Служба после окончания контракта по предельному возрасту

Вопрос:

Я служу по контракту с 1998 года. С 20 марта 2011 года в нашей части произошла реорганизация. Я находилась в декретном отпуске, меня вывели в распоряжение командира. Сейчас я в отпуске по уходу за ребенком, но хочу выйти на службу, а контракт заканчивается. Могут ли мне его не продлить и уволить?
Лилия, 33 года г. Омск

Ответ:

В соответствии со статьей 9 «Положения о порядке прохождения военной службы», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 «Вопросы прохождения военной службы», военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и желающий продолжить ее прохождение, заключает новый контракт в следующих случаях: при окончании срока предыдущего контракта.

Новый контракт заключается с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (с гражданином, проходившим военную службу по контракту), — на три года, пять лет, десять лет либо на меньший срок до наступления предельного возраста пребывания на военной службе, а также на неопределенный срок (до наступления предельного возраста пребывания на военной службе).

Командир (начальник), который вправе заключать контракт с военнослужащим, желающим заключить новый контракт, принимает решение о заключении с военнослужащим нового контракта или об отказе в его заключении не позднее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта.

Для заключения нового контракта военнослужащий, у которого заканчивается срок действующего контракта, подает по команде рапорт должностному лицу, которое вправе заключать с ним новый контракт, до окончания срока предыдущего контракта.

Рапорт военнослужащего регистрируется в установленном порядке. Контроль за своевременной подачей рапортов осуществляет соответствующий кадровый орган или орган комплектования воинской части.

Военнослужащему, не достигшему предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть отказано в заключении нового контракта, за исключением случаев, когда он подлежит досрочному увольнению с военной службы по основаниям, установленным Федеральным законом, а также при наличии оснований, указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Положения.
Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, не изъявивший желания заключить новый контракт до истечения срока действующего контракта, представляется к увольнению с военной службы.

Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Лилия, если до истечения срока контракта Вы рапортом обратились к командиру с просьбой о заключении нового контракта, он не имеет права Вам отказать. До приобретения права на пенсию за выслугу лет Вы не можете быть уволены с военной службы без Вашего согласия.

Александр Томенко, военный юрист

Задайте свой вопрос

Вопрос:

Здравствуйте! У меня вопрос следующего характера. 3 сентября мне исполнилось 45 лет, контракт был заключен до предельного возраста, выслуга лет составляет 23 полных года в календарном исчислении, желания продолжать службу уже нет, жильем пока еще не обеспечен, но командир дивизиона говорит, что я должен выходить на службу или в противном случае приостановит мне выплату денежного довольствия. Прошу Вас разъяснить данную ситуацию. С уважением старшина к/с.

Владимир, г. Карабаш

Ответ начальника управления кадров Главной военной прокуратуры, генерал-майор юстиции И. Триполева:

В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» окончанием военной службы для военнослужащего, проходящего ее по контракту, считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Согласно подпункту «а» пункта 9 статьи 4 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 2009 года № 1237, при увольнении с военной службы контракт прекращает свое действие не с истечением срока, на который он был заключен, а со дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Ввиду отсутствия всех необходимых сведений дать исчерпывающий ответ на поставленные Вами вопросы не предоставляется возможным.

В случае нарушения Ваших прав воинскими должностными лицами Вам необходимо обратиться за помощью в военную прокуратуру Челябинского гарнизона по адресу: г. Челябинск, ул. К.Маркса, д. 101.

Требования для поступления на военную службу по контракту

  • Возраст – 19-35 лет по установленным Министерством обороны правилам
  • Образование – не ниже среднего (полного) общего
  • Физическая подготовленность

Сдача нормативов в соответствии с требованиями НФП-2009. Физическая подготовленность проверяется по установленным нормативам на силу, быстроту и выносливость, на выбор по одному из упражнений на каждое физическое качество.

  • Профессиональная подготовленность

Граждане прошедшие военную службу по призыву или по контракту

  • Профпригодность

I, II категории, при отсутствии таких кандидатов рассматриваются кандидаты с III категорией

  • Здоровье

– годен к военной службе (Группа А)
– годен к военной службе с незначительными ограничениями (Группа Б)

Алгоритм отбора кандидатов на военную службу по контракту

Гражданин, изъявивший желание проходить военную службу по контракту, обращается по месту регистрации через отдел военного комиссариата субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию, либо непосредственно в пункт отбора на военную службу по контракту.

Должностными лицами пункта отбора проводится военно-профессиональная консультация кандидата. В зависимости от его уровня образования, опыта работы (прохождения службы) определяются воинские должности, на которых возможно прохождение службы по контракту. Доводится порядок прохождения отборочных мероприятий, перечень документов, необходимых для формирования личного дела. После этого выдается рекомендация отделу военного комиссариата о рассмотрении кандидата для поступления на военную службу по контракту в избранном им виде (роде войск) Вооруженных Сил и кандидат отправляется в отдел военного комиссариата по месту регистрации.

В отделе военного комиссариата кандидат подает заявление. Начальник отдела военного комиссариата рассматривает принятое заявление и дает соответствующие указания о проведении предварительного медицинского освидетельствования, мероприятий профессионально-психологического отбора, проверки уровня образования, профессиональной и физической подготовки. В дальнейшем есть возможность заниматься в спортивных клубах армии. Вместе с заявлением кандидат предъявляет документ, удостоверяющий его личность и гражданство, и представляет полный пакет документов.

После прохождения кандидатом отборочных мероприятий начальник пункта ходатайствует о рассмотрении кандидата на комиссии военного комиссариата по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту. Решение комиссии (выписка из протокола) доводится до кандидата и пункта отбора в течение трех дней. В случае если кандидат, поступающий на военную службу по контракту, не имеет личного номера, военным комиссариатом личный номер выдается установленным порядком.

Гражданам, впервые поступающим на военную службу по контракту, военные билеты военный комиссариат выписывает на основании отношений командиров воинских частей и после прохождения отборочных мероприятий. Указанное отношение является основанием для выдачи военного билета и присвоения личного номера, оно вшивается в дело по учету и выдаче бланков строгой отчетности.

В случае признания комиссией кандидата соответствующим требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, на основании выписки из протокола пункт отбора отрабатывает материалы для подготовки проекта приказа Министра обороны о заключении контракта и предоставляет их в управление кадров, а именно:
— представление к заключению с кандидатом первого (очередного) контракта и назначении на должность (в распоряжение командира воинской части) в учебную воинскую часть;
— проект приказа о заключении с кандидатом первого (очередного) контракта и назначении на должность (в распоряжение командира воинской части) в учебную воинскую часть (в распечатанном виде заверенный печатью начальника пункта отбора и на электронном носителе).

В случае если гражданин, поступающий на военную службу по контракту, проходит отбор для замещения воинской должности, для которой должностными обязанностями предусматривается работа со сведениями, составляющими государственную тайну, пункт отбора подготавливает и направляет в военный комиссариат проект материалов, необходимых для оформления допуска к государственной тайне по соответствующей форме.

После издания приказа Министра обороны Российской Федерации выписку из приказа Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации направляет в управление кадров военного округа. Управление кадров военного округа доводит выписку до пункта отбора и в учебную воинскую часть. С получением выписки начальник пункта отбора вызывает кандидата для подписания контракта (в одностороннем порядке) и вручения выписки из приказа, с последующей отправкой через военный комиссариат в учебную воинскую часть. Военный комиссариат выписывает предписание, при необходимости выдаются воинские перевозочные документы. Полученная отделом военного комиссариата выписка из приказа Министра обороны Российской Федерации является основанием для снятия гражданина, пребывающего в запасе, с воинского учета.

Личное дело кандидата, отобранного для поступления на военную службу по контракту, и контракт о прохождении военной службы не позднее трех дней со дня его подписания кандидатом высылаются пунктом отбора в учебную воинскую часть, в которую кандидат направляется для прохождения подготовки по программе интенсивной общевойсковой подготовки с «курсом выживания». Командир учебной воинской части изучает личные дела кандидатов, организует контроль прибытия их в воинскую часть и заключает с ними контракты о прохождении военной службы. О количестве прибывших кандидатов докладывает в управление кадров округа. При этом кандидаты, предназначенные для укомплектования должностей, для которых в соответствии с номенклатурой должностей предусмотрен допуск к государственной тайне, дают письменные обязательства по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

В ходе прохождения «курса выживания» командованием учебной воинской части проводится изучение военнослужащего на предмет выявления у него предрасположенности к той или иной воинской специальности, а так же наличия у него лидерских качеств, необходимых для командования личным составом. После прохождения «курса выживания» военнослужащий направляется для дальнейшего прохождения военной службы по контракту в выбранную им при прохождении отбора воинскую часть, для чего кадровым органом учебного подразделения в управление кадра округа за две недели до окончания «курса выживания» направляется проект приказа Министра обороны РФ о назначении на воинскую должность. При этом учитывается наличие отношений командиров воинских частей, выданных кандидатам в период прохождения ими отбора на военную службу по контракту.

При поступлении выписок из приказов Министра обороны Российской Федерации о завершении прохождения «курса выживания» и назначении на должность в воинскую часть, военнослужащему выдаётся предписание для убытия в указанное подразделение, а его личное дело установленным порядком высылается в адрес командира воинской части.
В адрес начальника пункта отбора командир учебной воинской части направляет уведомление об успешном прохождении военнослужащим, отобранным пунктом отбора «курса выживания» и направлении его в воинскую часть для дальнейшего прохождения службы, либо о его отчислении с курсов и отправке по месту жительства для постановки на воинский учёт.

Требования к физической подготовленности граждан, поступающих на военную службу по контракту (НФП-2009, ст. 260)

Граждане, поступающие на военную службу по контракту, вправе выбирать для выполнения по одному из упражнений на каждое физическое качество (сила, быстрота, выносливость).

* Нормативы по бегу на 60 м для учащихся средней школы — 9 класса

Предмет спора: за работником, поступившим на военную службу по контракту во время мобилизации на особый период, сохраняется место работы, должность и средний заработок.

Ситуация
В апреле 2016 года гражданин (далее – истец) был принят на работу в частную фирму (далее – ответчик) на должность водителя грузового автотранспорта. 28 февраля 2017 года истец заключил с Минобороны (в лице командира воинской части) контракт о прохождении военной службы в рядах ВСУ сроком на три года. Приказом директора ответчика от 28.02.17 г. истец был уволен с работы в связи с добровольным поступлением на военную службу на основании п. 3 ст. 36 КЗоТ. Этот приказ истец получил заказным письмом 1 апреля 2017 года, что подтверждается копией почтового конверта. В апреле 2017 года истец обратился в суд с требованием признать незаконным и отменить приказ о его увольнении в связи с добровольным поступлением на военную службу по контракту, а также восстановить его на работе в должности водителя грузового автотранспорта и взыскать с ответчика средний заработок за время вынужденного прогула.

Почему возник спор

Согласно п. 3 ст. 36 КЗоТ призыв или поступление на военную службу является основанием для увольнения сотрудника. Однако увольнение по данной статье не допускается в случае, если за работником сохраняются рабочее место и должность согласно ч. 3 и 4 ст. 119 КЗоТ. На практике работодатели нередко упускают из виду гарантии, закрепленные в ст. 119 КЗоТ, и увольняют сотрудника по п. 3 ст. 36 КЗоТ. А в дальнейшем это приводит к судебному разбирательству.

Решение суда

Кассационная жалоба истца была удовлетворена (постановление ВСУ от 20.06.18 г., ЕГРСР, рег. № 74963434). Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что истец заключил контракт о прохождении военной службы в рядах ВСУ во время кризисной ситуации, угрожающей национальной безопасности Украины. Истец как военнослужащий несет службу особого характера во время действия в государстве особого периода, поэтому он пользуется льготами, предусмотренными ст. 119 КЗоТ и ст. 39 Закона от 25.03.92 г. № 2232-XII.

Аргументы суда

1. В соответствии с ч. 3 ст. 119 КЗоТ за работниками, призванными на срочную военную службу, военную службу по призыву лиц офицерского состава, военную службу по призыву по мобилизации, на особый период или принятыми на военную службу по контракту, в том числе путем заключения нового контракта на прохождение военной службы во время действия особого периода на срок до его окончания или до дня фактического увольнения, сохраняются место работы, должность и средний заработок на предприятии или у работодателя-предпринимателя.

Из содержания ч. 3 ст. 119 КЗоТ следует, что для решения вопроса о наличии прав на гарантии, предусмотренные данной нормой трудового законодательства, правовое значение имеют: виды военной службы и ее основания; сроки действия особого периода, начала и завершения мобилизации, демобилизации; наличие кризисной ситуации, угрожающей национальной безопасности.

2. Согласно ст. 1 Закона от 21.10.93 г. № 3543-XII (далее – Закон № 3543) особый период – это период функционирования национальной экономики, органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, ВСУ, других военных формирований, сил гражданской защиты, предприятий, учреждений и организаций, а также выполнения гражданами Украины своего конституционного долга по защите Отечества, независимости и территориальной целостности Украины, который наступает с момента объявления решения о мобилизации (кроме целевой) или доведения этого решения до сведения исполнителей при скрытой мобилизации или с момента введения военного положения в Украине или в отдельных ее местностях.

Особый период охватывает время мобилизации, военное время и частично восстановительный период после окончания военных действий.

В свою очередь, мобилизация – это комплекс мероприятий, осуществляемых в целях планомерного перевода национальной экономики, деятельности органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций на функционирование в условиях особого периода, а ВСУ, других военных формирований, оперативно-спасательной службы гражданской защиты – на организацию и штаты военного времени. Мобилизация может быть общей или частичной, может проводиться открыто или скрыто.

Демобилизация – это комплекс мероприятий, решение о порядке и сроках проведения которых принимает Президент Украины, направленных на планомерный переход национальной экономики, органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций на работу и функционирование в условиях мирного времени, а ВСУ, других воинских формирований, оперативно-спасательной службы гражданской защиты – на организацию мирного времени.

3. Особый период заканчивается с принятием Президентом Украины соответствующего решения о переводе всех институций Украины на функционирование в условиях мирного времени. До настоящего времени решений о полной демобилизации всех призванных по мобилизации военнослужащих и перевода всех институций Украины на функционирование в условиях мирного времени Президент Украины не принимал.

4. В соответствии со ст. 235 КЗоТ в случае увольнения без законного основания или незаконного перевода на другую работу работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим трудовой спор. При вынесении решения о восстановлении на работе орган, рассматривающий трудовой спор, одновременно принимает решение о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за время выполнения нижеоплачиваемой работы, но не более чем за один год. А если заявление о восстановлении на работе рассматривается более одного года не по вине работника, тогда орган, рассматривающий трудовой спор, выносит решение о выплате среднего заработка за все время вынужденного прогула.

5. Принимая решение об удовлетворении исковых требований истца, суд исходил из того, что истец заключил контракт о прохождении военной службы в рядах ВСУ во время кризисной ситуации, угрожающей национальной безопасности Украины. В качестве военнослужащего он нес службу особого характера во время действия в государстве особого периода, а поэтому пользуется льготами, предусмотренными ч. 3 ст. 119 КЗоТ и ст. 39 Закона № 3543.

О чем предупреждала Uteka

В публикации «Работник предприятия призван на военную службу: отвечаем на вопросы», мы предупреждали работодателя, какими будут последствия в случае незаконного увольнения работника, принятого на военную службу по контракту во время особого периода.

Напомним еще раз, что в случае увольнения такого сотрудника работодателя ожидают такие последствия, как:

1. Восстановление сотрудника на работе через суд.

2. Взыскание с работодателя среднего заработка за время вынужденного прогула работника на основании ст. 235 КЗоТ.

3. Финансовые санкции, предусмотренные ч. 2 ст. 265 КЗоТ. Так, за несоблюдение гарантий и льгот, положенных работникам, которые призываются на военную службу, предусмотрен штраф в 10 МЗП на момент обнаружения такого нарушения. При этом штраф в таком размере уплачивается за каждого работника, в отношении которого допущено такое нарушение.

4. Административная ответственность на основании ст. 41 КУоАП – штраф в размере от 50 до 100 НМДГ (от 850 до 1 700 грн.).

Что рекомендовала Uteka

В упомянутой выше статье мы рассказывали, на какие категории лиц распространяются гарантии, установленные ст. 119 КЗоТ.

Так, гарантии по сохранению рабочего места распространяются на лиц, которые принимаются: на срочную военную службу, военную службу по призыву лиц офицерского состава и военную службу по призыву во время мобилизации на особый период; на военную службу по контракту, в том числе путем оформления нового контракта, во время действия особого периода на срок до его окончания или до дня фактического увольнения с военной службы. Кроме того, указанные гарантии также сохраняются за работниками, которые во время военной службы: получили ранения (другие повреждения здоровья) и находятся на лечении в медицинских учреждениях; попали в плен; объяв­лены безвестно отсутствующими.

Гарантии сохраняются до дня, следующего за днем их постановки на учет в районных (городских) военных комиссариатах после их увольнения с военной службы в случае окончания ими лечения в медицинских учреждениях независимо от срока лечения, возвращения из плена, появления после признания безвестно отсутствующими или до дня оглашения судом их умершими. За такими сотрудниками сохраняется место работы, должность и средний заработок.

В консультации мы приводили рекомендации по оформлению документов для сохранения рабочего места за сотрудником, призванным на военную службу.

Выводы

Работника, принятого на военную службу по контракту во время действия особого периода, нельзя уволить по п. 3 ст. 36 КЗоТ. Ведь на таких работников распространяются гарантии, установленные ст. 119 КЗоТ: за ними сохраняется место работы, должность и средний заработок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *