Соглашение об определении долей земель сельхозназначения

С принятием Закона РСФСР «О земельной реформе» 23 ноября 1990 года, Земельного кодекса РСФСР 1991 года, в России начались преобразования, которые завершились коренными изменениями системы земельных отношений. Главными итогами проведенного этапа земельной реформы стали: разгосударствление собственности на землю, возникновение различных форм хозяйствования на землях сельскохозяйственного назначения.

В период проведения указанных реформ в правовую терминологию вошло понятие «земельная доля» (далее — земельная доля). Данный термин впервые был использован Указом Президента Российской Федера-

ции от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»1 и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» для указания на имущество, которое граждане получили в процессе приватизации земли. В дальнейшем, это понятие было воспринято постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 г. № 708 «О порядке приватизации и реорганизаций агропромышленного комплекса»2, Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. № 1767 «О

регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», иными нормативными актами.

Согласно пункту 6 Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» коллективам совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, было предписано до 1 марта 1992 года принять решение о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР, а местной администрации обеспечить выдачу гражданам, свидетельств на право собственности на землю. В соответствии с положениями пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» все работники государственных сельскохозяйственных предприятий были наделены правом на бесплатный земельный пай в общей долевой собственности на землю из числа земель, находящихся в землепользовании бывших колхозов и совхозов.

В специальной литературе земельную долю определяют как рассчитанное в гектарах или баллогектарах количество земельной площади, приходящееся на одного участника общей долевой собственности на зем-лю3.

Земельные доли существуют в документальном выражении до тех пор, пока, в установленных законом случаях и порядке, не будет произведено выделение в натуре земельного участка в счет земельной доли в праве собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, в процессе оформления прав на земельные доли гражданам в 1994 году выдавалось свидетельство на право собственности на землю, форма которого была утверждена Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. № 1767. В нем земельная доля указывалась как объект права собственности.

Закономерно возникает вопрос: насколько введенный нормативно-правовыми актами термин «земельная доля» юридически верен и возможно ли использование его в качестве указания на объект права? Возникновение общей долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения относится к тем редким случаям, когда данный вид собственности на делимые вещи возникает в силу закона.

1 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР И Верховного Совета РСФСР. 1992, №1.Ст.53.

2 Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. 1992.№12.Ст.931.

3 Боголюбов С.А.Комментарий к Земельному кодексу Россий-

ской Федерации. -М, 1998.С.95.

Теория права общей долевой собственности является одной из самых дискуссионных в цивилистике. В свое время Г.Ф. Шершеневич заметил, что общая собственность, явление весьма частое, представляет значительные трудности для уяснения ее юридической природы.

Большинство ученых сходятся во мнении, что участнику общей долевой собственности принадлежит право на долю. Основной проблемный вопрос теории права общей долевой собственности — в чем именно принадлежит сособственникам право на долю?

Действующее законодательство исходит из того, что каждому сособственнику принадлежит доля в праве собственности на все имущество (пункт 1 и 2 статьи 244 Гражданского кодекса Российской Федерации). В этом случае право каждого сособственника не ограничивается какой-либо конкретной частью общей вещи, а распространяется на всю вещь. Причем «каждый из сособственников имеет право не на всю вещь, но на известную долю, а в то же время его право распространяется не на часть вещи, а проникает всюду, — в каждой материальной ее частице он имеет долю. Поэтому выражение «право на долю» не может быть понимаемо в смысле материальной доли вещи, так как такую нельзя и указать»4.

Решение весьма сложного и важного вопроса о юридической природе земельной доли, как указывает М.И. Козырь, следует искать в отказе от признания вещного характера абстрактных земельных долей5.

Еще в январе 1998 года в выступлениях на заседании Круглого стола, посвященного проблемам развития земельного законодательства в России в условиях перехода к рыночной экономике ряд участников указывали на то, что на практике права собственности на земельную долю вовсе не существует. Речь идет об обязательственных земельных правоотношениях, дающих право владельцу доли получить земельный участок, соразмерный этой доле, и не более того. Ни в теории права, ни в гражданском праве не существует безобъектных правоотношений собственности6.

В этом отношении интерес представляет позиция Пермского краевого суда. В справке Пермского краевого суда по результатам обобщения судебной практики рассмотрения федеральными судами Пермской области дел, связанных с приобретением и прекращением прав на недвижимое имущество от 23 марта 2006 года указано, что земельная доля рассматривается как абстрактная доля в праве, а не объект недвижимости, в связи с чем, предлагается договор дарения земельной доли не регистрировать и считать его заключенным с момента подписания.

Однако указанная позиция суда представляется ошибочной.

Как указывает Н.В. Фирсова, договоры дарения земельных долей подлежат обязательной регистрации, наличие у правообладателя возможности требовать выдела своей земельной доли и ее обособления в качестве самостоятельного земельного участка не дает оснований квалифицировать право на земельную долю как обязательственное право7.

4 Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907г.). -М: Спартак,1995.С.214.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Козырь М.И. Правовые проблемы развития агропромышленного комплекса России//Журнал российского права.2010.№4.С.4.

6 Там же.

7 Фирсова Н.В. Особенности приобретения земельных до-лей//Право и политика.2009.№12.С.5.

Г.В. Савенко пишет: «земельная доля — нетипичный объект права. Прямые указания о ней отсутствовали не только в Гражданском кодексе РСФСР 1964 года, но и в уже действовавшей первой части Гражданского кодекса Российской Федерации. Этот объект начинал приобретать черты «оборотоспособности», как и любое другое недвижимое имущество»8.

Так, в 1990-е гг. в ходе реорганизации колхозов, совхозов и иных сельскохозяйственных предприятий принадлежавшие им земельные участки подлежали передаче гражданам в частную, индивидуальную и коллективно-долевую собственность, т.е. приватизации. По сути, получавшие земельные участки (как правило, в коллективно-долевую собственность) граждане — члены и работники реорганизованных колхозов и совхозов, в том числе ушедшие на пенсию, а также по решению коллективов хозяйств работники объектов социальной сферы, расположенных на территории соответствующих хозяйств, наделялись правом на земельную долю (пай). Распорядиться земельной долей они могли следующим образом:

— выделить в счет доли самостоятельный участок для создания крестьянского (фермерского) хозяйства или сельскохозяйственного предприятия;

— внести в качестве учредительного (вступительного) взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив;

— продать или сдать в аренду другим владельцам долей (паев).

Что касается понятия «коллективно-долевой собственности», то, многие юристы, как отмечает М.И. Козырь, считают это понятие юридическим нонсенсом, поскольку оно искажает подлинную сущность выраженного им явления 9

«Можно лишь сожалеть, что в аграрно-земельном законодательстве появилась смесь коллективной (односубъектной) и долевой (многосубъектной) собственности. При употреблении словосочетаний «коллективно-долевая» или «коллективно-совместная» собственность смешиваются два разных по своей социальноэкономической сущности и правовой природе явле-10

ния» .

Правовая природа самой земельной доли, как указано выше, долгое время вызывала дискуссии, пока Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»11 не закрепил соответствующей дефиниции. Согласно статье 15 указанного закона земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

В статье 13 Федерального закона № 101-ФЗ до внесения соответствующих изменений было дано понятие невостребованных земельных долей: таковыми признавались земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с мо-

8 Савенко Г.В. Современные проблемы оборота земельных долей и участков сельскохозяйственного назначения//Центр публичных- правовых исследований.2009.С.5.

9 Там же.

10 Пандаков К.Г., Черноморец А.Е. Аграрно-земельная реформа: законодательство, теория, практика. Саратов, 2003. С. 224.

11 Федеральный закон от 24 июля 2002 г. №101 — ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. N 30 ст. 3018 (с последними изменениями от 30 декабря 2008 г.).

мента приобретения права на долю в общей собственности на земельный участок.

Очевидно, что такой подход к определению понятия «невостребованные земельные доли» требовал дальнейшего совершенствования.

Так, Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения», не только дает более развернутое определение понятию «невостребованные земельные доли», но и уточняет порядок обращения невостребованных и выморочных земельных долей в публичную собственность, уточняет порядок их выдела, а также разрешает многие проблемы регулирования оборота земельных долей.

В соответствии с указанным законом в законодательные акты Российской Федерации внесены изменения, направленные на уточнение и упрощение процедуры формирования земельных участков в счет земельных долей, совершенствование оборота земельных долей и земельных участков, обеспечивающих целевое использование земель сельскохозяйственного назначения, определяются четкий порядок и правила проведения общего собрания участников долевой собственности, устанавливается порядок отказа от земельной доли, уточняются основания и порядок изъятия и вовлечения в оборот неиспользуемых и ненадлежаще используемых земельных участков и т.д.

Подводя итог необходимо отметить, что несогласованность нормативных актов 1990-х гг., посвященных приватизации сельскохозяйственных угодий, не позволяла четко определить не только правовое содержание земельной доли, но и сущность конструкции коллективно-долевой собственности на землю членов (работников) сельскохозяйственных организаций.

С момента вступления в силу Земельного кодекса РСФСР 1991 года до принятия нормативных правовых актов о реорганизации сельскохозяйственным организациям выдавался государственный акт на право собственности с указанием в нем размера земель, находившихся в «коллективно-долевой собственности». При реорганизации колхозов, совхозов и иных сельскохозяйственных предприятий и принятии в некоторых случаях их членами (работниками) решений о внесении принадлежащих им земельных долей в уставный (паевой) капитал создаваемых товариществ, акционерных обществ, кооперативов администрации районов выдавали вновь образованным сельскохозяйственным организациям свидетельства о праве собственности на землю без указания на «коллективнодолевую собственность». Позднее, после принятия Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», которым комитетам по земельным ресурсам и землеустройству предписывалось выдавать свидетельства на право собственности на землю по установленной форме, указанные свидетельства стали выдаваться членам (работникам) реорганизованных сельскохозяйственных организаций. При этом не придавалось значения тому обстоятельству, распорядились указанные лица своим правом, в том числе путем внесения в качестве взноса в создаваемые общества, товарищества или кооперативы, на земельную долю или нет12.

12 Волков Г.А. О проекте федерального закона «Об упорядочении отношений собственности, возникших при приватизации зе-

Как следствие, между бывшими членами (работниками) колхозов, совхозов и иных сельскохозяйственных предприятий или их правопреемниками и вновь образованными сельскохозяйственными организациями, а равно их правопреемниками до сих пор возникают споры о праве на земельные доли.

Таким образом, для обеспечения единообразного применения судами законодательства по спорам о праве на земельные доли необходимо дополнительное правовое регулирование, направленное на разрешение возникающих в этой сфере коллизий. Не случайно, последние несколько лет, ведущими юристами-аграрниками обосновывается необходимость принятия и обсуждается концепция федерального закона об упорядочении отношений собственности, возникших при приватизации земель сельскохозяйственного на-значения13.

Список литературы:

Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР И Верховного Совета РСФСР. 1992, №1.Ст.53.

Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. 1992.№12.Ст.931.

Боголюбов С.А.Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. — М, 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907г.). -М: Спартак,1995.

Козырь М.И. Правовые проблемы развития агропромышленного комплекса России//Журнал российского права.2010.№4.

Фирсова Н.В. Особенности приобретения земельных долей//Право и политика.2009.№12.С.5.Савенко Г.В. Современные проблемы оборота земельных долей и участков сельскохозяйственного назначения//Центр публичных- правовых исследований.2009.

Пандаков К.Г., Черноморец А.Е. Аграрно-земельная реформа: законодательство, теория, практика. Саратов, 2003.

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. №101 — ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. № 30 ст. 3018 (с последними изменениями от 30 декабря 2008 г.).

Волков Г.А. О проекте федерального закона «Об упорядочении отношений собственности, возникших при приватизации земель сельскохозяйственного на-значения»//Экологическое право.- М.: Юрист, 2007.№1.

Literature list:

Gazette of the Congress of People’s Deputies of the RSFSR and the Supreme Soviet of the RSFSR. 1992, №1. Article 53.

Collected Acts of the President and the Government of the Russian Federation, 1992 №12. Article 931.

Bogolyubov S. A. Comments to the Land Code of the Russian Federation — Moscow, 1998.

Shershenevich G. F. Russian civil law guide (edition of 1907). — Moscow: Spartacus, 1995.

Kozyr M. I. Legal problems of the Russian agro industrial complex//Russian law magazine.2010.№4.

Firsova N. V. Land share purchase features//Law and Policy.2009.№12.Art.5.Savenko G. V. Modern problems of

мель сельскохозяйственного назначения»//Экологическое право.-М.: Юрист, 2007.№1 .С.12-14.

13 Волков Г.А. О проекте федерального закона «Об упорядочении отношений собственности, возникших при приватизации земель сельскохозяйственного назначения»//Экологическое право.-М.: Юрист, 2007.№1 .С.12-14.

the turnover of land shares and agricultural lands//Public research center.2009.

Pandakov К. G., Chernomorets А. E. Agrarian reform: Law, theory, practice. Saratov, 2003.

Рецензия

на статью «Проблемы определения понятия доли в праве собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения («земельной доли»)» в законодательстве Российской Федерации и юридической науке» аспиранта кафедры экологического и природоресурсного права Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина Грачковой Ю.Л.

Статья посвящена проблемам определения понятия доли в праве собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения («земельной доли»). Рецензируемая работа представляет собой серьезную и интересную научную статью на актуальную тему.

В статье анализируются основные подходы к определению понятия «земельная доля», существующие в юридической науке. Автором статьи предлагаются пути решения проблемы определения понятия земельной доли. Статья выполнена на высоком научном уровне, содержит ряд выводов, представляющих практический интерес. Все содержание статьи логически взаимосвязано и подтверждено цитатами из авторитетных источников. Рецензируемую работу отличают новизна и доказательность ряда идей.

Научная статья Ю.Л. Грачковой «Проблемы определения понятия доли в праве собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения («земельной доли») в законодательстве Российской Федерации и юридической науке» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

Доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой экологического и природоресурсного права Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина Жаворонкова Наталья Григорьевна

Уважаемые жители Кущевского района!
Межмуниципальный отдел по Ленинградскому, Кущевскому и Староминскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю информирует!
ЕСЛИ ВЫ ПОСТРОИЛИ ИЛИ РЕКОНСТРУИРОВАЛИ ЖИЛОЙ ДОМ на своем приусадебном земельном участке или земельном участке для индивидуального жилищного строительства БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ НА СТРОИТЕЛЬСТВО И НЕ ОФОРМИЛИ ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ на построенный или реконструированный жилой дом, настоятельно рекомендуем успеть ДО 01.03.2019 выполнить следующие действия, предусмотренные частью 5 статьи 16 Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ:

1) подготовьте и представьте в местную администрацию уведомление о планируемом строительстве или реконструкции жилого дома, форма которого утверждена приложением №1 к приказу Минстроя России от 19.09.2018 № 591/пр;
2) через 7 рабочих дней со дня представления в местную администрацию уведомления о планируемом строительстве или реконструкции жилого дома (или через 20 рабочих дней, если жилой дом построен или реконструирован в границах территории исторического поселения городов Краснодар, Анапа, Армавир, Ейск, Сочи и станицы Тамань и в Вашем уведомлении не содержится указание на типовое архитектурное решение), если Вы не получили от местной администрации уведомление о несоответствии указанного в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции жилого дома установленным требованиям:
Ø закажите у любого кадастрового инженера технический план здания – жилого дома (кадастровому инженеру предоставьте то же уведомление о планируемом строительстве или реконструкции жилого дома, которое вы направили в местную администрацию, декларацию об объекте недвижимости, форма которой утверждена приложением №3 к приказу Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953, и согласие на обработку персональных данных);
Ø подготовьте уведомление об окончании строительства или реконструкции жилого дома(форма утверждена приложением №5 к приказу Минстроя России от 19.09.2018 № 591/пр);
Ø заключите с иными правообладателями земельного участка соглашение об определении долей в праве общей долевой собственности на построенный или реконструированный жилой дом(если земельный участок, на котором построен или реконструирован жилой дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или передан в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора);
Ø оплатите государственную пошлинуза государственную регистрацию права на построенный жилой дом (не требуется при реконструкции);
3) представьте в местную администрацию:
· уведомление об окончании строительства или реконструкции жилого дома;
· технический план в электронном виде;
· соглашение об определении долей в праве общей долевой собственности на построенный или реконструированный жилой дом(если земельный участок, на котором построен жилой дом, или жилой дом до реконструкции находится в долевой собственности);
· копию платежного документа (квитанции) об оплате государственной пошлины(не требуется при реконструкции).
ВЫПОЛНЕНИЕ ВАМИ УКАЗАННЫХ ДЕЙСТВИЙ ДО 01.03.2019 ПОЗВОЛИТ В ДАЛЬНЕЙШЕМ ОСУЩЕСТВИТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ ЖИЛОГО ДОМА (ПРИ ЕГО ОТСУТСТВИИ) И ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЖИЛОЙ ДОМ, ПОСТРОЕННЫЙ ИЛИ РЕКОНСТРУИРОВАННЫЙ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ НА СТРОИТЕЛЬСТВО!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *