Социальные сети как средство массовой информации

Коммуникативные исследования. 2014. № 2. С. 128-133.

УДК 070+659.4

Е.И. Петрова Омск, Россия

ИНТЕРНЕТ-СМИ И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ:

ЭТАПЫ КОНВЕРГЕНЦИИ

Представлена последовательность сближения средств массовой информации с социальными сетями: от этапа, когда соцсети рассматривались только как источник информации для журналистов, до настоящего времени, когда соцсети стали одним из основных каналов дистрибуции контента СМИ.

Ключевые слова: социальные сети, новые медиа, конвергентные СМИ, онлайн-издания, публичная страница (паблик).

Сегодня стало общепризнанным понятие «конвергентное СМИ» применительно как к интегрированным в интернет-среду традиционным медиа, так и к собственно интернет-СМИ. Напомним, что к конвергентным относят, во-первых, «функционирующие под единым брендом печатную, аудио-, теле- и интернет-версии СМИ» . Ярким примером такого конвергентного медиа является «Комсомольская правда»: под этим брендом выходит ежедневная газета, функционируют сайт KP.RU и кабельный телеканал. Причем на сайте KP.RU можно увидеть не только оригинальный текстовый, аудио- и видеоконтент, но и приобрести газету в формате PDF. Во-вторых, к конвергентным относят собственно интернет-СМИ, в которых «информация представлена с помощью разных медийных платформ: текст, фото, видео, подкасты, инфографика» .

Напомним также, что «технологии Интернета наделяют сетевые СМИ специфическими признаками — мультимедийностью, интерактивностью и свойствами гипретекста» . Представляется, что все эти признаки и есть проявление конвергентности интернет-СМИ, поскольку в совокупности, в единстве они определяют специфику онлайн-изданий, их уникальность «в семье» СМИ. Но сегодня можно говорить еще об одной грани конвергенции интернет-СМИ: это сращение онлайн-изданий и социальных сетей. Конечно, процесс этот шел постепенно.

На первом этапе соцсети рассматривались журналистами как источник информации. Считается, что «Живой журнал» и Twitter — источники информационных поводов и тем; в Facebook можно быстро найти экс-

© Е.И. Петрова, 2014

Е.И. Петрова

перта по любой теме; с помощью «Одноклассников» и «ВКонтакте» — выйти на нужных ньюсмейкеров через их окружение и т. п.

Постепенно СМИ начали обзаводиться аккаунтами в соцсетях. Но вначале они рассматривались, скорее, как рекламные площадки: «Это уже не совсем про журналистку, а скорее про рекламу, — писала, например, всего два года назад журналист интернет-издания «Частный корреспондент” Вера Кичанова. — Раскручивать издания, как и остальные бренды, в новых медиа обычно нанимают SMM-специалистов» . Так начался второй этап сближения СМИ и соцсетей — продвижение в сетях брендов СМИ.

Тут уместно вспомнить, что поначалу, в «доконвергентную» эпоху, сайты традиционных СМИ тоже рассматривались как рекламная площадка: информация об издании, о ведущих журналистах, контакты, анонсы ключевых материалов ближайшего номера — вот типичная структура сайта издания. Если публиковался контент, то, как правило, после выхода бумажной версии. Сайт должен был продавать бумагу, а не наоборот. Сегодня это кажется архаикой. Но и с соцсетями, как видим, вначале было то же.

Однако сейчас соцсети стали важным каналом доставки контента, и это — третий этап инкорпорирования СМИ в соцсети. Это уже оценили практики. Так, участники конференции «Аудитория новых медиа», прошедшей в апреле 2014 г. в Екатеринбурге, отмечают: «Правильно организованный трафик: это когда аудитория из соцсетей больше аудитории из поисковиков» . Кстати, это не прямая цитата из выступления участника, а цитата из твиттер-трансляции, которую в ходе конференции под единым хэштегом могли вести все присутствующие, а чуть позже наиболее интересные твиты обобщила Гулим Амирханова.

Также можно говорить и о том, что не только аудитория идет в СМИ через соцсети, но и СМИ — к аудитории. Потребителю информации не надо каждый день заходить на сайт конвергентного издания: через свою френд-ленту в социальной сети он узнает обо всех обновлениях и может сразу перейти к заинтересовавшим его материалам.

Но еще чаще пользователь попадает на сайт того или иного издания благодаря перепостам «френдов», и знакомство с журналистским материалом часто предваряется чтением комментария «френда». Если такой анонс чем-то заинтересовал, пользователь переходит к публикации. При этом посредников в распространении информации может быть как угодно много. К примеру, ваш «френд» в Facebook сделал перепост чьего-то комментария к некой публикации и дает ссылку на нее. Если комментарий заинтересовал, вы, скорее всего, прочтете и материал. Возможно, сделаете свой перепост. Тогда ваши «френды» получат этот материал через еще большее число посредников. И любой из них тоже может распространить публикацию дальше.

К чему это ведет? «Статья доставляется нам все чаще вне оболочки бренда СМИ — уже точно вне физической оболочки, а все чаще и просто вне

Раздел II. Интернет-СМИ и новые медиа…

всякого медийного бренда. Например, через ленту Facebook или Twitter» , — считает Андрей Мирошниченко, автор, наиболее активно анализирующий современные медийные процессы.

«Аудитория перестала различать источники с точки зрения ньюс-мейкинга», — отмечают и участники екатеринбургской конференции . То есть возникла парадоксальная на первый взгляд ситуация: интегрировавшись с соцсетью, создав там свой аккаунт, СМИ оказывается менее различимым на медиарынке как бренд, но эффективнее доставляет контент. Причем через заинтересованных посредников в соцсетях контент «распыляется» небольшими «квантами», но более точно, так как любой вовлеченный в передачу информации субъект хорошо знает ядро своей аудитории, ее информационные потребности и интересы.

Нельзя, конечно, говорить, что бренд СМИ совсем потерял значимость. Агрегаторы новостей (Google, Yandex, Mail] остаются сильным каналом привлечения аудитории. Зайдя, скажем, на сайт «Яндекс», мы обязательно обратим внимание на топ новостей. Возможно, выберем заинтересовавшую больше всего тему и обнаружим ссылки на 20 сообщений СМИ по этой теме. И какую из них предпочтем, определяет все же авторитет источника, значимость бренда для конкретного потребителя. Часто мы просматриваем и сравниваем несколько источников по одной теме. И, на наш взгляд, наиболее релевантную для своего сообщества в соцсети, можем и перепостить, и снабдить своим комментарием. Это значит, что следующие пользователи придут на сайт уже из соцсети.

Понятно, что сообщество друзей в соцсети — это своего рода клуб по интересам. Поэтому «френды» успешно выполняют роль агрегатора и распространителя информации, интересной их группе. И уже собственно распространитель становится для своей группы брендом, гарантирующим важные для группы качества текста. Это могут быть тема, литературное мастерство автора, возможность практического применения и т. п., но главное — «раз перепост сделал Имярек, значит, надо читать».

Сейчас наметилась тенденция к тому, что СМИ создают не просто страницы, группы в соцсетях, а так называемые паблики, главная цель которых — максимально быстро доносить информацию до подписчиков. Вначале в пабликах не было возможности создавать обсуждения. Сейчас их функции расширились, но главным все же остается донесение информации.

Конечно, паблик (публичную страницу] может создать любой пользователь. И есть такие, где число подписчиков доходит до сотен тысяч и миллионов. Являются ли такие медиа конкурентами для СМИ?

В определенной мере ответом на этот вопрос стали результаты небольшой самостоятельной работы студентов-первокурсников направления подготовки «Реклама и связи с общественностью». В ходе работы студентам необходимо было проанализировать свое медиапотребление, объяснить, какими личными потребностями и интересами оно определяется.

Е.И. Петрова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И выяснилось, что они вообще не делают различия между СМИ и пабли-ками. Это для них абсолютно равноценные источники информации. При этом паблик в сети «ВКонтакте» их учебной группы равноценен паблику газеты «Ведомости», например. Паблик газеты «Тарское Прииртышье» важен также, как паблик ресурса «Пикабу», который наполняют исключительно пользователи. Иерархии нет.

Собственно сайты — как специализированные, так и интернет-СМИ -на втором месте по важности и частотности потребления после групп и пабликов. Видимо, это результат распространения планшетных компьютеров, где на главном экране можно сохранить ссылку, что позволяет быстро взаимодействовать с ресурсом. С содержанием газет они знакомятся только в Сети, журналы, преимущественно глянец, читают и на бумаге, но гораздо меньше. Телевидение: здесь студенты делают выбор, в первую очередь, в пользу развлекательных и просветительских программ. Также это источник новостной информации, но только потому, что «смотрят родители». «Телевидение отходит на второй план, ведь все эфиры можно найти и в сети», — пишет одна из студенток.

То есть, похоже, что для этих пользователей СМИ существуют прежде всего в пабликах и группах в соцсетях. Для этого сегмента аудитории страницы СМИ в соцсетях уже находятся в равных (а значит — конкурентных] отношениях с другими группами и пабликами. То есть они на равных борются за внимание аудитории. Поэтому конвергенция СМИ с соцсетями стала сегодня неизбежной.

Как сказано выше, через соцсети не только аудитория идет в СМИ, но и СМИ — к аудитории. Так вот, сейчас можно говорить и о том, что начался четвертый этап конвергенции: соцсети тоже идут к СМИ. Возможно, когда Павел Дуров задумывал паблики «ВКонтакте», он не представлял, каким важным инструментом они станут для СМИ. Но сейчас разработчики стремятся учитывать интересы СМИ в соцсетях.

Так, недавно появились сообщения, что Facebook запустил новый ресурс — Facebook Media, который должен помочь СМИ и общественным деятелям эффективнее взаимодействовать с этой соцсетью. Как обещают разработчики, появится больше возможностей для привлечения пользователей на сайт, побуждения их к перепостам, для «упаковывания» в посты ссылок на паблики и т. п. . Похоже, что СМИ просто вынуждены будут осваивать и этот ресурс.

Как видим, новые технологии увеличили степень сложности медиасистемы, уровень ее открытости; углубили нелинейность распространения информации. Одним из основополагающих состояний сложных открытых саморазвивающихся систем является подвижность, изменчивость, фрактальность как «дробное, самоподобное, переходное состояние-процесс» . Сращение СМИ с соцсетями многократно усилило способность информационного пространства к ауторепликации,

Раздел II. Интернет-СМИ и новые медиа…

самовоспроизведению. Кванты информации — фракталы — самовоспроиз-водятся без участия медийной организации: на определенном этапе продвижения контента его дистрибуцией успешно занимаются вовлеченные потребители, что требует смены приоритетов в развитии медиа. Это чувствуют и практики: «…развивать сегодня нужно не сайты, а apps и аккаунты в mobile-friendly сетях; не нагромождаться, а распадаться и множиться, как призрак, мираж и дивид», — утверждает автор Манифеста новых медиа Анатолий Ульянов . Такой подход становится стратегией, обеспечивающей СМИ дополнительные конкурентные преимущества.

Список литературы

3. Интернет-СМИ: Теория и практика / под ред. М.М. Лукиной. М.: Аспектпресс, 2010.

4. Кичанова В. Кому можно и нужно сидеть «ВКонтакте» на рабочем месте.

11.12.2012. URL: http://www.chaskor.ru/article/komu_mozhno_i_nuzhno_sidet_

5. Мирошниченко А. Во что вовлекают человека новые медиа?. URL: http ://slon.ru/calendar/event/1092196/.

6. Ульянов А. Манифест новых медиа. 2013. URL: http://www.chaskor.ru/artide/ manifest_novyh_media_30805.

1. Amirkhanova G. Novosti — eto to, chto my dazhe ne znali, chto khoteli by

3. Lukina М.М. (Ed.) Internet-SMI: Teoriya i praktika . Moscow, Aspekt-press, 2010.

Е.И. Петрова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E.I. Petrova Omsk, Russia

WEB-BASED MEDIA AND SOCIAL NETWORKS: CONVERGENCE PERIODS

Key words: social networks, new public page (public).

Сведения об авторе:

Петрова Елена Игоревна, старший преподаватель кафедры журналистики и медиалингвистики факультета филологии и медиакоммуникаций Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: pelena11@yandex.ru

Часто задаваемые вопросы

Что такое «лицензия роялти-фри»? Лицензии роялти-фри позволяют вам осуществить единовременную оплату за постоянное использование защищенных авторскими правами изображений и видеоклипов в личных и коммерческих проектах без необходимости дополнительных платежей за каждое их использование. Это обоюдовыгодный вариант, и именно поэтому все материалы iStock (включая все изображения и видеоматериалы Абонемент) доступны только по лицензиям роялти-фри. Какие виды файлов роялти-фри доступны на iStock? Лицензия роялти-фри — оптимальный вариант для тех, кто намерен использовать стоковые изображения в коммерческих целях, поэтому все файлы на iStock (фотографии, иллюстрации и видеоклипы) предлагаются только на условиях роялти-фри. Как можно использовать изображения и видеоклипы роялти-фри? Вы можете изменять вид, размер и параметры любых материалов iStock (включая все изображения и видеоматериалы Абонемент) в соответствии с потребностями своих проектов — от рекламы в социальных сетях до рекламных щитов, от презентаций PowerPoint до художественных фильмов. За исключением фотографий «только для редакционного использования» (которые можно использовать только в редакционных проектах и нельзя изменять), ваши возможности безграничны.

Узнайте подробнее об изображениях роялти-фри

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *