СПб юрист

Бесплатная юридическая помощь оказывается жителям Ленинградской области в соответствии с федеральным законом от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и законом Ленинградской области от 18.04.2012 № 29-оз «О гарантиях реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи на территории Ленинградской области».
Кто предоставляет бесплатную юридическую помощь в Ленинградской области?
В рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в Ленинградской области бесплатная юридическая помощь предоставляется:
1) органами исполнительной власти Ленинградской области, которые указаны в приложении 1 к постановлению Правительства Ленинградской области от 07.03.2013 № 65 «Об оказании бесплатной юридической помощи на территории Ленинградской области», а также подведомственными этим органам государственными учреждениями,
2) адвокатами, которые включены в список адвокатов, участвующих в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в Ленинградской области в текущем календарном году.
Где найти список адвокатов, к которым можно обратиться за бесплатной юридической помощью?
Список адвокатов, участвующих в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в Ленинградской области в 2019 году.
Все ли категории граждан имеют право получить бесплатную юридическую помощь?
На получение бесплатной юридической помощи имеют право:
1. граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Ленинградской области, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума;
2. инвалиды I и II группы;
3. ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;
4. дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;
5. лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;
6. усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;
7. граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;
8. несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

9. граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом РФ от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
10. граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;
11. граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:
а) супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;
б) дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;
в) родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;
г) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
д) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;
е) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации
Право на получение всех видов бесплатной юридической помощи дополнительно имеют граждане, проживающие на территории Ленинградской области, и граждане без определенного места жительства, имевшие последнюю регистрацию по месту жительства в Ленинградской области, которые относятся к следующим категориям:
1. граждане, среднедушевой доход семей которых ниже двукратной величины прожиточного минимума на душу населения, установленного Правительством Ленинградской области, а также одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже указанной величины;
2. инвалиды III группы;
3. граждане старше 70 лет на дату обращения за получением бесплатной юридической помощи;
4. женщины, имеющие ребенка (детей) в возрасте до трех лет на дату обращения за получением бесплатной юридической помощи, если они обращаются за бесплатной юридической помощью: в случае отказа работодателя заключить с ними трудовой договор в нарушение гарантий, установленных Трудовым кодексом РФ; по вопросам восстановления на работе, взыскания невыплаченной заработной платы, в том числе за время вынужденного прогула, иных сумм, начисленных работнику, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя; по вопросам назначения и взыскания пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком; по вопросам установления отцовства, взыскания алиментов на несовершеннолетнего ребенка (детей); по вопросам лишения родительских прав;
5. беременные женщины, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам взыскания невыплаченной заработной платы, в том числе за время вынужденного прогула, и иных сумм, начисленных работнику, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя, а также назначения и взыскания пособий по временной нетрудоспособности;
6. члены многодетных (приемных) семей — родители (приемные родители, усыновители), воспитывающие трех и более детей, в том числе усыновленных и(или) приемных, если детям на дату обращения за получением бесплатной юридической помощи не исполнилось 18 лет;
7. граждане, оказавшиеся (находящиеся) в трудной жизненной ситуации (в экстренных случаях, указанных в постановлении Правительства Ленинградской области);
8. реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с получением мер социальной поддержки и реабилитацией.
ЗАЯВЛЕНИЕ об оказании бесплатной юридической помощи
В каких случаях адвокат вправе не оказывать бесплатную юридическую помощь?
Если гражданин не может документально подтвердить свое право на бесплатную юридическую помощь, то Адвокат вправе не оказывать такому гражданину юридическую помощь бесплатно.
В соответствии с положениями ч.2 ст.21 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в РФ» бесплатная юридическая помощь гражданину, имеющему право на получение такой помощи, Адвокатом не оказывается, если такой гражданин:
1) обратился за бесплатной юридической помощью по вопросу, не имеющему правового характера;
2) просит составить заявление, жалобу, ходатайство или другой документ правового характера и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующих требований;
3) просит составить заявление в суд и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при наличии установленных законодательством РФ препятствий к обращению в суд, государственный или муниципальный орган, организацию.
Адвокаты не оказывают бесплатную юридическую помощь гражданину, если прокурор в соответствии с федеральным законом обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов этого гражданина.
Если Адвокатом принято решение о невозможности оказания бесплатной юридической помощи гражданину, имеющему право на получение такой помощи, то в соответствии с ч.3 ст.21 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в РФ» Адвокат обязан выдать обрившемуся к нему гражданину заключение о невозможности оказания ему бесплатной юридической помощи.
Не удовлетворен качеством оказанной мне бесплатной юридической помощи. Куда я могу пожаловаться на адвоката?
Если гражданин считает, что Адвокат неправомерно отказал ему в предоставлении бесплатной юридической помощи, или не удовлетворен качеством такой помощи, то он вправе обратиться с жалобой в комитет по социальной защите населения Ленинградской области либо сразу в Адвокатскую палату Ленинградской области (191187, г.Санкт-Петербург, ул.Гагаринская, д.6А, офис 6, официальный сайт: http://aplo.spb.ru, тел.: (812)275-73-55, факс: (812)273-00-86, e-mail: aplo@list.ru).
В жалобе рекомендуется указать фамилию, имя и отчество адвоката, точную дату и место встречи с ним, а также изложить вопрос, с которым гражданин обратился к адвокату, и претензии к адвокату. К жалобе также рекомендуется приложить копии документов, подтверждающих право гражданина на бесплатную юридическую помощь (см. ст.5 закона Ленинградской области «О гарантиях реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи на территории Ленинградской области»).

В соответствии с п.9 ч.3 ст.31 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» жалобы на действия (бездействия) адвокатов рассматривает Советом Адвокатской палаты Ленинградской области.

Не все люди располагают достаточными средствами для оплаты труда адвокатов. Но и в этих случаях помощь адвоката может быть доступна. Защитник в уголовном деле может быть назначен органом дознания, следствием или судом. Оплата труда защитника по назначению производится из государственного бюджета. По гражданским делам, в случаях, когда гражданин не имеет возможности оплатить труд адвоката по представлению своих интересов в суде, он может получить качественную профессиональную консультацию за сравнительно небольшие деньги. Адвокат поможет составить необходимые документы и подскажет, как вести себя в судебном заседании.

Кроме того, в соответствии с законодательством Санкт-Петербурга некоторые категории граждан имеют право на бесплатную юридическую помощь.

Бесплатная юридическая помощь, в соответствии с законом «О предоставлении бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан в Санкт-Петербурге», предоставляется пяти категориям петербуржцев.

Первая категория: граждане, среднедушевой доход семей которых ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающие граждане, с доходами ниже указанной величины, в следующих случаях:

  • по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;
  • по вопросам, связанным с назначением пенсий и пособий;
  • гражданам, пострадавшим от политических репрессий, — по вопросам, связанным с реабилитацией.

Граждане, вышеуказанной категории для получения направления на предоставление бесплатной юридической помощи обращаются в отдел социальной защиты населения администрации района Санкт-Петербурга по месту жительства (ОСЗН) и представляют следующие документы:

  • заявление о предоставлении направления на получение бесплатной юридической помощи (далее — заявление о выдаче направления) по форме, утвержденной Комитетом по труду и социальной защите населения;
  • копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина;
  • справки о размере доходов за три последних месяца с места работы каждого работающего члена семьи, пособия по безработице, пенсии, дополнительного материального обеспечения, стипендии, пособий на детей и иных ежемесячных выплат, имеющихся у членов семьи.

Направление является основанием для получения гражданами, относящимися к льготной категории граждан, бесплатной юридической помощи и действует в течение трех месяцев со дня получения направления.

Вторая категория: несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Третья категория: выпускники детских домов, домов-интернатов (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей) в возрасте до 23 лет.

Четвертая категория: инвалиды. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида при наличии в ней записи о нуждаемости в оказании юридической помощи согласно заключению федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы по вопросам реабилитации.

Пятая категория: ветераны Великой Отечественной войны — по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью.

Граждане, вышеуказанных категорий обращаются для получения бесплатной юридической помощи непосредственно в организации, указанные в перечне адвокатских образований, предоставляющих бесплатную юридическую помощь отдельным категориям граждан в Санкт-Петербурге и представляют следующие документы, в зависимости от статуса:

  • заявление о предоставлении бесплатной юридической помощи по форме, утверждаемой Комитетом;
  • копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина;
  • уведомление руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, подтверждающее нахождение несовершеннолетнего в соответствующем учреждении;
  • документы, подтверждающие статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • справку об установлении инвалидности, выдаваемую федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы;
  • индивидуальную программу реабилитации инвалида при наличии в ней записи о нуждаемости в оказании юридической помощи согласно заключению федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы по вопросам реабилитации;
  • копию удостоверения ветерана Великой Отечественной войны;
  • в качестве документа, подтверждающего место жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста, — справку о регистрации по месту жительства (форма 9).

Льготные категории граждан могут реализовывать право на бесплатную юридическую помощь через своих представителей при предъявлении необходимых документов, а также документов, удостоверяющих личность и полномочия представителей.

Льготным категориям граждан, нуждающимся в постороннем уходе, при наличии медицинского заключения, бесплатная юридическая помощь предоставляется с выездом к гражданину по месту жительства.

В Международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург» приём граждан, относящихся к перечисленным в законе категориям, осуществляется еженедельно каждый четверг с 12.00 до 18.00 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Гагаринская, дом 6 «а», 3 этаж.

Таким образом, каждый гражданин может получить профессиональную юридическую помощь по соглашению с адвокатом, по назначению органов дознания, следствия или суда, а также в соответствии с законодательством Санкт-Петербурга.

Практикующие юристы и адвокаты окажут бесплатную юридическую помощь жителям Ивановской области.
27 сентября 2019 года Ивановским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» совместно с Центром правового просвещения при Управлении Минюста России по Ивановской области проводится акция «Единый день бесплатной юридической помощи».

В сентябре к участию в акции присоединятся адвокаты – Негосударственный центр бесплатной юридической помощи «Адвокаты – гражданам», нотариусы –

Негосударственный центр бесплатной юридической помощи гражданам, а также три юридические клиники при учебных организациях высшего образования.

Юристы Центра бесплатной юридической помощи Ивановского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» в этот день бесплатно проконсультируют граждан по всем правовым вопросам, за исключением вопросов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и вопросов, связанных с осуществлением защиты в уголовном судопроизводстве.

Прием граждан будет проводиться 27 сентября 2019 года по следующим адресам:

— Юридическая фирма «Консалт» Сорокины и партнеры с 10.00 до 16.00. г. Иваново, ул. Велижская, д. 8, этаж 3 тел. 8(4932)29-09-09. Категория вопросов: оформление прав на объекты недвижимого имущества; сделки с недвижимостью; банкротство; вопросы жилищно-коммунального хозяйства; защита прав потребителей; налогообложение.

— Адвокатский кабинет Анохина Дениса Геннадьевича с 9.00 до 18.00 г. Иваново, ул. Жиделева, д. 21 офис 307 этаж 3, тел. 8(903)632-74-44. Категория вопросов: ведение гражданских и семейных споров, автоюристы, решение жилищных и трудовых споров, ведение административных дел и дел по наследству, защита прав должников.

— Ивановский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации с 10.00 до 16.00. г. Иваново, ул. Жиделева, д. 8, тел. 8(4932) 30-06-86. Категория вопросов: жилищные и семейные; гражданское право, вопросы пенсионного страхования; вопросы защиты прав потребителей.

В Центре правового просвещения при Управлении Минюста России по Ивановской области с 10.00 до 13.00 можно получить консультацию адвоката, с 13.00 до 15.00 представителей налоговой службы и Управления Росреестра по Ивановской области.

Центр бесплатной юридической помощи гражданам при Ивановской областной нотариальной палате также 27 сентября 2019 года откроет свои двери желающим получить консультацию по вопросам нотариальных действий. Прием граждан будет проводиться с 10.00 до 16.00 по адресу: г. Иваново, ул. Крутицкая, д. 35 (тел. 56-22-99). Участие в акции также примут нотариусы в

п. Лежнево с 8.30 до 12, тел. 8(49357)2-11-62,

г. Наволоки с 9.00 до 16.00 тел. 8(49331)9-74-97,

г. Шуя с 9.00 до 15.00 тел. 8(49351)4-11-76,

в п. Лух с 10.00 до 16.00 тел. 8(906)619-77-74.

Юридическая клиника Ивановского филиала ЧОУ ВО «Институт управления» организует прием граждан по оказанию бесплатной юридической помощи с 10.00 до 16.00. по адресу: г. Иваново, ул. Ташкентская, 90 литер А5, кабинет 305.

Консультантами Юридической клиники Ивановского филиала Международного юридического института прием граждан будет проводиться с 9.00 до 14.00 часов по адресу: г. Иваново, 30-ый Микрорайон, д. 17а.

Обращаю внимание на недобросовестную, если не сказать более, юридическую фирму.
Имелся непростой вопрос , связанный с захоронением усопшей родственницы. На кладбище отказывали в захоронении. Требовалось вмешательство юриста. Сроки поджимали.
Обратились 09.12.2014 в Центр Правовой поддержки на Рубинштейна 36. Нас выслушали (Галина Лазаревна), записали необходимую информацию по нашему вопросу. Нами была написана Информационная записка с указанием всех необходимых сведений по существу вопроса, а также с указанием родственных связей и т.д. Далее фирма нам предоставила своего представителя –Михайлова Константина Андреевича . С фирмой был заключен договор на оказание услуг.
Сумма по договору составила 34200 руб, которые были оплачены нами в день заключения договора.
Фирма взяла сутки на подготовку к представлению наших интересов в администрации кладбища, а также в администрации района .
Представитель фирмы , юрист –Михайлов К.А. прибыл на место-Большеохтинское кладбище 11.12.2014.
Юрист сообщил, что он посмотрел некоторые законы касательно нашего вопроса.
При общении с юристом и с администрацией кладбища выяснилось, что данный юрист не только не подготовился, а именно не читал информационную записку, не вник в суть вопроса , не удосужился даже разобраться в родственных связях, но и не владел знаниями и подготовкой по существу вопроса.
Пытаясь в процессе решения вопроса внести сумятицу он давал нам то одни, то другие указания по тому , как нам надо поступать и что и где писать, чем доказал свой полный непрофессионализм и полное незнание дела.
Вопрос нам удалось решить самим, без данного юриста.
После завершения, как посчитал юрист, работы, нам был дан на подпись Акт о проделанной работе. Мы подписали его, указав , что юрист пришел на представление интересов неподготовленным.
После этого, а именно, 11го и 12го декабря нам поступило 2 звонка от представителей Центра Правовой поддержки (как они представились) со словами , что ситуация находится на контроле у директора. После этого никто с нами на связь не выходил.
17.12.14 Галиной Лазаревной нам было сообщено, что она уточнит информацию по вопросу и с нами свяжутся. Далее тишина полная.
В подтверждение всего вышеуказанного имеется полная запись всех переговоров как в офисе так и в администрации кладбища и телефонный разговоров.
Резюме-люди, пользуясь тяжелым положением клиентов, а также тяжелым психологическим состоянием последних оказали некачественные услуги, несоответствующие заявленным.
Похоже, что мы были обмануты данной компанией

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

О бесплатной юридической помощи: просто и понятно

Баймуханова Кадыржан Рысмухановна,

заместитель председателя Республиканской коллегии адвокатов,

член президиума Республиканской коллегии адвокатов.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

1. Что такое бесплатная юридическая помощь? Для кого она бесплатная и кто оплачивает расходы, связанные с ней?

Бесплатная юридическая помощь законодательством — это юридическая помощь, оказываемая физическим лицам на бесплатной основе, в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством Республики Казахстан.

Законы «Об адвокатской деятельности», «О гарантированной государством юридической помощи», Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный кодексы и Кодекс об административных правонарушениях подробно регламентируют круг лиц, которые вправе получить бесплатную юридическую помощь, и порядок ее предоставления. Обязанность по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи возложена на адвокатуру Казахстана. Труд адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь, оплачивается за счет средств государства.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

2. Почему государство должно оплачивать юридическую помощь гражданам? Какая от этого польза государству?

Право на получение юридической помощи — одно из фундаментальных прав, провозглашенных Конституцией Республики Казахстан. Обеспечение этого права — залог справедливого судебного разбирательства, защиты от необоснованного обвинения и осуждения, незаконного ограничения прав и свобод человека и гражданина. Поэтому для государства важно обеспечить право на защиту, если у обвиняемого нет средств для оплаты услуг адвоката. От эффективности обеспечения этого права зависят интересы правосудия и в целом имидж государства.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

3. Как решается вопрос оказания бесплатной юридической помощи в Казахстане?

Если обратиться к истории этого вопроса, то Положение об адвокатуре Казахской ССР оказание бесплатной юридической помощи и оплату труда адвокатов этих случаях полностью возлагало на коллегии адвокатов.

В настоящее время Законом Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности» оказание бесплатной юридической помощи возлагается на адвокатов, а коллегии адвокатов лишь принимают меры по обеспечению деятельности адвокатов. Круг лиц, которым юридическая помощь оказывается бесплатно, установлен статьей 6 Закона. К ним отнесены истцы по делам о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой; истцы и ответчики, являющиеся участниками Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним, военнослужащие срочной службы, инвалиды I и II групп, пенсионеры по возрасту. Однако указанные лица могут обратиться к помощи адвоката лишь в том случае, если рассматриваемый судом спор не связан с предпринимательской деятельностью.

Юридическую помощь могут получить бесплатно также и другие граждане, но только по вопросам взыскания алиментов, назначения пенсии и пособий, реабилитации, получения статуса беженца или оралмана.

Получить бесплатную юридическую помощь могут также и несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей. Если во всех перечисленных случаях Законом строго определен перечень вопросов, то для несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, какие-либо ограничения не установлены, поэтому они могут обращаться к адвокатам по любым интересующим их вопросам, без ограничения.

Случаи и круг лиц, которым адвокаты оказывают юридическую помощь бесплатно, определены также и Уголовно-процессуальным кодексом и Кодексом об административных правонарушениях.

Так, статья 67 Уголовно-процессуального кодекса устанавливает 11 случаев, когда участие защитника в производстве по уголовному делу обязательно. Не вдаваясь в подробности, отмечу, что на бесплатную юридическую помощь может претендовать любое лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении уголовного правонарушения. Для этого достаточно лишь сделать заявление, что он нуждается в помощи адвоката, но денег на оплату труда адвоката нет. В этом случае орган, ведущий уголовный процесс, обязан принять меры к назначению защитника через коллегию адвокатов или юридическую консультацию.

Аналогичный порядок назначения защитника установлен также и Кодексом об административных правонарушениях, с той разницей, что по делам этой категории участие адвоката обязательно лишь в 4-х случаях. Здесь также достаточно одного заявления о нуждаемости в помощи адвоката и отсутствии средств на оплату труда адвокатов, и защитник назначается через профессиональную организацию адвокатов.

В уголовном процессе обязательное участие адвоката предусмотрено также по представительству интересов определенного круга потерпевших. Это — несовершеннолетние, не владеющие языком судопроизводства, а также лишенные по своему физическому или психическому состоянию возможности самостоятельно защищать свои права и законные интересы. Здесь также достаточно заявления о том, что потерпевший или его законный представитель не может пригласить адвоката по собственному выбору из-за отсутствия средств для оплаты труда адвоката, и участие адвоката обеспечивается через профессиональную организацию адвокатов.

Что касается оплаты труда адвоката в указанных случаях, то законодательством предусматривается обязанность органа следствия или суда освободить гражданина полностью или частично от оплаты юридической помощи, наличии к тому оснований, и вынести постановление об оплате труда за счет государства. При этом не конкретизируется, какие основания должны наличествовать для полного или частичного освобождения гражданина от оплаты юридической помощи.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

4. Сколько это стоит государству? Каков размер бюджета на бесплатную юридическую помощь?

Бюджетные расходы для финансирования оплаты труда адвокатов устанавливаются законом о республиканском бюджете на трехлетний период и ежегодно корректируются при уточнении бюджета на текущий год. Сумма финансирования рассчитывается, исходя из размера минимальной заработной платы на текущий год. Так, Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2015-2017 годы» финансирование на текущий год установлено в пределах 1,3 млрд. тенге. Для кого-то эта сумма покажется огромной. Но если разделить эту сумму на количество адвокатов, оказывающих гарантированную государством юридическую помощь, то в среднем на одного адвоката приходится в пределах 50 тыс. тенге в месяц. Отсюда и ответ на следующий вопрос.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

5. Как можно обеспечить качество юридической помощи предоставляемой за счет средств государства? Какие наиболее эффективные меры существуют в этом направлении?

Обеспечение качества юридической помощи главным образом может быть достигнуто только лишь при материальной заинтересованности адвоката. Закон РК «О гарантированной государством юридической помощи» не устанавливает обязательность участия в оказании бесплатной юридической помощи всех адвокатов, в нем могут участвовать лишь желающие. Однако, на практике не все из них принимают участие в оказании такой помощи. А из числа адвокатов, включенных в список участвующих в оказании гарантированной государством юридической помощи, фактически принимают участие всего лишь 2371 адвокат.

Причиной этому, безусловно, являются низкие расценки оплаты труда адвокатов. Кроме того, отказ органами следствия и судами в оплате времени ожидания начала следственных действий, судебных разбирательств, отложения судебных процессов, посещения подзащитных в следственных изоляторах, ознакомления с материалами дела, составления различных документов, несмотря на их регламентацию действующим законодательством, отрицательно влияют как на оплату труда адвокатов, так и на качество юридической помощи.

Конечно, оплата труда адвоката не может быть равнозначной рыночной, поскольку это все-таки бюджетные средства. Тем не менее, проблема повышения размера оплаты имеется, и ее надо решать, если не сейчас, когда государство наше находится в сложном экономическом положении, то хотя бы в будущем. Поэтому я думаю, что это вопрос времени. Было время, когда часовая ставка труда адвоката составляла всего 200 тенге, и все же, несмотря на всякие трудности, эта проблема была решена.

Вместе с тем надо отдать должное тем адвокатам, даже из числа тех, кто не участвует в системе оказания гарантированной государством юридической помощи, а их большинство, все-таки оказывают юридическую помощь pro bono, то есть абсолютно без оплаты, иными словами на благо общества, всем, кто в ней нуждается.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

6. Кто в нашей стране является наиболее активным инициатором реформ в этой сфере?

Разумеется, активную роль в продвижении реформ в сфере оказания бесплатной юридической помощи является адвокатура. Так, вопрос о реформировании системы оплаты труда адвокатов за счет средств государства постоянно поднимается Республиканской коллегией адвокатов. Впервые такая инициатива была поддержана Правительством Республики Казахстан в 2010 году. Однако для ее реализации потребовались долгие четыре года, и лишь в рамках реализации Закона «О гарантированной государством юридической помощи» эта проблема нашла некоторое решение.

Так, с 1 января 2015 года размер оплаты за участие адвокатов по уголовным делам рассчитывается, исходя из тяжести предъявляемого обвинения. Так, при участии адвоката на досудебных стадиях и в судебных разбирательствах в качестве защитников лиц, подозреваемых, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, а также в качестве представителей лиц, потерпевших вследствие указанных преступлений, оплата производится из расчета 1/10 минимального размера заработной платы, устанавливаемого законодательством Республики Казахстан. Если осуществляется защита лиц, подозреваемых, обвиняемых в совершении тяжких преступлений, или представительство интересов лиц, потерпевших от указанных преступлений, оплата производится из расчета 1/15 минимального размера заработной платы, устанавливаемого законодательством Республики Казахстан. В остальных случаях участия адвоката в уголовном и гражданском процессах, по делам об административных правонарушениях, а также оказания юридической помощи в виде устного или письменного консультирования, составления различных документов правового характера оплата производится из расчета 1/21 минимального размера заработной платы, устанавливаемого законодательством Республики Казахстан.

Размер минимальной заработной платы ежегодно меняется в сторону увеличения, следовательно, увеличивается и размер оплаты. Однако все познается в сравнении. На постсоветском пространстве систему оплаты труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь, принято считать, если не самой лучшей, то одной из лучших. Если же сопоставить оплату труда казахстанских адвокатов с коллегами из дальнего зарубежья, то, конечно, нам надо еще долго и упорно добиваться улучшения в этой сфере.

Возвращаясь к вопросу о наиболее активных инициаторах реформ, необходимо отметить роль Министерства юстиции Республики Казахстан. По инициативе Министерства юстиции в 2013 году был принят Закон РК «О гарантированной государством юридической помощи». Несмотря на то, что закон имеет рамочный характер, в силу чего остались не решенными многие проблемы, в целом надо отдать должное тому, что он решил одну из главных проблем — установил единую бюджетную программу по оплате труда адвокатов и единого администратора этой бюджетной программы в лице Министерства юстиции как уполномоченного органа.

Министерством юстиции также поддержана инициатива Республиканской коллегии адвокатов об образовании рабочей группы по разработке проектов нормативных правовых актов, касающихся оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами, и возмещения расходов, связанных с защитой и представительством. В состав рабочей группы вошли адвокаты г. Астаны, Акмолинской области. В обсуждении проектов указанных документов принимали участие также и адвокаты г. Алматы и Актюбинской области. В настоящее время разработка указанных документов завершена. Приказ Министра юстиции «Об утверждении Правил оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатом, и возмещения расходов, связанных с защитой и представительством» опубликован в Информационно-правовой системе «Әділет». Обнародование двух других документов ожидается в ближайшее время.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

7. Какие проблемы существуют на сегодняшний день?

Проблемы есть, и их решение зависит от многих факторов, требующих как законодательного разрешения, так и совершенствования правоприменительной практики. В рамках настоящего интервью не представляется возможным изложить все из них, поэтому я хочу остановиться лишь на некоторых.

Как я отмечала выше, обеспечивая гражданам доступ к бесплатной юридической помощи по назначению, законодатель не требует проведения теста нуждаемости, поэтому проверка материального состояния лица, заявившего об отсутствии средств на оплату труда адвокатов, не проводится. Это приводит к искусственному завышению числа лиц, нуждающихся в бесплатной юридической помощи, особенно по уголовным делам. По состоянию на 1 июля 2015 года адвокаты принимали участие в качестве защитников в отношении более 70 процентов граждан по уголовным делам, хотя возможно многие из них могли оплатить услуги адвоката. Это приводит также и к неэффективному использованию государством бюджетных средств. Поэтому ежегодно ощущается недостаточность выделяемых бюджетных средств, в результате чего адвокаты не могут своевременно получить заработную плату. В настоящее время после уточнения республиканского бюджета состояние с оплатой в определенной мере стабилизировалось.

До недавнего времени законодательством не решался вопрос о предоставлении лицу, не имеющему формального статуса подозреваемого или обвиняемого, права на получение квалифицированной юридической помощи. В новом Уголовно-процессуальном кодексе лицо, не имеющее формального статуса подозреваемого или обвиняемого, обозначено как свидетель, имеющий право на защиту. При этом статья 68 указанного кодекса, обязывает орган, ведущий уголовный процесс, обеспечить такому свидетелю, по его просьбе, участие защитника по назначению коллегии адвокатов или ее структурного подразделения на основании соответствующего постановления органа следствии или суд. Это касается и тех случаев, когда участие избранного или назначенного защитника невозможно в течение длительного (не менее пяти суток) срока.

Однако вопрос об оплате труда адвоката в случае отсутствия у такого свидетеля средств остался нерешенным. По этому поводу шла долгая дискуссия при разработке вышеуказанных нормативных актов, в результате чего пришли к выводу, что этот вопрос требует проработки в рамках кодекса, а не подзаконных нормативных актов.

С 1 января 2016 года вводится в действие новый Гражданский процессуальный кодекс, в котором предусматривается проведение адвокатами партисипативной процедуры. С этого периода вводится в действие также и нормы Закона РК «Об адвокатской деятельности» о проведении адвокатами партисипативной процедуры, в том числе и за счет бюджетных средств. Однако указанными актами не регламентируются круг лиц, в интересах которых адвокаты должны проводить такую процедуру.

Имеются проблемы в сфере оказания бесплатной юридической помощи при исполнении приговоров. Не во всех случаях решения вопросов, связанных с исполнением приговоров, осужденный к лишению свободы имеет право на получение бесплатной юридической помощи. Предусмотренная Уголовно-процессуальным кодексом норма об обязательности рассмотрения судом вопросов исполнения приговора с участием защитника, носит формальный характер, поскольку адвокат назначается судом лишь после поступления материалов дела в суд, а не на ранних стадиях подготовки материалов. В результате адвокат лишен возможности участвовать в процессе подготовки материалов учреждениями уголовно-исполнительной системы, что, безусловно, сказывается на исходе дела в отношении тех осужденных, которые не имеют средств для приглашения адвоката самостоятельно. Этот вопрос не решается также и уголовно-исполнительным законодательством.

Объем и качество юридической помощи является одной из главных проблем в сфере реализации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи.

Законодательством в достаточной степени регламентирована оплата труда адвоката не только за участие в конкретных процессуальных действиях, но и за действия, которые они выполняют самостоятельно. Это — ознакомление с материалами дела, составление различных документов, посещение подзащитного в следственном изоляторе для консультирования или выработки линии защиты, а также оплата времени ожидания начала и продолжения процессуального действия или судебного разбирательства случае отложения дела на другой день. Однако зачастую нормы закона в этой части не исполняются.

Также не оплачивается время, затраченное адвокатами на ожидания, поскольку ни суд, ни органы следствия, ни иные органы не готовы нести ответственность за ненадлежащую организацию судебного процесса или иных процессуальных действий, проводимых с участием адвоката. Для них не является зазорным пригласить адвоката для участия в конкретном деле и заставить его ждать начала судебного заседания или следственного действия, а по окончании следствия или судебного разбирательства отказать в оплате времени, затраченном адвокатом на ожидание или иное действие.

Проблемы оказания юридической помощи также усугубляются участившимися в последнее время фактами отказа адвокатам в допуске в здания судов и учреждений уголовно-исполнительной системы без предварительного осмотра и проверки адвокатского производства, средств мобильной связи, аудиоаппаратуры, компьютерной техники, принадлежащей адвокату по мотивом борьбы с терроризмом. При этом указанные органы не допускают мысли о том, что такими действиями адвокаты приравниваются к их подзащитным, несмотря на законодательный запрет на отождествление адвоката с лицом, которому он оказывает юридическую помощь.

Республиканской коллегией адвокатов по данному поводу было сделано заявление в средствах массовой информации. Однако ответа пока мы не услышали.

Имеются проблемы и при оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в виде устного или письменного консультирования, составлении документов правового характера, не связанных с ведением конкретного дела. Для получения такой помощи человек, обратившийся к адвокату, должен представить удостоверение личности и документ, являющийся основанием для оказания юридической помощи. На практике это обременительно, особенно для пожилых людей, пенсионеров, инвалидов. По нашей инициативе, Министерством юстиции было предложено Министерству здравоохранения и социального развития рассмотреть вопрос о предоставлении адвокатам доступа к базе данных в отношении пенсионеров или инвалидов, для того, чтобы адвокаты могли получить данные о таких лицах и оказать требуемую юридическую помощь в момент обращения, без бюрократических проволочек. Однако эта инициатива Министерством здравоохранения и социального развития не была поддержана. Объяснение — защита персональных данных…. Вопрос остается открытым и требует своего разрешения.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

8. Какие пути решения рассматриваются?

Проблемы оказания бесплатной юридической помощи рассматривались на коллегии Министерства юстиции Республики Казахстан в сентябре т.г. с участием представителей территориальных органов юстиции и коллегий адвокатов. По результатам обсуждения были приняты конкретные решения, в том числе и о необходимости внесения проблемных вопросов правоприменительной практики по оказанию бесплатной юридической помощи населению на рассмотрение Координационного Совета правоохранительных органов. Соответствующие предложения нами внесены в Министерство юстиции, какое решение будет принято советом, покажет время.

Также предстоит работа в рамках участия в рабочей группе Мажилиса Парламента страны по рассмотрению проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовно-исполнительного законодательства», инициированного депутатами.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

9. Какой международный опыт был бы полезен для Казахстана в вопросе реформирования системы БЮП?

Однозначно ответить на этот вопрос сложно, так как в разных странах установлен различный порядок труда адвокатов, оказывающих юридическую помощь на бесплатной основе. Да и в силу различий правовой природы то, что приемлемо для других государств, может оказаться трудно реализуемым у нас. Поэтому требуется системное изучение международного опыта в этой сфере.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *