тех титанических усилий, что были предприняты нашим государством в последние 10 лет для изничтожения и подавления бизнеса, создание рабочих мест вдруг может ускориться. Многочисленные истории бизнесменов (крупных, средних, малых), потерявших все (кто жизнь, кто свободу, кто здоровье), хорошо знакомы читателям этой газеты. Вывод из нашей истории нулевых простой – бизнес в России опасен для жизни. По-видимому, создание рабочих мест не оживится до тех пор, пока предприниматели – действующие и потенциальные, отечественные и иностранные – не поверят в то, что все эти эксцессы гарантированно остались в прошлом.

Сегодня по условиям ведения бизнеса Россия находится во второй сотне в списке стран. Если мы признаем, что нам нужны новые рабочие места, то надо поставить задачу войти в первую двадцатку этого списка – и начать наконец двигаться в этом направлении.

Признаки стационарного рабочего места

Понятие рабочего места в НК РФ не прописано, поэтому на основании п. 1 ст. 11 НК РФ воспользуемся определением, приведенным в Трудовом кодексе РФ (ТК РФ).

Рабочее место – это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ч. 6 ст. 209 ТК РФ).

Рабочее место, созданное на срок более одного месяца, считается стационарным (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Под оборудованием стационарного рабочего места обычно подразумевается создание условий для исполнения трудовых обязанностей, а также само исполнение таких обязанностей. Данный вывод содержится в письмах Минфина России от 23.05.2013 № 03-02-07/1/18299, от 20.05.2013 № 03-02-07/1/17743, от 18.03.2013 № 03-02-07/1/8192, от 01.08.2012 № 03-02-07/1-194, от 01.03.2012 № 03-02-07/1-50, от 18.01.2012 № 03-02-07/1-20, от 16.12.2011 № 03-04-06/3-346, от 01.08.2011 № 03-02-07/1-269, от 28.07.2011 № 03-02-07/1-265 и ФНС России от 18.01.2011 № ПА-4-6/449.

Исходя из вышеизложенного основные признаки стационарного рабочего места следующие:

  • наличие трудовых отношений между работником и работодателем;
  • нахождение работника в этом месте (либо необходимость прибытия) в соответствии со служебными обязанностями;
  • нахождение указанного места под контролем работодателя;
  • указанное место создается на срок более одного месяца.

К сведению СвернутьПоказать

Обособленное подразделение признается таковым вне зависимости от формы организации работы, от конкретных работников, выполняющих определенную работу, срока нахождения конкретного работника на стационарном рабочем месте (письмо Минфина России от 03.07.2013 № 03-03-06/1/25485).

Командировки

Служебная командировка – это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются (ч. 1 ст. 166 ТК РФ).

Чиновники утверждают, что форма организации работ (командировка или иная), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет по месту нахождения его обособленного подразделения. Указанный вывод содержится в письмах Минфина России от 12.10.2012 № 03-02-07/1-250, № 03-02-07/1-249, от 24.09.2010 № 03-02-07/1-425, от 17.03.2010 № 03-02-07/1-114 и ФНС России от 19.01.2012 № ПА-4-6/604@.

Среди налоговиков бытует мнение, что выполнение работ на объекте, находящемся вне местонахождения налогоплательщика, приводит к созданию стационарных рабочих мест. По нашему мнению, создание рабочего места на какой-то территории возможно лишь в случае, если в отношении него организация имеет соответствующие права (право собственности или право пользования).

Судебная практика СвернутьПоказать

Арбитры установили, что доказательства наличия объектов недвижимости на праве собственности либо аренды (или ином праве), по месту которых могли быть оборудованы рабочие места, не представлены. При этом направление работников общества в командировку не свидетельствует о создании в месте командировки рабочего места как признака обособленного подразделения организации (постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.02.2005 № А05-11368/04-9).

Вопрос о наличии либо об отсутствии признаков обособленного подразделения решается с учетом договора, на основании которого организация осуществляет деятельность, отправляя работников в командировку, фактического характера отношений между организацией и ее работниками и других обстоятельств (письмо Минфина России от 19.07.2012 № 03-02-07/1-181).

Судебная практика СвернутьПоказать

Заключение договора подряда само по себе не свидетельствует о создании организацией обособленного подразделения по месту осуществления подрядных работ (постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.02.2010 по делу № А05-9705/2009).

Если организация направляет своих сотрудников в служебную командировку для выполнения работ без создания стационарных рабочих мест, то обязанности по постановке на учет по месту выполнения работ не возникает (письма Минфина России от 25.12.2009 № 03-02-07/1-572 и от 10.04.2009 № 03-02-07/1-176). Однако однозначный вывод можно сделать, только если продолжительность работ в одном населенном пункте составляет не более одного месяца (письмо Минфина России от 10.07.2008 № 03-02-07/1-271).

Помните, что при возникновении у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговой инспекцией (п. 9 ст. 83 НК РФ).

Судебная практика СвернутьПоказать

В постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 08.08.2012 по делу № А32-4519/2011 прозвучало, что понятие «стационарности» не связано с правами на недвижимость, а определяется сроком, на который создано рабочее место. При этом норма права не придает значения форме организации работ (в данном случае командировке), сроку нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте, месту приема на работу и выплаты заработной платы.

Охранные предприятия

Неоднозначен вопрос и о частных охранных предприятиях (далее – ЧОП). Спор возникает по поводу законности признания постов охраны обособленными подразделениями.

Здесь хотелось бы напомнить, что согласно ч. 6 ст. 209 ТК РФ рабочее место прямо или косвенно находится под контролем работодателя. По нашему мнению, такой контроль предполагает наличие у работодателя прав по распоряжению, пользованию, владению помещением.

Судебная практика СвернутьПоказать

Суд отметил, что охранное предприятие не арендует на территории заказчика рабочие места – помещения и прочее имущество. Согласно заключенному договору предоставление служебных и подсобных помещений, оборудования, инвентаря, средств связи является обязанностью заказчика. Все действия заказчика направлены на обеспечение его собственной безопасности, непосредственные исполнители оказываемых услуг (охранники) с заказчиком трудовыми отношениями не связаны и не закрепляются на конкретных постах. При этом в ходе исполнения договорных обязательств по охране объекта на территории заказчика заявитель не имеет возможности контролировать своих работников. Таким образом, посты охраны не отвечают критериям рабочего места. Указанный вывод содержится в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 07.09.2011 по делу № А27-15865/2010 и от 08.08.2011 по делу № А27-15867/2010, Московского округа от 20.12.2010 № КА-А41/15744-10 и от 02.03.2009 № КА-А40/817-09.

Минфин России в письме от 05.10.2012 № 03-02-07/1-238 также указал, что если на постах охраны отсутствует имущество, принадлежащее ЧОП, заказчик создает условия для осуществления исполнителем охранных услуг, а рабочее место охранника не подконтрольно работодателю, то отсутствуют основания для признания соответствующего поста охраны обособленным подразделением.

Надомники

Надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет (ч. 1 ст. 310 ТК РФ).

Для нас представляет интерес письмо Минфина России от 24.05.2006 № 03-02-07/1-129. Чиновники напомнили, что в соответствии со ст. 209 ТК РФ рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Поэтому если организацией не создается стационарное рабочее место для выполнения трудовых функций ее работником, то никакой речи об обособленном подразделении идти не может.

В разъяснениях Минфина России, данных в письме от 21.07.2005 № 03-01-10/6-334, также прозвучало, что работа на дому происходит без оборудования этому лицу стационарного рабочего места и, соответственно, не может рассматриваться в качестве возникновения обособленного подразделения организации.

Однако в более поздних письмах чиновники уходили от ответа на вопрос об обособленном подразделении по месту жительства надомника, отмечая лишь, что в случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом. Речь здесь идет о письмах Минфина России от 18.03.2013 № 03-02-07/1/8192, от 07.06.2012 № 03-02-07/1-137, от 05.05.2012 № 03-02-07/1-109.

При этом в разъяснениях, приведенных в письмах Минфина России от 12.10.2012 № 03-02-07/1-252 и ФНС России от 18.01.2011 № ПА-4-6/449, упомянуто, что на основании ч. 2 ст. 17 Жилищного кодекса РФ допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности проживающими в нем гражданами.

Судебная практика СвернутьПоказать

Арбитры согласились с мнением, изложенным в письме Минфина России от 24.05.2006 № 03-02-07/1-129, о том, что место выполнения трудовой функции надомника не признается обособленным подразделением (постановление ФАС Московского округа от 03.12.2010 № КА-А40/15062-10).

Рабочее место надомника не является обособленным подразделением, т.к. указанное место создается не работодателем, ему не принадлежит (нет договора аренды) и не подконтрольно организации. Тем не менее подобная позиция может привести к судебным спорам с налоговыми органами.

Вахтовики

Вахтовый метод – это особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания (ч. 1 ст. 297 ТК РФ). Вахтовый метод применяют при значительном удалении места работы от места постоянного проживания работников или места нахождения работодателя в целях сокращения сроков строительства, ремонта или реконструкции объектов в необжитых, отдаленных районах или районах с особыми природными условиями, а также при осуществлении иной производственной деятельности (ч. 2 ст. 297 ТК РФ).

Местом работы при вахтовом методе считаются объекты (участки), на которых осуществляется непосредственная трудовая деятельность. На это указано в п. 1.1 Основных положений о вахтовом методе организации работ, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31.12.1987 № 794/33-82.

Форма организации работ (вахтовый метод или какой-либо иной), а также срок нахождения конкретного работника на созданном стационарном рабочем месте не имеют правового значения для образования обособленного подразделения (письма Минфина России от 12.10.2012 № 03-02-07/1-249, от 05.08.2011 № 03-02-07/1-279, от 17.03.2010 № 03-02-07/1-114). Так что если деятельность организации с использованием вахтового метода осуществляется вне места ее нахождения в срок, превышающий один месяц, это приведет к созданию обособленного подразделения (письмо ФНС России от 19.01.2012 № ПА-4-6/604@). С учетом передвижного характера работ налоговым органом может быть принято решение о постановке организации на учет по первоначальному месту нахождения обособленного подразделения, без учета последующего изменения его места нахождения на территории одного субъекта Российской Федерации (письмо Минфина России от 12.10.2012 № 03-02-07/1-250).

В Таблице ниже см. ответственность за нарушения, связанные с несвоевременной регистрацией обособленного подразделения.

Таблица СвернутьПоказать

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *