Ст 17 закона 27 ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования

(Наименование в редакции Федерального закона от 31.12.2002 № 198-ФЗ)

Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года

Одобрен Советом Федерации 20 марта 1996 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций. (В редакции федеральных законов от 01.04.2019 № 48-ФЗ, от 16.12.2019 № 436-ФЗ)

ГЛАВА I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, употребляемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе употребляются следующие основные понятия:

застрахованные лица — лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»);

зарегистрированные лица — физические лица, которым открыт индивидуальный лицевой счет в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций; (В редакции Федерального закона от 16.12.2019 № 436-ФЗ)

страхователи — юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»); семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы. В целях настоящего Федерального закона органы службы занятости в отношении безработных, а также организации, в которых лица, осужденные к лишению свободы, привлекаются к труду, приравнены к понятию «страхователь»;

физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, — застрахованные лица: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

страховые взносы — страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 года № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (далее — Федеральный закон «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»);

индивидуальный (персонифицированный) учет — организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, сведений о трудовой деятельности для обеспечения возможности использования данных сведений при его трудоустройстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице; (В редакции Федерального закона от 16.12.2019 № 436-ФЗ)

индивидуальный лицевой счет — электронный документ, содержащий предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о зарегистрированном лице, хранящиеся в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации;

страховой номер индивидуального лицевого счета — уникальный номер индивидуального лицевого счета, используемый для обработки сведений о физическом лице в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также для идентификации и аутентификации сведений о физическом лице при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций;

общая часть индивидуального лицевого счета — составная часть индивидуального лицевого счета, в которой отражаются страховой номер индивидуального лицевого счета, сведения о зарегистрированном лице, сведения о периодах работы и (или) другой деятельности, об иных периодах, засчитываемых в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», о заработке (доходе) и начисленных и уплаченных страховых взносах, направляемых на финансирование страховой пенсии, о пенсионных правах застрахованного лица и об установлении страховой пенсии, о дате регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, о закрытии индивидуального лицевого счета и иные сведения в соответствии с настоящим Федеральным законом;

раздел «Сведения о трудовой деятельности» — раздел индивидуального лицевого счета, в котором содержатся сведения о трудовой деятельности и трудовом стаже зарегистрированного лица, его приеме на работу, переводах на другую постоянную работу и об увольнении. В целях настоящего Федерального закона в части формирования сведений о трудовой деятельности под трудовой деятельностью понимаются периоды работы по трудовому договору, периоды замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы, а также в отношении отдельных категорий зарегистрированных лиц иные периоды профессиональной служебной деятельности; (Абзац введен — Федеральный закон от 16.12.2019 № 436-ФЗ)

специальная часть индивидуального лицевого счета — составная часть индивидуального лицевого счета, в которой отдельно учитываются сведения о поступивших за застрахованное лицо (зарегистрированное лицо) страховых взносах, направляемых на финансирование накопительной пенсии, и результатах их инвестирования, а также сведения о дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и результатах их инвестирования, взносах работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и результатах их инвестирования, взносах на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступивших в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», и результатах их инвестирования, сведения о средствах (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», и результатах их инвестирования, сведения о выплатах, произведенных за счет средств пенсионных накоплений в соответствии с законодательством Российской Федерации, и иные сведения в соответствии с настоящим Федеральным законом;

профессиональная часть индивидуального лицевого счета — составная часть индивидуального лицевого счета, в которой отражаются сведения о суммах пенсионных взносов, уплаченных в соответствии с договорами досрочного негосударственного пенсионного обеспечения страхователем за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, за периоды его трудовой деятельности на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными (профессиональный стаж), о выплатах и иные сведения, необходимые для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации;

профессиональный стаж застрахованного лица — суммарная продолжительность периодов его трудовой деятельности на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными, в течение которых в его пользу страхователем уплачивались пенсионные взносы в соответствии с договорами досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

отчетный период — период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются месяц, первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год;

информационная система «личный кабинет зарегистрированного лица» — информационная система Пенсионного фонда Российской Федерации, предоставляющая возможность зарегистрированному лицу получать содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете сведения в составе, определяемом в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

(Статья в редакции Федерального закона от 01.04.2019 № 48-ФЗ)

Статья 2. Правовая основа индивидуального (персонифицированного) учета

1. Правовую основу индивидуального (персонифицированного) учета составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, регулирующие правоотношения в данной сфере. (В редакции Федерального закона от 24.04.2020 № 136-ФЗ)

2. Правительство Российской Федерации в 2020 году вправе устанавливать особенности порядка и сроки представления страхователями до 31 декабря 2020 года (включительно) в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о трудовой деятельности зарегистрированных лиц. (Пункт введен — Федеральный закон от 24.04.2020 № 136-ФЗ)

Статья 3. Цели индивидуального (персонифицированного) учета

Целями индивидуального (персонифицированного) учета являются:

создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; (В редакции Федеральных законов от 31.12.2002 № 198-ФЗ; от 21.07.2014 № 216-ФЗ)

обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении; (В редакции Федеральных законов от 25.10.2001 № 138-ФЗ; от 31.12.2002 № 198-ФЗ; от 21.07.2014 № 216-ФЗ)

создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, для назначения страховых и накопительной пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов, а также для оценки обязательств перед застрахованными лицами по выплате страховых и накопительной пенсий, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений; (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 216-ФЗ)

учет сведений о трудовой деятельности для использования данных сведений зарегистрированными лицами при трудоустройстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций; (Абзац введен — Федеральный закон от 16.12.2019 № 436-ФЗ)

развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами;

информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату страховых и накопительной пенсий, определения тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расчета макроэкономических показателей, касающихся обязательного пенсионного страхования; (В редакции Федеральных законов от 31.12.2002 № 198-ФЗ; от 21.07.2014 № 216-ФЗ)

упрощение порядка и ускорение процедуры назначения страховых и накопительной пенсий застрахованным лицам; (В редакции Федеральных законов от 31.12.2002 № 198-ФЗ; от 21.07.2014 № 216-ФЗ)

обеспечение информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, государственными внебюджетными фондами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями для получения сведений о зарегистрированных лицах, которые должны содержаться в индивидуальных лицевых счетах, а также для предоставления указанных сведений в порядке и объеме, которые определяются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, в целях обеспечения реализации прав зарегистрированных лиц в системе обязательного пенсионного страхования и в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций; (Абзац введен — Федеральный закон от 01.04.2019 № 48-ФЗ)

использование страхового номера индивидуального лицевого счета для идентификации и аутентификации сведений о физическом лице при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций. (Абзац введен — Федеральный закон от 01.04.2019 № 48-ФЗ)

Статья 4. Принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета

Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования строится на принципах: (В редакции Федерального закона от 31.12.2002 № 198-ФЗ)

единства и федерального характера обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 31.12.2002 № 198-ФЗ)

всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и учета сведений о застрахованных лицах;

доступности для каждого зарегистрированного лица сведений о нем, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющие индивидуальный (персонифицированный) учет; (В редакции Федерального закона от 01.04.2019 № 48-ФЗ)

использования сведений о зарегистрированных лицах, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, для целей пенсионного обеспечения, обязательного медицинского страхования и обязательного социального страхования, предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций; (В редакции федеральных законов от 21.07.2014 № 216-ФЗ, от 01.04.2019 № 48-ФЗ)

соответствия сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым страхователем, в том числе физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, для индивидуального (персонифицированного) учета, сведениям о фактически уплаченных и поступивших суммах страховых взносов; (В редакции Федерального закона от 31.12.2002 № 198-ФЗ)

осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использования данных указанного учета для назначения страховой и накопительной пенсий согласно пенсионному законодательству Российской Федерации, в том числе для реализации застрахованными лицами прав на досрочное негосударственное пенсионное обеспечение. (В редакции Федеральных законов от 31.12.2002 № 198-ФЗ; от 21.07.2014 № 216-ФЗ)

ГЛАВА II. Организация индивидуального (персонифицированного) учета

Статья 5. Орган, осуществляющий индивидуальный (персонифицированный) учет в Российской Федерации

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 31.12.2002 № 198-ФЗ)

Статья 6. Индивидуальный лицевой счет

(Наименование в редакции Федерального закона от 01.04.2019 № 48-ФЗ)

1. На территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на каждого иностранного гражданина и каждое лицо без гражданства, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер. Индивидуальный лицевой счет открывается на основании:

1) заявления лица, поданного им лично, через работодателя или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;

2) сведений, поступающих в орган Пенсионного фонда Российской Федерации от органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в отношении лица, обратившегося за предоставлением государственной или муниципальной услуги, на которое не был открыт индивидуальный лицевой счет.

(Пункт в редакции Федерального закона от 01.04.2019 № 48-ФЗ)

11. Заявление может быть направлено в орган Пенсионного фонда Российской Федерации в форме электронного документа многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме. (Пункт введен — Федеральный закон от 01.04.2019 № 48-ФЗ)

12. Индивидуальный лицевой счет состоит из общей, специальной и профессиональной частей, а также раздела «Сведения о трудовой деятельности». (Пункт введен — Федеральный закон от 01.04.2019 № 48-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 16.12.2019 № 436-ФЗ)

2. В общей части индивидуального лицевого счета указываются: (В редакции Федерального закона от 01.04.2019 № 48-ФЗ)

1) страховой номер;

2) фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у физического лица при рождении; (В редакции Федерального закона от 01.04.2019 № 48-ФЗ)

3) дата рождения;

4) место рождения;

5) пол;

6) адрес постоянного места жительства;

7) серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов, на основании которых в индивидуальный лицевой счет включены сведения, указанные в подпунктах 1 — 6 пункта 2 настоящей статьи, наименование выдавшего их органа;

8) гражданство;

9) дата регистрации в системе индивидуальн

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 237-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2020 г.

Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 136-ФЗ

Изменения вступают в силу с 24 апреля 2020 г.

Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. N 436-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 1 апреля 2019 г. N 48-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 269-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 268-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2018 г.

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 471-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 136-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон 29 декабря 2015 г. N 385-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2016 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 406-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 345-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 188-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 33-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 4 декабря 2013 г. N 351-Ф3

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 60-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2013 г. N 351-Ф3)

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 379-ФЗ

Изменения вступает в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г.

Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 339-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2009 г. N 341-ФЗ)

Изменения в пункт 3 статьи 6, абзац восьмой части второй статьи 16 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2010 г.

Изменения в подпункт 13 пункта 2 статьи 6, пункт 3 статьи 6, пункт 2 статьи 11, статью 17 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2010 г.

Изменения в статью 1, пункт 3 статьи 6, пункт 2 статьи 8, пункт 2 статьи 11, пункт 5 статьи 11 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 55-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2008 г.

Пункты 1, 2, 4 и 5 статьи 1 изменений вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 140-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 48-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 198-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 138-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Когда ПФР вправе обратиться в суд за неуплаченным штрафом?

В статью 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» внесены поправки. А именно, установлен:

  • размер задолженности, при превышении которой ПФР вправе обратиться за ее взысканием в суд;
  • сроки для подачи иска.

Речь идет о штрафных санкциях за несвоевременное представление сведений в ПФР, а также представление неполных или недостоверных сведений.

Так, ПФР вправе обращаться в суд за взысканием санкций со страхователей только в случае, когда общая сумма финансовых санкций, подлежащих взысканию, превышает 3000 рублей.

Срок у ПФР – шесть месяцев с даты превышения.

Если же за три года со дня истечения срока исполнения самого раннего требования штрафы не превысили 3000 рублей, то ПФР вправе обратиться в суд за взысканием в течение 6 месяцев со дня истечения этого трехлетнего срока.

Ответственность за нарушения в сфере обязательного пенсионного страхования

Напомним, какие штрафы содержит Закон № 27-ФЗ о персучете.

Так, установлена ответственность в виде штрафа в размере 500 рублей за каждое застрахованное лицо, за непредставление или ошибки в отчетных формах, например:

  • ежемесячный отчет по форме СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах»;
  • сведения, подача которых предусмотрена Федеральным законом № 56-ФЗ, по форме ДСВ-3 – Реестр застрахованных лиц, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и уплачены взносы работодателя;
  • данные о застрахованном лице, подавшем заявление о назначении пенсии (межотчетная форма).

За несоблюдение организацией-страхователем или ИП установленного порядка представления сведений в форме электронных документов ПФР может оштрафовать его на сумму до 1 000 рублей.

Страхователи могут без санкций устранять свои ошибки и расхождения, выявленные специалистами ПФР при камеральной проверке сданной отчетности, в течение 5 рабочих дней.

На протяжении этого времени к ним не будут применяться финансовые санкции, а на шестой день специалисты ПФР составят Акт о выявлении правонарушения и применят штраф. Далее органы ПФР будут обращаться в суд, чтобы взыскать санкции, если страхователь не уплатит или уплатит их не полностью.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Отчетность, представляемая в Пенсионный фонд РФ

Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Яндекс Дзен!

Подписаться

Главная → Статьи → Можно ли подать письменные возражения по акту ПФР?

01.11.2016 организация по каналам телекоммуникационной связи (далее – ТКС) сдала форму СЗВ-М за октябрь 2016 года. Из-за технического сбоя один работник оказался не включенным в отчет. 07.12.2016 был сдан отчет СЗВ-М на этого работника с типом формы «дополняющая”. 14.12.2017 Пенсионный фонд РФ составил акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и хочет привлечь организацию к ответственности за неполноту и недостоверность предоставленных сведений (по ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). Акт датирован 14.12.2017, по почте отправлен 21.12.2017 (что подтверждает штамп на почтовом конверте). Акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования получен организацией 17 января 2018 года.
Дополняющие сведения были приняты без каких-либо ошибок и предупреждений, о чем есть протокол.
Не нарушены ли сроки составления акта?
Не нарушены ли сроки вручения акта (должен быть вручен лично или направлен по почте заказным письмом или по каналам ТКС в течение 5 дней с момента подписания)?
Нет ли нарушения в том, что акт отправлен заказным письмом, а не по каналам ТКС, учитывая то, что отчетность сдается в электронном виде, и если организация подаст «бумажный” отчет, ее оштрафуют?
Можно ли подать на акт возражения, которые приведут к отмене штрафа?

В соответствии с п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования” (далее – Закон № 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая, в частности, лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения, предусмотренные п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ, предоставляются по форме СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах” (далее – форма СЗВ-М), утвержденной постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п и введенной в действие с 1 апреля 2016 года.

До 01.01.2017 срок представления сведений по ежемесячной форме СЗВ-М был установлен «не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем”.
Если в первичный отчет ошибочно не были включены сведения о работнике, то страхователю необходимо представить в отношении этого лица сведения по форме СЗВ-М с кодом «доп” – дополняющая форма.

Частью 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ определено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных, в том числе, п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ (по форме СЗВ-М), к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

При этом ст. 15 Закона 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом ПФР.

В рассматриваемой ситуации ошибка была выявлена страхователем и самостоятельно исправлена (была представлена дополняющая форма СЗВ-М) до момента ее обнаружения территориальным органом ПФР. Однако положения ст. 17 Закона № 27-ФЗ такие случаи не регламентируют.
Формально в данном случае страхователь совершил правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ.

Отметим, что данная норма (в отличие, например, от п. 2 ст. 126.1 НК РФ, применяемого в какой-то степени в сходных отношениях) не предусматривает освобождение страхователя от предусмотренной ей ответственности в случае, если им самостоятельно выявлены ошибки и представлены в орган ПФР уточненные сведения до момента, когда страхователь узнал об обнаружении органом ПФР недостоверности представленных им сведений.

В письме Пенсионного фонда РФ от 14.12.2004 № КА-09-25/13379 «О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ” указано о возможности неприменения финансовых санкций, предусмотренных ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету.

Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами ПФР, а также послужить дополнительной аргументацией при защите интересов ПФР.

Приведенный выше подход ПФР поддерживается и судами (смотрите, например, определение ВАС РФ от 25.02.2013 № ВАС-1338/13). Первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные обществом, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством (определение Верховного Суда РФ от 03.02.2015 № 310-КГ14-7805).

Порядок ведения ПФР индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, детях, а также сведений о других категориях физических лиц для открытия индивидуального лицевого счета с целью предоставления государственных и муниципальных услуг, установлен Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н (вступившей в силу с 19.02.2017, далее – Инструкция).

Из абзаца 3 п. 39 Инструкции следует, что финансовые санкции к страхователю не применяются в случае, если страхователь при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР самостоятельно представит в территориальный орган ПФР уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период.

Не применяются санкции также в случае, когда страхователь представляет уточненные (исправленные) индивидуальные сведения в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, направляемого страхователю территориальным органом ПФР в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона № 27-ФЗ (абзац 2 п. 39 Инструкции).

В постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2017 № 11АП-11057/17 была рассмотрена ситуация, аналогичная рассматриваемой нами.
Надо сказать, что суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Управление ПФР обоснованно привлекло страхователя к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ.

Однако суд апелляционной инстанции отменил это решение, ссылаясь, в том числе, на п. 39 Инструкции и на вышеупомянутое письмо ПФР от 14.12.2004 № КА-09-25/13379. Суд указал, что в ситуации, когда страхователь самостоятельно обнаружил ошибку и ее исправил, дополнив недостающие сведения персонифицированного учета в соответствии с порядком, установленным ст. 15 Закона № 27-ФЗ, оснований для привлечения к ответственности по ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ не возникает.

Суд также отметил, что по общему правилу, формальный подход к наложению штрафа недопустим; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

Аналогичные выводы представлены в постановлениях АС Поволжского округа от 11.12.2017 № Ф06-27663/17 по делу № А65-15614/2017, Дальневосточного округа от 10.04.2017 № Ф03-924/17 по делу № А16-1601/2016, Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2017 № 21АП-1907/17, от 05.05.2017 № 21АП-839/17, Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2017 № 06АП-4020/17, Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2017 № 16АП-1355/17.

Порядок проведения проверки правильности заполнения полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета установлен ст. 17 Закона № 27-ФЗ.

Согласно ч. 5 ст. 17 Закона № 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у ПФР, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В силу ч. 6 ст. 17 Закона № 27-ФЗ при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 17 Закона № 27-ФЗ, должностным лицом территориального органа ПФР, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение. Об отказе лица, совершившего правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в акте.

Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма (ч. 7 ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

При этом положениями ст. 17 Закона № 27-ФЗ не установлен срок для составления акта о выявлении правонарушения, а также не установлена зависимость способа передачи акта страхователю от способа представления страхователем сведений по форме СЗВ-М.

Таким образом, полагаем, что акт о выявлении правонарушения может быть передан страхователю любым из трех способов, перечисленных в ч. 7 ст. 17 Закона № 27-ФЗ.

Согласно ч. 8 ст. 17 Закона № 27-ФЗ лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган ПФР письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.

В рассматриваемом случае последним днем для направления акта по почте является 21 декабря 2017 года, датой вручения акта считается 29 декабря 2017 года.

Таким образом, последним днем для представления страхователем письменных возражений по акту является 29 января 2018 года.

Согласно ч. 9 ст. 17 Закона № 27-ФЗ акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа ПФР и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Территориальный орган ПФР извещает лицо, совершившее правонарушение, о времени и месте рассмотрения акта. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) территориального органа ПФР рассмотреть акт в отсутствие этого лица.

По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа ПФР выносит решение:
– о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
– об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения (ч.ч. 10, 11 ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

При этом лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящий орган ПФР (ч. 14 ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

В случае вынесения вышестоящим органом ПФР решения об отказе в удовлетворении жалобы страхователь вправе обжаловать это решение в арбитражный суд.

При привлечении к ответственности, установленной ст. 17 Закона № 27-ФЗ, могут быть учтены обстоятельства, смягчающие ответственность страхователя, и снижен размер взыскиваемого штрафа (смотрите решение АС Свердловской области от 05.09.2016 по делу № А60-31924/2016, решение АС Липецкой области от 16.02.2017 по делу № А36-12788/2016).

Ответ подготовил: Иванкова Ольга, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член Ассоциации «Содружество”
Контроль качества ответа: Королева Елена, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Президент подписал в понедельник Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно пояснительной записке, основной целью документа является сокращение сроков представления работодателями в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) за своих работников сведений индивидуального (персонифицированного) учета для их своевременного отражения на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, а также упорядочение правоотношений в части информационного взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации с различными субъектами, обладающими (либо нуждающимися) сведениями (в сведениях), необходимыми для формирования Пенсионным фондом Российской Федерации наиболее полной информационной базы в отношении лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, а также иных лиц в целях обеспечения им возможности получения государственных и муниципальных услуг.

На сайте Совета Федерации сказано, что Федеральный закон направлен на совершенствование информационного взаимодействия Пенсионного фонда с федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ), органами государственной власти субъектов РФ, государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами и иными организациями в электронной форме посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия по передаче необходимых сведений о гражданах в системе индивидуального (персонифицированного) учёта обязательного пенсионного страхования (ОПС), а также при предоставлении государственных и муниципальных услуг. В частности, устанавливается, что для проверки сведений о физическом лице, содержащихся в индивидуальном лицевом счете (ИЛС), органы ПФР направляют соответствующие запросы в ФОИВ в сфере внутренних дел при помощи единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Кроме того, предусматривается открытие на каждого гражданина РФ, иностранного гражданина и лица без гражданства, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории РФ, ИЛС (электронного документа, который содержит сведения о зарегистрированном лице, хранящиеся в информационных ресурсах ПФ РФ), имеющего постоянный страховой номер.

Согласно справке государственно-правового управления, федеральный закон направлен:

  • на обеспечение возможности использования сведений о лицах, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, не только в целях реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, но и в целях предоставления им государственных и муниципальных услуг;
  • на упорядочение процедур информационного взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации с государственными органами и организациями, в том числе предоставляющими государственные или муниципальные услуги, многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг, органами внутренних дел Российской Федерации;
  • на введение уведомительного порядка регистрации граждан в системе обязательного пенсионного страхования. Регистрация граждан будет осуществляться в том числе на основании сведений, которые поступают в Пенсионный фонд Российской Федерации из органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, иных организаций.

Кроме того, оптимизируется процесс открытия индивидуального лицевого счёта, в том числе лицам, обратившимся за предоставлением государственной или муниципальной услуги, которым индивидуальный лицевой счёт ранее не был открыт;

на обеспечение возможности получения федеральными органами исполнительной власти, государственными внебюджетными фондами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении ими государственных или муниципальных услуг либо исполнении государственных и муниципальных функций сведений от Пенсионного фонда Российской Федерации о факте работы зарегистрированного лица, а также о факте начисления за него страховых взносов. Такая информация необходима в том числе при реализации мероприятий, направленных на легализацию занятости.

Кроме того, федеральным законом вводится новое понятие «зарегистрированные лица», на которых, в отличие от застрахованных лиц, обязательное пенсионное страхование не распространяется, однако они регистрируются в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе в целях предоставления им государственных и муниципальных услуг.

Федеральным законом также вносятся корреспондирующие изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», федеральные законы «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и «О полиции».

Кроме того, Федеральным законом уточняется понятие индивидуального (персонифицированного) учёта, а также ряд иных основополагающих понятий, используемых в Федеральном законе «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в частности, понятия «застрахованные лица», «страхователи», «страховые взносы»).

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *