Срок полезного использования ОС

Как продлить срок эксплуатации технического устройства

Сейчас многие эксперты придерживаются мнения, что продлевать срок безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасном производственном объекте (далее – ОПО) не требуется. Потому что отменил действие продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах, утвержденного .

В то же время в «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – ) говорится о том, что, по общему правилу, техническое устройство должно пройти экспертизу промбезопасности, когда закончится срок его службы или будет превышено количество циклов нагрузки. Данное правило применяется, если иная форма оценки устройства не установлена техническим регламентом.

Основание для проведения экспертизы – положения нормативных правовых актов в области промбезопасности, устанавливающих требования к техническим устройствам. Они перечислены в , утвержденном . Таким образом, если в есть документ с требованиями к техническому устройству, то нужно проводить экспертизу промбезопасности и продлевать срок безопасной эксплуатации устройства.

Статья в тему:

Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, то экспертизу промбезопасности проводят:

  • до начала применения на ОПО;
  • по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки, установленных его производителем;
  • если фактический срок его службы превышает 20 лет, при этом в документах на устройство нет информации о сроке службы;
  • после изменения конструкции, замены материала несущих элементов устройства, восстановительного ремонта после аварии или инцидента на ОПО.

Как провести экспертизу промышленной безопасности

При постановке вопроса о проведении экспертизы промбезопасности технического устройства следует руководствоваться нормативными документами в следующем порядке:

  1. .
  2. «О принятии технического регламента Таможенного союза “О безопасности машин и оборудования”».
  3. Федеральные нормы и правила в области промбезопасности, указанные в , утвержденном .

Смотрите вебинар на тему «Управление охраной труда на предприятии»:

Экспертизу промбезопасности проводит организация, имеющая лицензию на данный вид работ. Объем, состав и характер экспертизы зависят от типа технического устройства, его фактического состояния и технологии применения. Например, при экспертизе подъемных сооружений должны быть выполнены следующие работы:

  • проведено полное техническое освидетельствование;
  • оценено качество завершенного монтажа, ремонта, реконструкции;
  • оценена комплектность и работоспособность системы управления, указателей, ограничителей и регистраторов;
  • проверена комплектность и качество болтовых соединений;
  • подтверждено качество ремонта, реконструкции подъемного сооружения, либо указано на приостановку его эксплуатации и отправку на исправление отмеченных несоответствий, либо разрешена дальнейшая эксплуатация со снижением показателей назначения (например, грузоподъемности, скоростей механизмов).

Предупреждает

Евгения БАРАНОВА,

генеральный директор Института повышения квалификации «ПРОФЕССИОНАЛ», ООО ЭКЦ «Промышленная Безопасность» (Москва)

Средняя стоимость экспертизы промышленной безопасности – 100 000 рублей. Сюда входит зарплата экспертов, командировочные расходы, обслуживание приборов. Сильно заниженная цена услуги – повод насторожиться. Скорее всего, ее предлагает недобросовестная организация, которая не проводит процедуру должным образом. Заключение такой экспертизы будет недействительным, и проблемы всплывут при первой же проверке Ростехнадзора.

На какой срок можно продлить эксплуатацию технического устройства

По результатам экспертизы промбезопасности оформляют заключение, которое подписывает руководитель организации, проводившей экспертизу, и эксперт по промбезопасности, участвовавший в проведении процедуры. Именно в этом документе устанавливается срок продления эксплуатации технического устройства. Таким образом, этот срок ограничен только сроком действия результатов экспертизы промбезопасности.

Заключение экспертизы промбезопасности нужно представить в Ростехнадзор. Его внесут в реестр заключений. Только после этого результаты экспертизы вступают в силу, то есть техническое устройство можно эксплуатировать.

Применять техническое устройство с истекшим сроком эксплуатации нельзя. Ведь никто не гарантирует безопасность его работы, и работодателя могут наказать штрафом:

  • для должностного лица – от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года;
  • для организации – от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток ().

Порядок уменьшения срока полезного использования объекта недвижимости в бухгалтерском учете

Изменение срока полезного использования для ОС влечет за собой и изменение ежемесячных сумм амортизации, рассчитанной линейным способом

16.06.2017 Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Основное средство (объект недвижимости) было построено за счет собственных средств и введено в эксплуатацию в 2002 году. Был установлен срок полезного использования 25 лет. В прошлом срок полезного использования был определен правильно, однако в настоящее время появилась новая информация о реальном сроке использования объекта недвижимости.

Каков порядок уменьшения срока полезного использования объекта недвижимости в бухгалтерском учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Если в процессе осуществления хозяйственной деятельности срок полезного использования объекта ОС меняется, то организация вправе уточнить ранее установленный срок полезного использования указанного основного средства.

Обоснование вывода:

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации, то есть юридического лица по законодательству РФ (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), установлены нормами ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее — ПБУ 6/01).

Согласно п. 20 ПБУ 6/01 при принятии объекта основных средств к бухгалтерскому учету организация должна определить срок его полезного использования исходя из:

— ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

— ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

— нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например срока аренды).

Иными словами, в бухгалтерском учете срок полезного использования основных средств определяется организацией самостоятельно. При этом при установлении срока полезного использования следует учесть все предусмотренные в п. 20 ПБУ 6/01 ограничения (смотрите также письмо Минфина России от 27.03.2006 N 03-06-01-04/77). В случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта ОС в результате проведенной реконструкции или модернизации организацией может пересматриваться срок полезного использования по этому объекту (смотрите письмо Минфина России от 04.08.2003 N 04-02-05/3/65).

При этом нормы ПБУ 6/01 не предусматривают возможности изменения установленного срока полезного использования объектов основных средств в связи с получением организацией новой информации.

С другой стороны, срок полезного использования объектов основных средств является оценочным значением в понимании п. 3 ПБУ 21/2008 «Изменение оценочных значений» (далее — ПБУ 21/2008), что свидетельствует о возможности его последующего изменения (уточнения), которое подлежит отражению в бухгалтерском учете и отчетности организации (п.п. 4-6 ПБУ 21/2008).

Поскольку ПБУ 6/01 и ПБУ 21/2008 являются нормативными правовыми актами одного иерархического уровня в системе правовых актов РФ, то в случае коллизии нормативный акт, вступивший в силу позднее, имеет приоритет перед актом, вступившим в силу ранее первого (письмо Минфина России от 23.08.2001 N 16-00-12/15, постановления ФАС Северо-Западного округа от 13.06.2006 N А42-13584/2004-22, ФАС Уральского округа от 14.04.2005 N Ф09-1368/05АК).

Арбитражная практика также приходит к выводу, что ПБУ 6/01 не исключает возможности пересмотра срока полезного использования в течение периода эксплуатации основного средства и устанавливает обязательность такого пересмотра в случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной реконструкции или модернизации, что подтверждается, в частности, принятием ПБУ 21/2008. Согласно п.п. 2 и 3 ПБУ 21/2008 срок полезного использования является оценочным значением, которое подлежит корректировке в случае появления новой информации (постановление ФАС Московского округа от 13.05.2014 N Ф05-14071/12 по делу N А40-5771/2012).

Экспертное мнение бухгалтерского сообщества по рассматриваемому поводу выражено в Толковании Р91 «Изменение срока полезного использования основных средств в течение эксплуатации», принятом Комитетом по Толкованиям 27.05.2009 (далее — Толкование Р91). Согласно Толкованию Р91 случай пересмотра срока полезного использования, названный в последнем абзаце п. 20 ПБУ 6/01, не является единственно возможным случаем изменения срока полезного использования основных средств. Организация должна убедиться, не возникло ли необходимости изменения. Для этой цели организация рассматривает режим эксплуатации, способы использования, естественные условия, системы проведения ремонта, нормативно-правовые и другие ограничения, намерения руководства организации, физический или моральный износ объектов и другие актуальные параметры и сравнивает их с данными, которые учитывались при предыдущем установлении срока полезного использования. В случаях, когда текущая информация свидетельствует о существенном изменении указанных параметров, срок полезного использования основных средств изменяется соответствующим образом (в том числе как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения).

Если обратиться к международной практике бухгалтерского учета, то в п. 51 Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 16 «Основные средства» (введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н) прямо говорится, что срок полезного использования актива должен анализироваться на предмет возможного пересмотра как минимум по состоянию на дату окончания каждого отчетного года и, если ожидания отличаются от предыдущих оценочных значений, соответствующее изменение (изменения) должно отражаться в учете как изменение в бухгалтерских оценках в соответствии с МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки».

Отметим также, что в проекте нового ФСБУ «Основные средства», разработанного на основе МСФО (пока что согласно приказу Минфина России от 23.05.2016 N 70н его планируется ввести в действие с 2018 года), предусмотрено, что параметры амортизации, в том числе ее срок, подлежат проверке ежегодно в конце отчетного года, а также при наступлении фактов, свидетельствующих о возможном их изменении, и при необходимости изменения отражаются в бухгалтерском учете как изменения оценочных значений.

В связи с этим полагаем, что если в процессе осуществления хозяйственной деятельности срок полезного использования объекта ОС меняется, то организация вправе уточнить ранее установленный срок полезного использования указанного основного средства. При этом причины такого изменения должны быть объективными и убедительными, в т.ч. для доказательства (при необходимости) своей правоты в суде.

В силу п. 2 ПБУ 21/2008 изменением оценочного значения признается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности.

В случае если изменение срока полезного использования объекта основных средств происходит в результате получения новой информации и не является исправлением ошибки в понимании п. 2 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», то организации для определения порядка отражения на счетах бухгалтерского учета изменения оценочного значения следует руководствоваться положениями п.п. 4, 5 ПБУ 21/2008. По общему правилу, содержащемуся в п. 4 ПБУ 21/2008, изменение оценочного значения подлежит признанию в бухгалтерском учете путем включения в доходы или расходы организации (перспективно):

— периода, в котором произошло изменение, если такое изменение влияет на показатели бухгалтерской отчетности только данного отчетного периода;

— периода, в котором произошло изменение, и будущих периодов, если такое изменение влияет на бухгалтерскую отчетность данного отчетного периода и бухгалтерскую отчетность будущих периодов.

Изменение срока полезного использования объекта ОС влечет за собой и изменение ежемесячных сумм начисленной амортизации, рассчитанной линейным способом (п. 19 ПБУ 6/01), подлежащей признанию в расходах (п. 16 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). При этом изменение величины амортизации окажет влияние на бухгалтерский учет и отчетность как того периода, в котором произошло изменение срока, так и последующих отчетных периодов.

Из п. 4 ПБУ 21/2008 следует, что изменение срока полезного использования объекта ОС не влечет необходимости пересчета сумм амортизационных отчислений, начисленных в отношении указанного объекта и учтенных в расходах до такого изменения.

Следует отметить, что п. 4 ПБУ 21/2008, определяя общий принцип отражения в бухгалтерском учете изменений оценочных значений, не регулирует вопросов расчета сумм амортизационных отчислений в текущем и последующих отчетных периодах в связи с изменением срока полезного использования объекта основных средств. Не регламентируют порядка действий в такой ситуации и нормы ПБУ 6/01.

Полагаем, что в такой ситуации конкретную методику расчета годовой суммы амортизационных отчислений после изменения срока полезного использования объекта основных средств организации следует разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). Считаем, что в данном случае организация может воспользоваться методикой, аналогичной описанной в примере, содержащемся в п. 60 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.

Учитывая, что в соответствии с п. 77 упомянутых Методических указаний для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности его восстановления, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создается комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств, практическую работу по пересмотру срока полезного использования целесообразно возложить на эту комиссию. При этом основанием для изменения срока полезного использования объекта ОС может служить приказ (распоряжение) руководителя организации, а перерасчет нормы амортизации объекта недвижимости может быть оформлен бухгалтерской справкой.

В рассматриваемом случае новый срок полезного использования объекта основных средств будет определен в приказе по организации, а годовая сумма амортизации будет определяться на основании остаточной стоимости указанного объекта, рассчитанной на момент изменения срока его полезного использования.

Отметим, что изменение срока полезного использования объекта ОС повлияет на величину его остаточной стоимости, используемой для расчета налога на имущество. Это может вызвать возражения со стороны налогового органа. Возможность отстоять свою позицию для организации (в т.ч. в суде) будет зависеть от убедительности обоснования причин изменения срока полезного использования объекта ОС.

К сведению:

Для целей налогообложения прибыли основанием для изменения срока полезного использования объекта ОС после его ввода в эксплуатацию может быть его реконструкция, модернизация или техническое перевооружение (п. 1 ст. 258 НК РФ, письма Минфина РФ от 14.11.2016 N 03-03-06/1/66701, от 08.11.2016 N 03-03-РЗ/65124, от 06.10.2016 N 03-05-05-01/58129).

Увеличить срок можно в пределах, установленных для той амортизационной группы, в которую включено такое ОС.

Если при вводе основного средства в эксплуатацию организация ошиблась в выборе амортизационной группы, то в периоде, когда она выявит ошибку, нужно будет произвести перерасчет налоговой базы. Если ошибка привела к излишней уплате налога, перерасчет можно сделать за текущий отчетный (налоговый) период (п. 1 ст. 54 НК РФ). Если же из-за ошибки была занижена сумма налога, надо подать уточненные декларации за тот период, когда была допущена ошибка, и доплатить налог и пени (п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ, смотрите также письмо ФНС России от 27.07.2009 N 3-2-09/150).

ГАРАНТ.РУ

Подписка Разместить:

Если после модернизации ОС срок полезного использования не изменился (Белецкая Ю.А.)

Дата размещения статьи: 07.04.2016

Организация провела модернизацию основного средства, в результате которой срок его полезного использования не увеличился. Затраты на модернизацию ОС были отнесены на увеличение его первоначальной стоимости.
Начисление амортизации по ОС производится линейным методом с использованием нормы амортизации, определенной исходя из срока полезного использования, установленного на дату ввода ОС в эксплуатацию.
Каков порядок расчета в целях исчисления налога на прибыль амортизационных отчислений по объекту ОС после модернизации?

В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость ОС определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования.
Пунктом 1 ст. 258 НК РФ предусмотрено, что амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в зависимости от срока его полезного использования (СПИ) — периода, в течение которого объект ОС служит для достижения целей деятельности налогоплательщика. СПИ определяется последним самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями указанной статьи и с учетом Классификации ОС <1>.
———————————
<1> Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

Норма амортизации при применении линейного метода рассчитывается по формуле (п. 2 ст. 259.1 НК РФ):

K = (1 / n) x 100%,

где K — норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества;
n — срок его полезного использования, выраженный в месяцах.
В соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ в случаях модернизации <2> ОС его первоначальная стоимость для целей налогообложения прибыли изменяется.
———————————
<2> А также достройки, дооборудования, реконструкции, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

Согласно п. 1 ст. 258 НК РФ налогоплательщик вправе увеличить СПИ объекта ОС после даты ввода его в эксплуатацию, если после модернизации данного объекта увеличился срок его полезного использования. При этом увеличение СПИ может быть осуществлено в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое ОС.
Если в результате модернизации объекта основных средств его СПИ не увеличился, при исчислении амортизации налогоплательщик учитывает оставшийся СПИ. Вопрос о том, как его правильно учитывать, до сих пор (как показывает судебная практика) остается спорным.
Существует две позиции, представленные контролирующими органами и арбитрами.
Минфин России рассуждает следующим образом (см. Письма от 09.06.2012 N 03-03-10/66, от 05.07.2011 N 03-03-06/1/402). Если после модернизации объекта ОС изменилась только сумма первоначальной (остаточной) стоимости, а СПИ не изменился, остается прежней и норма амортизации <3>.
———————————
<3> Из вышеприведенной формулы видно, что на норму амортизации, рассчитываемую для целей налогообложения прибыли, влияет только один показатель — СПИ, который в нашем случае не изменяется. Таким образом, не изменяется и норма амортизации.

Таким образом, начисление амортизации по объекту ОС следует продолжать, используя прежний механизм исчисления и норму амортизации, до полного погашения измененной первоначальной стоимости. Иными словами, продолжать начислять амортизацию и после окончания СПИ.

Пример 1. Объект основных средств, относящийся к четвертой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно), был принят к учету в декабре 2013 г. Первоначальная стоимость объекта для целей бухгалтерского и налогового учета составила 610 000 руб. Установлен срок полезного использования — 61 месяц.
В январе 2016 г. была проведена модернизация ОС на сумму 305 000 руб.
Рассмотрим начисление амортизации в налоговом учете.
К = 1 / 61 мес. x 100% = 1,6393%.
Сумма амортизации в месяц — 10 000 руб. (610 000 руб. x 1,6393% / 100%).
Сумма амортизации, которая была начислена с момента ввода объекта в эксплуатацию до окончания его модернизации (с января 2014 г. по январь 2016 г. включительно — 25 мес.), — 250 000 руб. (10 000 руб. x 25 мес.).
Первоначальная стоимость после модернизации будет равна 915 000 руб. (610 000 + 305 000), а новая сумма амортизации в месяц — 15 000 руб. (915 000 руб. x 1,6393% / 100%).
Определим сумму амортизации, которая будет начислена с февраля 2016 г. до конца срока полезного использования, то есть по январь 2019 г. включительно (61 — 25 = 36 мес.). Она составит 540 000 руб. (15 000 руб. x 36 мес.).
Итого должно быть списано через амортизацию в течение установленного СПИ 790 000 руб. (250 000 + 540 000).
Оставшаяся стоимость в размере 125 000 руб. (915 000 — 790 000) будет списана после истечения СПИ в течение девяти месяцев: с февраля по сентябрь 2019 г. — 120 000 руб. (15 000 руб. x 8 мес.), в ноябре 2019 г. — 5000 руб.

Итак, мнение Минфина: после проведенной модернизации, в результате которой СПИ не изменился, начисление амортизации по объекту ОС следует продолжать, используя прежний механизм исчисления и норму амортизации, до полного погашения измененной первоначальной стоимости.
Однако многие организации с таким подходом не соглашаются и считают месячную сумму амортизации как частное от деления остаточной стоимости (с учетом расходов на модернизацию) на оставшийся СПИ. Разберем это на примере из арбитражной практики (см. Постановление АС ПО от 22.01.2016 N Ф06-4506/2015 по делу N А72-16514/2014).
Судом было установлено, что общество в проверяемом периоде осуществило модернизацию ОС, после которой остаточная стоимость основных средств была увеличена на затраты, связанные с проведением модернизации, что подтверждается данными бухгалтерского учета. Поскольку характер работ по модернизации ОС не повлиял на их СПИ, общество определяло амортизацию исходя из остаточной стоимости ОС (увеличенной на затраты на модернизацию) с учетом оставшегося СПИ.
Налоговая инспекция придерживалась подхода, изложенного в вышеперечисленных Письмах Минфина, а потому с обществом не согласилась, пересчитала сумму амортизационных отчислений и, соответственно, доначислила налог на прибыль.
Однако арбитры поддержали налогоплательщика, отметив следующее.
В соответствии с нормами гл. 25 НК РФ модернизация ОС не влечет неизбежного увеличения его СПИ. Одним из основных принципов для учета такого имущества является списание стоимости ОС на затраты посредством начисления амортизации в течение периода использования этого объекта для коммерческих целей. Данный период определяется налогоплательщиком самостоятельно. Если в результате модернизации основных средств их СПИ не изменился, то налогоплательщик учитывает всю стоимость такого ОС в течение оставшегося СПИ, увеличивая сумму его ежемесячной амортизации.
Судьи пришли к выводу, что п. 2 ст. 257 и п. 1 ст. 258 НК РФ устанавливается порядок определения амортизации с учетом изменившейся первоначальной стоимости объекта и оставшегося СПИ и, как следствие, изменения нормы амортизации для модернизированных ОС.
Аналогичное мнение высказано и в Постановлениях ФАС МО от 06.04.2011 по делу N КА-А40/2125-11, от 21.09.2010 по делу N КА-А40/10411-10, ФАС ВВО от 07.05.2008 по делу N А29-6646/2007.
Поясним применение этого подхода на примере.

Пример 2. Воспользуемся данными примера 1.
Остаточная стоимость ОС с учетом затрат на модернизацию составила 665 000 руб.

Модернизация основных средств — бухгалтерский и налоговый учет

(610 000 — 250 000 + 305 000).
Оставшийся СПИ равен 36 месяцам. K = 1 / 36 мес. x 100% = 2,7778%.
Сумма амортизации в месяц — 18 472 руб. (665 000 руб. x 2,7778% / 100%).
Амортизация будет начисляться до конца срока полезного использования, и после его окончания суммы недосписанной амортизации не останется.

Итак, на сегодняшний день существует два подхода к начислению амортизации после модернизации ОС, в результате которой СПИ остается неизменным. Если организация выберет второй, ей не избежать споров с налоговыми органами. Однако, как показывает арбитражная практика, у нее довольно высокие шансы отстоять свою правоту в судебном порядке (если цена вопроса велика и у компании есть желание судиться с налоговой).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации»

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — «токены», «криптовалюта» и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 «Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)»

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам.

12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ»

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 «»Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 «О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

В центре внимания:

Администрация муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области (место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640; далее — администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее — управление, УФАС) от 19.01.2017 по делу N 64-03-221-РЗ/17 и вынесенного на основании этого решения предписания УФАС от 19.01.2017 по тому же делу.

Дата размещения статьи: 13.03.2018

Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

Дата размещения статьи: 15.01.2018

Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Главная — Статьи

Срок использования меняется не всегда

Согласно пункту 2 статьи 257 Налогового кодекса РФ, первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, модернизации, реконструкции.

К достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения объекта, повышенными нагрузками, другими новыми качествами. А реконструкцией считается переустройство существующих объектов.
В результате капитальных работ объект основных средств может изменить свое назначение или существенно повысить производственные качества. А значит, может быть пересмотрен срок, в течение которого организация планирует в дальнейшем эксплуатировать объект.
По статье 258 Налогового кодекса РФ налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования объекта после даты ввода его в эксплуатацию в случае его реконструкции, модернизации или технического перевооружения.

Но учтите: увеличение в налоговом учете срока полезного использования основных средств после реконструкции, модернизации, технического перевооружения – это право, а не обязанность организации (письмо Минфина России от 2 марта 2007 г. № 03-03-06/1/146). Причем увеличить срок полезного использования объекта можно лишь в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено данное основное средство. То есть даже в тех случаях, когда после модернизации изменилось технологическое или служебное назначение актива.

Такого же мнения придерживается и Минфин России в письме от 3 октября 2013 г. № 03-03-06/1/40974.

Амортизация после модернизации

Поэтому начисление амортизации следует продолжать, используя прежний механизм, до полного погашения измененной первоначальной стоимости (в том числе за пределами установленного срока полезного использования).

Примечательно, что такой же совет дает Минфин России (письма от 5 февраля 2013 г. № 03-03-06/4/2438, от 5 апреля 2012 г. № 03-03-06/1/181) и для тех случаев, когда модернизируется полностью самортизированное основное средство. Сама стоимость модернизации основного средства будет амортизироваться по тем нормам, которые были определены при введении основного средства в эксплуатацию.

Хотя чуть ранее, в письме от 26 сентября 2012 г. № 03-03-06/1/503, финансисты утверждали, что при увеличении срока полезного использования объекта после модернизации его остаточную стоимость следует продолжать амортизировать по нормам, которые определены с учетом увеличившегося срока полезного использования основного средства. Но в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство. И только в случае уменьшения срока полезного использования после модернизации норма амортизации должна приниматься такой же, как и при принятии основного средства на налоговый учет.

По мнению автора, при увеличении срока полезного использования норма амортизации основного средства все же должна быть пересчитана. Рассмотрим расчет амортизации модернизированного объекта на примерах.

Пример
Первоначальная стоимость основного средства (учебного оборудования) – 118 500 руб. Объект включен в третью амортизационную группу со сроком полезного использования 37 месяцев. Амортизация начисляется линейным методом. Срок фактического использования до модернизации – 24 месяца. Расходы на модернизацию – 50 000 руб., срок полезного использования после модернизации не изменился. Норма амортизации при принятии объекта на налоговый учет равна 2,7 процента (1 : 37 мес. х 100%). Ежемесячная сумма амортизации до модернизации составляла 3199,50 руб. (118 500 руб. х 2,7%).

Примечание. Некоторые арбитры считают, что если срок полезного использования объекта не увеличился, то амортизировать его после модернизации можно исходя из остаточной стоимости (постановление ФАС Московского округа от 3 июня 2009 г. № КА-А40/4667-09).

Остаточная стоимость объекта до модернизации – 41 712 руб. (118 500 руб. – 3199,50 руб. х 24 мес.).
Если бы не модернизация, то объект был бы полностью самортизирован через 13 мес. (37 – 24).
Рассчитаем срок амортизации после модернизации. Он составит 52,6 месяцa ((118 500 + 50 000) : 3199,5).
После модернизации учебное оборудование будет полностью самортизировано:

  • в бухгалтерском учете в течение 13 месяцев ((118 500 – 3199,5 х 25 + 50 000) : (37 – 24);
  • в налоговом учете в течение 28,6 месяцa (52,6 – 24).

То есть срок амортизации увеличится на 15,6 месяцa (52,6 – 37), хотя срок полезного использования не увеличивался.

Ноябрь 2013 г.

Как в программе 1С 8.3 Бухгалтерия 3.0 сформировать документы — модернизация основного средства?

Под модернизацией основных средств в 1С 8.3 понимается изменение их первоначальных свойств.

Поступление объекта ОС для модернизации

Сначала нужно оформить покупку этого двигателя. Поступление оформляется обычным документом поступления, только вид операции нужно выбрать «Объект строительства»:

Заполняем необходимые реквизиты:

  • Организацию
  • Контрагента
  • Договор
  • В табличной части 1С выбираем объект строительства. По умолчанию (по крайней мере, в моей базе данных) в разделе «Справочники» справочник «Объекты строительства» отсутствует. Его нужно добавить в выбранные команды. Заходим в меню «Справочники» и нажимаем кнопку настроек:

В выпадающем списке нажимаем настройку навигации.

Откроется окно с двумя панелями. В левой находим справочник «Объекты строительства» и переносим его в правую панель:

Теперь можно внести в справочник наш двигатель. Назовем его «Двигатель БМ-500».

Если модернизация основных средств проводится не часто, можно поступить проще.

В табличной части вновь созданного документа поступления объекта строительства нажимаем кнопку «Добавить». Добавится новая строка документа. В столбце «Объект строительства» выбираем «Показать все»:

Откроется справочник «Объекты строительства», там заносим новый объект и выбираем в документ.

  • Теперь добавим на вкладке «Услуги» услугу по установке двигателя. Здесь никаких хитростей нет, услуга выбирается из справочника «Номенклатура», указывается количество и стоимость. Единственный момент – это счет затрат. По умолчанию он встает 26. Нужно, чтобы услуга была включена в стоимость модернизации. Поэтому меняем вручную счет затрат на 08.03.

Проводим документ. Должны сформироваться следующие проводки:

Стоимость двигателя и услуги по его установке собирается на счете 08.03.

Модернизация основного средства в 1С

Модернизация производится документом «Модернизация ОС». Попасть в список документов модернизации можно через меню «ОС и НМА».

Нажимаем кнопку «Создать» и заполняем шапку документа.

Ниже выбираем объект строительства и счет учета актива 08.03. Нажимаем кнопку «Рассчитать сумму». Программа должна просуммировать стоимость двигателя и стоимость его замены. Вышло:

На закладке «Основные средства» указываем основное средство, которое модернизируем и нажимаем кнопку «Распределить». Программа сама проставит суммы:

Проводим документ и смотрим проводки в 1С по модернизации ОС:

Как видно, стоимость основного средства увеличилась на 32 000 рублей.

По материалам: programmist1s.ru

Вопрос: Организация в переходный период в 2002 году списала остаточную стоимость основного средства на расходы, поскольку ОС было меньше 10000руб. и в НУ подлежало отнесению на расходы. До 2014г. ОС находится в организации, работает, но в НУ амортизация не начисляется, срок полезного использования, поставленный для расчет амортизации — «0».

В 2014 году произведена модернизация этого ОС на 200000 руб. и к тому же увеличен срок эксплуатации данного объекта на 71 мес. Срок использования ОС, который был установлен до списания остаточной стоимости объекта в НУ, был равен 109 мес.

Какую норму (срок) амортизации применить в налоговом учете для вышеперечисленного объекта с 2014 года?

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 256 Налогового кодекса РФ амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

С 01.01.2011 амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью свыше 40 000 руб. До вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ с 01.01.2008 первоначальная стоимость должна составлять более 20 000 руб. До 01.01.2008 — более 10 000 руб.

П. 9 ст. 258 НК РФ предусмотрено, что амортизируемое имущество принимается на учет по первоначальной стоимости, определяемой в соответствии со ст. 257 НК РФ.

В силу п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

Аудитор обращает внимание, что расходы на приобретение основных средств первоначальной стоимостью менее суммы, установленной п. 1 ст. 256 НК РФ, учитываются для целей налогообложения прибыли в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

Позиция контролирующих органов по данному вопросу сводится к следующему: Минфин России считает, что поскольку стоимость такого объекта уже учтена в целях налогообложения, то затраты на его модернизацию также следует отнести к текущим расходам отчетного (налогового) периода. При этом включить такие затраты можно в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Такая позиция, основана на том, что если по подобным объектам не формируется первоначальная стоимость (расходы на приобретение имущества сразу списываются в состав материальных расходов), то и увеличивать нечего. Поэтому налогоплательщики вправе списать расходы на модернизацию таких объектов как прочие расходы, руководствуясь пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Таким образом, если организация провела модернизацию имущества, стоимость которого ранее составляла менее 40 000 руб. (до 2011 г. — менее 20 000 руб., до 2008 г.

Срок амортизации при модернизации объекта

— менее 10 000 руб.) и была списана единовременно, то расходы на модернизацию также можно списать единовременно (независимо от их размера). Данная позиция изложена в Письмах Минфина России от 04.10.2010 N 03-03-06/1/624, от 25.03.2010 N 03-03-06/1/173, от 02.04.2009 N 03-03-06/2/74, от 15.01.2009 N 03-03-06/1/16, УФНС России по г. Москве от 30.09.2010 N 16-15/102337@.

Однако, по нашему мнению, в рассматриваемом случае риски претензий со стороны контролирующих органов в полной мере исключать нельзя в силу следующего:

— Исходя из запроса затраты на модернизацию основного средства в бухгалтерском учете будут формировать (изменять) первоначальную стоимость объекта с оформлением соответствующей документации, исчислением «новой» величины амортизации. Данный факт может вызвать вопросы со стороны контролирующих органов в части аналогичного отражения в налоговом учете.

— приведенные выше письма носят рекомендательный характер. Их отсутствие на сайте ФНС России в разделе «Разъяснения обязательные к применению» может говорить об иной позиции налоговых органов (в отличие от Минфина России). Официальные разъяснения ФНС России по данному вопросу на сегодняшний день отсутствуют. Примеры арбитражной практики аудитором так же не установлены.

Таким образом, принимая во внимание приведенный выше аспект, организации необходимо принять решение по вопросу отражения затрат на модернизацию объекта, стоимость которого ранее правомерно признана в составе материальных расходов.

Если организация будет придерживаться позиции, высказываемой Минфином России, то следует быть готовыми к решению вопроса в спорном порядке.

Если по рассматриваемому вопросу Общество примет решение об амортизации в налоговом учете расходов на модернизацию, срок полезного использования такого объекта рекомендуется определять по аналогии с модернизацией полностью самортизированного основного средства. Стоимость произведенной модернизации основного средства в таком случае будет амортизироваться по тем нормам, которые были определены при введении этого основного средства в эксплуатацию. При этом налогоплательщик должен включить объект основных средств в ту амортизационную группу, к которой относится данный объект в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 (Письма от 05.04.2012 N 03-03-06/1/181, от 03.11.2011 N 03-03-06/1/714, от 23.09.2011 N 03-03-06/2/146, от 27.12.2010 N 03-03-06/1/813, от 10.09.2009 N 03-03-06/2/167).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *