Следователь и дознаватель

Не только люди, далёкие от права, но даже молодые юристы часто путают следователей и дознавателей. В частности, ТС.

А ведь даже на этапе подачи заявления в правоохранительные органы очень важно правильно определиться с подследственностью, чтобы ускорить процесс. Нет. Заявитель не может определять подследственность. В ходе доследственной проверки (про которую ТС не слышал) подследственность может кардинально измениться. Ускорить процесс можно при самогоноварении. Сроки проверки по сообщениям о преступлении, а также следствия и дознания определены УПК РФ.

В общем случае, дознаватель – это должностное лицо, проводящее широкий круг вопросов по сообщениям о преступлениях, указанных в п.1 ч.3 ст.150 УПК РФ. Бред. Дознаватель — это лицо, на которое письменным поручением начальника органа дознания возложены полномочия органа дознания (ст. 41 УПК РФ). Говоря по простому: начальник отдела полиции может своим приказом поручить сотруднику отдела провести дознание по тому или иному материалу. Для соблюдения принципа разделения труда (чтоб не грузить всех подряд) в ОВД существуют отделения дознания, которые специализированы именно на функции расследования уголовных дел небольшой степени тяжести.

А именно, дознание производится (чтобы вы не гуглили):

Дознаватель – это должностное лицо, которое относится к органу дознания. Большую их часть составляют сотрудники органов внутренних дел (полиция). К дознавателям также относятся работники: Нет. Не работники, а сотрудники -дознаватели. Работники вставляют стекла в рамы, кладут кирпич и моют полы в кабинетах.

пограничной службы, пожарного надзора, ФСБ, налоговой полиции, Нет

командиры ВЧ и т.д. Что значит «и т.д.»? Директора колхозов? Старшие повара ресторанов? Список органов дознания исчерпывающий и не может быть расширен (ст. 40 УПК РФ).

Как правило, проверки данных должностных лиц проводятся по сообщениям о правонарушениях, общественная опасность которых сравнительно невелика. Фраза без смысла.

Следователь – это сотрудник правоохранительных органов

Нет. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

(следственный комитет, прокуратура), который производит предварительное следствие по возбужденному уголовному делу. Нет. Только СКР, ФСБ, МВД. В прокуратуре следователей нет (ст. 151 УПК РФ).

У данного должностного лица есть широкий спектр полномочий –Нет. Только предусмотренные УПК РФ.

значительно шире, чем у дознавателя. Так, следователь может возбудить уголовное дело, принять его к своему производству, направить по подследственности (территориальности), провести следственные (процессуальные) мероприятия, давать органу дознания письменные поручения по ОРМ (оперативно-розыскным мероприятиям), обязательные для исполнения.

Таким образом, следователи осуществляют производство по более сложным уголовным делам, (Нет в УПК понятия «более сложное». Преступления делятся по степени тяжести, а не по сложности. Бытовуха зачастую гораздо сложнее контрабанды..

а дознаватели, по сути, призваны избавить их от различной «мелочёвки».Нет. Это разные органы предварительного следствия. Как левая рука не является помощницей правой.

Речь идёт не только о престиже профессии, но и специальной подготовке.

К компетенции дознавателей относятся относительно простые составы преступлений, а общественная опасность – невысокой.Нет понятия «простой состав преступления». Состав един для всех преступлений.

Дознавателями в полиции в большинстве случаев являются оперуполномоченные и участковые инспекторы, которые делают наиболее «грязную» работу. Бред бредский. В ОВД имеются отделения дознания. Они, как правило, и расследуют уголовные дела.

Следователь может давать поручения дознавателю, а также иным структурным подразделениям правоохранительных органов – в пределах своей компетенции. Нет. Не может и не дает. Следователь может дать поручения органу дознания, но не дознавателю. Каким таким «иным структурным подразделениям»? ТС хоть имеет представление о структуре правоохранительных органов?

Дознаватель всё делает самостоятельно, от получения заявления для рассмотрения до направления уголовного дела в суд. Нет. По согласованию с начальником органа дознания. Все постановления дознаватель утверждает начальником органа дознания.

Как следователи, так и дознаватели могут проводить проверочные мероприятия, включая сбор доказательств, назначение экспертиз, проведение неотложных следственных мероприятий. Зачем следователю проводить проверочные мероприятия? Для этого есть орган дознания. Следователь должен установить наличие или отсутствие признаков состава преступления и возбудить уголовное дело в случае их наличия.

Заключение.

Итого, что мы имеем:

1. ТС не читал УПК РФ, не понимает систему уголовного права и не различает основных понятий.

2. ТС не знает структуру правоохранительных органов, их взаимосвязь, компетенцию и сферу деятельности. про такие сложные понятия, как «орган дознания» и подавно.

3. Учиться, тебе надо, ТС, а не писать посты о вещах, о которых ты имеешь крайне поверхностное представление.

НЕ НАДО ПРОДОЛЖЕНИЯ!

> Дознаватель

Выберите букву

Дознаватель и его отличие от следователя, а так же в чем заключается его работа и полномочия

Дознаватель — согласно Уголовно-процессуальному кодексу РФ должностное лицо органа дознания, работающий (служащий, профессия) в следственном или ином подразделении (органе) дознания по итогу своей деятельности составляет судебный акт, к уголовной ответственности самостоятельно не привлекает, осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ, а потому право обжаловать действия субъекта менее компетентного автоматически распространяется и на право обжаловать действия субъекта более компетентного: руководителя органа дознания, начальника подразделения дознания, органа дознания.

Дознователь проводит досудебное расследование в соответствии с законом, а его деятельность схожа с деятельностью следователя, но она является более ограниченной.

Особенности дознавателя

К его компетенции относятся относительно простые составы преступлений, а общественная опасность – невысокой. При этом следователь может принять к производству «дознавательский» материал, а дознаватель – «следовательский» материал принять не вправе. Кто из них «хуже» для подозреваемого и обвиняемого, сказать сложно.

Дознаватель несёт ответственность за все свои решения и действия, поэтому он должен работать законно и выполнять все обязанности.

Таким образом, должностные лица органа дознания являются субъектами и проверки сообщения о преступлении, и формирования доказательственной базы в стадии возбуждения уголовного дела, а следовательно, надлежащим субъектом производства следственных действий.

Полномочия дознавателя отражаются в должностных инструкциях. Такой документ обычно составляется для каждого руководителя и сотрудника органа дознания. Чаще всего инструкции сводятся в таблицу, где указываются обязанности по должности и периодичность их выполнения.

Полномочия дознавателей органов внутренних дел:

  • проверка заявлений и сообщений о преступлениях;
  • принятие решения по результатам проверки, при необходимости – возбуждение уголовных дел;
  • производство процессуальных действий по делу;
  • прекращение уголовного преследования, если на то есть основания;
  • приостановление дознания;
  • направление материалов дела по подследственности, а по окончании дознания – прокурору.

Возбуждение уголовного дела

Если оперативный уполномоченный по результатам доследственной проверки сообщения о преступлении экономической направленности придет к выводу о том, что в материалах имеются данные, указывающие на признаки уголовного преступления, то он вправе направить материал в следственное подразделение для принятия итогового решения.

Вместе с тем он вправе сам вынести постановление о возбуждении уголовного дела, пользуясь при этом правилами ст. 157 УПК РФ. Данная норма определяет компетенцию органа дознания и предоставляет право на возбуждение уголовного дела другому субъекту, не следователю, но вместо него.

Справочно:

С целью попытки оптимизировать деятельность по рассмотрению сообщений о преступлениях в 2014 году в отдельных территориальных органах МВД России было принято решение о проведении эксперимента, в ходе которого рассматривать сообщения о преступлениях должны были только следователи или штатные дознаватели с учетом правил о подследственности. Сотрудникам других служб было запрещено принимать процессуальные решения по материалам.

Обжалование действий и постановлений должностного лица (жалоба)

Уголовно-процессуальный кодекс РФ позволяет обжаловать действия и постановления дознавателя, путем подачи жалобы вышестоящему руководству, в прокуратуре по ст. 124 УПК РФ или в суде по ст. 125 УПК РФ.

Форма предварительного расследования

Следует учитывать, что определение формы предварительного расследования — это общая задача как первой, так и второй стадии уголовного процесса — стадии предварительного расследования

О правильности данных выводов говорит также то, что ст. 150 УПК РФ регламентирует формы предварительного расследования в качестве общего условия именно второй стадии уголовного процесса, так как структурно находится в главе 21 «Общие условия предварительного расследования», расположенной в разделе VIII «Предварительное расследование». А учитывая то, что раздел VII «Возбуждение уголовного дела» не содержит аналогичных норм, то сама возможность уголовно-процессуальной аналогии изначально определяет определение формы предварительного расследовании и подследственности в качестве основной задачи именно второй стадии уголовного процесса, делая данную задачу в стадии возбуждения уголовного дела факультативной.

Дознаватель имеют право:

  • проверять, а также просматривать сообщения о совершённых и готовящихся преступлениях;
  • принимать решения после просмотра сообщений о различных преступлениях. Кроме прав, дознаватели имеют определённые обязанности:
  • осуществлять деятельность по принципам уголовного судопроизводства;
  • применять меры принуждения, которые разрешены законом;
  • действовать в соответствии с указаниями начальника органа дознания и прокурора;
  • осуществлять другие полномочия, которые предусмотрены законом.

Дознаватель в Министерстве обороны РФ (армии)

В качестве органов дознания выступают также командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов.

Деятельность указанных субъектов в качестве органов дознания раскрывается в Приказе Министра обороны РФ от 19 декабря 2003 г. № 446 «Об организации деятельности органов дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации»; кроме того, имеются указания Министра обороны РФ от 24 марта 2006 г. № 205/2/65, утвердившие Методические рекомендации по вопросам взаимодействия личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации с представителями органов предварительного расследования. Для непосредственного осуществления своих процессуальных функций орган дознания — командир воинской части назначает своим приказом из числа наиболее подготовленных, подчиненных ему офицеров дознавателей, которые, являясь должностными лицами органа дознания, обладают процессуальными полномочиями, предусмотренными ч. 3 ст. 41 УПК РФ. Один из них назначается старшим дознавателем, ему, как правило, поручается расследование наиболее сложных дел.

Дознаватели назначаются, как правило, из расчета:

  1. на полк (корабль 1-го ранга) — 5 — 6 дознавателей;
  2. на отдельный батальон (корабль 2-го ранга) — 3 — 4 дознавателя;
  3. на отдельную роту (корабль 3-го ранга, дивизион кораблей 4-го ранга) — 1 — 2 дознавателя;
  4. на штаб (выше полка) и учреждение (военно-образовательное учреждение профессионального образования) — 2 — 5 дознавателей.

Возмещение причиненного вреда

При этом согласно ч. 2 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу.

В остальных случаях вред, причиненный гражданину, а также вред, причиненный юридическому лицу органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, — за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Источники возмещения причиненного вреда

Причиненный вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования. В соответствии со ст. 214 и 215 ГК РФ средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Кто такой дознаватель?

В настоящее время закон называет дознавателем должностное лицо, проходящее службу в органе дознания и правомочное вести предварительное расследование дел в форме дознания. В этой роли выступает сотрудник, который ведет деятельность по сообщениям о преступлениях, прописанных в п.1 ч.3 ст.150 Уголовно-процессуального кодекса. Все прочие подобные составы преступлений относятся к компетенции следователя. Таково общее правило, хотя в отдельных случаях дознание может проводить иное лицо по указанию прокурора. Дознавателем также выступает служащий, которого начальник органа уполномочил провести предварительные мероприятия, направленные на выяснение обстоятельств конкретного преступления. Полномочия дознавателя устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством. Не может выполнять обязанности дознавателя то лицо, которое проводило оперативно-розыскные мероприятия по означенному делу.

Как правило, дознание ведет штатный сотрудник правоохранительного органа, обладающий необходимой квалификацией, имеющий юридическое образование и профессиональные навыки, которых требует расследование дел той или иной категории. Некоторые правоведы отстаивают идею о необходимости более широкого участия сотрудников органов правопорядка в деятельности по линии дознания. В целом же указанные выше функции делегируются либо штатному сотруднику органа дознания, либо передаются любому иному сотруднику. Главное требование – чтобы это должностное лицо одновременно не проводило по делу оперативные и розыскные мероприятия. На практике обязанности дознавателя нередко выполняют участковые уполномоченные или оперативники.

Права дознавателя

Дознаватель имеет право выполнять неотложные действия, находящиеся в компетенции следователя. Речь здесь может идти о тех мероприятиях, которые в случае промедления неизбежно приведут к потере улик, информации, следов, свидетельствующих о совершении преступления.

Дознаватель может вести полное расследование в виде дознания в границах своих полномочий. Проводя мероприятия, дознаватель имеет право принимать ответственные процессуальные решения самостоятельно. К исключениям здесь относятся те случаи, когда по закону для принятия решений требуется согласование с начальником органа дознания, санкция прокурора либо решение суда.

Полномочия дознавателя дают ему право вызывать граждан для допроса, приглашать компетентных специалистов, проводить осмотр, освидетельствование, задержание лица, подозреваемого в совершении преступления. Дознаватель имеет право производить выемку документации и предметов. Если есть необходимость, дознаватель может назначить экспертизу по делу.

Среди иных полномочий, которыми обладает дознаватель, – обеспечение возмещения материального вреда, если он нанесен преступлением. Дознаватель имеет право признать гражданина потерпевшим, истцом либо гражданским ответчиком.

Лица, участвующие в производстве по конкретному делу, имеют право заявить отвод дознавателю, а также обжаловать его действия или принятые им решения. Это, впрочем, не ведет автоматически к прекращению выполнения им своих обязанностей в рамках производства. Дознаватель руководствуется в своей деятельности указаниями прокурора, которые обязательны для выполнения. Если сотрудник органа дознания не согласен с такими указаниями, он может их оспорить, направив прокурору обоснованные возражения в письменном виде. В отдельных случаях дознаватель имеет право добровольно отказаться от ведения конкретного дела.

Профилактическая работа в деятельности дознавателя

Выполняя процессуальные функции, дознаватель обязан принимать неотложные меры к предупреждению преступлений и устранению причин, которые способствуют их совершению. Он также обязан своевременно направлять компетентным службам материалы, необходимые для организации розыска тех лиц, которые уклоняются от дознания или подозреваются в совершении преступления.

Производя дознание, сотрудник обращает внимание на условия, которые способствовали совершению преступных деяний. По результатам проверки дознаватель может вносить обобщенные представления в органы, учреждения, организации, которые могут и должны принимать меры к устранению условий, способствующих совершению преступлений. Если руководители организаций не выполняют такие предписания, дознаватель вправе направить информацию в прокуратуру.

Дознавателю приходится вести профилактическую работу и среди жертв преступлений, в особенности, когда они подверглись преступному посягательству из-за своего виктимного поведения. В большинстве случаев средством такой работы становится разъяснительная беседа.

Расследуя уголовные дела и осуществляя профилактику преступлений, дознаватель:

  • проводит обзорные лекции;
  • выступает с сообщениями перед населением;
  • делает доклады на правовые темы на предприятиях и в организациях.

Целью таких мероприятий становится информирование граждан и трудовых коллективов о способах предупреждения преступлений. Эффективными каналами для подобного общения в последнее время все чаще становятся радио и телевидение.

Чем отличается следователь от дознавателя?

Многие студенты юридических факультетов на первых порах своей учебной и профессиональной деятельности, так или иначе, допускают ошибки. Что, в принципе, не удивительно. Стоит только пробежаться глазами по всей той массе информации, в которой будущие юристы должны будут ощущать себя словно рыба в воде, как сразу же захочется отложить эти труды мыслителей и заняться чем-то попроще. Юридическая сфера как никакая другая наполнена различными терминами и понятиями, которые иногда бывают настолько схожи по звучанию или функционалу, что легко потеряться в этом бесконечном потоке непонятных и незнакомых слов.

Среди наиболее распространенных ошибок у студентов, а в целом не только у них, но и у большинства населения страны (в силу своей некомпетентности в столь тонких материях) – это постоянная путаница между понятиями «следователь» и «дознаватель». А ведь данные термины можно отнести к разряду обязательных для изучения. И лучше всего начинать знакомиться с ними со школы, так как знания пригодиться эти могут в дальнейшей жизни, а получить их будет неоткуда.

Общие характеристики

Начнем с азов. Кто же такие следователи и дознаватели? Где они работают и какую функцию выполняют? Могут ли они работать совместно или каждый сам по себе? Конечно, вопросов возникает масса. Но на каждый из них можно ответить.

Следователи и дознаватели. Кто они? Начнем с последнего. Дознаватель – это, прежде всего, должностное лицо. Основное место расположения (или подчинения) – орган дознания. Основная масса дознавателей находится в штате Министерства внутренних дел, проще говоря – в полиции. Однако полицией дело не ограничивается. Статусом «дознаватель» может так же обладать сотрудник пограничной службы, сотрудник Федеральной службы безопасности. Так же не редко в налоговой полиции и пожарном надзоре встречается данная должность. Дознаватель, в основном, работает с мелкоуголовными делами, которые не создают большой общественной опасности, а так же с административными делами.

Следователь же локализуется только в прокуратуре или следственном комитете, так как является сотрудником органов правоохраны. В обязанности следователя входит ведение предварительного следствия по ранее возбужденному делу. Данное должностное лицо имеет достаточно широкий круг полномочий. Гораздо больше, нежели у своего вышеназванного коллеги. В полномочия следователя входят:

  • Возможность возбуждения уголовного дела.
  • Принятие его для собственного производства.
  • Проведение различных следственных мероприятий.
  • Делегирование дознавателям письменные поручения, которые являются обязательными для исполнения последними.

Совпадения

Видя этот перечень должностных обязанностей следователя, может сложиться ошибочное мнение, будто дознаватели являются более низким звеном в структуре внутренних органов. Однако это совсем не так. Дознаватели могут расследовать дела по почти что 70 различным составам преступления (если быть точным, то 68, но и это достаточно много). К тому же, дознаватели принимают на себя весь основной «удар» гражданского населения по различным мелкоуголовным и административным вопросам. Это, в свою очередь, позволяет следователям не отвлекаться на поиски украденного велосипеда, а заниматься более крупными и серьезными делами, которые могут представлять значительную опасность для общественности.

Следователь же может обращаться за помощью, а так же с различными поручениями, к дознавателю. Плюс к иным подразделениям, которые находятся в сфере его компетенции. Однако это не значит, что дознаватель находится в полной власти следователя. Дознаватель имеет полное право действовать самостоятельно, проводя все этапы – от заявления до передачи материалов в суд.

Объединяющим моментом первых и вторых должностных лиц является то, что они могут производить какие-либо проверочные действия, в том числе сбор улик и постановления о проведении различных экспертиз.

Различия

В чем же состоят различия между этими двумя должностями. Из сравнения, что было описано чуть выше, можно сделать такие выводы:

  1. Следователь и дознаватель занимаются различными категориями дел. У дознавателей – мелкоуголовные и административные, у следователей – более значимые с точки зрения общественной безопасности.
  2. Следователь может делегировать дознавателю в письменном виде некоторые, необходимые для выполнения, действия, отнимающие много времени.
  3. Дознаватель не имеет права заниматься делом следователя, в то время как следователь может заниматься делом дознавателя.
  4. Следователь обладает большей самостоятельностью в возбуждении и ведении дела, вплоть до передачи материалов уголовного дела в суд. Дознаватель же должен получить разрешения на свои действия у руководителя органа дознания.
  5. Следователь может работать исключительно в следственном комитете и прокуратуре. Статус дознавателя можно получить, работая и в иных ведомственных учреждениях.
  6. Следователь может самостоятельно возбуждать дела, закрывать их или приостанавливать. Дознаватель такими полномочиями не обладает.

В любом случае, даже не смотря на все эти различия, которые, к слову, не так уж и велики, главное помнить, что данное должностное лицо – будь то следователь или дознаватель – это, прежде всего, человек. Не стоит бравировать перед дознавателем, что он «чем-то не обладает». Эти люди проводят титаническую работу, разгребая сотни, а то и тысячи различных мелких дел. Если все это повесить на следователей, то потребуется целый штат сотрудников, которые будут днями и ночами корпеть над чем-то столь незначительным, о чем даже сам заявитель может забыть на следующий день. Нужно иметь отделять зерна от плевел.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *