Службы охраны труда

ТК РФ Статья 217. Служба охраны труда в организации

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

При какой численности работников создается служба охраны труда в организациях РФ. Создается ли она, если число сотрудников не превышает 50 человек

Согласно ч. 1 ст. 217 ТК России (далее — Кодекс), служба охраны труда создается на производственных предприятиях, численность персонала которых превышает 50 человек. До внесения изменений в ст. 217 Кодекса законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ минимальная численность, при которой требовалось обязательно создавать службу ОТ, составляла 100 сотрудников. Эта норма сохранена и сегодня в п. 15 рекомендаций по организации работы службы охраны труда, утвержденных постановлением Минтруда от 08.02.2000 № 14 (далее — Рекомендации). Однако, поскольку закон превалирует над ведомственными актами, руководствоваться необходимо именно требованиями Кодекса.

При этом, согласно п. 3.1.1 межотраслевых нормативов численности, утвержденных постановлением Минтруда от 22.01.2001 № 10 (далее — Межотраслевые нормативы), если численность сотрудников не превышает 700 штатных единиц, функцию службы ОТ могут взять на себя специалисты по охране труда. Если при этом в состав структурного подразделения входит от 3 до 5 сотрудников (включая руководителя), оно получает статус бюро, а если штатных единиц в нем больше — отдела.

На крупных промышленных предприятиях такая служба обычно состоит из целого штата сотрудников, возглавляемых начальником подразделения, — такие нормы прописаны в п. 3 Рекомендаций. Как правило, служба ОТ тесно взаимодействует с другими структурными подразделениями предприятия, профессиональными союзами, надзорными органами и местной властью.

Однако бывают случаи, когда служба охраны труда на предприятии создается при меньшей (в сравнении с нормативными 50 работниками) численности сотрудников. Принятию руководителем решения о создании такой службы в случаях, когда численность сотрудников меньше необходимых 50, может способствовать производственная необходимость, которая обычно обуславливается спецификой производственной деятельности предприятия. Это может быть связано, например, с опасностью производства либо сложностью используемого в процессе хозяйственной деятельности оборудования.

Кому подчиняется служба ОТ в организации

Служба охраны труда подчиняется непосредственно руководителю предприятия либо назначенному им заму (п. 2 Рекомендаций). Функциональные обязанности каждого из работников службы четко регламентируются (они отражены в должностных инструкциях). За каждым специалистом по ОТ закрепляется определенное направление работы.

Кому подчиняется служба охраны труда в подведомственных организациях, кроме руководителя? Службе ОТ вышестоящей организации, которая осуществляет контролирующие функции (п. 18 Рекомендаций). Ответственность за работу службы при этом всецело возлагается на руководителя компании, специалисты же отвечают лишь в пределах своих должностных полномочий (пп. 19, 20 Рекомендаций).

Основные задачи службы ОТ:

  1. Участие в разработке условий осуществления рабочего процесса на предприятии с целью обеспечения выполнения всеми сотрудниками требований безопасности труда.
  2. Контроль за соблюдением сотрудниками нормативно-правовых и локальных актов по ОТ.
  3. Консультирование сотрудников по вопросам ОТ.
  4. Способствование внедрению на производстве передового опыта по обеспечению безопасных условий труда.

От чего зависит организационная структура службы охраны труда

Структура службы охраны труда и численность входящих в нее сотрудников определяется работодателем самостоятельно с учетом рекомендаций Минтруда (ч. 4 ст. 217 Кодекса). Численность специалистов по ОТ, задействованных для создания этой службы, зависит от множества факторов, в частности:

  • условий труда;
  • частоты травматизма в отрасли;
  • данных статистической и оперативной отчетности о среднесписочной численности штата;
  • процента пропусков работы сотрудниками (таблицы 1–8 Межотраслевых нормативов).

Служба ОТ может быть представлена как одним специалистом по охране труда (в соответствии с нормативами при штате до 700 сотрудников), так и целым подразделением. Структура последнего формирования аналогична любому другому: несколько специалистов, работающих под руководством назначенного директором предприятия начальника. Структура и численность службы ОТ зависит, как уже указывалось, от специфики деятельности компании и общей численности персонала (п. 14 Рекомендаций).

В штат службы охраны труда могут войти специалисты, прошедшие предварительное специальное обучение по ОТ:

  • с квалификацией специалистов по ОТ;
  • получившие высшее техническое (профессиональное) образование без требований к наличию опыта работы;
  • завершившие обучение в ПТУ с 3-летним стажем работы техником 1-й категории либо 5-летним опытом работы на других должностях.

Приказ о создании службы охраны труда

Распоряжение о создании службы ОТ издается руководителем предприятия на основании ст. 217 Кодекса с учетом норм, прописанных в локальном положении об организации работы по охране труда. Содержание приказа во многом зависит от специфики производственной деятельности и общего числа работников предприятия, а форма документа, как правило, соответствует, общепринятой для документов такого рода.

Распорядительная часть приказа может выглядеть так:

Приказываю:

  1. Создать службу охраны труда с 3 штатными единицами:
    • начальник подразделения — 1 штатная единица;
    • инженер по охране труда — 2 штатные единицы.
  2. Внести указанные изменения в штатное расписание ООО «Лазурь».
  3. Начальнику отдела кадров Соловьевой Р. П.:
    • подготовить изменения в штатное расписание и направить на подпись до 05.02.2018;
    • разработать положение о службе охраны труда и должностные инструкции для сотрудников создаваемой службы до 10.02.2018;
    • подать предложение по комплектации создаваемой службы сотрудниками требуемой квалификации до 15.02.2018.
  4. Главному инженеру Силантьеву А. В. проконтролировать исполнение приказа».

Ответственность за несоздание службы ОТ

Если руководитель производственного предприятия при численности штата свыше 50 сотрудников проигнорирует требования, изложенные в ст. 217 Кодекса, и не создаст службу по охране труда (или не введет должность инженера по ОТ), его могут привлечь к административной ответственности (об этом говорится в п. 19 Рекомендаций).

За данное нарушение норм трудового законодательства в области охраны труда, согласно ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП, наложен админштраф и на виновное должностное лицо (от 2 000 до 5000 руб.), и на компанию (от 50 000 до 80 000 руб.). За повторное аналогичное нарушение (ч. 5 той же статьи) на директора предприятия может быть наложен штраф до 40 000 руб., на компанию — до 200 000 руб.

Как видите, служба ОТ (или должность инженера по охране труда) в обязательном порядке должна создаваться на производственных предприятиях, численность сотрудников которых превышает 50 человек. При этом численность создаваемого структурного подразделения (службы ОТ) зависит от многих факторов, таких как среднесписочное число всех сотрудников, количество занятых в тяжелых (опасных) условиях труда работников и т. п.

Создание службы охраны труда в организации

Структуру службы охраны труда и численность ее работников определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях.

Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях утверждены Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 января 2001 г. № 10 с учетом мнения Федерации Независимых Профсоюзов России и рекомендуются для применения в организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.

В организациях со среднесписочной численностью работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) до 700 человек эти функции могут выполнять отдельные специалисты по охране труда.

В организациях с численностью более 700 человек создается бюро охраны труда при штатной численности работников 3–5 единиц (включая начальника) или отдел – при штатной численности работников от 6 единиц.

Работодатель должен обеспечивать необходимые условия для выполнения работниками службы охраны труда своих полномочий. Рабочие места работников службы рекомендуется организовывать в отдельном помещении, обеспечивать современной оргтехникой и техническими средствами связи.

Организация труда работников службы охраны труда предусма­тривает закрепление за каждым из них определенных обязанностей и функций в их должностных инструкциях.

Должностные инструкции разрабатываются на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специ­алистов и других служащих, раздел «Квалификационные характери­стики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда».

Служба охраны труда подчиняется непосредственно работодате­лю или по его поручению одному из его заместителей. Ответствен­ность за деятельность службы несет работодатель.

Работники службы охраны труда в своей деятельности руководствуются трудовым законодательством, федеральными законами и иными норма­тивными правовыми актами по охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, соглашения­ми (генеральным, региональным, отраслевым), коллективным договором, соглашением по охране труда, другими локальными норма­тивными правовыми актами организации.

Служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями предприятия (организации), комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченых работниками представительных органов.

Работодателю рекомендуется организовывать для работников службы систематическое повышение квалификации и проверку знаний требований охраны труда.

Контроль за деятельностью службы охраны труда осуществляет руководитель организации, служба охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда и органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

Об утверждении Типового положения о службе охраны труда

Приказ Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда
от 15 ноября 2004 № 255

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины
1 декабря 2004 под № 1526/10125

С изменениями и дополнениями, внесенными
приказом Государственного комитета Украины по промышленной безопасности,

охраны труда и горного надзора

от 2 октября 2007 № 236

Согласно Закону Украины «Об охране труда» (с изменениями) ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Типовое положение о службе охраны труда (далее — Типовое положение), который прилагается.

2. Управлению нормативно-правового и юридического обеспечения (Кубиевич М.В.):

подать этот приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины;

внести соответствующие изменения в Государственный реестр нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда;

разместить этот приказ на сайте Госнадзорохрантруда Украины;

совместно с Главным учебно-методическим центром Госнадзорохрантруда (Баженов А. К.), общим отделом (Деньгин А. П.) в недельный срок после регистрации в Министерстве юстиции Украины разработать и обеспечить реализацию мероприятий по внедрению Типового положения.

3. Общему отделу (Деньгин А. П.) в недельный срок после регистрации в Министерстве юстиции Украины довести настоящий приказ до сведения территориальных управлений, экспертно-технических центров и Национального научно-исследовательского института охраны труда.

4. Редакции журнала «Охрана труда» Яковенко М.Г.) опубликовать настоящий приказ в очередном номере журнала.

5. Признать утратившим силу приказ Госнадзорохрантруда от 03.08.93 № 73 «О Типовом положении о службе охраны труда», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 30.09.93 за № 140.

6. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя Председателя Комитета Семко А. П.

Председатель Комитета С. Сторчак

УТВЕРЖДЕНО

приказом Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда

от 15 ноября 2004 № 255

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции Украины

1 декабря 2004 под № 1526/10125

Типовое положение о службе охраны труда

1. Общие положения

1.1. Согласно Закону Украины «Об охране труда» служба охраны труда создается работодателем для организации выполнения правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических, социально-экономических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предотвращение несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий в процессе труда.

1.2. На основе Типового положения о службе охраны труда (далее — Типовое положение) с учетом специфики производства и видов деятельности, численности работников, условий труда и других факторов работодатель разрабатывает и утверждает Положение о службе охраны труда соответствующего предприятия, определяет структуру службы охраны труда, ее численность , основные задачи, функции и права ее работников в соответствии с законодательством.

Министерства и другие центральные органы исполнительной власти в положении о структурном подразделении по охране труда учитывают требования настоящего Типового положения.

Порядок создания и организации работы структурных подразделений по охране труда местных органов исполнительной власти определяется в соответствии со статьей 34 Закона Украины «Об охране труда».

Объединение предприятий в случае выполнения ими делегированных функций в области охраны труда разрабатывают и утверждают Положение о службе охраны труда в соответствии со статьей 36 Закона Украины «Об охране труда» и настоящего Типового положения.

1.3. Служба охраны труда подчиняется непосредственно работодателю.

1.4. Служба охраны труда создается на предприятиях с количеством работающих 50 и более человек.

На предприятии с количеством работающих менее 50 человек функции службы охраны труда могут выполнять в порядке совместительства (совмещение) лица, имеющие соответствующую подготовку.

На предприятии с количеством работающих менее 20 человек для выполнения функций службы охраны труда могут привлекаться посторонние специалисты на договорных началах, которые имеют трудовой стаж работы не менее трех лет и прошедших обучение по охране труда.

1.5. Названия должностей (профессий) устанавливаются в соответствии с Национальным классификатора Украины ДК 003:2005 «Классификатор профессий», утвержденного приказом Госпотребстандарта от 26.12.2005 № 375, а квалификационные требования — согласно раздела 1 «Профессии руководителей, профессионалов, специалистов и технических служащих» Выпуск 1 «Профессии работников, которые являются общими для всех видов экономической деятельности» Справочника квалификационных характеристик профессий работников, утвержденного приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 29.12.2004 № 336.

(Пункт 1.5 в редакции приказа Государственного комитета Украины по
промышленной безопасности, охране труда и горному надзору
от 02.10.2007 г.№ 236)

1.6. Обучение и проверка знаний по вопросам охраны труда работников службы охраны труда проводятся в установленном законодательством порядке при приеме на работу и периодически один раз в три года.

1.7. Работники службы охраны труда предприятия в своей деятельности руководствуются законодательством Украины, нормативно-правовыми актами по охране труда, коллективным договором и актами по охране труда, действующих в пределах предприятия.

1.8. Ликвидация службы охраны труда допускается только в случае ликвидации предприятия или прекращения использования наемного труда физическим лицом.

2. Основные задачи службы охраны труда

2.1. В случае отсутствия внедренной системы качества согласно ISO 9001, проработка эффективной системы управления охраной труда на предприятии и содействие усовершенствованию деятельности в этом направлении каждого структурного подразделения и каждого работника. Обеспечение профессиональной поддержки решений работодателя по этим вопросам.

2.2. Организация проведения профилактических мероприятий, направленных на устранение вредных и опасных производственных факторов, предупреждение несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и других случаев угрозы жизни или здоровью работников.

2.3. Изучение и содействие внедрению в производство достижений науки и техники, прогрессивных и безопасных технологий, современных средств коллективной и индивидуальной защиты работников.

2.4. Контроль за соблюдением работниками требований законов и других нормативно-правовых актов по охране труда, положений (при наличии) отраслевого соглашения, раздела «Охрана труда» коллективного договора и актов по охране труда, действующих в пределах предприятия.

2.5. Информирование и предоставление разъяснений работникам предприятия по вопросам охраны труда.

3. Функции службы охраны труда

3.1. Разработка совместно с другими подразделениями предприятия комплексных мероприятий для достижения установленных нормативов и повышения существующего уровня охраны труда, планов, программ улучшения условий труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, оказание организационно-методической помощи в выполнении запланированных мероприятий.

3.2. Подготовка проектов приказов по вопросам охраны труда и внесение их на рассмотрение работодателю.

3.3. Проведение совместно с представителями других структурных подразделений и с участием представителей профессионального союза предприятия или, при ее отсутствии, уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам охраны труда проверок соблюдения работниками требований нормативно-правовых актов по охране труда.

3.4. Составление отчетности по охране труда по установленным формам.

3.5. Проведения с вводного инструктажа по охране труда.

3.6. Ведение учета и проведения анализа причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий, причиненного ими ущерба.

3.7. Обеспечение надлежащего оформления и хранения документации по вопросам охраны труда, а также своевременной передачи их в архив для длительного хранения согласно установленному порядку.

3.8. Составление с участием руководителей подразделений предприятия перечней профессий, должностей и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране (безопасности) труда, действующих в пределах предприятия, оказание методической помощи при их разработке.

3.9. Информирование работников об основных требованиях законов, других нормативно-правовых актов и актов по охране труда, действующих в пределах предприятия.

3.10. Рассмотрение:

вопросов о подтверждении наличия опасной производственной ситуации, ставшей причиной отказа работника от выполнения порученной работы, в соответствии с законодательством (в случае необходимости);

писем, заявлений, жалоб работников предприятия, касающихся вопросов соблюдения законодательства об охране труда.

3.11. Организация:

обеспечение подразделений нормативными правовыми актами и актами по охране труда, действующих в пределах предприятия, пособиями, учебными материалами по этим вопросам;

работы кабинета по охране труда, подготовке информационных стендов, уголков по охране труда и т.д.;

совещаний, семинаров, конкурсов и т.п. по вопросам охраны труда;

пропаганды по вопросам охраны труда с использованием информационных средств.

3.12. Участие в:

расследовании несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве в соответствии с Порядком расследования и ведения учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 25 августа 2004 № 1112;

составлении санитарно-гигиенической характеристики рабочих мест работников, проходящих обследование относительно профзаболеваний;

проведении внутреннего аудита охраны труда и аттестации рабочих мест на соответствие нормативно-правовым актам по охране труда;

работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией или техническим перевооружением объектов производственного и социально-культурного назначения, отремонтированного или модернизированного оборудования в части соблюдения требований охраны (безопасности) труда;

разработке положений, инструкций, раздела «Охрана труда» коллективного договора, актов по охране (безопасности) труда, которые действуют в пределах предприятия;

составлении списков профессий и должностей, согласно которым работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры;

организации обучения по вопросам охраны труда;

работе комиссии по проверке знаний по вопросам охраны труда.

3.13. Обеспечение организационной поддержки (при наличии) работы комиссии по вопросам охраны труда предприятия.

3.14. Контроль за:

выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды, коллективным договором и мероприятиями, направленными на устранение причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

проведением идентификации и декларированию безопасности объектов повышенной опасности;

наличием в подразделениях инструкций по охране труда согласно перечню профессий, должностей и видов работ, своевременным внесением в них изменений;

своевременным проведением необходимых испытаний и технических осмотров оборудования;

состоянием предохранительных и защитных устройств, вентиляционных систем;

своевременным проведением обучения по вопросам охраны труда, всех видов инструктажа по охране труда;

обеспечением работников в соответствии с законодательством спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной и коллективной защиты, моющими и обезвреживающими средствами;

организацией хранения, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;

санитарно-гигиеническими и санитарно-бытовыми условиями работников согласно нормативно-правовыми актами;

своевременным и правильным предоставлением работникам льгот и компенсаций за тяжелые и вредные условия труда, обеспечением их лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными ему пищевыми продуктами, газированной соленой водой, предоставлением оплачиваемых перерывов санитарно-оздоровительного назначения и т.п. в соответствии с требованиями законодательства и коллективного договора;

соблюдением в надлежащем состоянии территории предприятия, внутренних дорог и пешеходных дорожек;

организацией рабочих мест в соответствии с нормативно-правовых актов по охране труда;

использованием целевых средств, выделенных для выполнения комплексных мероприятий для достижения установленных нормативов и повышения существующего уровня охраны труда;

применением труда женщин, инвалидов и лиц моложе 18 лет, в соответствии с законодательством;

выполнением предписаний должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда и представления страхового эксперта по охране труда;

проведение предварительных (при приеме на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда или таких, где есть потребность в профессиональном отборе, ежегодных обязательных медицинских осмотров лиц возрастом до 21 года.

4. Права работников службы охраны труда

Специалисты службы охраны труда имеют право:

выдавать руководителям структурных подразделений предприятия обязательные для исполнения предписания (по форме согласно приложению) по устранению имеющихся недостатков, получать от них необходимые сведения, документацию и объяснения по вопросам охраны труда. Предписание специалиста по охране труда может отменить только работодатель. Предписание составляется в 2 экземплярах, один из которых выдается руководителю работ, объекта, цеха, второй остается и регистрируется в службе охраны труда, и сохраняется в течение 5 лет. Если руководитель структурного подразделения предприятия отказывается от подписи в получении предписания, специалист по охране труда направляет соответствующее представление на имя лица, которому административно подчинен этот структурное подразделение, или работодателю;

останавливать работу производств, участка, машин, механизмов, оборудования в случае нарушений, создающих угрозу жизни или здоровью работников;

требовать отстранения от работы лиц, не прошедших предусмотренных законодательством медицинского осмотра, обучения, инструктажа, проверки знаний и не имеют допуска к соответствующим работам или не выполняют требования нормативно-правовых актов по охране труда;

посылать работодателю представление о привлечении к ответственности должностных лиц и работников, нарушающих требования по охране труда;

за улучшение состояния безопасности труда вносить предложения о поощрении работников за активный труд;

привлекать, по согласованию с работодателем и руководителями подразделений предприятия, специалистов предприятия для проведения проверок состояния охраны труда.

5. Организация работы службы охраны труда

5.1. Работа службы охраны труда предприятия должна осуществляться в соответствии с планом работы и графиками обследований, утвержденных работодателем.

5.2. Рабочие места работников службы охраны труда должны размещаться (как правило) в отдельном помещении, обеспечиваться надлежащей оргтехникой, техническими средствами связи и быть удобными для приема посетителей.

5.3. Для проведения обучения, инструктажей, семинаров, лекций, выставок и т.п. должен быть создан кабинет по охране труда в соответствии с Типовым положением о кабинете охраны труда, утвержденного приказом Госнадзорохрантруда от 18.07.97 № 191, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 08.10.97 за № 458 / 2262.

5.4. Работодатель обеспечивает стимулирование эффективной работы сотрудников службы охраны труда.

5.5. Работники службы охраны не могут привлекаться к выполнению функций, не предусмотренных Законом Украины «Об охране труда» и настоящим Типовым положением.

5.6. Служба охраны труда взаимодействует с другими структурными подразделениями, службами, специалистами предприятия и представителями профсоюза, а при ее отсутствии — с уполномоченными наемными работниками лицами по вопросам охраны труда.

Заместитель начальника управления нормативно-правового и юридического обеспечения М. Кубиевич

Приложение к Типовому положению о службе охраны труда Форма 1-ОП

СЛУЖБА ОХРАНЫ ТРУДА

______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
(Наименование предприятия, учреждения, организации, которой принадлежит служба охраны труда)

Предписание

№ ___ от «___» ____________ 20__ года

Кому _________________________________________________________________________________
(Ф.И.О., должность лица, которому выдается предписание)
_____________________________________________________________________________________

Согласно Закону Украины «Об охране труда», с целью создания надлежащих безопасных и здоровых условий труда предлагаю Вам устранить такие нарушения и недостатки:


п / п

Выявленные нарушения
(Указывается сущность правонарушения, а также недостатки системы управления)

Нормативно-правовой акт, пункт, абзац, требования которых нарушены
(Указывается конкретно пункт, абзац и наименование нарушенных нормативно-правовых актов по охране труда)

Предложенный срок устранения нарушений
(Указывается дата, месяц и год устранения нарушений)

Отметка о выполнении
(Указывается дата фактического выполнения мероприятий и подписывается лицом, выдавшим предписание, и лицом, получила предписание)

1.

2.

1.

2.

3.

Нарушения, указанные в пунктах __________________ предписания, привели к созданию производственной ситуации, угрожающей жизни (здоровью) работающих.

Руководствуясь статьей 15 Закона Украины «Об охране труда», запрещаю с _______________________ часов «___» ____________ 20__ года эксплуатации (выполнения работ)
______________________________________________________________________________________
(Указать название объекта, участка, цеха, производства, машины, механизма, оборудования)

______________________________________________________________________________________

Остановлены работы могут быть возобновлены с моего письменного разрешения после устранения указанных нарушений.

О выполнении предписания с окончанием указанных в нем сроков прошу письменно уведомить меня.

Структура службы охраны труда, порядок формирования, правовая основа

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 13

Структура службы охраны трудав организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем. Существует Постановление Минтруда России от 22.01.2001 N 10, которым утверждены Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях (далее — Нормативы численности). Эти Нормативы предназначены для определения и обоснования необходимой численности работников службы охраны труда, установления должностных обязанностей, распределения работы между работниками и рекомендуются для применения во всех организациях. Нормативы численности предусматривают также условия формирования организационной структуры службы охраны труда в организации (специалист, бюро, отдел). Итак, согласно указанному документу нормативная численность сотрудников службы охраны труда на предприятии зависит от нескольких факторов, а именно: от среднесписочной численности работников по всей организации и по каждому ее обособленному подразделению; от наличия сотрудников, занятых на тяжелых работах, а также работах, связанных с вредными и (или) опасными условиями труда; от функций, которые будут выполнять сотрудники службы охраны труда. В Нормативах численности приведены все показатели численности работников службы охраны труда в зависимости от перечисленных факторов. Работодателю останется лишь сложить нужные показатели численности по таблицам, которые соответствуют его обстановке в организации. Таким образом, он рассчитает нормативную численность работников службы охраны труда. Основными задачами службы охраны труда являются: 1.организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда; 2. организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний; 3. организация работы по улучшению условий труда; 4. контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда и других локальных нормативно-правовых актов организации; 5. информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда. Создание службы охраны труда Изменениями, внесенными в статью 217 Кодекса, установлено, что у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек (ранее — более 100), должна быть создана служба охраны труда либо введена должность специалиста по охране труда, имеющего необходимую подготовку или опыт работы в этой области. Если численность работников не превышает 50 человек, то решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда может быть принято работодателем с учетом специфики своей производственной деятельности. Однако следует иметь в виду, что теперь при отсутствии у работодателя службы охраны труда или штатного специалиста их функции осуществляют работодатель -индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации или какой-либо уполномоченный работник либо, как и ранее, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда. Установлено, что организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации. При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. Комитеты (комиссии) по охране труда В организациях с численностью более 10 работников работодателями создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. Комитет (комиссия) по охране труда организует разработку раздела коллективного договора (соглашения) по охране труда, совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок.


22. Права и обязанности должностных лиц службы охраны труда. Существует три категории инженеров по охране труда: инженер по охране труда I категории. Этот специалист должен иметь высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера по охране труда II категории не менее 3 лет; инженер по охране труда II категории должен иметь высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера по охране труда или других инженерно-технических должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием, не менее 3 лет; обычному инженеру по охране труда достаточно получить высшее профессиональное (техническое) образование. При этом ему не обязательно иметь стаж работы. Если же он получил среднее профессиональное (техническое) образование, то для замещения вакансии инженера по охране труда он должен иметь стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет. Основными задачами отдела охраны труда (как и инженера по охране труда) являются: 1. организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда; 2. контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации; 3. организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда; 4. информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда; 5. изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда. В соответствии с Постановлением Минтруда России от 17.01.2001 № 7, отдел охраны труда должен вести учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний. Оказывать помощь подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производств факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений, организовывать работу кабинета по охране труда или подготавливать информационные стенды, уголки охраны труда в подразделениях. Отдел охраны труда или инженер по охране труда организуют проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда, а также обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты, санитарно-технических устройств, вентиляционных систем с точки зрения их соответствия требованиям охраны труда. Кроме этого, отдел охраны труда согласовывает разрабатываемую в организации проектную, конструкторскую, технологическую и иную документацию в части соблюдения требований охраны труда, а также предлагает программы по улучшению условий и охраны труда. Сотрудники отдела охраны труда должны оказывать помощь руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, по которым работники проходят обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства предоставляются компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда. Отдел охраны труда организует расследование несчастных случаев на производстве в соответствии со ст. ст. 227 — 231 ТК РФ и Постановлением Минтруда России N 73, участвует в работе комиссий по расследованию несчастных случаев, оформляет и хранит необходимые документы (акты по форме Н-1, иные документы по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколы измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, оценки оборудования по фактору травмобезопасности, материалы аттестации рабочих мест по условиям труда и др.).

К числу наиболее важных функций отдела относятся разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе руководителя, проведение вводного инструктажа со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику, организация своевременного обучения по охране труда (Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29).

Постановлением Минтруда России от 17.12.2002 № 80 утверждены Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда. Разделом IV этих Рекомендаций определен порядок подготовки, согласования и утверждения инструкций по охране труда. Также на отдел охраны труда возложены функции по контролю за: 1. обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты; 2. наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром; 3. проведением аттестации рабочих мест по условиям труда и подготовкой к сертификации работ по охране труда; 4. своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда; 5. организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты; 6. санитарно-гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений и др.Сотрудники службы имеют право.Кроме функциональных обязанностей у работников службы охраны труда, законодатель предоставил им и обширные права. Основными из них являются:1. в любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации;2. предъявлять руководителям подразделений, другим должностным лицам предписания для устранения нарушений требований охраны труда;3. отстранять от работы лиц, не обученных охране труда и безопасным приемам работы, не прошедших инструктаж по охране труда, стажировку, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших предварительных или периодических медосмотров, не использующих в своей работе предоставленных СИЗ, а также грубо нарушающих требования охраны труда;4. предлагать руководителю организации меры по привлечению к ответственности лиц, нарушающих требования охраны труда;5. требовать письменные объяснения от лиц, нарушивших нормы, правила и инструкции по охране труда;6. представительствовать по поручению руководителя организации в государственных и общественных органах контроля и надзора по вопросам охраны труда.За нарушения по охране труда возлагается ответственность: а) административная; б) дисциплинарная; в) уголовная; г) материальная.

23. Права и обязанности работников в области охраны трудаВыполнение требований охраны труда достигается слаженной работой всего персонала организации. Руководитель предприятия обеспечивает весь комплекс мероприятий по безопасности и улучшению условий труда. Вместе с ним каждый работник несет свою долю ответственности в области охраны труда. Наряду с гарантированными правами на работника возлагаются конкретные обязанности по соблюдению инструкций, норм и правил по охране труда. В соответствии со ст. 219 Трудового кодекса РФ каждый работник имеет право на: 1. рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда; 2. обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом; 3. получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов; 4. отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности; 5. обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя; 6. обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя; 7. профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда; 8. запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда, работниками, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда; 9. обращение в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда; 10. личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания; 11. внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра (обследования); 12. компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Обеспечение работникам их конституционного права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, состоит в том, что, конкретизируя данное право, государство одновременно с этим устанавливает его гарантии (ст. 220 Трудового кодекса РФ) и возлагает на работодателя обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников. Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда. При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности. Если предоставление другой работы по объективным причинам работнику невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами. В случае необеспечения работника в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и должен оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с ТК РФ. Кроме гарантированного государством права работника на безопасный труд, на работника возложены в соответствии со ст. 214 ТК РФ и его обязанности: 1. соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, а также правилами и инструкциями по охране труда; 2. правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты; 3. проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; 4. немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); 5. проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.

24. Права и обязанности работодателя в сфере охраны трудаВ наиболее концентрированном виде права и обязанности работодателя изложены в ст. ст. 22 и 212 ТК РФ. При этом статья 22 устанавливает общие права и обязанности, а ст. 212 ТК РФ и ст. 11 ФЗ «Об основах охраны труда в РФ» — обязанности в сфере охраны труда.

Работодатель имеет право: 1. заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом, иными федеральными законами; 2. вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры; 3. требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организации; 4. привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом, иными федеральными законами; 5. принимать локальные нормативные акты; 6.создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них. Ст 212 ТК РФ устанавливает, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: 1. безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; 2. применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников; 3. соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; 4. режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством Российской Федерации; 5. приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; 6. обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда и оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, безопасных методов и приемов выполнения работ; 7. недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда; 8. организацию контроля состояния условий труда на рабочих местах, а также правильности применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; 9. проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации; 10. правовыми актами, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинским заключением с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований); 11. недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), а также в случае медицинских противопоказаний; 12. информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; 13. предоставление органам государственного управления охраной труда, органам государственного надзора и контроля, органам профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий; 14. принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи; 15. расследование и учет в установленном Трудовым кодексом и иными нормативными правовыми актами порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 16. санитарно — бытовое и лечебно — профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда; 17. беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 18. выполнение предписаний должностных лиц органов государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и рассмотрение представлений органов общественного контроля, в установленные Трудовым кодексом, иными федеральными законами сроки; 19. обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 20. ознакомление работников с требованиями охраны труда; 21. разработку и утверждение с учетом мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа инструкций по охране труда для работников; 22. наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации. Таким образом, трудовое законодательство возлагает на работодателя: во-первых, на работодателя государство возлагает персональную ответственность за состояние условий и организацию охраны труда; во-вторых, в соответствии с п.1 введено понятие и установлены требования обеспечения безопасности работников, что достижимо при понимании и организации охраны труда в широком смысле слова и на системной основе.

25. Нормативно-правовые основы локального уровня, регулирующие отношения в сфере охраны трудаНа каждом предприятии должны быть разработаны локальные нормативные акты в сфере охраны труда. Эти локальные документы являются непосредственной правовой базой управления охраной труда на уровне предприятия. На основании требований законодательства РФ, межотраслевых и отраслевых Правил, инструкций, рекомендаций, стандартов, положений можно определить перечень документации, которая должна разрабатываться и оформляться при проведении работы по охране труда в организации. Локальные нормативные акты, включающие требования охраны труда: приказы и распоряжения о распределении обязанностей; стандарты организаций; положение об организации работ по охране труда; положение о системе управления охраной труда; приказ о создании комитета (комиссии) по охране труда; положение о порядке обучения и проверки знаний по охране труда; перечень профессий и работ с повышенными требованиями; перечень мест производств и видов работ по наряду- допуску; технологические регламенты; перечень категорий работников, обязанных проходить медицинские осмотры; перечни тяжелых работ и работ с вредными (опасными) условиями труда, на которых запрещено (ограничено) применение труда лиц моложе 18 лет (женщин); инструкции по охране труда для персонала, при обслуживании оборудования и производстве работ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

2.Структура службы охраны труда, ее функции и основные задачи

Работа по охране труда представляет собой целенаправленный процесс по созданию здоровых и безопасных условий труда, сохранению жизни и здоровья работающим, в котором участвуют орган управления (организация) и объект управления (структурные подразделения, строительные объекты).

Организационно-методическую работу по управлению охраной труда, подготовку управленческих решений, контроль за их реализацией в организации осуществляет специалист по охране труда, непосредственно подчиненный главному инженеру.

Штатная численность службы охраны труда устанавливается в соответствии с Нормативами численности специалистов по охране труда на предприятиях, утвержденными постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 23.07.2010 г. № 94.

На рисунке №1 представлена структура службы охраны труда в СПК «Ворняны».

Рисунок №1 – Структура службы охраны труда в СПК «Ворняны»

На рисунке №2 представлено оборудование и оснащение кабинета по охране труда.

Рисунок №2 – Оборудование и оснащение кабинета по охране труда

Основными задачами службы охраны труда являются:

1.подготовка предложений по :

— формированию и осуществлению государственной политики в области охраны труда, совершенствованию отраслевой СУОТ, организации работы по обеспечению в подчиненных организациях здоровых и безопасных условий труда;

— разработке и принятию в пределах компетенции республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, отраслевых правил по охране труда, типовых инструкций по охране труда, других НПА, в том числе ТНПА, содержащих требования по охране труда;

2.оказание организационно-методической помощи по вопросам охраны труда подчиненным организациям;

3.участие в организации обучения, повышения квалификации и организация проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов подчиненных организаций;

4.организация в соответствии с полномочиями республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, государственного контроля за соблюдением требований по охране труда в подчиненных организациях;

5.информационное обеспечение подчиненных организаций по вопросам охраны труда;

6.распространение передового опыта в области охраны труда в подчиненных организациях.

В соответствии с основными задачами на службу охраны труда возлагаются следующие функции:

1.анализ результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизация санитарно-технического состояния условий и охраны труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в подчиненных организациях, разработка мер по их профилактике;

2.организация разработки и контроль за реализацией отраслевых целевых программ по улучшению условий и охраны труда;

3.организационное и методическое руководство работой структурных подразделений республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, служб охраны труда подчиненных организаций по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, анализ организации их работы;

4.организация разработки и контроль за реализацией мероприятий по совершенствованию отраслевой СУОТ, организацией работы по обеспечению охраны труда в подчиненных организациях;

5.участие в разработке проектов НПА, в том числе ТНПА, содержащих требования по охране труда, подготовка предложений по вопросам охраны труда к проектам законодательных и иных НПА;

6.организация и руководство работой кабинета охраны труда;

7.проведение проверок по осуществлению государственного контроля за соблюдением законодательства об охране труда в подчиненных организациях;

8.подготовка государственной статистической отчетности по охране труда;

9.пропаганда и распространение передового опыта в области охраны труда в подчиненных организациях, в том числе через средства массовой информации, организацию выставок, смотров-конкурсов, семинаров, совещаний и других мероприятий;

10.участие в коллективно-договорном процессе при рассмотрении вопросов охраны труда, разработке планов мероприятий по охране труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, улучшения условий труда работающих;

11.участие в установленном законодательством порядке в расследовании несчастных случаев на производстве;

12.информационное обеспечение подчиненных организаций по вопросам охраны труда;

13.консультирование, подготовка ответов на запросы подчиненных организаций, рассмотрение в установленном порядке писем, обращений по вопросам охраны труда;

14.участие в пределах компетенции в международном сотрудничестве по вопросам охраны труда.

Полномочия работников службы охраны труда:

1.проводить проверки соблюдения требований по охране труда в подчиненных организациях, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда;

2.запрашивать и получать необходимую информацию по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от должностных лиц и других работающих, допустивших нарушения требований по охране труда;

3.выдавать работодателям, их должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований по охране труда по форме согласно приложению по настоящему типовому положению;

4.приостанавливать (запрещать) путем выдачи предписания эксплуатацию оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, выполнение работ при выявлении нарушений, создающих угрозу для жизни или здоровья работающих и окружающих, до их устранения;

5.вносить предложения работодателям по улучшению условий и охраны труда работающих, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

При выполнении своих обязанностей работники службы охраны труда имеют право беспрепятственно посещать подчиненные организации, осматривать производственные, служебные и бытовые помещения.

Руководитель службы охраны труда:

1.руководит деятельностью службы охраны труда и несет персональную ответственность за своевременное и качественное выполнение функций службы охраны труда;

2. распределяет обязанности между работниками службы охраны труда, вносит в установленном порядке предложения о поощрении или наложении дисциплинарных взысканий в отношении работников службы охраны труда;

3.вносит на рассмотрение руководства, коллегиального органа республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, вопросы, входящие в компетенцию службу охраны труда;

Для каждого специалиста предприятия также разработаны функциональные обязанности по охране труда, которые включаются в их должностные инструкции.

Руководство (по приказу) за охрану труда в каждом подразделении возлагается на:

1.механизация — главного механика, энергетика, заведующего МТП, зав.гаражом, бригадира транспортной бригады, инженера по механизации животноводческих ферм;

2.растениеводство – главный агроном, специалист по кормопроизводству, агроном по семеноводству, зав. сушильным комплексом;

3.животноводство – главный зоотехник, главный ветврач, зав.фермой;

4.строительство – прораб, инженер строитель.

Состояние охраны труда в организации рассматривается на производственных совещаниях, Днях охраны труда, на которых заслушиваются отчеты руководителей и должностных лиц отдельных структурных подразделений за допущенные несчастные случаи на производстве, а также за допущенные нарушения требований охраны труда на объектах, отдельные из них привлекаются к дисциплинарной ответственности. В организации проводятся заседания комиссии по охране труда: проверка знаний руководителей структурных подразделений, их заместителей и специалистов, а также рабочих по вопросам охраны труда. Осуществляется контроль за соблюдением требований нормативных актов по охране труда, к нарушителям требований охраны труда принимаются меры дисциплинарных взысканий.

В соответствии с коллективным договором и требованиями нормативных документов по охране труда рабочие и служащие обеспечиваются спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты, моющими средствами, необходимыми санитарно-бытовыми помещениями. За работу во вредных условиях труда рабочим производятся доплаты, выдается молоко или равноценные продукты, закупаются медицинские аптечки и медикаменты.

В организации разрабатываются ежегодно Программы управления охраной труда.

При приеме на работу все рабочие и инженерно-технические работники (специалисты) проходят соответствующие инструктажи по охране труда и пожарной безопасности, а также в зависимости от профессии и специфики выполняемой работы проходят предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.

зависимости от характера, объемов работ и количества работающих на предприятиях создается служба охраны труда, а на небольших предприятиях (до 50 человек) ее функции выполняет инженер по охране труда согласно но действующему законодательству ликвидация службы охраны труда допускается только при ликвидации предприятийа.

На работников службы охраны труда возлагаются следующие обязанности:

планирования работ по охране труда и контроль его выполнения;

разработка положения об организации управления охраной труда;

разработка функциональных обязанностей по охране труда всех руководителей структурных подразделений и других должностных лиц;

паспортизация условий труда на рабочих местах;

внедрение межотраслевых и отраслевых стандартов и других нормативно-правовых актов по охране труда;

расследования и анализ производственного травматизма, его учет и разработка соответствующих мер предупреждения;

обучения работающих и пропаганда знаний по охране труда

Какие права имеют работники службы охраны труда?

В случае выявления нарушений требований нормативных актов по охране труда работники этой службы имеют право:

предоставлять руководителям структурных подразделений обязательные для исполнения предписания по устранению имеющихся недостатков, отменить которые имеет право только работодатель;

требовать от руководителей подразделений необходимые материалы, документацию, объяснения по вопросам охраны труда;

требовать отстранения от работы лиц, не прошедших медицинского осмотра, не имеющих допуска к соответствующим работам или не выполняют требования нормативных актов;

останавливать работу машин, механизмов, создающих угрозу жизни или здоровью работающих;

направлять работодателям представления о привлечении к ответственности работников, нарушающих требования по охране труда

144 Обучение по вопросам охраны труда

Порядок обучения и проверка знаний по вопросам охраны труда осуществляется на основании. Типового положения (НПАОП 000-412-05), которое направлено на реализацию непрерывного обучения по вопросам охраны труда. Ви идповидальнисть за организацию обучения по вопросам охраны труда возлагается на работодателявця.

зависимости от специфики производственной деятельности на предприятиях разрабатываются и утверждаются ежегодные планы-графики обучения и проверки знаний по охране труда лиц, работающих или нанимаются на робот т.

Должностные лица один раз в три года проходят обучение и проверку знаний по охране труда в органах отраслевого и регионального управления охраной труда

Работники на работах с повышенной опасностью проходят предварительное специальное обучение и один раз в год-проверку знаний соответствующих нормативных актов по охране труда. Перечень таких работ утверждает. Дер ржгирпромнагляд.

Формой проверки знаний по охране труда является экзамен. Результаты проверки знаний оформляются протоколами и заносятся в журналы, форма которых установлена ??действующим законодательством

Организация обучения безопасности труда должно осуществляться путем проведения вводного, первичного, периодически повторного, целевого и внепланового инструктажей

Как проводится вводный инструктаж?

Вводный инструктаж с лицами, которых принимают на работу, производится независимо от их образования, стажа и опыта работы, а также со студентами и учащимися, прибывшими для прохождения производственной практики обучения или выполнения определенных робе.

Вводный инструктаж проводит специалист службы охраны труда или лицо, на которое возложены эти обязанности. Этот инструктаж проводится по программе, разработанной службой охраны труда согласно характер ру производственной деятельностиі.

О проведении вводного инструктажа делают запись в специальном журнале, а также в документе о приеме работника на работу

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *