Ст 1 отзывы

В юридической практике встречаются случаи, когда налоговыми органами производятся доначисления обязательных сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет по результатам налоговой проверки, однако по тем или иным причинам данное налоговое обязательство налогоплательщиком не было исполнено своевременно, как и не было предпринято каких-либо мер по взысканию со стороны фискального органа. Возникает вопрос, как быть в данной ситуации? Возможно ли освобождение имущества из-под ограничений установленных налоговым органом?

Одним из примеров подобной ситуации является налоговая проверка и ее результаты в отношении гражданина «В», проведенной в 1999 году. По результатам данной налоговой проверки были выявлены нарушения налогового законодательства, в связи, с чем был составлен акт о результатах налоговой проверки и доначислены суммы налогов, и соответственно, за весь период, на сумму налоговой задолженности, была начислена пеня. В соответствии с действующим на тот момент налоговым законодательством, налоговым комитетом было направлено уведомление о начисленной сумме налога. В двухтысячном году на имущество Должника было наложено ограничение, в целях принудительного взыскания задолженности.Однако этим налоговый орган и ограничился. Имущество не реализовывалось, сумма задолженности не взыскивалась. Вопрос о налоговой задолженности по неисполненному налоговому обязательству возник в 2010 году, при намерении произвести продажу недвижимого имущества, принадлежащего гражданину «В”. В результате чего было обнаружено, что на имущество наложено ограничение налоговым комитетом еще в 2000 году.

Возникает закономерный вопрос, как действовать в данной ситуации, какие сроки исполнения налогового обязательства и требования принудительного взыскания суммы задолженности у фискального органа по подобным обязательствам?

Сроки исковой давности по налоговому обязательству

Действующее налоговое законодательство выделяет такое понятие как налоговое обязательство, под которым понимается и признается обязательство налогоплательщика перед государством, возникающее в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, в силу которого налогоплательщик обязан встать на регистрационный учет в налоговом органе, определять объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением, исчислять налоги и другие обязательные платежи в бюджет, составлять налоговые формы, представлять налоговые формы, за исключением налоговых регистров, в налоговый орган в установленные сроки и уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет (ст. 26 Налогового кодекса Республики Казахстан).

Статья 46 Налогового кодекса устанавливает период времени (исковая давность), в течение которого:

  • орган налоговой службы вправе начислить или пересмотреть исчисленную, начисленную сумму налогов и других обязательных платежей в бюджет;
  • налогоплательщик (налоговый агент) обязан представить налоговую отчетность, вправе внести изменения и дополнения в налоговую отчетность, отозвать налоговую отчетность;
  • налогоплательщик (налоговый агент) вправе потребовать зачет и (или) возврат налогов и других обязательных платежей в бюджет, пеней;
  • орган налоговой службы обязан провести зачет и (или) возврат налогов и других обязательных платежей в бюджет, пеней.

Пункт 2 статьи 46 Налогового кодекса устанавливает, что срок исковой давности по налоговому обязательству и требованию составляет пять лет. Течение данного срока, по общему правилу начинает исчисляться после окончания соответствующего налогового периода. Однако по действующему налоговому законодательству, истечение пятилетнего срока исковой давности не является основанием для прекращения налогового обязательства, в том числе по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Применение ранее действовавшего законодательства

Применительно же к ситуации описанной выше, можно проанализировать действовавшее на тот период налоговое законодательство. В данном случае применим принцип «обратная сила закона», согласно которому действие нормативного правового акта не распространяется на отношения, возникшие до его введения в действие (пункт 1 статьи 37 Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах»). То есть иными словами, поскольку отношения по исполнению налогового обязательства возникли в 1999 году, то к таковым отношениям применяются нормы закона действовавшего на момент возникновения правоотношений.

Согласно статье 148 Закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 года № 2235, срок исковой давности на требования органов налоговой службы об уплате пересмотренной суммы налога или ранее начисленной суммы налога, а также на требования налогоплательщиков о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налога устанавливался в пять лет.

В отличие от действующего Налогового кодекса РК, ранее действовавший Закон РК «О налогах…», не предусматривал прямых оснований прекращения налогового обязательства как для физических лиц, так и для юридических.

Следовательно, с отсутствием прямых указаний в действовавшем ранее Законе РК «О налогах….» на основания прекращения налогового обязательства, можно сделать вывод, что каких-либо правомерных действий по удержанию ограничения имущества, по истечению пятилетнего срока исковой давности у фискального органа не имеется.

Как списать погашенную задолженность

В связи с изложенным в данной ситуации возможны к рассмотрению несколько вариантов. то обращение непосредственно в налоговый орган, с заявлением о снятии ограничений, с обязательным указанием о пропуске пятилетнего срока исковой давности, а также обращение в суд в порядке главы 27 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан, в случае отказа налогового органа на снятие ограничения с имущества.

В данной ситуации возможен также вариант по списанию пени, начисленной на сумму основного долга.

Так в соответствии со ст.32-1 Закона Республики Казахстан О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налогового кодекса)» от 10.12.2008 N 100-IV, не признается налоговой задолженностью и не подлежит внесению в бюджет, а также подлежит списанию в порядке, установленном уполномоченным органом, сумма пени, начисленной до 1 января 2009 года и не уплаченной по состоянию на 1 мая 2010 года. Что применимо в и в данном случае, поскольку сумма пени была начислена до 1 января 2009 года и не уплачена до 1 мая 2010 года, то, следовательно, указанная сумма пени подлежит списанию. Указанное положение, не распространяется на налогоплательщиков, которые:

  • признанных лжепредприятиями на основании вступившего до 1 июля 2010 года в законную силу приговора либо постановления суда;
  • соответствующих условиям статьи 623 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
  • по которым сумма пеней, начисленная до 1 января 2009 года, образована в результате представления в период с 1 января 2009 года дополнительной и (или) дополнительной по уведомлению налоговой отчетности;
  • осуществляющих один или несколько из следующих видов деятельности:
  • производство подакцизной продукции;
  • хранение и оптовая реализация подакцизной продукции;
  • реализация бензина, дизельного топлива и мазута;
  • недропользование;
  • сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов;
  • строительство (при наличии соответствующей лицензии);
  • финансовая или страховая деятельность.

Таким образом, в результате, если задолженность образовалась в результате действий не подпадающих под ст.32-1 вышеназванного закона, то начисленная пеня подлежит списанию в бесспорном порядке.

Новая редакция Ст. 44 НК РФ

1. Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

2. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

3. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

1) с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

2) утратил силу с 1 января 2007 г.;

3) со смертью физического лица — налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Задолженность по налогам, указанным в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя;

4) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;

5) с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

4. Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов.

Комментарий к Статье 44 НК РФ

Налогоплательщики (плательщики сборов) обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах могут быть предоставлены преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (льготы по налогам и сборам).

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, а также, в необходимых случаях, налоговые льготы.

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Налогоплательщик (плательщик сборов) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Объектом налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

1) с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора.

Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами — с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи. Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд), а также если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.

Обязанность по уплате налога также считается исполненной после вынесения налоговым органом или судом в порядке, установленном ст. 78 настоящего Кодекса, решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов.

Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с настоящим Кодексом на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом;

2) со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев.

Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

Задолженность по имущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим в установленном законом порядке, погашается в пределах стоимости наследственного имущества (т.е. обязанность по уплате суммы налогов и сборов возлагается на наследника лишь в части, не превышающей размеры наследства);

3) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии со ст. 49 НК РФ.

Ликвидация организации (юридического лица) влечет ее прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Поскольку при ликвидации юридического лица правопреемства нет, обязанность по уплате налогов и сборов ликвидируемой организации возлагается на ликвидационную комиссию за счет ее денежных средств, в том числе полученных от реализации ее имущества;

4) с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и(или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора (введение в установленном порядке льготы, освобождающей от уплаты налогов и сборов в полном объеме; отмена налога или сбора в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ; признание налогов и сборов не соответствующими Налоговому кодексу РФ и т.п.).

Другой комментарий к Ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Статья 44 Кодекса содержит общие принципы возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога или сбора.

Согласно п. 1 комментируемой статьи обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 1 Кодекс устанавливает основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов (см. комментарий к ст. 1 Кодекса).

В пунктах 2 и 3 ст. 44 Кодекса содержатся общие правила соответственно о возникновении и о прекращении обязанности по уплате налога или сбора. Эти правила применяются и к изменениям обязанности по уплате налога или сбора: правила о возникновении обязанности — в части увеличения налоговых обязательств, а правила о прекращении обязанности — в части уменьшения налоговых обязательств.

2. В соответствии с п. 2 ст. 44 Кодекса обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

3. В пункте 3 ст. 44 Кодекса указаны моменты, с которых прекращается обязанность налогоплательщика по уплате налога и (или) сбора.

С уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора (подп. 1 п. 3).

Порядок исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога или сбора определен ст. 45 Кодекса, которой предусмотрено также принудительное исполнение обязанности по уплате налога (см. комментарий к ст. 45 Кодекса).

С возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора (подп. 2 п. 3).

Соответственно, обстоятельства, с возникновением которых прекращается обязанность налогоплательщика по уплате налога или сбора, устанавливаются в актах законодательства о налогах и сборах, устанавливающих уплату конкретного налога или сбора.

Со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации (подп. 3 п. 3).

Порядок объявления гражданина умершим установлен ст. 45 части первой ГК:

гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев (п. 1 ст. 45);

военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий (п. 2 ст. 45);

днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели (п. 3 ст. 45).

Согласно п. 1 ст. 46 части первой ГК в случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, суд отменяет решение об объявлении его умершим.

Смерть гражданина как акт гражданского состояния в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 47 части первой ГК подлежит государственной регистрации.

Как установлено подп. 3 п. 3 ст. 44 Кодекса задолженность по поимущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества.

С ликвидацией организации-налогоплательщика (подп. 4 п. 3).

Обязанность налогоплательщика по уплате налога и (или) сбора согласно подп. 4 п. 3 ст. 44 Кодекса прекращается только после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии со ст. 49 Кодекса, которой установлен порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации (см. комментарий к ст. 49 Кодекса).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *