Ст 254 УК РФ комментарий

Статья 246 УК РФ. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ

Новая редакция Ст. 246 УК РФ

Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, —

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Статье 246 УК РФ

1. Выделение экологических преступлений из числа хозяйственных (УК РФ РСФСР) и расположение их в отдельной главе УК РФ говорит о том, что экологические преступления имеют специфический видовой объект посягательства — экологическую безопасность общества. Наряду с ущербом экономике государства ими причиняется колоссальный вред экологическому равновесию, окружающей человека среде, ставятся под угрозу здоровье и жизнь человека (а иногда и многих людей). Выделение данных преступлений свидетельствует и о том, что законодатель обратил наконец внимание на важность изучения и применения норм, предусматривающих УО за преступные посягательства на общественные отношения в сфере охраны и рационального использования природных ресурсов, что общество (государство) осознало всю серьезность угрозы экологической безопасности.

О серьезности угрозы экологической безопасности говорит и тот факт, что любой профессиональный (хозяйственный) риск не может считаться обоснованным, если он заведомо был сопряжен с угрозой экологической катастрофы или общественного бедствия (см. ч. 3 ст. 41).

2. Экологическая безопасность как звено не только общественной, но и государственной безопасности отражает состояние защищенности природы, ее поддержание включает мероприятия, направленные на охрану жизни (здоровья) живых существ, среды их обитания, гарантирующие сохранение генетического фонда, обеспечивающие рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности.

3. Рассматриваемое преступное деяние относится к категории преступлений средней тяжести. Его общественная опасность заключается в подрыве экологической безопасности России, существенном изменении радиоактивного фона, причинении вреда здоровью человека, наступлении массовой гибели животных либо иных тяжких последствий.

4. Верховный Суд РФ трактует объект экологических правонарушений как триединое благо — стабильность окружающей среды, природно-ресурсный потенциал и право каждого человека на благоприятную окружающую среду (п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14).

4.1. Основным объектом преступного нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ является экологическая безопасность общества, урегулированная правилами охраны окружающей среды, обеспечивающими рациональное использование, охрану и воспроизводство объектов окружающей природной среды. В качестве факультативных объектов выступают сфера обитания человека, животных, здоровье человека, жизнеспособность животных.

5. Предмет посягательства отражен в собственной биологической структуре объектов природной среды.

5.1. Природная среда — это совокупность природных объектов и условий их существования в месте обитания человека. К объектам природы относятся: земля (почва), ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты, другие естественные экосистемы.

6. Объективная сторона состава преступления выражается в форме как действия, так и бездействия, поскольку лицо может нарушить соответствующие правила их невыполнением, несоблюдением и ненадлежащим исполнением. Пассивное преступное поведение характерно для экологических преступлений, совершаемых теми лицами, которые не соблюдают свои служебные обязанности по выполнению правил экологической безопасности либо обеспечению их соблюдения при наличии реальной возможности для этого с учетом индивидуальных волевых и интеллектуальных качеств виновных лиц (например, невыполнение правил экологической безопасности лицом, на которое возложена эта обязанность в силу нормативно-правового предписания, или непринятие мер к ремонту, контролю, обеспечению надлежащей эксплуатации очистных сооружений, установок ответственным за это лицом). Активное преступное поведение возможно со стороны ответственных лиц, проектирующих, размещающих, строящих, вводящих в эксплуатацию и эксплуатирующих соответствующие объекты, в случае, когда виновные ненадлежаще выполняют правила экологической безопасности.

7. Диспозиция статьи является ссылочно-бланкетной, поскольку для определения преступности деяний и надлежащей их квалификации отсылает правоприменителя к иным законам и (или) подзаконным нормативным правовым актам (в том числе указанным в других статьях гл. 26), посредством которых раскрывается суть противоправного поведения субъекта.

7.1. К таким законодательным актам можно отнести: ЛК; ВК; Закон об охране окружающей среды; ФЗ от 24.04.1995 N 52-ФЗ «О животном мире» (в ред. от 18.12.2006) <1> (далее — Закон о животном мире); ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 18.12.2006) <2>; ФЗ от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 18.12.2006) <3>; ФЗ от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. от 04.12.2006) <4> и т.д.
———————————
<1> СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1462; 2003. N 46 (ч. 1). Ст. 4444; 2004. N 45. Ст. 4377; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 25; 2006. N 1. Ст. 10; РГ. N 290. 2006.

<2> СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3009; 2001. N 1 (ч. 2). Ст. 21; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 1. Ст. 10; РГ. N 290. 2006.

<3> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4556; 1998. N 16. Ст. 1800; 2004. N 35. Ст. 3607, N 52 (ч. 1). Ст. 5276; 2006. N 1. Ст. 10, N 50. Ст. 5279; РГ. N 290. 2006.

<4> СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 25, N 19. Ст. 1752; 2006. N 50. Ст. 5279.

7.2. В числе подзаконных нормативно-правовых актов, к которым отсылает диспозиция статьи, можно выделить, в частности, Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 N 997 <1>; Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утв. Приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 N 372 <2>; Положение по организации и проведению экспертизы проектных и других материалов и документации, обосновывающих безопасность ядерно- и радиационно опасных объектов (изделий) и производств (технологий) (РД-03-13-94), утв. Приказом Госатомнадзора России от 07.04.1994 N 41 <3>; Положение о порядке выдачи временных специальных разрешений Госатомнадзора России на проведение экспертизы проектных, других материалов и документации, обосновывающих безопасность ядерно- и радиационно опасных объектов и производств (технологий) (РД-03-12-94), утв. Приказом Госатомнадзора России от 07.04.1994 N 40 <4>; Положение о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2000 N 1008 <5>, и т.д.
———————————
<1> СЗ РФ. 1996. N 37. Ст. 4290.

<2> БНА. 2000. N 31.

<3> РВ. 1994. N 76.

<4> РВ. 1994. N 75.

<5> СЗ РФ. 2001. N 1 (ч. 2). Ст. 135.

7.3. Диспозиция статьи отсылает и к специальным нормативам, к числу которых относятся: а) нормы предельно допустимых концентраций вредных веществ, микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы; б) нормы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы; в) нормы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий; г) нормы предельно допустимого уровня безопасного содержания радиоактивных веществ в окружающей природной среде, предельно допустимого уровня радиационного облучения населения; д) предельно допустимые нормы применения минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и других агрохимикатов в сельском хозяйстве; е) другие предельно допустимые нормы вредного воздействия на природную среду.

8. Нарушение правил охраны окружающей среды может быть выявлено в какой-либо из пяти стадий производства работ: а) при проектировании; б) размещении; в) строительстве; г) вводе в эксплуатацию; д) эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и (или) иных объектов.

8.1. Проектирование объекта — начальная стадия строительства, включающая подготовку технических документов (чертежей, расчетов, макетов), снятие проб на местности, согласование условий строительства с другими ведомствами (их нормативными документами). Проектирование осуществляется на основе решения уполномоченных на это лиц.

8.2. Все проекты (в том числе правовых актов), программы и иная документация строительства, реконструкции, расширения и т.д. должны подвергаться обязательной государственной экологической экспертизе, целью которой является предупреждение возможных неблагоприятных воздействий намечаемой хозяйственной или иной деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий использования объекта экологической экспертизы. К объектам экологической экспертизы относятся проекты, технико-экономические обоснования видов хозяйственной деятельности, документация, подлежащая экологической экспертизе, и т.д. Следует иметь в виду, что помимо государственной может проводиться и общественная экологическая экспертиза, которая не является обязательной и заключение которой носит рекомендательный характер.

8.3. Помимо экологической экспертизы в стадии проектирования возможна процедура оценки воздействия на окружающую среду, целью которой является выявление и принятие необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий реализации хозяйственной или иной деятельности.

Проведение оценки воздействия на окружающую среду обязательно на всех этапах подготовки документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность до ее представления на государственную экологическую экспертизу (см. п. 2.2 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации).

8.4. Проекты строительства и нормы проектирования не могут утверждаться без положительного заключения органов санитарного надзора. В необходимых случаях данные органы в связи с эксплуатацией предприятий производят отбор проб для лабораторных санитарно-гигиенических исследований. При наличии достаточных оснований результаты исследования передаются в правоохранительные органы для возбуждения УД.

8.5. Размещение объекта — это фактическое распределение элементов объекта на местности с учетом ее особенностей и их установка.

8.6. Строительство объекта представляет собой фактическое возведение (преобразование) объекта на местности в условиях ландшафта, проведение к нему необходимых коммуникаций.

8.7. Ввод объекта в эксплуатацию означает принятие объекта в установленном законом порядке его использователем к непосредственному функционированию — целевому использованию.

8.8. При эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов также должны соблюдаться установленные запреты и правила (см., например, Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 N 997).

9. Обязательным признаком объективной стороны состава преступления является наличие средств совершения преступления, к которым относятся промышленные, сельскохозяйственные, научные и иные объекты.

9.1. Промышленный объект — это инженерное сооружение, установка, комплекс, выполняющие какие-либо производственные функции (завод, фабрика, электростанция, трубопровод и т.д.).

9.2. Сельскохозяйственный объект — сооружение, установка, комплекс, осуществляющие функции материального производства: возделывание сельскохозяйственных культур и разведение сельскохозяйственных животных с целью получения продукции растениеводства и (или) животноводства.

9.3. Научный объект — сооружение, установка, комплекс, осуществляющие экспериментальные, испытательные и другие исследовательские функции.

9.4. Иной объект — прочие передвижные и стационарные устройства, имеющие то или иное хозяйственное значение.

10. По законодательной конструкции состав преступления является материальным. Преступление окончено (составом) в момент наступления хотя бы одного из следующих материальных последствий: а) существенного изменения радиоактивного фона; б) причинения вреда здоровью человека; в) массовой гибели животных; г) иных тяжких последствий.

10.1. Радиоактивный фон — это совокупность естественных излучений, которые приводят к образованию ионов и свободных электронов электрически нейтральных атомов и молекул. Значительным источником радиоактивного фона является космическое излучение. Естественный фон радиоактивного излучения также складывается из излучения в приземной атмосфере, воде, почве, продуктах жизнедеятельности человека и т.д. Увеличение радиоактивного фона ведет к разрушительным процессам среди живых организмов (мутациям, лучевым, онкологическим и иным тяжелым заболеваниям, развитие которых приводит к смерти).

10.2. Существенное изменение радиоактивного фона означает такое увеличение естественного излучения, активизирующего ионизацию электрически нейтральных атомов и молекул, которое хотя и не привело к мутации, болезни или гибели живого существа, но создало реальную угрозу наступления какого-либо из указанных последствий.

10.3. Причинение вреда здоровью человека выражается в расстройстве здоровья, временной или постоянной утрате трудоспособности — в легком, средней тяжести либо тяжком вреде здоровью, причиненном хотя бы одному человеку (см. п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14).

10.4. Под массовой гибелью животных понимается уничтожение большого количества (стада, стаи, вида и т.п.) диких зверей, птиц, рыб, других водных животных, находящихся в состоянии естественной свободы.

10.5. Иные тяжкие последствия представляют собой существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат. Такое изменение окружающей среды может вызвать, например, прекращение деятельности предприятий, учреждений, организаций, вынужденное переселение больших групп людей, острый дефицит воды и продовольствия, деградацию земель, порчу значительного количества лесо- и сельскохозяйственной продукции, разрушение строений, конструкций, принесшее существенный материальный ущерб, значительное повреждение или массовую гибель других объектов окружающей природной среды, иной существенный имущественный ущерб (включая упущенную выгоду, проведение дорогостоящих восстановительных работ), другие негативные последствия, препятствующие сохранению и правомерному использованию окружающей среды (см. п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14).

11. Размер материального ущерба и объема возмещения экологического вреда в случае причинения окружающей природной среде значительного несанкционированного вреда определяется согласно п. 15, 16, 20 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14 по централизованно утвержденным методикам подсчета и установленным таксам; в соответствии с региональными нормами, конкретизирующими положения федерального законодательства; по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

12. Массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, совершение иных действий, вызвавших экологическую катастрофу, повлекших необратимые вредные последствия для человека и окружающей его природной среды, в результате которых природой потеряны качества, являвшиеся ее содержанием и не подлежащие восстановлению искусственным путем, надлежит квалифицировать как преступление против мира и безопасности человечества (ст. 358).

13. Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме умысла, например, если виновный осознавал общественную опасность нарушения им правил охраны окружающей среды при эксплуатации промышленного объекта, предвидел возможность наступления в результате этого массовой гибели животных, не желал, но сознательно допускал наступление данного вреда либо относился к нему безразлично. Наряду с этим вполне вероятна вина и в форме неосторожности, например при нарушении правил охраны окружающей среды во время производства работ ответственным за соблюдение этих правил лицом, не предвидевшим возможности наступления материальных общественно опасных последствий в силу своей небрежности (пренебрежительного отношения к соблюдению должностных инструкций).

13.1. Деяния, предусмотренные коммент. статьей и совершенные с прямым умыслом, следует квалифицировать по совокупности с преступлениями против личности, собственности и т.д. в зависимости от волевой целенаправленности виновного лица.

14. Субъектом преступного посягательства является физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту его совершения 16-летнего возраста и наделенное дополнительным признаком — ответственностью за соблюдение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов.

15. Злоупотребления должностными полномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, повлекшие совершение экологического преступления, должны квалифицироваться по совокупности ст. 246 и 285 (ст. 201).

Другой комментарий к Ст. 246 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона состава преступления включает нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, последствия в виде существенного изменения радиоактивного фона, причинения вреда здоровью человека, массовой гибели животных либо иных тяжких последствий и причинную связь между деянием и наступившими последствиями.

Преступление считается оконченным с момента наступления любого из указанных последствий.

2. Под существенным изменением радиоактивного фона следует понимать его ухудшение по сравнению с естественной дозой излучения, создаваемой космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений.

3. Причинение вреда здоровью человека выражается в причинении тяжкого, средней тяжести или легкого вреда (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»).

4. Массовой следует признавать гибель животных на определенной территории, при которой уровень смертности превышает среднестатистический в три и более раз.

5. Под иными тяжкими последствиями подразумеваются существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградация земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию.

6. Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины. Отношение к причинению тяжкого вреда здоровью человека может быть у лица только неосторожное. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью или вреда средней тяжести при наличии квалифицирующих признаков предполагает совокупность преступлений ст. ст. 246 и 111 УК РФ или соответственно ч. 2 ст. 112 УК РФ.

7. Субъект преступления специальный — лицо, ответственное за соблюдение правил охраны окружающей среды. При наличии в действиях лица признаков злоупотребления полномочиями требуется дополнительная квалификация по ст. ст. 285 или 201 УК РФ.

Комментарий к ст 247 УК РФ. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов

1. Объектом преступления являются общественные отношения в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. В качестве факультативного объекта может выступать здоровье человека, если ему преступлением причиняется вред.2. Предметом преступления являются запрещенные виды опасных отходов, радиоактивные, бактериологические, химические вещества и отходы, представляющие собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий и продуктов в процессе производства продукции или ее потребления, утратившие свои потребительские свойства и представляющие опасность для окружающей среды и здоровья людей. К радиоактивным веществам и отходам относятся источники ионизирующего излучения радиоактивных веществ и ядерных материалов в любом физическом состоянии. В этой части важное значение имеет Федеральный закон от 11.07.2011 N 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Бактериологические вещества — это образования, состоящие из различных видов микробов. Применительно к предмету данного преступления речь главным образом идет о веществах, содержащих патогенные (болезнетворные) бактерии — возбудители различных болезней растений, животных и человека, обращение с которыми требует особой осторожности и строго регламентировано специальными правилами. Химические вещества — это соединения различных химических элементов. Некоторые из них обладают высокой токсичностью и оказывают вредное воздействие на здоровье людей и экологические системы.3. С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в любом из действий (бездействии), нарушающих установленные правила производства запрещенных видов опасных отходов, транспортировки, хранения, захоронения, использования или иного обращения с указанными выше предметами. В отношении радиоактивных веществ эти правила содержатся в Законе «Об охране окружающей среды», в Законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в Нормах радиационной безопасности, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.07.2009 N 47. Закон «Об охране окружающей среды» регламентирует общие экологические требования к обращению химических веществ, а также правила охраны окружающей среды от вредного биологического воздействия на нее бактерий, микробов, грибков, вирусов и иных видов микроорганизмов и биологических веществ. Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 247 УК, — формальный состав преступления. Оно признается оконченным с момента совершения любого из альтернативно указанных в диспозиции статьи действий, если они по своему характеру представляли угрозу, т.е. реальную возможность причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде. Оценка нарушения действующих правил как представляющего угрозу — вопрос факта, устанавливаемый органами следствия и судом и на основе обстоятельств конкретного дела (степень потенциальной опасности предмета правонарушения, продолжительность его совершения по времени, масса предмета в натуре и т.д.). Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, применительно к части 1 статьи 247 УК РФ существенный вред здоровью человека выражается в тяжком или средней тяжести вреде здоровью хотя бы одного лица, а существенный вред окружающей среде — в ее загрязнении, отравлении или заражении, изменении радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья или жизни человека, и т.п.4. С субъективной стороны преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 247 УК, совершается с прямым умыслом, при котором субъект осознает, что нарушает установленные правила, и желает этого.5. В ч. 2 ст. 247 УК сформулированы квалифицирующие признаки. Загрязнение, отравление, заражение окружающей среды — это различные степени антропогенного вреда, причиненного тем или иным объектам природы или их совокупности, например одновременное заражение атмосферного воздуха, вод, земли, леса. Под вредом в данном случае понимаются существенные негативные изменения в состоянии природной среды, вызванные противоправной деятельностью виновного лица. «Загрязнение» — родовое понятие по отношению к признакам «отравление», «заражение». Оно выражается в физико-химическом или биологическом изменении качества окружающей среды, превышающем установленные нормативы вредного воздействия на окружающую среду. Качество окружающей среды нормируется посредством установления предельно допустимых норм воздействия на объекты природы — «предельно допустимых концентраций» вредных химических, физических, биологических веществ (ПДК), «предельно допустимого уровня радиации» (ПДУ), «предельно допустимого уровня выбросов» вредных веществ в атмосферный воздух (ПДВ). «Заражение» и «отравление» окружающей среды есть не что иное, как более глубокие разновидности ее загрязнения, но отличающиеся друг от друга большей степенью пораженности природного объекта, его деградированности как компонента природы. В отношении причинения вреда здоровью человека см. комментарий к ст. 246 УК. О массовой гибели животных см. комментарий к ст. 246 УК. Зона экологического бедствия — это официально объявленная государством часть территории Российской Федерации (город, область, край, республика), где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения природной среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья людей, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. Зоной чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории, где в результате хозяйственной или иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.6. Часть 3 ст. 247 предусматривает ответственность за особо квалифицированный состав рассматриваемого преступления, если оно повлекло по неосторожности смерть человека или массовое заболевание людей. Следовательно, по отношению к данным последствиям вина субъекта может выражаться только в неосторожности, чаще всего в виде небрежности.

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОД (ст. 250 УК РФ).

Видовой объект рассматриваемого преступления — общественные отношения в области охраны вод и экологическая безопасность. Факультативным объектом является здоровье и жизнь человека.

Предмет преступления — поверхностные воды, в том числе поверхностные водотоки и водохранилища на них, поверхностные водоемы, ледники и снежники, подземные воды (водоносный горизонт, бассейны, месторождение и естественный выход подземных вод).

Объективная сторона преступления состоит в загрязнении, засорении, истощении либо ином изменении природных свойств указанных выше компонентов гидросферы неочищенными и необезвреженными сточными водами, отходами и отбросами или токсичной либо агрессивной по отношению к качеству окружающей среды продукции (нефтью, нефтепродуктами, химическими веществами) промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и других предприятий и организаций.

Засорение водных объектов — сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование подобных объектов.

Истощение вод устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод.

Качество окружающей среды и ее основных объектов, в том числе воды, определяется с помощью специальных нормативов — предельно допустимых концентраций вредных веществ (ПДК).

Рассматриваемое деяние — материальный состав преступления. В качестве общественно опасных последствий противоправных действий (бездействия) закон называет причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству. Характер этих последствий чрезвычайно многообразен.

Между действиями и последствиями должна быть установлена причинная связь.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется любой формой и видом вины.

Субъект преступления — общий: вменяемое, физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Часть 2 ст. 250 УК устанавливает более строгую ответственность за те же действия: если они повлекли причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных (см. комментарий к ст. 246 УК), а равно совершены на территории заповедника или

заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (см. комментарий к ст. 247 УК).

В соответствии со ст. 61 Закона «Об охране окружающей природной среды» государственными природными заповедниками объявляются изъятые навсегда из хозяйственного использования и не подлежащие изъятию ни для каких иных целей, особо охраняемые законом природные комплексы (земля, недра, воды, растительный и животный мир, имеющие природоохранное, научное, экологопросветительское значение как эталоны естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растений и животных).

Государственным природным заказником объявляется природный комплекс, предназначенный для сохранения или воспроизводства одних видов природных ресурсов с ограниченным и согласованным использованием других видов природных ресурсов.

1. Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, —

наказываются лишением свободы на срок до восьми лет.

Комментарий к Ст. 247 УК РФ

1. Основной непосредственный объект преступления — отношения по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности населения. Дополнительный непосредственный объект — отношения по охране жизни и здоровья человека.

2. Предмет преступления — окружающая среда в совокупности составляющих ее компонентов природы: земли, недр, вод, атмосферы и др. (см. коммент. к ст. 246).

3. Объективная сторона преступления выражается в производстве запрещенных видов опасных отходов либо обращении опасных веществ (радиоактивных, бактериологических, химических) и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

Опасные отходы — это отходы, содержащие вредные для здоровья человека и окружающей среды вещества, обладающие токсичностью, пожарной опасностью, высокой радиоактивностью, взрывоопасностью или содержащие возбудителей инфекционных болезней.

В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 28.07.2012) опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую среду подразделяются на классы опасности исходя из критериев, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование охраны окружающей среды. Установлено пять классов опасности: чрезвычайно опасные, высоко опасные, умеренно опасные, малоопасные, практически не опасные отходы.
———————————
СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3009; 2001. N 1 (ч. 2). Ст. 21; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 1. Ст. 10; N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 46. Ст. 5554; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 45. Ст. 5142; 2009. N 1. Ст. 17; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. 2011. N 45. Ст. 6333; N 48. Ст. 6732; 2012. N 26. Ст. 3446; N 27. Ст. 3587; N 31. Ст. 4317.

Правовые основы обращения с отходами определены названным Федеральным законом «Об отходах производства и потребления». Обращение радиоактивных веществ и отходов регулируется Федеральным законом от 21.11.1995 N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (в ред. от 25.06.2012) и рядом постановлений Правительства РФ.
———————————
СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4552; 1997. N 17. Ст. 396; 2001. N 29. Ст. 2949; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; N 13. Ст. 1180; 2003. N 46 (ч. 1). Ст. 4436; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 7. Ст. 834; N 49. Ст. 6079; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 1. Ст. 17; N 52 (ч. 1). Ст. 6450; 2011. N 29. Ст. 4281; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. 2011. N 45. Ст. 6333; N 48. Ст. 6732; N 49 (ч. 1). Ст. 7025; 2012. N 26. Ст. 3446.

Порядок образования и обращения токсичных промышленных отходов осуществляется также на основе различных ГОСТов, правил, классификаторов, методических указаний, инструкций.

Под обращением экологически опасных веществ и отходов понимаются производство, транспортировка, хранение, захоронение, использование, передача, продажа и совершение других сделок, очистка, собирание, выбрасывание, утилизация, разрушение, уничтожение радиоактивных, химических или бактериологических веществ и отходов. Поскольку диспозиция нормы бланкетная, в каждом случае необходимо установить, какие правила были нарушены, и сослаться на них при квалификации преступления.

Под производством запрещенных видов опасных отходов понимается создание отходов, которых не должно оставаться в процессе изготовления химической, радиоактивной или биологической продукции, а также неуничтожение, необезвреживание их, ведущее к накоплению.

Транспортировка — это перемещение указанных веществ и отходов из одного места в другое (на наш взгляд, как любым видом транспорта, так и путем переноски человеком).

Хранение — это их содержание в каком-либо месте (складе, хранилище и т.п.) с целью сбережения и последующего совершения с ними каких-либо действий.

Захоронение — закапывание в землю, помещение в могильник. Статья 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» определяет захоронение отходов как изоляцию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Использование радиоактивных, химических и бактериологических веществ и отходов предполагает пользование ими (эксплуатацию их свойств) любыми предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собственности и подчиненности, а также отдельными гражданами.

Под иным обращением следует понимать любые иные, помимо перечисленных в комментируемой статье, действия в отношении экологически опасных веществ и отходов, о которых говорилось выше (передача, продажа, выбрасывание, уничтожение и т.д.).

Создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (ч. 1 ст. 247 УК) означает возникновение такой ситуации, которая повлекла бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы они не были предотвращены вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли лица, нарушившего правила обращения с экологически опасными веществами и отходами. Такая угроза предполагает наличие конкретной опасности реального причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

В п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21 разъяснено, что применительно к ч. 1 ст. 247 УК существенный вред здоровью человека выражается в тяжком или средней тяжести вреде здоровью хотя бы одного лица, а существенный вред окружающей среде — в ее загрязнении, отравлении или заражении, изменении радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья или жизни человека, и т.п.

Существенный экологический вред характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов, уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью птиц и животных, в том числе водных животных, на определенной территории, при которой уровень их смертности превышает среднестатистический уровень в три и более раза; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п. .
———————————
Определение существенного вреда противоречиво: таковым признается и заболевание, и гибель водных животных, и их массовая гибель и т.п. Представляется, что в отношении животных таковым можно считать только последний вариант.

4. Деяния, указанные в ч. 1 комментируемой статьи, совершенные в зонах экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации, имеют формальный состав и считаются оконченными с момента их выполнения в указанных зонах.

5. Преступление считается оконченным с момента производства опасных видов отходов либо с момента их транспортировки, хранения или иного обращения с нарушением правил безопасности, если эти деяния создали реальную угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде. По смыслу закона речь идет как о существенном вреде здоровью людей, так и о существенном вреде окружающей среде.

6. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

7. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом: лицо осознает общественную опасность совершаемых им действий, осознает, что ими создается реальная возможность причинения вреда здоровью человека или окружающей среде, и желает эти действия совершить.

8. Мотивы и цели могут быть различными и на квалификацию преступления влияния не оказывают.

9. Квалифицирующим признаком состава в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи является совершение деяний, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, повлекшее:

— загрязнение окружающей среды, т.е. физическое, химическое, радиационное, ароматическое, биологическое изменение качества вод, воздуха, почвы, превышающее установленные нормативы вредного воздействия на окружающую среду и создающее угрозу здоровью человека, состоянию растительного и животного мира, генофонду животных, растений и человека, озоновому слою;

— отравление окружающей среды — разновидность загрязнения, насыщение компонентов (ресурсов) природной среды ядовитыми веществами и отходами, способными вызвать гибель или расстройство здоровья людей и животных, уничтожение или угнетение роста растительности, мутации;

— заражение окружающей среды — внесение в среду обитания возбудителей болезней животных, растений и человека, а также вредителей растительности, способных к быстрому размножению (как растительного, так и животного происхождения);

— причинение вреда здоровью человека (см. коммент. к ст. 246);

— массовую гибель животных, т.е. гибель зверей, птиц, водных животных, в том числе рыбы, на определенной территории, при которой уровень их смертности превышает среднестатистический уровень в три и более раза.

Порядок объявления и установления зон экологического бедствия и их правовой режим определяются в соответствии со ст. 57 Закона об охране окружающей среды, законодательством об этих зонах.

Пункт 2 ст. 57 Закона об охране окружающей среды предусматривает, что защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций установлена Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 01.04.2012) , другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
———————————
СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3648; 2002. N 44. Ст. 4294; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 50. Ст. 5284; N 52 (ч. 1). Ст. 5498, 5498; 2007. N 45. Ст. 5418; 2009. N 1. Ст. 17; N 19. Ст. 2274; N 48. Ст. 5717; 2010. N 21. Ст. 2529; N 31. Ст. 4192; 2011. N 1. Ст. 24, 54; 2012. N 14. Ст. 1549.

10. Преступления, предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи (за исключением совершенных в зонах экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации), имеют материальный состав и считаются оконченными с момента наступления указанных последствий.

11. С субъективной стороны преступление, предусмотренное ч. 2 комментируемой статьи, характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Содержание умышленной вины при этом зависит от конструкции состава. В материальных составах при загрязнении, отравлении или заражении окружающей среды, причинении вреда здоровью человека либо массовой гибели животных лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит, что они повлекут или могут повлечь предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи последствия, и желает их наступления (прямой умысел) или осознает общественную опасность своих действий, предвидит возможность наступления указанных в законе последствий, не желает, но сознательно допускает их наступление либо относится к ним безразлично (косвенный умысел). Совершая деяния в зонах экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации (формальный состав), лицо осознает общественную опасность этих деяний и то, что они совершаются именно в таких зонах, и желает их совершить (прямой умысел).

При неосторожной форме вины лицо, например, храня опасные вещества и отходы, не предвидит последствий, указанных в законе, но при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (небрежность) либо предвидит возможность наступления таких последствий, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие).

12. К особо квалифицирующим признакам ч. 3 комментируемой статьи относит деяния, предусмотренные ч. ч. 1 или 2 этой статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей.

Массовым следует считать заболевание многих людей, превышающее обычно регистрируемый уровень, в том числе и возникновение эпидемии (см. коммент. к ст. 248). Субъективная сторона преступлений, предусмотренных ч. 3 комментируемой статьи, характеризуется неосторожным отношением к смерти человека или массовому заболеванию людей. Однако сами деяния могут быть, как отмечено выше, либо умышленными, либо неосторожными. В случае умышленного их совершения содеянное приобретает признаки преступления с двумя формами вины (ст. 27 УК) и в целом считается совершенным умышленно, а в случае неосторожного — в целом все преступление является неосторожным.

13. Предусмотренное комментируемой статьей нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов конкурирует со ст. ст. 8.2 и 8.3 КоАП.

Статья 247 УК подлежит применению только в том случае, если нарушение правил производства, транспортировки, хранения, применения указанных в ст. ст. 8.2, 8.3 КоАП химических веществ или отходов создало реальную угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (ч. 1 комментируемой статьи), включая атмосферный воздух и животный мир, или повлекло загрязнение, отравление, заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо хотя и не повлекло указанных последствий, но совершено в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (ч. 2 комментируемой статьи). Таким образом, в основу разграничения преступления и проступка положены такие признаки состава, как деяние, последствия (их характер и тяжесть) и место совершения деяния. Статьи 8.2 и 8.3 КоАП в отличие от комментируемой статьи не предусматривают ответственности за производство опасных веществ и отходов. В ч. 1 комментируемой статьи сказано о создании угрозы причинения окружающей среде существенного вреда, в соответствии с ч. 2 этой статьи такой вред должен быть причинен реально. Если деяние не повлекло никаких последствий либо только создало абстрактную возможность причинения вреда окружающей среде, речь должна идти об административном проступке (соответственно ст. ст. 8.2 либо 8.3 КоАП).

Комментируемая статья в части захоронения радиоактивных, бактериологических или химических веществ и отходов с нарушением установленных правил имеет сходство со ст. 8.19 и ч. 5 ст. 8.13 КоАП в отношении захоронения вредных веществ в водных объектах.

Преступление, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, окончено с момента создания реальной угрозы причинения существенного вреда здоровью людей или окружающей среде. Для квалификации содеянного по ч. 2 этой статьи также требуется наступление преступных последствий или чтобы захоронение осуществлялось в зоне экологического бедствия либо чрезвычайной экологической ситуации, а для квалификации по ч. 3 данной статьи — смерти человека или массового заболевания людей.

Проступки, предусмотренные ст. 8.19 и ч. 5 ст. 8.13 КоАП, окончены с момента совершения предусмотренных в них действий (бездействия). Последствия не являются обязательным признаком состава проступка.

Различие между преступлением и проступком следует проводить также по видам захораниваемых отходов и веществ. Преступление образует захоронение запрещенных к производству опасных отходов, радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов, т.е. веществ, представляющих повышенную опасность.

В ст. 8.19 и ч. 5 ст. 8.13 КоАП имеются в виду иные отходы и материалы. Их захоронение на шельфе в принципе допускается, но с соблюдением установленных правил и в особом порядке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *