Социальная компенсация

Общая характеристика компенсационных выплат

Компенсационные выплаты (компенсации) – это возмещение со стороны работодателя затрат, которые понес работник во время исполнения своих непосредственных обязанностей. Понятие компенсационных выплат регулируется 164 ТК РФ. Его часто путают с надбавками и доплатами компенсационного характера (ст. 129 ТК РФ).

Выплаты компенсационного характера – это часть заработной платы работника, которая является вознаграждением за то, что он работает в условиях, не являющимися нормальными. За счет компенсационных выплат покрываются расходы и издержки работника. Например, при использовании автомобиля, относящегося к собственности работника в служебных целях, его износ компенсировали работодатели. Если работа человека находится в месте, которое подвергалось радиоактивному загрязнению, ситуацию нужно отнести к выплатам компенсационного характера.

На основании ст. 217 Налогового Кодекса РФ данные выплаты, полагающиеся отдельным категориям граждан, не должны облагаться налогом. Они не учитываются при расчете пенсий, пособий, средней зарплаты.

Выплаты компенсационного характера

Согласно Трудовому кодексу РФ, выплаты компенсационного характера положены за:

  • Тяжелый, вредный или опасный труд;
  • Работу в регионах, имеющих особый климат;
  • Работу с государственными шифрами и секретами;
  • Совмещение работы, труд ночью и сверхурочно и иной труд, который отличается от нормальных условий.

Законом Российской Федерации от 19.02.1993 №4520-I регулируются выплаты компенсационного характера в условиях работы на Крайнем Севере или в местах со схожим климатом. Такие регионы являются сложными для жизни из-за погодных условий, поэтому возмещаются определенные физиологические и материальные затраты.

Виды компенсационных выплат

Согласно статье 165 Трудового кодекса Российской Федерации, виды компенсационных платежей зависят от следующих случаев:

  • Переезд в другую местность в служебных целях (расход по переезду сотрудника, членов его семьи, провоз имущества, обустройство на новом месте);
  • Исполнение возложенных государством или обществом обязанностей (сохранение средней зарплаты во время этого);
  • Служебная командировка (затраты на проезд, жилье, суточные и другие расходы);
  • Обязательный отпуск каждый год (компенсация отпуска и единовременная компенсационная выплата всех неиспользованных отпусков при увольнении);
  • Прекращение работы не по вине работника (возмещение неполученной зарплаты);
  • Совмещение работы с учебой (выплата учебного отпуска в соответствии с законом);
  • Расторжение трудового договора (выплата выходного пособия);
  • Задержка зарплаты по вине работодателя (возмещение неполученной зарплаты при задержке);
  • Расходы на реабилитацию или расходы из-за смерти работника при несчастном случае на производстве, профессиональной болезни или повреждения здоровья;
  • Сохранение средней зарплаты при переводе на другую работу, предусматривающую более низкий заработок из-за увечья или заболевания, полученного на данной работе;
  • Расходы за износ имущества работника, использованного в служебных целях с согласия работодателя.

Все перечисленные виды выплат выделяются из бюджета работодателя. При исполнении работником общественных и государственных обязанностей (участие в избирательной комиссии, донорство, роль присяжного) организации и органы выплачивают в порядке, установленном нормативно-правовыми актами. При этом работник освобождается от своих непосредственных обязанностей.

Компенсационные выплаты по системе социального обеспечения

Выплаты по системе социального обеспечения – это единовременная или периодическая денежная помощь, которая оказывается гражданам, имеющим на нее право по закону. Цель выплаченных средств – поддержка уязвимых категорий граждан, защита их от негативных последствий в определенных ситуациях, возмещение понесенного ими вреда и затраченных усилий.

У таких выплат множество видов, список периодически обновляется. К социально уязвимым категориям людей, которым положена ежемесячная компенсация в размере 50 рублей, относятся:

  • Трудоустроенные женщины, которые имеют детей младше трех лет и находятся в отпуске по уходу за ними. Если уход осуществляет другой родственник, выплата положена ему;
  • Студенты или аспиранты, ушедшие в академический отпуск в связи с состоянием здоровья;
  • Жены работников МЧС или полиции, мужья которых работают в отдаленных местностях, где женщины не могут работать по причине отсутствия рабочих мест.

Трудоустроенным женщинам и студентам нужно обращаться с заявлением на работу или учебу с приказом о предоставлении отпуска по уходу за ребенком или академического отпуска. Женам работников полиции или МЧС нужно подать заявление и ряд документов, таких как:

  • Свидетельство о браке;
  • Справку кадровой службы, подтверждающую совместную жизнь супругов;
  • Документ, подтверждающий прошлую трудовую деятельность супруги при наличии.

Подобные выплаты, полагающиеся отдельным категориям граждан, выделяются работодателями или из бюджета (при финансировании организации из бюджетных средств).

Уход за нетрудоспособными гражданами

Если гражданин не может трудоустроиться вследствие ухода за нетрудоспособными лицами, он имеет право на компенсацию. Уход осуществляется за следующими гражданами:

  • Инвалиды 1 группы;
  • Престарелые граждане старше 80 лет;
  • Другие пожилые пенсионеры по показаниям организации здравоохранения.

Полная информация по данному виду выплат содержится в нашей статье «Денежное пособие по уходу за пожилым человеком: кто и как может получить?».

Сумма выплачивающих ежемесячно средств – 1200 рублей. Она назначается и перечисляется Пенсионным Фондом. Ограничений по родственным связям, количеству нетрудоспособных граждан и по проживанию в одном доме нет. Родителям детей, являющимися инвалидами компенсация положена в размере 5,5 тысяч рублей на каждого ребенка. Чтобы получать ежемесячные платежи, нужно представить в Пенсионный фонд следующие документы:

  • Заявление гражданина, осуществляющего уход и каждого нетрудоспособного гражданина или его представителя (образец);
  • Выписка из акта медицинского освидетельствования;
  • Заключение организации здравоохранения, подтверждающее необходимость ухода;
  • Паспорта и трудовые книжки;
  • Документ, который подтверждает, что компенсационная выплата еще не производилась;
  • Подтверждение согласия родителей и органа опеки (при возрасте нетрудоспособного гражданина 14-18 лет).

Компенсационные выплаты

Компенсационные выплаты по социальному обеспечению являются одним из видов социального обеспечения граждан, который заключается в денежных выплатах (разовых и периодических), имеющих четко выраженный характер возмещения в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Компенсационные выплаты — это денежные выплаты, назначаемые гражданам с целью осуществления дополнительной материальной поддержки в случаях, признаваемых государством социально значимыми независимо от наличия у них каких либо иных источников дохода. Компенсационные выплаты рассматриваются в совокупности с социальными пособиями (как правило, в дополнение к ним). Перечень компенсаций не является исчерпывающим и дополняется в связи с возникновением необходимости оказания социальной помощи какой-либо категории граждан

Компенсация — это возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством.

Действующее российское законодательство устанавливает компенсационные выплаты различным категориям граждан. Среди них можно назвать следующие виды компенсационных выплат:

  • 1) матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях с работодателем, и женщинам-военнослужащим на период отпуска по уходу за ребенком;
  • 2) на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье;
  • 3) студентам находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям;
  • 4) неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;
  • 5 ) отдельным категориям инвалидов (на санаторно-курортное лечение, на бензин и техническое обслуживание транспортных средств, на транспортное обслуживание;
  • 6) гражданам при возникновении у них поствакцинальных осложнений;
  • 7) инвалидам на содержание собак- поводырей;
  • 8) членам семьи погибших военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационные выплаты в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг;
  • 9) вынужденным переселенцам;
  • 10) жертв политических репрессий;
  • 11) неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства;
  • 12) отдельным категориям инвалидов, которые состояли на учете в ОСЗН для обеспечения транспортными средствами с медицинскими показаниями;
  • 13) на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Принципы социальной политики

Признавая, что социальная политика является важнейшей составляющей частью деятельности общества и государства, необходимо проанализировать, какие принципы большинство современных государств закладывает в основу своей деятельности или в основу своих политических деклараций. Эти принципы выражают характер требований государства и общества к содержанию, формам и методам разработки и реализации социальной политики.

Центральным является принцип социальной справедливости. Социальная справедливость – общепризнанная ценность современного демократического общественного сознания, закрепленная в основополагающих документах мирового сообщества. Однако провозглашение и признание принципа социальной справедливости еще не дает представлений о том, что входит в это понятие.

Уравнительный тип предоставляет людям одинаковые возможности, что оправдано в ситуации социального старта, в том случае, когда несостоятельность одних индивидов по сравнению с другими является объективной. Однако единообразное удовлетворение основных потребностей личности снижает мотивацию к деятельности, творчеству, успеху.

Распределительная справедливость воздает индивидам за успех, стимулируя их к еще большему приложению усилий. Но она ставит в ущемленное положение тех, кто не способен по каким-либо причинам к усиленной деятельности. Кроме того, наличие социально неблагополучных индивидов и слоев вызывает моральный дискомфорт у представителей благополучных групп населения, что является источником социальной напряженности.

В современных условиях принцип справедливости должен воплощать в себе оба рассмотренных варианта. Стремление к признанию государства социальным означает признание равенства социальных прав всех его граждан. Государство должно гарантировать всем гражданам обеспечение некоего социального минимума, который выражается в минимальной оплате труда, минимальной (в том числе социальной) пенсии, адресной социальной помощи тем, чей душевой доход ниже прожиточного минимума. В то же время активные, предприимчивые, социально сильные индивиды должны иметь возможность получить социально одобряемыми способами (в пределах законодательного поля) больший объем благ и услуг за свой труд.

С принципом социальной справедливости неразрывно связан принцип индивидуальной социальной ответственности. Он требует от индивида, семьи, малой группы приложения максимальных усилий для самопомощи и само обеспечения. Вся вертикаль власти: муниципальное самоуправление, регион или государство – должны лишь восполнять индивидам и семьям те виды или объемы помощи, которые они не могут обеспечить самостоятельно, помогать в решении тех проблем, которые выходят за рамки компетенции индивида или семьи, либо вмешиваться в чрезвычайных ситуациях.

В российском обществе, как нам представляется, социальная ответственность индивидуума пока не получила распространения. Традиция всесторонней опеки государства привела к тому, что значительная часть граждан не задумывается о собственном вкладе в разрешение трудных жизненных ситуаций даже в тех случаях, когда они могут самостоятельно разрешить свои проблемы или уменьшить их напряженность. Конечно, есть значительное число индивидов, которые не способны к индивидуальной социальной ответственности из-за своих физических, психических или интеллектуальных, а также возрастных или иных особенностей. Поэтому в любом обозримом будущем социальная помощь не будет сведена только к самопомощи.

Государство сможет снять с себя обязанность поддержки лишь ряда своих граждан. Даже при максимальном развитии технологий само обеспечения, самопомощи, взаимопомощи всегда останутся индивиды и семьи, которые не смогут выжить без регулярной адресной социальной поддержки государства. Должна проводиться широкая организационная и воспитательная работа с целью сформировать в психологии людей устойчивую направленность на индивидуальную социальную ответственность и создать юридические, экономические, организационные условия для ее реализации.

В качестве следующего руководящего принципа социальной политики следует назвать социальную солидарность. Она заключается в том, что современное общество призвано встречать социальные затруднения как единая система, внутри которой происходит перераспределение социальной состоятельности от более защищенных к менее защищенным. В первую очередь, этот механизм заключается в перераспределении денежных средств через систему налогов и пособий. Здесь особое значение приобретает совершенствование налогового законодательства, с целью предотвращения практики утаивания доходов.

Одновременно процесс справедливого перераспределения денежных средств можно рассматривать через призму перераспределения социальных ресурсов: доступа к социальным коммуникациям, культуре, здоровью, образованию. Если каждый индивид будет пользоваться только теми социальными ресурсами, к которым он имеет доступ в силу своей физической или интеллектуальной полноценности, состояния здоровья, благоприятного социального положения, необременительной иждивенческой нагрузки, то это может означать, что значительная часть населения ограничивается в социальных правах. Здесь не просто задеваются демократические установки современного общественного сознания, но и возникает угроза социальной безопасности. Равный и справедливый доступ к социальным благам является наиболее действенной профилактикой социальной нестабильности и криминальной активности. Поэтому, не имея возможности ликвидировать бедность, социальное государство перераспределяет материальные средства в пользу бедных.

Следующим принципом социальной политики является принцип социального партнерства.

Социальное партнерство является важным структурным элементом современного общества и государства, который активно проявляет себя в эффективно функционирующей экономике. В нестабильном российском социуме внедрение начал, предусмотренных этим принципом, способно смягчить социальную напряженность, сбалансировать противоречивые интересы различных социальных структур и государства, обеспечить поддержание социального развития.

Статья 23 Трудового кодекса РФ впервые в законодательной практике дает определение понятия «социальное партнерство» как системы взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленной на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

Принцип социальной компенсации призван обеспечить правовую и социальную защищенность граждан, необходимую для восполнения материальных ограничений, обусловленных их социальным статусом. Он предполагает создание доступной для любой категории граждан сферы жизнедеятельности, предоставление определенных льгот и соответствующего социального обслуживания.

Принцип социальных гарантий предусматривает предоставление гражданам гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке и рациональному трудоустройству. Объем, виды и качество этих социальных услуг должны обеспечить необходимое развитие личности и ее подготовку к самостоятельной жизни.

Среди других важных принципов социальной политики следует выделить принцип субсидидарности (поддержки), который предусматривает оказание предпочтения общественным инициативам, по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области социальной политики. Этот принцип предполагает законодательное регулирование взаимодействия государственных и негосударственных структур в социальной сфере и поддержку последних. Реализация принципа субсидиарной позволяет не только более эффективно использовать существующие материальные ресурсы, но и более гибко реагировать на вновь возникающие социальные запросы и привлекать к решению социальных проблем граждан.

Кроме того, представляется важным перечислить целый ряд более частных принципов социальной политики:
• сбалансированность целей и возможностей реализации задач социальной политики (как по времени, так и по необходимости ресурсам);
• открытость (свободное выражение позиции всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики, наличие «обратной связи» органов власти с гражданами);
• демократические принципы выработки и реализации задач социальной политики (открытое обсуждение проектов крупных социально-политических программ и решений, всесторонний учет общественного мнения по основным вопросам социальных преобразований);
• действенный контроль общества по вопросам реализации задач социальной политики.

Содержание социальной политики, цели и задачи раскрываются в системе ее функций – относительно самостоятельных, но тесно связанных видов политической деятельности.

Важнейшими из них являются:

• выражение, защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов;
• оптимальное разрешение общественных противоречий в социальной сфере, осуществление диалога между гражданами и государством;
• интеграция различных слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание целостной общественной системы, стабильности и порядка;
• прогностическая;
• социальная защита населения;
• управление социальными процессами.

| следующая лекция ==>
Цели социальной политики | Эффективность социальной политики

Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 84;

>Компенсационные выплаты в системе социального обеспечения

Размещено на http://www.allbest.ru/

>Введение >Источником финансирования компенсационных выплат являются государственные внебюджетные фонды социального назначения или средства бюджетов различных уровней. >- определить механизм реализации компенсационных выплат. >Ст. 39 КРФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, потере кормильца, период воспитания детей и иных случаях. >Главной организационно — правовой формой социального обеспечения является государственное социальное страхование. Его суть заключается в разделение социального риска. >*Диспозитивный — регулируется договорным регулированием. >1.Всеобщность соц. обеспечения. >3.ФЗ РФ от 15.12.2001г. № 167 — ФЗ «Об обязательном письменном страховании в РФ» >1.2 Общее представление о сущности компенсационных выплат >В соответствии с указанными выше актами ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 рублей назначаются и выплачиваются:

Полагаю, что указанные выше признаки характеризуют компенсационные выплаты как самостоятельный вид социального обеспечения.

Проведенное исследование показало, что компенсационные выплаты дополняют систему пособий. Появление в российском законодательстве нового вида социального обеспечения — компенсаций, вызвано необходимостью преодоления ряда негативных последствий перехода к рыночным отношениям, связанных, прежде всего, с резким снижением уровня жизни неработающих граждан, принятием государством дополнительных мер, направленных на их социальную защиту.

Компенсационные выплаты довольно сложно отграничить от пособий. И пособия, и компенсации представляют собой денежные выплаты. Однако если пособия устанавливаются федеральным законом, как требует Конституция РФ, то компенсации вводятся и законами, и подзаконными актами: указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.

Институт компенсации есть в трудовом праве (компенсация расходов на проезд к месту командировки, компенсация за неиспользованный отпуск и др.), в гражданском праве (компенсация морального вреда, компенсации по вкладам и др.). Но компенсационные выплаты в праве социального обеспечения отличаются от компенсаций, предусмотренных другими отраслями законодательства, тем, что условием их назначения и выплаты является наступление социальных рисков (рождение и воспитание детей, уход за нетрудоспособным лицом и др.).

Компенсационные выплаты можно классифицировать по периодичности выплаты на единовременные, ежегодные и ежемесячные.

По получателям выплат компенсации можно классифицировать на компенсации гражданам: пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф; осуществляющим уход за нетрудоспособным лицом; имеющим детей, и др.

Список используемых источников

1. Конституция Российской Федерации: официальный текст. — М.: Айрис Пресс, 2008. — 62 с.

2. Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 14.

3. ФЗ РФ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 22.07.2008). РГ. № 247. 20.12.2001.

4. ФЗ РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 24.07.2009). РГ. № 99. 24.05.1995.

5. ФЗ РФ «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 05.03.2004). РГ. № 139. 21.07.1999.

6. ФЗ РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 № 122-ФЗ (ред. от 22.08.2004). РГ. № 150. 04.08.1995.

7. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. N 52 (1 ч.). Ст. 4920.

8. Указ Президента РФ от 30 мая 1994 г. N 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» // Собрание законодательства РФ. 1994. N 6. Ст. 589.

9. Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» // Собрание законодательства РФ. 2005. N 51. Ст. 5547.

10. Алексеев С.С. Право: азбука — теория — философия: Опыт комплексного исследования. М., 2013. С. 108 — 109.

11. Васильева Ю.В. Пенсионное право Российской Федерации. Пермь, 2010. С. 19 — 31.

12. Гонтмахер, Е. Эволюция системы социальной поддержки населения / Е. Гонтмахер, В. Трубин. // Проблемы теории и практики управления. 2012. №6. С. 24-27.

13. Гусева Т.С. Правовая природа компенсационных выплат в праве социального обеспечения // Социальное и пенсионное право. 2011. N 3. С. 11 — 13.

14. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М., 2014. С. 447.

15. Кобзева, С.И. Источники права социального обеспечения России: монография / С.И. Кобзева. — М.: Проспект, 2009. — 246 с.

16. Курс права социального обеспечения / М.В. Лушникова, А.М. Лушников. М., 2009. С. 461 — 463.

17. Право социального обеспечения России: сборник нормативных правовых актов / Под ред. проф. Э.Г. Тучковой. — М.: Проспект, 2009. — 640 с.

18. Право социального обеспечения России: Учебник / Под ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2012. С. 8 — 10.

19. Право социального обеспечения России: Учебник / Под ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2012. С. 560 — 561.

20. Право социального обеспечения: Учебник / Под ред. В.Ш. Шайхатдинова. М., 2012. С. 304.

21. Право социального обеспечения: Учебник / Под ред. К.Н. Гусова. — М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2014. — 328 с.

22. Право социального обеспечения: Учебное пособие / Под ред. К.В. Добромыслова, Е.Е. Мачульской. — М.: Новый диск, 2013. — 256 с.

23. Пыхно Н.А. Льготы как регулирующий механизм права социального обеспечения // Материалы Международной научно-практической конференции «Гарантии реализации прав граждан в сфере труда и социального обеспечения. Практика применения трудового законодательства и законодательства о социальном обеспечении». М., 2013. С. 633.

24. Силакова, О. Социальное обеспечение гарантировано основным Законом РФ / О. Силакова. // Власть судебная. 2012. № 2 (12). С. 62-66.

25. Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. — М.: Издательство: Дашков и Ко, 2009. — 448 с.

26. Челнокова, Г.Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России / Г.Б. Челнокова. — М.: Проспект, 2011. — 104 с.

27. Шайхатдинов, В.Ш. Социальное обеспечение — на уровень правового государства / В.Ш. Шайхатдинов. // Правовое государство: теория и практика. Общественно-политический и научно-правовой журнал. 2012. № 2. С. 12-20.

Размещено на Allbest.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *