Ст 182 УК рк

04 июля 2019 года 3878

Казахстан проделал огромный путь в деле модернизации права. Первый Президент неоднократно подчеркивал важность продолжения работы по гуманизации уголовного законодательства. В его Послании народу «Новое десятилетие — новый экономический подъем — новые возможности Казахстана» отмечалось, что правоохранительная система сохранила многие изъяны прошлой системы, и основным видом наказания остается лишение свободы. Были выделены несколько общих направлений реформы, в том числе и повышение качества законов.
Основные пути и методы совершенствования всего национального законодательства определены в Концепции правовой политики РК на 2010-2020 годы. Поэтапное расширение условий освобождения от уголовного наказания определено важнейшим направлением развития права.

В нашей стране проводятся реформы, в том числе издаются новые законы либо вносятся поправки в существующие.
Важной для общества является гуманизация уголовного законодательства, т.е. смягчение ответственности лиц, совершивших уголовные правонарушения, возместивших причиненный ущерб, и если в их деяниях имеются обстоятельства, смягчающие ответственность и наказание, и отсутствуют отягчающие.
Эти реформы также направлены на снижение тюремного населения, предусматривают не только лишение свободы, но и другие основные наказания, такие как штраф, исправительные работы, привлечение к общественным работам, кратковременный арест, ограничение свободы.
Реформы не направлены на улучшение положения рецидивистов, не желающих встать на путь исправления, а также лиц, совершивших преступления, повлекшие смерть человека, террористические, экстремистские, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических и других одурманивающих средств, тяжкие коррупционные преступления, особо тяжкие преступления, преступления в составе преступной группы и против половой неприкосновенности несовершеннолетних.
23 января 2019 года опубликован Закон Республики Казахстан от 21 января 2019 года № 217-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления защиты права собственности, арбитража, оптимизации судебной нагрузки и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства» (далее — Закон от 21.01.2019 года), который вступил в силу 03.02.2019 года.
Эти Законы внесли в Уголовный кодекс Республики Казахстан ряд поправок, направленных на гуманизацию.
Не перегружая читателя нормами статей УК и чрезмерным массивом цифр, скажем об основных новеллах и о том, какие изменения претерпел Уголовный кодекс.
Так, если ранее в старой редакции УК за уголовные проступки штраф устанавливался в пределах от двадцати пяти до пятисот месячных расчетных показателей, за преступления — в пределах от пятисот до десяти тысяч месячных расчетных показателей либо в размере, установленном в санкции соответствующей статьи Особенной части УК. После за уголовные проступки штраф устанавливается в пределах от двадцати до двухсот месячных расчетных показателей, за преступления — в пределах от двухсот до десяти тысяч месячных расчетных показателей либо в кратном размере.
Также в ст.41 УК внесены положения о том, что при назначении штрафа суд обязан определить его размер и срок уплаты с учетом тяжести уголовного правонарушения, имущественного и семейного положения осужденного, возможности получения им заработной платы или иного дохода.
В случае временного ухудшения имущественного положения осужденного в связи с задержкой или невыплатой заработной платы, временной нетрудоспособностью, потерей работы или дохода суд может по его ходатайству предоставить ему отсрочку на срок от одного месяца до одного года. Время отсрочки не входит в исчисление срока уплаты штрафа, установленного приговором суда.
Срок уплаты штрафа должен исчисляться с момента вступления приговора в законную силу и по приговору суда не может превышать три года, т.е. он увеличен с 6 месяцев до 3 лет.
Если ранее наказание в виде общественных работ предусматривалось только за уголовные проступки, то после поправок оно предусмотрено и за совершение преступлений небольшой и средней тяжести. Данная поправка не распространяется на уголовные правонарушения, повлекшие смерть человека.
После поправок исправительные работы должны исполняться путем ежемесячного удержания и перечисления в Фонд компенсации потерпевшим от десяти до пятидесяти процентов заработной платы (денежного содержания) осужденного за вычетом средств, подлежащих периодической уплате (взысканию) в счет алиментов, возмещения вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца.
Размер исправительных работ за уголовные проступки снижен и установлен в пределах от двадцати до двухсот месячных расчетных показателей, за преступления — в пределах от двухсот до десяти тысяч месячных расчетных показателей.
Наказание в виде общественных работ установлено за уголовные проступки на срок от двадцати до двухсот часов, за преступления небольшой и средней тяжести — на срок от двухсот до одной тысячи двухсот часов и должно отбываться путем выполнения осужденным не требующих определенной квалификации бесплатных общественно-полезных работ, организуемых акиматами в общественных местах. Отбываются не свыше четырех часов в день с освобождением осужденного на время их отбывания от выполнения трудовых обязанностей по месту основной работы либо в свободное от учебы время.
Произведена коррекция наказания в виде ареста за уголовные проступки, который ранее устанавливался на срок от тридцати до девяноста суток, а теперь установлен на срок от десяти до пятидесяти суток.
По некоторым тяжким преступлениям, не связанным с причинением смерти, например по кражам, присвоению и растрате вверенного чужого имущества, мошенничеству и другим, наряду с наказанием в виде лишения свободы включено наказание в виде ограничения свободы.
Например, если ранее по ст.188 ч.3 п.1) УК за кражу, совершенную в крупном размере, предусматривалось только лишение свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества, то в настоящее время по данной статье суды смогут назначать ограничение свободы в пределах того же срока.
Эти поправки введены для того, чтобы в случае наличия у виновного смягчающих обстоятельств, при отсутствии отягчающих и при возмещении ущерба потерпевшему, отсутствии с его стороны претензий, суды, учитывая личность виновного, обстоятельства дела, могли бы назначать виновному наказание в виде ограничения свободы, т.е. не лишать его свободы. При этом ограничение свободы по тяжким преступлениям не должно назначаться ранее судимым, не желающим вставать на путь исправления лицам, не возместившим ущерб от преступления.
Также общий срок принудительных работ, подлежащих назначению осужденным к ограничению свободы, сокращен с 240 часов в год до 100 часов ежегодно в течение всего срока отбывания наказания. К осужденным, имеющим постоянное место работы, учебы, принудительный труд не применяется, как и к другим лицам, перечисленным в ст.44 УК.
Согласно внесенным изменениям в ч.5 ст.46 УК, отбывание лишения свободы теперь должно назначаться в учреждениях уголовно-исполнительной системы минимальной безопасности: лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности; лицам, осужденным за преступления, не связанные с применением насилия, предусмотренные главами 7, 8, 9, 12 и 13 настоящего Кодекса; лицам, осужденным за преступления, предусмотренные главой 15 (коррупционные и иные против интересов государства) настоящего Кодекса, в случае полного возмещения ими ущерба, причиненного преступлением; лицам, впервые осужденным за совершение умышленного преступления, за которое назначено наказание к лишению свободы на срок до двух лет.
А в учреждениях уголовно-исполнительной системы средней безопасности отбывание лишения свободы подлежит назначению лицам, осужденным к лишению свободы на срок свыше двух лет за совершение умышленных преступлений небольшой, средней тяжести или тяжких преступлений, ранее не отбывавшим лишение свободы; женщинам, совершившим особо тяжкое преступление, а также при рецидиве преступлений; лицам, которым штраф, исправительные работы, привлечение к общественным работам, ограничение свободы заменены лишением свободы.
Ранее в учреждениях уголовно-исполнительной системы минимальной безопасности отбывание лишения свободы назначалось лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, а также впервые осужденным за совершение умышленного преступления к лишению свободы на срок до одного года, а в учреждениях уголовно-исполнительной системы средней безопасности — лицам, впервые осужденным к лишению свободы на срок свыше одного года за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести и тяжких преступлений.
Изменены в сторону увеличения количественные значения значительного ущерба и значительного размера, с которого наступает уголовная ответственность по ряду статей, указанных в подпункте 2) статьи 3 УК, например со 100 до 200 месячных расчетных показателей.
Также Законом от 12.07.2018 года в ст. 3 УК повышены значения особо крупного ущерба и особо крупного размера, крупного ущерба и крупного размера, и в связи с этим деяния ранее осужденных лиц по некоторым статьям УК перешли из категории тяжких в категорию преступлений средней тяжести.
Так, ранее уголовная ответственность по подпункту 1) ч.3 ст.189 УК за присвоение или растрату, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному, в крупном размере, наступала при причинении ущерба, в пятьсот раз превышающего месячный расчетный показатель (по состоянию на 2018 год — 1202500 тенге), то после поправок в УК с 31.07.2018 года ответственность за причинение такого ущерба предусмотрена уже ст.189 ч.2 УК. А по подпункту 1) ч.3 ст.189 УК будут квалифицированы деяния при причинении крупного ущерба в размере, который превышает одну тысячу МРП (по состоянию на 2018 год — 2 405 000 тенге).
Ранее уголовная ответственность по подпункту 2) ч.4 ст.189 УК за присвоение или растрату, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному, в особо крупном размере, наступала при причинении ущерба, в две тысячи раз превышающего месячный расчетный показатель (по состоянию на 2018 год — 4810000 тенге), после поправок с 31.07.2018 года ответственность за причинение такого ущерба предусмотрена уже ст.189 ч.3 п.1) УК. А по подпункту 2) ч.4 ст.189 УК будут квалифицированы деяния при причинении особо крупного ущерба в размере, который превышает четыре тысячи МРП (по состоянию на 2018 год — 9 620 000 тенге).
Внесены поправки в ст.55 УК, регулирующие нормы назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за уголовное правонарушение, то есть если ранее при наличии смягчающего обстоятельства, не предусмотренного в качестве признака совершенного преступления, и отсутствии отягчающих обстоятельств срок или размер наказания не могли превышать при совершении: преступления небольшой или средней тяжести — половины; тяжкого преступления — двух третей; особо тяжкого преступления — трех четвертей от максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания (лишения свободы), предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК, то после внесения поправок Законом от 12.07.2018 года эти нормы применяются ко всем видам основных наказаний, назначаемых за преступления, будь то штраф, исправительные работы, общественные работы, ограничение или лишение свободы.
Повышены пороги значительного ущерба или размера, крупного и особо крупного ущерба либо размера по некоторым экономическим преступлениям. Это сделано в целях развития бизнеса, исключения коррупционного давления на предпринимателей со стороны правоохранительных органов.
Так, например, по ст.245 УК «Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций» порог особо крупного размера ущерба повышен с суммы не поступивших платежей в бюджет, превышающей пятьдесят тысяч месячных расчетных показателей до суммы, превышающей семьдесят пять тысяч месячных расчетных показателей, порог крупного размера — с суммы не поступивших платежей в бюджет, превышающей двадцать тысяч месячных расчетных показателей, до суммы не поступивших платежей в бюджет, превышающей пятьдесят тысяч месячных расчетных показателей.
По ст.235 УК «Невозвращение из-за границы средств в национальной и иностранной валюте» порог крупного размера суммы невозвращенных средств в национальной и иностранной валюте (с которого наступает уголовная ответственность) повышен с суммы, превышающей пятнадцать тысяч месячных расчетных показателей, до суммы, превышающей сорок пять тысяч месячных расчетных показателей.
В ст.241 УК «Нарушение законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности» и в ст.243 «Незаконное использование денег банка» Законом от 21.01.2019 года внесена поправка о том, что лицо, впервые совершившее эти деяния, освобождается от уголовной ответственности в случае добровольного возмещения ущерба.
Также при совершении налоговых преступлений, предусмотренных ст.244 УК «Уклонение гражданина от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет» и ст.245 УК «Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций» внесена поправка о том, что лицо совершившее их, может быть освобождено от уголовной ответственности в случае добровольной уплаты задолженности по налогам и (или) другим обязательным платежам в бюджет, а также пени, установленных законодательством Республики Казахстан (за исключением, если преступление по ст.245 УК совершено преступной группой).
Внесенные поправки, согласно статье 6 УК, улучшают положение лиц, которые совершили преступление до введения в действие этих законов, в том числе лиц, отбывающих наказание, и назначенное им наказание подлежит сокращению в пределах санкции новых положений УК, поправки также влекут переквалификацию деяний осужденных.
Применение поправок, приведение приговоров в соответствие с новым законом, улучшающим положение осужденных, производится судами по месту исполнения наказаний, в порядке статей 476-478 УПК как по ходатайству самого осужденного, так и по ходатайству органа, отвечающего за исполнение наказания.
Следует также отметить, что вместе с этими поправками, направленными на гуманизацию, Законом от 21.01.2019 года усилена ответственность лиц, совершивших неоднократно преступления, предусмотренные ст.188 УК (Кража), 189 УК (Присвоение или растрата вверенного чужого имуществ), 190 УК (Мошенничество).
Если ранее деяния этих лиц квалифицировались как преступления средней тяжести и имелась возможность прекращения дела за примирением с потерпевшими, то с введением в действие Закона от 21.01.2019 года лица, совершившие эти деяния 03.02.2019 года и позже будут привлекаться к уголовной ответственности как лица, совершившие тяжкие преступления. И у совершеннолетних преступников не будет возможности избежать уголовной ответственности за примирением с потерпевшим.
Таким образом, государством проводятся системные меры в целях сближения с общемировыми стандартами в сфере правосудия, в том числе меры по совершенствованию уголовного законодательства и по его дальнейшей гуманизации.

Управление
уголовного преследования
прокуратуры
Карагандинской области

Конституционный Совет Республики Казахстан в составе Председателя Хитрина Ю.А., членов Совета Акуева Н.И., Бусурманова Ж.Д., Есенжанова А., Котова А.К., Омарханова К.А. и Шопина В.Д., с участием представителя субъекта обращения — депутата Мажилиса Парламента Республики Казахстан Уразалинова Ш.А., рассмотрел в открытом заседании обращение группы депутатов Парламента Республики Казахстан об официальном толковании пункта 1 статьи 1 K951000_ Конституции Республики Казахстан.

Изучив имеющиеся материалы, заслушав докладчиков — членов Конституционного Совета Бусурманова Ж.Д. и Котова А.К., выступления участников заседания, Конституционный Совет Республики Казахстан установил:

В Конституционный Совет Республики Казахстан 28 ноября 2001 года поступило обращение группы депутатов Парламента Республики Казахстан об официальном толковании пункта 1 статьи 1 K951000_ Конституции Республики Казахстан в части слов «Республика Казахстан утверждает себя …социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы».

В обращении сказано, что в нарушение требований Закона Z912100_ «О пенсионном обеспечении граждан в Казахской ССР» постановлением коллегии Министерства социальной защиты населения от 23 сентября 1994 года N 5 устанавливался заниженный базовый показатель для перерасчета пенсий, в результате чего существенно снижались как минимальная, так и максимальная размеры пенсий. По иску Генеральной прокуратуры Верховный Суд признал этот документ противоречащим законодательству. Несмотря на это, Правительство Республики приняло постановление от 12 июля 1996 года N 899 P960899_ , в котором вопрос об установлении базового показателя решался таким же образом, как и Министерством социальной защиты населения. Кроме того, действие этих норм распространялось на правоотношения, возникшие задолго до вынесения правительственного акта, что противоречило положениям статьи 4 K941000_ Гражданского кодекса Республики об обратной силе актов гражданского законодательства.

По мнению депутатов Парламента, вышеназванными постановлениями Министерства социальной защиты и Правительства нарушен принцип законности в угоду экономической целесообразности, в результате чего ущемлены конституционные права пенсионеров.

В связи с вышеизложенным депутаты просят дать толкование пункта 1 статьи 1 K951000_ Конституции Республики в части понятий «социальное государство, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы» применительно к вышеупомянутым постановлениям Министерства социальной защиты и Правительства Республики.

При рассмотрении обращения Конституционный Совет Республики Казахстан исходит из следующего.

1. Из обращения следует, что помимо толкования пункта 1 статьи 1 Конституции Республики, депутаты Парламента ставят вопросы на предмет конституционности постановлений коллегии Министерства социальной защиты населения от 23 сентября 1994 года N 5 и Правительства Республики от 12 июля 1996 года N 899 P960899_ .

Рассмотрение обращений депутатов Парламента об официальном толковании конституционных норм входит в компетенцию Конституционного Совета.

Что касается вопросов соответствия Конституции нормативных правовых актов, то Конституционный Совет не может рассматривать такие обращения депутатов, согласно пункту 1 статьи 72 Конституции. Указанное право пунктом 2 статьи 72 Конституции предоставлено судам, которое реализуется в рамках положений пункта 2 статьи 76 и статьи 78 K951000_ Конституции.

Все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов и международных договоров Республики отнесены пунктом 2 статьи 76 Конституции к юрисдикции судебной власти.

Согласно статье 1 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Конституционного закона, U952737_ «О Конституционном Совете Республики Казахстан» при осуществлении своих полномочий Конституционный Совет не может исходить из политических или иных мотивов и обязан воздерживаться от установления и исследования иных вопросов во всех случаях, когда это входит в компетенцию судов или других государственных органов.

Вопросы законности исчисления исполнительными органами власти базового показателя для перерасчета пенсий являются предметом рассмотрения не Конституционного Совета, а судов и соответствующих уполномоченных государственных органов, которые должны исходить из принципа верховенства норм Конституции.

2. Пункт 1 статьи 1 K951000_ Конституции провозглашает, что «Республика Казахстан утверждает себя …социальным государством …». Это общее положение Раздела I Конституции означает, что Казахстан намерен развиваться как государство, которое берет на себя обязательство смягчать социальное неравенство путем создания условий для достойной жизни своим гражданам и свободного развития личности, адекватных возможностям государства. Данное положение раскрывается в различных нормах Основного Закона страны таких, как: право граждан на социальную помощь от безработицы, на отдых, на установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (статья 24); гарантированность минимального размера заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и поощрение добровольного социального страхования, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности (статья 28); право граждан на охрану здоровья, на бесплатное получение гарантированного объема медицинской помощи, установленного законом (статья 29); гарантированность бесплатного среднего образования, право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования (статья 30); государственная охрана окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека (статья 31); государственная защита семьи, материнства, отцовства и детства (статья 27); создание государством условий для обеспечения граждан жильем, предоставление жилья нуждающимся за доступную плату из государственных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 25).

В анализируемом положении пункта 1 статьи 1 Конституции применен оборот «утверждает себя», что подчеркивает поступательность развития Казахстана как социального государства, придает характер необратимости и направленности процессу социализации. Утверждение Республикой себя социальным государством предполагает также развитие в казахстанском обществе социального партнерства и конструктивного оппонирования.

Для Республики Казахстан, согласно пункту 1 статьи 1 Конституции, «высшими ценностями являются человек, его жизнь, права и свободы». Это общее положение Раздела I Конституции свидетельствует о приоритете для Республики Казахстан общечеловеческих ценностей.

В Разделе II Конституции приводится перечень прав и свобод человека и гражданина. Согласно пункту 2 статьи 12 Конституции права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов. Конституционный Совет в постановлении от 28 октября 1996 года S9606_2_ «Об официальном толковании пункта 1 статьи 4 и пункта 2 статьи 12 K951000_ Конституции Республики Казахстан» указал: «что права и свободы человека, провозглашенные Конституцией, являются основополагающими при разработке и принятии законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих условия и порядок осуществления этих прав и свобод. Законы, устанавливающие права и свободы человека, за исключением перечисленных в пункте 3 статьи 39 Конституции, могут быть изменены в установленном порядке законодательным органом, исходя из реальных социально-экономических возможностей государства». Республика Казахстан признает и гарантирует права и свободы человека в соответствии с K951000_ Конституцией.

На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 4) пункта 1 статьи 72, пунктом 2 статьи 76 Конституции, а также статьей 1, подпунктом 1) пункта 3 статьи 17, статьями 32, 33, 37 и подпунктом 2) пункта 1 статьи 41 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Конституционного закона, U952737_ «О Конституционном Совете Республики Казахстан», Конституционный Совет постановляет:

1. Пункт 1 статьи 1 Конституции Республики Казахстан в части слов «Республика Казахстан утверждает себя… социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы» означает, что Республика Казахстан стремится к выполнению роли социального государства в соответствии с реальными возможностями государства. Казахстан признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией.

2. Конституционный Совет, применительно к предмету обращения, не правомочен рассматривать постановление Правительства Республики Казахстан от 12 июля 1996 года N 899 P960899_ и постановление коллегии Министерства социальной защиты населения Республики Казахстан от 23 сентября 1994 года N 5 на соответствие Конституции.

Согласно пункту 2 статьи 76 Конституции все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов и иных нормативных правовых актов входят в компетенцию судебной власти.

3. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 K951000_ Конституции Республики Казахстан постановление вступает в силу со дня его принятия, обжалованию не подлежит, является общеобязательным на всей территории Республики и окончательным с учетом случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 73 Конституции Республики Казахстан.

4. Опубликовать настоящее постановление на казахском и русском языках в официальных республиканских печатных изданиях.

Председатель

Конституционного Совета

Республики Казахстан

(Специалисты: Умбетова А.М., Склярова И.В.)

Фото:forbes.kz Таир Назханов, адвокат

Уклонение от уплаты налогов относится к категории правонарушений в сфере экономической деятельности. Было время, когда в этой категории находилось лжепредпринимательство. Бизнесмены попадали в очень неприятную орбиту уголовного преследования по договорам с сомнительными с точки зрения налоговых служб фирмами.

К счастью для бизнесменов, эта практика осталась в прошлом. Сейчас участников данной категории дел, за редким исключением, в ходе следствия не отправляют за решетку.

Вместе с тем правоприменительная практика по уклонению от уплаты налогов требует корректив. Некоторое время назад я защищал главного бухгалтера акционерного общества. Она подозревалась в уклонении от уплаты налогов на сумму около 200 млн тенге в период с 2009 по 2013. В ходе досудебного расследования по ходатайству защиты следственным судьёй была назначена повторная комиссионная судебно-экономическая экспертиза. В результате сумма недоимки снизилась почти в пять раз – до 41 млн тенге.

Постановлением суда клиент был признан виновным по уклонению от уплаты налогов в сумме 41 млн тенге и… освобожден от наказания в связи с амнистией! Все довольны: подзащитная не попала за решетку, прокурор добился процессуального решения по нереабилитирующим основаниям.

Как адвокат, я тоже должен быть счастлив, поскольку клиент получил положительный для него результат. Но у меня осталось сомнение в правильности такой практики по статье УК РК (в редакции 1997).

У этой категории дел есть две проблемы, на которые стоит обратить внимание бизнесменам и адвокатам.

Первая, которая касается бизнесменов. Совет: не надо переписывать компании на левых людей при возникновении налоговых проблем. Все равно ответственность возникнет на период деятельности первого руководителя и бухгалтера. Эти лица по закону несут ответственность за полноту и достоверность финансовой отчетности. Тем более не надо прятать и уничтожать первичные бухгалтерские документы. Этим вы только осложните работу адвокату, когда придет время защищаться. Например, по указанному уголовному делу нам пришлось запрашивать копии бухгалтерской документации в аудиторских фирмах, которые проводили ежегодную проверку.

Если вы не согласны с результатом налоговой проверки, обжалуйте уведомление о доначислении в административном, а потом в судебном порядке. Это даст возможность отменить или снизить сумму доначислений. До окончания рассмотрения дела в суде, как правило, следователь департамента госдоходов не беспокоит. Кроме того, в исковом заявлении и своих пояснениях суду добросовестный налогоплательщик излагает свою позицию. Эти судебные документы адвокат будет использовать в ходе досудебного расследования как доказательство отсутствия умысла у клиента.

Поэтому, если по результатам судебного рассмотрения у компании всё равно осталась сумма доначислений свыше 20 000 МРП, это не означает автоматическую уголовную ответственность. Орган досудебного расследования должен доказать наличие состава преступления.

Вторая проблема для обсуждения адресована судьям и прокурорам. Чтобы меня лучше поняли коллеги, дальше будет использоваться профессиональная терминология.

В 2017, когда дело, о котором шла речь выше, рассматривалось в суде, 41 млн тенге не являлся крупным размером. Таким он был на дату совершения инкриминируемого деяния, то есть в 2013. Суд применил закон, действовавший на момент совершения преступления.

Насколько это верно, в рамках данной правоприменительной практики? Так, криминальный размер неуплаты налогов составляет 20 000 МРП. Для определения крупного размера неуплаченных налогов в целях квалификации деяния в качестве преступного по статье 245 УК РК (уклонение от уплаты налогов) должен применяться установленный Законом РК «О республиканском бюджете на 2016-2018» МРП в размере 2121 тенге, если иной, более высокий размер МРП, не будет установлен впоследствии законодателем в будущих законах «О республиканском бюджете» на дату вынесения приговора (на дату окончательной квалификации деяния).

Деяние, квалифицируемое как уклонение от уплаты налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций за периоды с 2008 по 2013, будет уголовно наказуемым, если размер неуплаченного налога или иного обязательного платежа в бюджет является крупным. В статье 245 УК РК (основной состав) понятие «крупный ущерб» не раскрывается.

Определение «крупного ущерба» содержится в пункте 38 статьи 3 УК РК. Сказано, что крупной является сумма платежей, не поступивших в бюджет, превышающая 20 000 МРП. При этом в Уголовном кодексе нет понятия «месячный расчетный показатель», его величины, стоимости, денежного выражения. Без этого невозможно установить наличие или отсутствие крупного ущерба, то есть квалифицирующего признака, предусмотренного статьей 245 УК РК (222 УК РК в прежней редакции).

МРП изменяется и устанавливается ежегодно, согласно Закону «О республиканском бюджете». К примеру, сейчас месячный расчетный показатель соответствует 2 269 тенге.

Таким образом, установить крупный размер по ст. 245 УК РК (и по ст.222 УК РК в прежней редакции) и квалифицировать деяние как преступление, ответственность за которое предусмотрена ст.245 УК РК (и по ст.222 УК РК в прежней редакции), возможно при применении наряду с Уголовным кодексом норм специального законодательства. Нужно установить стоимость (денежное выражение) МРП и стоимость неуплаченных налогов в крупном размере и особо крупном размере.

В соответствии со статьей 5 УК РК, по общему правилу, преступность и наказуемость деяния определяется законом, действовавшим во время совершения этого деяния.

Временем совершения уголовного правонарушения признается время осуществления общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий. Вместе с тем при квалификации деяния следует также учитывать наличие норм, предусматривающих обратную силу закона.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 ст. 77 Конституции РК, законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Если после совершения правонарушения ответственность за него отменена или смягчена новым законом, применяется новый закон. Пунктом 2 статьи 4 Конституции Республики Казахстана определено, что Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики.

Частью 1 статьи 6 УК РК, в развитие конституционных положений применительно к уголовному праву, закреплено, что закон, устраняющий преступность или наказуемость деяния, смягчающий ответственность или наказание, или иным образом улучшающий положение лица, совершившего уголовное правонарушение, имеет обратную силу. То есть закон распространяется на лиц, совершивших преступление до введения его в действие.

Часть 1 статьи 5 УК РК в прежней редакции содержит аналогичную норму. Преступность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим во время совершения деяния. Однако, если есть закон, смягчающий ответственность или наказание, улучшающий положение лица, совершившего уголовное правонарушение, он имеет обратную силу. Закон, согласно которому деяние квалифицируется как преступное и привлекают к уголовной ответственности, также является законом, устраняющим преступность деяния с меньшим размером неуплаченных налогов.

Поэтому, на взгляд автора, необходимо пересмотреть практику. Если на период досудебного расследования или рассмотрения дела в суде нет криминального размера неуплаты налогов, нужно освобождать людей от уголовной ответственности.

Правительство Республики Казахстан постановляет:

Внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан

проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в

K970167_

Уголовный,

Z970206_

Уголовно-процессуальный и

Z970208_

Уголовно-

исполнительный кодексы Республики Казахстан».

Премьер-Министр

Республики Казахстан

Проект

Закон Республики Казахстан

О внесении изменений и дополнений в Уголовный,

Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный

кодексы Республики Казахстан

Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты

Республики Казахстан:

1. В K970167_ Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 г. (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., N 15-16, ст. 211; 1998 г., N 16, ст. 219; N 17-18, ст. 225; 1999 г., N 20, ст. 721; N 21, ст. 774; 2000 г., N 6, ст. 141; 2001 г., N 8, ст. 53; ст. 54; Закон Республики Казахстан от 22 февраля 2002 г. Z020296_ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам незаконной миграции», опубликованный в газетах «Егемен Казакстан» 26 февраля 2002 года и «Казахстанская правда» 28 февраля 2002 года):
1) часть третью статьи 32 дополнить абзацем следующего содержания:
«Не является превышением пределов необходимой обороны причинение вреда лицу, посягающему на жизнь человека, либо при отражении иного посягательства, соединенного с применением или попыткой применения оружия.»;
2) в третьей части статьи 42 слова «до восьми лет,» заменить словами «до трех лет,»;
3) в части четвертой статьи 43 слова «ограничения свободы,» исключить;
4) в статье 45:
часть первую изложить в следующей редакции:
«1. Ограничение свободы состоит в осуществлении за осужденным надзора по месту его жительства специализированным органом без изоляции от общества сроком от одного года до пяти лет. В случае замены иного наказания ограничением свободы, оно может быть назначено на срок менее одного года.
Суд, назначая наказание в виде ограничения свободы, возлагает на осужденного исполнение обязанностей: не менять постоянного места жительства, работы и учебы без уведомления специализированного органа, не посещать определенные места, в свободное от учебы и работы время находиться дома, не выезжать в другие местности без разрешения специализированного органа. Суд может возложить на осужденного к ограничению свободы исполнение и других обязанностей, способствующих его исправлению.»;
часть третью изложить в следующей редакции:
«3. Ограничение свободы не применяется к лицам, ранее судимым за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления, к военнослужащим, а также к лицам, не имеющим постоянного места жительства.»;
5) в статье 58:
в части второй слова «либо путем частичного или полного сложения наказаний. В этих случаях при сложении окончательное наказание не может превышать максимального срока или размера наказания, предусмотренного за наиболее тяжкое из совершенных преступлений» исключить;
часть третью после слов «назначается путем» дополнить словами «поглощения менее строгого наказания более строгим либо путем»;
6) в части второй статьи 59:
слова «половины» заменить словами «одной трети»;
слова «двух третей» заменить словами «половины»;
слова «трех четвертей» заменить словами «двух третей»;
7) статью 63:
в части первой слова «ограничения свободы» исключить;
части пятую и седьмую исключить;
8) в статье 64:
в части второй слова «уклонился от исполнения возложенных на него судом обязанностей или» исключить;
часть третью изложить в следующей редакции:
«3. В случае систематического и злостного нарушения условно осужденным в течение испытательного срока общественного порядка, суд по представлению органа, указанного в части первой настоящей статьи, постановляет об отмене условного осуждения и исполнении назначенного наказания приговором суда.»;
9) статью 67 изложить в следующей редакции:
«Статья 67. Освобождение от уголовной ответственности в связи с
примирением с потерпевшим
1. Лицо, совершившее преступление небольшой тяжести или впервые совершившее не связанное с причинением смерти или тяжкого вреда здоровью человека преступление средней тяжести, подлежит освобождению от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило

причиненный вред.

2. Лицо, совершившее преступление средней тяжести, может быть

освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с

потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред.»;

10) в статье 70:

в части третьей:

в подпункте а) слова «не менее половины» заменить словами «не менее

одной трети»;

в подпункте б) слова «не менее двух третей» заменить словами «не

менее половины»;

в подпункте в) слова «не менее трех четвертей» заменить словами «не

менее двух третей»;

часть шестую после слов «государственным органом» дополнить словами

«по месту жительства освобожденного»;

11) в статье 71:

в части первой слова «или средней тяжести» заменить словами «,

средней тяжести и тяжкие преступления»;

часть вторую дополнить словами «за совершение преступления небольшой и средней тяжести, половины срока наказания за тяжкие преступления, или ранее условно-досрочно освобождавшимися от отбывания наказания в виде лишения свободы и совершившими новые преступления в период оставшейся

неотбытой части наказания»;

12) в статье 72:

в части первой слова «восьми лет», «восьмилетнего» заменить словами

«четырнадцати лет», «четырнадцатилетнего»;

в части третьей слово «восьмилетнего» заменить словом

«четырнадцатилетнего»;

13) в статье 79:

часть первую дополнить пунктом г-1) следующего содержания:

«г-1) ограничение свободы;»;

дополнить частью 5-1 в следующей редакции:

«5-1. Ограничение свободы назначается несовершеннолетнему на срок от

одного года до двух лет»;

части седьмую и восьмую изложить в следующей редакции:

«7. Лишение свободы несовершеннолетним может быть назначено на срок не свыше десяти лет, а за убийство при отягчающих обстоятельствах или по совокупности преступлений, одним из которых является убийство при отягчающих обстоятельствах, — двенадцати лет. Лицам, впервые совершившим преступления небольшой тяжести от четырнадцати до восемнадцати лет и средней тяжести в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, лишение свободы не назначается
8. Отбывание лишения свободы лицами, совершившими преступления в несовершеннолетнем возрасте, назначается:
а) несовершеннолетними мужского пола, а также совершеннолетними, но не старше 20 лет, впервые осужденными к лишению свободы, а также несовершеннолетними женского пола — в воспитательных колониях общего режима;
б) несовершеннолетними мужского пола, а также совершеннолетними, но не старше 20 лет, ранее отбывавшими лишение свободы, — в воспитательных колониях усиленного режима;
в) достигшими к моменту вынесения приговора возраста старше 20 лет — в исправительных колониях общего режима.»;
14) дополнить статьей 107-1 следующего содержания:
«Статья 107-1. Пытки
1. Умышленное причинение физических и психических страданий, с целью

получить от пытаемого или третьего лица сведения или признание, —

наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных

расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода

осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права

занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев,

либо ограничением свободы на срок до четырех лет либо лишением свободы на

тот же срок.

2. То же деяние совершенное:

а) совершенное должностным лицом;

б) группой лиц или группой лиц по предварительному сговору;

в) неоднократно;

г) с применением или попыткой применения предметов, специально

приспособленных для причинения вреда здоровью;

д) с причинением средней тяжести вред здоровью;

е) в отношении женщины или несовершеннолетнего, —

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права

занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

на тот же срок.

3. То же деяние, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью или по

неосторожности смерть потерпевшего, —

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.»;

15) часть первую статьи 108 после слов «четырех месяцев» дополнить словами «или привлечением к общественным работам на срок от ста до двухсот часов»;
16) в статье 111:
в части первой слова «либо лишением свободы на срок до одного года» исключить;
в части четвертой:
после слова «наказывается» дополнить словами «штрафом в размере от пятидесяти до двухсот месячных расчетных показателей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо привлечением к общественным работам на срок от ста до двухсот часов, либо»;
слова «либо лишением свободы на срок до одного года» исключить;
17) в статье 112:
после слова «наказывается» дополнить словами «штрафом в размере от

пятидесяти до двухсот месячных расчетных показателей или в размере

заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти

месяцев, либо привлечением к общественным работам на срок от ста до

двухсот часов, либо»;

слова «, или лишением свободы на тот же срок» исключить;

18) в части третьей статьи 114:

после слова «наказываются» дополнить словами «штрафом в размере от

пятидесяти до двухсот месячных расчетных показателей или в размере

заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти

месяцев, либо»;

слова «лишением свободы на срок до одного года с» исключить;

19) в части первой статьи 115 слова «, либо лишением свободы на срок

до одного года» исключить;

20) в части первой статьи 116 слова «, либо лишением свободы на срок

до одного года» исключить;

21) в статье 123 слова «, либо лишением свободы на срок до двух лет»

исключить;

22) статью 137:

после слов «одного месяца» дополнить словами «»или привлечением к

общественным работам на срок от ста до двухсот часов»;

слова «, либо лишением свободы на тот же срок» исключить;

23) в статье 175:

в части второй слово «шести» заменить словом «пяти»;

в части третьей пункт «в)» исключить;

24) в статье 176:

в части второй слово «шести» заменить словом «пяти»;

в части третьей пункт «в)» исключить;

25) в статье 177:

в части второй слово «шести» заменить словом «пяти»;

в части третьей пункт «в)» исключить;

26) в части третьей статьи 178 пункт «в)» исключить;

27) в части третьей статьи 179 пункт «г)» исключить;

28) в части третьей статьи 181 пункт «г)» исключить;

29) в части первой статью 182 слова «, либо лишением свободы на срок

до двух лет» исключить;

30) в статьи 183:

в части первой слова «, либо лишением свободы на срок до двух лет»

исключить;

в части третьей слово «шести» заменить словом «пяти»;

31) в части первой статьи 184 слова «лишением свободы» заменить

словами «ограничением свободы»;

32) в статье 185:

часть первую после слова «наказывается» дополнить словами «штрафом в

размере от пятисот до двух тысяч месячных расчетных показателей или в

размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех

месяцев или»;

в части второй слово «шести» заменить словом «пяти»;

33) часть первую статьи 188 после слов «двух месяцев» дополнить

словами «или привлечением к общественным работам на срок от ста до двухсот

часов»;

34) в части первой статьи 190 слова «хранением и сбытом» заменить

словами «хранением либо сбытом»;

35) в примечании статьи 223 слова «одну шестую» заменить словами

«одну третью»;

36) в части второй статьи 236 слово «пяти» заменить словом «трех»;

37) в части третьей статьи 248 пункт «в)» исключить;

38) часть четвертую статьи 252 после слова «наказывается» дополнить

словами «штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных

показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за

период до четырех месяцев, либо»;

39) в статье 253 слова «, либо лишением свободы на срок до одного

года» исключить;

40) в части четвертой статьи 255 пункт «в)» исключить;

41) в части первой статьи 257:

после слова «наказывается» дополнить словами «штрафом в размере от

двухсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной

платы или иного дохода осужденного за период до четырех месяцев, либо»;

слова «трех лет» заменить словами «двух лет»;

42) в статье 265:

заголовок после слова «психотропными» дополнить словами «веществами и

их аналогов»;

после слова «психотропных» дополнить словами «веществ и их аналогов»;

43) часть первую статьи 272 после слов «наказываются» дополнить

словами «штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных

показателей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного

за период до четырех месяцев, либо»;

44) в статье 273 слово «трех» заменить словом «двух»;

45) в части первой статьи 378 слова «, либо лишением свободы на срок

до двух лет» исключить.

2. В Z970206_ Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997 г. (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., N 23, ст. 335; 1998 г., N 23, ст. 416; 2000 г., N 3-4, ст. 66; N 6, ст. 141; 2001 г., N 8, ст. 53; N 15-16, ст. 239; N 17-18, ст. 245; N 21-22, ст. 281; Закон Республики Казахстан от 22 февраля 2002 г. Z020296_ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам незаконной миграции», опубликованный в газетах «Егемен Казакстан» 26 февраля 2002 года и «Казахстанская правда» 28 февраля 2002 года):
1) часть третью статьи 83 после слов «пользоваться бесплатной помощью переводчика;» дополнить словами «заявлять отвод переводчику;»;
2) часть вторую статьи 84 после слов «приносить жалобы на действия органа, ведущего уголовный процесс;» дополнить словами «заявлять отвод переводчику»;
3) пункт 1) части первой статьи 116 после слов «с применением» дополнить словами «пытки либо иного»;
4) в статье 121:
часть вторую после слов «прекращении дела» дополнить словами «, за исключением случаев, предусмотренных в части 4 статьи 223 настоящего Кодекса»;
в пункте 4) части третей после слов «нажитые преступным путем,» дополнить словами «а также предметы незаконного предпринимательства и контрабанды»;
5) в части первой статьи 150 слова «преступлений, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет» заменить словами «умышленных преступлений, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет, и в совершении неосторожных преступлений, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет»;
6) первое предложение статьи 160 изложить в следующей редакции:
«За неисполнение процессуальных обязанностей, предусмотренных статьями 75, 82, 84, 85, 86, 145, 147 настоящего Кодекса, и нарушение порядка в судебном заседании, на потерпевшего, свидетеля, специалиста, переводчика и иных лиц может быть наложено денежное взыскание.»;
7) в статье 192:
в части второй после цифр «175» слова «(частями второй и третей)» заменить словами «(частью третей)»;
часть 4-1 после слова «статьями» дополнить цифрами «107-1,»;
8) часть четвертую статьи 223 дополнить предложением следующего содержания:
«Деньги, использованные для проведения оперативно-розыскных мероприятий и являющиеся вещественным доказательством по уголовному делу, подлежат возвращению в орган уголовного преследования, с приобщением к делу протокола осмотра изъятых денежных купюр, зафиксированных средствами фотографической или видеосъемки»;
9) в части второй статьи 285 после цифр «175» слова «(частью первой)» заменить словами «(частями первой и второй)»;
10) в статье 421:
часть первую дополнить пунктом 9) следующего содержания:
«9) увеличить размер наказания или назначить более строгий вид наказания, если назначенное по приговору суда наказание будет признано чрезмерно мягким»;
в части второй цифры «3)-8)» заменить цифрами «3)-9)».
3. Z970208_ Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997 г. (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., N 24, ст.337; 2000 г., N 6, ст. 141; N 8, ст. 189; N 18, ст. 339; 2001 г., N 8, ст. 53; N 17-18, ст. 245; N 24, ст. 339):
1) часть вторую статьи 33 изложить в следующей редакции:
«2. Использование организацией труда осужденных к наказанию в виде привлечения к общественным работам осуществляется на безвозмездной основе. Объемы и стоимость выполненных осужденными работ учитываются отдельно по действующим в организации расценкам и перечисляются в соответствующий бюджет»;
2) Главу 8 изложить в следующей редакции:
«Глава 8. Порядок и условия исполнения наказания в виде
ограничения свободы
Статья 43. Места отбывания наказания в виде ограничения свободы
1. Лица, осужденные к ограничению свободы, отбывают наказание по месту жительства в условиях осуществления за ними надзора уголовно-исполнительными инспекциями.
2. Местные исполнительные органы обязаны содействовать уголовно-исполнительным инспекциям в трудовом и бытовом устройстве лиц, осужденных к ограничению свободы.
Статья 44. Направление осужденных к месту отбывания наказания
1. Осужденные, которым неотбытая часть лишения свободы заменена наказанием в виде ограничения свободы, освобождаются из-под стражи и следуют к месту жительства самостоятельно за счет государства.
В этом случае администрация исправительного учреждения вручает осужденному предписание о выезде к месту отбывания наказания с указанием маршрута и времени прибытия в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет.
2. При неприбытии осужденного к месту жительства в установленный срок органы внутренних дел осуществляют его розыск.
3. После задержания материалы для замены ограничения свободы лишением свободы передаются в суд по месту задержания осужденного.
Статья 45. Исчисление срока наказания в виде ограничения свободы
1. Срок наказания в виде ограничения свободы исчисляется с момента принятия приговора к исполнению уголовно-исполнительной инспекцией.
2. В срок наказания не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного на работе или по месту жительства свыше одних суток.
Статья 46. Порядок отбывания наказания в виде ограничения свободы
1. Лица, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, находятся под надзором и обязаны:
соблюдать установленный нормативными правовыми актами и уголовно-исполнительной инспекцией порядок отбывания наказания;
не менять без разрешения уголовно-исполнительной инспекции место работы, учебы и жительства;
в свободное от учебы и работы время находиться дома;
являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации и проведения воспитательных мероприятий в сроки, установленные уголовно-исполнительной инспекцией;
в течение суток уведомлять уголовно-исполнительную инспекцию об изменении графика работы или учебы;
иметь при себе документ, удостоверяющий личность, установленного образца.
2. Осужденным, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, разрешается обучаться в высших и средних специальных учебных заведениях, расположенных по месту отбывания наказания. С согласия уголовно-исполнительной инспекции осужденный может обучаться в высших и средних специальных учебных заведениях, расположенных в ином месте.
Статья 47. Условия труда лиц, отбывающих наказание в виде ограничения
свободы
1. Труд осужденных к ограничению свободы регулируется законодательством Республики Казахстан о труде, за исключением правил, установленных настоящим Кодексом.
2. Перевод осужденных на другую работу, в том числе в другую местность, осуществляется по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией.
Статья 48. Воспитательная работа с лицами, отбывающими наказание в
виде ограничения свободы
1. С лицами, отбывающими наказание в виде ограничения свободы, уголовно-исполнительной инспекцией проводится воспитательная работа.
2. Активное участие осужденных в проводимых мероприятиях воспитательного характера поощряется и учитывается при определении степени исправления.
Статья 49. Меры поощрения, применяемые к лицам, отбывающим наказание
в виде ограничения свободы
1. За хорошее поведение и добросовестное отношение к труду

уголовно-исполнительной инспекцией к осужденным могут применяться

следующие меры поощрения:

объявление благодарности;

досрочное снятие ранее наложенного взыскания;

разрешение на проведение за пределами места жительства выходных и

праздничных дней;

разрешение на проведение отпуска с выездом за пределы места

жительства.

2. Осужденные в установленном настоящим Кодексом порядке могут быть

представлены к условно-досрочному освобождению или замене неотбытой части

наказания более мягким.

Статья 50. Меры взыскания, применяемые к лицам, отбывающим наказание

в виде ограничения свободы

1. К осужденным, нарушающим порядок отбывания наказания, уголовно-исполнительной инспекцией могут применяться следующие меры взыскания:
выговор;
запрещение выхода за пределы места жительства в выходные и праздничные дни на срок до одного месяца;
предупреждение о возможности замены ограничения свободы лишением свободы.
2. В отношении лиц, злостно уклоняющихся от отбывания наказания, уголовно-исполнительная инспекция представляет в суд материалы для решения вопросов о замене ограничения свободы лишением свободы.
Статья 51. Порядок применения мер поощрения и взыскания к лицам,
отбывающим наказание в виде ограничения свободы
1. Меры поощрения и взыскания налагаются письменно.
2. При применении мер взыскания учитываются обстоятельства совершения правонарушения, личность осужденного и его поведение до проступка. Налагаемое взыскание должно соответствовать характеру и тяжести совершенного осужденным проступка. Взыскание налагается не позднее десяти суток со дня обнаружения проступка, а если в связи с проступком производилась проверка — со дня ее окончания, но не позднее одного месяца со дня совершения проступка. Взыскание приводится в исполнение, как правило, немедленно, а в исключительных случаях — не позднее одного месяца со дня его наложения.
3. Правом применения предусмотренных настоящим Кодексом мер поощрения и взыскания пользуется в полном объеме начальник уголовно-исполнительной инспекции или лицо, его замещающее.
Статья 52. Злостное уклонение от отбывания наказания в виде
ограничения свободы и нарушение порядка и условий отбывания
наказания в виде ограничения свободы
1. Злостным уклонением от отбывания наказания в виде ограничения свободы являются: несвоевременное, без уважительных причин, возвращение из отпуска или места проведения отдыха в выходные и праздничные дни, а также самовольное оставление места работы или места проживания, неоднократное употребление спиртных напитков и немедицинское употребление наркотических веществ, отказ от выполнения законных требований сотрудников уголовно-исполнительной инспекции.
2. Нарушением порядка и условий отбывания наказания является совершение не менее трех нарушений трудовой дисциплины, общественного порядка или установленных для осужденного правил проживания, а также уклонение от исполнения возложенных на него судом обязанностей, за которые он подвергался взысканиям, при условии, что каждое последующее нарушение совершено после наложения взыскания за предыдущее.
Статья 53. Надзор за осужденными и меры предупреждения нарушений
порядка отбывания наказания в виде ограничения свободы
1. Надзор за отбывающими наказание в виде ограничения свободы осуществляется уголовно-исполнительной инспекцией и обеспечивается наблюдением и контролем за осужденными по месту их проживания и работы, а также в свободное от работы время. Порядок осуществления надзора определяется нормативными правовыми актами.
2. При решении вопроса о замене осужденному наказания в виде ограничения свободы на лишение свободы он может быть задержан органом внутренних дел с санкции прокурора на срок до десяти суток в целях пресечения уклонения от отбывания наказания и передачи материалов в суд.
3. Осужденный, злостно уклоняющийся от отбывания наказания, может быть задержан органом внутренних дел с санкции прокурора на срок до десяти суток для установления причин уклонения. При необходимости орган внутренних дел направляет задержанного к месту отбывания наказания в порядке, установленном для лиц, осужденных к лишению свободы, и при наличии данных о злостном уклонении от отбывания наказания передает материалы в суд по месту задержания осужденного для решения вопроса о замене осужденному неотбытого срока ограничения свободы на лишение свободы.»;
3) часть первую статьи 58 дополнить предложением следующего содержания:
«Также по приговору суда подлежит конфискации имущество являющееся объектом преступных действий, орудием или средством совершения преступления, предметом изъятым из обращения.»;
4) в статье 65 слова «без оплаты продолжительностью не более четырех часов в неделю» исключить;
5) статью 69 дополнить частью десятой следующего содержания:
«10. При условии обеспечения строгой изоляции в одной исправительной колонии допускается создание локальных участков общего или строго режимов»;
6) в абзаце третьем части второй статьи 73 слова «не менее одной трети срока наказания» заменить словами «не менее одной четверти срока наказания за преступления небольшой и средней тяжести, не менее одной трети срока наказания за тяжкие преступления»;
7) в части четвертой статьи 83 слова «(начиная с четвертого месяца беременности)» исключить;
8) в статье 87:
первое предложение части первой изложить в следующей редакции «Осужденный имеет право на телефонные разговоры продолжительностью до пятнадцати минут каждый.»;
часть вторую исключить;
9) часть вторую статьи 97 изложить в следующей редакции:
«2. В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы; медицинские части), а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза — исправительные учреждения, на правах лечебных, осуществляющие принудительное лечение. Принудительное лечение осужденных, больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, может осуществляться медицинской частью исправительной колонии»;
10) в части третьей статьи 112:
слова «дисциплинарный штраф» исключить;
дополнить словами «помещение в штрафной изолятор»;
11) в части седьмой статьи 113 слово «года» заменить словами «шесть месяцев»;
12) часть четвертую статей 116 и 118 дополнить словами «, при этом из облегченных и льготных условий, осужденные в случае применения к ним за нарушение установленного порядка отбывания наказания взысканий, предусмотренных в части 1 статьи 111 настоящего Кодекса — переводятся на

обычные условия»;

13) в части третьей статьи 118 слова «три четверти», «шести месяцев»

заменить словами «две трети», «трех месяцев»;

14) часть третью статьи 120 дополнить словами «, при этом из

облегченных условий, осужденные в случае применения к ним за нарушение

установленного порядка отбывания наказания взысканий, предусмотренных в

части 1 статьи 111 настоящего Кодекса — переводятся на обычные условия»;

15) в части первой статьи 171 слова «восьмилетнего» заменить словами

«четырнадцатилетнего»;

16) в заголовке и части четвертой статьи 172 слова «восьмилетнего»

заменить словами «четырнадцатилетнего».

Президент

Республики Казахстан

(Специалисты: Мартина Н.А.,

Осиротивший двух своих детей североказахстанец просидит в колонии всего шесть лет, передает Liter.kz.

Суд Есильского района СКО вынес приговор в отношении Фархада Кудажанулы (Шоткина), который 14 января 2020 года зверски забил жену насмерть на глазах у ее матери и собственных маленьких детей.

«По ст.106 ч.3 УКРК (Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего) Фархад Кудажанулы приговорен к 6 годам лишения свободы; по ст.287 ч.3 УК РК (Незаконное приобретение или ношение оружия и боеприпасов) к 2 годам 6 месяцам лишения свободы. На основании статьи 58 части 3 УК РК, по совокупности уголовных правонарушений, путем поглощения менее строгого наказания более строгим, окончательно к отбытию назначено 6 лет лишения свободы с отбыванием наказания в учреждениях уголовно-исполнительной системы средней безопасности», — говорится в приговоре Есильского районного суда.

Убийце было вменено в вину, что он «14 января 2020 года около 05:30 часов Құдажанұлы Ф., находясь у себя дома, в ходе возникшей ссоры умышленно нанес удары по голове и телу своей супруги», которая «от полученных телесных повреждений скончалась на месте».

Кроме того, подсудимого обвинили в том, что «осенью 2019 года в огороде он обнаружил патроны к огнестрельному оружию в количестве пяти штук, которые в последующем незаконно хранил у себя дома».

«12 марта 2020 года на досудебной стадии производства по делу между прокурором и подозреваемым Құдажанұлы, в присутствии его защитника и с письменного согласия потерпевшей – матери погибшей Айсулу Шоткиной, заключено процессуальное соглашение в форме сделки о признании вины. Данное дело рассмотрено судом в согласительном производстве и судом установлено выполнение Құдажанұлы условий процессуального соглашения», — объяснил суд мягкость приговора.

Ведь санкция статьи 106 ч.3 УК РК предусматривает наказание от восьми до двенадцати лет лишения свободы, а санкция статьи 287 ч.3 УК РК предусматривает наказание вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет.

«При назначении наказания судом учтены требования ст.55 ч.3 УК РК, согласно которым по делам, по которым выполнены все условия процессуального соглашения, срок или размер основного вида наказания за совершенное уголовное правонарушение не может превышать половину максимального срока или размера, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса», — говорится в приговоре.

В счет возмещения морального вреда в пользу матери убитой Айсулу Шоткиной с осужденного, который систематически избивал несчастную, взыскано 3 000 000 тенге.

Также, по приговору суда, с Құдажанұлы в Фонд компенсации потерпевшим взыскан принудительный платеж в размере 20 МРП, то есть в сумме 53020 тенге.

Приговор в законную силу не вступил.

22 января 2020 года, Liter.kz писал об обстоятельствах гибели Айсулу Шоткиной

Теги: насилиеСКОСудУбийство

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *