Служба контроля государственной реформы

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 1(3), 2016

УДК 323.21

Ветчинова Виталина Юрьевна, магистрант направления государственное и муниципальное управление, Курский государственный университет e-mail: vitalina.vietchinova@mail.ru

РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ

КОНТРОЛЬ

Аннотация: в статье рассматриваются теоретические аспекты общественного контроля в реформировании государственной службы. Показано отличие общественного контроля от государственного. Дается характеристика общественного контроля с точки зрения Федерального закона.

Ключевые слова: общественный контроль, государственная служба, реформа государственной службы.

CIVIL SERVICE REFORM AND PUBLIC CONTROL

Key words: social control, public service, civil service reform.

Реформа государственной службы является одним из главных элементов совершенствования системы государственного управления Российской Федерации.

Для успешного общественно-государственного развития необходимо взаимодействие органов власти с институтами гражданского общества. Общественный контроль — это одна из форм непосредственного осуществления власти народом Российской Федерации, которая направлена на активное привлечение граждан Российской Федерации к участию в таких видах деятельности, как защита прав и свобод граждан от противоправных решений и действий представителей государственных органов власти и органов местного самоуправления; осуществление общественного контроля за деятельностью должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Главной основой государственной службы, в том числе и государственной гражданской службы, является открытость государственной службы и её доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих (ст. 3 Федерального закона «О системе государственной службы Российской

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 1(3), 2016

Федерации») . То есть гражданская служба, будучи составной частью деятельности государства, осуществляется в обществе и для общества.

Проведенное исследование особенностей общественного контроля позволило нам показать его различия с государственным контролем (табл. 1).

Таблица 1. Отличительные признаки общественного контроля от государственного контроля________________________________________________

Параметры контроля Г осударственный контроль Общественный контроль

Кем осуществляется Практически всеми гос. органами (Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, судами и др.) Негосударственные некоммерческие организации, общественные объединения, фонды, СМИ и др.

Основные задачи Проверка исполнения требований законодательства, решений гос. органов в какой-либо отрасли, профилактика и пресечение нарушений в области гос. управления. Проверка действия отдельных субъектов государственного управления в соответствии с социальными нормативами, ценностными стандартами, правовыми установлениями.

*Источник: составлено автором на основании , .

Из указанной таблицы 1 видно, что общественный контроль отличается от государственного, прежде всего, особенностями своего функционального назначения и формами исполнения.

Общественный контроль в основном выполняется в формах общественного мониторинга, общественной проверки, общественной экспертизы, в иных формах, не противоречащих закону. Также он может осуществляться в таких формах взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами и органами местного самоуправления, как общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и другие формы взаимодействия.

Основные цели общественного контроля: наблюдение за деятельностью органов власти и организациями, осуществляющими публичные полномочия, и общественная проверка, анализ и общественная оценка их актов и решений.

Российскими исследователями О.Кочевой и И.Аверкиевым был установлен полный объем методов контроля над обществом. В частности, ученые определяют такие методы общественного контроля, как:

— наблюдение (например, на избирательном участке, на судебном заседании);

— анализ официальной статистики и анализ документов;

______________ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 1(3), 2016_____________

— непосредственные исследования на месте (размещены ли объявления относительно приема граждан, существуют ли пандусы для инвалидов и тому подобное);

— обследование условий путем посещения организаций и органов власти;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— сбор жалоб и обращений;

— беседы, интервью, опросы фокус-групп;

— общественные экспертизы;

— практические эксперименты (например, как записаться на прием к представителю органа власти, к депутату);

— общественное расследование;

— общественный мониторинг .

В статье 4 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» говорится, что:

1) под обозначением общественный контроль подразумевается деятельность субъектов общественного контроля, которая реализуется для наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, которые реализуют в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также с целью общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений;

2) осуществление общественного контроля может быть, как в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, так и в иных формах, предусмотренных другими федеральными законами. При этом субъекты общественного контроля могут наделяться иными правами и нести иные обязанности помимо предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Для успешного исполнения реформы государственной службы в большинстве своем нужна заинтересованность обычных граждан в результатах реформы. А с другой стороны также необходимо присутствие объективной информации, которая будет показывать ход ее реализации. В рамках данного направления выделялись следующие основные мероприятия:

— своевременно оповещать заинтересованных структур гражданского общества о соответствующих мероприятиях и направлениях реализации Программы;

— сделать постоянными публичные обсуждения, общественную экспертизу мероприятий Программы, подходы к ее реализации;

— поддержать регулярное участие граждан, организаций, делового сообщества в предусмотренных Программой процедурах реализации всех ее направлений;

— сделать регулярным публичное обсуждение результатов и проблем этого участия, постоянное информирование о его результатах;

— устраивать систематически и своевременно консультации, которые оповещают о ходе исполнения мероприятий Программы с экспертным сообществом;

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 1(3), 2016

— обеспечение систематического участия общественности в организацию и проведение мониторинга административной реформы;

— создать систему «обратной связи», которая позволит учесть интересы граждан и организаций.

В итоге можно обозначить, что имеется ряд особенностей в развитии общественного контроля над системой государственной службы. Во-первых, общественный контроль — неотъемлемая составляющая системы управления в любом демократическом государстве. Он предотвращает злоупотребление власти и позволяет построить правовое государство и поддерживает его демократические принципы существования. Так же мнение граждан может быть показателем успешности реформы государственной службы. Во-вторых, данный контроль способствовал укреплению доверия к власти, необходимо законодательно определить не только саму его сущность, но и механизм его реализации. В-третьих, существуют кадровые проблемы. Для совершенствования системы государственной службы в России нужны молодые высококвалифицированные специалисты, которые в большинстве отдают предпочтение коммерческим структурам.

Список литературы

4. Тарасов А.М. Государственный контроль: сущность, содержание, современное состояние // Журнал российского права. — 2002. — № 1.

Реформа контрольно-надзорной деятельности

Реформа контрольной и надзорной деятельности Контроль-надзор.рф

Программа «Реформа контрольной и надзорной деятельности» утверждена 21 декабря 2016 года президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Срок реализации — до 2025 года.

ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ О РЕФОРМЕ

Видео-презентация Открытого правительства: «Новая система госконтроля»

Видео-презентация Открытого правительства: «Новая система госконтроля: диалог с бизнесом»

Презентация «Реформа контрольной и надзорной деятельности»

Инфографика «Система контроля и надзора будущего»

ЦЕЛИ РЕФОРМЫ

1. Снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям (жизнь и здоровье человека)
2. Снижение уровня материального ущерба по контролируемым видам рисков
3. Снижение административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность
4. Повышение эффективности организации контрольно-надзорной деятельности. Рост индекса качества администрирования контрольно-надзорных функций

ВИДЫ ГОСКОНТРОЛЯ

Виды госконтроля (надзора), относящиеся к компетенции Россельхознадзора, в отношении которых будут реализованы мероприятия Приоритетной программы:
4.1. государственный ветеринарный надзор, в том числе ветеринарный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и (или) местах полного таможенного оформления;
4.2. государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор);
4.3. государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
4.4. государственный надзор в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений;
4.5. федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств в отношении лекарственных средств для ветеринарного применения

Общий перечень видов государственного контроля (надзора), в отношении которых будут реализованы мероприятия приоритетной программы

ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕФОРМЫ

2017 год

Итоги первого года реализации реформы госконтроля

Контрольные точки в 2017 году:

Проект 01. Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности
1. Утверждение Базовой модели определения категории риска (класса опасности): реализована реалистичная оценка вероятности причинения вреда, тяжести последствий
2. По всем видам контроля (надзора) на основании Базовой модели определения категории риска (класса опасности) контрольно-надзорными органами сформированы исчерпывающие реестры подконтрольных объектов с использованием ведомственных информационных систем, внедрена модель поддержания реестров в актуальном состоянии, установлены категории риска (классы опасности) и критерии отнесения к ним объектов, подконтрольные объекты в полном объеме распределены по категориям риска (классам опасности), информация публична и доступна
3. Планы проверок на 2018 год сформированы на основании риск-ориентированного подхода
Проект 02. Внедрение системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности
1. Утверждены перечни и значения показателей результативности и эффективности, соответствующие Базовой модели определения показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности
2. Разработана модель рейтингования ведомств по уровню зрелости системы управления результативностью и эффективностью
3. Проведена текущая оценка эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих, их квалификации, а также профессиональных качеств, необходимых для исполнения должностных обязанностей
Проект 03. Внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований
1. Опубликованы доклады контрольно-надзорных органов по правоприменительной практике, статистике типовых и массовых нарушений обязательных требований с возможными мероприятиями по их устранению, доклады, содержащие руководство по соблюдению обязательных требований, дающие разъяснения, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов, необходимых для их реализации организационных, технических мероприятий
2. Разработан и утвержден с учетом обобщения практики Стандарт комплексной профилактики нарушений обязательных требований, включая стандарт консультационной работы с электронными обращениями бизнеса, требования к досудебному обжалованию решений органов государственного контроля
3. Проведены ежеквартальные публичные мероприятия для подконтрольных субъектов в центральном аппарате и территориальных органах контрольно-надзорных органов с анализом правоприменительной практики, подготовленных руководств по соблюдению обязательных требований, с размещением их результатов в сети Интернет и механизмом «обратной связи»
Проект 04. Систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований
1. Обеспечено принятие постановления Правительства Российской Федерации, определяющего общие требования к разработке и использованию проверочных листов
2. Федеральными органами исполнительной власти обеспечено внесение изменений в положения о видах федерального государственного контроля (надзора), предусматривающих использование проверочных листов
3. Федеральными органами исполнительной власти обеспечено принятие нормативных правовых актов, закрепляющих использование проверочных листов в ходе проверочных мероприятий по отдельным видам деятельности
4. Контрольно-надзорными органами подготовлены, размещены в сети Интернет и используются в контрольно-надзорной деятельности проверочные листы
5. Проведены анализ нормативно-правовых актов, устанавливающих обязательные требования, и оценка эффективности обязательных требований для обеспечения минимизации рисков и предотвращения негативных социальных или экономических последствий для целей их оптимизации, включая отмену неэффективных и избыточных
6. Совместно с отраслевыми ассоциациями предпринимателей актуализированы обязательные требования по 5 наиболее массовым видам предпринимательской деятельности и выявлены обязательные требования, требующие актуализации не менее, чем по 5 видам контроля (надзора)
7. Контрольно-надзорными органами утверждены и размещены на сайтах исчерпывающие перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования по каждому виду контроля (надзора)
8. Контрольно-надзорными органами сформированы и размещены на официальных сайтах перечни нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым в уведомительном порядке
9. Обеспечено принятие нормативных правовых актов, определяющих порядок функционирования механизма по ограничению формирования новых избыточных и дублирующих обязательных требований и реализации принципа принятия новых обязательных требований только после отмены двух устаревших (1 in 2 out)
Проект 05. Внедрение эффективных механизмов кадровой политики в деятельности контрольно-надзорных органов
1. Проведен аудит операционных и функциональных процессов в контрольно-надзорных органах
2. Проведен централизованный отбор претендентов на замещение должностей гражданской службы в федеральных органах исполнительной власти – участниках программы, назначение на которые осуществляется Правительством Российской Федерации, за исключением МЧС России, предусматривающий обязательную альтернативность выбора кандидатов (не менее трех) и согласование с Правительством Российской Федерации моделей компетенций, включающих профессиональные и личностные качества, а также квалификационные требования для замещения данных должностей
3. Проведена аттестация назначаемых Правительством Российской Федерации руководителей и заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти — участников программы, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия (за исключением МЧС России), а также руководителей кадровых служб данных органов
4. Разработана типовая методика материальной мотивации, основанная на ключевых показателях эффективности контрольно-надзорной деятельности
5. Оптимизирована организационная структура федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия, в том числе с учетом необходимости усиления кадрового состава аналитических подразделений, занимающихся прогнозированием рисков, а также кадровых служб
Проект 06. Внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности
1. Утверждены карты коррупционных рисков в отношении 15 наиболее массовых видов контроля (надзора) и реализованы меры по их минимизации
Проект 07. Автоматизация контрольно-надзорной деятельности
1. Проведен пилотный проект с участием 2 контрольно-надзорных органов — участников программы и Минэкономразвития России по построению межведомственных карт рисков на основе анализа «больших данных»
2. В информационных системах федеральных органов исполнительной власти – участников программы созданы и используются «Личные кабинеты», реализованы исчерпывающие реестры проверяемых объектов, механизмы сбора, учета и аналитической обработки показателей (индикаторов) для определения категорий риска и классов опасностей проверяемых объектов, в том числе, на основе межведомственного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)
3. ФГИС ЕРП (Единый реестр проверок) модернизирована для обеспечения сбора данных в электронном виде с использованием СМЭВ о проверках и о результатах проверок, для ведения электронных паспортов проверок. В ФГИС ЕРП создана функциональность электронных паспортов проверок
4. По отдельным видам контроля (надзора) реализован механизм общественного контроля с использованием графических идентификаторов (QR-коды) документов проверки
Проект 08. Повышение качества реализации контрольно-надзорных полномочий на региональном и муниципальном уровнях
1. Разработаны рекомендуемые целевые модели осуществления контрольно-надзорной деятельности по 7 видам регионального контроля (надзора) на основе лучших региональных практик
2. В 85 субъектах Российской Федерации разработаны и утверждены «дорожные карты» по внедрению в субъектах Российской Федерации рекомендуемой целевой модели осуществления контрольно-надзорной деятельности
3. В каждом из 85 субъектов Российской Федерации при осуществлении контрольно-надзорной деятельности учитываются рекомендуемые целевые модели

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССЕЛЬХОЗНАДЗОРА В РАМКАХ РЕФОРМЫ

Деятельность Россельхознадзора в рамках реализации проектов по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности»

Приказ Россельхознадзора от 22 февраля 2017 № 196 «Об организации деятельности в Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору по реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности»»

Паспорт реализации проектов по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности» в Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Сводный план паспорта реализации проектов по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности» в Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Перечень показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *