Следственный комитет

СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 15 января 2011 года N 1

Об организации процессуального контроля в Следственном комитете Российской Федерации

В целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, законности при производстве предварительного следствия следственными органами Следственного комитета Российской Федерации (СК России), руководствуясь статьей 13 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» и пунктом 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 N 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации»,
приказываю:

1. Заместителям Председателя Следственного комитета Российской Федерации, руководителям подразделений центрального аппарата СК России, руководителям главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов СК России, руководителям межрайонных следственных отделов, следственных отделов и следственных отделений СК России по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственных подразделений СК России, а также их заместителям (далее — руководители следственных органов) в пределах установленных полномочий осуществлять единообразный подход к организации процессуального контроля в ходе уголовного судопроизводства в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства и настоящего приказа.

1.1. Незамедлительно принимать меры реагирования при выявлении нарушений законов, используя все процессуальные полномочия, предусмотренные ст.39 УПК РФ.

1.2. Обеспечивать процессуальный контроль при приёме, регистрации, организации своевременной и полной проверки следователями каждого сообщения о совершенном или готовящемся преступлении и их разрешении в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства.
Ежедневно проверять выполнение требований ч.4 ст.144 УПК РФ об обязательном уведомлении заявителей о принятии сообщений о преступлениях.

1.3. Организовывать своевременный и полный процессуальный контроль по поступившим в следственный орган постановлениям прокурора о направлении материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства; обеспечивать их регистрацию в установленном порядке и проведение проверки в соответствии со ст.144, 145 УПК РФ.

1.4. Обеспечивать изучение всех сообщений и материалов, поступивших для проверки в порядке ст.144, 145 УПК РФ. При необходимости давать соответствующие письменные указания, направленные на обеспечение оперативности и полноты проведения процессуальной проверки.
Все материалы проверки сообщений о преступлениях, по которым приняты процессуальные решения об отказе в возбуждении уголовного дела, незамедлительно тщательно изучать. Своевременно отменять незаконные и необоснованные постановления следователей. В каждом случае вынесения незаконного и необоснованного решения рассматривать вопрос об ответственности должностного лица, его вынесшего.

1.5. Ежедневно контролировать направление заявителям и прокурору копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в установленный ч.4 ст.148 УПК РФ срок — в течение 24 часов с момента их вынесения, а также разъяснение заявителям права и порядка обжалования этих постановлений.

1.6. В случае проведения прокурором проверки законности и обоснованности отказа в возбуждении уголовного дела по его запросу обеспечивать своевременное направление ему материалов проверки сообщения о преступлении.
Получив постановление прокурора об отмене решения об отказе в возбуждении уголовного дела с указанными материалами, направлять их следователю для возбуждения уголовного дела либо дополнительной проверки, устанавливая срок исполнения.
При несогласии с решением прокурора принимать меры к его обжалованию в установленном законом порядке.

1.7. При возобновлении проверки сообщения о преступлении в связи с отменой постановления о возбуждении уголовного дела или постановления об отказе в возбуждении уголовного дела контролировать установление её срока в соответствии с требованиями ч.3 ст.144 УПК РФ до 10 суток, а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов по ходатайству следователя — до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления. Исключить дальнейшее продление сроков проверки.

1.8. Средствами упреждающего процессуального контроля не допускать проведения не вызванных необходимостью проверочных действий и промедления с возбуждением уголовного дела при очевидных признаках преступления.

1.9. Организовывать незамедлительное изучение материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, а также отмену незаконных и необоснованных таких постановлений, руководствуясь п.2 ч.1 ст.39 УПК РФ.

1.10. В необходимых случаях по запросу прокурора обеспечивать своевременное направление ему для изучения материалов уголовного дела, подтверждающих законность и обоснованность принятого решения о его возбуждении.
Получив постановление прокурора об отмене решения о возбуждении уголовного дела, направлять его следователю для вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела либо возобновления проверки.
При несогласии с решением прокурора принимать меры к его обжалованию в установленном законом порядке.

1.11. С момента возбуждения уголовного дела заводить контрольное производство, к которому приобщать копии основных процессуальных и служебных документов, в том числе судебных решений, постановлений прокурора, постановлений и указаний руководителя следственного органа, сопроводительных писем, мотивированных возражений, жалоб, справок и др.
Контролировать своевременное направление прокурору копий процессуальных документов и уведомлений в случаях, предусмотренных УПК РФ.

1.12. Обеспечивать незамедлительное получение информации от следователя о производстве без судебного решения осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, обыска и выемки в жилище, личного обыска, а также о наложении ареста на имущество, указанное в ч.1 ст.104_1 УК РФ, для правовой оценки законности и обоснованности следственных действий.

1.13. Тщательно изучать материалы уголовного дела и проверять обоснованность ходатайств следователя перед судом об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого мер пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога, а также о продлении срока содержания под стражей с учетом постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.10.2009 N 22 «О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста».
Требовать от следователей составления мотивированных постановлений.
Обращать особое внимание на тяжесть совершенных преступлений, личность, возраст, состояние здоровья, семейное положение и род занятий обвиняемого (подозреваемого) и другие обстоятельства. Учитывать, что перечень обстоятельств, предусмотренный ч.1 ст.108 УПК РФ, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Для выработки единой правовой позиции и реализации прокурором полномочий, предусмотренных п.8 ч.2 ст.37 УПК РФ, копии ходатайств следователей перед судом с необходимыми материалами направлять прокурору заблаговременно.

1.14. Обеспечивать дачу согласия на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей свыше 6 месяцев только по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях и только при условии особой сложности уголовного дела.
Для получения согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации на внесение ходатайства о продлении срока содержания под стражей свыше 12 месяцев готовить и не позднее чем за 30 суток до истечения годичного срока представлять в центральный аппарат СК России соответствующие материалы с заключением о законности и обоснованности продления этого срока.
Также не позднее чем за 30 суток представлять постановление для продления Председателем Следственного комитета Российской Федерации или его заместителем срока следствия свыше 12 месяцев.
Иметь в виду, что срок содержания обвиняемого под стражей свыше 12 месяцев продлевается в исключительных случаях, поэтому вопросы о дальнейшем содержании его под стражей и продлении срока следствия предварительно рассматривать на коллегии следственного управления СК России по субъекту Российской Федерации либо приравненного к нему специализированного, в том числе военного, следственного управления.
При направлении Председателю Следственного комитета Российской Федерации представления о даче согласия на возбуждение соответствующего ходатайства в сопроводительных документах указывать, изучалось ли уголовное дело, выполнены ли следственные действия, для производства которых ранее испрашивалось продление процессуальных сроков. Если нет, то по какой причине и какие нарушения, недостатки в организации расследования выявлены, какие меры для их устранения приняты.

1.15. Обеспечивать своевременное изучение уголовных дел, по которым в отношении подозреваемого, обвиняемого применялась мера пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, либо данные лица помещались в медицинский или психиатрический стационар в порядке, предусмотренном ст.203 УПК РФ, а затем производство по делу было прекращено по реабилитирующим основаниям на досудебной стадии, либо уголовное дело (уголовное преследование) было прекращено судом, либо постановлен оправдательный приговор.
В 10-дневный срок со дня принятия окончательного решения по делу на досудебной стадии производства либо незамедлительно после принятия судебного решения реабилитирующего характера руководителю следственного органа СК России, в производстве которого находилось уголовное дело, составлять мотивированное заключение о законности задержания в качестве подозреваемого, предъявления обвинения и ареста лица, в отношении которого принято решение о прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям на досудебной стадии производства или принято судебное решение реабилитирующего характера. Указанное заключение направлять руководителю вышестоящего следственного органа СК России с материалами уголовного дела (при их наличии в следственном подразделении СК России).
По каждому такому факту руководителям главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов СК России организовывать проведение служебной проверки обоснованности возбуждения уголовного преследования, предъявления обвинения и применения меры пресечения. В случае выявления нарушений закона решать вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, и не позднее чем в 10-дневный срок со дня окончания проверки информировать о результатах соответствующее подразделение процессуального контроля центрального аппарата СК России с представлением копий мотивированных заключений по уголовным делам и заключений служебных проверок, уголовных дел и материалов служебных проверок, копий или проектов приказов о наказании виновных должностных лиц.
Руководителям главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов СК России не реже одного раза в полугодие проводить обобщение и анализ соблюдения законности уголовного преследования, привлечения лиц в качестве обвиняемых и применения в отношении обвиняемых и подозреваемых меры пресечения в виде заключения под стражу. По результатам принимать необходимые организационные меры по улучшению работы следственных органов СК России. Аналитические справки с указанием о принятых мерах направлять в соответствующее подразделение процессуального контроля центрального аппарата СК России.
Главному управлению процессуального контроля и Главному военному следственному управлению не реже одного раза в полугодие анализировать следственную и судебную практику в указанном направлении и результаты служебных проверок с выработкой мер по совершенствованию следственной деятельности.

1.16. При даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства о даче согласия на производство выемки документов, содержащих государственную и иную охраняемую законом тайну, а также о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия, контролировать своевременную и полную подготовку и предоставление следователем материалов, обосновывающих необходимость принятия соответствующего процессуального решения.

1.17. Организовывать и контролировать обязательное участие следователей в судебных заседаниях по рассмотрению ходатайств о производстве процессуальных и иных следственных действий и их качественную подготовку к поддержанию этих ходатайств.

1.18. При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) и решения следователей в порядке, предусмотренном статьей 124 УПК РФ, учитывать, что процессуальное решение по результатам их разрешения обязан принимать руководитель следственного органа, в непосредственном подчинении которого находится должностное лицо, чьи действия (бездействие) и решения обжалуются.
При последующем обжаловании данного решения руководителю вышестоящего следственного органа истребовать у руководителя нижестоящего следственного органа заключение об обоснованности доводов заявителя, а в необходимых случаях изучать материалы проверки либо уголовного дела.
При подтверждении доводов о невиновности обвиняемого (подозреваемого), принуждении к даче показаний, применении других незаконных методов расследования принимать меры к проведению проверки в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 УПК РФ, и решению вопроса об ответственности лиц, допустивших эти нарушения.

1.19. Обеспечивать средствами процессуального контроля объективное и полное рассмотрение в срок не позднее 5 суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства, а также письменных возражений следователя (нижестоящего руководителя следственного органа) на указанное требование или предложений о его исполнении. В тот же срок письменно сообщать прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления и устранении допущенных нарушений либо выносить мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора, которое направлять прокурору, а его копию — руководителю вышестоящего следственного органа.

1.20. В случаях обжалования действия (бездействия) и решения следователя в порядке, предусмотренном статья 125 УПК РФ, обеспечивать и контролировать их участие в судебных заседаниях, а также своевременное представление в суд запрашиваемых документов.
При несогласии с судебным решением принимать меры к его обжалованию в установленном законом порядке.

1.21. Обеспечивать тщательное изучение уголовного дела при утверждении постановления о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) и принятие процессуального решения в строгом соответствии с требованиями уголовного и уголовно-процессуального законодательства на основании собранных по делу доказательств.
Согласие на прекращение уголовного преследования лица (подозреваемого или обвиняемого) в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим, а также возможностью исправления несовершеннолетнего обвиняемого путем применения принудительных мер воспитательного характера давать только после анализа всех обстоятельств совершенного уголовно наказуемого деяния и при наличии условий и оснований, предусмотренных УПК РФ.
Проверять, не является ли заявление потерпевшего о прекращении дела (уголовного преследования) результатом незаконного воздействия на него со стороны участников уголовного судопроизводства или иных лиц.
Руководителям главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделений по административным округам) и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов СК России обеспечивать в месячный срок проверку законности и обоснованности постановлений о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) и не реже одного раза в полугодие анализировать состояние и результаты данной работы с выработкой мер по её совершенствованию.

1.22. В каждом случае приостановления предварительного следствия в срок не позднее 10 суток проверять законность и обоснованность принятого следователем решения. Если не исчерпаны все возможности для собирания доказательств, установления обстоятельств совершения преступления, установления и розыска лиц, совершивших преступления, безотлагательно отменять это решение и давать следователю письменное указание о производстве необходимых следственных и иных процессуальных действий (в том числе о даче соответствующего поручения органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность).
Руководителям главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделений по административным округам) и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов СК России обеспечивать в месячный срок проверку законности и обоснованности постановлений о приостановлении предварительного следствия и не реже одного раза в полугодие анализировать практику приостановления предварительного следствия с выработкой мер по совершенствованию следственной деятельности.

1.23. Не позднее чем за 5 суток до направления следователем участникам уголовного судопроизводства уведомления в соответствии с частью 2 статьи 215 УПК РФ организовывать изучение материалов уголовного дела и при необходимости давать конкретные указания о производстве следственных и иных процессуальных действий.
После составления следователем обвинительного заключения незамедлительно, но не позднее 24 часов с момента его подписания, обеспечивать изучение уголовного дела для проверки полноты выполнения ранее данных указаний, отсутствия препятствий к рассмотрению дела судом и после согласования обвинительного заключения направление уголовного дела прокурору с сопроводительным письмом руководителя следственного органа для утверждения обвинительного заключения.
В случае выявления недостатков и упущений, препятствующих направлению дела с обвинительным заключением прокурору и рассмотрению его в суде, руководствуясь пунктом 11 части 1 статьи 39 УПК РФ, возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями для дополнительного следствия.

1.24. Контролировать своевременное принятие следователем к своему производству уголовного дела, возвращенного для производства дополнительного следствия; принимать меры к оперативному устранению выявленных недостатков.
В случае возвращения уголовного дела для производства дополнительного следствия прокурором в порядке, предусмотренном п.2 ч.1 ст.221 УПК РФ, совместно со следователем незамедлительно рассматривать вопрос о целесообразности обжалования решения прокурора.
Руководителям главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов СК России в каждом случае возвращения уголовного дела в порядке ст.237 УПК РФ организовывать проведение служебной проверки с целью установления причин допущенных нарушений уголовно-процессуального законодательства, ставших препятствием для его рассмотрения судом, решать вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности и не позднее, чем в 10-дневный срок со дня окончания служебной проверки информировать о ее результатах соответствующее подразделение процессуального контроля центрального аппарата СК России.

1.25. Руководителям главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов СК России обеспечивать не реже одного раза в полугодие подробный анализ состояния работы по осуществлению процессуального контроля. По его результатам принимать меры, направленные на совершенствование организации процессуального контроля.
Заслушивать на заседаниях коллегий или оперативных совещаниях отчеты руководителей отделов, отделений и их заместителей о работе по контролю за процессуальной деятельностью следственных органов СК России.
Систематически изучать, обобщать и распространять положительный опыт по обеспечению процессуального контроля в ходе уголовного судопроизводства, регулярно проводить учебно-методические семинары по изучению методики проверок, форм и методов реагирования на выявленные нарушения.

2. Возложить на руководителей следственных органов СК России персональную ответственность за организацию и осуществление процессуального контроля, выполнение задач, определенных настоящим приказом.

3. Считать утратившим силу приказ Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 07.09.2007 N 5 «О мерах по организации процессуального контроля».

4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Председателя Следственного комитета Российской Федерации по направлениям деятельности.

Председатель
Следственного комитета
Российской Федерации
генерал-полковник юстиции
А.И.Бастрыкин

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
официальный сайт
Следственного комитета при
прокуратуре РФ
www.sledcom.ru (сканер-копия)
по состоянию на 06.05.2011

Заместитель председателя Следственного Комитета Российской Федерации.
Генерал-полковник юстиции.

Елена Леоненко родилась в 1964 году в Санкт-Петербурге. В 1987 году окончила юридический факультет Ленинградского государственного университета имени А.А. Жданова. После окончания университета до 2008 года Елена Евгеньевна проходила службу в органах внутренних дел на различных должностях, в том числе в должности заместителя начальника отдела следственной части по расследованию организованной преступной деятельности Главного следственного управления при ГУВД по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

В органах прокуратуры работает с июня 2008 года в должностях: заместителя руководителя отдела контрольно-процессуального и методического обеспечения Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководителя третьего отдела Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, заместителя руководителя Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

В декабре 2009 года Леоненко назначена на должность заместителя Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. В 2011 году после образования самостоятельного федерального государственного органа назначена заместителем Председателя Следственного комитета Российской Федерации.

Елена Леоненко, работая в должности заместителя Председателя Следственного комитета РФ, курирует деятельность управления процессуального контроля за расследованием отдельных видов преступлений, следственных органов Следственного комитета по расследованию преступлений, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, следственных органов Следственного комитета по расследованию налоговых преступлений, принимает процессуальные решения и осуществляет иные процессуальные полномочия по сообщениям о преступлениях и уголовным делам указанных категорий.

<em>Количество тяжких преступлений снижается в России с каждым годом, но число налоговых преступлений остается высоким, причем мошенники придумывают все новые схемы. Расследованием налоговых преступлений занимаются не только налоговики, но следователи, которые 25 июля отмечали профессиональный праздник. Какой ущерб такие преступления наносят бюджету страны, какой регион лидирует по неуплате налогов, какие налоговые схемы являются самыми популярными и почему освобожденного основателя «Тараса Бульбы» Юрия Белойвана снова ищут правоохранители, рассказала в интервью РИА Новости заместитель председателя Следственного комитета России генерал-полковник юстиции Елена Леоненко. Беседовали Ирина Андреева и Роман Баландин.</em><strong>— Елена Евгеньевна, давайте начнем с того, какой ущерб налоговые преступления наносят российскому бюджету? О каких суммах идет речь?</strong>— По данным Следственного комитета, в среднем в результате налоговых преступлений ежегодно бюджет страны теряет чуть более 58 миллиардов рублей. Но можно констатировать, что на протяжении 2016–2019 годов динамика относительно стабильна. Сразу могу сказать, что статистика — предмет бесконечных дискуссий между ведомствами. Ежегодно издается совместный приказ <a href=»http://ria.ru/organization_Generalnaja_prokuratura_RF/» target=»_blank» data-auto=»true»>Генпрокуратуры</a> и МВД, в котором утверждается статотчетность. И там каждый раз меняются позиции об отнесении преступлений к той или иной категории. Какие составы преступления, в том числе экономические, считать налоговыми. Какие просто, без дополнительных условий, а какие с дополнительными условиями.Так вот, по данным первого полугодия 2020 года, правоохранительными органами выявлено три тысячи 62 налоговых преступления, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года снижение произошло на 17%. Предварительно расследованы уголовные дела об одной тысячи 730 преступлениях. В суд направлены уголовные дела о 728 преступлениях. Выявлено одна тысяча 562 лица, совершивших преступления указанной категории. Размер причиненного бюджету ущерба составил более 47 миллиардов рублей.В результате совместной деятельности правоохранительных органов к концу первого полугодия 2020 года уже удалось возместить порядка 30 миллиардов рублей, из которых, мягко говоря, так называемые недобросовестные налогоплательщики, попавшие в орбиту уголовного преследования, добровольно уплатили в бюджет более 17,1 миллиарда рублей. В рамках уголовного процесса изъято имущества, денег и ценностей на сумму более 419 миллионов рублей, стоимость имущества, на которое наложен арест, составила более 12,4 миллиарда рублей.<strong>— С чем связано снижение преступлений в налоговой сфере в первом полугодии? </strong>— Причина кроется в том, что законодатель в целях обеспечения в стране благоприятного инвестиционного климата шел по пути либерализации законодательства об уголовной ответственности за экономические преступления, в том числе и за налоговые. За последние 5-6 лет суммы пороговых значений для квалификации налоговой недоимки как криминальной увеличивались.Здесь также надо сказать, что налоговая преступность приобретает новые формы, преступники, если можно так сказать, в белых воротничках ухищряются придумывать новые схемы и способы совершения преступлений, видоизменять их, придавать своей преступной деятельности характер правомерной и тем самым имитировать ее, тщательно маскировать следы преступлений, поэтому данный вид преступлений остается еще на достаточно латентном уровне.При этом должна сказать, что вкупе с налоговыми мы, как и прежде, выявляем так называемые дополнительные составы преступления, предусмотренные ст. 172, 173.1, 173.2 УК РФ (Незаконная банковская деятельность, незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица, незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица – ред.) с примечаниями, где речь идет о так называемых «услугах по обналичиванию денежных средств», об искусственном создании юрлиц, когда плодятся «фирмы-однодневки», и другие составы, связанные с фальсификацией доказательств, подделкой документов, с целью предоставления их в арбитражный суд, для подтверждения видимости законности, реальности сделок и так далее.Вообще, традиционно мы к налоговым относим четыре статьи – с 198-й по 199.2, плюс тут еще добавляется к нам статья 159 УК РФ («Мошенничество». – Прим. ред.). Как правило, событие этого преступления связано с незаконным возмещением из бюджета налога на добавленную стоимость. Налоговое преступление, если возьмем статью 199 УК РФ, где говорится об уклонении от уплаты налогов с юридического лица в особо крупном размере, предусматривает до шести лет лишения свободы, в то время как статья 159 УК РФ, по которой квалифицируется хищение путем обмана в особо крупном размере, предусматривает до 10 лет лишения свободы, то есть меры ответственности разные. Однако на практике бывают случаи, когда одни и те же действия, совершенные теми или иными лицами, могут быть квалифицированы по-разному, по 159-й статье и по 199-й. Поэтому сейчас актуален вопрос о совершенствовании уголовного законодательства. У нас с коллегами идет дискуссия, чтобы предложить законодателю ввести новый состав преступления – «Налоговое мошенничество». Но этот вопрос пока обсуждается, и говорить что-то конкретно по нему рано.Тем не менее за 2016–2019 годы, несмотря на то, что минимальный порог для привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления был утроен и общее число налоговых преступлений сокращалось, в результате деятельности <a href=»http://ria.ru/organization_Sledstvennyjj_komitet_RF/» target=»_blank» data-auto=»true»>СК</a>, МВД и <a href=»http://ria.ru/organization_Federalnaja_nalogovaja_sluzhba_RF/» target=»_blank» data-auto=»true»>ФНС</a> число выявленных преступлений увеличилось с 66 до 89.За тот же период по оконченным уголовным делам о налоговых преступлениях общий ущерб бюджету страны от непоступления налоговых и иных обязательных платежей вырос с 59 до 75 миллиардов рублей, а размер возмещенного ущерба с 36 до более чем 40 миллиардов рублей.Если говорить об организованных формах налоговой преступности, то в последнее время в ходе расследования нами активно выявляется незаконная банковская деятельность (Ст. 172 УК РФ. – Прим. ред.). Такие случаи выявлены в Алтайском крае, Магаданской, Пензенской и Омской областях.Таким образом, правоохранительные органы постепенно переходят от количества к качеству. Мы стараемся делать акцент на установлении крупных сумм налоговой недоимки и организованных форм налоговой преступности, продолжая при этом в целом обеспечивать принцип неотвратимости ответственности.<strong>— А какой регион в России является, скажем так, лидером по неуплате налогов?</strong>— Это в немалой степени зависит от населенности и экономического потенциала, поэтому лидером здесь всегда будут крупные экономические регионы. Так, по количеству возбужденных уголовных дел в 2019 году лидировали Москва (228), Московская область (152), Краснодарский край (133), Ставропольский край (108), Ростовская область (96). Примерно те же регионы лидируют по числу уголовных дел, направленных в суд и по сумме причиненного ущерба.<strong>— А какая самая большая сумма была скрыта от налоговой службы в 2020 году?</strong>— В текущем году самая большая сумма от налоговой службы скрыта одним из индивидуальных предпринимателей в Москве на сумму 1,1 миллиарда рублей, но об уголовном деле говорить пока рано до окончания всех мероприятий. В Ярославле самая крупная недоимка у ЗАО «Империал Тобакко Ярославль», эта компания за 2014–2016 годы уклонилось от уплаты НДС и акцизов на сумму почти 2,7 миллиарда рублей. Дело было возбуждено 10 января в текущем году, и уже на сегодняшний день недоимка, пени и штраф погашены в полном объеме, общая сумма вышла в 3,7 миллиарда рублей, в связи с этим 29 июня дело прекращено. Во Владимире самая крупная недоимка у ООО «Рудо-Аква» за 2013–2014 годы на сумму более 1,3 миллиарда рублей. Дело возбуждено 26 марта. <strong>— Какое самое громкое налоговое преступление СК удалось раскрыть?</strong>— Это, наверное, уголовное дело в отношении Юрия Белойвана об уклонении от уплаты налогов с сети ресторанов «Корчма Тарас Бульба». Там сумма недоимки составила 650 миллионов по восьми юридическим лицам. Оно и громкое, и резонансное, и само по себе интересное с точки зрения механизма совершения преступления и доказывания. Суть схемы заключалась в том, что Белойван скрывал прибыль, производя расчеты с клиентами в наличной форме, а когда по результатам контрольных мероприятий налоговая доначисляла ему неуплаченные налоги, он банкротил юрлица и переводил активы на вновь создаваемые компании. По приговору Белойван получил два года лишения свободы, апелляция снизила срок до 1,9 лет, а кассация освободила его в связи с состоянием здоровья.По первому делу было арестовано 13 тысяч евро, 180 тысяч рублей и чуть более 1,1 миллиона долларов США наличными, нежилое помещение стоимостью 148,7 миллиона рублей, земельный участок стоимостью 47,3 миллиона рублей, жилой дом за 19,3 миллиона рублей, три автомобиля марки Mercedes SL500, S500 и 350 GL CDI, а также Porsche Cayenne, несколько банковских и расчетных счетов с 25,6 миллиона рублей. Иски ФНС по взысканию налогов рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства.А далее Белойван скрылся. Дело в том, что, применяя указанную схему, ему удавалось избегать взыскания с него в принудительном порядке налоговой недоимки. В последующем она была квалифицирована как сокрытие имущества и денежных средств, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам, поэтому 5 февраля этого года было возбуждено второе уголовное дело по статье 199.2 УК РФ по факту сокрытия денежных средств Белойваном на сумму 57 миллионов рублей. Его планируется объявить в международный розыск. Следствие продолжается. Хочется добавить, что в этом случае превентивная функция государства сработала. Аналогичные сети и рестораны после этого дела перестали брать оплату наличкой, которая, в нарушение закона, ни в каких документах не фиксировалась.<strong>— В целом какие налоги чаще всего не платят? Какой самый распространенный вид налоговых преступлений в России?</strong>— В России чаще всего уклоняются от уплаты НДС и налога на прибыль. Самый распространенный вид налоговых преступлений в России – это стандартная схема, когда создается искусственный документооборот. Таким образом завышаются расходы, и на эту сумму занижается прибыль, с которой уплачивается налог на прибыль в меньшем размере, чем он должен быть уплачен по закону. Кроме того, на сумму завышенных расходов в результате искусственного документооборота в налоговых декларациях выставляются вычеты по НДС. А так как налогоплательщик фактически не нес расходы и не платил НДС при расчете с мнимыми контрагентами, то и не имел права на вычеты и, соответственно, не имел права их указывать в декларациях, тем самым на сумму вычетов он уклонился от уплаты НДС. Также распространено незаконное возмещение НДС из бюджета. <strong>— Кто чаще всего совершает налоговые преступления и в каких отраслях?</strong>— Это сфера строительства, торговли, в том числе оптовой, финансово-кредитной системе, на транспорте. Преступления в основном совершаются руководителями юридических лиц при соучастии их подчиненных, а также лицами, фактически владеющими и руководящими бизнесом, так называемые конечные бенефициары.<strong>— В уголовном деле что важнее – вернуть деньги или наказать?</strong>— Законодатель – это все-таки государство. И он четко говорит: вернешь деньги, будешь освобожден от уголовной ответственности. Но вместе с тем принцип неотвратимости ответственности за совершенное преступление еще никто не отменял.

В целях ранней профессиональной ориентации обучающиеся 10 классов Санкт-Петербургского кадетского корпуса СК России посетили экспертно-криминалистический отдел управления криминалистики Главного следственного управления СК России по Санкт-Петербургу.

В ходе посещения руководство и сотрудники экспертно-криминалистического отдела рассказали кадетам об истории и цели создании в системе СК России экспертных подразделений, о видах проводимых ими экспертных исследований и порядке их назначения, а также о современных видах криминалистической техники, находящейся в распоряжении следственных органов СК России. Кроме того, на обозрение ребят были представлены учебно-практический фильм «Криминалисты о тайнах следствия» и современные средства компьютерной техники, используемые экспертами отдела в профессиональной деятельности.

Наибольший интерес у кадет вызвал такой вид экспертного исследования как компьютерно-техническая экспертиза, которая позволяет получать интересующие следствие данные, в том числе ранее удаленные, с различных электронных носителей информации, включая социальные сети.

Как отметили кадеты, посещение экспертно-криминалистического отдела было не только интересным, но и поучительным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *