Ст 223 УПК

Текст статьи

1. Предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном главами 21, 22 и 24-29 настоящего Кодекса, с изъятиями, предусмотренными настоящей главой.

2. Дознание производится по уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 настоящего Кодекса .

3. Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток .

3.1. Приостановленное дознание может быть возобновлено на основании постановления прокурора либо начальника подразделения дознания в случаях, предусмотренных статьей 211 настоящего Кодекса .

3.2. Признав постановление о приостановлении производства дознания по уголовному делу незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов уголовного дела отменяет его, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих расследованию, которое вместе с материалами уголовного дела незамедлительно направляет начальнику органа дознания. При этом в случае истечения срока дознания прокурор устанавливает срок дополнительного дознания не более 10 суток. Дальнейшее продление срока дознания осуществляется на общих основаниях в порядке, установленном частями третьей, четвертой и пятой настоящей статьи.

3.3. Признав постановление о приостановлении производства дознания по уголовному делу необоснованным, начальник подразделения дознания выносит мотивированное постановление о его отмене и возобновлении производства дознания, а в случае возникновения оснований, предусмотренных пунктами 1 и 2 части первой статьи 211 настоящего Кодекса, — о его возобновлении. При необходимости срок дополнительного дознания устанавливается прокурором до 10 суток на основании ходатайства начальника подразделения дознания. Дальнейшее продление срока дознания осуществляется на общих основаниях в порядке, установленном частями третьей, четвертой и пятой настоящей статьи.

4. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, предусмотренный частью третьей настоящей статьи, может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев .

5. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном статьей 453 настоящего Кодекса, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев .

6. Возобновление приостановленного дознания либо продление срока дознания по уголовным делам, находящимся в производстве следователя Следственного комитета Российской Федерации, осуществляется соответствующим руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации в порядке, установленном частями третьей — пятой настоящей статьи .

Комментарий к статье 223 УПК РФ

1. Комментируемая статья закрепляет особенности производства предварительного расследования в форме дознания (ст. 150 УПК РФ). Вне этих особенностей дознание осуществляется по тем же правилам, что и предварительное следствие (гл. 21, 22, 24–29 УПК РФ).

2. В ч. 2 комментируемой статьи указано, что перечень статей, по которым предварительное расследование производится в форме дознания, закреплен в ч. 3 ст. 150 УПК РФ. Указанные в данном перечне преступления, как показывает практика, не вызывают особых сложностей в доказывании, в связи с чем представляется возможность применения дознания как более простой формы досудебного производства.

3. Дознание производится по уголовным делам, возбужденным как в отношении конкретных лиц, так и по факту совершения преступления. Во втором случае при наличии достаточных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, лицо приобретает статус подозреваемого путем его уведомления о подозрении в совершении преступления (ст. 223.1 УПК РФ). В ходе дознания лицо становится подозреваемым и при наличии иных предусмотренных законом оснований (п. 2 ч. 1 ст. 46 – задержание по подозрению в совершении преступления, п. 3 ч. 1 ст. 46 УПК РФ – применение меры пресечения до предъявления обвинения).

4. В ч. 3 комментируемой статьи установлен общий порядок дознания, который составляет 30 суток и при необходимости может быть продлен прокурором еще на такой же срок. Эта необходимость должна подтверждаться конкретными обстоятельствами, сложившимися по уголовному делу (необходимость допроса большого числа свидетелей, истребование документов, производство ряда следственных действий, требующих подготовки, и т.п.). О продлении срока дознания прокурор выносит постановление.

5. В ч. 4 комментируемой статьи установлено исключение из общих сроков дознания. В необходимых случаях срок дознания может быть продлен прокурором района и приравненным к нему военным прокурором, а также их заместителями до 6 месяцев. Прежде всего это касается ситуаций, когда по уголовному делу производятся судебные экспертизы, требующие больших затрат времени. Вместе с тем возможны и иные обстоятельства, при которых требуется продление дознания на этот срок.

6. Часть 5 комментируемой статьи содержит положение о том, что в исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев. Это означает, что исключительный случай может быть вызван лишь направлением запроса о правовой помощи, причем при наличии оснований для такого запроса.

Поскольку в комментируемой норме указано, что срок продлевается в связи с направлением запроса о правовой помощи, вопрос о продлении срока возникает лишь в случаях, когда запрос уже направлен.

В отличие от правила, закрепленного в ч. 4 комментируемой статьи, в данном случае полномочиями по продлению срока дознания наделен лишь прокурор субъекта РФ или приравненный к нему военный прокурор, но не их заместители. Заместитель прокурора субъекта РФ может продлять срок дознания лишь в случаях, когда на него в официальном порядке возложено исполнение обязанностей прокурора субъекта РФ (например, в связи с уходом последнего в отпуск).

7. Часть 6 комментируемой статьи устанавливает, что порядок возобновления ранее приостановленного дознания и продления его срока, закрепленный в ч. 3–5, распространяется и на случаи, когда дознание осуществляется следователем Следственного комитета РФ. Такое дознание имеет место в случаях, когда расследуются деяния, которые в соответствии с ч. 3 ст. 150 УПК РФ относятся к подследственности дознавателей, если имеются доказательство того, что они были совершены одним или несколькими субъектами из числа указанных в п. «б» и «в» ч. 2 ст. 151 УПК РФ (например, должностными лицами правоохранительных органов).

Консультации юристов по ст. 223 УПК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 223 УПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Деятельность органов ГПН, как органов дознания, регламентируют УК России, «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18 декабря 2001г. № 174-ФЗ (далее – УПК России) и изданные в соответствии с ними ведомственные нормативные правовые акты.

УПК России устанавливает права органов дознания и дознавателей, а также регламентирует действия совершаемые органами дознания и дознавателями в ходе проведения предварительной проверки сообщений о преступлениях и проведения дознания по уголовным делам .

Совместным приказом Генпрокуратуры России, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» установлен единый порядок учета преступлений на территории Российской Федерации.

Приказ МЧС России от 2 мая 2006 г. № 270 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» определяет порядок приема, регистрации, проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях не только по делам о пожарах, но и по всем правонарушениям, содержащим признаки, как административных правонарушений, так и преступлений. При этом необходимо помнить, что в соответствии со ст. 150 и ст. 151 УПК России дознаватели органов ГПН осуществляют проверки только по событиям, связанным с пожарами и нарушениями требований пожарной безопасности, иные сообщения только регистрируются и направляются по подведомственности для рассмотрения.

На основании п. 6 ч. 3 ст. 151 УПК России дознание проводится дознавателями органов ГПН федеральной противопожарной службы – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных следующим статьям УК России:

1) ст. 168. Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности:

уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, –

наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок;

2) ст. 219. Нарушение требований пожарной безопасности:

1. Нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, –

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;

ст. 261. Уничтожение или повреждение лесных насаждений:

1. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности –

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок;

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они причинили крупный ущерб, –

наказываются штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух с половиной лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Дознаватели органов ГПН в случае получения сообщения о преступлении по одному из указанных составов обязаны возбудить уголовное дело, провести дознание в порядке, установленном гл. 21, 22 и 24–29 УПК России, с изъятиями, предусмотренными гл. 32 УПК России, и после установления лица, виновного в совершении преступления и прочих обстоятельств дела составить обвинительный акт и направить его вместе с материалами дела в прокуратуру.

Дата добавления: 2015-08-21 ; просмотров: 3537 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Дознание производится по уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 УПК РФ.Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток.

Приостановленное дознание может быть возобновлено на основании постановления прокурора либо начальника подразделения дознания в случаях, предусмотренных статьей 211 УПК РФ.

В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, предусмотренный частью третьей настоящей статьи, может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев.

В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном статьей 453 УПК РФ, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

Возобновление приостановленного дознания либо продление срока дознания по уголовным делам, находящимся в производстве следователя Следственного комитета Российской Федерации, осуществляется соответствующим руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10417 – | 7905 – или читать все.

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

Дознание по делам о пожарах – это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем органа государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно.

Предварительное расследование в форме дознания производится по уголовным делам, указанным в части третьей ст. 150 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ), возбуждаемым в отношении конкретных лиц. Дознание производится в течение 20 суток со дня возбуждения уголовного дела. (Срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток.) По окончании дознания и при наличии необходимых доказательств для обвинения лица, подозреваемого в совершении преступления, дознаватель составляет обвинительный акт, с которым должны быть ознакомлены обвиняемый и его защитник. Обвинительный акт, составленный дознавателем, утверждается начальником органа дознания, а затем с материалами уголовного дела направляется прокурору для принятия решения.

При расследовании уголовного дела, связанного с пожаром, дознание производится по следующим преступным деяниям, предусмотренным соответствующими нормами Уголовного кодекса РФ (УК РФ):

  • уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (ст. 168 УК РФ);
  • нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (часть первая ст. 219 УК РФ);
  • уничтожение или повреждение лесов, а равно и насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (часть первая ст. 261 УК РФ).

При производстве дознания по делам о пожарах могут выполняться все предусмотренные УПК РФ действия для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию. При этом важнейшими задачами являются определение очага и причины пожара, без решения которых невозможно установить факт преступности деяния и привлечь виновное лицо к уголовной ответственности. Основные сведения об очаге и причине пожара дознаватель получает в результате производства таких следственных действий, как осмотр места происшествия (пожара), допрос, пожарно-техническая экспертиза. В необходимых случаях он осуществляет выемку предметов и документов, следственный эксперимент и другие предусмотренные УПК РФ действия.

Специфика и сложность расследования дел о пожарах в современных условиях приводит к необходимости привлечения лиц, обладающих пожарно-техническими знаниями. Основными формами их участия в производстве дознания по делам о пожарах являются:

  • оказание технической помощи при производстве осмотра места пожара;
  • представление заключения специалиста по причине пожара;
  • проведение судебной пожарно-технической экспертизы, в процессе которой осуществляется изучение и анализ материалов уголовного дела;
  • исследование изъятых в результате осмотра места пожара предметов и веществ.

Производство дознания по делам о пожарах включает в себя комплекс мероприятий правового, организационного и технического характера. Успех этой деятельности зависит не только от дознавателя, но и от участия в деле специалиста пожарно-технического профиля, его профессиональной подготовки, взаимодействия между собой названных лиц и уровня применяемых научно-технических средств, методов и методик.

1. Государственными органами и должностными лицами, уполномоченными законом осуществлять дознание, являются:

1) Министерство внутренних дел Республики Беларусь, специальные подразделения по борьбе с коррупцией и организованной преступностью органов внутренних дел, территориальные органы внутренних дел;

2) органы государственной безопасности – по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению;

3) в Вооруженных Силах Республики Беларусь и транспортных войсках Республики Беларусь – военные коменданты военных комендатур в зоне ответственности военных комендатур, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учебных заведений, организаций Вооруженных Сил и гарнизонов, а в других войсках и воинских формированиях – командиры воинских частей, соединений, начальники органов пограничной службы, начальники военных учреждений – по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащих, а также о преступлениях, совершенных гражданским персоналом Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в связи с исполнением ими служебных (трудовых) обязанностей в расположении воинской части, соединения, военного учебного заведения, учреждения, организации Вооруженных Сил, гарнизона, органа пограничной службы или его подразделения;

4) начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов – по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по уголовным делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;

5) Государственный пограничный комитет Республики Беларусь, территориальные органы пограничной службы, орган пограничной службы специального назначения – по уголовным делам о преступлениях, выявляемых при выполнении возложенных на органы пограничной службы задач;

6) таможенные органы – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 228–231, а также статьями 3281 и 3331 (в части незаконного перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза) Уголовного кодекса Республики Беларусь;

7) органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 225–227, 233–235, 237–245 и 2611 Уголовного кодекса Республики Беларусь, а также о коррупционных преступлениях в экономической сфере;

8) органы государственного пожарного надзора – по уголовным делам о пожарах и нарушении противопожарных правил;

9) капитаны морских или речных судов, командиры воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на судах;

10) главы дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь – по делам о преступлениях, совершенных в пределах территории дипломатических представительств и консульских учреждений.

2. На органы дознания и должностных лиц в зависимости от характера преступления возлагаются:

1) прием, регистрация и рассмотрение заявлений и сообщений о любом совершенном, совершаемом и готовящемся преступлении;

2) проведение проверки по заявлению или сообщению о преступлении, принятие по ним решения в соответствии со статьей 174 настоящего Кодекса;

3) производство неотложных следственных и других процессуальных действий по уголовным делам;

4) проведение необходимых оперативно-розыскных мероприятий и принятие иных мер в целях обнаружения преступлений и выявления лиц, их совершивших, а также предупреждение и пресечение преступлений.

1. К органам дознания относятся:
1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
2) органы Федеральной службы судебных приставов ;
3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;
4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы .

2. На органы дознания возлагаются:
1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, — в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса;
2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, — в порядке, установленном статьей 157 настоящего Кодекса;
3) осуществление иных предусмотренных настоящим Кодексом полномочий .

3. Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:
1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;
3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Комментарий к статье 40 УПК РФ

1. Комментируемая статья содержит перечень органов дознания, которые вправе осуществлять предварительное расследование, а также реализовывать иные полномочия.

2. Перечень органов дознания находится в ч. 1 комментируемой статьи. Анализ данной нормы позволяет сделать вывод о том, что под органом дознания законодатель в большинстве случаев понимает коллективный орган (органы внутренних дел РФ, органы Федеральной службы судебных приставов и др.). Вместе с тем имеется и исключение: в качестве органа дознания поименованы единоличные должностные лица (начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов). И в первом, и во втором случае орган дознания в процессуальном плане отождествляется с должностным лицом, которое возглавляет данный орган, поскольку решения принимаются (утверждаются) не органом в целом, а конкретным лицом – начальником данного органа.

3. Пункт 1 ч. 1 комментируемой статьи также отсылает правоприменителя к «иным органам исполнительной власти, наделенных в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности».

Согласно ст. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» к органам, оперативные подразделения которых осуществляют такую деятельность, помимо органов внутренних дел РФ, относятся оперативные подразделения: органов федеральной службы безопасности; федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны; таможенных органов РФ; Службы внешней разведки РФ; Федеральной службы исполнения наказаний. Вместе с тем не следует смешивать два вида деятельности – процессуальную и оперативно-розыскную, поскольку одно и то же событие устанавливается различными способами, и в первом случае сведения непосредственно используются в качестве доказательств (ст. 74 УПК РФ), во втором – преобразуются в таковые (ст. 89 Кодекса).

4. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи на органы дознания возлагается обязанность производства дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно, а также выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие является обязательным.

5. Дознание происходит по общим правилам, установленным в УПК РФ для предварительного следствия, за исключением изъятий, прямо установленных в гл. 32 Кодекса. Кроме того, в гл. 321 закреплены особенности производства дознания в сокращенной форме.

6. Неотложные следственные действия осуществляются по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 157 УПК РФ). Данные действия осуществляются в срок не более 10 суток со дня возбуждения уголовного дела, после чего оно направляется прокурору для последующей передачи следователю. Таким образом, деятельность по производству неотложных следственных действия понятием «дознание» не охватывается.

7. В ч. 3 комментируемой статьи указано, что возбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных действий также возлагается на лиц, которые в связи с удаленностью от мест расположения органов предварительного расследования обязаны наряду со своими основными служебными функциями осуществлять и полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Вместе с тем указанные лица (капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководители геолого-разведочных партий и зимовок, начальники российских антарктических станций и др.), строго говоря, к органам дознания не относятся, поскольку они наделены лишь полномочиями по возбуждению уголовных дел и производству неотложных следственных действий (ст. 157 УПК РФ), а не по осуществлению дознания в полном объеме (гл. 32) или в сокращенной форме (гл. 32.1 Кодекса).

Комментарии к ст. 223 УПК РФ

1. В настоящее время дознание осуществляется не только по очевидным преступлениям, то есть и в том случае когда не известно лицо, совершившее преступление. Дознание может быть осуществлено лишь в том случае, когда уголовное дело возбуждено по признакам одного или нескольких преступлений, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК. Если хотя бы одно из преступлений, по признакам которых возбуждено уголовное дело, подследственно следователям, предварительное расследование по делу осуществляется в форме предварительного следствия, а не дознания.

2. Деятельность органа дознания по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, является одной из форм предварительного расследования и именуется дознанием в полном объеме.

3. Общее у дознания в полном объеме и предварительного следствия:

  • момент начала и окончания;
  • перечень, основания и порядок производства следственных действий;
  • перечень, основания, процедура избрания, изменения и отмены основных (за исключением предусмотренной ст. 104 УПК) мер пресечения и применения иных мер процессуального принуждения;
  • при производстве дознания так же, как во время предварительного следствия, участвует защитник;
  • требования к составляемым в ходе расследования процессуальным документам и др.

4. Этот вид дознания во многом повторяет предварительное следствие, за следующими исключениями:

  • орган дознания может в определенных законом случаях не составлять постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, по окончании дознания составить обвинительный акт;
  • гражданский истец и гражданский ответчик, а также их представители не знакомятся с материалами уголовного дела;
  • эту форму предварительного расследования может осуществлять дознаватель, который не обладает процессуальной самостоятельностью. Он вправе обжаловать любое указание прокурора, но обязан, несмотря на это обжалование, немедленно приступить к его исполнению. Обжалование дознавателем письменного указания прокурора ни при каких обстоятельствах не приостанавливает его исполнения (см. также о процессуальной самостоятельности следователя комментарий к ст. 38 УПК).

5. Есть и другие несущественные отличия, связанные с тем, что предварительное расследование, к примеру, по преступлениям, совершенным военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, осуществляется следователями.

6. При производстве дознания не может быть избрана такая мера пресечения, как наблюдение командования воинской части.

7. Дознание не может быть завершено направлением дела в суд для рассмотрения вопроса о применении к лицу принудительных мер медицинского характера.

8. Есть и другие отличия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *