Социально реабилитационная программа воспитателя срцн

Воспитатель отделения социальной реабилитации

ГБУСОН РО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Ростова-на-Дону»

Железная К.А.

«Моя профессия — воспитатель!»

Работая воспитателем в отделении социальной реабилитации, я ни разу в жизни не пожалела, что выбрала именно эту профессию. Учась еще в старших классах, у меня появилась мечта – работать в социальном приюте. На тот момент я не знала, в чем заключается работа в этой сфере, но в другой специальности я себя не видела.

Поступив и окончив Московскую социальную академию, я стала продвигаться к своей цели. И в 2013 году мне удалось устроиться на работу психологом по подготовке принимающих родителей в отделении диагностики. Конечно, это не та профессия, о которой я мечтала, но с чего-то начинать было нужно. Проработав психологом один год, я стала понимать, в чем же суть работы организации. К тому времени в учреждении открылась вакантная должность воспитателя, и я с готовностью заняла ее.

Работа воспитателя далась мне не просто, приходилось работать днями и ночами: посещать семьи, которые находились в трудной жизненной ситуации, видеть неопрятный вид детей и их глаза, в которых угасла надежда на лучшую жизнь. Хотелось всех детей мира забрать под свою опеку. Малое, что я могла сделать — это подарить им всю свою любовь, доброту и понимание.

В конце 2014 года я пришла работать в отделение социальной реабилитации – настоящую школу жизни. Обделенные судьбой, лишенные материнской ласки и отцовской заботы – такие дети часто озлоблены на весь мир. Именно здесь, мне, как воспитателю, необходимо было научить своих воспитанников доверять, любить себя и всех, кто их окружает, помочь преодолеть свои страхи и тревоги. Научить их быть добрыми и отзывчивыми, воспитать желание стать сегодня лучше, чем вчера – вот главная задача, которая стояла передо мной. Для воспитанников такого учреждения очень важно, как ты к ним относишься, участливое отношение к их жизни, и если нужно, то подругу, сестру или даже мать. Они все очень разные. Главным для меня навыком, я считаю, это навык — принимать всех одинаково, не выделять из них: любимчиков. Доброта и милосердие должны быть присущи каждому человеку, а тем более воспитателю. Как здорово видеть, когда на твоих глазах из «злобного и замкнутого волчонка» малыш превращается в обычного ребенка, со своими детскими шалостями и потребностями, как оттаивает его сердечко, когда он бежит навстречу к тебе, чтобы обнять. Это – незабываемо. Это – счастье.

Назвать мою профессию воспитателя легкой нельзя – это кропотливый и ежедневный труд, на мне лежит огромная ответственность за воспитание, жизнь и безопасность моих воспитанников. Я горжусь тем, что выбрала именно эту профессию, следовала к своей цели и не отступилась от нее. Счастливые лица и улыбки встречающих меня ребят – подтверждение тому. Нет в жизни большего счастья, чем постоянно ощущать себя нужной детям. Дети – мое главное богатство.

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало , Два важных правила запомни для начала : Ты лучше голодай, чем что попало ешь, И лучше будь один , чем вместе с кем попало. Омар Хайам

Казенное учреждение Омской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» – маленькая страна, наполненная миром, радостью, теплом, открытиями и победами.

Одним из немногих позитивных итогов происходящих в нашей стране перемен является переосмысление обществом своего отношения к детям, оставшимся без попечения родителей. Именно с такой категорией детей я работаю вот уже 17лет. Эти дети стали для меня родными, любимыми. И если бы мне предложили поменять свою профессию, то я бы твердо отказалась. Да, работа воспитателя очень сложная, трудная, но важная и необходимая.

О себе

Высшее профессиональное образование

ОмскийГосудаоственный Педагоги ческий университет им.А.М.Горького

Высшая квалификационная категория

Спаж педагогической работы -34 года.

Стаж работы в учреждении -17л

Профессиональная карта

* Обучение в Омском Государственном университете 1979-1984г.

* Обучение на семинаре «Детский сад — Дом Радости» в Пермском Государственном Педагогическом университете 16.06.1992г.

*Обучение в ООИПКРО при кафедре Дошкольного воспитания по теме : «Приобщение ребенка к культуре общечеловеческих ценностей» 2003г.

*Семинар по теме «Психолого-педагогические основы профилактики несовершеннолетних» . Пои БОУДПО»ИРООО» 2008г.

*Семинар по теме Использование педагогических технологий в работе с дезадаптированными детьми» При БОУ ДПО «ИРОоо» 2009г.

*Семинар по теме » Девиантное поведение подростков : причины и способы преодоления» . Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения «. г. Омск 2009г.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

«Дикие лебеди» Г.Х. Андерсен

«Унесенные ветром» Маргарет Митчелл

«Рубаи» Омар Хайам.

Мой взгляд на мир

«Несолидно. Непристижно. Несовременно,» — скажут одни. Но кто, если не я?

Мои достижения

Мои награды

  1. Грамота Омского областного комитета по образованию. Май 1995

2. Благодарственное письмо БУ «СЦРН» 1998г.

3.Грамота Управления социальной защиты населения. 08.06 2001г

4. Благодарность. БУ «СЦРН» 08.06.2004г

5.Грамота. БУ «СЦРН» 06.10.2006г

6.Благодарственное письмо Министра труда и социального развития А.В. Бесштанько. 2006г

7.Почетная грамота Правительства Омской области. 4.06.2008г

8.Диплом лауреата 10 международной научно-практической конференции»Сопровождение и социализация человека в меняющемся мире» за 3 место в работе секции «Теоретические основы социальной педагогики» 21 апреля 2008г. г. Омск

9.Диплом лауреата 14 Международной научно-практической конференции «Социальная работа с молодежью : социально- педагогические аспекты» за 1 место в работе секции «Опыт социально- педагогической деятельности в различных организациях г.Омск 2011г.

Моё портфолио

Профессиональная деятельность

(показатели эффективности реабилитационно–воспитательного процесса за 2010г..,2011г.,2012г.)

Воспитанники КУ «СЦРН» — это безнадзорные и беспризорные дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Это дети, находящиеся в кризисном или пограничном с ним психологическом состоянии, которое является следствием пребывания на улице в асоциальной среде.

Дезадаптированные дети характеризуются неадекватными формами общения и поведения: неуравновешенностью, плаксивостью; ненормативной речью; резкими перепадами настроения, переходящими в агрессию. По данным диагностики большое количество детей имеют сенсорное недоразвитие, задержку психического развития или интеллектуальную недостаточность. Поэтому моя профессиональная деятельность состоит в том, чтобы дать ребёнку качественные изменения жизни, отношений с миром, окружающими людьми, снять остроту психического напряжения, провести адаптацию ребёнка к жизни в социально здоровой среде, вернуть к важнейшим формам человеческой жизнедеятельности: игре, познанию, труду, общению.

Данная задача предусматривает личностное, интеллектуальное, физическое, трудовое, нравственное воспитание детей.

Базовой основой реабилитационно–воспитательного процесса является опора на концепции:

  1. Гумманистического воспитания (В.А. Сухомлинский,

Ш. А. Аминашвили, Л.С.Выготский)

  1. Педагогической поддержки ( О.С. Газман)
  2. Воспитание практической социализированной личности, способной решать жизненные проблемы ( Е.В. Бондаревская)

Реабилитационно–воспитательный процесс реализуется через различные направления деятельности:

  1. Создание положительного психологического климата и благоприятной коррекционно–развивающей среды
  2. Занятия на развитие:

— Навыков социальной уверенности

— Познавательной сферы

— Эмоциональной сферы

— Речевого общения

— Правовых знаний

  1. Беседы на нравственн –этические темы
  2. Дидактические и сюжетно–ролевые игры
  3. Разрешение проблемных ситуаций
  4. Этюды, тренинги, упражнения
  5. Развлечения, досуги, праздники
  6. Инсценировки, драматизации
  7. Художественно–продуктивная деятельность
  8. Чтение и обсуждение сказок, художественных произведений

Также применяю такие формы работы, как » Большие психологические игры», арт–терапия ( художественное творчество, песочная терапия.

Методическое обеспечение.

В работе с детьми дошкольного возраста применяю:

  1. Авторскую программу «Социально – психологическая реабилитация дезадаптированных детей средствами художественно – речевого творчества» А.Н. Парфёнова

Цель: личностная реабилитация ребёнка через развитие основных сфер личности: познавательной, эмоциональной, чувственной и волевой посредством художественно – речевого творчества.

  1. Технологию Н.М. Крыловой «Детский сад – дом радости» — используется на этапе адаптации воспитанника. Организация общения ребёнка в новом коллективе с использованием методов данной технологии позволяет безболезненно для воспитанника установить контакт в новых для него условиях, снять эмоциональное напряжение.
  2. Программу «Социально — нравственное воспитание»

И.Ф. Мулько.

Цель: реализация задач нравственно–этического воспитания, привития детям коммуникативных навыков и знаний об обществе.

  1. Программу «Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников» А.В.Можейко.

Цель: активизация познавательных и творческих способностей детей, гармоничное развитие личности в целом.

В работе с детьми школьного возраста применяю:

  1. Авторскую программу для детей младшего школьного возраста «Развитие социальной уверенности» А.Н.Парфёнова

Цель: личностная реабилитация ребёнка через укрепление уверенности в себе, понимание им своих особенностей и возможностей в общении с окружающим миром.

  1. Методическую разработку курса «Мир человека» С.И. Гин

Цель: знакомство детей с миром человека с биологической, психологической, социальной точки зрения.

  1. Методические рекомендации «Основы здоровьесберегающего обучения» Е.А. Минчинская

Цель: дать представления о значении здоровья, режиме дня, важности занятий спортом; заложить первооснову здорового образа жизни.

Ресурсное обеспечение

  • Тематическое планирование «Воспитание культуры поведения у социально дезадаптированных детей» (автор – составитель А.Н.Парфёнова)
  • Комплекс занятий «Уроки Айболита» и серия культурно – досуговых и спортивных мероприятий (авторские конспекты)
  • Комплекс развивающих игр по теме «Наше настроение» (составитель А.Н.Парфёнова)
  • Серия занятий «Я человек» (авторские конспекты)
  • Комплекс дидактических игр на развитие психических процессов (составитель психолог центра)
  • Комплекс игр с элементами социально – педагогического тренинга, направленных на коррекцию и развитие установок поведения, развитие компетентности в общении (составитель А.Н.Парфёнова)
  • Видеопрограммы «Уроки осторожности», «Правила хорошего поведения», » Времена года», «О правах играя»

Наглядный материал

  • Демонстрационный материал
  • Дидактические игры
  • Настольные игры
  • Пособия
  • Информационные стенды
  • Выставки
  • Буклеты
  • Набор пособий для арт – терапии

Для изучения эффективности реабилитационно–воспитательного процесса применяю диагностический и констатирующий инструментарий

Исследование осуществляется по комплексу методик:

  1. Одномоментные срезы
  2. Систематические наблюдения
  3. Анализ результатов комплексного обследования
  4. Диагностические методики социального развития:
  • «Изучение и определение уровня овладения навыками самообслуживания» (лист педагогических наблюдений)
  • «Уровень овладения трудовыми процессами» (лист педагогических наблюдений)
  • «Определение социально – психологического климата в группе» (лист педагогических наблюдений)

Для детей дошкольного возраста:

1.Методики изучения определения уровня социальной компетентности:

  • «Изучение навыков культуры общения» Ю.А. Афонькина
  • «Определение социометрического статуса ребёнка»

Г.А. Урунтаева

2.Методика «Изучение и определение уровня социальной адаптации детей» И.Г.Корнилова

Для детей школьного возраста:

  1. «Методика выявления уровня подготовленности детей сирот к преодолению трудностей социализации» Л.В. Байбородова.
  2. Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» Н.В. Щуркова
  3. Методика «Пословицы» С.М. Петрова.

Уже в первый месяц пребывания детей в группе отмечается снижение неврозов, агрессивности у 100% воспитанников.

На момент поступления в «СРЦН» 95% детей не имеют навыков трудовых процессов.

На момент завершения реабилитационного периода 98% воспитанников осваивают трудовые процессы на уровне самостоятельности.

Речь становится более связной, логичной, улучшается произношение, речевая активность возрастает в количественном и качественном отношении.

У детей развиваются коммуникативные способности, появляется стремление к общению, умение адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении, способность к самостоятельному применению полученных знаний в различных видах деятельности.

Повышаю свой профессиональный уровень, участвую в работе педагогической студии КУ «СЦРН».

  • Была членом аттестационной комиссии БУ «СЦРН» 2003,2004г.г.

членом экспертной группы в 2005,2006 г.г.

  • Руководила секцией «Использование игровых методик в процессе социальной реабилитации воспитанников» в 2005г.
  • Опыт работы по темам «Развитие речи – неотъемлемая часть коррекционной работы с воспитанниками центра» был представлен на педагогической студии в 2004 г.
  • «Организация работы по возвращению ребёнка к важнейшим формам жизнедеятельности» 2005г.
  • «Приобщение детей с девиантным поведением к познавательной деятельности» в 2006г.
  • Мастер – класс «Разрешение педагогических конфликтов» в 2007г.
  • «Приобщение детей к миру социальной действительности» в 2007г.
  • «Формирование правового сознания у детей – дошкольников» в 2011г.

Оказывала методическую поддержку студентам педагогического колледжа №4 г. Омска (знакомила их с профессиональной деятельностью воспитателя социально – реабилитационного центра, с особенностями организации реабилитационно – воспитательного процесса, помогала в разработке и проведении развивающих занятий.) 2009г.

Консультировала студентов ОмГУ им. Ф.М. Достоевского (специальность «Социально – культурная деятельность») по содержанию программы «Социально – психологическая реабилитация дезадаптированных детей средствами художественно – речевого творчества».

Оказывала методическую помощь при прохождении практики студентам СиБГУФК (специальность социальная педагогика) 2011г.

Участие в проектах

  1. Принимала участие в Областных педагогических чтениях «Совершенствование как условие модернизации региональной системы образования».

Тема выступления: «Формирование социальной уверенности у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях социально-реабилитационного центра» (26.03.2008)

По результатам выступления получила рекомендации для публикации на сайте ГОУ ДПО «ИРООО»

  1. Принимала участие в работе XI Международной научно-практической конференции «Сопровождения и социализация человека в меняющемся мире» (21.04.2008)

По результатам выступления заняла 3 место в работе секции «Теоретические основы социальной педагогики» и была награждена дипломом

  1. Участвовала в областном конкурсе методических материалов работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в номинации «Индивидуальные проекты и технологии».

Награждена сертификатом за авторскую программу «Развитие социальной уверенности»

  1. Участвовала в программе для открытых дверей, проходившей в БУ «СЦРН» в 2008г. Провела показ открытого занятия по развитию навыков позитивного социального поведения у несовершеннолетних воспитанников с девиантным поведением «Если добрый ты – это хорошо»

  1. Представила свой опыт на обучающем семинаре по теме «Психолого-педагогические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних» БОУ ДПО «ИРООО» 05.06.08

Провела открытое занятие по развитию социальных навыков и умений у воспитанников младшего школьного возраста «Ледяное сердце»

  1. Приняла участие в работе круглого стола «Организация работы воспитателя в стационарных учреждениях социального обслуживания населения», проходившего в БУ Омской области «Центр социальной помощи семье и детям» 15.06.2010

Тема выступления «Приобщение к миру социальной действительности детей, воспитывающихся в условиях социально-реабилитационного центра»

По результатам выступления авторский материал был предоставлен в «Отделении е методической работы и информационных технологий БУ Омской области «Центр социальной помощи семье детям » для издания методического пособия.

  1. Участвовала в работе14 Международной научно-практической конференции «Социально-педагогические и психологические аспекты в работе с молодежью» 6.04.2011г По результатам выступления была награждена дипломом за 1 место в работе секции » Опыт социально-педагогической деятельности «Омский государственный пед. университет.

*Участвовала в работе 1 Региональной научно-практической конференции»Культура, наука, образование в духовно-нравственном воспитании» 2011г. Дворец искусств им.Малунцева.

*Участвовала в работе Межрегиональной научно-практической конференции «Проблема воспитания патриотизма и гражданственности в поликультурном обществе» 2011г. Институт развития образования Омской области.

На базе КУ Омской области «СЦРН» реализуются авторские программы.:

  • Социально-психологическая реабилитация дезадаптированных детей средствами художественно-речевого творчества» (предназначенная для детей школьного возраста). Рецензент – зав кафедрой Общей и педагогической психологии, доктор психологических наук Л.Н. Антилогова
  • Коррекционно-развивающая программа «Развитие социальной уверенности» (предназначена для дезадаптированных детей младшего школьного возраста). Рецензент – ст.преподаватель кафедры Воспитания и дополнительного образования ГОУ ДПО «ИРООО» Л.В. Лонская

Программа «Развитие социальной уверенности» в областном конкурсе методических материалов работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, В номинации «Индивидуальные педагогические проекты и технологии» была награждена сертификатом.

*Программа «Защити себя сам»(по формированию основ правовых знаний у детей дошкольного возраста )

имею авторские видеопрезентации.:

  1. «Формирование навыков социальной уверенности у детей, воспитывающихся в условиях социально-реабилитационного центра». Данная видеопрезентация была представлена на XI Международной научно-практической конференции «Сопровождение и социализация человека в меняющемся мире». По результатам выступления заняла III место в работе секции «Теоретические основы социальной педагогики» и была награждена дипломом. 21 апреля 2008г.
  1. «Формирование основ правового сознания у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях социально-реабилитационного центра». Видеопрезентация была представлена на Международной Научно-практической конференции «Социально-педагогические и психологические аспекты в работе с молодежью» 6 апреля 2011г.

Мои публикации в средствах массовой информации

  • Опыт работы «Формирование социальной уверенности у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях социально-реабилитационного центра» был опубликован на сайте ГОУ ДПО «ИРООО» в 2008г.
  • Коррекционно-развивающая программа «Развитие социальной уверенности» включена в сборник материалов «Организация работы воспитателя в стационарных учреждениях социального обслуживания населения». Рецензент: О.В. Морозова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Социальной работы ГОУ ВПО ОмГПУ (Министерство труда и социального развития Омской области БУ Омской области «Центр социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей), 2011г

*Публикация статьи»Формирование основ правового сознания у детей дошкольного возраста , воспитывающихся в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних» в сборнике материалов 14 Международной научно-практической конференции»Социальная работа с молодежью» ОмГПУ 2011г

*Публикация статьи в сборнике 1 Региональной научно-практической конференции»Культура, наука, образование в духовно-нравственном воспитании» г. Омск 2011.

*Публикация статьи «Правовое воспитание дошкольника » на сайте БОУ ДПО «ИРООО» 2011г.

Буду рада если опубликованная информация поможет воспитателям социальных центров в организации и проведении социально-реабилитационного процеса с детьми.За время работы накопился материал по различным направлениям, доказавший свою нужность и эфективность. Желаю всем удачи в работе и благодарных воспитанников!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *