Срок действия товарного знака

1. Как зарегистрировать товарный знак в России?

В Разделе «Российские товарные знаки» Библиотеки интеллектуальной собственности Вы найдете ответы на самые распространенные вопросы, связанные с регистрацией товарного знака и торговой марки в России. В нем подробно рассмотрены порядок регистрации, моменты, на которые следует обратить особое внимание, а также финансовые и временные затраты. Информация будет полезна всем, кто интересуется правовым регулированием средств индивидуализации в России.
Если Вы не найдете ответ на интересующий вопрос, предлагаем поискать его в других, более специальных разделах Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP, или обратиться за юридической консультацией.

  1. Как зарегистрировать товарный знак в России?
  2. На что обратить внимание при заполнении заявки на регистрацию товарного знака?
  3. Что такое Международная классификация товаров и услуг (МКТУ)?
  4. Пошлины за регистрацию российского товарного знака.
  5. Приоритет товарного знака.
  6. Этапы регистрации товарного знака.
  7. Отказ в регистрации товарного знака. Что делать?
  8. Какой документ удостоверяет исключительное право на товарный знак?

Функции по государственной регистрации российских товарных знаков возложены на Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент), хотя значительная часть работы выполняется подведомственным Роспатенту учреждением — Федеральным институтом промышленной собственности (ФИПС). Заявка на регистрацию товарного знака может быть подана в печатном или электронном виде (при наличии квалифицированной электронной подписи) непосредственно в пункт приема заявок Роспатента, по почте или по факсу с последующим предоставлением оригиналов документов.

Однако процедуру регистрации было бы неправильно сводить только к подаче заявки. Регистрация российских товарных знаков — сложный и длительный процесс, который включает не только рассмотрение заявки Роспатентом, но и серьезную подготовительную работу. Порядок регистрации (идеальный вариант) наглядно представлен на схеме:

2. На что обратить внимание при заполнении заявки на регистрацию товарного знака?

Заполнение заявки на регистрацию российского товарного знака работа не трудная, но кропотливая. После подачи некоторые сведения уже нельзя будет исправить, а за изменение других, в т.ч. для исправления ошибок, придется заплатить дополнительную пошлину в размере 4 900 рублей. Но помимо внимательности в целом рекомендуется обдумать заполнение следующих граф заявки:

А) Описание товарного знака. Описание не должно быть слишком кратким, как и слишком длинным. В описании должен быть указан вид заявляемого обозначения и лаконично описаны все его элементы (словесный, изобразительный). Лучше всего составлять описание из коротких фраз и предложений. Ниже пример описания знака обслуживания «SUMIP»:

Заявленное обозначение является словесным. Представлено словом «SUMIP»; пишется на английском языке; все буквы заглавные; является вымышленным; образовано путем соединения слова «SUM», означающего на латыни «быть, существовать», и «IP» — интеллектуальная собственность. Транслитерация буквами русского алфавита — «сумайпи». Обозначение семантически нейтрально в отношении заявленных услуг.

Б) Цвета. Указываются, если обозначение не является черно-белым. Обязательно перечисление всех используемых цветов, иначе придется отвечать на запрос экспертизы и вносить изменения в заявку. Пишутся только те цвета, которые есть на направляемых в Роспатент изображениях.
В) Неохраняемые элементы. Указываются элементы, которые в соответствии с законодательством не обладают различительной способностью. Подробнее об этом написано .
Г) Приоритет. По общему правилу, не заполняется, все клетки остаются пустыми.

Отдельной частью заявки является перечень товаров и услуг, в отношении которых испрашивается правовая охрана. Ему посвящен следующий параграф.

3. Что такое Международная классификация товаров и услуг (МКТУ)?

Международная классификация товаров услуг (МКТУ) — это документ, который разрабатывает ВОИС в соответствии с Ниццким соглашением о международной классификации товаров и услуг для регистрации товарных знаков 1957 года. Он включает перечень товаров и услуг, разделенный в настоящее время на 45 классов, и служит для унификации подходов, применяемых в разных странах. Это особенно важно для международной регистрации товарного знака. Однако российские товарные знаки также классифицируются в соответствии с международной классификацией. МКТУ периодически пересматривается в связи с развитием технологий и торгового оборота, сейчас действует 10-я редакция

Какого значение МКТУ? Каждый товарный знак регистрируется для определенных товаров и услуг. Их перечень указывается в заявке на регистрацию и после подачи не может быть увеличен. Унифицированные термины (наименования товаров) позволяет избежать двусмысленных формулировок при проведении экспертизы и защите товарного знака. Разделение перечня товаров на классы, кроме того, упрощает проведение экспертизы.

7. Отказ в регистрации товарного знака. Что делать?

Отказ в регистрации товарного знака может быть предварительным и окончательным. Предварительный отказ в регистрации — это получение уведомления об отрицательных результатах экспертизы заявленного обозначения. С момента направления указанного уведомления у заявителя есть 6 месяцев на ответ. Как правило, возможны следующие варианты ответа на предварительный отказ:

  • ограничение перечня товаров и услуг;
  • получение согласия правообладателя сходного до степени смешения товарного знака, который был противопоставлен экспертизой;
  • уступка прав по заявке на товарный знак, если она может снять основания для отказа;
  • мотивированный ответ со ссылками на действующее законодательство, опровергающий выводы эксперта.

Окончательный отказ сопровождается решением об отказе в регистрации товарного знака. Это решение может быть обжаловано в течение 3-х месяцев в Палате по патентным спорам. Обжалование происходит путем подачи возражения. Соответственно, по результатам рассмотрения возражение принимается решение о его удовлетворении ли отказе в удовлетворении.

В свою очередь решение Палаты по патентным спорам может быть обжаловано в суд в течение 3-х месяцев. К сожалению, этой возможностью пользуются не так часто, хотя известно, что суды менее консервативны в вопросах регистрации товарных знаков, чем члены Палаты по патентным спорам. Кроме того, в суде по-другому распределяется бремя доказывания, и именно Роспатент обязан доказать законность принятого решения, что упрощает задачу заявителя.

Ответственность за использование незарегистрированного товарного знака

Ответственности за отсутствие регистрации нет. Она дает только право выставлять требования к третьим лицам.

У Вас, как у правообладателя, исключительное право на товарный знак возникает с момента регистрации в Роспатенте. При этом действие исключительного права исчисляется с момента подачи заявки на регистрацию товарного знака (см. постановление Суда по интеллектуальным правам от 04.07.2016 г. № А45-19630/2015).

Гость, знакомьтесь — Правобот!

Интеллектуальный сервис для подбора судебной практики. Думает, как юрист, только быстрее.

Познакомиться поближе

То есть, производить товары Вы можете уже сейчас. Но чтобы никто не смог использовать аналогичные обозначения, необходимо провести регистрацию товарного знака. После такой регистрации Вы сможете предъявить претензии третьим лицам, которые использовали аналогичные обозначения с момента подачи заявки.

***

Рекомендация. Как зарегистрировать товарный знак

«По закону исключительное право на товарный знак признают и охраняют только в случае, если объект прошел государственную регистрацию (п. 1 ст. 1477, ст. 1480 ГК РФ). Регистрацию проводит Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент). По результатам она выдает свидетельство на товарный знак. В роли заявителя, т. е. лица, которое намеренно зарегистрировать товарный знак и получить свидетельство на него, может выступать юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (ст. 1478, п. 1 ст. 1492 ГК РФ).

Для регистрации товарного знака необходимо:

  • составить заявку на государственную регистрацию товарного знака (далее – заявка на товарный знак);
  • оплатить госпошлину за регистрацию заявки и проведение экспертизы;
  • представить заявку в Роспатент;
  • дождаться ответа от Роспатента и оплатить госпошлину за регистрацию товарного знака.
  • Знак обслуживания регистрируют так же, как и товарный знак».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>

Что будет с товарным знаком при реорганизации компании?

При реорганизации компании право на товарный знак приобретает правопреемник реорганизованной компании (ст. 1241 ГК РФ). Это происходит так же, как и при наследовании, то есть без заключения договора. При слиянии право перейдет к новому юридическому лицу, при присоединении — к тому, к которому присоединилась организация, при преобразовании — к юридическому лицу с новой организационно-правовой формой (ст. 58 ГК РФ). Только при разделении или выделении товарный знак переходит сразу к нескольким лицам. Это определяется передаточным актом. Тогда новые владельцы могут зарегистрировать коллективный товарный знак (ст. 1510 ГК РФ).

Произошедшие при реорганизации изменения нужно зарегистрировать в Роспатенте. В качестве подтверждения Вы вправе предоставить выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Но это необязательно, потому что Роспатент может запросить такие сведения самостоятельно.

Важно, что правовая охрана знака может быть прекращена по иску заинтересованного лица, если будет доказано, что переход товарного знака вводит потребителей в заблуждение (Постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 11 декабря 2014 г. № С01-996/2014).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *